Алебастровом сосуде из урука

Алебастровом сосуде из урука thumbnail

Варка ваза или ваза Урук представляет собой тонкий резной алебастровый сосуд найден в храмовом комплексе шумерской богини Инанны в развалинах древнего города Урука , расположенный в современном Аль Мутанна , на юге Ирака . Подобно Желобу Урука и Палитре Нармера из Египта , это одно из самых ранних сохранившихся произведений скульптуры нарративного рельефа , датируемое ок. 3200-3000 гг. До н. Э. Простая рельефная скульптура также известна с гораздо более ранних периодов, с места Гёбекли-Тепе , датируемого примерно 9000 годом до нашей эры.

Нижний регистр отображает натуралистические компоненты жизни, включая воду и растения, такие как финиковая пальма, ячмень и пшеница. В верхней части самого нижнего регистра попеременно маршируют бараны и овцы в один ряд. В среднем регистре изображены обнаженные мужчины, несущие корзины с продуктами, символизирующие подношения. Наконец, в верхнем регистре изображена богиня Инанна, принимающая вотивное предложение. Инанна стоит у передней части ворот, окруженная ее богато заполненным храмом и складом (опознаваемым по двум тростниковым дверным столбам с висящими знаменами). Эта сцена может иллюстрировать воспроизведение ритуального брака между богиней и Думунзи, ее супругом, который обеспечивает постоянную жизнеспособность Урука. Ваза изображает пример иерархии, являющейся частью природы, и, по словам антрополога Сьюзан Поллок, показывает, что социальные и природные иерархии, скорее всего, были родственны друг другу в древней Месопотамии .

Открытие

Ваза была обнаружена как собрание фрагментов немецкими ассириологами во время их шестого сезона раскопок в Уруке в 1933/1934 годах. Находка была записана как находка под номером W14873 в полевом журнале экспедиции под записью от 2 января 1934 года, которая гласила: «Großes Gefäß aus Alabaster, ca. 96 cm hoch mit Flachrelief» («большой сосуд из алебастра, примерно 96 см в высоту с плоской поверхностью»). -рельефы »). Ваза, на которой были признаки ремонта в древности, была 3 фута дюйма (1 м) в высоту. Другие источники указывают, что он был немного выше 106 см с верхним диаметром 36 см. Он назван в честь современной деревни Варка, которую древние шумеры называли Урук . С оригинала была сделана гипсовая повязка, и эта репродукция много десятилетий стояла в зале 5 Ближневосточного музея в Берлине (Vorderasiatisches Museum Berlin), Германия.

Украшение

Ваза имеет четыре регистра – или русы – резьба по дереву. Нижний регистр отображает растительность в дельте Тигра и Евфрата , такую ​​как естественный тростник и культивируемое зерно. Над этой растительностью в строгом профиле представлена ​​процессия животных, таких как бараны и овцы. Процессия продолжается во втором регистре, где обнаженные мужчины несут чаши и кувшины с жертвенными элементами, такими как фрукты и зерно. Верхний регистр – это полная сцена, а не непрерывный узор. В этом регистре процессия заканчивается на площади храма. Инанна , одна из главных богинь Месопотамии, позже известная как Иштар в аккадском пантеоне , стоит, обозначенная двумя связками тростника позади нее. Обнаженная фигура предлагает ей вазу с фруктами и зерном. Фигура в церемониальной одежде – предположительно вождь / священник – стоит рядом с процессией, приближающейся к нему сзади.

Вотивная ваза Варка в витрине Шумерской галереи Иракского музея. Его высота около 1 метра.

В вазе показаны сцены представления богине Иннане.

Составные части

  • Верхний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака

  • Верхний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака

  • Верхний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака

  • Верхний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака

  • Средний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака

  • Нижний регистр, Ваза Варка, Музей Ирака

  • Реставрация вазы.

