Алхимические символы и сосуды
Некоторые алхимические сосуды.
Жан Батист Порта “Книги о дистилляции”, глава XIX
Существует столько видов сосудов, сколько существует различных вещей, которые следует дистиллировать. Они происходят от вдохновения тех, кто их придумал; каждый представляет собой образ, запечатлевший желание автора, и все они могут совершенствоваться и изменяться до бесконечности. Это и небольшие овальные сосуды, циркуляторы, сосуды с изгибам, с прямыми и спиральными ответвлениями, но некоторые, являются совершенными. Эти сосуды разработаны с исключительным пониманием и техническим совершенством, умелыми исследователями достоинств растений, без которых затруднительно понять трудную науку.
Фактически, они адаптировали и использовали дистилляции, согласно знакам, качествам и природе простых дистилляций, позаимствовав эти формы у природы животных. Один из фактов: животные, имеющие очень тонкое дыхание, имеют длинный дыхательный канал. Поэтому, для выделения из растений очень летучего испарения, поднимающегося легко к верху, применяют сосуд с очень длинной шеей, чтобы у него был более длинный путь при улетучивании. Шея сосуда имеет длину в восемь футов (фут = 32,4 см), именно он изображен на рисунке под литерой “А”. Этот сосуд мы чаще всего используем при дистилляции воды жизни. Действительно, поднимаясь по очень длинному пути, дух освобождается от влажных частей и нечистот, для
достижения, благодаря собственным усилиям, наиболее высокой степени субтильности (тонкости). Обычно, мы называем этот сосуд “колбой” (matarozzo), страусом, “жирафом” или “журавлем”.
Наоборот, простая земная сухость, имеет малое количество пара и испарения, что требует для своей дистилляции широких инструментов. Черепаха, достаточно наземное и сухое животное, покрытое жестким панцирем, созданным из земной части. Она имеет широкое тело; при медленном движении вперед, слегка наклоняет и опускает свою голову, неся свой дом. Поэтому, мы используем черепаху для простых земных тел, таких как, соли, купорос и других минералов, которые не летучие. Обычно, этот сосуд называем “лютней”, так как его форма подобна животному или музыкальному инструменту, называемого “лирой” или “лютней”.
Этот сосуд, имеет, образно говоря, склоненную на плечи голову, абсолютно повторяя форму движущейся черепахи; его помещают в печь, для того, чтобы жидкость, извлеченная силой огня, прошла в колбу, помещенную под него.
Для простых влажных и густых частей, содержащих мало испарений, используют сосуд имитирующий животное, названное медведем; он имеет густое, земное, вязкое, полное и бесформенное строение, а его грузное, мясистое и короткое тело, не соединяется шеей с головой. Сосуд изготавливается, согласно подобию, и обычно называется “ursale” или “urinal”. В него помещают малоспиритуальные (малоиспаряемые) или трудновозгоняемые вещи, чтобы они освободились от их вязкости и густоты (плотности), благодаря своему небольшому и объемному движению.
Если части спиритуальной сущности скрыты в осадке и в землистом мусоре, для того, чтобы поднялись наиболее чистые и тонкие части и освободились от грубых и нечистых – бесполезных в лекарственных препаратах, – следует, после увеличения их сил и растворения, подвергнуть циркуляции. Сосуд, мы называем “пеликаном”, потому что он воспроизводит силуэт птицы. В этом сосуде, наиболее разряженные части поднимаются через шею вверх, оставляя нечистоты внизу, а через клюв, воткнутый в грудь, тонкие части возвращаются в сосуд, где снова поднимаются через шею; таким непрерывным движением, они понемногу освобождаются от своей водянистости, которая сгущается. Благодаря этой постоянной циркуляцией,
происходит не только очищение простых вещей, но и увеличение их достоинств. Этот сосуд обозначен литерой “E”.
