Лепим сосуды из глины

Лепим сосуды из глины thumbnail

Многие, кто не связан с керамикой, часто удивляются, что керамическая посуда бывает лепной в ручную, то есть слеплена руками без использования гончарного круга. И сегодня я хочу показать-Как это делается. Оговорюсь сразу, керамистам этот МК будет не интересен, т.к. все это им уже известно, ничего нового я не открыла.

Хочется дома иметь любимую пиалу, кружку или тарелочку под орехи, а оттого, что она сделана своими руками все, что Вы в нее положите и нальете, станет во много раз вкуснее и полезнее.. Почему бы не слепить ее своими руками? Техник существует немало, я хочу предложить попробовать лепку так называемыми жгутами. Ну что ж-приступим, и пусть Вас не пугает слово шликер-это просто та же глина, из которой мы будем лепить, только разведенная с водой до состояния жидкой сметанки. Нам понадобится глина (сейчас можно купить уже готовую к лепке глину, а можно накопать саим и соответственно подготовив браться за дело- как ее готовят, рассказывать не буду, есть отдельные МК по этому поводу). Глину сразу оберните обычной влажной Х/Б тряпочкой, что б в процессе работы она не засохла. Начнем работу с дна. Определитесь с размером будущей пиалы-чем она больше, тем больше надо делать дно. Берем необходимое количество глины и скатываем ее в шарик.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 1

Разминаем наш шарик пальцами в лепешечку.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 2

Не пугайтесь, если по краям появятся трещенки. Теперь нам понадобится, то на чем будем лепить пиалу. Это может быть керамическая плитка без рисунка, или пластиковая досочка, или обычный испорченый диск. Вобщем все, что имеет гладкую и ровную поверхность. Нашли? Тогда продолжим: нашу лепешечку раскладываем на этой ровной поверхности и начинаем разглаживать ее пальцами, окуная при необходимости их в шликер, для того, чтоб дно не пересохло и для того, чтоб загладить все трещенки, выровнять поверхность.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 3

Не далайте дно слишком тонким-иначе при сушке или при обжиге оно может треснуть. И пока откладываем его в сторону.

Далее делаем то, из чего у нас будут стенки – катаем жгут (ну или колбаску). Колбаска должна быть везде одинаковой по толщине. Следите за тем, что б глина не пересыхала (это когда появляются трещенки), если это происходит, смочите шликером и загладьте пальцами трещены.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 4

Колбаса готова, теперь можно вспомнить и о донышке! Начинаем наращивать стенки. Смазываем с помощью кисти наше дно по краю шликером (напоминаю-это вода с глиной до состояния сметанки) и начинаем прилеплять колбаску вокруг дна. Первый виток есть?

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 5

Снова смазываем кистью в шликере, только теперь уже первый прилепленный виток колбаски и накладываем следующий виток, прижимая его пальцами. Прилеплевая, не бойтесь делать это по-сильнее, настолько, чтобы между кольцами не было просветов.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 6

Действуем так кольцо за кольцом, пока не кончится колбаса. Колбаса кончилась! Берем в руки стеку (у ребенка из пластилана можно на время стащить) и начинаем сглаживать наши стенки и внутри и снаружи. Если нет стеки-можно обойтись и пальцами.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 7

У дна обязательно пройтись хорошенько и снаружи и внутри. Это вид псле работы стекой.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 8

А теперь в ход пойдут только наши пальцы: смачиваем их в чудо-шликере, который нам поможет сглаживать-ведь надо затереть и заровнять все шовчики и трещенки, что б пиала была пиалой, а не дыврявым черепком. И гладим, водим пальцами (конечно с добрыми и радостными мыслями), выравнивая неровности, а также толщину стенок.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 9

Где-то край может получиться не ровным или Вы просто хотите пиалу поглубже, тогда.. Снова катаем колбасу и вновь смазываем шликером и поднимаем стенку до нужной Вам высоты.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 10

Затем снова сравниваем стекой или пальцами и приводим уже пиалу так сказать в парадный вид. Не устали? Если требуется прерваться на чай, кофе, сказку ребенку почитать, ничего страшного-просто одеваете обычный пакет на пиалу вместе с диском, заворачиваете хорошенько и глина не будет сохнуть.

