4 класс тема сосуды

Тема: Древние сосуды.
Цель занятия: Ознакомить учащихся с росписью древних сосудов в Древней Греции
Задачи занятия по формированию УУД:
образовательные: ознакомить учащихся с особенностями вазописи в Древней Греции
2) развивающие: продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность.
3) воспитательные: формирование у учащихся чувства патриотизма к малой родине.
Тип занятия: комбинированное.
Основные понятия: древние сосуды, роспись, вазопись
Оборудование и материалы: комплект «компьютер+экран+проектор»; презентация к занятию (см. электронное приложение к занятию).
План занятия:
Организационный момент (3-5 мин.).
Актуализация знаний (7-10 мин.).
Объяснение нового материала (15 мин.).
Динамические паузы (2-3 мин.)
Закрепление материала (7-10 мин.)
Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Сохранность контингента. Проверка все ли есть на столах учащихся для работы, проверка отсутствующих.
2.Актуализация знаний
Педагог: Ребята, а кто помнит, что это такое? (Античность- Греко-Римский мир и его культура)
Любое время, даже самое далёкое, живёт сегодня и разговаривает с нами с помощью памятников искусства. Представьте, что мы все поселились в доме, название которому «История». Чтобы жилось нам в нём уютно, тепло и счастливо, мы должны его обжить. А для этого нам необходимо знать, как из одной комнаты попасть в другую. В одну из комнат мы попробуем сегодня войти. Эта комната «Древняя Греция». Чтобы туда войти, нужно знать, где она находится.
(слайд 2 архитектура)
Педагог: Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой. Здесь и Парфенон, и храм Афины Ники, и театр.
(слайд 3 скульптура)
Кроме того Афины славятся произведениями скульптуры: бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы), статуя Зевса, работы Фидия.
3. Объяснение материала
Педагог: Ребята, посмотрите, что изображено на слайде?
Уч-ся: вазы
– Из чего они сделаны?
Уч-ся: из глины
Педагог: Как иначе называется посуда, сделанная из глины?
Уч-ся: керамика
(слайд 4)
Педагог: Сегодня нас интересует только один район города Афины – Керамик. Здесь работали особенно искусные гончары.
Педагог: Какую работу они выполняли? ( ответы детей из личного опыта)
Их творения называли «Керамика», по названию места, где родилось это искусство.
Керамикой называют все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство.
Педагог: Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он рождался, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже бедную хижину. В ней хранились припасы. Она была наградой победителю. Поэтому керамику старались украсить орнаментом и рисунками. Так что живопись Древней Греции была такой же прекрасной, как архитектура и скульптура.
Педагог: Греческих сосудов очень много. Они разнообразны по форме и по назначению. Сегодня мы познакомимся с основными формами ваз и их декором.
Мы предлагаем вам совершить небольшую экскурсию по Эрмитажу( государственному музею в Санкт-Петербурге), где находиться большая коллекция ваз. А помогут нам в этом ученики-экскурсоводы.
(слайд 7) Амфора – длинный сосуд с узким горлышком и ручками с двух сторон для хранения вина и масла. Их дарили победителям на олимпийских играх.
(слайд 8) Кратер – сосуд с широким горлышком и маленькими загнутыми ручками с двух сторон. Использовался для смешивания вина с водой.
(слайд 9) Килик и скифос – широкие бокалы с короткой ножкой для питья вина.
(слайд 10) Лекиф – сосуд с одной ручкой для хранения оливкового масла, который спортсмены прикрепляли к поясу. Масло использовали для получения ровного загара. Украшали их изображениями спортивных состязаний.
(слайд 11) Гидрия – сосуд с круглым туловом, длинным горлышком, на конце которого чашеобразное окончание. Использовался для переноса и хранения воды.
(слайд 12) Динас – сосуд в виде круглого кувшина без горлышка с множеством маленьких руче и без них. Использовался для хранения сыпучих продуктов, например зерна. Они были огромных размеров.
Педагог: Вам понравились греческие вазы?
Уч-ся: да
Педагог: Что вам особенно понравилось?
(ответы учащихся)
Педагог: Посмотрите на слайд, там показаны вазы, они похожи, но чем они отличаются?
Уч-ся: на первой вазе светлый фон, темный рисунок, на второй наоборот.
Педагог: верно! Это чернофигурный и краснофигурный стили росписи ваз.
Роспись кувшина.
Педагог: На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Об одном узоре нам рассказали наши гости. Кто вспомнит, как он называется?
