Азот находится в очень высоком сосуде в однородном поле тяжести
Кузьмиченко Максим Витальевич,студент физикоматематического факультета ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим
Спецкурс для студентов физикоматематических факультетов
«Приложения дифференциальных уравнений в физике и науках естественноматематического цикла»
Аннотация.В статье предлагается программа спецкурса для студентов физикоматематических факультетов педагогических вузов.Ключевые слова:спецкурс, дифференциальные уравнения, приложения дифференциальных уравнений.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В ходе преподавания такой дисциплины, как «Дифференциальные уравнения», уделяется мало внимания прикладной составляющей дифференциальных уравнений. Разные науки (химия, биология, физика) имеют задачи, основным способом решения которыхявляется составление и решение дифференциального уравнения. При изучении тех или иных физических, биологических процессов, механических явленийученые могут составить дифференциальные уравнения этого процесса или явления. А затем, решая это уравнение, удается вывести функциональный закон описания изучаемого вопроса 1]. Существует много процессов в природе, которые описываются дифференциальными уравнениями 2. Например, процесс размножения бактерий, явление органического роста, изменение давления при подъеме над уровнем моря, ток самоиндукции, протекающий в катушке после выключения постоянного напряжения. Можно также написать дифференциальные уравнениядвижения планеты вокруг Солнца, искусственного спутника вокруг Земли. Многие законы и соотношения, используемые в этих науках, даются студентам в готовом, оформленном виде, что негативно сказывается на уровне усвоения знаний и понимания учебного материала. Например, из курса физикиизвестно, что давление с увеличением высоты над уровнем моря изменяется по формуле
–барометрическая формула,где –атмосферное давление над уровнем моря, –высота над уровнем моря, –молярная масса сухого воздуха, –универсальная газовая постоянная, –абсолютная температура воздуха, –ускорение свободного падения. Возникает вопрос: «Каким образом получено это аналитическое выражение?»На этот и подобные вопросы призван ответить данный спецкурс «Приложения дифференциальных уравнений в физике и науках естественноматематического цикла».Цели спецкурсамы видим в следующем.1)Актуализировать и обобщить знания студентов по составлению ирешению простейших дифференциальных уравнений.2)Показать практическое приложение дифференциальных уравнений при решении задач других наук.3)Наладить межпредметные связи математики с другими науками естественного цикла.Достижение данных целей окажется возможным только при решении следующих задач:1)Развивать навыки решения простейших дифференциальных уравнений.2)Рассмотреть решение некоторых междисциплинарных задачпри помощи дифференциальных уравнений.После окончания данного спецкурса студенты физикоматематических факультетов получат более широкое представление о дифференциальных уравнениях и способах их решения.По завершении спецкурсастуденты должны знать:стандартный вид простейших дифференциальных уравнений;алгоритм составления дифференциального уравнения по условию задачи;способ получения некоторых стандартных формул дисциплин естественного цикла.По завершении спецкурса студентыдолжны уметь:
решать стандартные простейшие дифференциальные уравнения;решать задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям;производить доказательство некоторых стандартных формул дисциплин естественнонаучного цикла.Спецкурс предназначен для студентов IVкурса физикоматематических факультетов. Программа спецкурса рассчитана на 22 аудиторных часа.
Тематический план спецкурса
НомерзанятияТемаКоличество часов занятийлекционныхпрактических1–4Способы решения некоторых простейших дифференциальных уравнений225–6Геометрическое приложение дифференциальных уравнений027–8Физическое приложение дифференциальных уравнений029–10Приложение дифференциальных уравнений в науках естественного цикла0211Зачётное занятие
Перечень дидактического материала:1)Виленкин В.И., Бохан К.А. и др. Задачник по курсу математического анализа. Часть 2. –М.: Просвещение, 1971. –336 с.2)Давыдов Н.А., Коровкин П.П. и др. Сборник задач по математическому анализу. –М.: Просвещение, 1973. –256 с.3)Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике. –М.: Айриспресс, 2013.–608 с.Несмотря на небольшое количество часов, отведённое на спецкурс, данная дисциплина позволит существенно расширить представление студентов о различных математических моделях, позволит закрепить практические умения по составлению и решению дифференциальных уравнений. Рассмотрим одну из задач данного спецкурса.Задача 1.Вывести зависимость давления газа от высоты в гравитационномполе Земли.Решение. Рассмотрим произвольную цилиндрическую колонну газа высотой с площадью горизонтального сечения . Тогдадавление, оказываемое этой колонной,будет равно
,
(1)так как , , где –масса газа, –плотность газа, –объём газа, –ускорение свободного падения. Вывод формулы (1) был не обязателен, так какэта формула известна из школьного курса. Теперь выделим из этой колонны газа высотой небольшой столб, равный по сечению исходной колонне, но с высотой .Очевидно, что такой слой газа вызывает изменение давления на величину
.(2)Знак минус означает, что с увеличением высотыдавление будет уменьшаться. Будем рассматривать атмосферный воздухкак идеальный газ, следовательно,для него справедливо уравнение Менделеева –Клапейрона:
,где –молярная масса сухого воздуха, –универсальная газовая постоянная, –абсолютная температура воздуха. С учётом вышеуказанных соотношений имеем:
.
