Амфора это сосуд для

Амфора это сосуд для thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2020; проверки требуют 4 правки.

А́мфора (др.-греч. ἀμφορεύς – амфорей, буквально – несомый с обеих сторон)[1] – изящный сосуд с расширенным в верхней и суженным в нижней части туловом, узким горлом и двумя вертикально поставленными ручками, сделанный обычно из глины[1]. Были наиболее распространёны у греков, римлян, этрусков.

Описание[править | править код]

Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. Плоскодонные редки. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.

Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.

Бывают амфоры столовые (двуручные кувшины), парадные (металлические, стеклянные или расписные керамические), транспортные, для хранения. По особой форме амфор из Этрурии, Финикии, в греческих, римских, византийских центрах потребитель определял, откуда привезён сосуд, его содержимое и приблизительную цену. У каждого центра был свой стандарт объёма. Сосуды объёмом до 100 л обычно закапывались в землю рядом с домом[1]. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий «талант») применялись для измерения жидкостей.

Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.

Также амфорами называются двуручные расписные вазы различного назначения. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), наполненные оливковым маслом, служили призом в спортивных соревнованиях.

Нередко амфорами также называют сосуды похожих форм других культур.

См. также[править | править код]

  • Амфориск
  • Вазопись Древней Греции
  • Лутрофор

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 3 А. П. Абрамов. Амфора. Большая российская энциклопедия – электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 10 января 2020.

Литература[править | править код]

  • Абрамов А. П. Греческие амфоры 6-5 вв. до н. э. в Северном Причерноморье. – Университет Дмитрия Пожарского, 2020. – 248 с. – ISBN 9785912442544.

Ссылки[править | править код]

  • Амфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
  • [kourtaki.newmail.ru/russian/history/Amphora.htm Классификация амфор по Дресселю].
  • Амфора // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. – СПб., 1885.
  • Bulletin amphorologique Архивная копия от 27 декабря 2018 на Wayback Machine.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

  • kourtaki.newmail.ru/russian/history/Amphora.htm

Источник

Амфора – еще один древнегреческий сосуд, пожалуй, наверное, самый известный широкому кругу людей. Хотя тут как посмотреть наверняка слово такое слышали все, но вот как именно он выглядит, все же думаю, далеко не все себе представляют. Ну да амфора, сосуд такой, что-то там с Древней Грецией.

Сам я впервые увидел амфоры «в живую» в музее в Танаисе (древнегреческое поселение на территории современной Ростовской области), там же про них рассказывали. Помню, что-то про способы укладки при транспортировке на кораблях и про то, что амфоры это сосуды без плоского дна, которые самостоятельно стоять не могут, хотя «интернеты» и музеи в которых я побывал с тех пор, все же более широкий круг сосудов называют амфорами и более округлые и плоскодонные.

Итак, что же такое древнегреческая амфора?

А́мфора (с древнегреческого буквально то, что можно переносить с двух сторон или в других источниках «сосуд с двумя ручками») – античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. С плоским дном редки. Были распространены у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.

Часто для переноски амфор использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.

Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.

Иногда являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. Немного отвлекаясь, от темы повествования нужно сказать, что в истории Греции был период, когда вазопись являлась довольно таки значимой стороной не просто искусства но и социальной жизни. Было правило, что при отдыхе с друзьями нельзя говорить ни о делах, ни о политике, соответственно сюжеты росписей на сосудах становились темой для обсуждения и ведения непринужденной беседы.

Вернемся к амфоре. Для древнего грека амфора – это человек. Мало того, греки считали, что амфора – это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили скалывая стенку амфоры, и укладывая в позе эмбриона внутрь сосуда. Захоранивали прямо в подвале дома. Соответственно амфора служила еще и символом материнской утробы. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом – «кормили» покойников. Так что амфора – это ещё и надгробный памятник. Получается, что амфора обладает двойной сущностью, это и начало, и конец жизни.

Читайте также:  Пласт клеток в сосудах

Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины – самым древним из них является ручная лепка. До сих пор особенно большие сосуды часто делают в технике лепки из жгутов. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем, также грекам был известен способ изготовления в формах.

Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.

Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. У греков и римлян амфора служила также мерой жидкостей; греческая объемная мера, обыкновенно называвшаяся metretes и вмещавшая 39,39 литра, называлась иногда также amphoreus. У римлян же амфора сделалась общепринятым названием древнего квадрантала, вмещавшего 26,26 литров.

Также амфорами называются двуручные расписные вазы, так называемые панафинейские призовые амфоры (от Панафинейских игр*), наполненные оливковым маслом они служили призом в спортивных соревнованиях.

