Андре бретон сообщающиеся сосуды
АНДРЕ БРЕТОН
Рассказывая о французской поэзии я, конечно же, не могу обойти молчанием это имя. Один из самых выдающихся поэтов Франции, основоположник сюрреалистического течения в литературе, Андре Бретон родился в городке Тиншебрей 19 февраля 1896 года в семье преуспевающего буржуа.
У Андре не было братьев и сестер, поэтому родители дали своему единственному сыну лучшее классическое образование. Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских колледжей. По окончании курса отправился в Сорбонну, где стал студентом медицинского факультета. Изучал медицину, предполагая заниматься в дальнейшем психиатрией, однако вскоре занялся литературным творчеством, стал писать стихи. Учителями он считал Стефана Малларме и своего друга Поля Валери.
В 1915 году был мобилизован и на фронте познакомился с Аполлинером – поистине, судьбоносная встреча. Аполлинер представил его Филиппу Супо, который впоследствии станет ближайшим соратником Андре. Луи Арагон, еще один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона.
После демобилизации возвращается в Париж и включается в литературную жизнь. Он входит в окружение Гийома Аполлинера, чью поэзию высоко ценит. В 1919 году сближается с Тристаном Тцара и другими дадаистами, переехавшими во Францию из Швейцарии (движение зародилось в Цюрихе.). Вместе с друзьями участвует в эпатажных дадаистских манифестациях.
В 1924 году Бретон возглавил группу молодых поэтов и художников (Луи Арагон, Филипп Супо, Поль Элюар, Бенжамен Пере, Робер Деснос, Макс Эрнст, Пабло Пикассо и др.), которые стали называть себя сюрреалистами, пользовался у них непререкаемым авторитетом. В том же году опубликовал первый “Манифест сюрреализма” (“Manifeste du surrealisme”), где сюрреализм определялся как «чистый психический автоматизм, при помощи которого предполагается в устной или письменной форме, или каким-либо иным образом передавать реальное функционирование мысли», как «диктовка мысли вне всякого контроля разума, вне каких-либо эстетических и нравственных соображений». Бретон требовал полного разрушения всех существовавших до того психических механизмов и замены их механизмом сюрреалистическим, единственно возможным для постижения высшей реальности и для решения кардинальных вопросов бытия.
Как основатель сюрреализма, Андре Бретон оказал огромное влияние не только на поэтов и писателей, но и на художников того периода. Так, в течение нескольких десятилетий молодые живописцы Франции, да и других стран, создавали художественные полотна, основываясь на теории сюрреализма.
Характер поэта был непростым и авторитарным, и именно по этой причине многие ученики из его окружения со временем отдалились от него. Но эти изменения только придавали сюрреализму новые силы: место ушедших от Бретона Луи Арагона и Филиппа Супо заняли Бунюэль и Дали. Бретон вообще всегда был очень активен в социальной жизни, участвовал в различных радикальных движениях, и даже одно время был членом компартии Франции, вступив в нее в 1927 году вместе с Луи Арагоном и Полем Элюаром (был исключен из нее в 1933 году, в том числе и за критику замалчивания сталинских репрессий). Во время Второй мировой войны эмигрировал в США, по окончании вернулся во Францию и продолжал литературную деятельность, кроме того, увлекался алхимией и оккультными науками.
Литературными шедеврами поэта по праву считаются книга «Сообщающиеся сосуды» (1932 г.), таинственный роман «Надя» (1928 г.), патетические дилогии «Магическое искусство» (1957 г.), а также книги «Бешеная любовь» (1937 г.) и «Аркан 17» (1945 г.)
Сюрреализм Андре Бретона привлекает и подкупает своего рода уличной дерзостью, жесткой критикой помпезной эстетики и этики буржуазного общества – общества «спектакля». Его поразительный талант говорить не так, как все, делает его одной из самых значимых фигур французской литературы двадцатого века.
Умер Андре Бретон 28 сентября 1966 года во время обострения болезни дыхательных путей. Похоронен на кладбище Батиньоль.
Я приведу здесь три известных стихотворения Бретона, которые, благодаря удачным переводам, ярко характеризуют его стиль. А мое самое любимое – «Все школьницы разом».
