Автором знаменитого высказывания ученик это не сосуд
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Ульям Артур Уорд
Когда на свет появляется маленький человек, взрос¬лые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рож¬денных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ними – шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Да и размер ноги отличается.
На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Несомненно, они хотят вырастить человека. Че¬ловека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.
Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить.
Не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что роль учителя не указывать до¬рогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их само¬стоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не по¬давить того, кто хочет быть другим, сберечь «непов¬торимую прелесть индивидуальности». Ведь человек имен¬но в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. Академик Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка – процесс внутренний, он обусловлен становлением само¬сознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нор¬мативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его лич¬ностного саморазвития».
Опыт работы подтвержда¬ет, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.
Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».
Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте не¬удачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жиз¬нью?». Мне так же близко мнение Ж.Ж. Руссо об автори¬тарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому нужно образовательные традиции связывать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое разви¬тие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивно¬го, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению ак¬тивному, интенсивному» – посредством собственного опыта.
Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:
– всегда работать творчески;
– помогать детям действовать самостоятельно, неза¬висимо;
– избегать прямых инструкций;
– не сдерживать инициативу детей;
– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;
– помогать детям формировать навыки самостоятель¬ного решения проблем;
– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;
– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;
– верить в своего ученика.
Итак, ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.
Так хочется, чтобы спустя много лет мои ученики смогли сказать обо мне словами А. С. Пушкина:
«Он создал нас, он воспитал наш пламень…
Заложен им краеугольный камень,
им чистая лампада возжена».
PS. Если бы из множества предметов мне предложили выбрать один, который характеризовал собственное педагогическое кредо, я выбрала бы свечу, и неспроста, ведь горящая свеча – символ жизни. Между прочим, от одной свечи очень легко зажечь множество других.
Источник
– Плутарх
Вариант: Ум – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который необходимо зажечь.
Взято из Wikiquote. Последнее обновление 1 марта 2021 г.
Темы
эта, факел, сосуд, ученик
Плутарх123
древнегреческий философ, биограф, моралист 46 – 127
Похожие цитаты
“Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.”
– Адриан Декурсель французский драматург 1821 – 1892
О книгах
“Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев.”
– Саади персидский поэт 1210 – 1291
Учусь, О птицах
“Гипотезы – это колыбельные, которыми учитель убаюкивает учеников.”
– Иоганн Вольфганг Гёте немецкий поэт 1749 – 1832
Об учителях
“Деяньями этого мира разум мой сокрушен,
Мой плащ на груди разодран, ручьями слез орошен.
Фиал головы поникшей познанья вином не наполнить, –
Нельзя ведь сосуд наполнить, когда опрокинут он.”
– Омар Хайям персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог 1048 – 1131
О познании, О слезах, О вине, О мире
Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?
“Факел, который он (Томас Пейн) передал из рук в руки, не будет погашен.”
– Томас Эдисон американский изобретатель и предприниматель 1847 – 1931
“Беларусь как хрустальный сосуд, слабенький хрустальный сосуд, который я несу в своих руках уже два десятилетия и боюсь уронить.”
– Александр Григорьевич Лукашенко президент Республики Беларусь 1954
Интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману 12.09.2016 года.
“Жалок тот ученик, который не превзошёл своего учителя.”
– Леонардо да Винчи итальянский художник, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения 1452 – 1519
Codice Forster III
Tristo è quel discepolo che non avanza il suo maestro.
Вариант: Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя.
Об учителях
“Принципиально важно даже не сжиженный газ, важно, чтобы не было вот этих факелов, которые коптят небо, все, что мы берем от природы, нужно превращать в безотходный продукт.”
– Анатолий Васильевич Квашнин российский генерал 1946
Источник: Готовится к реализации уникальный для Сибири проект перереботки попутного газа https://tayga./news/2007/11/30/~75213
О природе
“Первична всегда любовь и она заполняет сосуд, а вторичное это уже реакция сосуда на эту любовь.”
– Евгений Сергеевич Шахов советский и украинский футболист 1962
Любовь
О любви
“«…человек лишь сосуд, в который вливается то, что хочет выразить “всеобщая природа”»”
– Антон Веберн австрийский композитор, дирижёр 1883 – 1945
С.14
Путь к новой музыке
О природе
“…Цель молитвы – раскрыть сосуды и наполнения в состояниях в которых человек еще не находится.”
– Михаэль Лайтман каббалист 1946
О молитве
“Гнев является кислотой, которая может нанести больше вреда сосуду, в котором она хранится, чем тому, на кого она изливается.”
