5 класс узор в полосе эскиз декоративной росписи сосуда

Урок в 5 классе
ХОХЛОМА. «ЗОЛОТЫЕ УЗОРЫ». ДЕКОРАТИВНАЯ
РОСПИСЬ КУХОННОЙ РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКИ
Вид занятия: декоративное рисование.
Цели и задачи: провести викторину-путешествие по местам художественных народных промыслов с опорой на выставку (Палех, Дымковская игрушка, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово и др.); сходство и отличие; выполнение элементов росписи, упражнения в стилизации; формирование понятий об орнаменте и его элементах; развитие образного представления, фантазии; навыки деления на равные части; эмоциональная разрядка; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Оборудование: для учителя – учебные таблицы и пособия, готовые изделия, фотографии и иллюстрации из книг, шаблоны, трафареты – формы доски под роспись; для учеников – акварель или гуашь, кисти (мелкие и крупные), баночки для воды, цветные восковые мелки, палитра, тряпочка и подставка для кистей.
Зрительный ряд: изделия Хохломы, Жостово, Палеха и др.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Беседа.
1. Беседа проводится в форме викторины или путешествия по местам народных художественных промыслов. Такие игровые формы беседы помогают выявить уровень эстетических знаний учащихся, облегчить применение ими навыков художественного труда.
– Назовите бытовые предметы или игрушки с росписью? Знаете ли вы, где их сделали? Что характерно для городецкой, хохломской росписи? Для росписи жостовских подносов? Посуды Гжели?
– Из какого материала выполняют эти изделия?
2. Чтение литературных отрывков.
МИР ВОЛШЕБНОЙ ХОХЛОМЫ
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
Б. Дубровский
ОРНАМЕНТ
На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живет,
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря,
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
Б. Дубровский
Справка. С именем старинного торгового села в Горьковской области (Горький ныне Нижний Новгород) связано название росписи деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарных станках или вырезанная из липы и березы вещь тщательно покрывается слоем жидкой глины («вапы»). Просушенная и «повапленная» вещь многократно покрывается олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего «серебро» дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше горят на золотом и черном фоне. Поэтому и называют Хохлому «золотой» и «пламенной».
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листком», «древком», «кудриной». Роспись выполняют кистью от руки без предварительного рисунка, с «маху», художественной масляной краской. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно к поверхности.
Травный орнамент
Ведущий стебель – «Криуль»
Фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя получившийся узор не закрашенным. Растительный узор получается золотистым.
Верховое письмо – узор пишется черной, красной, зеленой, желтой красками на серебристом фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет, отлично выделяющий многоцветный узор росписи.
III. Упражнения.
Элементы росписи, стилизованные под Хохлому (кистевая роспись, узор «тычком»).
В основе «травки» лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки. Они по всей длине густо усеяны большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму, и перемежаются с тонкими короткими штрихами.
Узор «травка»
«Осочки»
«Травинки»
«Капельки»
«Усики»
«Завитки»
«Кустики»
«Кудрина» – цветочно-листовые узоры с округлыми широкими листьями, цветочными головками и завитками.
Узор «Ягодки»
Брусничка Смородинка Рябинка
Крыжовник Клубничка Малинка
Узор «Листочки»
IV. Построение рисунка разделочной доски.
1. Можно раздать трафареты, которые дети обводят на листе. Трафареты раздать по рядам (2–5 на ряд), они одного размера.
2. Построить основу вслед за учителем, который рисует ее на доске и объясняет ход действий. Размеры те же, что и у трафарета.
За основу берем вариант 2.
1) Лист (альбомный) располагаем вертикально.
2) Отступаем сверху 3 см, снизу – 4 см, справа и слева – по 2,5–3 см. Рисуем прямоугольник внутри листа.
3) От верхней линии отступаем 7–8 см, проводим горизонтальную линию, параллельную верхней стороне прямоугольника.
4) Делим отрезок (7–8 см) пополам, в середину ставим ножку циркуля, проводим вверху полукруг диаметром 7–8 см. Это верхняя часть доски с дырочкой для гвоздика (центр окружности).
5) Плавными линиями соединяем округлую верхнюю часть доски с нижним прямоугольником.
6) Вычерчиваем рамочку-окантовку для прямоугольной части доски, для чего отступаем по 1,5–2 см со всех сторон (одинаково).
V. Работа детей с использованием элементов хохломской
росписи.
Задание. Попробовать выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи. Цвета росписи должны быть праздничными и нарядными в характере выбранного стиля.
