А в доме есть сосуды для низкого употребления

А в доме есть сосуды для низкого употребления thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Этим Павел говорит, что как в большом доме обыкновенно бывают весьма различные сосуды, так и здесь, во всей вселенной. Не о Церкви он говорит, но обо всем мире. Не разумей здесь Церкви: он не желает, чтобы в ней был какой-нибудь сосуд деревянный или глиняный, но чтобы все были золотые и серебряные там, где Тело Христово, где чистое дело, не имеющее скверны или порока.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Свт. Василий Великий

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Каждый из нас, учеников Слова, есть служитель одного какого-нибудь дела из предписанных нам Евангелием. В большом доме, этой Церкви, есть сосуды не только золотые и серебряные, и деревянные и глиняные, – но и всякого рода искусства.

Гомилия на слова: «Берегись».

Свт. Феофан Затворник

В велицем же дому не точию сосуды злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни, и ови убо в честь, ови же не в честь

Решается второе недоумение: зачем есть слабые в вере и в жизни по вере? Ответ в настоящем стихе такой: так необходимо по течению дел настоящего периода бытия мира и людей. Объясняется он сравнением положения дел в Церкви с порядками по домоправлению. Как в большом доме бывают вещи золотые и серебряные, бывают и деревянные и глиняные,— и одни из них обращаются на почетное употребление, а другие на непочетное: так и в Церкви — сем доме Божием, великом и славном, есть лица, отвечающие достоинством своим золоту и серебру, и есть лица, отвечающие дереву и глине, — и бывают из них одни досточтимы, а другие никакой не имеют цены. Последняя половина сравнения Апостолом умолчана. Ее надлежит дополнить нам самим,— и дополняем, как показано. И самая причина, почему так бывает, не обозначена, а только дано разуметь, что как в доме бывает и хорошее и нехорошее, так и в Церкви или среде верующих. Намекается будто: будьте довольны и этим показанием, а далечайшего и глубочайшего не ищите. Не ваше дело, как и святому Антонию Великому сказано было свыше на пытливое его искание, почему есть добрые и злые. И Спаситель, говоря о Царстве Своем,— притчами о земле, засеянной добрыми семенами, на которой, однако ж, показались потом и плевелы, и о неводе, захватившем добрых и худых рыб,—показал только, что и в Церкви Его так будет, до судной жатвы и до окончательного разбора дел; а почему так будет, не сказал. Конечно и Он так поступил, внушая, чтоб мы не брались не за свое дело, а веровали, что Господь все устрояет к наилучшему.

Думается, что слова: золотые и серебряные, деревянные и глиняные, также в честь и не в честь,— Апостол употребил только для яснейшего показания разности в вещах, бывающих в доме, а не имел в мысли иносказательно указать этим на такие и такие именно разные лица, бывающие среди верующих в Церкви. Почему можно оставить их без иносказательного истолкования. Впрочем, блаженный Феодорит не счел излишним дать им истолкование, но пишет: «Апостол уподобил сосудам золотым — сияющих благочестием и добродетелию (от всего отрешившихся и Богу всю жизнь посвятивших), серебряным же — при вере и праведности возлюбивших жизнь гражданскую (благочестивых мирян), деревянным и глиняным — живущих в злочестии и лукавстве».

Под домом наши восточные толковники — святой Златоуст, Феодорит, Экумений и Феофилакт — разумеют мир, а западные — Амвросиаст и, говорят, Киприан и блаженный Августин — разумеют Церковь. Хотя, по течению речи, более к делу подходит последнее разумение; но не следует устранять и первого. Потому что вопрос о смешении добрых и злых порождается и положением всего мира; почему при решении его нельзя не брать и этого во внимание. К тому же и мир есть дом Божий.

Толкование на второе послание к Тимофею.

Сщмч. Киприан Карфагенский

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Если и оказываются в Церкви плевелы, это не должно составлять препятствия для нашей веры или любви. Нам самим не следует отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в ней плевелы, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницею и, когда начнут складывать хлеб в
Господни житницы, могли бы получить по делу и труду нашему.