(3)С учётом (2) и (3) имеем:
.
(4)Уравнение (4) представляет собой дифференциальное уравнение первого порядка с разделяющимися переменными. Интегрируем:.Константу определим из начального условия .
.
(5)Формула (5) является барометрической формулой. Она позволяет определить давление на любой высоте от поверхности моря с учётом особенностей окружающего воздуха. Рассмотрим задачу, предложенную на региональном туре студенческой олимпиады «Интеллект2014» (физика).Задача 2.Азот находится в очень высоком сосуде в однородном поле тяжести при температуре . Температуру увеличили в раз. На какой высоте концентрация молекул осталась прежней?Из физики известна формула, связывающая давление, концентрацию и температуру газа . Рассмотрим два случая. ..Воспользуемся барометрической формулой . Применяем..Так как концентрации равны, то.Так как , имеем:; .Барометрическая формула довольно громоздка и запоминается с трудом, а без неё данная задача неразрешима. Но, имея минимальную математическую подготовку, студентмог бывывести её, подобно выкладкам, рассмотренным выше. Умение решать задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям, подразумевает составление дифференциального уравнения по условию. Рассмотрим типовой пример подобной задачи.Задача 3.Материальная точкамассы замедляет своё движение под действием силы сопротивления среды, пропорциональной квадрату скорости . Найти зависимость скорости от времени. Найти скорость точки через 3 с после начала замедления, если м/с, а м/с.Примем за независимую переменную время , отсчитываемое от начала замедления движения материальной точки. Тогда скорость точки будет функцией , т.е. . Для нахождения воспользуемся вторым законом Ньютона: , где есть ускорение движущегося тела, –результирующая сила, действующая на тело в процессе движения.В данном случае –коэффициент пропорциональности (знак минус указывает на то, что скорость тела уменьшается). Следовательно, функция является решением дифференциального уравнения:; .Интегрируем: . Отсюда
–общее решение дифференциального уравнения в явном виде.Найдём параметры и . Согласно условию задачи, имеем:
и . Отсюда .Следовательно, скорость точки изменяется по закону . Поэтому .В науках естественного цикла дифференциальные уравнения нашли широкое применение. В силу особенностей преподавания дисциплин на физикоматематических факультетахнаукам естественного цикла отводится очень мало часов. Поэтому мы будем рассматривать только некоторые модели, не углубляясь в предметную теорию.Рассмотрим пример из биологии. Задача 4. Рост колонии микроорганизмов [3].
За время прирост численности равен, где –число родившихся, –число умерших за время особей, пропорциональные этому промежутку времени: . Разделив на ,получим дифференциальное уравнение:.В простейшем случае, когда рождаемость и смертность пропорциональны численности:.Разделим переменные и проинтегрируем:.Переходя от логарифмов к значениям переменной и определяя произвольную постоянную из начальных условий, получим экспоненциальную форму динамики роста.
;
(6).График функции (6) при положительных (размножение) и отрицательных (вымирание) значениях константы скорости роста представлен на рис. 1.
Рис. 1
Теперь рассмотрим применение дифференциальных уравнений в химии. Задача 5. Вещество переходит в раствор.Пусть количество вещества, переходящего в раствор, пропорционально интервалу времени и разности между максимально возможной концентрацией и концентрацией в данный момент времени:.В форме дифференциального уравнения этот закон выглядит так:.Разделим в этом уравнении переменныеи проинтегрируем:; ; .Если ,; .График этой функции представлен на рис. 2.
