Алексей михайлович называл бесовскими сосудами

Алексей михайлович называл бесовскими сосудами thumbnail

В указе Алексея Михайловича 1648 года бесовским сосудами назывались …

А) музыкальные инструменты

В) иноземные чаши

C) механические игрушки

D) аптекарские пузырьки

Eleph­ant17
[40K]

5 лет назад

В указе 1648 года идет речь о борьбе с язычеством и суевериями, народным двоеверием.

Бесовскими сосудами в этом указе царя Алексея Михайловича названы музыкальные инструменты скоморохов, которые использовались для публичных представлений.

Ответ Д) Музыкальные инструменты.

система выбрала этот ответ лучшим

Елена Д
[355K]

5 лет назад

В 1648-м году был издан указ, который положил начало гонениям и репрессиям артистов-скоморохов, а инструменты, которые попадали под действие указа, велено было уничтожать посредством сжигания. Вот одна из фраз документа, сделавшая его знаменитым:

Очевидно, что подходящим для ответа вариантом является “А) Музыкальные инструменты”.

Павли­кА83
[69.4K]

5 лет назад

Долгое время на Руси сохранялись (а в чем то сохраняются в сельской глубинке и сейчас) языческие суеверия, предрассудки, обычаи и традиции. Некоторые правители пытались с ними бороться. Так, например, и Алексей Михайлович, наш Тишайший царь. Он даже издал указ от 1648 года против народных музыкальных инструментов, издающих бесовское гудение, звук. Ответ тут А) музыкальные инструменты.

Misha­88
[35.6K]

5 лет назад

Вот так укатилось яблочко от яблони, отношение отца и сына к этим инструментам было кардинально противоположным, не мудрено, что людям трудно было перестроиться, недавно

А) Музыкальные инструменты называли “бесовскими сосудами”, а каких-то пару десятилетий спустя приходилось не только игру на них слушать, танцевать, ещё и осваивать, чтобы за указами нового царя поспевать.

Видимо речь идет о знаменитом Указе Алексея Михайловича касающегося борьбы со славянством, иначе говоря направленном против языческих традиций и обрядов. По этому указу действительно было сожжено во множестве музыкальных инструментов, особенно тех, которые издавали гудящий бесовский звук. Репрессиям подверглись и скоморохи.

Ответ А – музыкальные инструменты.

Oleg7­4
[195K]

5 лет назад

В XVII веке бесовскими сосудами можно было назвать что-угодно, так как в то время все казалось бесовским, что шло вразрез с церковью. Этим бесовским было все, что годилось для развлечения народа, а в нашем случае это – музыкальные инструменты, что было и указано в указе царя Алексея Михайловича от 1648 года.

Правильный ответ: А) музыкальные инструменты.

Савоя­р
[135K]

5 лет назад

1648 год – семнадцатый век на дворе, а на русском престоле стоял царь – батюшка Алексей Михайлович. Сама Русь – матушка очень отсталой была и молилась чуть ли не “колесу”, поэтому совсем не удивительно, указом его царского величества Алексея славного Михайловича сосудами бесовскими в ту пору называли А) – “МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ”.

Viole­t a
[216K]

5 лет назад

В вопросе речь идет о суевериях, которые были присущи русскому народу.

Имеется ввиду Указ Алексея Михайловича направленного против языческих традиций и обрядов.

По этому указу были уничтожены музыкальные инструменты, которые издавали бесовские звуки, а именно гудение и жужжание.

Выбираем ответ – А) музыкальные инструменты.

nikki­nq
[53.5K]

5 лет назад

Сейчас и представить себе трудно, но во времена царя Алексея Михайловича

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ назвались никак иначе, как бесовскими сосудами.

Даже царь издал специальный указ, который узаконил сжигание, говоря современным языком, артистов.

Такая страшная мера наказания за развлечение народа было издано в 1648 году.

kyzak­u
[5.3K]

5 лет назад

Когда Алексей Михайлович в 1648 году издал указ о уничтожении так называемых “Бесовские сосуды”, были уничтожены все музыкальные инструменты которые издавали жужжание и бесовские звуки. Правильный ответ – А) музыкальные инструменты.

Лея Певзн­ер
[7.6K]

5 лет назад

музыкальные инструменты

потому что церковь была против скоморохов, шутов и т.п. развлекавших народ на свадьбах и праздниках “неподобающими” с точки зрения церкви песнями, стихами, ужимками

Знаете ответ?

