Алебастровые сосуды из гробницы тутанхамона
Египетский алебастр |
Сокровища гробницы Тутанхамона… В обывательском представлении это драгоценная погребальная маска, груды золота и драгоценных каменьев. В общем, несметные богатства. Стереотип сказочной пещеры Аладдина недалек от истины. Британский археолог Говард Картер, обнаруживший в 1922 году гробницу юного владыки Египта, был поражен теми сокровищами, которые вместе с фараоном отправились в загробный мир. Но среди тысяч и тысяч драгоценных предметов затесалось несколько десятков поделок из неброского алебастра. Почему правителям Египта они были так дороги? Отечественные исследователи утверждают, что эти предметы несут символику, которая позволяет проникнуть в сокровенную суть древнеегипетских представлений о мировоззрении. Алебастровые статуэтки – ключ к эпохе Амарны, одного из самых загадочных периодов в истории Нового царства.
Наследие предков
Научная литература о гробнице Тутанхамона до недавнего времени базировалась на анализе лишь пятой части найденных в ней вещей. Большинство артефактов, в том числе и поделки из алебастра, стали доступны для изучения лишь в 2008 году после публикации всех материалов архива Картера. Тогда-то российские египтологи и обратили внимание на необычные предметы. Перечислим лишь некоторые из них. Так, в гробнице находились два необычных светильника: один сделан в форме трех лепестков лотоса, а на другой нанесены полупрозрачные изображения царя и царицы, которые проявляются, только когда светильник возжигают. Обращают на себя внимание вазы, поражающие причудливостью форм и совершенством пропорций. Любопытны многочисленные фигурки ушебти, изображающие людей. Из алебастра выполнены также барка, украшенная головами козерогов, и ковчег для каноп – сосудов, в которых хранились внутренние органы погребенного фараона.
Ваза для благовоний и барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона, сделанные из алебастра, характерны для искусства Амарнского периода |
Каждая из вещей, сопровождавшая фараона в последний путь, по определению должна была иметь строгое функциональное назначение. Древние египтяне всему придавали особый смысл, а уж погребальным обрядам в особенности.
«Так, например, фигурки ушебти, – предполагает один из исследователей, аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Олег Звонков, – клали в усыпальницу для того, чтобы на том свете они обслуживали владыку и всячески оберегали его от физического труда».
Что касается барки, то мнения о ее предназначении пока расходятся. По одной из версий ее внесли в усыпальницу, чтобы и в загробной жизни фараон мог путешествовать с комфортом. Согласно другой версии ключевым здесь является изображение козерога – символа мужской силы.
Барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона |
«Далеко не все вещи из алебастра, присутствующие в гробнице, – говорит Олег Звонков, – были сделаны при Тутанхамоне, в довольно непродолжительный период его правления».
По всей вероятности, эти предметы – дело рук мастеров эпохи Амарны, получившей название по имени поселения, расположенного в 300 километров к югу от Каира. Именно там предшественник Тутанхамона на египетском престоле, легендарный Эхнатон, воздвиг новую столицу – Ахетатон. Для знаменитого фараона-отступника, чьи годы правления пришлись на середину XIV века до нашей эры, алебастр мог играть некую сакральную роль. Но какую именно? Чтобы понять это, нам пришлось углубиться в древние хроники.
Царь-солнце
Сама по себе эпоха Амарны была парадоксальной. А все из-за личности Эхнатона.
«Он был деспотом, но в то же время гением, – считает египтолог Ольга Томашевич. – Я бы даже назвала его одной из самых неординарных личностей за историю не только Древнего Египта, но и всех народов. Он царствовал меньше двух десятков лет и за этот период поставил Египет на дыбы».
Эхнатон не побоялся порвать с традиционным фиванским жречеством, влияние которого на египетское общество было очень велико. Мало того, он повелел разрушить храмы почти всех египетских богов.