Рис. 2
Опыт развития различных наук показывает, что многие далёкие друг от друга по содержанию задачи приводят к одинаковым или сходным дифференциальным уравнениям.Теориядифференциальных уравнений в настоящее время представляет собой исключительно богатый содержаниембыстро развивающийся раздел математики. Многие разделы теории дифференциальных уравнений так разрослись, что стали самостоятельными науками.Можно сказать, что большая часть путей, связывающих абстрактные математические теории и естественнонаучные приложения, проходит через дифференциальные уравнения. Все это обеспечивает теории дифференциальных уравнений почетное место в современной науке.
Ссылки на источники1.Письменный Д. Т. Конспект лекций по высшей математике. –М.: Айриспресс, 2013. –608 с.2.Давыдов Н.А., Коровкин П.П. и др. Сборник задач по математическому анализу. –М.: Просвещение, 1973. –256 с.3.Виленкин В. И., Бохан К. А. и др. Задачник по курсу математического анализа. Часть 2. –М.: Просвещение, 1971. –336 с.
Maxim Kuzmichenko,student of the Faculty of Physics and Mathematics of Federal State Budget Establishment of Higher Education Ishim Ershov State Teces’ Tining Institute”, IshimSpecial course for students of physical and mathematical faculties Appendices of the differential equations in physics and sciences of a natural and mathematical cycle”Abstract.In article the program of a special course for students of physical and mathematical faculties of pedagogical higher education institutions is offered.Keywords:special course, differential equations, appendices of the differential equations.
References1.Pis’mennyj,D. T. (2013) Konspekt lekcij po vysshej matematike, Ajrispress, Moscow, 608 p.(in Russian).2.Davydov,N. A., Korovkin,P. P. et al. (1973) Sbornik zadach po matematicheskomu analizu,Prosveshhenie, Moscow,256 p.(in Russian).3.Vilenkin,V. I., Bohan,K. A. et al. (1971) Zadachnik po kursu matematicheskogo analiza, chast’ 2, Prosveshhenie, Moscow, 336 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Ермаковой Е. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Источник
Пожалуйста напишите подробные объяснения к решениям задач.(Я не очень умный)
1 Вариант
Задача 29. Вектор скорости материальной точки, оставаясь неизменным по величине, поворачивается за время t на 90°. Чему равна величина действующей на точку силы, если известно, что величина импульса точки равна р.
Задача 68. Два тела массами m и M прикреплены к нитям одинаковой длины с общей точкой подвеса. Тела отклонили на один и тот же угол в разные стороны и отпустили без толчка. Найти отношение высоты, на которую тела поднимутся в результате абсолютно неупругого удара, к высоте, с которой они начали движение вниз.
Задача 81. Шар массы М и радиуса R катится по гладкой горизонтальной поверхности со скоростью υ. Найти кинетическую энергию шара.
Задача 94. Три одинаковых шарика массами т и радиусами R находятся в вершинах равностороннего треугольника со стороной а. Шарики соединены невесомыми стержнями (см. рисунок). Найти момент инерции системы относительно оси z, являющейся осью симметрии треугольника.
Задача 107. На блок (однородный диск) массой m0 и радиусом R намотана невесомая нерастяжимая нить, к концу которой привязан груз массой m. В оси блока имеется трение. Найти момент силы трения, если за время t после начала движения груз опустился на расстояние h.
Задача 111. Тонкий однородный стержень длиной 10 м может свободно вращаться вокруг горизонтальной оси, проходящей через один из его концов. Стержень приводят в горизонтальное положение и отпускают. Найти максимальное значение угловой скорости.
2 вариант
Задача 3. В баллоне объемом V при температуре Т находится смесь идеальных газов в количестве ν1 кислорода, ν2 азота и ν3 углекислого газа. Найти среднюю молярную массу смеси.
Задача 14. В сосуде находится смесь m1 = 7 г азота и m2 = 11 г углекислого газа при температуре Т = 290 К и давлении р = 1атм. Найти плотность смеси (газы идеальные).
Задача 25. Смесь кислорода (µ1) и азота (µ2) находится при температуре Т. Чему равно отношение их средних квадратичных скоростей <υкв1>/ <υкв2 > ?
