Алавастровый сосуд с миром
«Христос в доме Симона Фарисея», анонимный мастер, французская школа
Помазание Иисуса миром — общее название эпизодов четырёх Евангелий, повествующих об умащении Иисуса Христа благовониями, совершённом женщиной. Евангелия от Марка, Матфея и Иоанна включают помазание миром в рассказ о Страстях Христовых. По месту действия в этих Евангелиях эпизод помазания называют также Вечерей в Вифании; по месту действия в Евангелии от Луки — Пиром в доме Симона Фарисея. Католическая традиция в течение долгого времени отождествляла совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной.
Евангельские свидетельства[править | править код]
Женщина льёт миро на голову Иисуса, неизв.автор, XIX век
Евангелие | Описание помазания |
---|---|
от Матфея Мф. 26:6-7 | Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению |
от Марка Мк. 14:3-9 | И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокажённого, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё. Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению |
от Луки Лк. 7:37-48 | И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи |
от Иоанна Ин. 12:1-8 | За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. |
Апокрифические рассказы[править | править код]
Апокрифы не сообщают непосредственно о помазании Иисуса, но рассказывают о происхождении благовонного мира, которым он был помазан. Согласно «Арабскому евангелию детства Спасителя» после обрезания Иисуса повитуха Саломея забрала
…крайнюю плоть (правда, говорят иные, будто пуповину она взяла) и поместила её в сосуд с нардовым маслом древним. Сын же её был продавцом благовоний, и, отдавая ему сосуд, сказала она:
— Остерегись продавать сей флакон благовонного нарда, даже если б и триста денариев тебе за него предложили.
Был же это тот самый сосуд, что купила Мария-грешница и вылила на главу и ступни Господа нашего Иисуса Христа, а потом их своими власами отерла.[1]
Расхождения свидетельств евангелистов[править | править код]
Матфей | Марк | Лука | Иоанн | |
---|---|---|---|---|
город | Вифания | Вифания | не назван, в Галилее, возможно, Наин | Вифания |
дом | Симона прокаженного | Симона прокаженного | Симона Фарисея | в Вифании, где был и Лазарь |
день | среда Страстной недели | задолго до Страстной недели | суббота, за день до входа в Иерусалим | |
женщина | некая женщина | некая женщина | грешница из «того города» | Мария, сестра Лазаря |
действия | помазание головы | помазание головы | омовение ног | омовение ног |
Такое количество расхождений издавна вызывало вопросы у исследователей евангельских текстов. В настоящее время значительная часть секулярных исследователей считает, что за евангельскими рассказами о помазании стоят одно или два реальных события из жизни Иисуса. Большинство полагает, что речь идёт об одном и том же помазании, рассказ о котором был отнесён евангелистами к разным моментам жизни Иисуса. В целом предпочтение отдаётся версии Марка, хотя точное определение времени (Страстная неделя) и места (Вифания) рассматривается большинством секулярных историков как позднее добавление.[2] Церковная традиция, напротив, признает достоверность сообщения о помазании на Страстной неделе.
Часть исследователей[3] предложила следующее решение проблемы:
- Матфей и Марк описывают одно и то же событие, причем Матфей опирается на данные Марка
- Лука, вероятней всего, рассказывает о другом омовении, которое хронологически имело место намного раньше
- Иоанн комбинирует оба рассказа, добавляя к нему подробности из служения Марфы (из Луки. 10:38—42)
Православный библеист архиепископ Аверкий считает, что омовений было два.[4]
По счету некоторых это число доходит до трёх.
Мнения отцов церкви[править | править код]
Ориген считал, что всего было 3 помазания и 3 помазавших, в хронологической последовательности:
- безымянной блудницей в доме Симона фарисея, в Галилее, о котором говорится только в Евангелии от Луки;
- Марией, сестрой Лазаря, в их доме в Вифании, после воскрешения Лазаря, но до входа в Иерусалим, то есть в субботу (Евангелие от Иоанна);
- другой женщиной в доме Симона прокаженного в Вифании в Страстную среду (у Матфея и Марка).