…Какой порыв гордости, какое забвение смирения и кротости, какая угодливость своему высокомерию в том, кто отваживается или думает, что может отделять то, чего не дал Господь и апостолам! Кто думает, что может отделять куколь от хлеба, и, как будто ему поручено изметать
мякину и очищать гумно, силится отделять плевелы от пшеницы? Кто, имея в виду слова апостола: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, –
воображает, что может выбирать сосуды золотые и серебряные, а деревянные
и глиняные
презирать, отвергать, осуждать, между тем как только в день Господень сосуды деревянные сожжены будут пламенем Божественного гнева, а глиняные сокрушатся Тем, Кому дан железный жезл?

Послания.

Прп. Ефрем Сирин

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении

Привел и пример в речи своей. Церковь, говорит, находящаяся во вселенной, подобна большому дому, где не только есть сосуды золотые и серебряные, кои назначаются для почести и славы, но и деревянные и глиняные – для употребления непочетнаго. Не так однако надо понимать это, чтобы в церкви нужно было заблуждение тех (лжеучителей), подобно той пользе, какую в большом доме приносит употребление непочетных сосудов.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 20-21 В велицем же дому не точию сосуди злати и сребрени суть, но и древяни и глиняни: и ови убо в честь, ови же не в честь. Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен, и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован

Есть еще и теперь такие, которые удивляются, почему люди злые не погибают. На это мы отвечаем. Подобно тому как в большом доме есть различные сосуды, так и в миpе есть различные люди. Но не Бог сделал их злыми, иначе каким образом они могли бы очистить себя от зла? Между тем сейчас же высказывается это самое побуждение тем, которые сами себя довели до такого состояния. – Ови убо не в честь, т. е. деревянные и глиняные сосуды. – Аще убо кто очистит себе… Если быть глиняным считается позором и нечистотою, то почему же сам Павел об Апостолах сказал: имамы же сокровище cиe в скуделных сосудех (2 Кор. 4:7)? На это нужно сказать следующее: там идет речь об одной только телесной их природе, не как о нечистой, а как о происшедшей из земли и глины, из которых делаются сосуды; можно, значит, понимать там слова – скудельные сосуды в сравнении с тем сокровищем, которое находится в них, – а здесь Апостол рассуждает о добродетельных и порочных людях, называя порочных – глиняными, а добродетельных – золотыми; такие люди по собственной воле могут изменяться, и к добру, и к злу. – Будет сосуд в честь. Сосуды глиняные и золотые такими же всегда и остаются в доме, а люди, подобные глиняным сосудам чрез усердие могут сделаться подобными золотым, подобные же золотым чрез небрежность могут уподобиться глиняным. Итак, если кто, говорит Апостол, очистит себя от всего того, что свойственно людям, уподобившимся деревянному и глиняному сосуду, если не будет иметь никакой свойственной им нечистоты, тот будет благопотребен Владыке, а те – разумеется – не благопотребны. – На всякое дело благое уготован. Если теперь не вполне благоприятное время для делания, то нужно однако быть способным и готовым перенести гонения, всякия скорби и даже мучения.

Читайте также:  Узи сосудов брюшной полости в ярославле

Пастырские Послания апостола Павла.

Прав. Иоанн Кронштадтский

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Мир этот – дом великого Архитектона – Господа Бога; сосуды златые и серебряные или деревянные и глиняные – народы, ведущие Бога, благочестивые, или идолопоклонники и нечестивцы; или частные лица – благочестивые или небогобоязненные. В семье не без урода, и в дому не все хорошие, драгоценные сосуды, но иные и недорогие, низкого достоинства.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Августин

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Таким образом, Киприан, осуждая тех, кто отторгает себя от единства якобы во избежание общения со злыми, указывает, что большой дом, упоминаемый апостолом, в котором
есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, следует понимать не иначе как Церковь, в которой есть добрые и злые, пока в конце концов она не очистится, словно провеянное гумно.

О крещении.

