Азот находится в высоком сосуде в однородном поле тяжести
Кузьмиченко Максим Витальевич,студент физикоматематического факультета ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим
Спецкурс для студентов физикоматематических факультетов
«Приложения дифференциальных уравнений в физике и науках естественноматематического цикла»
Аннотация.В статье предлагается программа спецкурса для студентов физикоматематических факультетов педагогических вузов.Ключевые слова:спецкурс, дифференциальные уравнения, приложения дифференциальных уравнений.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В ходе преподавания такой дисциплины, как «Дифференциальные уравнения», уделяется мало внимания прикладной составляющей дифференциальных уравнений. Разные науки (химия, биология, физика) имеют задачи, основным способом решения которыхявляется составление и решение дифференциального уравнения. При изучении тех или иных физических, биологических процессов, механических явленийученые могут составить дифференциальные уравнения этого процесса или явления. А затем, решая это уравнение, удается вывести функциональный закон описания изучаемого вопроса 1]. Существует много процессов в природе, которые описываются дифференциальными уравнениями 2. Например, процесс размножения бактерий, явление органического роста, изменение давления при подъеме над уровнем моря, ток самоиндукции, протекающий в катушке после выключения постоянного напряжения. Можно также написать дифференциальные уравнениядвижения планеты вокруг Солнца, искусственного спутника вокруг Земли. Многие законы и соотношения, используемые в этих науках, даются студентам в готовом, оформленном виде, что негативно сказывается на уровне усвоения знаний и понимания учебного материала. Например, из курса физикиизвестно, что давление с увеличением высоты над уровнем моря изменяется по формуле
–барометрическая формула,где –атмосферное давление над уровнем моря, –высота над уровнем моря, –молярная масса сухого воздуха, –универсальная газовая постоянная, –абсолютная температура воздуха, –ускорение свободного падения. Возникает вопрос: «Каким образом получено это аналитическое выражение?»На этот и подобные вопросы призван ответить данный спецкурс «Приложения дифференциальных уравнений в физике и науках естественноматематического цикла».Цели спецкурсамы видим в следующем.1)Актуализировать и обобщить знания студентов по составлению ирешению простейших дифференциальных уравнений.2)Показать практическое приложение дифференциальных уравнений при решении задач других наук.3)Наладить межпредметные связи математики с другими науками естественного цикла.Достижение данных целей окажется возможным только при решении следующих задач:1)Развивать навыки решения простейших дифференциальных уравнений.2)Рассмотреть решение некоторых междисциплинарных задачпри помощи дифференциальных уравнений.После окончания данного спецкурса студенты физикоматематических факультетов получат более широкое представление о дифференциальных уравнениях и способах их решения.По завершении спецкурсастуденты должны знать:стандартный вид простейших дифференциальных уравнений;алгоритм составления дифференциального уравнения по условию задачи;способ получения некоторых стандартных формул дисциплин естественного цикла.По завершении спецкурса студентыдолжны уметь:
решать стандартные простейшие дифференциальные уравнения;решать задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям;производить доказательство некоторых стандартных формул дисциплин естественнонаучного цикла.Спецкурс предназначен для студентов IVкурса физикоматематических факультетов. Программа спецкурса рассчитана на 22 аудиторных часа.