Этой же точки зрения придерживался Феофилакт Болгарский.[5]Святой Иероним отличал грешницу из 7-й главы Евангелия от Луки от женщины, совершившей помазание в Вифании. Святитель Амвросий Медиоланский в «Толковании на Евангелие от Луки» также различает помазания в Галилее и Вифании, но воздерживается от окончательного суждения по поводу того, кто их совершил, говоря что это могла быть и одна и та же, и разные женщины. Святитель Иоанн Златоуст допускал, что у Матфея, Марка и Луки речь может идти об одной и той же женщине, но отличал её от Марии, сестры Лазаря.[6]Святой Августин[7] и св. Григорий Двоеслов считали, что была одна помазавшая, но два помазания[8][9], причём Григорий Двоеслов отождествил совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов. В 23 омилии он так говорит об этом: «Та, которую Лука именует женой грешницей, и которую Иоанн называет Марией, мы верим, что это была Мария, из которой были изгнаны семь бесов согласно Марку». Это отождествление закрепилось в западной традиции и принималось большинством западных средневековых авторов.
Символическое значение омовения[править | править код]
Французская миниатюра XIV в.
Одно из значений этого действия Иисус расшифровывает сам — женщина готовит его к погребению.
Кроме того, ученые указывают[3], что само слово «Мессия», каковым объявил себя Иисус, буквально означает «помазанник», и ученики могли увидеть в действии, совершенном женщиной, отголосок этого обряда.
Исследователи также предполагают[10], что в более ранних евангелиях не упоминается имя женщины, но зато подробно рассказывают о месте этого события из-за того, что в глазах ранних христиан это событие было важнее его исполнителя. В частности, значение данного предварительного помазания миром обусловливалось тем, что своевременное миропомазание, то есть миропомазание тела распятого Иисуса, при его погребении в действительности не было совершено. Матфей и Марк прямо заявляют, что Иисус после кончины своей не был миропомазан, а Лука упоминает, что ученики предполагали помазать Иисуса миром, и только Иоанн свидетельствует положительно, что Иисус был миропомазан в гробе большим количеством снадобий.
Мария Магдалина и наиболее популярное толкование[править | править код]
Несмотря на то, что большинство исследователей склоняются к первичности версии, изложенной Марком, наибольшую популярность в позднейшей христианской традиции, вероятно, благодаря своей театральности, получила трактовка Луки, где фигурирует грешница, омовение ног её слезами и вытирание их её длинными роскошными волосами. В первую очередь это касается западноевропейской католической традиции, которая имеет ещё одну важную особенность — она считала Марию Магдалину блудницей и, одновременно, Марией из Вифании. В Евангелиях нигде об этом не говорится прямо, зато это отождествление позволило сгладить неоднозначность и превратить трех действующих лиц рассказа евангелистов (женщину, грешницу и Марию из Вифании) в одно.
Таким образом, хотя имя Магдалины не упоминается ни в одном из описаний омовения, она превратилась в его главного персонажа. Благодаря этому рассказу роскошные волосы стали одним из её главных атрибутов, равно как и алабастровый сосуд с миром.
В православном богослужении[править | править код]
Икона «Воскрешение Лазаря». Сёстры склонились у ног Иисуса
Рассказ о помазании Иисуса миром и предательстве Иуды являются основными темами литургии Великой среды. Стихиры на «Господи, воззвах» противопоставляют корыстолюбие Иуды самоотвержению и покаянию грешницы, умывшей слезами и помазавшей миром ноги Спасителя. Самой известной из стихир Великой среды является последняя, автором которой является преподобная Кассия:
Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость[11]
Перевод
Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Огонь невоздержанного блуда, мрачное и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами — те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто увидит? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.
Неожиданно тема помазания Христа миром появляется в литургиях восточно-сирийского обряда. Каждение перед чтением Евангелия предваряется молитвой: «Да смешаются ароматы, исходившие от Тебя, Господи, когда грешная Мария излила благовонное миро на Твою главу, с этим фимиамом, который мы приносим Тебе во славу Твою и ради прощения наших грехов и прегрешений…»[12]
В православной иконописи Омовения ног как отдельного сюжета нет, хотя его можно найти в клеймах[13]. Кроме того, аналогию можно найти в иконописном изображении Марии и Марфы из Вифании, склоняющихся в поклоне к ногам Иисуса в сценах воскрешения Лазаря, которые на некоторых досках кажутся умащивающими его[14].
Сюжет в европейской живописи[править | править код]
Данный сюжет вошёл в западноевропейское искусство как составляющая часть иконографии Марии Магдалины. Хотя при желании можно найти несколько изображений женщины, помазывающих голову Иисуса, все же они совершенно теряются в числе картин с омовением ног.
Магдалина изображалась в качестве прекрасной женщины, блудницы, в дорогих одеяниях и с роскошными неприбранными волосами. Она целует ноги Спасителя и обливает их слезами. Данный сюжет встречается в книжных миниатюрах, в станковой живописи, а также в гравюрах, гобеленах [1] и витражах [2][3].