– Показ на бумаге (и на таблицах изделия) элементов росписи: травинки, кудрина, ягодки, капельки, усики и т. д. Определяем световое решение: на золотом фоне – растительный рисунок черной, красной краской или на черном фоне – красной и золотой (рисуется сначала рисунок, а черной краской заполняется фон).
– Каким цветом можно заменить «золотой»?
Роспись выполняем по предварительно затонированному (загрунтованному) фону «доски». Согласно замыслу намечаются крупные части композиции цветовыми пятнами, затем производится их детальная проработка.
Так как мы только учимся, мы в отличие от хохломских художников, сделаем легкий карандашный рисунок узора доски, распределив элементы росписи.
Если фон черный, то, что рисуем вначале: узор или фон? (Узор, так как темную краску, в случае ошибки, сложно перекрывать, направлять светлой, рисуют от светлого к темному.)
Особенно важно разъяснить, что цвета в узоре должны быть разными – контрастными, чтобы они подчеркивали, усиливали друг друга. Контуры должны быть четкими, не смазанными.
Справка. Орнамент – см. урок.
Требования к работам:
– вертикальное положение листа и рисуем в нем;
– ведение построения по размерам;
– законченность работы: яркость и чистота цветов, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя, выразительность;
– слева, справа, внизу, вверху можно оставить белую бумагу, либо закрасить цветом слабее и не насыщеннее.
Эскиз росписи кухонной доски можно использовать для росписи настоящего изделия (изготовить в школьных мастерских, купить заготовки).
– В каком стиле мы сегодня с вами работали?
VI. Итоги урока.
Экспресс-выставка. Уборка рабочего места.
Лучшие работы показать и похвалить (объяснить, за что). Проверить, все ли выполнили задание.
Домашнее задание. Принести изделия хохломы, а также книги и открытки о ней.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Евсеевская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока
по изобразительному искусству
«Русский народный орнамент»
(5класс)
Учитель ИЗО и технологии
МБОУ ЕСОШ
Костюрина Вера Алексеевна
Тема. Русский народный орнамент
Цель: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения, формировать навыки создания единства конструкции и декора в предметах народного быта; воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний.
Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение. Их дарили на свадьбу, новоселье, крестины с пожеланиями добра и счастья. Они защищали человека от злых сил и напастей.
– Какие символы использовали крестьяне для украшения своего быта?
III. Формирование новых знаний.
Украшения представляли собой узор, который называют орнамент.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Русский орнамент имеет обобщенные декоративные формы. Птицы, кони, цветы зачастую не похожи на своих природных собратьев.
В русском орнаменте декоративные элементы выражали чувства, мысли и интересы земледельца.
Русский орнамент очень разнообразен. Он запечатляет природные формы разных областей.
В северном орнаменте чаще всего изображаются ели, клюква, снежинки, рыбы, олени; цветовое решение скромное, нежное, мягкое: белые, голубые, зеленые, золотистые оттенки.
В орнаменте центральных областей преобладают пышные цветы, грабельки, солнышко, птицы, иногда тигры и барсы при сочетании контрастных цветов: красных, синих, желтых, черных, зеленых.
Орнаменты классифицируются по ‘трем основным формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение.
Такой орнамент применяется для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.
Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту.
Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, узкого пояса, головной повязки.
Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.
Любимым на Руси был, пожалуй, ленточный орнамент. Изделия украшались декоративными полосами, но часто в центре изделия располагался замкнутый орнамент со стилизованными всадниками, растениями, фантастическими животными.
Основным источником для создания орнамента была природа. На шкурах зверей, змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа нарисовала чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм и цветовых оттенков.
В древних русских узорах нет кричащих цветов, все они согласованы между собой и построены в единой цветовой гамме.
В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.
Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.
IV. Закрепление знаний.
Задание: декоративно оформить изделия, выполненные на предыдущем уроке; выдержать принцип единства формы и декора.
Материалы: гуашь, кисти.
V. Домашнее задание.
Подобрать предметы для составления натюрморта.
Источник
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация по ИЗО на тему “Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда” (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Узор в полосе. 5 класс
2 слайд
Описание слайда:
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнаменты бывают геометрические, растительные, символические, комбинированные и другие. Орнамент (украшение), можно выделить такие типы – орнамент в круге, квадрате, прямоугольной фигуре, ленточный, сетчатый. Существуют три основные группы: замкнутые, ленточные, сетчатые. Раппорт – повторяющаяся часть орнамента.
