Алебастровом сосуде из урука
Варка ваза или ваза Урук представляет собой тонкий резной алебастровый сосуд найден в храмовом комплексе шумерской богини Инанны в развалинах древнего города Урука , расположенный в современном Аль Мутанна , на юге Ирака . Подобно Желобу Урука и Палитре Нармера из Египта , это одно из самых ранних сохранившихся произведений скульптуры нарративного рельефа , датируемое ок. 3200-3000 гг. До н. Э. Простая рельефная скульптура также известна с гораздо более ранних периодов, с места Гёбекли-Тепе , датируемого примерно 9000 годом до нашей эры.
Нижний регистр отображает натуралистические компоненты жизни, включая воду и растения, такие как финиковая пальма, ячмень и пшеница. В верхней части самого нижнего регистра попеременно маршируют бараны и овцы в один ряд. В среднем регистре изображены обнаженные мужчины, несущие корзины с продуктами, символизирующие подношения. Наконец, в верхнем регистре изображена богиня Инанна, принимающая вотивное предложение. Инанна стоит у передней части ворот, окруженная ее богато заполненным храмом и складом (опознаваемым по двум тростниковым дверным столбам с висящими знаменами). Эта сцена может иллюстрировать воспроизведение ритуального брака между богиней и Думунзи, ее супругом, который обеспечивает постоянную жизнеспособность Урука. Ваза изображает пример иерархии, являющейся частью природы, и, по словам антрополога Сьюзан Поллок, показывает, что социальные и природные иерархии, скорее всего, были родственны друг другу в древней Месопотамии .
Открытие
Ваза была обнаружена как собрание фрагментов немецкими ассириологами во время их шестого сезона раскопок в Уруке в 1933/1934 годах. Находка была записана как находка под номером W14873 в полевом журнале экспедиции под записью от 2 января 1934 года, которая гласила: «Großes Gefäß aus Alabaster, ca. 96 cm hoch mit Flachrelief» («большой сосуд из алебастра, примерно 96 см в высоту с плоской поверхностью»). -рельефы »). Ваза, на которой были признаки ремонта в древности, была 3 фута дюйма (1 м) в высоту. Другие источники указывают, что он был немного выше 106 см с верхним диаметром 36 см. Он назван в честь современной деревни Варка, которую древние шумеры называли Урук . С оригинала была сделана гипсовая повязка, и эта репродукция много десятилетий стояла в зале 5 Ближневосточного музея в Берлине (Vorderasiatisches Museum Berlin), Германия.
Украшение
Ваза имеет четыре регистра – или русы – резьба по дереву. Нижний регистр отображает растительность в дельте Тигра и Евфрата , такую как естественный тростник и культивируемое зерно. Над этой растительностью в строгом профиле представлена процессия животных, таких как бараны и овцы. Процессия продолжается во втором регистре, где обнаженные мужчины несут чаши и кувшины с жертвенными элементами, такими как фрукты и зерно. Верхний регистр – это полная сцена, а не непрерывный узор. В этом регистре процессия заканчивается на площади храма. Инанна , одна из главных богинь Месопотамии, позже известная как Иштар в аккадском пантеоне , стоит, обозначенная двумя связками тростника позади нее. Обнаженная фигура предлагает ей вазу с фруктами и зерном. Фигура в церемониальной одежде – предположительно вождь / священник – стоит рядом с процессией, приближающейся к нему сзади.
Вотивная ваза Варка в витрине Шумерской галереи Иракского музея. Его высота около 1 метра.
В вазе показаны сцены представления богине Иннане.
Составные части
Верхний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака
Верхний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака
Верхний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака
Верхний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака
Средний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака
Нижний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака
Реставрация вазы.
Кража и восстановление
Ваза Варка была одним из тысяч артефактов, которые были украдены из Национального музея Ирака во время вторжения в Ирак в 2003 году . В апреле 2003 года ее с силой вырвали из корпуса, в котором она была установлена, и сломалось ее основание (ножка вазы, оставшаяся прикрепленной к основанию разбитой витрины.
Позднее ваза была возвращена во время амнистии в Музей Ирака 12 июня 2003 года тремя неизвестными мужчинами в возрасте около двадцати лет, которые вели красный автомобиль Toyota. Как сообщает корреспондент газеты The s ,
Когда они изо всех сил пытались вытащить из багажника большой объект, завернутый в одеяло, американские охранники у ворот подняли оружие. На мгновение бесценная ваза возрастом 5000 лет, которая, как считалось, была потеряна в результате мародерства после падения Багдада, казалось, вот-вот подошла к концу. Но один из мужчин откинул одеяло и обнаружил резные алебастровые детали, которые явно были чем-то необычным. Три фута высотой и весом 600 фунтов нетронутой, это была Священная Ваза Варки, которую эксперты считают одним из самых драгоценных сокровищ, захваченных во время грабежей, потрясших мир хаосом после падения Багдада. Сломанный в древности и склеенный, он снова раскололся на части.