См. также[править | править код]
- Омовение ног ученикам — другой эпизод Страстей, где уже Иисус, в свою очередь, омывает ноги апостолам.
- Мария Магдалина
Примечания[править | править код]
- ↑ Арабское евангелие детства Спасителя
- ↑ Kathleen E. Corley ‘The Annointing of Jesus in the Synoptic Tradition: An Argument for Authenticity’ // Journal for the Study of the Historical Jesus (англ.)русск., 1, 2003, pp. 61—72
- ↑ 1 2 A woman’s anointing of Jesus
- ↑ Архиепископ Аверкий Сиракузский и Троицкий. Руководство к изучению священного писания Нового завета. Четвероевангелие
- ↑ Толкование на Евангелие от Марка
- ↑ Беседа LXXX
- ↑ О согласии евангелистов, кн. 2, LХХІХ
- ↑ Комментарии Лопухина к Новому Завету
- ↑ Фома Аквинский, Catena Aurea: Толкования на Евангелие от Матфея (английский перевод), Толкования на Евангелие от Марка (английский перевод Архивная копия от 9 мая 2008 на Wayback Machine),Толкования на Евангелие от Луки (латинский текст). Фома Аквинский приводит мнения Оригена, Амвросия, Августина, Иоанна Златоуста, Феофилакта
- ↑ Давид Фридрих Штраус. Жизнь Иисуса (недоступная ссылка)
- ↑ Текст службы Великой среды на Православие.Ru
- ↑ Текст литургии Фаддея и Мария (англ.)
- ↑ Иконография сюжета на krotov.info
- ↑ https://www.pravmir.ru/uploads/lasar-ikon.jpg
Ссылки[править | править код]
- Галерея и Галерея
- О расхождениях в евангельских свидетельствах
- The Ministry of Mary of Bethany
Источник
Евангелие от Марка 14:1-10
Друзья, чем более всего движимо ваше сердце в отношениях с Богом? Может это простой вопрос, но очень важный. Потому я предлагаю сегодня исследовать свое сердце в свете одной очень важной библейской истории. Она записана в Евангелии от Марка, 14:1-10…
История проста своим сюжетом. Накануне последней Пасхи Иисус вместе со Своими учениками находился в доме одного из Своих друзей в Вифании. Туда вошла «женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» (3ст). Затем наступило время для оценки этого действия. Ученики негодовали. Иисус восхищался. Иуда принял решение предать Христа…
1 Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: [только] не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
Важно отметить то, какое значение эта, казалось бы, простая история имела для самого Христа. Не столь многим вещам и событиям Он придавал такое высокое значение. О ней — этой безвестной женщине с алавастровым сосудом — будет рассказано везде, где будет проповедано Евангелие (9ст.). И это обетование исполнилось: и в том, что эта история помещена на страницах Евангелия, и в том, что о ней рассказывали и рассказывают проповедники Евангелия. И данная статья будет частью этого воплощенного обетования. Но не только по той причине — дабы исполнилось написанное — мы будем говорить об этой женщине, но более по причине значимости содержания этой истории для нашей веры во Христа. Женщина своим поступком продемонстрировала то новое состояние, которое должно быть в жизни обращенного ко Христу человека — любовь, преданность, жертвенность…. если хотите, страсть ко Христу. Именно это является причиной столь высокого отношения Христа к тому, что произошло в доме Симона прокаженного.
Но есть еще одна оценка действий женщины. Ее представляют ученики. Притом эта оценка эмоционально полностью противоположная оценке Христа. Они, как написано, вознегодовали на нее (4ст.), т.е. это было больше чем просто раздражение. Они роптали на нее, чем привели испуганную женщину в смущение (6ст.).
Дело в том, что содержимое этого самого по себе дорогого алавастрового (особый вид мрамора) сосуда было невероятно дорогим. Миро — это древний восточный «парфюм», изготовленный из самых ценных и дорогих благовоний (Исх 30:23-35) — по оценке учеников стоил триста динариев, что примерно равно годовой зарплате работника (они оказывается неплохо разбирались в парфюмерии!). И вот это все вылить на человека за одно мгновение?!
Давайте будем честны с самими собой. Находясь по эту сторону креста нам легко присоединяться к оценке Христа, даже если мы ее не понимаем. Но разве мы бы не разделили разумное негодование учеников на абсолютно неразумное действие женщины? Представьте себе мужа, который потратилгодовую зарплата за супер дорогие духи для своей жены. Даже если бы она относилась к особым ценителям парфюма, такой подарок мужа ее бы весьма озадачил. Притом, стоит признать, что ученики не думали о себе. Они говорят: «Надо было продать и раздать нищим!» (5ст.). Разве это не звучит благородно? Разве это не согласуется с отношением самого Христа к бедным людям?