Уж лучше жизнь
Уж лучше жизнь чем плоские эти призмы кричащие краски
Чем эти смутные времена и жуткие эти машины
в которых бьётся холодный пламень
Чем перезрелый камень
Уж лучше сердце – опасная бритва
Чем бормочущий пруд
Чем растекающийся по воздуху и по земле белый туман
Чем брачный благовест который окрутит меня со вселенской суетой –
Уж лучше жизнь
Уж лучше жизнь с путаницей простыней
С рубцами побегов
Уж лучше жизнь уж лучше круглый витраж над могилой моей
Жизнь и рядом другой человек просто рядом другой человек
Чтобы звучало ТЫ ЗДЕСЬ и в ответ раздавалось ТЫ ЗДЕСЬ
Увы меня здесь в сущности нет
но все же пускай мы и смерть превратим в игру –
Уж лучше жизнь уж лучше жизнь достопочтенное Детство
Лента которую из кармана тянет факир
Похожая на рельсу по которой куда-то пятится мир
Даже если солнце – просто обломок затонувшего корабля
Все равно оно похоже на женское тело
И мыслишь провожая взглядом всю траекторию
Или просто закрыв глаза на таинственную грозу что зовется твоею рукой –
Уж лучше жизнь
Уж лучше жизнь с ее залами ожидания
Где знаешь что все равно тебя не допустят внутрь
м чем эти хоромы для омовений
Где тебя окрутят под видом услуги и неги
Уж лучше жизнь бесприютная длинная
Чтобы книги запирались на самых надежных полках
Чтобы там было лучше легче вольнее –
Уж лучше жизнь
Уж лучше жизнь презрительная подоплека
Этой разительной красоты
Как противоядие совершенству которое так желанно и так жестоко
Жизнь это девственные листы подорожной
Городишко навроде онт-а-Муссона
и поскольку сказалось все раз навсегда –
Уж лучше жизнь
Совершенно белые мужчина и женщина
Я вижу волшебных проституток укрывшихся под зонтами
Их платья древесным цветом слегка поджелтил фонарь
Они гуляют а рядом свисают лохмотья обоев
Сердце щемит как посмотришь на этот полуразрушенный дом
На беломраморную раковину слетевшую с каминной доски
На смутные вереницы вещей в зеркалах вставших за ними
Кварталом где бродят они овладевает
Великий инстинкт сгоранья
Они подобны опаленным цветам
Далекий их взгляд взвивает камни вихрем
Но сами они неподвижны и пропадают
В сердцевине этого смерча
Для меня ничто не сравнится со смыслом их вялых мыслей
Свежестью ручья куда они окунают тень своих остроносых
ботинок
Плотностью летучих клочков сена их затмивших скрывших из
виду
Я вижу их груди последние капельки солнца в глубоком мраке
Они опадают вздымаются и этот ритм единственная
Точная мера жизни
Я вижу их груди и это звезды
Качающиеся на волнах
Их груди внутри которых всегда рыдает незримое синее
молоко
Все школьницы разом
Часто ты вонзая в землю каблук говоришь как если бы
На кусте раскрывался цветок дикого
Шиповника кажется целиком слитого из росы
Говоришь Все море и все небо ради одной
Детской счастливой сказки в стране пляски а лучше ради
Одного объятия в тамбуре поезда
Летящего в тартарары сквозь пальбу на мосту а еще лучше
Ради одной бешеной фразы из уст
Глядящего на тебя в упор
Окровавленного человека чье имя
В отдалении перелетает с дерева
На дерево то появляясь то исчезая среди
Нескончаемых снежных птиц
Одной фразы Где же всё где
И когда ты так говоришь все море и все небо
Рассыпаются брызгами словно
Стайка девочек по двору интерната
С очень строгими правилами поведенья
После диктанта в котором они быть может
Вместо «вещее сердце»
Написали «вещи и сердце»
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бретон.
Андре́ Брето́н (фр. André Breton; 19 февраля 1896, Теншбре, Франция – 28 сентября 1966, Париж) – французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма.
Биография[править | править код]
Бретон родился 19 февраля 1896 года в нормандском городе Теншбре в буржуазной семье. Его отец некоторое время прослужил в канцелярии жандармерии, однако работа в государственном секторе была непродолжительной: вскоре он устроился в частную контору. У Андре не было братьев и сестер, поэтому, вполне предсказуемо, родители постарались дать единственному сыну классическое образование, открывающее дорогу к престижной и доходной профессии. Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских коллежей, чтобы по окончании курса отправиться в Сорбонну, где стал студентом медицинского факультета.