Тематический план спецкурса
НомерзанятияТемаКоличество часов занятийлекционныхпрактических1–4Способы решения некоторых простейших дифференциальных уравнений225–6Геометрическое приложение дифференциальных уравнений027–8Физическое приложение дифференциальных уравнений029–10Приложение дифференциальных уравнений в науках естественного цикла0211Зачётное занятие
Перечень дидактического материала:1)Виленкин В.И., Бохан К.А. и др. Задачник по курсу математического анализа. Часть 2. –М.: Просвещение, 1971. –336 с.2)Давыдов Н.А., Коровкин П.П. и др. Сборник задач по математическому анализу. –М.: Просвещение, 1973. –256 с.3)Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике. –М.: Айриспресс, 2013.–608 с.Несмотря на небольшое количество часов, отведённое на спецкурс, данная дисциплина позволит существенно расширить представление студентов о различных математических моделях, позволит закрепить практические умения по составлению и решению дифференциальных уравнений. Рассмотрим одну из задач данного спецкурса.Задача 1.Вывести зависимость давления газа от высоты в гравитационномполе Земли.Решение. Рассмотрим произвольную цилиндрическую колонну газа высотой с площадью горизонтального сечения . Тогдадавление, оказываемое этой колонной,будет равно
,
(1)так как , , где –масса газа, –плотность газа, –объём газа, –ускорение свободного падения. Вывод формулы (1) был не обязателен, так какэта формула известна из школьного курса. Теперь выделим из этой колонны газа высотой небольшой столб, равный по сечению исходной колонне, но с высотой .Очевидно, что такой слой газа вызывает изменение давления на величину
.(2)Знак минус означает, что с увеличением высотыдавление будет уменьшаться. Будем рассматривать атмосферный воздухкак идеальный газ, следовательно,для него справедливо уравнение Менделеева –Клапейрона:
,где –молярная масса сухого воздуха, –универсальная газовая постоянная, –абсолютная температура воздуха. С учётом вышеуказанных соотношений имеем:
.
(3)С учётом (2) и (3) имеем:
.
(4)Уравнение (4) представляет собой дифференциальное уравнение первого порядка с разделяющимися переменными. Интегрируем:.Константу определим из начального условия .
.
(5)Формула (5) является барометрической формулой. Она позволяет определить давление на любой высоте от поверхности моря с учётом особенностей окружающего воздуха. Рассмотрим задачу, предложенную на региональном туре студенческой олимпиады «Интеллект2014» (физика).Задача 2.Азот находится в очень высоком сосуде в однородном поле тяжести при температуре . Температуру увеличили в раз. На какой высоте концентрация молекул осталась прежней?Из физики известна формула, связывающая давление, концентрацию и температуру газа . Рассмотрим два случая. ..Воспользуемся барометрической формулой . Применяем..Так как концентрации равны, то.Так как , имеем:; .Барометрическая формула довольно громоздка и запоминается с трудом, а без неё данная задача неразрешима. Но, имея минимальную математическую подготовку, студентмог бывывести её, подобно выкладкам, рассмотренным выше. Умение решать задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям, подразумевает составление дифференциального уравнения по условию. Рассмотрим типовой пример подобной задачи.Задача 3.Материальная точкамассы замедляет своё движение под действием силы сопротивления среды, пропорциональной квадрату скорости . Найти зависимость скорости от времени. Найти скорость точки через 3 с после начала замедления, если м/с, а м/с.Примем за независимую переменную время , отсчитываемое от начала замедления движения материальной точки. Тогда скорость точки будет функцией , т.е. . Для нахождения воспользуемся вторым законом Ньютона: , где есть ускорение движущегося тела, –результирующая сила, действующая на тело в процессе движения.В данном случае –коэффициент пропорциональности (знак минус указывает на то, что скорость тела уменьшается). Следовательно, функция является решением дифференциального уравнения:; .Интегрируем: . Отсюда
–общее решение дифференциального уравнения в явном виде.Найдём параметры и . Согласно условию задачи, имеем:
и . Отсюда .Следовательно, скорость точки изменяется по закону . Поэтому .В науках естественного цикла дифференциальные уравнения нашли широкое применение. В силу особенностей преподавания дисциплин на физикоматематических факультетахнаукам естественного цикла отводится очень мало часов. Поэтому мы будем рассматривать только некоторые модели, не углубляясь в предметную теорию.Рассмотрим пример из биологии. Задача 4. Рост колонии микроорганизмов [3].