Источник

В Грамоте, отправленной царем Алексеем Михайловичем воеводе Тимофею Феодоровичу Бутурлину подробно расписывается весь список “бесовских деяний”, таких как, купание в грозу, сказывание “небылных” сказок, игры в “шахмоты”, карты, загадывание загадок и игра на домре, гуслях и волынке. Наверное,в этой грамоте изложено самое полное перечисление всего, что считалось колдовством и волхвованием, и “бесовскими игрищами в 17 веке. За колдовство полагалось битье батогами – в первый и во второй раз, а вот для пойманных на бесовских забавах в третий и четвертый раз наказание было гораздо серьезнее – ссылка в Украйные города в опалу! Вот так “Украйна” и заселилась гусельниками и кощунниками!))

Грамота в Белгород с текстом «первого» царского указа 1648г.

            От царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Руссии в Белгород воеводе нашему, Тимофею Феодоровичу Бутурлину. – Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездех мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство, и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянех учинилось многое неистовств: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесником и скоморохом последствуют, на безчинное их прелщение сходятся по вечером, и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерских скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцев, и на кулашных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужесково и женсково в городех и в уездех бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов себе призывают и к малым детям, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхвование и от правоверия православных крестьян отлучают.

Читайте также:  Давление газа при его нагревании в закрытом сосуде

Да в городех же и в уездех от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужесково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление на реках и в озерах куплются, чают себе от того здравия, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовския песни; и на Святой неделе жонки и девки на досках скачут; а об Рождестве Христове и до Богоявденьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякии бесовския игры; а в навечери Рождества Христова и Васильева дни и Богоявления Господня клички бесовские кличут – коледу, и таусен, и плугу, и многие человецы неразумием веруют в сон, и встречу, и в полаз, и во птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои губят такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себя личины и платье скоморошеское, и меж себя нарядя бесовскую кобылу водят: и в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают, и незапною смертью умирают, а в той прелести крестьяне погибают, и с качелей многие убиваются до смерти. Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники, и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскими игры; и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестем и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учителных людей наказанья не слушают, и за наказание отцом своим духовным, приходным попом и учителным людем наругание, и укоризны, и безчестья, и налогу делают.

И мы, великий государь, желея  о православных крестьянех, велел о тех богомерзких делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали. И как к тебе ся наша грамота придет, и выб в в воскресной не в один день велели быть в соборную церковь игуменом, и черным, и мирским попом, и головам стрелецким, и сотником, и детем боярским, и их приказным, и всяким служилым и жилецким и уездным людем, и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел и сю нашу грамоту велел им прочитать не поодиножды всем вслух, и приказал им, чтоб в городе, в слободах, и в уезде мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых к церквам Божиим к пению приходили, и у церкви Божии стояли смирно, меж себя в церкви Божии в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковнаго пения со страхом и со всяким благочестием внимательно, и отцов своих духовных  и учителных людей наказания и учения слушали, и от безмернаго пьяного питья уклонялися, и были в твердости, и скоморохов з домрами, и с гусли, и с волынками, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцом в дом к себе не призывали, и в первый день луны и в гром на водах не купывались, и с серебра по домам не умывались, и олова и воску не лили, и зернью, и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и медведей и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночам на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и сами не плясали, и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качались, и на досках мужесково и женсково полу не скакали, и личин на себя не накладывали, и кобылок бесовских и на свадьбах безчинства и сквернословия не делали.

А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь. А которые люди от того ото всего богомерского дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держатся, и по нашему указу тем людем велено делать наказанье: где такое безчиние объявится, или то на кого такое безчиние скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от такого безчинья не отстанут, а вымут такие богомерские игры в другие, и выб тех ослушников велели бить в батоги; а которые люди от того не отстанут, в объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу. Обноличноб есте нашу грамоту всяких людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и о чародейных играх всяких чинов людем городским и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в слово разослали в станы и в волости, и и велели те списки по торшком прочитать многижды, чтоб сей наш крепкой  заказ ведом был всем людем.

Читайте также:  Обучение сосуды под давлением

А как в Белегороде по сему нашему указу всяких чинов людем о богомерских делех заказ учините, и что вам против того духовнаго чину и мирские люди скажут, и тыб о том к нам отписал. А толко ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе бысть от нас в великой опале. Писан на Москве, лета 7157 года Декабря в 5 день.
            Таковы государевы грамоты в Украйные и Замосковные городы посланы.
Впервые опубликовано в кн.: «Описание Государственного архива старых дел, составленное инспектором Государственных архивов и членов разных ученых обществ П. Ивановым». М., 1850, стр. 296-299.

