1648 года бесовским сосудами назывались

1648 года бесовским сосудами назывались thumbnail

В указе Алексея Михайловича 1648 года бесовским сосудами назывались …

А) музыкальные инструменты

В) иноземные чаши

C) механические игрушки

D) аптекарские пузырьки

Eleph­ant17
[40K]

4 года назад

В указе 1648 года идет речь о борьбе с язычеством и суевериями, народным двоеверием.

Бесовскими сосудами в этом указе царя Алексея Михайловича названы музыкальные инструменты скоморохов, которые использовались для публичных представлений.

Ответ Д) Музыкальные инструменты.

система выбрала этот ответ лучшим

Елена Д
[355K]

4 года назад

В 1648-м году был издан указ, который положил начало гонениям и репрессиям артистов-скоморохов, а инструменты, которые попадали под действие указа, велено было уничтожать посредством сжигания. Вот одна из фраз документа, сделавшая его знаменитым:

Очевидно, что подходящим для ответа вариантом является “А) Музыкальные инструменты”.

Павли­кА83
[69.3K]

4 года назад

Долгое время на Руси сохранялись (а в чем то сохраняются в сельской глубинке и сейчас) языческие суеверия, предрассудки, обычаи и традиции. Некоторые правители пытались с ними бороться. Так, например, и Алексей Михайлович, наш Тишайший царь. Он даже издал указ от 1648 года против народных музыкальных инструментов, издающих бесовское гудение, звук. Ответ тут А) музыкальные инструменты.

Misha­88
[35.6K]

4 года назад

Вот так укатилось яблочко от яблони, отношение отца и сына к этим инструментам было кардинально противоположным, не мудрено, что людям трудно было перестроиться, недавно

А) Музыкальные инструменты называли “бесовскими сосудами”, а каких-то пару десятилетий спустя приходилось не только игру на них слушать, танцевать, ещё и осваивать, чтобы за указами нового царя поспевать.

lady v
[628K]

4 года назад

Видимо речь идет о знаменитом Указе Алексея Михайловича касающегося борьбы со славянством, иначе говоря направленном против языческих традиций и обрядов. По этому указу действительно было сожжено во множестве музыкальных инструментов, особенно тех, которые издавали гудящий бесовский звук. Репрессиям подверглись и скоморохи.

Ответ А – музыкальные инструменты.

Oleg7­4
[195K]

4 года назад

В XVII веке бесовскими сосудами можно было назвать что-угодно, так как в то время все казалось бесовским, что шло вразрез с церковью. Этим бесовским было все, что годилось для развлечения народа, а в нашем случае это – музыкальные инструменты, что было и указано в указе царя Алексея Михайловича от 1648 года.

Правильный ответ: А) музыкальные инструменты.

Савоя­р
[134K]

4 года назад

1648 год – семнадцатый век на дворе, а на русском престоле стоял царь – батюшка Алексей Михайлович. Сама Русь – матушка очень отсталой была и молилась чуть ли не “колесу”, поэтому совсем не удивительно, указом его царского величества Алексея славного Михайловича сосудами бесовскими в ту пору называли А) – “МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ”.

Viole­t a
[216K]

4 года назад

В вопросе речь идет о суевериях, которые были присущи русскому народу.

Имеется ввиду Указ Алексея Михайловича направленного против языческих традиций и обрядов.

По этому указу были уничтожены музыкальные инструменты, которые издавали бесовские звуки, а именно гудение и жужжание.

Выбираем ответ – А) музыкальные инструменты.

nikki­nq
[52.9K]

4 года назад

Сейчас и представить себе трудно, но во времена царя Алексея Михайловича

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ назвались никак иначе, как бесовскими сосудами.

Даже царь издал специальный указ, который узаконил сжигание, говоря современным языком, артистов.

Такая страшная мера наказания за развлечение народа было издано в 1648 году.

kyzak­u
[5.3K]

4 года назад

Когда Алексей Михайлович в 1648 году издал указ о уничтожении так называемых “Бесовские сосуды”, были уничтожены все музыкальные инструменты которые издавали жужжание и бесовские звуки. Правильный ответ – А) музыкальные инструменты.