Не путайте с другим древнегреческим сосудом – пеликой. Пелика тоже имеет две ручки, но в отличии от амфоры к низу расширяется. Отдаленно напоминает нашу крынку, только с ручками и плоской ножкой.

В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием**.

Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.

Часто амфорами также называют сосуды похожих форм других культур, например египетские, с которых, судя по всему, греки и скопировали форму своих амфор.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 1

Амфоры, поднятые с кораблекрушения, произошедшего у берегов Греции, примерно 2400 лет назад.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 2

Этрурия, Цере. Около 600 г. до н. э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 3

Древняя Греция, Коринф. Около 620/615 – 570 гг. до н. э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 4

Сирия или Северная Италия. Середина – вторая половина I в.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 5

«Бургонская ваза» – самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. Лондон

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 6

Амфора краснофигурная. Эос и Кефал. Создано: Аттика. Около 440 г. до н.э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 7

Южный Понт. I в. Найдено: Городище Танаиса.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 8

Клазомены. Первая четверть VI в. до н.э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 9

Панафинейская чернофигурная амфора: Афина. Создано: Греция. Около 500 г. до н.э.

Найдено: Ритуальная площадка около могилы 15 (Некрополь Пантикапея. Раскопки В.В. Шкорпила 1911 г.).

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 10

Финиш в гонках повозок. Псевдо-панафинейская амфора. Ок. 500 г. до н. э. Глиптотека. Мюнхен

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 11

Некрополь Нимфея, погребение Д-2. Крым

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 12

Хиос. Вторая половина VI – начало V в. до н.э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 13

Лесбос. Середина VI в. до н.э. Найдено: Березань

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 14

Сирия или Северная Италия. Середина – третья четверть I в.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 15

Менде. Третья четверть V в. до н.э. Найдено: Городище Нимфей. Крым

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 16

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 17

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 18

Фасосская амфора с клеймом и дипинто*** Найдено Пантикапей. Крым, окрестности Керчи

* Панафинеи, Панафинейские игры – самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

**Эксекий – известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин, 550 – 530 гг. до н. э.

***Дипинто надписи и знаки, в рим. время наносившиеся красно-бурой краской при помощи кисти на амфоры. Часто содержали краткие сведения о владельце товара, отправителе или получателе груза, иногда отметки тамож. органов.

При копировании указывайте источник.

Источник

Греческая амфора I в. н. э.

Греческая амфора I в. н. э.

Амфора мастера Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен

А́мфора (др.-греч. ἀμφορεύς – «сосуд с двумя ручками») – античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. Плоскодонные редки. Были распространёны у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.

Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.

Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий «талант») применялись для измерения жидкостей.

Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.

Также амфорами называются двуручные расписные вазы различного назначения. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), наполненные оливковым маслом, служили призом в спортивных соревнованиях.

Нередко амфорами также называют сосуды похожих форм других культур.

Энциклопедичный YouTube

  • ✪ Архаика: Эксекий. Аттическая чернофигурная амфора с Аяксом и Ахиллом, играющими в кости