«К моменту правления Эхнатона Египет уже почти полторы тысячи лет существовал как государство, – говорит Ольга Томашевич. – Если до этого вопросов, почему царь является богом, ни у кого не возникало, то с момента прихода к власти Эхнатона эти сомнения все больше крепли – народ стал роптать на голод и болезни. Эхнатон делал все возможное, чтобы развеять сомнения в своей богоизбранности».
И первым делом затеял религиозную реформу, предполагавшую отказ от поклонения всем богам, кроме одного – бога солнца Атона.
«Реформа эта была очень сложной и теологически накрученной, – объясняет Ольга Томашевич, – но если максимально ее упростить, суть сводится к тому, что на свете есть два владыки – бог Атон и его сын Эхнатон».
Эта эпоха не могла не найти своего отражения и в древнеегипетском искусстве.
В канонической традиции богоподобных фараонов изображали физически совершенными, без малейших изъянов. Здоровье правителя свидетельствовало о здоровье и силе общества, им возглавляемого. В то же время истинным в Древнем Египте считался тот фараон, который следовал принципу Маат – принципу правды, истины, всеобщей космической гармонии. Эхнатон был буквально одержим этим принципом, а следовательно, вступал в противоречие с самим собой. С одной стороны, он бог, с другой – стремился продемонстрировать свою человеческую, а не сверхчеловеческую сущность. От работ придворных мастеров теперь требовалась предельная правдоподобность, которая сопровождалась бы обилием деталей. Для этого нужен был подходящий материал.
Погребальная маска Тутанхамона, который знаменит лишь благодаря своей гробнице, а не своим деяниям |
Эпоха Древнего царства была основательной, мощной, поэтому в искусстве использовались прочные камни, – говорит Олег Звонков, – а при Эхнатоне потребовалось что-то более тонкое и удобное в резьбе, что позволяло бы выразить специфические детали». Алебастр древнеегипетскими мастерами применялся и до правления Эхнатона, но именно при нем стал наиболее востребованным поделочным материалом. Одно из месторождений минерала располагалось в 15 милях от воздвигнутого фараоном города Ахетатона, и вряд ли это можно считать случайным совпадением.
Исследователи Древнего Египта практически не сомневаются, что алебастр помимо удобства в обращении с ним нес в себе еще и сакральный смысл.
«Существует несколько версий, – объясняет Олег Звонков. – По одной из них само название алебастра происходит от имени богини-кошки Баст. Но мне кажется, что восприятие алебастра как сакрального материала пошло во многом и от внутреннего чувствования. Ведь он пропускает солнечный свет, а солнце играло основополагающую роль в египетской теологии».
Возможно, окружая себя предметами из алебастра, удивительным образом способного пропускать и в то же время сохранять в себе солнечный свет, фараон подчеркивал свою близость к богу солнца – Атону.
Саркофаг Тутанхамона |
Увы, ни следование принципу Маат, ни символ солнца не уберегли Эхнатона от внезапной смерти и последующего развенчания его культа. А что же Тутанхамон? До находки Картера да и после нее в научной среде он, говоря современным языком, не котировался. Править страной стал в возрасте 10 лет и все 9 лет царствования находился под сторонним влиянием – сначала легендарной красавицы Нефертити, а потом пожилого царедворца Эйе. Как заметил сам Картер, главной заслугой фараона стало то, что он умер и был погребен с почестями. Если бы не он, необычные алебастровые предметы могли не дойти до наших дней и не раскрыть еще одну маленькую тайну великой цивилизации.
Источник
Голова Тутанхамона. Необычная и привлекательная, настоящий шедевр, голова была найдена Говардом Картером во входной галерее гробницы. Она вырезана из дерева и раскрашена. На ней молодой фараон изображен как бы возникающим из цветка лотоса, подобно солнечному богу.
12 золотых сосудов, в которые были помещены внутренности фараона
Манекен Тутанхамона. Уникальный экспонат, вырезанный из дерева,загрунтованный и раскрашенный.