Лея Певзн­ер
[7.6K]

4 года назад

музыкальные инструменты

потому что церковь была против скоморохов, шутов и т.п. развлекавших народ на свадьбах и праздниках “неподобающими” с точки зрения церкви песнями, стихами, ужимками

Знаете ответ?

Источник

Культура
 ->  Музыка
 | Автор: Абубакирова Минсулу Мингалеевна | Добавлено: 2015-02-07

За последнее десятилетия заметно усилилось желание отдельных исследователей изучить историю русской домры. Сегодня, мы являемся свидетелями всё возрастающего его признания и популярности у нас в стране и за рубежом. Между тем, к сожалению, фундаментальных трудов в отечественной музыкальной науке, посвящённых этому музыкальному инструменту русского народа, недостаточно. За сто лет с начала изучения домры опубликовано большое количество разнообразных исследований. Наиболее интересные работы принадлежат В.В. Андрееву, Н.П. Будашкину, А.С. Каргину, Е.И. Максимову, М.И. Имханицкому. Тем не менее, в биографии этого инструмента осталось значительное количество «белых пятен».

К сожалению, об истории возникновения домры, точных сведений нет. О бытовании в далёкие времена на территории Руси домры говорят небольшие сведения, содержащиеся в старинных записях и в лубочных картинах. Некоторые историки полагают, что далеким предком русской домры явился восточный инструмент танбур, бытующий и поныне у народов Ближнего Востока, Азии и Закавказья, и что на Русь он был завезен в IХ—Х веках купцами, которые вели торговлю с этими народами. Точного описания и изображения домры не сохранилось. Инструменты подобного типа появились в те далекие времена не только на Руси, но и в других сопредельных государствах, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими народами и народами Востока. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, инструменты эти у разных народов стали называться по-разному: у грузин — пандури и чонгури, таджиков и узбеков думбрак, туркмен и узбеков — дутар, киргизов — комуз, азербайджанцев и армян — тар, саз, казахов и калмыков — домбра, монголов — домбур, украинцев— бандура и т. д., однако все они сохранили много общего в контурах формы, способах звукоизвлечения, устройстве и т. д.

Читайте также:  Красные сосуды в глазах желтизна

Самое раннее упоминание о домре на Руси встречается в памятнике древнерусской письменности «Повесть временных лет». Относится упоминание к 1068 году. Автор « Повести», киевский монах Нестор, называет домру в связи с описанием народных гуляний, во время которых в центре всеобщего внимания оказывались бродячие музыканты скоморохи

Непосредственное  название  инструмента  обнаруживается  только  в  памятниках  XVII  столетия. В  1627  году  русский  живописец  Семен  Ушаков  составил  описание  древней  стенной  росписи  Грановитой  палаты  московского  Кремля  (сооружение  которой  относится  к  1487-1491  гг.). В описании  Ушаков  дважды  упоминает  название  инструмента:  “человек  играет  в  домру”  и  “сидят  подле  стола  на  скамье  люди  и  играют  в  гусли  и  в  скрипки,  и  в  свирели,  и в волынки, и  в домры». Наибольшее распространение домра имела в 16-17 веках. В Москве была создана Государева потешная палата, которая располагала не только талантливыми музыкантами, певцами, сочинителями музыки, но и отличными музыкальными мастерами. Именно там были сконструированы разновидности домры (домришко, домра, домра басистая). К сожалению, ни одного образца этого инструмента до нас не дошло.

Известно, что упоминания  о  домре  встречаются   в  указах,  грамотах, посланиях 16 -17 в. как  об инструменте скоморохов. Именно с домрой по городам и сёлам ходили весёлые балагуры – музыканты – скоморохи лет 400 тому назад. Однако как выглядела домра того времени точно сказать нельзя, потому что в 1648 году была объявлена бесовским инструментом.