Задача 48. В длинном вертикальном сосуде находится газ, состоящий из двух сортов молекул с массами m1 и m2 причем m2 > m1. Концентрации этих молекул у дна сосуда равны соответственно n1 и n2 причем n2 > n1. Считая, что по всей высоте поддерживается одна и та же температура Т и ускорение свободного падения равно g, найти высоту h, на которой концентрации этих сортов молекул будут одинаковы.
Задача 49.
Азот находится в очень высокой сосуде в однородном поле тяжести при температуре Т. Температуру увеличили в η раз. На какой высоте h концентрация молекул осталась прежней?
Задача 68. Идеальный газ с показателем адиабаты γ совершает процесс, при котором его внутренняя энергия U пропорциональна Vα, где α – постоянная. Найти молярную теплоемкость газа в этом процессе.
Задача 79. Какая доля ω1 количества теплоты Q1, подводимого к идеальному газу при изобарном процессе, расходуется на увеличение ∆U внутренней энергии газа и какая доля ω2 – на работу А расширения? Газ двухатомный.
Задача 87. При адиабатном сжатии кислорода массой m = 20 г его внутренняя энергия увеличилась на ∆ U = 8кДж и, температура повысилась до Т2 = 900 К. Найти: 1) повышение температуры ∆ T; 2) конечное давление газа р2, если начальное давление р1 = 200кПа.
Задача 98. 1 моль кислорода увеличил свой объем в η = 5 раз один раз изотермически, другой – адиабатно. Найти изменения энтропии в каждом из указанных процессов.
Задача 109. Два моля идеального газа сначала изохорически охладили, а затем изобарически расширили так, что температура газа стала равна первоначальной. Найти приращение энтропии газа, если его давление в данном процессе изменилось в n раз.
Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или
зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.
Источник
Распределение Больцмана. Барометрическая формула.
Задача. Каково давление воздуха в шахте на глубине 1 км, если
считать, что температура по всей высоте постоянная и равна 22 °С, а
ускорение свободного падения не зависит от высоты? Давление воздуха у
поверхности Земли равно p0.
Решение задачи.
Задача 4.8 Пылинки массой m = 10–18 г взвешены в воздухе.
Определить толщину слоя воздуха, в пределах которого
концентрация пылинок различается не более чем на δ= 1%.
Температура воздуха во всем объеме постоянна и равна Т = 300 К.
Выталкивающей силой Архимеда пренебречь.
Решение
При равновесном распределении пылинок их концентрация
зависит только от вертикальной координаты z и описывается
функцией распределения Больцмана
Задача 4.9 Определить силу, действующую на частицу,
находящуюся во внешнем однородном поле тяготения, если
отношение концентраций частиц n1/n2 на двух уровнях, отстоящих
друг от друга на z = 1 м, равно е. Температуру считать постоянной и
равной Т = 300 К.
Задача 4.10 Идеальный газ находится в бесконечно высоком
вертикальном цилиндрическом сосуде при температуре Т. Считая 83
поле сил тяжести однородным, найти: 1) среднее значение
потенциальной энергии U молекул газа; 2) как изменится давление
газа на дно сосуда, если температуру газа увеличить в раз.
Задача 4.11 Ротор центрифуги вращается с угловой скоростью . Используя
функцию распределения Больцмана, установить распределение концентрации
n для частиц массой m, находящихся на расстоянии r от оси вращения.
4.82 Пылинки массой m = 10–18 г взвешены в воздухе. Определить,
на сколько различается относительная величина концентрации
частиц в пределах толщины слоя воздуха h = 4,23 мм. Температура
воздуха во всем объеме одинакова и равна Т = 300 К.
4.83 Найти силу, действующую на частицу со стороны
однородного поля, если концентрация этих частиц на двух уровнях,
отстоящих друг от друга на расстоянии z = 30 см (вдоль поля),
отличаются в = 2 раза. Температура системы Т = 280 К.
4.84 Пусть η0 отношение концентрации молекул водорода к
концентрации молекул азота вблизи поверхности Земли, а
соответствующее отношение на высоте h = 3000 м. Найти отношение
0 при температуре Т = 280 К, полагая, что температура и ускорение
свободного падения не зависят от высоты. Молярная масса водорода μ= 2 *10–3
кг/моль, молярная масса азота μ= 28 *10–3
кг/моль.
4.85 Найти изменение высоты h, соответствующее изменению
давления на Р = 100 Па, в двух случаях: 1) вблизи поверхности
Земли при температуре Т1 = 290 К и давлении Р1 = 100 кПа; 2) на
некоторой высоте, где температура Т2 = 220 К и давление Р2 = 25 кПа.