(слайд 19) (Меандр – состоит из ломаных линий и кривых линий с завитками).
Второй узор напоминал пальмовые листья и назывался «пальметта».
Педагог: Главную часть сосуда, тулово, занимала картина- сюжетная роспись, на которой изображались жанровые и мифологические сцены.
Педагог: Как вы думаете, что значит жанровые сцены?
Уч-ся: (Жанровые, т.е. бытовые) Именно по этим картинам историки смогли составить представление о том, как протекала их жизнь, чему они поклонялись, что ценили больше всего.
Педагог: Мифологические сцены? Объясните понятие «миф».
Уч-ся: Миф- это сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях.
Педагог: Какие мифы вы читали?
(ответы учащихся)
4. Динамическая пауза.
Настало время отдохнуть. Я предлагаю вам вспомнить весь путь прохождения глины от добычи до готового изделия и изобразить это при помощи движений, как вы себе это представляете.
«Был я, на копанце, был я, на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил. А стар стал – пеленаться стал.
5. Закрепление материала
Мы рассмотрели, что изображалось на керамике. А теперь давайте представим себя в большой мастерской, где мы художники и нам нужно расписать вазу. Чтобы работа сладилась в Древней Греции мастера просили покровительницу гончарного дела Афину об удаче.
Педагог: Сегодня мы начинаем работу над росписью вазы
Алгоритм выполнения задания:
Выбрать форму для будущей вазы.
Выбрать стиль росписи.
Выбрать орнамент для ножки и горлышка.
Выбрать сюжет для тулова.
Выполнить эскиз в цвете.
6. Рефлексия.
Назовите тему занятия, одним словом
Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют вазы
Назовите 3 действия, которые можно выполнять с вазами
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме
Как иначе можно назвать вазу?
Источник
Слайд 1
Кровеносная система
Слайд 2
Строение кровеносной системы Сердце Сосуды Кровь
Слайд 3
День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо если вдруг, Прекратится этот стук.
Слайд 4
Как вы думаете, когда начало работать ваше сердце? В день твоего рождения? Намного раньше – за 8 месяцев и 10 дней до твоего появления на свет! Ты ещё и на человека не был похож, и сердце было не совсем таким, как сейчас. Это была малюсенькая красная капелька, но она уже билась и пульсировала!
Слайд 5
На что похоже твоё сердце теперь? Это насос, вернее 2 насоса в одной упаковке. Левая и правая половины наглухо отделены друг от друга. В сердце 3 слоя ткани, самый важный из них средний – мышечный. Именно он, сокращаясь, позволяет сердцу работать, как насос.
Слайд 6
Загадка прошлого 2 тыс.лет назад врачи старались разгадать, как работает сердце. Только в 17 веке английский учёный Уильям Гарвей доказал, что сердце – это насос для перекачки крови
Слайд 7
Это интересно! Размер сердца с кулак Вес сердца – до 350 г За 1 минуту сердце перекачивает 4 л крови, быстро идёшь – 10-12л, за год 3000 тонн, за жизнь – 250 млн литров! За сутки сердце сжимается и расслабляется 100000 раз Пульс маленьких птиц 200 ударов в минуту, у кошки -130, у лошади -35, у слона -25, у человека -60-70, у детей -90, у новорождённых -140 ударов в минуту. Подумай почему?
Слайд 8
Практическая работа Измерь свой пульс: В состоянии покоя После 15 приседаний Запиши в тетрадь и сравни с результатами товарища. Почему разные результаты?
Слайд 9
Два круга кровообращения
Слайд 10
Движение крови Благодаря малому кругу, кровь наполняется кислородом и теперь спешит отдать его всем органам и клеточкам. Назад, к сердцу она направляется уже «отработанной», без кислорода. Очень важно, что кровь, богатая кислородом, и кровь «отработанная» никогда не смешиваются. Наполненная кислородом занимает левую половинку сердца, а «отработанная» – правую
Слайд 11
Это интересно! Чтобы дойти до лёгких и вернуться в сердце, крови требуется от 5 д о 7 секунд. А от сердца до головного мозга и обратно – 8 секунд Самый долгий путь – к пальцам ног и назад. Он занимает целых 18 секунд.
Слайд 12
Сосуды Внутри нашего организма вся кровь заключена в сосуды. Те, что несут богатую кислородом кровь называются артериями . Они имеют плотные упругие эластичные стенки. Те, что возвращают кровь обратно, называются венами. Стенки вен тонкие, мышечных волокон в них мало. Мельчайшие сосуды называются капиллярами.