Но некоторые используют иной метод. Они берут два сосуда: первый соединяют со вторым так, чтобы один получая, отдавал другому, а второй – первому; каждый сосуд имеет “клюв” направленный в приемник другого; они переплетаются между собой, словно близнецы братья. Поэтому, некоторые исследователи назвали эти сосуды “близнецами”. С помощью их, тела становятся более утонченными и благодаря ускоренной циркуляции они освобождаются от любых нечистот и отложений, и приобретают более благородные достоинства.
Существуют, также и вещи, которые проходя через длинный и извилистый путь, приобретают более субтильную (возвышенную) природу. Действительно, вещи, поднимающиеся через извилистый змеевик, теряют свои наиболее тяжелые и влажные части, остающиеся внизу, в то время, когда поднимаются более чистые элементы. Поэтому, этот сосуд называют “змеевик”, так как своими спиральными изгибами он имитирует движение змеи. Мы использовали его довольно часто для получения воды жизни, чтобы она стала более пронизывающе, более чистой и более летучей. Все это достигалось благодаря более
вытянутым и более частым спиралям, оставляющих флегму на дне сосуда. Изображение сосуда обозначено литерой “F”.
Мы также использовали для дистилляции воды жизни сосуд, составленный из восьми или десяти шлемов (колпаков перегонного куба); вершины одних сосудов взаимно соединяются с серединой других. Когда достигается максимальная степень огня, вино поднимается и производит воду жизни различного качества; чем выше она поднимается, тем больше становится субтильной, а чем ниже – более грубой, влажной, густой и насыщенной флегмой. Этот сосуд имитирует шеи и головы гидры, поэтому мы называем его “геркулесовая гидра с семью головами”. Некоторые исследователи (при его изготовлении) используют медь или латунь, иные же – стекло. Сосуд изображен под литерой “G”.
Еще мы пользуемся изогнутым сосудом, с загнутой шеей и объемным основанием, когда работаем с простыми вещами, не очень летучими. Он имитирует шею аиста, и отсюда его название – “аист” или “storca”. Мы используем его для дистилляции крепкой воды. Из-за изогнутости шейки, его еще называют “реторта”: то, что медленно возгоняется благодаря силе огня, легко проходит через шейку реторты.
При перечислении сосудов, мы не пренебрегали и сходства с растениями и плодами. Для дистилляции простых вещей, едких и агрессивных духов, как соль аммониак и соль нитра, для получения крепкой воды, мы используем просторный пузатый сосуд, большой емкости. Из-за его сходства с тыквой, он получил
название “Cucurbite” (цукурбит). Если мы попытаемся сгустить мощную силу духов в тесном сосуде, он будет разрушен взрывом и разлетится на тысячи частей. Следовательно, нам нужен объемный сосуд, чтобы бурные духи смогли беспрепятственно циркулироваться внутри, а при охлаждении, эти испарения полные дыхания, могли перейти в жидкость.
Della Porta “De Distillationibus”, 1609
Любительский перевод с французкого языка.
Источник
Алхимические символы были созданы для обозначения химических элементов, различных процессов (реакций), стихий, а также других объектов. Изучать их весьма занимательно, тем более что многие сохранились до наших дней и весьма успешно функционируют.
Основные символы
Алхимических знаков было более тысячи, причем некоторые элементы обозначались по-разному. А бывало такое, что одним или похожим знаком обозначали разные вещества. Все знаки записывались от руки, поэтому существуют разные варианты написания.
Алхимики выделяли три основные субстанции: земля, вода, воздух, огонь. Обозначали их треугольниками.
Парацельс выделял три основных символа: соль (Солнце, материя), ртуть (Меркурий, жидкость) и сера (Сульфур, дух жизни).
Для современно человека связь этих элементов довольно сомнительная. Но у людей средневековья были свои ценности и представления о мире.
Основные металлы в алхимии связывают с планетами. Планета управляет определенным элементом.
Солнце – золото
Луна – серебро
Венера – медь
Марс – железо
Юпитер – олово
Меркурий – ртуть
Сатурн – свинец
Надо заметить, что Солнце тогда тоже причисляли к планетам, а о существовании Урана, Нептуна и Плутона не подозревали, поэтому этим трем планетам не соответствует никакой металл. Правда, современны алхимики (и такие есть) не растерялись, и присвоили им открытые в 20 веке элементы с соответствующими названиями (уран, нептуний, плутоний).