– Марк Твен американский писатель, журналист и общественный деятель 1835 – 1910
О гневе
“История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.”
– Индира Ганди индийский политический деятель 1917 – 1984
Об истории, Об учителях
“Любая автобиография напоминает школьный дневник, из которого ученик вырвал страницы с двойками.”
– Ашот Сергеевич Наданян армянский шахматист 1972
“Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся.”
– Альберт Эйнштейн физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, общественный деятель-… 1879 – 1955
Учусь
“Желание человека ненасытно; это – настоящая пропасть, куда падают и где исчезают все конечные блага, но которую блага бесконечные наполнят и переполнят когда-нибудь.”
– Луи Николя Бешерель французский лексикограф и грамматик 1802 – 1883
“Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.”
– Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856 – 1950
“Я не мастер, я ученик-мастер. У меня есть знания и опыт мастера, но я продолжаю учиться. Следовательно, я ученик-мастер. Я не верю в слово «мастер», думая о нем как человеке, на котором можно поставить крест.”
– Брюс Ли киноактёр, популяризатор и реформатор боевых искусств 1940 – 1973
Учусь, О вере
“Чем ярче факел горит, тем быстрей выгорает.”
– Витело средневековый учёный 1230 – 1275
О горах
“Иногда поджигатели убеждены, что несли перед народом факел.”
– Станислав Ежи Лец польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист XX века 1909 – 1966
Связанные темы
- Эта
- Факел
- Сосуд
- Ученик
Источник
ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ ÑÂÈÄÀ Î ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÅ ÄÐÅÂÍÅÉ ÃÐÅÖÈÈ
Îäíàæäû
ÏËÓÒÀÐÕ èç Õåðîíåè
(äðåâíåãðå÷åñêèé ôèëîñîô) ïðîèçí¸ñ:
«Ó÷åíèê –
ýòî íå ñîñóä, êîòîðûé íàäî íàïîëíèòü,
à ôàêåë, êîòîðûé íóæíî çàæå÷ü!»
Áûë îí ïüÿí?
Íàâåðíÿêà, – ïüÿí,
íî â òàêîì ñîñòîÿíèè èíîãäà ïðèõîäÿò çäðàâûå ìûñëè!..
Ðàññìîòðèì äâå ñîñòàâëÿþùèå îáó÷åíèÿ-âîñïèòàíèÿ:
ïåðåíîñ ó÷åíèêó çíàíèé, óìåíèé
è ìîòèâàöèþ ó÷åíèêà ê îáó÷åíèþ è òâîð÷åñòâó.
Âû ñïðîñèòå,
÷òî âàæíåå, ÷òî äîìèíèðóåò,
íà ÷òî íóæíî îáðàùàòü îñîáîå âíèìàíèå ó÷èòåëþ?
À ÿ âàì îòâå÷ó:
â òîì-òî è ôîêóñ,
÷òî ýòî – åäèíûé êàæäîäíåâíûé âçàèìîñâÿçàííûé öèêë:
È íîâûå çíàíèÿ è óìåíèÿ
äîëæíû ïðåïîäàâàòüñÿ óìíî è èíòåðåñíî,
è òàê óæ îáóñòðîåíî îáó÷åíèå, ÷òî êàæäûé ó÷åíèê
äîëæåí ïîçèòèâíî ìîòèâèðîâàòüñÿ æåëàòåëüíî êàæäûé áîæèé äåíü!..
ÄËß ÑÎÊÐÀÒÀ
÷åëîâåê – ýòî åãî äóøà, åãî ðàçóì, ñîâåñòü.
Çàäà÷à ïåäàãîãà âçðàùèâàòü äóøó ó÷åíèêà.
Çíàíèÿ – ýòî äîáðîäåòåëü, íåçíàíèå – ãðåõ.
Ìûøëåíèå ôîðìèðóåòñÿ â ðåçóëüòàòå ïîçíàíèÿ.
Îãðîìíàÿ ðîëü âîñïèòàíèþ ñàìîîáëàäàíèÿ ó÷åíèêà.
Ñîêðàòîâñêèé ìåòîä – ýòî äèàëåêòè÷åñêèé ñïîð,
êîãäà ñ ïîìîùüþ ïðîäóìàííûé ó÷èòåëåì âîïðîñîâ
ó÷åíèê ñàì ïðèõîäèò ê èñòèíå.
ÄÅÌÎÊÐÈÒ
âèäåë â ÷åëîâåêå òðè èïîñòàñè, êîòîðûå íóæíî ðàçâèòü:
«õîðîøî ìûñëèòü, õîðîøî ãîâîðèòü, õîðîøî äåëàòü».