Итак, передохнули. У нас почти все готово, формируем края пиалы, и снова в ход идут пальцы. Можно выровнять идеально ровные края, а мне нравятся такие, слегка волнистые и загнутые внутрь. Не делайте только очень тонкие края, а то пиала не будет долговечной.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 11

Принимаемся за декорирование нашей пиалы. Ну это уже насколько у Вас хватит фантазии! Я люблю листики, поэтому декорировать буду листиками. Можно взять и живые, пока они еще есть, так даже интереснее. А у меня есть (тоже сделала недавно сама) вот такой резиновый, захотелось попробовать.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 12

Ну тут все совсем просто: кладем листик (живой или мертвый резиновый) в то место, где нам хочется и аккуратно пальцами (как же хорошо, что этот инчтрумент всегда с нами), вдавливаем по всей поверхности листика, чтоб отпечаток был ровный.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 13

И что там у нас вышло..Ой! Это же листик!

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 14

Какой-то он у меня не живой-беру зубочистку или любой другой похожий на нее предмет и “дорисовываю” края листика.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 15

Ну вот теперь полноправный листик.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 16

Перехожу к внешней стороне, также накладывая листики.

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 17

Ну, вот собственно, и то чего мы так желали: работа закончена.

Читайте также:  В чем различие вен и сосудов

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 18

МК Пиала из глины лепим руками!, фото № 19

Если Вы лепили на диске, вспоминаем. что там есть отверстие. И чтоб дно было ровным, когда высохнет, снимаем с диска. Стоп! Только не пытайтесь оторвать! Снимаем следующим образом: нужно взять либо очень тонкую проволочку длиной около 30 см или простую армированную нитку. Накладываем нитку или проволоку у самого основания на нашу пиалу и аккуратно, сводя концы срезаем с диска пиалу. Если на дне какие-то неровности-пальцами все загладить.

Остается высушить изделие и обжечь. Сушить лучше ставить в такое место, где пиалу никто не будет беспокоить, что б нигде не замялась, ну и что б сохла (только не батарея!) При комнатной температуре будет в самый раз. Только пакет снова придется надеть, но уже не заматывать наглухо, а просто слегка прикрыть, что б был свободный доступ воздуха. Насчет обжига немного сложнее.. С радостью бы предложила всем Вам обжечь у меня, но это не возможно, т.к. все мы с Вами из разных городов Поэтому, можно поискать в своем городе керамические мастерские и напроситься обжечь.

Спасибо всем за внимание! Особенно тех, кто нашел прочитать мой МК до конца. Теплых и уютных вещей Вам в доме, сделанных своими руками.

Источник

Лепим сосуды из глиныТехники работы с глиной – традиционные, базовые знания о том, какими способами можно создавать из глины изделия разных форм и размеров.

  Новые ученики, впервые попадая к нам в мастерскую, стремятся сразу же приступить к урокам на гончарном круге. Многие из них даже представления не имеют, что кроме примитивной лепки руками и гончарного круга, можно еще как-то работать с глиной…  

   Ни смотря на разнообразие форм и размеров керамики, во всем мире существует всего несколько основных приемов лепки из глины. Все эти приемы известны гончарам уже много веков и практически не изменились.

Перечислим несколько основных традиционных способов лепки из глины:

1.Ручная лепка из цельного куска глины

2.Ленточно-жгутовая техника

3.Пластовая или текстильная техника

4.Отминка в готовую форму.

5.Отливка в гипсовую форму

6. Вытягивание изделий на гончарном круге.

Так же, при создании глиняных изделий можно сочетать два или более приемов лепки.

Ручная лепка.

Лепим сосуды из глиныПод понятием «ручная лепка» многие представляют ребенка, который лепит из глины примитивные фигурки. Однако, не стоит недооценивать возможности человеческих рук. Ручная выделка сосудов из глины не только появилась раньше формовки на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наши дни, к счастью, не перевелись еще мастера, которые умеют изготовлять посуду старыми дедовскими способами. При чем изделия ручной работы получаются настолько правильной формы, что вы можете подумать, что они сделаны на гончарном круге.

   Но если на гончарном круге формы сосудов получаются только круглого сечения, но в ручной лепке мастер не ограничен никакими условиями.

   Ручная лепка посуды до сих пор широко применяется в Индии, странах Африки и Южной Америке. В Японии, например, керамика, выполненная в традиционной ручной технике раку, ценится очень дорого и не каждый японец может позволить себе такую роскошь.

Подробней о том, как развивались искусство керамики, читайте в статье – история керамики.