Мы в Этрусском музее – одном из Григорианских музеев Ватикана в Риме – и смотрим на мой самый любимый на свете горшок. Я понимаю, почему это ваш любимый горшок. Кажется, что он почти сияет. Таким замечательным его делает то, что на нём изображены эти два персонажа. Роспись на этом горшке очень проста, но рассказывает нам о многом. Эти персонажи – Ахилл (слева) и Аякс (справа), древнегреческие герои, воспетые в «Илиаде» Гомера. А Эксекий – гончар и вазописец, подписавший своим именем только два горшка. Он обозначил изображённых им героев, надписав над ними имена. А также рассказал нам, что между ними происходит. Ахилл (слева) произносит слово «четыре». Видите, написано: «Тесара». А справа мы видим, что Аякс говорит: «Три». Триа. И мы сразу понимаем, что Ахилл побеждает в партии, которую они играют. Но это, конечно, метафорическое обозначение того, как будет развиваться сюжет мифа. По обе стороны от них мы видим их щиты. Ахилл всё ещё в шлеме, а Аякс – без. Это момент отдыха между битвами. Герои находятся на поле битвы за Трою. Но Эксекий даёт нам ещё больше информации. Он сообщает не только о количестве очков, выпавших героям при игре в кости, но и вообще об их судьбах. Посмотрите, например, как обе фигуры склонились над доской, выражая сосредоточенность в игре. Вспомните, что эти люди – близкие друзья. Перед нами картина близости, братства. Тем не менее, Ахилл, роль которого выше, держит свои копья более свободно: посмотрите, их концы расходятся в разные стороны. По нижним линиям можно понять, что они не параллельны друг другу. А посмотрите на фигуру Аякса, который держит копья более параллельно, а значит, как нетрудно догадаться, сжимает их в кулаке. Он напряжен. Я даже вижу, как это напряжение проявляется в его брови. Верно. Если пристально посмотреть на брови персонажей, можно увидеть, что бровь Ахилла изображена с помощью одной процарапанной линии. А бровь Аякса – с помощью двойной линии, что говорит о её некотором напряжении. Есть ещё одна деталь, которую легко различить, хотя она и по-настоящему тонка. Посмотрите на ноги фигур. Ахилл снова расслаблен, его пятка стоит на земле, а у Аякса пятка приподнята. Совсем слегка, так что видно лишь тонкую полоску света под ней. Это значит, что его икра напряжена, как мышцы и всё тело. А ещё он чуть наклонился ниже, его голова опущена чуть ниже, чем голова его друга Ахилла. Видимо, это говорит о чём-то большем, чем ход игры в кости. В древности каждый, кто смотрел на этот горшок, знал историю Аякса и Ахилла, рассказанную, Гомером в «Илиаде». Как вы уже упоминали, Ахилл – великий герой. Когда он был ребёнком, мать окунула его в реку Стикс, которая, благодаря своим волшебным свойствам, сделала его бессмертным. Только вот держала она его за пятку, и та осталась уязвимым местом. И именно в неё попала убившая его стрела. Отсюда пошло выражение «Ахиллесова пята», которым обозначают уязвимое место человека. Но Ахилл погиб великим героем. У Аякса более сложная судьба: он проживёт дольше Ахилла и вынесет его с поля битвы. А затем примет участие в битве за оружие Ахилла. У Ахилла было совершенно особое оружие, выкованное Гефестом – богом кузнечного ремесла. На это оружие будут претендовать двое, и каждому из них придётся произнести речь, чтобы убедить судей отдать его именно им. И Аякс, хоть и был ближе к Ахиллу, проигрывает это состязание, и затем в приступе гнева убивает нескольких греков, а потом – и себя своим же мечом. Конец его жизни связан с унижением. Интересно представить, что думал об этом сосуде древний грек, знавший всю историю этих героев, в том числе их будущее, начиная с момента, изображённого Эксекием. Но история – это одно, а то, как показал этот её момент автор, создавший эти две фигуры с таким благородством и такими тонкими деталями, а также эту вазу, отличающуюся такой элегантностью, – это совсем другое. Эксекий действительно был мастером аттической чернофигурной росписи. Приглядитесь к этим черным фигурам, которые фактически представляют собой силуэты. Все декоративные линии нанесены, главным образом, иглой. А эта чёрная поверхность, похожая на краску, на самом деле не краска. Перед нами сосуд, покрытый поливной глазурью. У древних греков не было технологий, позволяющих строить горны – печи, которые давали бы достаточно высокую температуру для формирования настоящих глазурей, которыми сейчас покрывают керамику. И они вместо этого брали мелкие частицы глины, размешивали их в воде и использовали эту смесь как своего рода краску, которая, в зависимости от того, сколько кислорода выделялось в печи, становилась либо чёрной, либо красной. Они покрывали поверхность сосудов этой краской, а затем полировали их. Брали какую-нибудь очень гладкую поверхность и тёрли ею сосуд, пока он не становился глянцевым, почти как глазурь. Вглядываясь в орнамент, украшающий ручки амфоры и идущий над фризом с фигурами героев, я вижу тончайшие детали и почти трёхмерные формы, нанесённые с помощью поливной глазури. Местами она возвышается над поверхностью и отражает свет. Греки часто пользовались шприцем, чтобы рисовать на поверхности тончайшие линии. Представьте, как украшают торт. Есть специальный шприц, наполненный глазурью, при выдавливании которой образуется своего рода бусина, возвышающаяся над поверхностью. Именно это мы здесь и видим, только на гораздо более тонком уровне. Эксекий – мастер своего дела. Его произведения не знают себе равных по многим параметрам: по форме, по качеству росписи и её детализации, по драматизму, который он мог передать. Несомненно, именно так думали этруски, так как им пришлось потратить немало денег на то, чтобы привезти этот сосуд из Греции через Средиземное море и довезти его до Апеннинского полуострова, где они жили. Столько великолепных сосудов из Древней Греции захоронено в этрусских могилах. Они были завезены из Греции. Древние Греки вели масштабную торговлю такими сосудами, а Эксекий был одним из великих мастеров.

