А не богами налитый сосуд
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию – спиной.
К любви своей потерянной – лицом.
И грудь – велосипедным колесом.
А ягодицы – к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять,-
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталось вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят,-
в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.
Анализ стихотворения «Я памятник воздвиг себе иной» Бродского
Иосиф Александрович Бродский уже в 22 года пишет программное стихотворение «Я памятник воздвиг себе иной!» Сочетая простоту, иронию и горечь, поэт создает как картину личных переживаний, так и картину эпохи, в которую он жил и творил.
Стихотворение написано в 1962 году. Его автору 22 года, он женат, знаком с А. Ахматовой, считается едва ли не самым одаренным молодым поэтом тех лет, публиковаться ему запрещено, он мечтает вырваться из СССР. По жанру – философская лирика, по размеру – пятистопный ямб со смежной рифмой, 5 строф. Лирический герой – сам автор. Первую, декларативную строку, И. Бродский делает отдельной строфой. Рифмы открытые и закрытые. Композиция сюжетная.
Безусловно, его «Памятник» – это перекличка со стихами на подобную тему М. Ломоносова, Г. Державина, А. Пушкина, В. Брюсова. В нем нет высокой патетики, размышлений о признании будущими поколениями, о том следе, который он оставил на земле, пути, проложенном для поэтов, что придут позднее. Гипсовый бюст посреди фонтана в городском дворике – на меньший памятник он не согласен! «Постыдное столетие»: поэт не приемлет лицемерие советской власти, параноидальный поиск врага, желание контроля не только над социальной, но и личной, а тем более, творческой жизнью человека.
Он терял любовь, но старается не терять самоуважения, независимости. Только самому себе он позволяет горько посмеяться над обстоятельствами своей жизни. Интонация, однако, размеренная, торжественная, без восклицаний и вопросов. Что особенно контрастирует с ироническим, даже чуть издевательским, содержанием строк: ягодицы к морю полуправд. Кстати говоря, хотя он видит памятник свой бюстом, но описывает при этом всю свою фигуру в той позе, что ему мила. «Я облик свой не стану изменять»: ключевая фраза произведения. Повторы и перечисления доводят напряжение до апогея: пускай меня разрушат, расчленят. «Струей воды ударю в небеса»: здесь чувствуется твердое осознание себя как поэта, своего творчества – как самоценности. Между тем, И. Бродский не сомневается, что хоть и такой нелепый, как часто это бывает, и помпезный памятник все же будет когда-нибудь стоять и на его Родине. Пусть и «на радость детворе», не подозревающей, кому он установлен.
Метафоры: постыдное столетье, усталость вознесла, струей ударю в небеса. Перифраз: большая страна (СССР). Сравнения: рассудок, как решето. Обращение к Музе без пафоса, как понимающей сестре, тоже испытавшей преследования и оскорбления.
«Я памятник воздвиг себе иной» И. Бродского написано в ранний период творчества, но отличается зрелостью содержания и свободой формы.
- Следующий стих → Иосиф Бродский – Я пробудился весь в поту
- Предыдущий стих → Иосиф Бродский – Я начинаю год, и рвет огонь
Читать стих поэта Иосиф Бродский – Я памятник воздвиг себе иной на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Ещё одно стихотворение Бродского является аллюзией на работу Пушкина В прошлый раз мы анализировали, что хотел сказать автор в стихе «Я вас любил», а этот раз снимем шляпу и разберём по косточкам строки «Я памятник воздвиг», написанное 22-летним поэтом в 1962 году.
В стихотворении автор в образе героя рассказывает, что он уже воздвиг себе памятник, но этот монумент отличается от классического пушкинского обелиска. У Бродского памятник иной по внешнему виду и по расположению и это монумент является отражением его мыслей и взглядов.
Спиной к постыдному прошлому
С первой строки стихотворения в нём чувствуется дух бунтаря, который шёл с Бродским рука об руку всю жизнь, подобно тени. Поэт является ярым противником текущей социалистической действительности, убивающей человеческое «я» и загоняющей индивидуума в стадо общества. Автору не нравится ближайшее прошлое страны, и он не стесняясь называет его постыдным.
К постыдному столетию — спиной.
К любви своей потерянной — лицом.
Поэт противопоставляет постыдное прошлое потерянной любви, ставя последнюю наголову выше – памятник установлен к ней лицом. Внимательный читатель заметит, что грудь памятника смотрит в сторону любви, а ягодицы в сторону постыдного столетия. Любовь достойна выгнутой колесом груди, а море полуправд прошлого только взгляда на пятую точку.