Большая статуя Тутанхамона. Эта окрашенная статуя из кварца изображает Тутанхамона. Несмотря на ее повреждения, лицо фараона сохраняет юное и безмятежное выражение.
Статуя Тутанхамона в натуральную величину.Она была одной из пары, которая когда-то обрамляла вход в погребальную комнату и действовала как страж гробницы и как Ка(дух)
Золотая статуя Тутанхамона, едущего на черном леопарде. Эта статуэтка – одна из пары, показывающей Тутанхамона на спине леопарда.
Ушебти из гробницы.Ушебти,или погребальные фигуры были предназначены, чтобы выполнить работу вместо покойного в загробной жизни. Они обычно делались из фаянса, дерева, или глиняной посуды и различались размерами.
Ушебти Тутанхамона в белой короне. Этот ушебти – один из 413, найденных в гробнице. Эта прекрасная статуэтка изображает фараона в Белой Короне Верхнего Египта. Вообще считается, что Белая Корона была сделана из серебра, в то время как Красная Корона Нижнего Египта – из окрашенной меди.
Ушебти Тутанхамона в нубийском парике.Все ушебти изображают молодого фараона, но отличаются по деталям, типа прически или головного убора.
Золотая статуэтка из гробницы Тутанхамона
Посмертная маска Тутанхамона из внутреннего гроба в его гробнице
Другой ракурс на знаменитую золотую маску, инкрустированную сердоликом, лазуритом и бирюзой
Алебастровый сосуд для благовоний в форме мифического льва
Браслет Тутанхамона с бусенками и скарабеями
Кулон с тронным именем Тутанхамона. Он украшен сложным способом: центральная часть кулона, представляющая имя короля,сделана из лазурита. Ниже – иероглифический знак “клюв”, который напоминает корзину, инкрустированную синим стеклом; выше – солнечные и лунные диски, сделанные из электрума.
Перчатка Тутанхамона. Одна из двух, найденных в гробницы. Сделана из льна.
Серьга Тутанхамона
Модель пивоварни (из гробницы)
Золотая диадема
Эта золотая диадема была создана, чтобы придерживать парик фраона во время церемоний и защитить его лоб в будущей жизни. Диадема – шедевр ювелирного искусства, она украшена золотой перегородчатой эмалью, инкрустирована сердоликом и обрамлена инкрустациями из бирюзы, лазурита и синего стекла . В центре – божество Верхнего и Нижнего Египта богиня Нехбет.
Браслет со скарабеем
Золотой браслет состоит из двух полукругов. Центральная часть выполнена в виде скарабея из перегородчатой эмали, инкрустированного лазуритом. Скарабей, символ утреннего солнца, был самым популярным мотивом, используемым в драгоценностях. Сам браслет также инкрустирован сердоликом, ляпис-лазурью и цветным стеклом.
Игрушечная обезьянка
Из времен Амарны до нас дошло много деревянных и известняковых игрушек в виде фигурок обезьян или обезьянок на телегах, запряженных другими обезьянами. Особенно много было найдено их среди руин зданий и дворцов. Они демонстрирует нежность к животным у королевских детей Амарны: шести дочерей Эхнатона и одного сына, Тутанхамона. Одну из его игрушек ему и положили в гробницу.
Детский волчок
Волчок был одной из самых излюбленных игрушек египетских детей в древние и даже современные времена. Вот этот – деревянный, имеющий форму конуса, с украшенным навершием, один из прекрасных образцов детских волчков, найденных в гробнице.
Игрушечная птичка
Эта деревянная игрушка в форме птицы, возможно, запускалась в воздух, как современные бумажные самолетики. На теле птицы заметны отметины от частого употребления.
Зонтик Тутанхамона
Этот зонтик – доказательство творческого потенциала древнего египетского мастера и его изобретательности.