Вскоре после возвращения вазы, разбитой на 14 частей, было объявлено, что ваза будет восстановлена. Пара сравнительных фотографий, выпущенных Восточным институтом в Чикаго , показала значительные повреждения (по состоянию на день возвращения, 12 июня 2003 г.) верхней и нижней части судна.
Полностью отреставрированная ваза Варка (музейный номер IM19606) сейчас выставлена в Иракском музее.
Смотрите также
- Археологические разграбления в Ираке
- Искусство Месопотамии
- Маска Варки
Рекомендации
Внешние ссылки
- Потерянные Сокровища Ирака-объектов ( Восточный институт в Университете Чикаго ) (до 2003 б & б фото по сравнению с цветной фотографией с 12 июня 2003)
- Ваза Варка (Ancientworlds.net)
- Фиона Curruthers, « Ирак музей напоминал”скорую помощь” », Университет Сидней Новостей , 19 сентября 2003 года (Цветное изображение довоенной Варка вазы, а также отсутствует «Леди Урука (Варка)» каменная голова).
- База данных музеев Ирака (размещена в Восточном институте, Чикаго)
Источник
Студенческую выставку «Чистота» продолжает один из наиболее древних памятников – храмовый сосуд, которому более пяти тысяч лет! Описание объекта подготовила Снежана Чернявская. Фотографию можно будет увидеть в корпусе Б на Старой Басманной после 22 февраля.
«Урукская ваза» представляет собой разделенный на регистры сосуд с повествовательным рельефом. Сюжет кольцеобразной композиции отражает жизненный цикл и ритуал плодородия, посвященный покровительнице Урука, богине любви и урожая – Инанне (Иштар).
Описываемый объект относится к позднему Урукскому периоду в Месопотамии и датируется около 3300 г. до н. э. Ваза была обнаружена при раскопках храмового комплекса Эана («Храм небес») в Уруке и на сегодняшний день находится в коллекции Национального музея Ирака. Упоминание данного храма встречается в одном из древнейших дошедших до нас литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше»: «Светлый амбар Эаны священной…», «И вступи в Эану, жилище Иштар…». Сосуд выполнен из алебастра и украшен тонкой резьбой. Высота объекта – 100 см.
Повествование на Урукской вазе ведется снизу вверх. Нижний ярус алебастрового сосуда последовательно отражает экономический базис государства. На регистре, у основания объекта, волнистыми линиями передано изображение воды, над которой возвышается растительность – ряды ячменных колосьев и тростника, далее следует скот – стадо баранов и овец.
На среднем регистре высечена процессия из обнаженных мужчин (возможно, их нагота выступает как залог чистоты, или, напротив, призвана изобразить их как рабов?), которые несут в руках кувшины, плетеные корзины и миски с подношениями. Изображенные фигуры не имеют художественных различий и представлены в фас: головы и туловища повернуты в левую сторону, ноги выставлены вперед, создавая впечатление, что они «замерли» в шаге. Строение тела передано с относительной анатомической точностью, однако черты лица носят отпечаток месопотамской традиции: глаза мужчин намеренно преувеличены и подчеркнуты, имеют удлиненную миндалевидную форму.
В верхнем регистре центральным персонажем является богиня Инанна, облаченная в длинные одежды с высоким венцом на голове. Позади богини высечены два высоких тростниковых шеста с петлевидными вершинами (один из символов Инанны и одновременно с этим логограмма ее имени), разграничивающие вход в храмовое хозяйство. Внутренняя часть храма представляет собой хранилище с подношениями: продуктами, живым скотом, статуями в виде животных и людей на пьедесталах, а также двумя сосудами, копирующими форму «урукской вазы». Перед Инанной стоит обнаженная мужская фигура, которая преподносит богине дар – чашу с фруктами и зерном. Далее следует фигура правителя в церемониальном одеянии со шлейфом, конец которого придерживает длинноволосый служитель. Однако стоит отметить, что четкая идентификация изображения из-за скола объекта затруднена и что существуют другие интерпретации персонажей верхнего яруса: женская фигура является верховной жрицей богини, а мужчина в дорогой одежде – божественным возлюбленным Инанны Думузи. Подобная двойственность в трактовке образов объясняется характерным для месопотамского искусства стиранием границ между сакральным царством богов и миром людей.