В 1915 году юный врач был мобилизован: Первая мировая война вносила определённые коррективы в жизнь каждого француза. Уже на фронте Андре, служивший санитаром, познакомился с известным поэтом Гийомом Аполлинером. Эта встреча стала поистине судьбоносной для начинающего психолога Бретона: Аполлинер представил его Филиппу Супо, который впоследствии станет ближайшим соратником Андре. Луи Арагон, ещё один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона.
В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля», написанное с применением нового метода творчества – автоматического письма. Именно эта работа стала предвестником сюрреализма: многие элементы этого художественного направления проявились уже в 1919 году.
Вокруг Бретона сформировался кружок талантливых эпатажистов: Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Начиная с 1920 года они стали устраивать шокирующие презентации своих работ, регулярные драки на банкетах, многочисленные скандалы. Буржуазная публика с опасениями следила за приключениями молодых поэтов. Так, в мае 1921 года Бретон представил парижской публике в галерее «Сан Парей» («Au sans Pareil») творчество Макса Эрнста (картины, коллажи, рисунки) – и сделал это в типично дадаистском духе. Представление проходило в подвальном помещении с выключенным светом, кто-то постоянно оскорблял присутствующих, Бретон то и дело зажигал спички, Рибмон-Дессень (Ribemont-Dessaignes) периодически кричал «капает на череп!», Арагон мяукал, Супо играл с Тцара в прятки, и т. д. Каталог выставки вышел с предисловием Бретона, а сам Макс Эрнст не смог приехать, так как ему не давали французскую визу.
Бретон отлично понимал, что стихийность и перманентное бунтарство не смогут стать фундаментом новой художественной платформы. После публикации первого Манифеста сюрреализма, состоявшейся в 1924 году, движение сюрреалистов обрело ясную программу, декларативно изложенную в документе, и вождя, которым стал Андре Бретон.
Затем последовал памфлет «Труп», в котором Бретон и товарищи радовались смерти Анатоля Франса, которого они называли «последним стариком французской литературы».
Лидерство Бретона приобретало всё более авторитарный характер: скандалы и склоки затронули сюрреалистический кружок. Группу покинули ближайшие соратники Бретона Роже Витрак и Филипп Супо. Однако творческая деятельность становилась все более продуктивной: в доме Бретона на улице Фонтэн было открыто Бюро сюрреалистических исследований, стали издаваться многочисленные сюрреалистические журналы. Идеи движения стали поистине интернациональными: кружки, подобные бретоновским, стали открываться в других европейских столицах.
Интересно отметить, что постоянная ротация состава, столь характерная для окружения Бретона, приносила свои плоды. Молодая кровь, казалось, придавала сюрреализму новые силы: место Арагона и Супо заняли Бунюэль и Дали.
А. Бретон и Л. Троцкий в Мексике (1938)
Бретон принимал участие в политической жизни: в 1920-х годах он призывал сюрреалистов вступать во Французскую коммунистическую партию (членом которой был с 1927 года до исключения в 1933 году и последовавшего конфликта с Ильёй Эренбургом на Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935 году), в 1930-х – встречался со Львом Троцким в Мексике. Андре устраивает по всему миру выставки сюрреалистического искусства, в США представления были чрезвычайно успешны – многие искусствоведы утверждают, что поп-арт вырос из зерна, брошенного выставкой сюрреалистов 1942 года.
В 1935 году произошёл конфликт между Бретоном и советским писателем и журналистом Ильёй Эренбургом во время первого Международного Конгресса Писателей в Защиту Культуры, который открылся в июне в Париже. Бретон был оскорблён, вместе со своими коллегами-сюрреалистами, памфлетом Эренбурга, в котором среди прочего говорилось, что все сюрреалисты – «педерасты». Бретон дал Эренбургу несколько пощёчин на улице, из-за чего сюрреалисты были исключены из Конгресса.
Во время Второй мировой войны Андре Бретон жил в США, где продолжал литературное творчество, вступил в полемику с поддержавшим режим Франко Сальвадором Дали после того, как испанский художник заявил: «Сюрреализм – это я».
