Бесовские сосуды это музыкальные инструменты

Бесовские сосуды это музыкальные инструменты thumbnail

Как свидетельствуют исторические хроники, в середине XI веке на Руси начались странного рода расправы над… народными музыкальными инструментами, и в особенности над гуслями.

https://vk.com/bogomilov?z=photo116151707_456241162%2Fphotos116151707

Чем же так не угодили народные музыкальные инструменты, и для кого они представляли опасность?

Беспечное племя веселых бродяг,

Рожденное духом свободы,

Не нужно им было ни славы, ни благ,

Довольно любви всенародной

С давних времен хаживали по Руси матушке калики перехожие, гуслисты да скоморохи. Были они одаренными певцами, сказителями, слагали былины, пели песни. И за то любимы были средь простого люда.

Немало свидетельств о той любви народной к гусельникам существует в различных письменных источниках.

Так, в повести временных лет (1068г.) существуют упоминания о целых сословиях: гусельниках, скоморохах, гудошниках, игрецах да каликах, которые населяли обширные пространства Крыма, Поволжья, Сибири, Украины и многих других регионов.

Народные артели (ватаги)

Объединялись они в народные артели и дружины, своего рода братства, ходили ватагами по городам и весям. В одном из постановлений церковного собора указывалось на многочисленные братства (ватаги), которые «достигали до 100 человек».

Сказывали они былины мудрые, старины да песни пели о долюшке народной, при том имели репутацию острословов и сатириков, обличавших в песнях тех, кто жил неправедно, а заодно и самих церковнослужителей.

И было то весьма любо не только в народе, но и у князей, которые приглашали гусельников к себе на пиры (по типу современных корпоративов).

Времена династии Романовых

Однако, после восшествия на трон династии Романовых, на любимцев народа начались жестокие притеснения со стороны церкви и самого царя Алексея Михайловича Романова (тишайшего).

Так по его указу все гусли, дудки и другие народные инструменты подлежали изъятию у населения, после чего, все инструменты прилюдно сжигались на площадях городов и сел.

Так, известный этнограф О. Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» приводит свидетельство одного заморского путешественника Олеария, который самолично видел, как «с каждого дома под пристальным присмотром местного священнослужителя силой изымали у жителей народные музыкальные инструменты, гусли, дудки и грузили их на подводы».

Олеарий рассказывает, что священники собрали «целых пять телег, переполненных музыкальными инструментами», после чего «сожгли на главной площади как оружие дьявола».

Умолкли гусли звонкострунные на Руси, закатилось солнышко ясное. Не слышно более стало песен красных, не видно более скоморохов-гусельников, гудошников да игрецов народных…

Бесовська музыка

  • Не только музыка, но даже народные сказки попали в немилость. Так, в XII веке один из проповедников К. Туровский «грозил посмертными муками всем, кто «ворожит, гудит в гусли да сказывает сказки».
  • Некий игумен Панфил сильно «ругал псковичей, что, дескать те, во время купальской ночи играли в бубны да гудели в гусли…», даже на исповеди спрашивали: «Не пел ли еси песней бесовських, не играл ли в гусли?».

Вот так, музыкальное инструментальное творчество стало именоваться «бесовським» действом, а народная музыкальная культура считаться нарушением христианских норм поведения. Ведь одевались гусельники в короткополые кафтаны, а ношение подобной одежды с короткими полами церковь также считала грехом.

Не удивительно, что даже в живописи народные инструменты и, особенно гусли, можно было увидеть разве что на картине Страшного Суда.

Сословие народных музыкантов

Почему же столь популярное народное творчество стало столь неугодным и опасным действом?

Гонимые скоморохи представляли собой сословие народных музыкантов, сказителей, несущих в себе архетип самобытной народной культуры того времени, выражающих в своих песнях не только чаяния народные, но и глубокие традиции, мировоззрение и сам уклад жизни.

Может быть, всё это просто-напросто не вписывалось в рамки политической и религиозной системы того времени? А может быть виной были сами гусли, которые будили людей ото сна?

Так, за несколько веков на Руси матушке было полностью уничтожено целое сословие скоморохов и гуслистов, а вместе с этим и вся народная музыкальная культура.

Читайте также:  Мне 30 и у меня забиты сосуды

Пока в Европе нещадно жгли на кострах еретиков, на Руси сжигали возами гусли…

Гусельники да скоморохи на Руси

Они – на базарах, на княжьих пирах,

На игрищах тон задавали,

Играя на гуслях, волынках, гудках,

На ярмарках люд потешали.

Хоть бубен – не меч, а сурна – не копье,

Но кто же из смертных не знает,

Как песня уставшему силы дает,

Как музыка дух поднимает!

Беспечное племя веселых бродяг,

Рожденное духом свободы,

Не нужно им было ни славы, ни благ,

Довольно любви всенародной.

P.S. А что вы думаете о причинах гонений на гуслистов и уничтожения народных музыкальных инструментов на Руси? Пишите в комментариях

Материал опубликован пользователем. Каждый читатель SAMESOUND может опубликовать свою историю или поделиться опытом. Давайте начнём!