Далее, уже во втором четверостишье, поэт говорит в строках, что образ и расположение памятника не случайно и он не собирается их менять. В 1962 году началось первое давление власти на Бродского, но автор стихотворения откровенного говорит, что останется при своём мнении и не изменит взглядов даже под давлением.
Какой ни окружай меня ландшафт,
………………………………………………………..
я облик свой не стану изменять.
Мой облик неизменен
Автор считает свой талант даром свыше – его подарила муза и этот огонь поэт обязан нести в чистом виде, не болтаясь с ним из стороны в сторону. Такое расположение памятника основано на фоне усталости от текущего дня, это не спонтанное решение, а продуманный выбор.
Бродский уподобляет себя этому памятнику, что видно из второй части стихотворения. Он говорит, что ничего не изменит даже если ему будет угрожать «демонтаж». Не за горами ссылка и полное презрение властей, которое вынудит покинуть страну. Бродский примет решение эмигрировать, но от своих взглядов и убеждений не откажется. Уже в 1962 году он принёс клятву верности своим убеждениям и не отречётся от них никогда.
Эта непреклонность видна в стихотворение и отражена в сцене возможного сноса памятника. Поэт буквально кричит, что его правда, его убеждения не останутся незамеченными, если обвинят, разрушат или даже расчленят, то правда вырвется сквозь незрячие глаза гипсовой статуи и ударит струёй в небеса.
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.
Стихотворение достаточно легко читается, для понимания его смыла не надо долго просматривать через лупу межстрочное расстояние.
Текст
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию — спиной.
К любви своей потерянной — лицом.
И грудь — велосипедным колесом.
А ягодицы — к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, —
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, —
в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.
1962 год
Чтение стихотворения
Стих “Памятник” читает Павел Беседин.
Источник
1968(?), Ялта
- :
- :
- :[ronsar_pxer_de_kogda_ty_wstaw_ot_sna_boginej_blagosklonnoj-2.mp3,2323k][shershenewich_wadim_portrait_dune_demoiselle-2.mp3,1916k]
- :
- : , ,
2
- :
- : Amelie
- :
- :[mp3,4285k]
- : () VIII , , . , – , : , , . IX – . , , : , . , , : – . , , . X , , , , , , . XI , , , , , , , , . XII , , : , , , – . -, . XIII “” ? , ; : , , , – ! XIV , . : . . ; . 1972
1
- :
- : Amelie
- :
- :[mp3,4006k]
- : I , ? . ! “” – , . II , – . . , : , , . , ; , ? III , ? ? – . ? , , , . IV , – , – , , ? , , , : , ? . V , – , , , , , . , ? , ? ? ? , ? VI , – : , , . , , , , , , , , – ? VII , , ? – , , .
..
- :
- :
- :
- :[mp3,2838k]
- : . . , , . , , . , . . , , , . . . , , , , , , “” . , . , , . 1967
- :
- : Jacopo Fiastri & Stefano Reali
- :
- :[mp3,1932k]
- : * * * ! – . – . – . – . , ,- . . . , , . , , . , , , ,- , .
- :
- : Living Room
- :
- :[mp3,3937k]
- : * * * .. , – . , . , , , . . . . – . , – . , . , , . . . , . , – . , , . , , , . . . , . , . , , ; , . , , . , . , . ; , . , , , . . , . 1971
- :
- : Pino Donaggio
- :
- :[mp3,1026k]
- : , — . , , , . , , . , . , , , , , . 1964
- :
- : Gidon Kremer
- :
- :[mp3,2462k]
- : * * * . , , , , , , . . , , : : , . , , . , , , , . , .
- :
- : Robert Michaels
- :
- :[mp3,4324k]
- : Verra la morte e avra i tuoi occhi. C. Pavese ” , ” . 1 . , . . , . . . . . . 2 . . , . . . . ? . . – . . , . . . . . . 3 . , . . . – – . – , . . 4 . , . – . – . . -. . . . . . . 5 , , – . . , . , , , . – ; . 6 . , , , , ,- . . , . . 7 . . . – . , . , , , . . : ” !” 8 . . . . . . . . , . . , . . , . 9 . . . . . . , , , . , : , , . ” , “. 10 : – ? . ? , , : ? , ? : – , , , . , . 1971
- :
- : Chris Spheeris
- :
- :[mp3,4274k]
- : , . . , . , , , . , – , , . – . , – , . , . , , , . , – , , , . . . , , . , , , , . , , , , . , ? . , : , . , … 1966
- :
- : Lalo Schifrin
- :
- :[mp3,3733k]
- : * * * , . . – . . , , , , , : – , . , . – – , , .
- :
- : Eric Harry
- :
- :[mp3,3697k]
- : * * * , , , , , , , , , , , ; , , , ; , , , , , — — “” , , , .