Средний из трех гробов Тутанхамона
Средний гроб из трех, которые были первоначально помещены один в другого. Он сделан из дерева, покрыт листовым золотом и инкрустирован полудрагоценными камнями и разноцветным стеклом. Гроб изображает мумифицированную фигуру Озириса, повелителя вечности.
Пектораль с изображением Восходящего Солнца
Это одна из самых прекрасных пекторалей, найденных в гробнице фараона. Большой скарабей из лазурита в центре, между двух урей(изображений королевских кобр). Скарабей, стоящий на солнечной лодке, держит диск сердолика, символизирующий восходящее солнце.
Сандалии из папируса
Эта пара сандалий – одна из ста пар, найденных в гробнице. В отличие от многих других, церемониальных, щедро украшенных, эти – совершенно простые, традиционные, слегка поношенные.
Богиня Менкарет, несущая статую Тутанхамона
Богиня изображена в позе, характерной для египетских женщин крестьянок, несущих кувшины с водой. На фараоне красная корона Нижнего Египта; он завернут в саван как мумия. Богиня носит длинный парик и плиссированную клетчатую юбку. Ее раздутый живот и низкие бедра демонстрируют натуралистический стиль, характерный для амарнского периода.
Меч Тутанхамона
Бронзовый меч, состоящий из трех частей. Первая часть – рукоятка. Вторая и третья части формируют лезвие. Вторая часть гравирована в виде цветка лотоса с длинным стеблем. Третья часть согнута. Форма этого меча является церемониальной.
Бумеранг Тутанхамона
Вышитые бисером сандалии Тутанхамона.Около сотни пар обуви были найдены в гробнице и лишь немногие из них фараон носил в своей жизни.
Обувь с золотыми бусинками.Пара сандалий, которая является одной из многих найденных в гробнице. Некоторыми из них фараон никогда не пользовался, но именно в этих он точно ходил
Пара золотых сандалий Тутанхамона
Говард Картер, обнаруживший гробницу в 1922, назвал этот тип браслета повязкой, потому что он составлен из ряда дискообразных бусинок, сделанных из золота, электрума и синего стекла .
Детское кресло. Это кресло было найдено в одной из камер гробницы, названной Вестибюлем. Оно сделано из резного черного дерева с икрустацией слоновой костью Предположительно, фараон действительно пользовался им, когда был ребенком.
Игровая доска Тутанхамона. Она опирается на ножки в виде животных и прикреплена к полозьям. Доска и полозья сделаны из черного дерева и инкрустированы золотом
Канопическая рака Тутанхамона. В этой позолоченной раке был алебастровый ковчег, содержащий четыре канопических миниатюрных гроба.
Золотой канопический миниатюрный гроб Тутанхамона. Алебастровый ковчег состоял из четырех таких маленьких гробов, в каждом из которых хранились внутренности фараона. По форме они аналогичны второму внутреннему саркофагу, где покоилась мумия Тутанхамона, однако эти гробики инкрустированы намного богаче и на каждом из них начертано обращение к той богине и тому духу, под чьим покровительством он находится
Алебастровый ковчег Тутанхамона
Кинжал и ножны Тутанхамона
Колесница Тутанхамона
Кулон с Крылатым Скарабеем. Он иллюстрирует название трона Тутанхамона, Неб – хепрю-ре. Центральный элемент – скарабей Хепри, сделанный из прекрасного лазурита.
Кулон с Крылатым Скарабеем. Этот золотой кулон сделан в технике перегородчатой эмали и инкрустирован полудрагоценными камнями и цветным стеклом. Центральный элемент – крылатый скарабей из халцедона
Ларец для благовоний. Этот изысканный образец ювелирного искусства около 15 см в высоту сделан из золота, подставка – из серебра. Ларцу придана форму двух картушей, украшенных разными резными и кованными узорами и инкрустированных с лицевой и оборотной стороны непрозрачным разноцветным стеклом и прозрачным кальцмтом. Четыре изображения фараона немного отличаются друг от друга и интерпретируются как его образ в разные периоды жизни.