Современное изображение стихий как искусство
Только на первый взгляд все эти взаимосвязи кажутся случайными. На самом деле у каждой есть своя история появления. Так древние греки считали, что богиня Венера появилась из пены на берегу Кипра. А там были богатые месторождения меди. И символ Венеры, перекочевавший в средневековье, стал ассоциироваться с медью. Само же обозначение зеркала Венеры (по одной из версий) известно еще со времен Древнего Египта, и было символом жизни.
Знак Марса ассоциируется со щитом и мечом (копьем) бога войны, который в свою очередь всегда был связан с железом (из него ковали оружие).
Что интересно, великий Карл Линней первый начал использовать знаки Венеры и Марса для обозначения пола растений в середине 18 века.
Одна из версий происхождения символа Юпитера – объединение молнии и креста, причем молния постепенно преобразовалась в скипетр. Юпитер можно наблюдать на небе невооруженным глазом, что и делали наши предки. Его связывали с могучим верховным богом разные народы, поэтому обозначения могут иметь и другой смысл.
Основой для обозначения Нептуна стал трезубец, а для Плутона придумали знак, похожий на трезубец, но на место среднего острия поместили круг.
Изучая символы, наткнулась на историю о том, как придумали имя Плутону. Оказывается, имя предложила девочка Венеция Берни, которая интересовалась мифологией. Узнав от дедушки, что новой планете ищут название, она посчитала, что для такого холодного и отдаленного объекта вполне подойдет имя древнеримского бога подземного царства.
Многие символы придумывали специально, используя сочетание уже известных. Английский алхимик и математик Джон Ди разработал систему обозначений, которая называется – иероглифическая монада. Она включает в себя ряд глифов – единиц графики для обозначения тех или иных процессов, элементов. Пример глифов – астрологические знаки. Глифом может быть буква или часть буквы, знак пунктуации, пиктограмма.
В 1803 году Джон Дальтон предложил систематизировать обозначения химических элементов, потому что ученые уже просто не могли терпеть эту путаницу. Обозначения Дальтона вполне понятные, но они не прижились и были заменены на первые буквы названия каждого элемента.
Так шаг за шагом незаметно творится история, появляются новые имена, обозначения, символы, меняются значения и трактовки.
Алхимические процессы
Для алхимических процессов тоже есть свои обозначения. Каждым процессом управляет знак зодиака.
Окисление, прокаливание – овен
Застывание (коагуляция) – телец
Фиксация – близнецы
Растворение – рак
Разложение путём пищеварения/прогревания – лев
Сепарация посредством дистилляции – дева
Сублимация – весы
Фильтрация – скорпион
Размягчение – стрелец
Ферментация – козерог
Соединение умножением – водолей
Соединение проецированием – рыбы.
Таким образом, алхимия и астрология были тесно связаны.
Философский камень
Философский камень, он же жизненный эликсир, тоже имел обозначение. Он был загадочным пятым элементом, необходимым для превращения любого металла в золото или для создания эликсира вечной молодости.
Философский камень обозначали змеей, свернувшейся в кольцо и зажимающей в пасти свой хвост. Это змея или дракон Уроборос – один из древнейших символов, нашедший особенную трактовку у психоаналитиков. Есть и другие обозначения: лев, глотающий солнце, и ребис – единение мужского и женского, образовавшееся в результате соединения серы и ртути.
В «Розарии философов» – алхимическом трактате 1550 года приведен ряд иллюстраций, изображающих различные процессы. Есть среди них и зеленый лев, пожирающий солнце. Одно из объяснений картинки – лев растворяет золото, идет процесс ферментации (философский меркурий). Многие видели во льве начальную материю, необходимую для получения философского камня.
Трактовка некоторых картинок усложняется тем, что алхимики часто все сами зашифровывали и запутывали, держа результаты своих исследований в тайне. Некоторые знаки изменили свое значение, другие исчезли, но многими мы пользуемся по сей день.