Домра – «бесовской сосуд» скоморохов

В давние времена скоморохи играли на домрах косточками или пёрышками. Они были желанными гостями и на княжеском пиру и на простом деревенском празднике. Скоморохи пели и плясали, кувыркались, птичьим и звериным голосам подражали, сценки смешные разыгрывали и на инструменте играли.

Веселые, шуточные представления скоморохов не только развлекали народ. Уж больно скоморохи были смелыми. Слишком много позволяли себе говорить о правителях, высмеивали в своих представлениях жадность, глупость, злость. Царю и главным церковникам это, конечно, не нравилось. «Нечего, говорят, народ отвлекать и всякими не нужными песенками смущать». За это скоморохи подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и светской власти. Той же участи подвергались и народные музыкальные инструменты. В ХVII веке для домры наступили тяжёлые времена. Вышел царский указ «Скоморохам перед честным народом больше не выступать. Все музыкальные инструменты и домры, в том числе, у них отбирать, ломать и сжигать». «С самого крещения Руси… преследования эти отличались изрядной суровостью: например, не только за игру, но даже за слушание музыки виновные подвергались отлучению от церкви, – говорится в одной из работ об оркестре В. Андреева. В борьбе с «бесовскими» занятиями (так церковники называли игру на домре и других музыкальных инструментах) духовенство широко пользовалось поддержкой царя. Так, на протяжении менее чем ста лет (с 1470 по 1550) запрещалось играть на музыкальных инструментах в восьми царских указах.

В 1648 году был издан указ царя Алексея Михайловича, в которой узаконивались меры по отлучению народа от музыкальных инструментов: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вызымать и, изломав тс бесовские игры, велел сжечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держаться, и по нашему указу, тем людям велено делать наказанье.. велели бить батоги… а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу». [1, с. 177 -178]

Летом и осенью 1654 года по указанию патриарха Никона проводилось массовое изъятие у народа музыкальных инструментов. Однажды, пять телег полных инструментами были отправлены за Москву – реку и там сожжены. От инструментов, на которых умелые руки их создателей наигрывали веселые и грустные песни, наигрыши, плясовые, остались пепел да угли. Только в песнях да воспоминаниях осталась после тех костров знаменитая русская домра. На четыреста лет умолк её звонкий голос. Она исчезла. И последующая история домры начинается лишь в конце 19 века.

Читайте также:  Заболевания кровеносных сосудов рук

Второе рождение домры

Нашёлся всё-таки в российской глубинке инструмент, который был похож на домру! В 1895 году в Вятской губернии А.С. Мартыновым (участником андреевского кружка)был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, представлявшей собой одну из разновидностей балалайки, но не принятой за домру.

В. В. Андреев (организатор первого оркестра народных инструментов) путём сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нём давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году совместно с мастером-самородком Семёном Ивановичем Налимовым была изготовлена первая усовершенствованная домра. С имени В.В. Андреева начинается второе её рождение. В 1896 -1900 г.г. на основе этой домры В.В. Андреев в содружестве с Ф. С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство реконструированных 3-х струнных домр квартового строя (т.н. «разряд») – пикало, прима, альт, тенор, бас и контрабас. И сейчас на ней опять играют. Только не скоморохи, а музыканты оркестров русских народных инструментов. В 1908 году Г.П. Любимов вместе с мастером С.Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создали семейство 4-х струнных домр с квинтовым строем.

Источник

XVII век был уже временем упадка скоморошества, не выдержавшего совместных на него гонений светских и церковных властей.

Уже в первой половине XVII века правительство стало решительно пресекать светские увеселения, мотивируя это тем, что, как провозглашал Домострой еще в XVI веке, подобные грубые развлечения, будучи «бесовским угодием, лестью дьявола», развращают народ. В 1626 году по торгам и улицам Москвы был объявлен царский указ, запрещавший сходиться на «безлепицу» (нелепость) за Старым Ваганьковым. Из указа не видно, какова была увеселительная программа «безлепицы»; можно думать, что это было обычное гулянье, где выступали скоморохи.

В 1648 году по Москве и городам был разослан новый указ, которым объявлялась война всем известным тогда видам развлечений — от скоморошеских игр и кулачных боев до качелей.