Слайд 13
Сосуды Кровь, текущая по артериям – артериальная, алая, течёт толчками Кровь, текущая по венам – венозная, тёмная, содержит углекислый газ, течёт спокойно
Слайд 14
Это интересно! На месте, занимаемом булавочной головкой, может поместиться 700 капилляров. Если все капилляры вытянуть в одну линию, то ею можно опоясать земной шар по экватору 2,5 раза Диаметр капилляра в 50 раз меньше человеческого волоса
Слайд 15
Состав крови
Слайд 16
Эритроциты переносят кислород и питательные вещества по телу. В 1 куб. мм крови здорового человека до 5 млн. эритроцитов
Слайд 17
Лейкоциты защищают организм от болезней, обезвреживают и поглощают проникшие в организм микроорганизмы
Слайд 18
Тромбоциты участвуют в свёртывании крови – останавливают кровотечение
Слайд 19
Выводы Кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы кислородом, питательными веществами, выводит ненужные организму вещества. Движение крови по кровеносным сосудам происходит благодаря работе сердца Состав крови (клетки) обеспечивает питание и защиту организма
Источник
Урок окружающего мира 4 класс система Занкова.
Тема урока : Кровеносная система человека.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем урок.
Я улыбнулась вам. Вы улыбнулись друг другу и подумайте, как хорошо что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы.
Мы здоровы . глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Забудьте о них .Вдохните в себя свежесть дня, тепло солнечных лучей.
Актуализация знаний.
Я хочу рассказать вам одну притчу.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: « Скажи , мудрец, какая бабочка у меня в руках : мёртвая или живая?» А сам думает : « Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу.»
Мудрец ,подумав, ответил: « Всё в твоих руках.»
– Как вы понимаете его высказывание?
Вывод : в наших руках наше здоровье. Сегодня мы продолжим разговор об организме человека.
Но прежде, чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним что мы уже знаем. Задание . « Верно ли…»
Верно ли , что человек часть живой природы?
Верно ли, что кожа человека защищает внутренние органы от повреждений?
Верно ли, что скелет служит только опорой?
Верно ли, что нос служит только для распознавания запахов?
Верно ли, что самая подвижная мышца языка?
Верно ли, что головной мозг находится в черепе?
Верно ли, что нервная система человека объединяет наш организм в единое целое?
Верно ли, что в организме человека около 8 литров крови?
– Какой вопрос вызвал у вас затруднение?
– Итак, в ходе ответов появились затруднения. Сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на этот вопрос и другие вопросы.
– Бывает, что раненый в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.
– Подумайте, почему человек без крови погибает?
– А что же такое кровь?
– Какова её роль в организме?
– Из чего она состоит?
– Каждый из вас не раз был в такой ситуации, когда лаборант надевает белый халат, протирает спиртом безымянный палец, достает маленькую стрелочку- пилку и …
Что же происходит дальше? ( берут капельку крови)
– Для чего?
4.Сегодня на уроке нам предстоит заняться исследовательской деятельностью, будем наблюдать , делать выводы и узнаем много интересного об организме.
Практическая работа. Рассмотрение капли крови под микроскопом.
– Что увидели?
Кровь – прозрачная жидкость с красными шариками. Её основу составляет прозрачная жёлтая жидкость – плазма, которая состоит из воды. Растворенных в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего красных кровяных клеток. Они то и окрашивают кровь в красный цвет. Другие группы клеток мы в нашем микроскопе не видим, так как нужно большее увеличение.
– А из каких клеток состоит кровь узнаем из сообщений подготовленными детьми.
– Какие клетки входят в состав крови?
– Какую роль они выполняют?
Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются « кровеносные сосуды». Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они расположены по всему организму. Одни сосуды широкие плотные . другие очень узкие, что через них не пропустить и волоса.
Так вот по этим сосудам по телу все время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро.
За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм.
Тест.
Всего несколько капель крови позволяет получить информацию:
О состоянии организма
О характере человека
Повышенное количество лейкоцитов говорит:
О заболевании
О здоровье
Чтобы инфекция не попала в кровь необходимо
Обработать рану зелёнкой
Помочить слюной
Подвижные игры на свежем воздухе способствует
Поступлению кислорода в кровь
Попаданию микробов в организм.
– А как вы думаете, что заставляет кровь двигаться?