Кража и восстановление

Ваза Варка была одним из тысяч артефактов, которые были украдены из Национального музея Ирака во время вторжения в Ирак в 2003 году . В апреле 2003 года ее с силой вырвали из корпуса, в котором она была установлена, и сломалось ее основание (ножка вазы, оставшаяся прикрепленной к основанию разбитой витрины.

Позднее ваза была возвращена во время амнистии в Музей Ирака 12 июня 2003 года тремя неизвестными мужчинами в возрасте около двадцати лет, которые вели красный автомобиль Toyota. Как сообщает корреспондент газеты The s ,

Когда они изо всех сил пытались вытащить из багажника большой объект, завернутый в одеяло, американские охранники у ворот подняли оружие. На мгновение бесценная ваза возрастом 5000 лет, которая, как считалось, была потеряна в результате мародерства после падения Багдада, казалось, вот-вот подошла к концу. Но один из мужчин откинул одеяло и обнаружил резные алебастровые детали, которые явно были чем-то необычным. Три фута высотой и весом 600 фунтов нетронутой, это была Священная Ваза Варки, которую эксперты считают одним из самых драгоценных сокровищ, захваченных во время грабежей, потрясших мир хаосом после падения Багдада. Сломанный в древности и склеенный, он снова раскололся на части.

Вскоре после возвращения вазы, разбитой на 14 частей, было объявлено, что ваза будет восстановлена. Пара сравнительных фотографий, выпущенных Восточным институтом в Чикаго , показала значительные повреждения (по состоянию на день возвращения, 12 июня 2003 г.) верхней и нижней части судна.

Полностью отреставрированная ваза Варка (музейный номер IM19606) сейчас выставлена ​​в Иракском музее.

Смотрите также

  • Археологические разграбления в Ираке
  • Искусство Месопотамии
  • Маска Варки

Рекомендации

Внешние ссылки

  • Потерянные Сокровища Ирака-объектов ( Восточный институт в Университете Чикаго ) (до 2003 б & б фото по сравнению с цветной фотографией с 12 июня 2003)
  • Ваза Варка (Ancientworlds.net)
  • Фиона Curruthers, « Ирак музей напоминал”скорую помощь” », Университет Сидней Новостей , 19 сентября 2003 года (Цветное изображение довоенной Варка вазы, а также отсутствует «Леди Урука (Варка)» каменная голова).
  • База данных музеев Ирака (размещена в Восточном институте, Чикаго)
Читайте также:  Узи вен и сосудов нижних конечностей норма

Источник

Студенческую выставку «Чистота» продолжает один из наиболее древних памятников – храмовый сосуд, которому более пяти тысяч лет! Описание объекта подготовила Снежана Чернявская. Фотографию можно будет увидеть в корпусе Б на Старой Басманной после 22 февраля.

«Урукская ваза» представляет собой разделенный на регистры сосуд с повествовательным рельефом. Сюжет кольцеобразной композиции отражает жизненный цикл и ритуал плодородия, посвященный покровительнице Урука, богине любви и урожая – Инанне (Иштар).

Описываемый объект относится к позднему Урукскому периоду в Месопотамии и датируется около 3300 г. до н. э. Ваза была обнаружена при раскопках храмового комплекса Эана («Храм небес») в Уруке и на сегодняшний день находится в коллекции Национального музея Ирака. Упоминание данного храма встречается в одном из древнейших дошедших до нас литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше»: «Светлый амбар Эаны священной…», «И вступи в Эану, жилище Иштар…». Сосуд выполнен из алебастра и украшен тонкой резьбой. Высота объекта – 100 см.

Повествование на Урукской вазе ведется снизу вверх. Нижний ярус алебастрового сосуда последовательно отражает экономический базис государства. На регистре, у основания объекта, волнистыми линиями передано изображение воды, над которой возвышается растительность – ряды ячменных колосьев и тростника, далее следует скот – стадо баранов и овец.