Патриарх Иоасаф велел на улицах отнимать у скоморохов и разбивать все музыкальные инструменты; затем, запретив вообще всем инструментальную музыку, он отобрал в частных домах много инструментов, которые на пяти возах были вывезены за Москву-реку и сожжены на Болоте.

При Алексее Михайловиче «гудебные бесовские сосуды» (музыкальные инструменты) и «хари» (маски) предписывалось всюду отбирать и жечь, а для нарушителей запретов, наложенных на увеселения, были установлены тяжелые кары: батоги, опала, ссылка. Спасаясь от преследований, скоморохи убегали на окраины государства, преимущественно на север. Крутые меры, применявшиеся весьма энергично, достигли, по крайней мере в отношении скоморошества, своей цели.

Известное влияние на упадок скоморошества (помимо гонений) имело также и то обстоятельство, что и XVII веке скоморохи, жившие при дворах царя и боярской знати, были вытеснены придворными музыкантами, жонглерами и канатными плясунами. Последние, в свою очередь, уступили в дальнейшем свое место актерам профессионального театра. «Скоморох с этого времени становится отжившею свой век, исторической личностью, хотя все отрасли его потешной деятельности продолжают и ныне жить и практиковаться в народе».

Действительно, следы искусства скоморохов сохранились в фольклоре до недавнего времени (свадебные обряды, народная драма, театр «Петрушки» и пр.). Как ни элементарно было искусство скоморохов, оно в течение многих веков служило, пожалуй, главной формой развлечения и утехи для народа.

В теплое время года слободские девушки с песнями водили хороводы, забавлялись качанием на «колыхалках»; весной ходили на деревянный Москворецкий мост гадать о женихах, бросая для этого венки на воду.

Зимой, на так называемые святки (рождественские праздники), устраивали маскарады, сопровождавшиеся безоглядным весельем. На улицах появлялись тогда «ряженые» — мужчины и женщины в масках и разнообразных костюмах. Судя по негодующим словам указа патриарха Иоакима (1684 г.), тут с пляской и пением выступали «косматые, надевшие бесовские и кумирские личины (маски) и иными бесовскими ухищрениями содеянные образы».

1648 года бесовским сосудами назывались

Летние увеселения слобожанок. С гравюры середины XVII века

Очень популярно было «вождение кобылки» — отголосок какого-то забытого языческого обряда, в грамоте 1649 года названное «бесовским». В святочных маскарадах всегда выступали халдеи, участники «пещного действа». Халдеи, в шутовском наряде, в деревянных раскрашенных шляпах, бегали по улицам, пугали прохожих особым потешным огнем, поджигали мужчинам бороды. Не желавший подвергаться подобным шуткам должен был платить копейку. Так как ряженые считались «нечистыми», то халдеи в праздник «крещения» должны были очищаться водой, купаясь в проруби. На масленице, за которой следовал семинедельный пост — «старый хрен с горькой редькой, толокном и пареной репкой», молодежь увеселялась катаньем с гор. В последний день масленицы во многих слободах (как это бывало и в деревнях) устраивались целые шутовские «поезда» с ряжеными; на дровнях возили «горохового шута», тешившего народ различными прибаутками, возили соломенное чучело, похожее на женщину с распущенными волосами, которое потом сжигали в полночь,— это называлось «провожать масленицу».

Читайте также:  Чем нужно укреплять стенки сосудов

Одним из главных развлечений во время масленицы была борьба разного вида: простая борьба «в схватку»; охотничья борьба, когда брали друг друга за плечи или ворот двумя, а чаще одной рукой, стремясь ударить противника о свое бедро и, несколько приподняв его вверх, бросить на землю. До нас дошла народная картинка XVIII века, изображающая этот вид борьбы, большими искусниками которой были цыгане. Существовал еще особый вид борьбы, специально московский, когда покосив противника набок, вместе с тем подбивали ему носком своей правой ноги его левую ногу и таким способом мгновенно опрокидывали на землю. Память об этом виде борьбы сохранилась в поговорке: «Матушка Моква бьет, родимая, с носка». За постом вскоре наступало теплое время, приходил семик, древний праздник, когдa жилища украшались березками («зеленые святки»), девушки завивали венки («чей венок до троицына дня разовьется, той и замуж в том году выйти»), вешали их на дерево, плясали и пели песни. Затем приходил «Иван Купала» с его кострами и гаданием. Все эти семицкие, троицкие, купальские и другие игры, отголосок древних языческих игрищ, к которым были приурочены новые, христианские праздники, сопровождались хороводными песнями.