Источник
Таблица символов
У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особо следует выделить две из них:
1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.
2 Символ средство познания и Путь Истины.
Бытие символа распространяется в трех планах:
1 Символ – знак
2 Символ – образ, аллегория
3 Символ – явление Вечности.
Как отличить символ от знака и аллегории? Править
Знак – изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.
Аллегория – своего рода понятие картинка, понятие выраженное не словом а изображением. Основной ее критерий – у аллегории нет возможности для интерпретации.
Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи.
Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.
Символ – конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан.
Существует четыре основных вида символов:
1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет:
2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:
3 Третий вид символов более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов – это числовой символизм:
4 Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов:
Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения…
Основных сложностей в понимании алхимической символики три:
Первая – это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.
Второе – алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.
И третье, наиболее важное – это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).
ПЯТЬ МЕТОДОВ АНАЛИЗА АЛХИМИЧЕСКОГО СИМВОЛА Править
Метод №1
Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.
Метод №2
Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.
Метод №3
Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.
Метод №4
Выделить главную идею сюжета.
Метод №5
Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.
Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Вот несколько примеров различных алхимических знаков для обозначения времени:
2 День
3 Время суток (день, ночь)
4 Неделя
5 Месяц (состоит из 40 дней)
6 Год
СИМВОЛИКА АЛХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Править
Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к данной схеме:
1. ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ И ЛЕБЕДЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ НА ДВЕ ЧАСТИ НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ) И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)
2. ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ НАЧАЛСЯ
Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:
ПЕЛИКАН (кормление кровью)
ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)
ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)
Существуют три основные этапа Делания:
нигредо (nigredo) – черная стадия, альбедо (albedo) – белая стадия, рубедо (rubedo) – красная.
Если же соотносить стадии алхимического Делания со стихиями, то получим не три, а четыре этапа:
Земля – МЕЛАНОЗИС (чернение): – Нигредо.
Вода – ЛЕУКОЗИС (беление): – Альбедо.
Воздух – КСАНТОЗИС (пожелтение): – Цитрина.
Огонь – ИОЗИС (покраснение) – Рубедо.
Семь стадий по цветам планет:
ЧЕРНЫЙ: Сатурн (свинец)
ГОЛУБОЙ: Юпитер (олово)
ПАВЛИНИЙ ХВОСТ: Меркурий (ртуть)
БЕЛЫЙ: Луна (серебро)
ЖЕЛТЫЙ: Венера (медь)
КРАСНЫЙ: Марс (железо)
ФИОЛЕТОВЫЙ: Солнце (золото)
Как видно, количество процессов ведущих к получению философского камня различно. Некоторые связывали их (стадии) с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня).
Семь алхимических процессов соотносятся с семью днями Творения, а также с семью планетами, ибо считалось” что влияние каждой планеты порождает в недрах земли соответствующий ей металл.
Металлы различаются по степени совершенства; иерархия их восходит от свинца – наименее благородного из металлов – к золоту. Начав работу с исходного материала, пребывающего в несовершенном “свинцовом” состоянии, алхимик постепенно совершенствовал его и в конце концов превращал в чистое золото.
Этапы его работы соответствовали восхождению души через планетные сферы.
1. Меркурий – Кальцинация
2. Сатурн – Сублимация
3. Юпитер – Солюция
4. Луна – Путерификация
5. Марс – Дистилляция
6. Венера – Коагуляция
7. Солнце – Тинктура
Двенадцать алхимических процессов соотносились со знаками Зодиака. Великое Делание являлось подражанием природным процессам, а двенадцать месяцев или зодиакальных знаков составляют полный годовой цикл, в течение которого Природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению.
Английский алхимик Джордж Рипли в своем “Компендиуме алхимии”, написанном в 1470 году, перечисляет все двенадцать процессов; почти ничем не отличающийся список приводит в 1576 году другой адепт алхимического искусства, Иосиф Кверцетав.