Ñ òî÷êè çðåíèÿ ïåäàãîãèêè, íóæíî óòî÷íèòü,
÷òî îáó÷àåìîãî ÷åëîâåêà íóæíî íàó÷èòü: è ìûñëèòü, è ãîâîðèòü, è äåëàòü!
Íî ìûñëèòü – ïðàâèëüíî, ãîâîðèòü – çàæèãàòåëüíî, äåëàòü – óìåëî!
Îí æå, Äåìîêðèò, ïîëàãàë,
÷òî ãëàâíîå – íå êîëè÷åñòâî ïîëó÷åííûõ çíàíèé,
à âîñïèòàíèå èíòåëëåêòà.
Òî åñòü, åñëè ó÷åíèê íàó÷èòñÿ çäðàâî ìûñëèòü,
òî ñàì îí ïîìîæåò ñåáå â äîáû÷è çíàíèé è óìåíèé.
Äåìîêðèò ðàññìàòðèâàë îáó÷åíèå è âîñïèòàíèå
êàê î÷åíü òðóäíûé ïðîöåññ, è ïîýòîìó ñ÷èòàë,
÷òî ìîæíî ïðèáåãíóòü â îíîì è ê ïðèíóæäåíèþ â îòíîøåíèè ó÷àùèõñÿ,
íî ñ äðóãîé ñòîðîíû îí âèäåë îãðîìíûé ïëþñ
â âîñïèòàíèè ÷óâñòâà äîëãà è îòâåòñòâåííîñòè ó÷åíèêîâ.
Çàìåòèì è çäåñü óäèâèòåëüíîå äèàëåêòè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå:
ïðèíóæäåíèå â îáó÷åíèè ìîæåò ðîæäàòü èíòåðåñ ê îáó÷åíèþ,
íî è ÷óâñòâî îòâåòñòâåííîñòè
ñïîñîáíî óñàæèâàòü ó÷åíèêà çà ó÷åáíèêè.
Äåìîêðèò îòìå÷àë, êàê âàæíî ðîäèòåëÿì ïîñâÿòèòü ñåáÿ âîñïèòàíèþ äåòåé.
Îí îñóæäàë ñêóïûõ ðîäèòåëåé, íå æåëàâøèõ òðàòèòü ñðåäñòâà íà îáó÷åíèå äåòåé
è îáðåêàâøèõ èõ íà íåâåæåñòâî.
ÀÐÈÑÒÎÒÅËÜ:
«Êî âñåìó, ê ÷åìó ìîæíî ïðèó÷èòü ðåáåíêà,
ëó÷øå ïðèó÷àòü åãî íåïîñðåäñòâåííî ñ ïåëåíîê»…
 îñíîâó ïîçíàíèÿ ïîëîæèë ÷óâñòâåííûé îïûò, îùóùåíèÿ,
ïîãîâàðèâàë î ïðåäâàðèòåëüíîì îáó÷åíèè â ñåìüå ñ 5 äî 7-ëåòíåãî âîçðàñòà,
íî ïðèäàâàë ïåðâîñòåïåííîå çíà÷åíèå îáùåñòâåííî-ãîñóäàðñòâåííîìó âîñïèòàíèþ.
 åãî ïðåäñòàâëåíèè,
ãèìíàñòèêà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïðåêðàñíîãî òåëà,
à ìóçûêà – â ôîðìèðîâàíèè ïðåêðàñíîé äóøè…
Îí ãîâîðèë î ïåðåäà÷å ó÷åíèêàì îñíîâû çíàíèé,
ôîðìèðîâàíèè ñàìîñòîÿòåëüíîãî ìûøëåíèÿ,
î òîì, ÷òî áó÷åíèå äîëæíî âûçûâàòü ÷óñòâî óäîâîëüñòâèÿ!..
Ìåòîä îáó÷åíèÿ ïî-Àðèñòîòåëþ: ïîäðàæàíèå!
Êàê ïî-ìîåìó, òàê ïåðâè÷íà ìóçûêà!
Òàì – ãàðìîíèÿ, òàì – îòçâóêè íàñëàæäåíèÿ,
è òîëüêî å¸ (ìóçûêó) ãîòîâ âîñïðèíèìàòü äàæå ïëîä ÷åëîâå÷åñêèé!
ÏËÀÒÎÍ
áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèäàâàë ñàìîïîçíàíèþ,
îöåíèâàë ñàìîâîñïèòàíèå – êàê âàæíåéøèé ôóíäàìåíò
âñåé æèçíè ÷åëîâåêà, ñ÷èòàë, ÷òî åãî íàäî íà÷èíàòü ñ ðàííåãî äåòñòâà,
âîçâîäÿ ÷åëîâå÷èêà ê ìèðó èäåé!