За время прирост численности равен, где –число родившихся, –число умерших за время особей, пропорциональные этому промежутку времени: . Разделив на ,получим дифференциальное уравнение:.В простейшем случае, когда рождаемость и смертность пропорциональны численности:.Разделим переменные и проинтегрируем:.Переходя от логарифмов к значениям переменной и определяя произвольную постоянную из начальных условий, получим экспоненциальную форму динамики роста.
;
(6).График функции (6) при положительных (размножение) и отрицательных (вымирание) значениях константы скорости роста представлен на рис. 1.
Рис. 1
Теперь рассмотрим применение дифференциальных уравнений в химии. Задача 5. Вещество переходит в раствор.Пусть количество вещества, переходящего в раствор, пропорционально интервалу времени и разности между максимально возможной концентрацией и концентрацией в данный момент времени:.В форме дифференциального уравнения этот закон выглядит так:.Разделим в этом уравнении переменныеи проинтегрируем:; ; .Если ,; .График этой функции представлен на рис. 2.
Рис. 2
Опыт развития различных наук показывает, что многие далёкие друг от друга по содержанию задачи приводят к одинаковым или сходным дифференциальным уравнениям.Теориядифференциальных уравнений в настоящее время представляет собой исключительно богатый содержаниембыстро развивающийся раздел математики. Многие разделы теории дифференциальных уравнений так разрослись, что стали самостоятельными науками.Можно сказать, что большая часть путей, связывающих абстрактные математические теории и естественнонаучные приложения, проходит через дифференциальные уравнения. Все это обеспечивает теории дифференциальных уравнений почетное место в современной науке.
Ссылки на источники1.Письменный Д. Т. Конспект лекций по высшей математике. –М.: Айриспресс, 2013. –608 с.2.Давыдов Н.А., Коровкин П.П. и др. Сборник задач по математическому анализу. –М.: Просвещение, 1973. –256 с.3.Виленкин В. И., Бохан К. А. и др. Задачник по курсу математического анализа. Часть 2. –М.: Просвещение, 1971. –336 с.
Maxim Kuzmichenko,student of the Faculty of Physics and Mathematics of Federal State Budget Establishment of Higher Education Ishim Ershov State Teces’ Tining Institute”, IshimSpecial course for students of physical and mathematical faculties Appendices of the differential equations in physics and sciences of a natural and mathematical cycle”Abstract.In article the program of a special course for students of physical and mathematical faculties of pedagogical higher education institutions is offered.Keywords:special course, differential equations, appendices of the differential equations.