Процессы эти таковы:
кальцинация (“прокаливание”),
солюция (“растворение”),
сепарация (“разделение”),
конъюнкция (“соединение”),
путрефакция (“гниение”),
коагуляция (“закрепление”),
цибация(“вскармливание”),
сублимация (“возгонка”),
ферментация (“сбраживание”),
экзальтация (“возбуждение”),
мультипликация (“умножение”)
проекция(“бросание”*).
Всякая интерпретация этих процессов как в химическом, так и в психологическом плане неизбежно будет произвольной. Но известно, что целью начальных этапов (вплоть до путрефакции) являлось очищение исходного материала, избавление его от всяких качественных характеристик, превращение его в Первоматерию и высвобождение заключенной в нем искры жизни.
Кальцинация – это прокаливание на открытом воздухе неблагородного металла или другого исходного вещества. В результате этого процесса материал должен был превратиться в пудру или пепел.
Второй этап, cолюция, представлял собой растворение прокаленной пудры в “минеральной воде, не смачивающей руки”. Под “минеральной водой” здесь понимается ртуть.
Третий этап, сепарация – это разделение “субъекта” Великого Делания на масло и воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог; это означает, по-видимому, что алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде, пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось разложение алхимического сырья на исходные компоненты – либо на четыре первоэлемента, либо на ртуть и серу
Четвертый этап, конъюнкция, т. е. достижение равновесия и примирения между враждующими противоположностями. Сера и ртуть воссоединяются.
Пятый этап, путрефакция – первая из основных стадий Великого Делания – так называемое нигредо, или почернение. Ее именовали “Черной Вороной”, “Головой Вороны”, “Головой Ворона” и “Черным Солнцем”, а символами ее служили гниющий труп, черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, и мертвый царь, пожираемый волком. К моменту завершения стадии нигредо каждый адепт продвигался различными путями.
Коагуляция или “сгущение” – на данном этапе друг с другом соединялись элементы, образующие Камень.
Этот процесс описывали как алхимическую мессу.
Испарения, выделившиеся во время путрефакции. витают над черным материалом в сосуде, проникая в Первоматерию, они одушевляют ее и создают эмбрион, из которого должен будет вырасти Философский Камень.
Когда дух воссоединялся с Первоматерией, из водянистого материала в сосуде кристаллизовалось белое твердое вещество.
Полученное белое вещество представляло собой Белый Камень, или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро.
Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации (“вскармливания”): материал в сосуде “умеренно питают «молоком» и «мясом»”.
Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось; испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефакции. Сублимация объединяет тело и дух;
В ходе ферментации материал в сосуде приобретает желтый цвет и становится золотом. Многие алхимики утверждали, что на данной стадии следует добавить в сосуд обычное золото, чтобы ускорить естественное развитие Философского Камня до состояния золота. Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие, – точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его всходить. Это качество характеризует душу Философского Камня, огненный, активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл. Таким образом, в процессе ферментации душа Камня соединяется с уже очищенным телом. ферментация объединяет духовное тело с душой;
На стадии экзальтации происходит последняя перемена цвета материала – рубедо, или покраснение.
Судя по всему, алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию, не подверженную более никаким изменениям.
Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным.
Жар в печи доводили до максимально возможной температуры, и взору взволнованного алхимика предстает то чудесное зрелище, ради которого он столько трудился в поте лица, – рождение Философского Камня, совершенного красного золота, Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого. Экзальтация объединяет тело, душу и дух;
Далее, новорожденному Камню недостает одного качества – способности плодиться и размножаться, во много раз увеличивая массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе мультипликации (“умножения”) или аугментации (“приращения”).
Плодовитым и плодотворным Камень становился благодаря еще одному соединению противоположностей – королевской свадьбе души и духа, серы и ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины, т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином. Мультипликация объединяет душу и дух.
Двенадцатый и последний этап Великого Делания, проекция, заключался в том, что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить последний в золото.
Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали.
Эти последние стадии алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей.
Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA
, если не указано иное.
Источник