На среднем регистре высечена процессия из обнаженных мужчин (возможно, их нагота выступает как залог чистоты, или, напротив, призвана изобразить их как рабов?), которые несут в руках кувшины, плетеные корзины и миски с подношениями. Изображенные фигуры не имеют художественных различий и представлены в фас: головы и туловища повернуты в левую сторону, ноги выставлены вперед, создавая впечатление, что они «замерли» в шаге. Строение тела передано с относительной анатомической точностью, однако черты лица носят отпечаток месопотамской традиции: глаза мужчин намеренно преувеличены и подчеркнуты, имеют удлиненную миндалевидную форму.

В верхнем регистре центральным персонажем является богиня Инанна, облаченная в длинные одежды с высоким венцом на голове. Позади богини высечены два высоких тростниковых шеста с петлевидными вершинами (один из символов Инанны и одновременно с этим логограмма ее имени), разграничивающие вход в храмовое хозяйство. Внутренняя часть храма представляет собой хранилище с подношениями: продуктами, живым скотом, статуями в виде животных и людей на пьедесталах, а также двумя сосудами, копирующими форму «урукской вазы». Перед Инанной стоит обнаженная мужская фигура, которая преподносит богине дар – чашу с фруктами и зерном. Далее следует фигура правителя в церемониальном одеянии со шлейфом, конец которого придерживает длинноволосый служитель. Однако стоит отметить, что четкая идентификация изображения из-за скола объекта затруднена и что существуют другие интерпретации персонажей верхнего яруса: женская фигура является верховной жрицей богини, а мужчина в дорогой одежде – божественным возлюбленным Инанны Думузи. Подобная двойственность в трактовке образов объясняется характерным для месопотамского искусства стиранием границ между сакральным царством богов и миром людей.

Рельеф на сосуде имеет четкую форму и пропорции, демонстрирует сюжет с ритуальным подношения даров. Кольцеобразные ярусы на «урукской вазе» складываются в единую композицию и отражают последовательное развитие действий.

Библиография

Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше: («О всё видавшем») (Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961), С. 214.

Bahrani Zainab Mesopotamia: Ancient Art and Architecture (Thames & Hudson, 2017), С. 376.

Meador Betty De Shong Inanna, Lady of Largest Heart: Poems of the Sumerian High Priestess (University of Texas Press, 2001), С. 225.

Урук // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/4701801.

Фото: Warka Vase, Iraq Museum, 2019 by Osama Shukir Muhammed Amin FRCP (Glasg) URL: https://commons.wiki.org/wiki/File:Warka_Vase,_Iraq_Museum.jpg.

Описание: Чернявская С.Н., БВВ196-2019

Источник

Это известная многим статуя многогрудой Артемиды из малоазийского города Эфеса, чей храм сжег Герострат, чтобы прославить в веках свое имя (её примерная копия, если быть точнее). Совершенно понятно, что под именем греческой Артемиды скрывалась другая богиня, местного происхождения, с похожими функциями. Но суть от этого не меняется.

А вот сосуд с Крита с многочисленными налепами, напоминающими женские груди, белее древний чем Статуя Эфесского божества. Возможный прототип статуи.

Все эти грудастые сосуды – символизируют Небесную воду, Молоко. Млечный путь, которым божество напитывает плодородием землю.

С неба шло плодородие земли – дождь обеспечивающий рождение посевам, солнечные лучи, дающие жизнь всему.

Женское тело стало для древних земледельцев моделью, лекалом, по которому они строили свою систему мироздания.

Грудь – верхний мир, мир жизни.

Гениталии – нижний мир, мир мертвых и спрятанного потенциала плодородия.

Средний же мир – живот, который обычно выпуклый, как у беременной женщины и тучный, подобно земному плодородию.