Рельеф на сосуде имеет четкую форму и пропорции, демонстрирует сюжет с ритуальным подношения даров. Кольцеобразные ярусы на «урукской вазе» складываются в единую композицию и отражают последовательное развитие действий.
Библиография
Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше: («О всё видавшем») (Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961), С. 214.
Bahrani Zainab Mesopotamia: Ancient Art and Architecture (Thames & Hudson, 2017), С. 376.
Meador Betty De Shong Inanna, Lady of Largest Heart: Poems of the Sumerian High Priestess (University of Texas Press, 2001), С. 225.
Урук // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/4701801.
Фото: Warka Vase, Iraq Museum, 2019 by Osama Shukir Muhammed Amin FRCP (Glasg) URL: https://commons.wiki.org/wiki/File:Warka_Vase,_Iraq_Museum.jpg.
Описание: Чернявская С.Н., БВВ196-2019
Источник
Это известная многим статуя многогрудой Артемиды из малоазийского города Эфеса, чей храм сжег Герострат, чтобы прославить в веках свое имя (её примерная копия, если быть точнее). Совершенно понятно, что под именем греческой Артемиды скрывалась другая богиня, местного происхождения, с похожими функциями. Но суть от этого не меняется.
А вот сосуд с Крита с многочисленными налепами, напоминающими женские груди, белее древний чем Статуя Эфесского божества. Возможный прототип статуи.
Все эти грудастые сосуды – символизируют Небесную воду, Молоко. Млечный путь, которым божество напитывает плодородием землю.
С неба шло плодородие земли – дождь обеспечивающий рождение посевам, солнечные лучи, дающие жизнь всему.
Женское тело стало для древних земледельцев моделью, лекалом, по которому они строили свою систему мироздания.
Грудь – верхний мир, мир жизни.
Гениталии – нижний мир, мир мертвых и спрятанного потенциала плодородия.
Средний же мир – живот, который обычно выпуклый, как у беременной женщины и тучный, подобно земному плодородию.
И эта модель в сознании неолитического человека нашла свое воплощение в виде представлений о Вселенной в виде сосуда, который был чревом их Великой Богини Неба. Богини, которая еще не имела четкого воплощения в антропоморфном виде, которая не была до конца отделена от природы. Она умела самозарождать внутри себя жизнь, потому была как бы двупола по своей природе, то есть даже женское и мужское начало еще не было разделено в неолитическом сознании.
Сосуды всегда были неотъемлемой частью ритуалов связанных с женскими богами плодородия и плодородием вообще. В женской обрядовой магии «чары на воде» наводили на чаше, заполненной водой.
Богини не редко изображались с сосудом в руках.
Статуя богини Иштар из города Мари 18 век до н.э.
Ритуальные сосуды трипольцев, которые изображают три или четыре обнаженные женщины, держащие в руках чашу, поднятую к небу. Чаша, которая суть Великая Богиня, украшена грудями.
Нам неизвестно имя той богини неба и небесной воды, к которой за благословением обращались безмолвные жрицы, но такие чаши с сосцами в трипольской культуры нередки и без композиции с женщинами.
В связи с этим вспоминается древнеегиетская богиня неба – Нут. Имя «Нут» означает небо, корень «ну», от которого происходит её имя, обозначается иероглифом «сосуд», который иногда изображают на голове богини.
Изображения древнеегипетской богини Нут с сосудом на голове
Изображение Нут, как небесного свода.
Нут, будучи богиней небес, была одновременно богиней коровой, которая давала жизнь богам, и плодородие земле, а так же была связана с миром мертвых. Священным деревом Нут была сикомора, и «мать звезд» объединялась «со звездным древом небес, в котором она пряталась или ветви которого образовывались ее членами». С этой Небесной Сикоморой был связан бог царства мертвых Осирис. В обряде выноса статуи Осириса во время ритуального праздника пахоты и сева, изображение бога возлагали на ветви сикоморы, уподобляя пребыванию его во чреве матери. Этот ритуал назывался празднеством в честь священной ветви, и в нем «сикомора была представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева». В «Книге Мертвых» душа умершего обращается с такими словами к сикоморе: “Привет тебе, о сикоморовое дерево богини Нут! Одари меня водой и воздухом, пребывающими в тебе». В композициях со священной сикоморой Нут, как и Хатхор, возливает струи воды на покойного, жаждущего живительной влаги, и приносит ему священные плоды.
Нут – владычица сикоморы.
