Античный бронзовый сосуд с

13 июня, 2014 Эльвира
В Музее Археологии Вероны хранятся более двухсот экземпляров бронзовых сосудов этрусков и римлян из коллекций веронских собирателей XVIII — XIX веков. Большинство изделий из бронзы дошло до нас без указания места, где они были обнаружены, что затрудняет задачи археологов по определению цетров античного производства и распространению бронзовых сосудов на территории Римской империи. С большой вероятностью считают, что экспонаты веронского Музея найдены археологами на территории Италии, потому что веронские коллекционеры Музелли, Верита и Алессандри не обращались к зарубежным антикварам для пополнения своих коллекций. Таким образом, бронзовые сосуды характеризуют типичное производство на территории полуострова.
Бронзовый кувшин имперской эпохи I — III века, ручки приделаны в XVIII веке
В античные времена бронзовые сосуды были дороже стеклянных и керамических, и обладание бронзовыми изделиями подчёркивало высокий социальный статус семьи так же, как и сосуды из серебра и золота (более редко встречающиеся).
В классической Греции сосуды из бронзы, часто больших размеров, были подношением богам в храмах и кубками победителей спортивных состязаний (в этом случае их наполняли ценным содержимым, например, оливковым маслом).
В Этрурии бронзовые вазы были в богатых домах, и часто ценные сосуды из бронзы сопровождали хозяина и в загробную жизнь. Такое же использование бронзовых изделий было и в Римской Империи, на фресках они встречаются в интерьерах богатых вилл и домусов.
Бронзовые сосуды этрусков использовали на банкетах в V — III веках ДО н.э.
Из-за ценности бронзовые сосуды были подарками, предметами обмена, дарами дипломатов и послов, объектами торговли и перевозки на большие расстояния, и даже предметами, которые прятали в клады и сокровища. В некрополях находят бронзовые сосуды намного древнее самого захоронения, и это позволяет сделать вывод, что эти бронзовые изделия передавали по наследству из поколения в поколение.
Эпоха поздней республики римлян — посуда для кухни и омовений II — I века ДО н.э.
Также в древние времена случались разграбления античных некрополей, и если там находили бронзовые вазы, то их снова использовали. Известны такие случаи, связанные с греческим городом Коринто. Этот город славился производством предметов обихода из особого сплава меди. В колониях, основанных Цезарем на этих территориях, систематически занимались разграблением некрополей Коринта и искали античные вазы из керамики и металла, которые даже получили название некрокоринтскиесосуды. Историк Светоний рассказывал, что император Август имел страсть к коллекционированию антиквариата, искал и приобретал античную бронзу из Коринта. Именно в эпоху Августа появилась мода на античные бронзовые сосуды, и ремесленники той эпохи подражали античным греческим моделям, когда работали с бронзой.
Имперская эпоха — бронза разного назначения (для ароматных масел, черпаки для воды и «ложка» I-II века
Сосуды из бронзы служили для разных целей: для кухни и столовой, обмываний в доме или в термах, как части систем отопления и для ритуальных обрядов. Разная форма сосудов предусматривалась в зависимости от назначения, но нам теперь не всегда понятно, для чего употребляли то или иное изделие. В Римской Империи фабрики по производству бронзовых изделий сначала возникли на территории Италии, а потом распространились в провинциях империи, например, в Галлии — современной Франции. Производство некоторых таких фабрик нам известно, потому что они клеймили свои изделия. Клеймо производителя — гарантия качества бронзового сосуда. Анализ распространения таких сосудов из бронзы определённых производителей помогает учёным определить пути распространения и торговли в Римской Империи.
Бронза имперской эпохи I — III века
Бронзовые изделия в раскопках встречаются гораздо реже, чем керамические сосуды. В первую очередь, это вызвано тем, что раньше сломанные, деформированные и вышедшие из употребления бронзовые сосуды переплавляли и из этой ценной бронзы делали новые изделия.
В Археологическом Музее Вероны хранятся изделия из бронзы разных эпох и культур — этрусков, периода поздней республики римлян (I век до н.э.) и имперского периода (от Августа до III века н.э.). Некоторые бронзовые вазы реставрировали в XVIII — XIX веках, часто приделывая другие элементы, например, ручки от более ранних сосудов, смешивая возраст и стили изделий и внося неразбериху в аттрибуцию и датировку возраста изделий из бронзы.
Статьи на сайте об экспонатах веронских Музеев
Картины на меди Медали в Музеях 1
Керамика 15-16 веков Фрески 14 века в Музеях
Гладиаторы-надгробия Светильники римлян
Древний клад в Музее Гладиаторы — мозаика
Дароносица в Музее Две амфоры из Музея
Римские амфоры Городские рабы, часть 2
Надгробие Святой Свинцовые гробы и камея
Городские рабы, часть 3 Стекло римлян
Центурионы из Иллази Апулийская керамика
Картины на мраморе-парагоны Римские плиты-украшения
Этруские урны в Музее
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 9 правок.
Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.
Основные формы[править | править код]
Форма | Назначение | Примечания | Пример |
---|---|---|---|
Алабастрон | Для масла и благовоний | Использовался женщинами, мужчины использовали арибалл | |
Амис | урна | ||
Амфора (Αμφορεύς) | Тара для транспортировки и хранения продуктов | Расписные сосуды — награда в соревнованиях | |
Амфориск | Для благовоний | Миниатюрная амфора | |
Арибалл (Αρύβαλλος) | Для масла, используемого в гимнастике | Носился в мешочке на поясе | |
Аскос (Ασκός) | Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы | ||
Бальзамарион | Для благовоний | ||
Батанион | Для хранения продуктов | ||
Гидрия | Сосуд для воды | ||
Гуттус | Для благовоний и культовых обрядов | ||
Динос | Для питья | Разновидность кратера | |
Кадос (Κάδος) | Транспортировка продуктов | ||
Каккаба | Для хранения продуктов | упоминается в письменных источниках | |
Калаф (Κάλαθος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Канфар (Κάνθαρος) | Для питья | ||
Кернос (Κέρνος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Киаф | Черпак для вина и воды | ||
Килик | Для питья | Другое название — каликс. | |
Китра | Для хранения продуктов | ||
Котила | Для питья | Похож на скифос | |
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпрон | Для благовонного масла | Сделан по принципу чернильницы-непроливайки | |
Кратер (Κρατήρ) | Для смешивания вина и воды | ||
Лагинос (Λάγυνος) | Для благовоний | ||
Лебес (Λέβης) | Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд | ||
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός) | Для свадебных обрядов | ||
Лекана (Λεκάνη) | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Миска на ножке | |
Леканида | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Маленькая лекана с крышкой | |
Лекиф (Λήκυθος) | Для хранения ароматического масла | ||
Лопас | Столовый сосуд | ||
Лутерион | Столовый сосуд | ||
Лутрофор (Λουτροφόρος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Лидион (Λύδιον) | Для благовоний | ||
Лампа | Для освещения | ||
Мастос | Для питья вина | ||
Несторида (Νεστορίς) | Для хранения продуктов | Известна в Южной Италии как тройзелла | |
Ойнохоя (Οινοχόη) | Для разлива вина и воды | ||
Ольпа | Для разлива вина и воды | ||
Патера | Для культовых обрядов | ||
Пелика (Πελίκη) | Для хранения продуктов | ||
Перрирантерион | Открытая чаша на ножке | Часто изготовлялась из камня | |
Пиксида (Πυξίς) | Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п. | ||
Пинака | Вотивный предмет | Другое название — пинакион (Πινάκιον) | |
Пифос (Πίθος) | Для хранения продуктов | Глиняная бочка | |
Псиктер (Ψυκτήρ) | Для вина и воды | ||
Рыбное блюдо | Для подачи на стол рыбы | В центре имеется ёмкость для соуса | |
Ритон | Для питья | ||
Ситула | Ведро | ||
Скифос (Σκύφος) | Для питья | ||
Стамнос (Στάμνος) | Для хранения продуктов | ||
Ступка | Размельчение пряностей и т. д. | ||
Тарелка | Столовая посуда | ||
Тимиатерион | Для курения благовоний | Бытовое украшение | |
Треножник | Подставка для сосудов и т. п. | Также любой сосуд на трёх ножках | |
Фиала (Φιάλη) | Для питья | Другое название — омфальная чаша | |
Формискос (Φορμίσκος) | Для культовых обрядов | Погремушка | |
Экселиптра | Для благовоний | Другое название — племохойя или клотон | |
Эпинетрон | Наколенник | Применялся при ткачестве | |
Эпихизис (Επίχυσις) | Для благовоний |
Литература[править | править код]
- Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Источник
Алабастр
Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.
Ниже изображен арибалл, служивший для тех же целей.
Лекиф
сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.
Амфора
овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.
Лутрофор
сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом, широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным украшением любых могил.
Гидрия
керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.
Ойнохоя
кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.
сосуд для смешивания вина, состоял из большого кувшина и искусно сделанной отдельной подставки.
Панафинейская амфора
изготавливаемые в Афинах с 566 до н.э. чернофигурные амфоры особого типа со стереотипной росписью (Афина либо изображение состязаний). Панафинейские амфоры наполняли маслом и выдавались победителям на Панафинеях в качестве приза (отсюда – обычай награждать победителей спортивных соревнований кубками).
Пелика
расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками. Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.
Канфар
сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.
Пиксида
круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота. У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.
Киаф
сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).
Псиктер
сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.
Килик
керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.
Ритон
керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.
Кратер с завитками
сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.
Скифос
сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л).
Второй тип кратеров, ничем не уступающий первому. Разве что завитушками…
Стамнос
сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским.
Источник
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).
Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati – лакать.
Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на вн