Âîñïèòàíèå, ãîâîðèò Ïëàòîí, äîëæíî áûòü
îðãàíèçîâàíî ãîñóäàðñòâîì è ñîîòâåòñòâîâàòü èíòåðåñàì ýëèòû.
Источник
Педагогика, как теория обучения и воспитания.
1.Автором знаменитого высказывания-«Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»-является:
а) М.В. Ломоносов;
б)Я.А. Каменский;
в) Сократ;
г) Ж. Ж. Руссо.
Это высказывание, приписываемое Сократу, стало эпиграфом к
прошедшему в ФИРО межрегиональному семинару. В Институте собрались
педагоги и люди творческих профессий, способные «зажечь» сердца наших
детей.[1]
2.Какое положение в наибольшей степени соответствует понятию «педагогический процесс»:
а) сотрудничество педагогов и учащихся в процессе решения учебных задач;
б) процесс воспитания;
в) образовательный процесс;
г) совокупность процессов обучения, образования и воспитания.
Педагогический процесс – это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучаемых и обучающих, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы.[2]
3. Дидактика-это:
а) самостоятельная наука о закономерностях процессов преподавания;
б) самостоятельная наука о закономерностях процессов учения;
в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организованных форм;
г)раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования личности ребенка.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Теория практической деятельности обучения. Объект изучения дидактики – обучение как особый вид деятельности. Важным представляется отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика. Предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения ( деятельности ученика), их взаимодействие. Задачи дидактики: 1.Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации 2.Разработать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии.[3]
4.Движущими силами процесса обучения являются:
а) противоречие, возникающее в ходе обучения;
б) образовательная активность обучаемых;
в) профессионализм педагогов;
г) профессионализм педагогов.
Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития.[4]
5.Основныe функции обучения являются:
а) образование, развитие, воспитание;
б) обучающая, формирующая контрольная;
в) коммуникативная, трудовая, информационная;
г) развивающая, формирующая, организующая.
Исходя из общей цели советской школы, процесс обучения призван осуществлять три функции – образовательную, воспитательную и развивающую.
Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.[5]
6.В процессе обучения учащиеся выступают как:
а) объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности;
б) объект педагогической деятельности;
в) предмет обучения;
г) субъект собственной педагогической деятельности.
Проблема познания мира встает перед человеком тогда, когда он сталкивается с необходимостью получить информацию о неизвестном и направляет свои усилия на то, чтобы эту неизвестность устранить. С этого начинается специально научное исследование.
Вместе с тем здесь начинаются и собственно философские проблемы., побуждающие выяснить, как не-знание превращается в знание, как из не-знания вырастает знание.[6]
7.Нормативные требования к организации и осуществления образовательного процесса называют:
а) принцип обучения;
б) закономерности обучения;
в) правила обучения;
г) педагогическими законами.
Принципы обучения – это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.[7]
8.Цели обучения определяются:
а) потребностями и возможностями общества;
б) мастерством педагога;
в) индивидуальными особенностями обучения;
г) средствами обучения.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ – сознательно планируемые его результаты, которые оказывают усваиваемые знания, навыки, умения, развитие творческого мышления, человечности и других качеств, необходимых личности как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни.[8]
9.Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называют:
а) целеполаганием;
б) проектированием;
в)конструктированием;
г) анализом.
Целеполагание – это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности, может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.[9]
10.Восприятие и познание в процессе педагогического общения составляют функцию:
а) интерактивную;
б) перцептивную;
в) коммуникативную;
г) воспитательную.
Перцептивная функция подразумевает межличностное восприятие (социальную перцепцию) говорящего и слушающего. Специфика социальной перцепции при коммуникации включает следующие моменты:
1) сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;
2) всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте говорящего и слушающего;
3) незнакомая информация воспринимается медленнее, чем информация знакомая;
4) в незнакомой ситуации люди склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими апробированы в похожих ситуациях;
5) точно понять смысл сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.[10]
11.Наглядность, научность, систематичность и доступность относятся к дидактическим:
а) принципам;
б) методами;
в) формами;
г) средствами.
Дидактические принципы или принципы обучения – это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему
исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
К ведущим принципам обучения относятся следующие: принцип целенаправленности, с научности, с связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, с сознательности и активности, с наглядности обучения, с доступности, с интегративного подхода, с воспитывающего и развивающего обучения, с принцип прочности.[11]
12. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:
а) метод обучения
б) содержание обучения!
Источник