В христианском сообществе, насколько это касается причащения таинствам и приобщения к ним, они [верные и святые] превышают число (Пс 39:6). Итак, одно дело – число, а
другое – превышающие число. Число – те, о которых апостол говорит: познал Господь Своих (2 Тим 2:19). Однако есть и превышающие число, поскольку в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Так вот, число – это сосуды в почетном употреблении; превышающие число – это сосуды в низком употреблении.

Проповеди.

Этот закон любви оглашен устами Самого Господа Христа: ведь это Его притчи и о плевелах, которые до времени жатвы во всем мире нужно оставлять на одном поле с пшеницей, и о худых рыбах, которых нужно оставлять в одном неводе вместе с остальными до того, как вытащат его на берег.

Послания.

Блж. Иероним Стридонский

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Ковчег Ноев изображал собою Церковь, как говорит апостол Петр. …Как в том ковчеге были все роды животных, так и в этой находятся люди всяких народностей и обычаев. Как там были барс с козами и волк с овцами, так и здесь упоминаются праведные и грешные, то есть сосуды золотые и серебряные вместе с
деревянными и глиняными.

Спор люциферианина и православного.

Блж. Феодорит Кирский

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Апостол огромному дому уподобил мир, а сосудам золотым – сияющих благочестием и добродетелью, серебряным же – при вере и праведности возлюбивших жизнь гражданскую, деревянным и глиняным – живущих в злочестии и лукавстве.

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Так как многие смущаются, зачем в мире существуют злые люди, то Павел, оставив другие причины, сейчас указывает эту: потому, что в большом доме бывают разные сосуды. Большим домом называют мир, а не Церковь; он желает, чтобы ни одного деревянного сосуда, а все золотые и серебряные сосуды находились в Церкви, где Тело Христа, где Дева, не имеющая порока.

И одни в почетном, а другие в низком употреблении

Золотые сосуды, то есть добродетельные люди, в почетном, деревянные же и глиняные, то есть дурные люди, в низком употреблении. Не сказал: в пользу и не в пользу, потому что и дурные люди, хотя они и непригодны для добродетели, все же они полезны в общем состоянии мира, для некоторого домостроительства, как например, фараон.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Ориген

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Бог, нужно веровать, все и всегда делает и распределяет по справедливости. Апостол так же учит, говоря: А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и
глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.

О началах.

Амвросиаст

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Этим изречением Павел обозначил то, что в Церкви находятся разные люди. …Однако безумный Новациан, чтобы способствовать своему заблуждению, говорит, что это место надлежит понимать иначе: следует считать, что большой дом обозначает весь мир, ибо в нем живут разнообразные люди.

На 2-е послание к Тимофею.

Лопухин А.П.

Ст. 20-23 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

Кого понимать здесь под сосудами? Конечно, отдельных христиан, так или иначе содействующих прогрессу церковной жизни. Но между христианами есть различие в дарованиях. Одни, по благости Божией, имеют необыкновенные дарования, обладают напр. блестящим ораторским талантом, другие же всегда выглядят в высшей степени скромными, потому что не обладают никакими выдающимися способностями (ср. Мф XIII:23; 1 Кор. XII:14 и сл.). Первых можно назвать сосудами, сделанными из блестящих и дорогих материалов – из золота и серебра, вторые приготовлены из дерева и глины. Но и последние имеют часто большое значение в жизни Церкви. С другой стороны в Церкви есть сосуды, в которые собирается, так сказать, вся грязь и сор из дома – это люди безбожные, нечестивые, хотя и продолжающие носить имя христиан. Такие люди, конечно, могут быть и среди тех лиц, которые имеют особые дарования. Тимофей не должен поэтому увлекаться внешностью, а должен оценивать людей по их внутреннему достоинству. Если видный христианский оратор сам не отстал от языческих привычек, от него Тимофей должен сторониться («кто будет чист от сего»). И всякий христианин, отделяющийся от таких нечестивых людей, если еще не может быть назван сосудом в «чести», то может сделаться таким со временем (ср. 1 Кор. XII:22-25).