И эта модель в сознании неолитического человека нашла свое воплощение в виде представлений о Вселенной в виде сосуда, который был чревом их Великой Богини Неба. Богини, которая еще не имела четкого воплощения в антропоморфном виде, которая не была до конца отделена от природы. Она умела самозарождать внутри себя жизнь, потому была как бы двупола по своей природе, то есть даже женское и мужское начало еще не было разделено в неолитическом сознании.

Сосуды всегда были неотъемлемой частью ритуалов связанных с женскими богами плодородия и плодородием вообще. В женской обрядовой магии «чары на воде» наводили на чаше, заполненной водой.

Читайте также:  Мельчайшие кровеносные сосуды называются артериями

Богини не редко изображались с сосудом в руках.

Статуя богини Иштар из города Мари 18 век до н.э.

Ритуальные сосуды трипольцев, которые изображают три или четыре обнаженные женщины, держащие в руках чашу, поднятую к небу. Чаша, которая суть Великая Богиня, украшена грудями.

Нам неизвестно имя той богини неба и небесной воды, к которой за благословением обращались безмолвные жрицы, но такие чаши с сосцами в трипольской культуры нередки и без композиции с женщинами.

В связи с этим вспоминается древнеегиетская богиня неба – Нут. Имя «Нут» означает небо, корень «ну», от которого происходит её имя, обозначается иероглифом «сосуд», который иногда изображают на голове богини.

Изображения древнеегипетской богини Нут с сосудом на голове

Изображение Нут, как небесного свода.

Нут, будучи богиней небес, была одновременно богиней коровой, которая давала жизнь богам, и плодородие земле, а так же была связана с миром мертвых. Священным деревом Нут была сикомора, и «мать звезд» объединялась «со звездным древом небес, в котором она пряталась или ветви которого образовывались ее членами». С этой Небесной Сикоморой был связан бог царства мертвых Осирис. В обряде выноса статуи Осириса во время ритуального праздника пахоты и сева, изображение бога возлагали на ветви сикоморы, уподобляя пребыванию его во чреве матери. Этот ритуал назывался празднеством в честь священной ветви, и в нем «сикомора была представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева». В «Книге Мертвых» душа умершего обращается с такими словами к сикоморе: “Привет тебе, о сикоморовое дерево богини Нут! Одари меня водой и воздухом, пребывающими в тебе». В композициях со священной сикоморой Нут, как и Хатхор, возливает струи воды на покойного, жаждущего живительной влаги, и приносит ему священные плоды.

Нут – владычица сикоморы.

Как в образе сикоморы устанавливается цепь архетипов: дерево – женщина – вода – небо. Так и в образе Нут усматривается та же трехчастная модель мироздания – небо, земля, мир мертвых.

О том, что сосуд представлял собой не просто емкость для хранения пищи, а олицетворял собой модель мира, и был сакральным символом, можно увидеть в ритуалах, которые проводились при его изготовлении.

У горных таджиков, например, сосуд изготовляли только женщины. И обжиг, и изготовление осуществлялась только в определенные дни месяца. К месту обжига допускались только ритуально чистые женщины и дети. Первый сосуд ставила старшая женщина или ребенок, причем произносились заклинания, обращенные к духу – покровителю ремесла. В некоторых селениях на почетное место сажали кукол, изображавших покровителей гончаров, с ними разговаривали, а потом хоронили на кладбище (Антонова Е.В., 1984, с. 205, прим. 3).

В Шатапатха-Брахмане дается описание ритуала изготовления сосуда для жертвенного огня – ukhā. Изготавливая основание, жертвователь восклицает: «Ты – Земля!», вылепляя нижнюю часть стенки, обращается к ней как к Воздуху, завершая лепку верхней части, называет ее Небом. После того, как готов весь сосуд, он взывает ко всем богам и извещает, что окончил все стороны света. По поводу этого сосуда в тексте источника также говорится: «[Сосуд] так велик, именно как эти Миры и стороны света, так велик, как все это [мироздание]» (Литвинский Б.А., 1991, с. 70-71).