Как в образе сикоморы устанавливается цепь архетипов: дерево – женщина – вода – небо. Так и в образе Нут усматривается та же трехчастная модель мироздания – небо, земля, мир мертвых.
О том, что сосуд представлял собой не просто емкость для хранения пищи, а олицетворял собой модель мира, и был сакральным символом, можно увидеть в ритуалах, которые проводились при его изготовлении.
У горных таджиков, например, сосуд изготовляли только женщины. И обжиг, и изготовление осуществлялась только в определенные дни месяца. К месту обжига допускались только ритуально чистые женщины и дети. Первый сосуд ставила старшая женщина или ребенок, причем произносились заклинания, обращенные к духу – покровителю ремесла. В некоторых селениях на почетное место сажали кукол, изображавших покровителей гончаров, с ними разговаривали, а потом хоронили на кладбище (Антонова Е.В., 1984, с. 205, прим. 3).
В Шатапатха-Брахмане дается описание ритуала изготовления сосуда для жертвенного огня – ukhā. Изготавливая основание, жертвователь восклицает: «Ты – Земля!», вылепляя нижнюю часть стенки, обращается к ней как к Воздуху, завершая лепку верхней части, называет ее Небом. После того, как готов весь сосуд, он взывает ко всем богам и извещает, что окончил все стороны света. По поводу этого сосуда в тексте источника также говорится: «[Сосуд] так велик, именно как эти Миры и стороны света, так велик, как все это [мироздание]» (Литвинский Б.А., 1991, с. 70-71).
У древних племен андроновской культуры в погребальном обряде просматривается сильная сакральная символика сосуда. В раскопанных могильниках андроновской культуры (Алакульский, Синташтинский), перевернутый сосуд был, в той или иной степени, центром дизайна погребальной камеры. Эти сосуды связывали с небесной бадьей Варуны, в которой он держал свои священные воды, связывающие три мира (или мирового древа). То есть – это своего рода мировая ось, которая при переходе человека в нижний мир «переворачивалась для него с ног на голову».
В качестве гипотезы высказывалось предположение, что в ходе андроновского ритуала переворачивался сосуд, наполненный водой или каким-то напитком, символизирующим небесные (космические) воды. Это предположение основывается на гимне Ригведы (VIII. 72), в котором описывается ритуал приготовления священного напитка сомы и его приношения жрецами-хотарами в огонь. Причем действия жрецов в этом ритуале воспроизводят действия богов по переворачиванию небесной бадьи или источника (VIII. 72. 10)***: «Они (хотары) выливают с поклонением неистощимый источник, движущийся по кругу (?), с дном, обращенным кверху, /и/ краем, перевернутым вниз». Т.Я. Елизаренкова в своем комментарии в этому гимну отмечает, что небесная бадья или источник выступают здесь прообразом чана с соком сомы (Ригведа. Мандалы V-VIII, 1999, с. 717).
Правда в в андроновских памятниках не обнаружено прямых свидетельств приготовления и использования в ритуале священного напитка типа индийского сомы или иранского хаомы. Тем не менее, возможность существования подобного ритуала в андроновской среде не исключается. Имеются косвенные свидетельства существования культа священного напитка в погребальных памятниках комплекса Синташты, где достаточно часто в одной могиле встречаются каменные плитки или крупные камни с плоским основанием и каменные песты. Исследователи (Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В., 1992, с. 140, 153, 214, 234) интерпретируют эти находки как давильные камни для приготовления сомы (основание давильни и пест-толкушка). Ю.И.Михайлов приводит дополнительные аргументы в пользу связи этих находок с культом сомы/хаомы. Он обратил внимание на тот факт, что некоторые из них изготовлены из камня зеленого цвета, что соответствует цвету каменных ступок для приготовления хаомы из Персеполя и облику побегов хвойника (Михайлов Ю.И., 2001, с. 148). Это растение, по мнению И.М. Стеблина-Каменского (1981, с. 239), служило сырьем для приготовления напитка.
Очень интересное наблюдение сделал Андреев Ю.В. относительно Кикладских «сковородок» – плоских сосудов с одной ручкой – периода Скирос-Керос. Их назначение не ясно, возможно в них складывались «пища мертвых» – лепешки или плоды. Они найдены в погребениях. Спиралевидные узоры – это волны, в центре иногда можно различить стилизованное изображение корабля. Сходство с морем усиливает и рамка, которая обычно опоясывает композицию на таких «сковородах».