Источник

Приветствую!

Может быть кто-нибудь компетентный в вопросе мог бы комментировать и, надеюсь, оппонировать тезису Жарниковой Светланы Васильевны – кандидата исторических наук, этнолог и искусствоведа, действительного члена Русского Географического Общества.

Видео реферата https://youtu.be/t2j6Ex-v3Qo

Цитата “гонениях” на гусли в средневековой Руси:
“Каждый исследователь, изучающий историю православия на Руси, останавливается перед необъяснимым феноменом, резко негативным отношением к такому, безобидному казалось бы музыкальному инструменту как гусли. Так еще проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем ” кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки”. В требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: ” ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?”. А игумен Памфил ругал псковичей за то, что “они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным”. Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами.”

Очень бы хотелось “реабилиторовать” гусли 🙂

Родион, да, этот доклад определённо требует критического разбора, который необходимо было сделать уже несколько лет назад. И мы это обязательно сделаем.
Отношение Церкви к народной культуре действительно было сложным. Но в докладе Жарниковой С.В. имеет место субъективное расставление акцентов и, вероятно, недостаточная база знаний о музыкальных инструментах, которые мы знаем под общим названием “гусли”. Кстати, в русской истории есть тип гуслей, который пользовался особым уважением у духовенства – псалтиревидные гусли – инструмент с которым в русской традиции изображался псалмопевец Царь Давид.

Тоже этот вопрос интересует давно. Было бы интересно познакомиться с разбором и вообще информацией по этому вопросу.

Ну, вообще, Жарникова в докладе конкретизировала именно гусли, хотя гонения были не только на них, но и на всю музыкальную культуру тогдашней Руси.
Ибо всё это приравнивалось к скоморошеству, которое церковь не жаловала.
Вот свидетельство документа «Поучение о казнях божьих», появившегося вскоре после официального принятия христианства на Руси:
«Но этими и иными способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты».
Вот в этом — “а церкви стоят пусты” – и скрывается главное.
Многовековая ярость церковников против скоморохов — это косвенное свидетельство слабости христианского проповедника по сравнению со скоморохом. Забота о количестве прихожан -это в первую очередь забота о доходах. Об этом в принципе можно бы и не говорить.
Вот что говорит еще один документ — «Слово о твари».
“Люди «Во зле» живут, – пишет христианский проповедник, – не так, как завещал Бог и апостолы, но хуже всего, что они не желают знать, как надо жить, не хотят слушать божественных словес.
А стоит плясцам, или гудцам, или другим игрецам позвать на игрище или на какое-нибудь сборище идольское, то все устремляются с радостью и весь день стоят там, участвуя в позорище, а когда в церковь позовут, то люди позевывают, чешутся, потягиваются и говорят; дождь, или холодно, или что-нибудь еще. А на позорищах ни крыши, ни затишья, а дождь и ветер, но все приемлют радуясь, позоры устраивая на пагубу душам. А в церкви и крыша и «заветрие дивно», но не хотят прийти на поучение.
Новый этап борьбы с массовой культурой ознаменовал Стоглавый собор 1551 года. Однако ни Иван Грозный, ни сам народ не внял церковному злопыхательству.
Церковь не унималась. Бывший митрополит Иосиф направил царю послание: «Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве, се тебе, государю, в великое спасение, аще бесовская игра их не будет».
Кульминационным актом этой борьбы стал известный «противоскоморошин» указ царя Алексея Михайловича, изданный в 1648 году и разосланный в форме заповедных грамот по всей стране.
“Под угрозой батогов и ссылки запрещалось плясать, петь песни, рассказывать сказки, играть на музыкальных инструментах, и т. д. и т. п.
«А где объявятся домры и сурны и гудки и хари и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».
———————
Так что в целом, Жарникова права. Гонения были. И не только на гусли.

Читайте также:  В цилиндрическом сосуде с водой плавает деревянная дощечка

Так, а в чём же права С.В. Жарникова? В том, что “гонения на гусли” были из-за того, что “гусляры подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия”?