У древних племен андроновской культуры в погребальном обряде просматривается сильная сакральная символика сосуда. В раскопанных могильниках андроновской культуры (Алакульский, Синташтинский), перевернутый сосуд был, в той или иной степени, центром дизайна погребальной камеры. Эти сосуды связывали с небесной бадьей Варуны, в которой он держал свои священные воды, связывающие три мира (или мирового древа). То есть – это своего рода мировая ось, которая при переходе человека в нижний мир «переворачивалась для него с ног на голову».

В качестве гипотезы высказывалось предположение, что в ходе андроновского ритуала переворачивался сосуд, наполненный водой или каким-то напитком, символизирующим небесные (космические) воды. Это предположение основывается на гимне Ригведы (VIII. 72), в котором описывается ритуал приготовления священного напитка сомы и его приношения жрецами-хотарами в огонь. Причем действия жрецов в этом ритуале воспроизводят действия богов по переворачиванию небесной бадьи или источника (VIII. 72. 10)***: «Они (хотары) выливают с поклонением неистощимый источник, движущийся по кругу (?), с дном, обращенным кверху, /и/ краем, перевернутым вниз». Т.Я. Елизаренкова в своем комментарии в этому гимну отмечает, что небесная бадья или источник выступают здесь прообразом чана с соком сомы (Ригведа. Мандалы V-VIII, 1999, с. 717).

Правда в в андроновских памятниках не обнаружено прямых свидетельств приготовления и использования в ритуале священного напитка типа индийского сомы или иранского хаомы. Тем не менее, возможность существования подобного ритуала в андроновской среде не исключается. Имеются косвенные свидетельства существования культа священного напитка в погребальных памятниках комплекса Синташты, где достаточно часто в одной могиле встречаются каменные плитки или крупные камни с плоским основанием и каменные песты. Исследователи (Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В., 1992, с. 140, 153, 214, 234) интерпретируют эти находки как давильные камни для приготовления сомы (основание давильни и пест-толкушка). Ю.И.Михайлов приводит дополнительные аргументы в пользу связи этих находок с культом сомы/хаомы. Он обратил внимание на тот факт, что некоторые из них изготовлены из камня зеленого цвета, что соответствует цвету каменных ступок для приготовления хаомы из Персеполя и облику побегов хвойника (Михайлов Ю.И., 2001, с. 148). Это растение, по мнению И.М. Стеблина-Каменского (1981, с. 239), служило сырьем для приготовления напитка.

Читайте также:  Спиртовой настой чеснока для очищения сосудов

Очень интересное наблюдение сделал Андреев Ю.В. относительно Кикладских «сковородок» – плоских сосудов с одной ручкой – периода Скирос-Керос. Их назначение не ясно, возможно в них складывались «пища мертвых» – лепешки или плоды. Они найдены в погребениях. Спиралевидные узоры – это волны, в центре иногда можно различить стилизованное изображение корабля. Сходство с морем усиливает и рамка, которая обычно опоясывает композицию на таких «сковородах».

Деталь на ручке, очень напоминает стилизованное изображение женских гениталий, раздвоенные концы ручки, напоминающие ноги, усиливают сходство с женской фигурой. Вся внутренняя часть сосуда, таким образом, может являться чревом богини. Так перед нами предстает огромное тело Вселенского божества. Так древние жители Кикладских островов выразили свое представление о мироустройстве. Эта «сковородка» миниатюрная модель Вселенной – земля и море.

Можно усмотреть в этом изображение Гею (Рею), Тартар (Аид).

Гениталии богини символизируют собой и как Врата, в которые души усопших должны были войти на пути к Царству Мертвых и, одновременно, производительные силы вселенной, возрождение к новой жизни.