   Существует довольно много способов ручной лепки сосудов. Все они отличаются простотой и остроумием технических решений. Для того, чтобы ближе познакомиться с особенностями ручной лепки, мы будем их изучать в мастер-классах на конкретных примерах. Так что добро пожаловать к нам в мастерскую на курсы художественной керамики!

   Однажды при раскопках поселений Двуречья, историки обнаружили интересные сосуды с отпечатками веревки на внутренних сторонах стенок. Древние гончары довольно часто украшали посуду орнаментом, вдавливая веревку в еще мягкую глину. Такую керамику ученые назвали шнуровая. Но зачем было мастерам делать узоры внутри сосудов? Как выяснилось позже, технология изготовления посуды заключалась в том, что древние гончары сматывали веревку с тугой клубок, и вокруг него лепили из глины стенку сосуда. Когда изделие было готово, веревку постепенно вытягивали за оставленный снаружи конец, клубок разматывался и получалась полость сосуда. 

 Жгутовая техника

   Лепим сосуды из глиныЛепка из глиняных жгутов  была известна людям еще в каменном веке. Прошли тысячелетия, а мастера  до сих пор успешно пользуются ей для создания уникальных изделий. Жгутовая техника может применяться мастерами для создания изделий любых форм и размеров, даже скульптур. Особенно, жгутовая техника незаменима при создании огромных сосудов, которые невозможно вытянуть на гончарном круге. Имени в жгутовой технике древнегреческие гончары создавали  пифосы – сосуды для вина, достигавшие более двух метров в высоту.

  Современные керамисты способом жгутовой лепки создают огромные скульптуры из глины. Подобные шедевры – процесс создания скульптур, их обжиг и декорирование можно увидеть на фестивале «Белые Ночи» в городе Пермь, который проходит в июне каждый год.

   Жгутовая техника до сих пор применяется ремесленниками в Средней Азии, странах Африки и на Кавказе.

Способ лепки посуды в жгутовой технике такой: из заранее раскатанного глиняного пласта стеком вырезают дно для будущего изделия, необходимого диаметра. Затем из глины раскатывают жгуты или, как объясняют детям – колбаски, одинаковой толщины. Начиная от дна и постепенно, поднимаясь ряд за рядом все выше, по спирали укладывают жгуты – таким образом, наращивают стенку изделия. Жгуты между собой скрепляют шликером – жидко разведенной глиной и замазывают места соединения жгутов пальцами или стеками. 

Читайте также:  Уколы азотом от сосудов

 Пластовая техника.

  Лепим сосуды из глиныПо своей сути этот способ лепки очень напоминает лоскутное шитье. Поэтому пластовую технику можно встретить так же под названием «текстильная керамика».  Для раскатывания пластов, как правило применяют обычную кухонную скалку. Чтобы толщена была одинаковая, под скалку во время раскатки подкладывают рейки. Из готовых пластов стеком вырезают детали «выкройки». Далее детали, как конструктор соединяют между собой при помощи шликера.

  В пластовой технике можно создавать как  простые предметы быта, так и сложные скульптурные композиции. Не удивительно, что среди мастеров-керамистов, текстильная керамика очень популярна. 

Отминка в готовую форму

Лепим сосуды из глиныДля применения этого способа лепки нужны готовые формы. Формы могут быть выполнены из любых материалов – гипс, керамика, дерево, пластик.

    Первые древние керамисты в качестве формы использовали овальные камни – посыпали их золой, чтобы глина не прилипала к поверхности и облепляли глиной. Когда глина немного подсыхала, камень убирали.

  Формы-болванки бывают как монолитные, так и разборные, состоящие из нескольких частей. Использовать одну форму для лепки можно бесконечное количество раз, поэтому способом отминки получают множество одинаковых предметов.  Главное условие – изделие должно легко, без повреждений выниматься из формы.

   Способом отминки, например, керамисты изготовляют потрясающей красоты изразцы для печей и каминов, лепнину, дамские украшения.

   В дальнейшем, обязательно подробно изучим этот интересный прием лепки.

Отливка в гипсовую форму.

  Лепим сосуды из глиныСреди всех остальных способов работы с глиной, метод отливки занимает особое место. Он позволяет с большой точностью изготовить большое количество одинаковых керамических предметов с тонкой стенкой.

  Глиняное или шликерное литье основано на свойстве гипса впитывать воду из глины. В гипсовую форму наливают шликер – глину, разведенную до состояния жидкой сметаны. Гипс начинает интенсивно впитывать в себя воду из глины. При этом, слой глины равномерно уплотняется по всей внутренней поверхности формы, образуя стенки будущего изделия. Когда глиняная стенка наберет необходимую толщену, излишки шликера выливают. После того, как глиняный черепок немного подсохнет, изделие вынимают из гипса и досушивают.