В 1946 году Бретон опубликовал во Франции множество своих работ, организовал ряд выставок. Все последующие годы он боролся за независимость движения от различных внутренних и внешних источников. Одновременно он с единомышленниками и после войны продолжал участвовать в леворадикальном движении, сотрудничая с рядом троцкистских групп, а также анархо-синдикалистами и платформистами из Анархистской федерации (носившей с 1953 года название Федерации либертарных коммунистов), отказываясь примыкать к какой-то одной стороне в многочисленных расколах и дроблениях. Бретон выступал активным противником колониализма, войн в Индокитае и Алжире, в частности, подписал «Манифест 121», в котором известные французские интеллектуалы обличали подавление Францией освободительного движения в Алжире.
Андре Бретон умер 28 сентября 1966 года во время обострения болезни дыхательных путей. Похоронен на кладбище Батиньоль.
Самые известные работы[править | править код]
- «Магнитные поля», совместно с Филиппом Супо, 1919 (пер.1994)
- «Манифест сюрреализма: Растворимая рыба», 1924 (пер.1986)
- «Надя. Женщина, преобразовавшаяся в книгу», 1928-1963 (пер. 1994)
- «Второй манифест сюрреализма», 1929 (пер.1994)
- «Сообщающиеся сосуды» (1932)
- Сборник эссе «Рассвет» (1934)
- «Безумная любовь», 1937 (пер.2006)
- поэма «Фата Моргана» (1940, запрещена во Франции правительством Виши)
- «Пролегомены к третьему манифесту сюрреализма, или Нет» (1942)
- «Аркан 17», 1945
- «Лампа в часах» (1948)
Библиография[править | править код]
- André Breton: Surrealism and Painting – edited and with an duction by Mark Polizzotti.
- Manifestoes of Surrealism by André Breton, translated by Richard Seaver and Helen R. Lane. ISBN 0-472-06182-8
- Mauriac C., André Breton, P., [1949];
- A. Breton (1896-1966) et le mouvement surréaliste, «La Nouvelle revue francaise», 1967, avr., No 172;
- Carrouges М., A. Breton et les données fondamentales du surréalisme, [P., 1967].
- Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм/ Пер. с франц. Сергея Дубина. М.: Новое литературное обозрение, 2002 (по указателю)
- Гальцова Е. Д. Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М.: РГГУ, 2012.
- Гальцова Е. Д. Творчество Андре Бретона как энциклопедия сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2019.
Публикации на русском языке[править | править код]
- Манифест сюрреализма [1924] // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. – М., 1986.
- Магнитные поля (в соавт. с Ф. Супо), Надя / Пер. Е. Гальцовой; Второй манифест сюрреализма / Пер. С. Исаева // Антология французского сюрреализма 20-х годов / Сост., комм., пер. С. Исаева и Е. Гальцовой. – М.: ГИТИС, 1994. – С. 12-60, 190-246, 290-342.
- Антология чёрного юмора [1940] // Сост., комм., вступ. статья С. Дубина. – М.: Carte Blanche, 1999.
- Поэзия французского сюрреализма. – СПб.: Амфора, 2003. С. 17-46, 347-388.
- Безумная любовь / Пер. и послесловие Там. Балашовой. – М.: Текст, 2006.
- Как вам угодно: [пьеса] (в соавт. с Ф. Супо) / Пер. Василия Кондратьева // Митин журнал. Вып. 41 (сентябрь-октябрь 1991). С. 84-107.
- Магнитные поля, в соавт. с Ф. Супо (Пер. Е. Гальцовой), Как вам угодно, в соавт. с Ф. Супо (Пер. В. Кондратьева) // А.Бретон и Ф. Супо Магнитные поля, В. Климов. Бесплатное питание на вокзалах. М.:, Опустошитель, 2012. с. 5-114.
- Ода Шарлю Фурье /Пер., посл., прим. Кирилла Адибекова //НЛО, № 121 (2013), стр. 217-235.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- The Manifesto of Surrealism (1924)
- Das «Anrennen gegen die Grenzen der Sprache» Diskussion mit Roland Barthes, André Breton, Gilles Deleuze & Raymond Federman by Ralph Lichtensteiger
- André Breton’s Nadja
- Манифест сюрреализма (1924) в русском переводе
- Страница в Журнальном зале
- На сайте Вавилон
- На сайте Фергана
- На сайте Русский Париж
- (рус.)
- (рус.)
- (рус.)
- [1]
- Полный текст Манифеста сюрреализма
- Фредерик Бегбедер о Бретоне и «Наде»
Источник
«Воображение – это то, что имеет
склонность становиться реальностью».