Приложите ладонь к левой части своей груди, вы почувствуете равномерные удары. Это работает сердце – главный двигатель крови в нашем организме. Это плотный мышечный мешочек. Сердце человека невелико. Ежедневно оно прокачивает примерно 10 тыс. литров крови. Т.е целую цистерну. Равную 2 слонам. О работе сердца можно судить по пульсу.
Чтение статьи учебника.
Рефлексия.
Какие новые открытия мы с вами сегодня сделали? Ответили ли мы на вопрос , поставленный в начале урока?
–
Источник
– Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас окружающий мир. На столах должны лежать учебник и письменные принадлежности.
Чтобы узнать тему нашего урока вам нужно отгадать кроссворд.
1. С помощью него мы дышим?
2. Орган чувств, который помогает нам
видеть окружающий мир?
3.Орган, который расположен в
черепной коробке.
4. Он передаёт сигнал к мозгу.
5. психический процесс, который помогает нам запоминать информацию?
– Какое слово у нас получилось в выделенных клетках?
– Вы конечно видели кровь, когда падали
и разбивали коленку. Что такое кровь?
– Правильно. Но кровь неоднородна.
Она состоит из:
плазмы
красных клеток
белых клеток
кровяных пластинок
Плазма – это жидкость бледно-желтого цвета. Она необходима нашему организму. Из переваренной пищи в плазму попадают питательные вещества, и плазма доставляет их органам. А потом переносит к почкам все вредные вещества. Там они превращаются в мочу и выводятся из организма.
Когда нам случается пораниться, плазма помогает крови свертываться и образовывать на ранке защитную корочку.
Именно в плазме находятся красные и белые кровяные тельца.
Красные клетки называют эритроцитами. Они
образуются в костном мозге. Эритроциты содержат белок – гемоглобин. Он переносит кислород от лёгких по всему организму. А потом доставляет углекислый газ от тканей назад – к лёгким. Белые клетки называют лейкоцитами. Лейкоцитов меньше, чем эритроцитов.
Они тоже приносят организму большую пользу: всегда приходят на помощь, когда мы болеем. Лейкоциты находят вирусы и бактерии, попавшие в наш организм, и уничтожают их.
В организме взрослого человека примерно пять-шесть литров крови, а у ребёнка – около трёх.
Интересно, что не у всех живых существ кровь красная. У морских червей она зелёная, а у раков, осьминогов и скорпионов кровь голубая. А знаешь почему? Красный цвет нашей крови придаёт железо, которое входит в состав гемоглобина. У раков, осьминогов и скорпионов в состав такого белка входит медь, а у морских червей — хлор. Кровь постоянно движется по кровеносным сосудам. В нашем организме 3 вида кровеносных сосудов:
– артерии;
– вены;
– капилляры.
Артерии – это сосуды, по которым кровь движется от сердца к органам. Внутренние стенки артерий гладкие – и кровь по ним течёт быстро. К тому же в стенках артерий расположены мышцы, которые толчками заставляют кровь двигаться быстро. По артериям в наш организм поступают питательные вещества и кислород.
Вены – это сосуды, по которым кровь течёт от органов к сердцу и собирает из организма вредные вещества и углекислый газ. В стенках вен нет мышц, и кровь по ним подталкивают сокращения сердца.
1 – сердце; 2 – кровеносные сосуды
Капилляры – это микроскопические сосуды, которые соединяют артерии с венами. Они пронизывают все наши ткани и доставляют кровь в каждую точку нашего организма.
Капилляры тоньше человеческого волоса в 15 раз. Если все капилляры вытянуть в одну линию, то их длина составит 100 ООО километров.
Кровообращением называется движение крови через сердце по кровеносным сосудам. Существуют два круга кровообращения: малый и большой. Малый, или лёгочный, круг кровообращения связан с лёгкими. Проходя по малому кругу кровообращения, кровь обогащается кислородом. Двигаясь по большому кругу кровообращения, кровь доставляет всем органам кислород и питательные вещества, а вредные – уносит.
За 26 секунд кровь совершает полный оборот по всему организму человека. А всего за сутки кровь делает 3700 оборотов. Кровь непрерывно движется по организму благодаря работе сердца.
Сердце – это полый мышечный орган. У ребёнка оно размером с апельсин, у взрослого человека -побольше. Сердце расположено в левой части груди. Внутри оно разделено на четыре камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Пройдя круг по организму, кровь окрашивается в тёмно-красный цвет и по венам попадает в правое предсердие и правый желудочек. Оттуда кровь попадает в лёгкие, обогащается кислородом, окрашивается в ярко-красный цвет и поступает в левое предсердие и левый желудочек, Затем сердце направляет кровь по артериям в «путешествие» по организму, потом по венам возвращается обратно, и все начинается сначала.