References1.Pis’mennyj,D. T. (2013) Konspekt lekcij po vysshej matematike, Ajrispress, Moscow, 608 p.(in Russian).2.Davydov,N. A., Korovkin,P. P. et al. (1973) Sbornik zadach po matematicheskomu analizu,Prosveshhenie, Moscow,256 p.(in Russian).3.Vilenkin,V. I., Bohan,K. A. et al. (1971) Zadachnik po kursu matematicheskogo analiza, chast’ 2, Prosveshhenie, Moscow, 336 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Ермаковой Е. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Источник
åeô,C:Æc+è&ÕØ«Ô¯RüéÆ21¦©À:Gñ
{RX>v_d¯Dµû>±[دÐël~ÿKþK^7TÛLùõ£ÏÒÆê$óS7#Jm3éM_ßw«uµ¬»3,ì9º}gäû6§~gNÉÉΧ?˦g
endstream
endobj
985 0 obj
489
endobj
937 0 obj
>
endobj
938 0 obj
>
>>
endobj
939 0 obj
>
stream
x
UËnÓ@ýüÃ,âÃ$ÖHüR?ÆÔM`’TDÝS¸ &óplj¨²í¹÷̹gν³Ûë`Ô@ªþz/;RBA(è½îôuºIz®ÞÒï)Ð/OzÝ-2f¾úÈ”oPâXçEWó´Ì¾þZ³Z¡ $ؽWz_Áô
ØÓ;¯y-ü
ǸplVÀÍ2e«u^fe-áM[B(d.!ñ5[´AÃÈSpØòÆÌð ÕðdkõXB´Á£`U>æFÆÓpÆÁñѸg(1ªª÷L9ÁA8$~-ÚfBo[¼g´ïZÂ|Î]±aãý88÷QTÿØZBú@9Px[4¡x0N¦ VÃQKUzLÚiÀ$lUBåx4!ÒäLÏâðí lpÛÁøo¼Tã+Îé’ïáï¼G·zÆãÓ0I¢ñHY[£¸:ôy/ÚåõUã)ªAæ7åµ¾ÛK¥î°uä üJ%Û-Ó8oÉñiåê[eGQ?hNj¬&
§Rîz]Ï(Í=í! ÂíB8¬ÁCý¬)wE0fý¹Ö¸@Ω«ÙîXä«¢:3+²CªHRâCÔhpn»0ãÃ`Õ”×¢²!ÿj1q Ü:çd|§ÇqÃÞG6KáÁ· §Ña4|ÈÚÒS ¾Pª6’dܪ·êw§¥çÙ²p*
¢Kê8§ïy±;¹Êü¬YV×õIþ%¬` ÐC
a!Ãlã;sjkn6¤wú¸¹Ë.ŧ|+ÖÅeþ»ý& Ù(ÕÔ{·ÆËÃô67®){º!¥BÅåÏìÞ¢l&°á»TäWnìʬXee®êY-²êK,m_ÞæWù¢WEÿwF`
endstream
endobj
940 0 obj
779
endobj
941 0 obj
>
/FirstChar 32
/LastChar 255
/Widths [ 233 248 368 618 526 847 782 196 370 370 447 714 308 422 274 429
501 496 502 502 502 502 500 501 501 500 274 308 634 714 634
448 816 683 673 732 823 666 644 838 824 392 416 766 639 974
831 764 625 764 726 567 653 823 643 893 671 648 679 352 429
352 498 548 297 467 508 470 533 461 304 464 550 278 243 502
271 839 557 534 531 523 356 364 314 536 459 688 472 474 450
362 158 362 613 233 789 589 308 409 523 818 548 548 2 1245
948 336 1079 766 835 827 545 308 308 523 523 714 712 898 2
839 700 336 783 545 550 607 233 689 474 416 730 546 158 520
666 846 731 455 740 422 842 392 318 714 392 278 393 538 543
250 461 1089 482 455 243 567 364 278 683 660 673 589 703 666
962 565 835 835 766 694 974 824 764 825 625 732 653 689 880
711 808 712 1134 1134 722 953 645 717 1094 700 467 527 494 409
509 461 715 424 588 588 545 520 675 600 534 588 531 470 443
474 721 472 587 521 831 831 529 718 473 488 773 515 ]
/FontDescriptor 942 0 R
/ToUnicode 948 0 R
>>
endobj
942 0 obj
>
endobj
943 0 obj
>
stream
%!PS-AdobeFont-1.0: NewtonC 001.000
%%CreationDate: 08:01:96
%Copyright (c) 1990-1994 ParaGraph International.