  Непосредственно глиняному литью предшествует большой подготовительный этап – разработка эскиза будущих гипсовых изделий, создание модели изделия, отливка гипсовой матрицы по модели.

  В дальнейшем, я обязательно покажу читателям мастер-класс по технике шликерного литья. Поэтому не забудьте подписаться на обновления сайта, если хотите узнать больше секретов!

Вытягивание изделий на гончарном круге.

  Лепим сосуды из глины Гончарный круг – величайшее изобретение человечества. Ручной гончарный круг люди придумали даже раньше, чем колесо. Когда-то он был незаменим при изготовлении посуды и намного ускорял процесс производства по сравнению с ручной лепкой.

   В наш век современных технологий  гончарный круг по мимо практического значения приобрел еще и другое важное качество – стал служить людям  одним о способов выразить свои художественные способности. Гончарный круг  сродни музыкальному инструменту, на котором можно исполнить любую музыку, от народных напевов до новомодных композиций. Работа на гончарном круге учит терпению, заставляет забыть о насущных проблемах, учит тому, как находить гармонию в себе и в окружающем мире. 

   Первое, с чего начинают обучение работе на гончарном круге – это правильная постановка рук. Без правильно поставленных во время работы рук вы никогда не добьетесь хороших результатов. Не сможете идеально оцентровать глину, почувствовать толщину стенки изделия, а значит, изделие получиться не симметричным, тяжелым, либо совсем разрушится.

  Научиться работать на гончарном круге можно, конечно, и по книгам или видео-урокам. Однако самый верный способ  – посетить несколько уроков гончарного мастерства, где опытный гончар покажет передаст вам свои знания.

Источник

Методическая разработка занятия

Выполнил:

Авраменко Людмила Михайловна, МБОУ ДОД ЦДЮТ , Республика Адыгея, Майкопский район, пос Тульский

Предмет (направленность): лепка из глины

Возраст детей: 7-12 лет

Цели:

Образовательные цели:

    • Знакомство с историей развития керамики Древнего мира.

    • Знакомство с основными понятиями гончарного творчества.

Развивающая цель:

      • Развитие навыков лепки ровной формы.

      • Развитие творческих способностей детей.

Воспитывающая цель:

      • Воспитание интереса к истории гончарного искусства и истории искусств в целом.

      • Воспитание интереса к ручному труду.

Оборудование:

Для педагога:

  1. Карточки со словами:

керамос, гончар, амфора, гидрия, килика, бомбилия.

  1. Плакаты «История развития керамики», «Греческие сосуды».

  2. Выставка поделок, выполненная обучающимися ранее.

Для обучающихся:

  1. Подготовленная глина.

  2. Баночки с водой.

  3. Стеки.

  4. Дощечки, салфетки, рабочие фартуки.

Время занятия (45 мин)

1.Организационный момент.

2.Объяснение нового материала 15мин.

3.Практическая работа, лепка из глины 25 мин.

4.Подведение итогов 5 мин.

Участники занятия — обучающиеся творческого объединения «Матрёшка», ученики 1-5 классов. Группа первого года обучения в количестве 15 человек.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята!

Тема занятия сегодня «Мы лепим греческий сосуд».

В начале я вам расскажу как человек открыл для себя удивительные свойства глины, с чего всё началось.

Давным-давно, тысячи и тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, что она мягка и податлива, что хочешь делай из неё. И человек вылепил горшок. (Использовать для иллюстрации плакат с соответствующей картинкой).

Читайте также:  Сужение сосудов нижних конечностей закупорка

Первые горшки получались непрочные — пропускали воду, трескались и легко ломались. (Вопрос к детям : Как вы думаете, почему?).

Прошло ещё много времени, может быть, целые столетия, когда люди обнаружили, что глина становится прочнее после обжига глиняных изделий на огне.

С незапамятных времён люди стремились сделать не только прочную посуду, но и красивую. Даже когда им жилось трудно, они старались чтобы окружающие их предметы и вещи были полезными и красивыми.

Вот почему древние глиняные горшки, которые мы видели в краеведческом музее, покрывались узорами.

Люди научились делать не только горшки ,но и кувшины, чаши, вазы… Старинных сосудов сохранилось очень мало, почти все разбились, а те что дошли до нас, найдены при раскопках исчезнувших когда-то городов и древних поселений.