Кстати, С.В. Жарникова совершенно не учитывает, что под словом “гусли” в древнерусских и фольклорных текстах могут подразумеваться не только щипковые струнные инструменты, но и смычковые (т.н. гудки и пр.), а иногда и любые другие струнные. Кроме того, у всех славян, кроме части восточных, гуслями называют именно смычковые музыкальные инструменты.
Так на какие-же гусли из-за их “связи с космосом” были гонения? На смычковые или щипковые? Или и на те и другие?
У С.В. Жарниковой сказано, что “предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент” – это “древние трехструнные крыловидные гусли” (скорее всего она подразумевает абстрактный щипковый инструмент). Но ведь “гонения” если имели место быть, то не конкретно на гусли щипковые. Да и не конкретно на инструменты, т.к. последние – это только материальное проявление какой-либо культуры.

Кроме того, если мы обратимся к археологии и этномузыкологии, то увидим, что 3-х струнные инструменты у славян – это, как правило, смычковые инструменты (если не считать балалайку). Никаких 3-х струнных гуслей науке не известно (за исключением поздних игрушечных инструментов).

И я уже говорил, что некоторые типы гуслей (псалтиревидные) были с самого своего появления связаны с околоцерковным бытом. На них, и на репертуар связанный с ними гонений точно не было.

Антон, “гусляры подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия”
Сейчас на этот вопрос уже никто не ответит. Ибо что было раньше, мы не знаем, а современные гусляры своим опытом этого пока подтвердить не могут.
Но, если предположить, что данная возможность имела место, то тогда потуги Церкви вполне естественны.
Для них невыносима сама мысль о том, что кто-то может сохранять Высший закон бытия, без их “благословения”.

Олег, я не знаю как такое можно обсуждать на полном серьёзе. Это всё какие-то принципиально не опровергаемые утверждения в духе чайника Рассела.

Данный вопрос изучаю давно.
1. Отрицательного отношения у церкви к гуслям не было.
2. Жарникова не специалист по гуслям и истории музыкальных инструментов, а так же музыке.
3. Мыимеем достаточно большое свидетельство того, что церковь и священнослужители благосклонно относились к гуслям, а зачастую и сами на них играли.
4. Осуждение церковью было обращено не к инструментам, а к скоморохам, а так же людям, которые занимались “бесовщиной”.
5. В христианстве гусли занимают достойное место, они в руках царя Давида, а так же на них играют апостолы и патриархи у престола Господа и поют песнь новую.
Если будет интересно, в Мастерской гусельного искусства сть большая подборка текстов и фактов.

Ia skol’ko-to minut vyderzhal zapis’ s vystupleniia S. Zharnikovoi. Eto otkrovennaia psevdonauka. Stampy sovetskogo ateizma v peremeshke s fantaziiami neoiazychnikov. Uvazhaushhii sebia lingvist-indolog ili istorik kommentirovat’ takoe ne budet. A k istoricheskomu instrumentovedeniiu Zharnikova iznachal’no ne imeet nikakogo otnosheniia. Ne trat’te svoe vremia na takuiu tuftu.

A po delu est’ sleduiushhie razmyshleniia:
Esli ia ne oshibaius’, eshche K.A. Vertkov obrashhal vnimaniia na to, chto kak by gusli (s kotorymi, kak izvestno izobrazhali Tsaria Davyda) ne podtvergalis’ stol’ zhestokimi presledovaniiami kak poroi drugie instrumenty. A v celom kartina dovol’no slozhnaia dazhe i po otnoshheniiu k drugim instrumentam:
V.I. Povetkin ukazyvaet na maloizvestnuiu, no principial’no vazhnuiu stat’iu V.V. Kosheleva:

Письменные документы XV-XVII веков указывают на сосуществование скоморохов и церковнослужителей (В.В.Кошелев, «в церкви – образа, а в келье – гудочник», “язычество восточных славян”, страницы 88-97, 1990 год)
Sm.: Загадка гуслей-псалтыря (В.И.Поветкин)

S volynkoi to-zhe samoe. Pochti vse kak odin tolkuiut o nenavisti katolicheskih sviashhennikov k etomu instrumentu, v t ovremia kak srednevekovye hudozhniki ego izobrazhaiut v rukah angelov, a pozzhe dlia volynki sochinial duhovnuiu muzyku.

PS
Seichas tol’ko perechital citaty, terpelivo sobrannye Antonom. Polnyi finish’. Ei Bogu, ne trat’e svoe vremia.

Ulrich, у вас случайно нет статьи Кошелева?

K sozhaleniu net – tol’ko vypiski karandashom (v sovetskih bibliotekah togda zakazat’ kopii bylo ravnoznachno priema u notariusa …)

Источник