Читайте также:  Кто лечит воспаление сосудов

Юношеских похотей убегай – т. е. не увлекайся свойственными молодым людям взглядами на вещи. Молодежь часто увлекается внешним блеском, не придавая значения внутренним достоинствам человека. Тимофей должен поступать иначе. Он должен оценивать людей с точки зрения христианской морали и искать себе друзей только среди людей честных и искренно чтущих Бога. От разных споров, хотя бы иные в них и показывали свои высокие умственные способности, Тимофей должен сторониться (ср. ст. 14-й).

Толковая Библия.

Источник

Свт. Иоанн Златоуст

Или не имать власти скудельник на брении от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь

См. Толкование на Рим. 9:20

Свт. Кирилл Александрийский

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

На это можно было бы возразить, что они не смогут сказать, будто смысл речения здесь указывает нам на различие природ, ведь Павел не говорит, что некоторые сотворены свирепыми и ожесточенными, или сосудами чести и бесчестия, и он совсем не приписывает им такой природы. Он скорее убеждает думать, что некоторые люди созданы, словно глиняные сосуды, одни для чести, а
другие – для бесчестия (см. 2 Тим. 2:20-21).

Фрагменты.

Свт. Феофан Затворник

Или не имать власти скудельник на брении от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь

«Сим Апостол не уничтожает свободного произволения, но показывает, как должно повиноваться Богу. Когда ты требуешь (придет тебе на то позыв), то представь себе, что ты не более как брение. И должен не только не противоречить, не предлагать вопросов, но даже не говорить, не мыслить, а уподобляться бездушной глине, которая покорна рукам горшечника и употребляется, на что он захочет. Для сего именно взят Апостолом такой пример не в образец жизни, но в урок преданного и безмолвного повиновения. Подобное правило наблюдать надо и везде — принимать примеры не в точном значении, а выбирать из них нужное, к чему они приведены, оставляя все прочее. Так и здесь надлежит понимать слова: глина, горшечник, сосуд. И когда Апостол присовокупляет и говорит: или не имать власти скудельник на брении и прочее, — не заключай из сего, что он изображает сим причины творения или необходимость определения; напротив, он выражает власть и различие в распоряжениях. Если же не в этом смысле принять слова его, то будут иметь место многие нелепые следствия. Ибо ежели идет здесь речь об определении, то выйдет, что Бог — Творец как добра, так и зла, а человек и в том и в другом весьма неповинен. Тогда окажется также, что и Павел, увенчавая везде свободное произволение, сам себе противоречит. Итак, Апостол хочет здесь достигнуть не иной цели, как убедить слушателя — во всем покорствовать Богу и ни в чем не требовать от Него отчета. Как горшечник, рассуждает он, из одной и той же глыбы делает, что ему угодно, и никто ему не противоречит: так и ты не спрашивай и не допытывайся у Бога, почему людей, хотя они одного и того же рода, одних наказывает, а других награждает; напротив, благоговей пред Ним и подражай глине. Как она покорна рукам горшечника, так и ты покорствуй определению Распорядителя вселенной. Он действует не без намерения и не как случилось, хотя ты и не постигаешь тайн премудрости. Ты позволяешь горшечнику из одной и той же глыбы приготовить разные изделия и не винишь его за это, а у Бога требуешь отчета в распределении наказаний и почестей, а не предоставляешь Ему знать, кто достоин и кто не достоин. Но поелику в том же составе та же и сущность, то предполагаешь, что те же и произведения. Какая неосновательность! Не от горшечника зависит, что из той же глыбы иное выходит на почетное, а другое на низкое употребление, напротив, от употребления (произвольного) пользующихся изделием. Так и здесь дело зависит от свободного произволения. Притом, как заметил я, пример должно брать в том одном отношении, что человек обязан не противоречить Богу, а предоставлять всё Его неисследимой премудрости. Пример должен быть обширнее того предмета, в объяснение которого приводится, дабы мог сильнее подействовать на слушателей. Если бы оный не был обширнее и не заключал в себе многих понятий, не мог бы тронуть и пристыдить возражающего, сколько нужно» (святой Златоуст).