- :
- : Avalon
- :
- :[mp3,3871k]
- : * * * , ( , , ). , , ; , , : . , , , , , , . , . . , , . , , . – . , . , , . , , , , . 1972
( )
- :
- : Astor Piazzolla
- :
- :[mp3,2393k]
- : , , , , , , , , , , , – – , , , , , , , , . , , – . , , , , “”. , , , , . 1969
- :
- : Armik
- :
- :[mp3,4668k]
- : Not with a bang but a whimper.* T.S.Eliot , . , , , . , ; , , . , , , , , – . : . – – , . , – , ; . , , . , , – . , , , – , . , , , , , . . . , , , . – . – . . – , – . . , , . , , , . , . , . , , . . . , . , , , , , . , , – . . , ; , , . , – , , . * , (.).- .. “The Hollow Men”. 1968
- :
- : Eagles
- :
- :[mp3,3705k]
- : * * * . , . , , . , , . , , . . . – ” ” , – . , . . . : ? ? ” ” , , . . . , . , , , , .
- :
- : Bill Douglas
- :
- :[mp3,3647k]
- : , , , , , . , . , , . , , . . , , , , , , . , , , , , . – , , , , , . 28 1961
- :
- : Zbigniew Preisner
- :
- :[mp3,2350k]
- : * * * , , , , . , , , ? , , ! . , , , ? , , , , , , , . , – , , , – .
–
- :
- : James Horner
- :
- :[mp3,3337k]
- : – . -, , , , . , . , , , , , , . 1972 (?)
- :
- : Eric Tingstad & Nancy Rumble
- :
- :[mp3,2799k]
- : . . . , , . ; . , ! , , . — , . — , . — : , , . . . — . — : . ! — ! , , . , ! ! ; . , . , . , ! . , , . , , , , , , , — — . .
- :
- : Mythos
- :
- :[mp3,3314k]
- : . . , , , , , , , , . , , , , , . , , , : , , , , , , , , – . , , . …, , . , . . . 1958
. 1
- :
- : Michael Hoppe
- :
- :[mp3,4413k]
- : ( ) * . , . , , . – . : , ! * , , ? ? ? ? ? ? , , . , . , , . – . * . – , . : . , . – , . . ! . , , . * , , , . , . , . , , . , – ? , . * , , , – : , . , ? ? , . – , .
. 2
- :
- : Michael Hoppe
- :
- :[mp3,3960k]
- : * . : “, , “. , , , . . . , … , ,- ? ? * , , ? , . … . , , . , , . . . , . * , , , , . – , , . . , , . * , . , . , . , . . – . – . . M 1972
1
- :
- : Oystein Sevag
- :
- :[mp3,5040k]
- : . (1971) : . I ” , …” , . , , , , , , , . ? ? , . — , . : , , , — , . , , , — , , . . , , : . . , , , . II . . , , , , , — . — — , — — ; –. , : , , . — , . — .
2
- :
- : Oystein Sevag
- :
- :[mp3,4912k]
- : . (1971) () , , ( ) . , . — , , , — , . — — . ? , : , . ? III . , – , , , , . , , , . . . — . . IV , , , ( , ), , — … . . — . , . . , , , . –, . V , , . — . ? , , . — . , . . – . . -. . . , . .
- :
- : David Lanz
- :
- :[mp3,4242k]
- : , , , , , , , : , . , , , , , , ,- , , . – , – , . , , , , , – . – , , . , . , , , , , . . 1972
. .
- :
- : Oystein Sevag
- :
- :[mp3,4312k]
- : . . B , , , , . . K . B , , , , , — , . , , , , . ! B , , , , , . , , . , , , ! , , ! T , . B , — , , , , – . C , , — — , , , , . B, , , , , , , , — , , , , , — . , , , , , , , — — , . ! ! T — – , , , , . O, — , — . 27 1962
- :
- : Mythos
- :
- :[mp3,2606k]
- : , , , , , , . , , , , , , . , , , , , , , , . – , . , , , . – , , , ,- , , , , , . 1971
- :
- : Vangelis
- :
- :[mp3,3221k]
- : T, T . – . , : … – , , , . , , . – , , , , , – , … , , ; , , , , , . , , , . , , . , . , . , . : , , , . 1972
- :
- :
- :
- :[mp3,4278k]
- : , , . ; — . , — . . , , . –. , . , , , . , . , ! . , , . , , . , , . , , ? ? , , , . ” , “. “?” — , . : – , , . ? , . , , , ; . . , ! , . , , . — ? ” ?” — , . — ; – . , , . . .
Источник