Орнаменты других сковородок придают им сходство с картой (группа Кампос). Здесь вписаны несколько поясов, которые если присмотреться, будто бы вращаются вокруг своей оси. В центре либо звезда, либо концентрические круги, либо одиночная спираль. Внешние пояса из спиралей – это океан, который опоясывает Ойкумену. Треугольники – горные цепи. Этот тип более ранний, и он отличается от «сковородок» группы Скирос.

Андреев Ю. В. предположил, что картообразные и антропоморфные сковородки отражают две модели мироздания:

– Образ Великого женского божества, которое еще первобытным сознанием не оформлен и не отделен о природы,

– картообразные свидетельствуют о переходе человеческого сознания на более высокий уровень, когда он переходил к мышлению абстрактными категориями, а не мифологическими антропоморфными,

В том или ином случае – сосуд все равно мыслится как олицетворение, мини-макет вселенной.

Можно так же припомнить сосуды с прахом умерших, которые имели антропоморфный облик. В них помещались кремированные останки. В поздние времен такие сосуды имели и мужской и женский облик, олицетворяя собой покойного, но, возможно ранее такие сосуды, имели только женский облик, поскольку олицетворяли Вселенную Богиню в её ипостаси богини смерти, которая принимала в себя прах покойного.

Центер у г. Озд, Северная Венгрия. Антропоморфные урны, содержавшие пепел и кальцинированные кости женщины 36 – 50 лет из одной могилы. Баденская культура I III тыс.

Условная неолитическая богиня была повилительницей трех сфер – рождения, жизни и смерти.

Это Египетская Нут, которая возможно, может иметь некоторое сходство с натуфийской Анат – древней богиней неба, почитавшейся в Угарите.

Им близка древнешумерская Инанна, в чьем имени есть корень «Ан» – небо. Её почитали в Уруке – города отца-всесоздателя Ана, которого считали или отцом или мужем Инанны, и которого она оттеснила по своему могуществу.

Древнеперсидская Анахита, которая так же ведет свое происхождение от Анат – была великой богиней Небесной влаги.

Крито-микенская Великая Богиня, условно названная «Владычица зверей» тоже звено этой цепи. В этом безымянном минойском божестве можно разглядеть будущие черты мудрой дочери Зевса – Афины, которая так же как и Инанна и Анат и «Владычица зверей» была очень воинственна, и теснила своего отца на небесном престоле.

Древние богини независимы, воинственны, и активны, за исключением, Нут, которая отошла на задний план, отодвинутая другими популярными женскими божествами-коровами – Хатхор и Исидой. Но именно в руки этой египетской небожительницы помещали древние художники жезл-Уас, что было очень редким явлением для богини, потому как это атрибут мужских божеств. Что говорит об их роли вселенской создательницы и хранительницы, о которой не смогли забыть даже по прошествии тысяч лет.

С течением времени Великая владычица была низвергнута с небес своим мужем-сыном, и превратилась в божество земли, олицетворение плодородия, то есть нижней части сосуда. Лишь у египтян сохранилась древняя вера в то, что небо – это Богиня. Богом земли у жителей Нила был Геб, которого представляли в виде змеи или человека с головой змеи. Но змея – это известный символ плодородия и женской богини. Как я уже говорила – неолитическая Великая мать была двупола, потому здесь египтяне решили задачку таким образом – превратив мужской аспект Великой небесной богини в бога-змею, но изначально и небо и земля были подвластны одной Нут.

Можно пофантазировать, что древние неолитические племена так и называли свою Богиню – Сосуд. И слово это могло быть однокоренным со словом Небо (на рассмотренном примере богини Нут). Она не имела еще конкретного образа, как ведическая Адити, а была бесконечным бескрайним небом, дающим жизнь своим детям.

СА 1965 № 2 Рыбаков Б.А. Космология и мифология земледельцев энеолита.

Сотникова С.В. О символике перевернутого сосуда и его роли в андроновском ритуале. Теория и практика археологических исследований. Выпуск 2, 2006, Барнаул

Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тысячелетия до н.э.). С.Петербург. 2002.

Источник