Все вроде так, кроме одного но. Иисус говорит: «она доброе дело сделала для Меня» (6ст.)Подчеркните эту фразу в своих Библиях. Может быть в глазах разумных учеников ее дело было глупым. Для Христа оно было добрым, поскольку она это сделала для Него. Иисус, как и свойственно Богу, смотрел дальше, чем обычно смотрим мы. Он смотрел на сердце. За внешним действием, пусть несколько необычным, странным и даже по-человечески неразумным, Иисус видел устремление сердца, которое было направлено ко Христу. Да есть земные заботы, есть бедные люди … но есть Он, который больше всего и превыше всего, а значит любовь к Нему должна быть превыше любви ко всему другому.
Но ее поступок не столько разумный, сколько эмоциональный и его понять можно только имея те же эмоции ко Христу. Да, ей может и не нужно было разбивать сосуд и выливать все масло на Христа, все 300 грамм! Думаю, запах от него не выветрился с тела и волос Христа, даже когда Он висел на третий день на кресте. Но разве любовь к Богу можно измерять граммами, горстями, процентами?
Разве Давиду нужно было идти впереди ковчега, впервые вносимого в Иерусалим, и ему царю плясать как шуту вместе с простолюдинами? Разве нам не понятна разумная оценка этого низкого поступка Давида его женой Мелхолой? Но разве любовь к Богу регламентируется одними знаками приличия? Объясните мне иначе как не страстной любовью к Богу жизнь тех же учеников, которые может не сейчас, но позже, возлюбив Христа всей своей жизнью, разбили алавастровые сосуды, уже не масла, но этой самой своей жизни у ног Христа. Разве не любовь ко Христу наперекор всем усмешкам и «кручениям у веска» влекла «неразумных» миссионеров в дикие страны проповедовать истину о Нем, о том Кого они любят и ради Кого живут?
Чем движимы вы в своей христианской жизни? Вы знаете, что можно быть правильным, но не праведным. Вы помните как Сам Христос определил праведность всего закона — возлюби Господа Бога твоего всею душою своею и всем сердцем твоим и всем разумом своим и всей крепостью твоей … ВОЗЛЮБИ!
Но любовь к Господу в конечном итоге достигает самых невероятных высот. Эту планку никогда не сможет достигнуть «разумная» самоправедность. Если бы только знала эта безвестная женщина что она на самом деле сделала? Иисус сказал: «она предварила помазать тело Мое к погребению». Другими словами она своим поступком предвозвестила крестную смерть Христа, а значит само Евангелие.
Интересно то, что согласно книге Исход миро использовалось для помазания скинии и всех элементов скинии, а также самих священников во время совершения служения в скинии. Другими словами, миро в Писании имело искупительное значение и подчеркивало великую ценность искупления. Иисус во исполнение закона по Божьему провидению был помазан и как «совершенная скиния» и как наш Первосвященник. Посмотрите, как все эти образы сплетены Павлом в Послании к Евреям:
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр.9:11,12).
Не потому ли Иисус сказал что везде, где не будет проповедано Евангелие, будет поведано и о том, что сделала эта женщина?
По всей видимости, все это делала она по причине явленной к ней милости Господа. Может быть она была исцелена? Или из нее подобно Марии Магдалине были изгнаны темные силы? Мы не знаем. Но мы знаем, что то, что вскоре Иисус сделает для нее … и для всех нас будет самым великим явлением милости и любви Божьей. Ибо смерть Христа является самым великим нашим приобретением.
Интересно то, что согласно Евангелиям, именно после этой ситуации Иуда принял окончательное решение предать Христа. Его не устроила такая религия. Иуда в каком то смысле был верующим человеком. Но его вера не включала в себя ни смерть Христа, ни «не разумную» жертвенность ради Него. Его отношение ко Христу является ярким контрастом отношения женщины с алавастровым сосудом. Вы знаете, почему неверующие люди не попадут на небеса? Потому что они им не нужны, во всяком случаю такие небеса, о которых повествует Библия, где спасенные смогут вполне насладиться лицезрением лика Христа и вечно прославлять Его, поклоняться Ему, жить для Него, служить Ему, любить Его.
Чем движимо ваше сердце? Испытайте свое сердце и пусть дело любви безвестной женщины станет для вас критерием истинного состояния сердца христианина.
Сергей Дрозд
Источник