Богатой историей развития керамики славится Древняя Греция.

Слово «керамика» — греческое (используется карточка с этим словом),

происходит от слова «керамос» — глина (используется карточка с этим словом), означает «гончарное искусство».

«Гончар» (используется карточка с этим словом) — мастер по выделке глиняной посуды.

Лепили вазы на гончарном круге (используется плакат). Его придумали ещё в глубокой древности и используется в наше время.

У каждого греческого сосуда есть своё название и назначение.

«Амфора» (используется плакат с изображением) — ваза с двумя ручками, предназначалась для хранения масла и вина.

«Гидрия»(используется плакат с изображением) — кувшин для воды, у него по бокам две маленькие круглые ручки, а третья- длинная идёт от верха горлышка вниз. Пустую гидрию держали за длинную ручку, а наполнив её водой девушки несли гидрию на голове, держа за круглые ручки.

«Килика» (используется плакат с изображением) — низкая плоская чаша на ножке для питья.

«Бомбилия» (используется плакат с изображением) — маленький сосуд для оливкового масла, которым пользовались легкоатлеты.

Пhello_html_48e61b82.jpg
рактическая работа.

Сейчас вам предстоит стать настоящими гончарами и вылепить из глины любой из названных греческих сосудов. У нас с вами нет гончарного круга, поэтому вы можете использовать любой из способов лепки, которые мы изучали на предыдущих занятиях:

-жгутиковый способ (самый удобный для лепки посуды),

-комбинированный способ (лепка из отдельных частей),

– способ лепки из цельного куска глины.

Наши работы по размерам будут маленькими, так как наша муфельная печь, в которой мы потом будем обжигать поделки, имеет небольшой размер.

На задание даётся 20 мин., кто не успеет закончить работу, сможет её продолжить на следующем занятии творческого объединения.

Самостоятельная работа детей.

Во время работы детям задаются вопросы о поэтапности лепки изделия, о качестве глины, о приёмах используемых при лепке из глины, о правилах поведения на занятиях творческого объединения (на стене в кабинете висит плакат « О правилах поведения на занятиях»).

Подведение итогов.

Сегодня мы кратко познакомились с историей возникновения и развития керамического искусства. Узнали о древнегреческих вазах и о мастерах-гончарах. Сами стали гончарами. Давайте посмотрим на ваши вазы и чаши. (Все поделки выставляются на небольшую выставку). Как называются эти сосуды? ( Дети дают названия греческим сосудам).

Самоанализ открытого занятия

«Мы лепим греческий сосуд».

Педагог дополнительного образования Авраменко Л.М.

Тема занятия была освещена на протяжении всего времени занятия. Поставленные цели и задачи были достигнуты. Рассказ нового материала был достаточно проиллюстрирован , постоянно поддерживался интерес к теме занятия.

Была проведена предварительная подготовка с детьми по развитию навыков лепки из глины, изучены приёмы обработки глины и приёмы лепки из глины.

На данном занятии мы коротко познакомились с историей развития керамики, что должно способствовать дальнейшему развитию интереса к данному виду творчества.

По списку в группе 15 человек, на занятии присутствовали 12 человек.

Кабинет для открытого занятия был оформлен необходимыми наглядными пособиями и материалами. На плакате написана тема открытого занятия.

Все материалы для практической работы были подготовлены заранее.

Приёмы и методы, применяемые на занятии.

  1. Иллюстративный метод — использование плакатов и карточек, иллюстраций по теме занятия.

  2. Поисковый метод — во время рассказа и практической работы детям задавались вопросы, на которые они должны были дать точные ответы-выводы.

  3. Создание психологического комфорта — ни один ребёнок не должен остаться без внимания педагога, поддержания постоянного интереса к теме занятия.

  4. Учёт возрастных особенностей детей разновозрастной группы — во время практической работы велась индивидуальная работа с обучающимися.

Изделия, поделки, выполненные детьми на занятии , в дальнейшем сушатся (6-7 дней) и обжигаются в муфельной печи. После обжига поделки при необходимости раскрашиваются и покрываются лаком. Используемая литература:

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Каменева Е.О. «Волшебная глина», Издательство «Малыш», 1983г.

2. Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М., «Русский язык», 1987г.

3. «Словарь иностранных слов», М., «Русский язык», 1987г.

4.Федотов Г.Я. «Основы художественного ремесла», М.,

«Просвещение»,1992г.

Источник