% 32 Krasikova street, 19th floor
% Moscow 117418 Russia
% phone: +7 (095) 129-1500
% fax: (7095) 129-0911
11 dict begin
/FontInfo 8 dict dup begin
/version (001.000) readonly def
/FullName (PT Newton Cyrillic) readonly def
/FamilyName (NewtonC) readonly def
/ItalicAngle 0.00 def
/isFixedPitch false def
/UnderlinePosition -100 def
/UnderlineThickness 50 def
end readonly def
/FontName /CNHPRE+Times-Roman def
/PaintType 0 def
/FontType 1 def
/FontMatrix [0.001 0 0 0.001 0 0] readonly def
/Encoding 256 array
0 1 255 {1 index exch /.notdef put} for
dup 32 /space put
dup 37 /percent put
dup 40 /parenleft put
dup 41 /parenright put
dup 43 /plus put
dup 44 /comma put
dup 45 /hyphenminus put
dup 46 /period put
dup 47 /slash put
dup 48 /zero put
dup 49 /one put
dup 50 /two put
dup 51 /three put
dup 52 /four put
dup 53 /five put
dup 54 /six put
dup 55 /seven put
dup 56 /eight put
dup 57 /nine put
dup 58 /colon put
dup 59 /semicolon put
dup 60 /less put
dup 61 /equal put
dup 62 /greater put
dup 63 /question put
dup 65 /A put
dup 67 /C put
dup 77 /M put
dup 78 /N put
dup 81 /Q put
dup 82 /R put
dup 84 /T put
dup 86 /V put
dup 91 /bracketleft put
dup 93 /bracketright put
dup 94 /asciicircum put
dup 97 /a put
dup 99 /c put
dup 101 /e put
dup 105 /i put
dup 106 /j put
dup 109 /m put
dup 110 /n put
dup 111 /o put
dup 112 /p put
dup 115 /s put
dup 116 /t put
dup 119 /w put
dup 120 /x put
dup 126 /asciitilde put
dup 149 /bullet put
dup 151 /emdash put
dup 169 /copyright put
dup 171 /guillemotleft put
dup 173 /hyphen put
dup 176 /degree put
dup 187 /guillemotright put
dup 192 /afii10017 put
dup 193 /afii10018 put
dup 194 /afii10019 put
dup 195 /afii10020 put
dup 196 /afii10021 put
dup 197 /afii10022 put
dup 198 /afii10024 put
dup 199 /afii10025 put
dup 200 /afii10026 put
dup 201 /afii10027 put
dup 202 /afii10028 put
dup 203 /afii10029 put
dup 204 /afii10030 put
dup 205 /afii10031 put
dup 206 /afii10032 put
dup 207 /afii10033 put
dup 208 /afii10034 put
dup 209 /afii10035 put
dup 210 /afii10036 put
dup 211 /afii10037 put
dup 212 /afii10038 put
dup 213 /afii10039 put
dup 214 /afii10040 put
dup 215 /afii10041 put
dup 216 /afii10042 put
dup 219 /afii10045 put
dup 220 /afii10046 put
dup 221 /afii10047 put
dup 222 /afii10048 put
dup 223 /afii10049 put
dup 224 /afii10065 put
dup 225 /afii10066 put
dup 226 /afii10067 put
dup 227 /afii10068 put
dup 228 /afii10069 put
dup 229 /afii10070 put
dup 230 /afii10072 put
dup 231 /afii10073 put
dup 232 /afii10074 put
dup 233 /afii10075 put
dup 234 /afii10076 put
dup 235 /afii10077 put
dup 236 /afii10078 put
dup 237 /afii10079 put
dup 238 /afii10080 put
dup 239 /afii10081 put
dup 240 /afii10082 put
dup 241 /afii10083 put
dup 242 /afii10084 put
dup 243 /afii10085 put
dup 244 /afii10086 put
dup 245 /afii10087 put
dup 246 /afii10088 put
dup 247 /afii10089 put
dup 248 /afii10090 put
dup 249 /afii10091 put
dup 250 /afii10092 put
dup 251 /afii10093 put
dup 252 /afii10094 put
dup 253 /afii10095 put
dup 254 /afii10096 put
dup 255 /afii10097 put
readonly def
/FontBBox {-443 -211 1166 888} readonly def
/UniqueID 5049033 def
currentdict end
currentfile eexec
ØÙv!è§Ø#µ§çEnÎTIg
¢¹¨j v°Ñÿ¿ÈÇ*çây`BGWóÅ#*äþÂy+ºEã|t¯í| «äÃú1v
r¦«D~”eØÆC=¤ÉÔñìÊ,T”ÛgéÈ~o°«ÃðÕÏpî¼Pù-ô¹À÷É%·)eIÙBim9z+õÖ¬çlä^»²dµ½Ý¶Ð-² r^°`J®fÜtjsü˺þÄ·!®qPå0«”?ì6!uõ
Источник
Пожалуйста напишите подробные объяснения к решениям задач.(Я не очень умный)
1 Вариант
Задача 29. Вектор скорости материальной точки, оставаясь неизменным по величине, поворачивается за время t на 90°. Чему равна величина действующей на точку силы, если известно, что величина импульса точки равна р.