Молярная масса воздуха μ= 29 *10–3
кг/моль.
4.86 На какой высоте h над уровнем моря плотность воздуха
уменьшится: а) в 2 раза; б) в е раз? Считать, что температура воздуха 92
Т и ускорение свободного падения g не зависят от высоты h.
Молярная масса воздуха = 29 *10–3
кг/моль, температура Т = 273 К.
4.87 Пассажирский самолет совершает полет на высоте
h = 8300 м. В кабине поддерживается постоянное давление,
соответствующее высоте h0 = 2700 м. Найти разность давлений
внутри и снаружи кабины. Среднюю температуру наружного воздуха
считать t = 0
0C. Молярная масса воздуха = 29 10–3
кг/моль.
4.88 Барометр в кабине летящего самолета все время показывает
одинаковое давление Р 79 103 Па, благодаря чему летчик считает
высоту полета неизменной. Однако, температура воздуха за бортом
изменилась с t1 = 5
0C до t2 = 1
0C. Какую ошибку h в определении
высоты допустил летчик? Давление Р0 у поверхности Земли считать
нормальным, молярная масса воздуха = 29 *10–3
кг/моль.
4.89 В длинном вертикальном сосуде в однородном поле силы
тяжести находится идеальный газ, состоящий из двух сортов молекул
с массами m1 и m2, причем m2 > m1. Концентрации этих молекул у дна
сосуда соответственно равны n1 и n2, причем n2 > n1. Считая, что во
всем сосуде поддерживается одна и та же температура Т, найти
высоту h, на которой концентрации этих сортов молекул будут
одинаковы.
4.90 Идеальный газ находится в бесконечно высоком сосуде в
однородном поле силы тяжести при температуре Т. Температуру
увеличивают в раз. На какой высоте концентрация молекул
останется прежней? Молярная масса газа .
4.91 Определить массу m газа, заключенного в вертикальном
цилиндрическом сосуде. Площадь основания сосуда S, высота h.
Давление на уровне нижнего основания сосуда Р0. Температура газа
Т, молярная масса . Считать, что температура газа и ускорение
свободного падения не зависят от высоты.
4.92 Определить число молекул N газа, заключенного в
вертикальном цилиндрическом сосуде. Площадь основания сосуда S,
высота h. Давление на уровне нижнего основания сосуда Р0.
Температура газа Т. Считать, что температура газа и ускорение
свободного падения не зависят от высоты. Молярная масса газа .
4.93 В центрифуге с ротором радиусом r = 0,5 м при температуре
Т = 300 К находится в газообразном состоянии вещество с молярной
массой μ= 0,1 кг/моль. Определить отношение n/n0 концентраций
молекул у стенок ротора и в центре его, если ротор вращается с
частотой n = 30 с–1
.
4.94 Ротор центрифуги, заполненной радоном, вращается с
частотой n = 50 с–1
. Радиус ротора r = 0,5 м. Определить давление
газа Р на стенки ротора, если давление в его центре Р0 = 1 атм. 93
Температуру по всему объему считать одинаковой и равной Т = 300 К.
Молярная масса радона = 222 *10–3
кг/моль.
4.95 Горизонтально расположенную трубку с закрытыми торцами
вращают с постоянной угловой скоростью вокруг вертикальной оси,
проходящей через один из ее торцов. В трубке находится углекислый
газ при температуре Т = 300 К. Длина трубки b = 100 см. Найти
значение , при котором отношение концентраций молекул у
противоположных торцов трубки = 2. Молярная масса углекислого
газа = 44 10–3
кг/моль.
4.96 В центрифуге находится некоторый газ при температуре
Т = 271 К. Ротор центрифуги радиусом r = 0,4 м вращается с угловой
скоростью = 500 рад/c. Определить молярную массу газа, если
давление Р у стенки ротора в = 2,1 раза больше давления Р0 в его центре.
4.97 Потенциальная энергия молекул газа в некотором
центральном поле зависит от расстояния от центра поля r как
U(r) r
2
, где положительная величина. Температура газа Т,
концентрация молекул в центре поля n0. Найти: а) число молекул,
имеющих потенциальную энергию в пределах (U; U + dU);
б) наиболее вероятное значение потенциальной энергии.
Источник