Святой Златоуст, как видно само собою, все внимание обратил на то, чтоб отклонить ту мысль, которая первою навязывается уму при чтении сих слов Апостола, именно — если всё от Бога, то нет свободы и мы не виноваты. И опровергает ее отвлеченно, не соображая с течением речи, как и сами слова таковы. Он говорит, что Апостол сим примером учит нас только совершенной и молчаливой покорности Божеским распоряжениям. О самих же распоряжениях Божиих общеизвестно, что они делаются совершенно согласно как с Божиею правдою, милостию и премудростию, так и с достоинством и недостоинством людей или употреблением ими своего свободного произволения. Как ни того, ни другого недальновидность наша не дает нам видеть как следует, а они есть несомненно во всех делах Божиих, то неразумно возражать, смущаться и делать нелепые выводы из того, в роде таких: чесо ради еще и укаряет? Самое разумное, при порождении таких недоумений, восставив веру в Божескую правду и благо-попечительность, смиренно и молчаливо покорствовать Божиим распоряжениям, прогоняя всякое помышление, будто от Бога исходит что-либо неправедное и немилосердое, и совершенно успокоиваясь в преданности Ему.

Сюда же, то есть на отвержение той мысли, будто сими словами уничтожается свобода воли, направляет речь и блаженный Феодорит, только другою дорогою. Он берет при сем в доказательство свободы самое действие возражения. Если, говорит, ты возражаешь, значит, ты свободен. Если б не был свободен, не возражал бы, а молча покорствовал, как глина скудельнику. Он говорит: «если бы не был ты свободен и не по своему изволению избирал, что тебе делать, но по необходимости рабски следовал бы Божией воле; то молчал бы, подобно неодушевленным тварям, любя совершающееся по Божию домостроительству. Но поелику почтен ты разумом, то и говоришь, и делаешь, что тебе удобно, и не любишь совершающегося, но доискиваешься причин Божиим домостроительствам. Посмотри на брение у скудельника; оно, как не имеющее разумной рассудительности, не противоречит работающему, но, если назначено на выделку сосуда и нечестного, в молчании принимает то, что делается с ним. А ты противишься и прекословишь. Значит, не связан ты естественною необходимостию, не против воли преступаешь закон, но произвольно любишь лукавство и по своей воле принимаешь на себя труды добродетели. Посему прав и справедлив приговор Бога всяческих, законно наказывает Он согрешающих, как произвольно отваживающихся делать зло. Есть справедливость и в человеколюбии; потому что, от нас заимствуя повод, оказывает Бог милость». Подобную мысль высказывает и Экумений.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

См. Толкование на Рим. 9:20

Прп. Нил Синайский

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

Читайте также:  Уравнительный сосуд и датчик

Сказано, что есть сосуды «не в честь» (Рим. 9:21). Это живущие блудно, мытари и, одним словом сказать, занимающиеся всяким нечистым делом. Однако же и они, переменив худой нрав на добрый, могут соделаться сосудами «в честь» и благопотребными Царю веков.

Письма на разные темы. Купцу Василию.

Блаж. Августин

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

Доколе вы – сосуды глиняные, вы сначала должны быть разбиты тем
жезлом железным, о котором сказано: Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника (Пс. 2:9). Тогда, когда внешний человек будет разрушен, а внутренний обновлен, вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф. 3:18-19). Потому как из одной и той же глины Бог
создал одни сосуды для почетного употребления, а другие – для низкого, то не вам об этом судить, кем бы вы ни были, все еще живя, как эта глина, то есть земным чувством и плотской мудростью.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Сначала производится сосуд для низкого употребления, затем другой – для почетного. Подобно и в человеке, как я сказал, сначала дурное, с чего нам должно начинать и где мы не должны оставаться; затем – доброе, к чему мы стремимся и, достигнув, должны в нем пребывать. Но не каждый плохой человек станет хорошим, как не будет хорошим тот, кто не был плохим. И чем скорее человек изменится к лучшему, тем быстрее он по праву станет именоваться таким, каким он стал.

О граде Божием.

Принимая во внимание, что природа наша согрешила в раю, мы теперь образуем поколение смертных по тому же самому провидению Бога, но не по небесному, а по земному, то есть не по духу, а по плоти. Все мы стали одной глиняной массой, то есть массой греха.