Модель лодки Тутанхамона. Это одна из 18 моделей лодок, найденных в гробнице
Наос, или рака Тутанхамона, позолоченная и гравированная
Одна из нескольких позолоченных статуй божества, обнаруженных в гробнице Тутанхамона, статуя изображает Дуамутефа, одного из четырех сыновей Гора, который изображался с головой шакала
Подставка для головы Тутанхамона, вырезанная из слоновой кости (подголовники использовались в древнем Египте и все еще используются в некоторых африканских странах, чтобы защитить голову спящего)
Парадный панцирь Тутанхамона
Пряжка из драгоценных камней в виде скарабея из гробницы Тутанхамона
Статуэтка Сопеду в виде Сокола. Она была помещена в гробницу, чтобы защитить Тутанхамона во время его путешествия в подземном мире. Возможно, что этот сокол являлся штандартом двадцатого нома Нижнего Египта
Посох Тутанхамона. Его золотой посох был найден между двумя наиболее удаленными алтарями в погребальной камере гробницы. Посох полый; навершие украшено фигурой фараона. Он носит Синюю Корону Хепреш, которая связана с определенными церемониями, и одет в клетчатую юбку. Роль этого посоха не ясна, и пока нет по этому поводу даже предположений.
Тутанхамон с гарпуном (позолоченная, деревянная статуэтка Тутанхамона стоит на окрашеной деревянной лодке)
Сосуд для благовоний, принадлежащий царю и царице. Этот красивый сосуд затейливой формы вырезан из четырех отдельных кусков алебастра, скрепленных в одно целое.
Церемониальный трон.Этот высокий украшенный трон – один из шедевров сокровищницы Тутанхамона, был найден в камере, названной “Пристройкой”. Трон сделан из дерева, обшитого листовым железом и богато украшен инкрустациями из разноцветного фаянса, стекла и камней в стиле Амарны.
Часть золотого кулона
Внутри этой серебряной трубы с золотым мундштуком было найдено украшенное деревянное ядро вероятно защищающее тонкий металл от повреждений
Украшения мумии Тутанхамуна (Мумия была украшена золоченными повязками и поясом из золота и стеклянных бусинок.Повыше кулон из ярко-синего стекла, в виде глаза стража – кобры Уаджет, окруженного ожерельем из блестящих бусинок.)
Внутренний гроб Тутанхамона. Он является третьим и самым последним из трех гробов фараона. Мумия непосредственно лежит именно в нем. Этот гроб из листа золота толщиной от 2.5 до 3.5 мм. Он изображает царя в образе Осириса.Головная повязка имеет форму “немес”;лицо, шея и руки полированы; на шее двойное ожерелье из дисковидных бус, сделанных из красного и желтого золота и синего фаянса; грудь украшает подобие ожерелья, выполненного техникой перегородчатой эмали Вся поверхность гроба покрыта художественной гравировкой, воспроизводящей перья (орнамент “риши”) и надписями внутри и снаружи, эпитафией покойному и заупокойными текстами. Фигуры Нехебт и Буто, так же как и ожерелье инкрустированы полудрагоценными камнями и цветным стеклом.
Пенал для свитков. Уникальный контейнер в форме пальмового ствола был найден в числе приспособлений для письма в Сокровищнице
Щит с изображением убийства Тутанхамоном своих врагов, Среди военного снаряжения, найденного в гробнице было восьмь щитов, четыре из которых являются церемониальными. Этот щит – парадный
Гладило для папируса. Поверхность готового папируса была неровна или шершава, она полировалось гладкими частями камней, деревом или даже слоновой костью перед письмом. Это тонкое гладило сделано из слоновой кости, с золотой ручкой
Комментарии 4
Порядок вывода комментариев:
0 koresh 18.06.2012 16:16 [Материал] Спасибо! Некоторые фотки вижу впервые. |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[
Регистрация
|
Вход
]
Источник