Задача 68. Два тела массами m и M прикреплены к нитям одинаковой длины с общей точкой подвеса. Тела отклонили на один и тот же угол в разные стороны и отпустили без толчка. Найти отношение высоты, на которую тела поднимутся в результате абсолютно неупругого удара, к высоте, с которой они начали движение вниз.
Задача 81. Шар массы М и радиуса R катится по гладкой горизонтальной поверхности со скоростью υ. Найти кинетическую энергию шара.
Задача 94. Три одинаковых шарика массами т и радиусами R находятся в вершинах равностороннего треугольника со стороной а. Шарики соединены невесомыми стержнями (см. рисунок). Найти момент инерции системы относительно оси z, являющейся осью симметрии треугольника.
Задача 107. На блок (однородный диск) массой m0 и радиусом R намотана невесомая нерастяжимая нить, к концу которой привязан груз массой m. В оси блока имеется трение. Найти момент силы трения, если за время t после начала движения груз опустился на расстояние h.
Задача 111. Тонкий однородный стержень длиной 10 м может свободно вращаться вокруг горизонтальной оси, проходящей через один из его концов. Стержень приводят в горизонтальное положение и отпускают. Найти максимальное значение угловой скорости.
2 вариант
Задача 3. В баллоне объемом V при температуре Т находится смесь идеальных газов в количестве ν1 кислорода, ν2 азота и ν3 углекислого газа. Найти среднюю молярную массу смеси.
Задача 14. В сосуде находится смесь m1 = 7 г азота и m2 = 11 г углекислого газа при температуре Т = 290 К и давлении р = 1атм. Найти плотность смеси (газы идеальные).
Задача 25. Смесь кислорода (µ1) и азота (µ2) находится при температуре Т. Чему равно отношение их средних квадратичных скоростей <υкв1>/ <υкв2 > ?
Задача 48. В длинном вертикальном сосуде находится газ, состоящий из двух сортов молекул с массами m1 и m2 причем m2 > m1. Концентрации этих молекул у дна сосуда равны соответственно n1 и n2 причем n2 > n1. Считая, что по всей высоте поддерживается одна и та же температура Т и ускорение свободного падения равно g, найти высоту h, на которой концентрации этих сортов молекул будут одинаковы.
Задача 49.
Азот находится в очень высокой сосуде в однородном поле тяжести при температуре Т. Температуру увеличили в η раз. На какой высоте h концентрация молекул осталась прежней?
Задача 68. Идеальный газ с показателем адиабаты γ совершает процесс, при котором его внутренняя энергия U пропорциональна Vα, где α – постоянная. Найти молярную теплоемкость газа в этом процессе.
Задача 79. Какая доля ω1 количества теплоты Q1, подводимого к идеальному газу при изобарном процессе, расходуется на увеличение ∆U внутренней энергии газа и какая доля ω2 – на работу А расширения? Газ двухатомный.
Задача 87. При адиабатном сжатии кислорода массой m = 20 г его внутренняя энергия увеличилась на ∆ U = 8кДж и, температура повысилась до Т2 = 900 К. Найти: 1) повышение температуры ∆ T; 2) конечное давление газа р2, если начальное давление р1 = 200кПа.
Задача 98. 1 моль кислорода увеличил свой объем в η = 5 раз один раз изотермически, другой – адиабатно. Найти изменения энтропии в каждом из указанных процессов.
Задача 109. Два моля идеального газа сначала изохорически охладили, а затем изобарически расширили так, что температура газа стала равна первоначальной. Найти приращение энтропии газа, если его давление в данном процессе изменилось в n раз.
Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или
зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.
Источник