О различных вопросах.

Если бы эта глина была столь незначительной, что не заслуживала бы ничего доброго, как и ничего плохого, было бы оправданно считать несправедливым использование ее на сосуды низкого употребления. Но когда по свободной воле первочеловека осуждение распространилось на всю глину, то не осталось сомнения, что, если из нее производятся сосуды для почетного употребления, это уже не вопрос справедливости, которая не действует без благодати, но Божией милости. Когда же, однако, сосуды делаются для низкого употребления, то это относится к суду Божиему, но не к несправедливости, которой у Бога быть
не может…

Могло бы показаться несправедливым, что сосуды гнева производятся на погибель, если бы вся глина не была осуждена в Адаме. Что люди становятся сосудами гнева при рождении, относится к наказанию, которого они заслуживают; а что, возрождаясь, они становятся сосудами милосердия, относится к незаслуженной благодати.

Послания.

Блаж. Феодорит Кирский

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

Посмотри на глину горшечника, как она, лишенная разумного различения, не возражает вылепляющему ее, но, даже если ее определяют для изготовления низменного сосуда, молча принимает происходящее. Ибо об этом Павел писал и к Тимофею: Итак, кто будет чист от сего [отступления от истины], тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2:21).

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

См. Толкование на Рим. 9:20

Ориген

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

И у пророка Иеремии мы читаем нечто подобное, когда Господь приказывает ему войти в дом горшечника и посмотреть на то, как тот лепит, а особенно на то, как горшечник, собрав выпавший из рук сосуд, вновь вылепил его по своему желанию. И было, как сказано, слово Господне к нему, не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему (Иер. 18:6)? И мудрость говорит: «Сосуды горшечника испытует печь, и людей праведных – искушение» (пер. Сирах. 27:6 из Вульгаты). Итак, Бог властен над нами, как и горшечник над глиной, чтобы делать из того же замеса сосуды для чести и сосуды для бесчестия. Посему тебе, раз ты безрассудно отвечаешь Богу, достаточно выслушать это…

Итак, получается, что кто не очистил себя и не смыл покаянием греховную скверну, тот есть сосуд бесчестия. А если он увеличит свою злобу и отверделым разумом и нераскаянным сердцем совершенно презрит обращение, то он будет уже не только сосудом бесчестия, но и сосудом гнева.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Тем, кто говорит о множественности душевных природ и привлекает в подтверждение своих учений эти речи апостола, надлежит ответить следующим образом. Если и они признают, что из той же смеси сделаны, по слову апостола, и предназначенные к чести, и предназначенные к осуждению – что они называют природами, назначенными к спасению, и природами, назначенными к гибели, – то это будут уже не две разные душевные природы, но одна природа на всех.

О началах.

Тертуллиан

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

Если апостол говорит о глиняных сосудах, то и человек – глина, поскольку раньше был ею, и плоть – глиняный сосуд, так как возникла из глины жаром Божественного дыхания (см. Быт. 2:7). Потом она была одета в глиняные туники, то есть обтянута кожей.

О воскресении мертвых.

Амвросиаст

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

Одна и та же смесь, но воля горшечника разная. Подобно и Бог создал нас всех из одной субстанции, и все мы стали грешниками, но одних Он милует, а других отвергает, и не без справедливости. В творении есть только воля, у Бога же – воля со справедливостью, ибо Он ведает, кого миловать, как я упоминал выше.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого

Еще сравнение, разъясняющее права Бога Творца в отношении к творению. Смысл этого сравнения такой. Как горшечник имеет полное право давать каждому, им приготовленному, сосуду свое назначение, так вправе делать то же и Творец по отношению к твари, хотя бы через это одно творение оказалось в большей чести, чем другое. Но как Творец пользуется Своими правами в действительности, об этом здесь Апостол еще не говорит. Ему нужно только опровергнуть поставленное в 19-м стихе возражение против свободы Божией, о которой Апостол сказал в 18-м ст.

См. также Толкование на Рим. 9:14

Источник