Андре Бретон
Французский медик (по образованию) и деятель искусства; создатель течения сюрреализма
(сам термин появился до него).
В 1915 году Андре Бретон был мобилизован на войну, где в госпитале познакомился с молодыми поэтами: Гийомом Аполлинером и Луи Арагоном.
В 1919 году – по возвращении с Первой мировой войны Андре Бретон – создал в Париже вместе с Луи Арагоном и Филиппом Супо журнал: Литература / Litterature, где напечатал: рассказ Магнетические поля / Champs magnétiques – так называемый «автоматический текст», написанный им в соавторстве с Ф. Супо с помощью «автоматического письма».
Позже подобный подход он использовал и для создания картин.
В 1924 году Андре Бретон сплотил в Париже группу молодых поэтов – бунтарей и эпатажников, куда входили: Луи Арагон, Филип.Супо, Поль Элюар, Пабло Пикассо и др., которые стали именовать себя сюрреалистами.
В этом же году им был опубликован опубликовал первый: Манифест сюрреализма / Manifeste du surréalisme.
«Сюрреализм получил теоретическое обоснование в «Первом манифесте» 1924 года, написанном признанным вождём всего направления французским поэтом Андре Бретоном.
Он писал: «Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого – словами, рисунком или любым другим способом – делается попытка выразить действительное движение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений. Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определённых, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель – окончательное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших проблем жизни».
Каптерева Т., Дадаизм и сюрреализм, в Сб: Модернизм. Анализ и критика основных направлений / Под ред. В.В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского, М., «Искусство», 1973 г., с. 186.
Характерно, что в традициях подобных художественных манифестов начала XX века, Анри Бретон требовал (от кого ?) полного разрушения всех существовавших до того психических механизмов и замены их механизмом сюрреалистическим для постижения высшей реальности и для решения кардинальных вопросов бытия…
Сюрреалисты любили эпатировать публику и часто продвигали свои идеи с помощью скандалов. Так, они печатно радовались смерти писателя Анатоля Франса, которого они называли «последним стариком французской литературы». В другой раз Анри Бретон, имевший медицинское образование, отправил в психиатрические клиники Парижа письма с требованием выпустить всех пациентов, поскольку, по его мнению, именно сумасшедшие – идеальные люди будущего: они свободны от логики и от моральных обязательств…
Одно время сюрреалисты пытались сотрудничать с коммунистами Франции…
В 1930 году Андре Бретон в соавторстве с поэтом Полем Элюаром опубликовал текст: Непорочное зачатие / Immaculée Conception, где попытался предложить сюрреалистическую модель человеческой жизни, начиная с зачатия и до смерти – см. более детально продуманную: ЖСТЛ – Жизненная Стратегия Творческой Личности Г.С. Альтшуллера.
В 1932 году Андре Бретон выпустил в свет психоаналитическое исследование: Сообщающиеся сосуды / Les Vases communicants, где рассказал о связи между сном и бодрствования.
В 1935 году Анри Бретон публично дал пощёчину советскому писателю Илье Эренбургу, высказавшего в своём памфлете мнение, что занимающиеся сюрреализмомом – гомосексуалисты…
В 1938 году Андре Бретон съездил в Мексику, где вместе с опальным политиком Львом Троцким и др. основал Международную Федерацию независимого революционного искусства, а также написал очередной: Манифест для независимого революционного искусства / Manifeste pour l’art indépendant révolutionnaire.
В 1940 году вечный фрондёр Анри Бретон способствует изданию книги: Антологии чёрного юмора.
В 1941 году он эмигрировал в США, где через год вместе с Марселем Дюшаном организовал журнал «VVV» (графический символ тройной победы).
Примерно в это же время, Сальвадор Дали (ранее он сотруничал с А. Бртеоном в 1930-х годах) самозванно заявил: «Сюрреализм – это я!».
Сам Андре Бретон называл своими учителями в искусстве Стефана Малларме и Поля Валери, кроме того, в юности он изучал психологические труды Жан-Мартена Шарко и Зигмунда Фрейда.
Исследователи жизни Анри Бртеона, к сожалению, обычно не упоминают его соотечественника, высказывавшего сходные идеи и получившего Нобелевскую премию по литературе – Анри Бергсона.
Течение сюрреализма дало толок как множеству идей в искусстве XX и XXI века, так и откровенно недодуманных идей в области изучения творческого процесса – см. Мифы о творческой деятельности.
Источник