Читайте также:  Прибор для прижигания сосудов на операциях

См. также

  • Амфориск
  • Вазопись Древней Греции
  • Панафинейские амфоры

Ссылки

  • Амфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
  • Классификация амфор по Дресселю
  • Bulletin amphorologique

Источник

Испокон веков человек искал способ хранения жидкости. Первоначально для этой цели могли служить случайно сформированные природные объекты, например, камни с полостями. Позже люди научились самостоятельно создавать ёмкости из различных подручных средств: очищать изнутри и высушивать плоды, создавать углубления в камне, дереве и других материалах. Наконец, был освоен метод производства керамики, после чего появляются различные виды глиняных изделий, и один из них – это амфора.

Название

Слово «амфора» происходит от греческой приставки, обозначающей удвоение, и корня «нести». Вольно переводя данное название на русский язык, получим «сосуд с двумя ручками для переноски».

амфора это

Но что такое амфора и чем она отличается от других глиняных изделий? Многие люди могут использовать это название по отношению к любым видам сосудов: маленьким и большим, с ручками и без них, использующимся для хранения продуктов или их производства. Однако такая утварь, как амфора, имеет вполне определенный внешний вид и назначение.

Использование

Амфора – это ёмкость для хранения жидких и сыпучих веществ, в первую очередь – оливкового масла и вина. Для производства этих продуктов использовались сосуды величиной больше человеческого роста – пифосы. Амфоры для этих целей не годились, так как были слишком малы. В современных единицах измерения объём сосуда мог варьироваться от пяти до нескольких десятков литров.

После использования по прямому назначению амфора могла найти применение в качестве урны для захоронения – примеры подобного рода встречаются в греческой культуре уже на ранних этапах её существования. В более позднее время амфора стала использоваться также как урна для голосования.

Читайте также:  Приказ о допуске к обслуживанию сосудов

Форма

Можно отметить несколько интересных особенностей сосуда, имеющих существенное значение. Амфора имеет две ручки, ориентированные вертикально, что не слишком удобно для ручной переноски. Всё потому, что сквозь отверстия обычно продевались палки: держась за них, два человека переносили сосуд. При необходимости можно было одновременно нести более одной амфоры.

что такое амфора

Второй особенностью является часто встречающийся заостренный низ, иногда сходящийся к небольшой плоскости, а иногда и вовсе имеющий вид конуса. В получающемся углублении оставался осадок, выпадающий при хранении вина. Кроме того, такая форма позволяла укреплять амфоры при транспортировке на корабле – нижняя часть сосудов закапывалась в песок.

Происхождение

Древнейшие известные амфоры датируются концом второго тысячелетия до нашей эры. Очевидно, существовали и более древние экземпляры, однако археологических подтверждений этому пока не найдено. Амфора – это лишь сосуд, и после использования о его сохранении никто не заботился. Таким образом, многие обнаруживаемые сегодня изделия представляют собой разбитые или утерянные экземпляры, а также сосуды, вторично использованные в качестве урн для захоронения.

Процесс создания сосуда

Первоначально глиняные амфоры создавались методом ручной лепки. Веревочный каркас обмазывался глиной и высушивался. После изобретения гончарного круга основная масса сосудов стала производиться с его помощью – это ускорило время производства и способствовало улучшению качества изделий.

амфора символ

Позже мастера стали экспериментировать и с материалами: известны деревянные и мраморные, бронзовые и стеклянные амфоры. Зачастую они уже не использовались по прямому назначению, выполняя исключительно декоративную функцию. К примеру, мраморные амфоры тяжелы и неудобны при использовании по назначению.

Амфора в культуре

Амфора – символ жизни и смерти. Возможно, появлению такой ассоциации способствовало использование сосудов в качестве погребальных урн. И сегодня ученые обнаруживают амфоры в местах захоронений.

В Древней Греции в зимнее время сосуды использовались для хранения зерна: глиняное изделие зарывалось в землю, и зерно оставалось под землёй до тех пор, пока в нём не возникала необходимость. Логическая связь между «сосудом для хранения» и «сосудом для захоронения» могла возникнуть именно по этой причине.

В различных контекстах сосуд также может символизировать изобилие, чистоту.

Художественное оформление

Амфора – это не только предмет, используемый в быту, но и объект художественной культуры. Каждый регион привносил свои особые черты при украшении и даже в процессе придания формы сосуду, и на основании этих данных учеными разработана их полноценная классификация.

амфора значение

Наиболее часто амфоры имеют однотонное оформление, однако встречаются и образцы, на которых изображены сцены из греческой и римской мифологии, главными героями которой являются боги и герои. Есть и сюжеты, в основе которых лежат спортивные мероприятия, сражения, а также орнаменты. Найденные артефакты, которые можно увидеть в музеях, практически всегда следов краски не имеют, однако в своё время большинство из них были яркими и красочными.

Источник