За 1 минуту сердце прокачивает по организму 5 литров крови, за 1 час – 400 литров, за сутки – 10 000 литров крови. Когда сердце наполняется кровью, оно сокращается и проталкивает кровь по сосудам. Такой толчок сразу же ощущается на стенках артерий – это пульс. Пульс хорошо прощупывается там, где артерии близко подходят к коже — на запястье или у виска. У взрослых пульс равен шестидесяти — семидесяти ударам в минуту, у детей — восьмидесяти — девяноста ударам.
Сердце за всю жизнь человека сокращается около 2,5 миллиардов раз. Чтобы ты мог себе представить, какую гигантскую работу выполняет при этом сердце, скажем для сравнения, что её было бы достаточно, чтобы поднять поезд на гору Монблан — одну из высочайших гор в мире.
Уже в детстве о сердце нужно заботиться. Вот несколько простых правил, которые помогут тебе в этом.
• Регулярно занимайся физкультурой, делай зарядку, играй в подвижные игры.
• Ешь больше фруктов и овощей.
• Спи не меньше восьми — десяти часов в сутки.
• Старайся не переутомляться.
• Не пробуй алкоголь и табак.
Что делать, если поранишься до крови
Если ты поранился до крови, не пугайся. Постарайся запомнить, что надо делать в таких случаях.
• Нужно промыть рану чистой водой с мыло) Если рана неглубокая, кровотечение не буде сильным. Ты уже знаешь, что не надо лить на рану йод или зелёнку. Смажь ими кожу вокруг раны и перевяжи её стерильным бинтом или полоской чистой ткани. Не пугайся: кровь постепенно перестанет течь.
• Если повреждены артерии, кровотечение будет сильным. Потребуется помощь врача. Но до его] прихода нужно срочно пережать сосуд. Для этого выше раны надо наложить жгут. Жгут — это тугая повязка, которая поможет остановить кровь, При необходимости жгутом может стать ремень, полоска резины или туго скрученная ткань. Но запомни, что через каждые 20 минут надо на 5-10 минут ослаблять жгут, чтобы восстановилось кровообращение. После того как кровь остановилась, на рану надо наложить стерильную повязку. Будь внимательным: потеря 1 трети объёма крови опасна для жизни.
• При кровотечении из носа нужно сесть и слега откинуть голову назад. К переносице надо приложить холодный компресс. А в ноздри положить кусочки ваты, смазанные вазелином. Если кровь не останавливается, надо обратиться к врачу.
– Ребята, откройте учебник на странице 42 и прочитайте статью о Илье Ильиче Мечникове, который занимался изучением защитных свойства крови. Откройте дневники и запишите домашнее задание: читать стр. 32-42.
Ребята, а сейчас я вам раздам тесты. Подпишите их. И начинайте работать.
Тест по теме «Кровеносная система».
1.Кровь бывает:
а)венозная
б)артериальная
в)капиллярная
2.Кровь состоит:
а)плазма, белые клетки, красные клетки, кровяные пластинки;
б)белые клетки, красные клетки;
в)плазма, белые клетки, красные клетки;
3.Артерии- это…
а)сосуды, по которым кровь движется от органов к сердцу и собирают из организма вредные вещества и углекислый газ.
б)сосуды, по которым кровь движется от сердца к легким.
в)микроскопические сосуды, которые соединяют артерии с венами.
4.К кровеносным сосудам относятся:
а)вены, артерии;
б)вены, артерии, капилляры;
в)артерии
5.Круги кровообращения бывают?
A)малый, большой
Б) малый, большой, средний
B)большой, средний.
6.Клетки, которые находят вирусы в нашем организме и уничтожают их называются…
а)эритроциты
б)тромбоциты
в)лейкоциты
7.Клетки, которые переносят кислород по всему организму называются…
а) эритроциты
б) тромбоциты
в)лейкоциты
8. Кровяные пластинки, которые
помогают крови сворачиваться
называются…
а) эритроциты
б) тромбоциты
в) лейкоциты
9. орган, который находится в левой
части груди и заставляет работать весь
организм?
а) почки
б) мозг
в) сердце
– Вы сегодня хорошо поработали. За
тест вы получите оценки. До свидания.
Источник