Кроме таких чисто народных развлечений, существовали еще зрелища официального характера, привлекавшие к себе целые толпы посадско-слободского люда. Таковы были торжественные въезды в Москву иноземных послов, их пышные шествия на прием в Кремль, блестящие выезды царей и большие церковные процессии. В XVIII веке все публичные гулянья в первопрестольной происходили на тех же местах, что и в XVII веке. Так же, как и тогда, они приурочивались к приходским праздникам и сопровождались иногда небольшими ярмарками. В XVIII веке в Москве таких народных гуляний было не менее двадцати пяти.

1648 года бесовским сосудами назывались

Любительская борьба. С лубочной картинки первой половины XVIII века

«Не все гулянья,— говорит Забелин,— были многолюдны, но все отличались более или менее общим характером, который обнаруживался и во внешнем устройстве каждого гулянья и в народных увеселениях. Вообще гулянья этого времени во многом еще сохраняли те первобытные черты, в которых вполне отразилась старинная жизнь со всеми особенностями и оттенками. С полною свободою и полным разгулом народ предавался своим родным забавам и увеселениям».

Общегородское масленичное гулянье при Петре I было сосредоточено в селе Покровском и в Елохове, около Разгуляя (гулянье в Покровском обычно открывал сам Петр, когда находился в Москве). На масленой для народа строились катальные горы в Покровском, на Москве-реке, на Трубе и особенно на Неглинной, где теперь Александровский сад. Существует интересная зарисовка масленичного катанья на Неглинной, сделанная в конце XVIII века Делабартом. В общем в первой половине XVIII века народные гулянья мало чем отличались от прежних, хотя уже были и кое-какие нововведения. Самым наглядным признаком всякого гулянья были теперь шатры, палатки и шалаши, крытые рогожами и лубком. Заметнее других был высокий шатер, известный под именем колокола, верх которого украшался флагом; внутри стояли столы с бочонками и разной питейной посудой, в том числе плошками и крючками. Это была мера, которой водка продавалась вразлив, и потому тогда давали не «на чай», не «на водку», а «на крючок». В продаже появились тогда сбитень и хмельная буза, продававшиеся на особых столах и вразнос. В палатках торговали орехами, пряниками, стручками, разносчики предлагали пироги, калачи и пр. На всех гуляньях были качели — круглые (колыхалки) и прямые на веревках.

Кроме козы и ученых медведей, в XVIII веке на гуляньях фигурируют ученые собаки, начинают даваться балаганные представления, называвшиеся лубочными, главным персонажем которых был паяц, шут, подчас говоривший очень смело. Актерами были мастеровые, фабричные и «господские люди».

К числу новшеств народных гуляний XVIII века относятся хоры «птичьих высвистов». Простые крестьяне доставляли иногда целые хоры самых разнообразных птичьих голосов, начиная с соловья и кончая малиновской; некоторые хоры достигали изумительного совершенства.

На гуляньях XVIII века по-прежнему процветала кукольная комедия, теперь называвшаяся «раек» и сопровождавшаяся «балагурством». «Нигде, может быть,— замечает Забелин,— не высказывался русский человек так метко и с таким юмором, как в этих объяснениях и пояснениях раечных картинок, которые сами по себе большею частью не имеют никакого значения, но получают совершенно неожиданные краски при бойком, метком, а иногда весьма остроумном пояснении».

Предыдущая |
Оглавление |
Следующая

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку “g+1”.

Источник