3 слайд
Описание слайда:
Задание: Разместить лист горизонтально Сделать разметку как показано на образце Сделать декоративные полосы из трех контрастных цветов. (красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый) Мотивы – геометрический, растительный.
4 слайд
Описание слайда:
Требования к работе: Расположения листа бумаги; Повторяющиеся сюжеты узора (раппорт) Выполнение в цвете, сохраняя последовательность ритмического чередования. Законченность работы: яркость и чистота цвета, выразительность, четкость и соразмерность рисунка.
5 слайд
Описание слайда:
Геометрический орнамент Растительный орнамент
6 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Найти иллюстрации Гжели, Хохломы, Дымки.
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Гжель На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель – название одного из сёл – бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-221671
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
МОУ СОШ №5 г. Нижний Новгород
Изобразительное искусство, 5 класс
Тема урока: «Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда»
10-11 урок
Вид занятия: декоративное рисование
Цели и задачи:
- воспитать интерес к произведениям народного творчества; формировать представления о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве; развивать познавательные потребности, интересы и способности; знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; знакомство с художественными промыслами: ГЖЕЛЬ, ЖОСТОВО, ГОРОДЕЦ, ДЫМКА, формирование понятий об элементах орнамента, его видах.
Межпредметные связи: музыка, литература, история, география.
Оборудование: для учеников – бумага, гуашь, для учителя – методические таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета»
Вид используемого на уроке программного обеспечения:
Презентации (POWER POINT): «Гжель», «Дымка»
Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук, проектор, экран.
Зрительный ряд: Керамика – Гжели, Скопино, посуда Жостово, Хохломы, фотографии изделий.
Ход урока 10
I. Организационный момент:
Проверка готовности класса к уроку; Объявление темы, целее и задач урока.
II. Вводная беседа о контрастных цветах.
Контраст – противопоставление и взаимное усиление двух свойств, качеств, особенностей как одно из важных средств изобразительного искусства. От умелого применения контрастов зависит воздействующая сила многих композиционных средств и приемов.
Рассмотрим цветовой круг. В нем можно найти три пары контрастных цветов, которые лежат друг против друга.
Это: красный – зеленый
оранжевый – синий
фиолетовый – желтый
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Орнаменты бывают геометрические, растительные, символические, комбинированные и другие.
Орнамент (украшение), можно выделить такие типы – орнамент в круге, квадрате, прямоугольной фигуре, ленточный, сетчатый.
Существуют три основные группы: замкнутые, ленточные, сетчатые.
Раппорт – повторяющаяся часть орнамента.
Декоративная переработка форм – упрощение форм ради большой цветовой и графической выразительности.
Показ презентации «Дымка»
III. Творческая работа учащихся.
Сделать декоративные полосы из трех контрастных цветов.
Мотивы – геометрический, растительный.
Требования к работе:
Расположения листа бумаги; Повторяющиеся сюжеты узора (раппорт) Выполнение в цвете, сохраняя последовательность ритмического чередования. Законченность работы: яркость и чистота цвета, выразительность, четкость и соразмерность рисунка.
IV. Итоги урока.
Экспресс – выставка лучших работ. Оценка работ.
Домашнее задание: Найти иллюстрации Гжели, Хохломы, Дымки.
Ход урока 11
I. Организационный момент:
Проверка готовности класса к уроку; Объявление темы, целее и задач урока.
II. Вводная беседа о произведениях народного искусства и беседа о его красоте.
На этом уроке закрепляются знания школьников о народном декоративно-прикладном искусстве. Наше национальное русское декоративное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраске, фольклерных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованные украшения – всего и не перечесть!
Показ презентации «Гжель».
Силой народной фантазии обычные предметы превращаются в необычные, волшебные. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивался определенный вид декоративно прикладного искусства, где живут и создают народные мастера изумительные по красоте и оригинальности предметы.
Обратите внимание на изделия из Гжели. Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы, листья на белой керамике. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, легко выполняемые кистью, то еле голубоватым, то насыщенным синим цветом, которые радуют наш глаз.
III. Творческая работа учащихся.
Выполнение эскиза декоративной росписи «волшебного» сосуда.
Условия выполнения работы:
Определяется форма фигурного сосуда; Выполняются эскизы росписи Гжель; Выполняется сама роспись кувшина.
IV. Итоги урока.
Экспресс – выставка лучших работ. Оценка работ. Уборка рабочих мест
Домашнее задание: Познакомиться с другими видами декоративного искусства.
Источник