Деталь на ручке, очень напоминает стилизованное изображение женских гениталий, раздвоенные концы ручки, напоминающие ноги, усиливают сходство с женской фигурой. Вся внутренняя часть сосуда, таким образом, может являться чревом богини. Так перед нами предстает огромное тело Вселенского божества. Так древние жители Кикладских островов выразили свое представление о мироустройстве. Эта «сковородка» миниатюрная модель Вселенной – земля и море.
Можно усмотреть в этом изображение Гею (Рею), Тартар (Аид).
Гениталии богини символизируют собой и как Врата, в которые души усопших должны были войти на пути к Царству Мертвых и, одновременно, производительные силы вселенной, возрождение к новой жизни.
Орнаменты других сковородок придают им сходство с картой (группа Кампос). Здесь вписаны несколько поясов, которые если присмотреться, будто бы вращаются вокруг своей оси. В центре либо звезда, либо концентрические круги, либо одиночная спираль. Внешние пояса из спиралей – это океан, который опоясывает Ойкумену. Треугольники – горные цепи. Этот тип более ранний, и он отличается от «сковородок» группы Скирос.
Андреев Ю. В. предположил, что картообразные и антропоморфные сковородки отражают две модели мироздания:
– Образ Великого женского божества, которое еще первобытным сознанием не оформлен и не отделен о природы,
– картообразные свидетельствуют о переходе человеческого сознания на более высокий уровень, когда он переходил к мышлению абстрактными категориями, а не мифологическими антропоморфными,
В том или ином случае – сосуд все равно мыслится как олицетворение, мини-макет вселенной.
Можно так же припомнить сосуды с прахом умерших, которые имели антропоморфный облик. В них помещались кремированные останки. В поздние времен такие сосуды имели и мужской и женский облик, олицетворяя собой покойного, но, возможно ранее такие сосуды, имели только женский облик, поскольку олицетворяли Вселенную Богиню в её ипостаси богини смерти, которая принимала в себя прах покойного.
Центер у г. Озд, Северная Венгрия. Антропоморфные урны, содержавшие пепел и кальцинированные кости женщины 36 – 50 лет из одной могилы. Баденская культура I III тыс.
Условная неолитическая богиня была повилительницей трех сфер – рождения, жизни и смерти.
Это Египетская Нут, которая возможно, может иметь некоторое сходство с натуфийской Анат – древней богиней неба, почитавшейся в Угарите.
Им близка древнешумерская Инанна, в чьем имени есть корень «Ан» – небо. Её почитали в Уруке – города отца-всесоздателя Ана, которого считали или отцом или мужем Инанны, и которого она оттеснила по своему могуществу.
Древнеперсидская Анахита, которая так же ведет свое происхождение от Анат – была великой богиней Небесной влаги.
Крито-микенская Великая Богиня, условно названная «Владычица зверей» тоже звено этой цепи. В этом безымянном минойском божестве можно разглядеть будущие черты мудрой дочери Зевса – Афины, которая так же как и Инанна и Анат и «Владычица зверей» была очень воинственна, и теснила своего отца на небесном престоле.
Древние богини независимы, воинственны, и активны, за исключением, Нут, которая отошла на задний план, отодвинутая другими популярными женскими божествами-коровами – Хатхор и Исидой. Но именно в руки этой египетской небожительницы помещали древние художники жезл-Уас, что было очень редким явлением для богини, потому как это атрибут мужских божеств. Что говорит об их роли вселенской создательницы и хранительницы, о которой не смогли забыть даже по прошествии тысяч лет.
С течением времени Великая владычица была низвергнута с небес своим мужем-сыном, и превратилась в божество земли, олицетворение плодородия, то есть нижней части сосуда. Лишь у египтян сохранилась древняя вера в то, что небо – это Богиня. Богом земли у жителей Нила был Геб, которого представляли в виде змеи или человека с головой змеи. Но змея – это известный символ плодородия и женской богини. Как я уже говорила – неолитическая Великая мать была двупола, потому здесь египтяне решили задачку таким образом – превратив мужской аспект Великой небесной богини в бога-змею, но изначально и небо и земля были подвластны одной Нут.
Можно пофантазировать, что древние неолитические племена так и называли свою Богиню – Сосуд. И слово это могло быть однокоренным со словом Небо (на рассмотренном примере богини Нут). Она не имела еще конкретного образа, как ведическая Адити, а была бесконечным бескрайним небом, дающим жизнь своим детям.
СА 1965 № 2 Рыбаков Б.А. Космология и мифология земледельцев энеолита.
Сотникова С.В. О символике перевернутого сосуда и его роли в андроновском ритуале. Теория и практика археологических исследований. Выпуск 2, 2006, Барнаул
Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тысячелетия до н.э.). С.Петербург. 2002.
Источник