Источник

В указе Алексея Михайловича 1648 года бесовским сосудами назывались …

А) музыкальные инструменты

В) иноземные чаши

C) механические игрушки

D) аптекарские пузырьки

Eleph­ant17 [40.1K]

5 лет назад

В указе 1648 года идет речь о борьбе с язычеством и суевериями, народным двоеверием.

Бесовскими сосудами в этом указе царя Алексея Михайловича названы музыкальные инструменты скоморохов, которые использовались для публичных представлений.

Ответ Д) Музыкальные инструменты.

система выбрала этот ответ лучшим

Елена Д [356K]

5 лет назад

В 1648-м году был издан указ, который положил начало гонениям и репрессиям артистов-скоморохов, а инструменты, которые попадали под действие указа, велено было уничтожать посредством сжигания. Вот одна из фраз документа, сделавшая его знаменитым:

Очевидно, что подходящим для ответа вариантом является “А) Музыкальные инструменты”.

Павли­кА83 [69.5K]

5 лет назад

Долгое время на Руси сохранялись (а в чем то сохраняются в сельской глубинке и сейчас) языческие суеверия, предрассудки, обычаи и традиции. Некоторые правители пытались с ними бороться. Так, например, и Алексей Михайлович, наш Тишайший царь. Он даже издал указ от 1648 года против народных музыкальных инструментов, издающих бесовское гудение, звук. Ответ тут А) музыкальные инструменты.

Misha­88 [35.6K]

5 лет назад

Вот так укатилось яблочко от яблони, отношение отца и сына к этим инструментам было кардинально противоположным, не мудрено, что людям трудно было перестроиться, недавно

А) Музыкальные инструменты называли “бесовскими сосудами”, а каких-то пару десятилетий спустя приходилось не только игру на них слушать, танцевать, ещё и осваивать, чтобы за указами нового царя поспевать.

Видимо речь идет о знаменитом Указе Алексея Михайловича касающегося борьбы со славянством, иначе говоря направленном против языческих традиций и обрядов. По этому указу действительно было сожжено во множестве музыкальных инструментов, особенно тех, которые издавали гудящий бесовский звук. Репрессиям подверглись и скоморохи.

Ответ А – музыкальные инструменты.

Oleg7­4 [196K]

5 лет назад

В XVII веке бесовскими сосудами можно было назвать что-угодно, так как в то время все казалось бесовским, что шло вразрез с церковью. Этим бесовским было все, что годилось для развлечения народа, а в нашем случае это – музыкальные инструменты, что было и указано в указе царя Алексея Михайловича от 1648 года.

Правильный ответ: А) музыкальные инструменты.

Савоя­р [137K]

5 лет назад

1648 год – семнадцатый век на дворе, а на русском престоле стоял царь – батюшка Алексей Михайлович. Сама Русь – матушка очень отсталой была и молилась чуть ли не “колесу”, поэтому совсем не удивительно, указом его царского величества Алексея славного Михайловича сосудами бесовскими в ту пору называли А) – “МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ”.

Viole­t a [216K]

5 лет назад

В вопросе речь идет о суевериях, которые были присущи русскому народу.

Имеется ввиду Указ Алексея Михайловича направленного против языческих традиций и обрядов.

По этому указу были уничтожены музыкальные инструменты, которые издавали бесовские звуки, а именно гудение и жужжание.

Выбираем ответ – А) музыкальные инструменты.

nikki­nq [53.9K]

5 лет назад

Сейчас и представить себе трудно, но во времена царя Алексея Михайловича

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ назвались никак иначе, как бесовскими сосудами.

Даже царь издал специальный указ, который узаконил сжигание, говоря современным языком, артистов.

Такая страшная мера наказания за развлечение народа было издано в 1648 году.

kyzak­u [5.3K]

5 лет назад

Когда Алексей Михайлович в 1648 году издал указ о уничтожении так называемых “Бесовские сосуды”, были уничтожены все музыкальные инструменты которые издавали жужжание и бесовские звуки. Правильный ответ – А) музыкальные инструменты.

Лея Певзн­ер [7.6K]

5 лет назад

музыкальные инструменты

потому что церковь была против скоморохов, шутов и т.п. развлекавших народ на свадьбах и праздниках “неподобающими” с точки зрения церкви песнями, стихами, ужимками

Знаете ответ?

Читайте также:  Механизм микроциркуляции в сосудах

Источник

Культура -> Музыка | Автор: Абубакирова Минсулу Мингалеевна | Добавлено: 2015-02-07

За последнее десятилетия заметно усилилось желание отдельных исследователей изучить историю русской домры. Сегодня, мы являемся свидетелями всё возрастающего его признания и популярности у нас в стране и за рубежом. Между тем, к сожалению, фундаментальных трудов в отечественной музыкальной науке, посвящённых этому музыкальному инструменту русского народа, недостаточно. За сто лет с начала изучения домры опубликовано большое количество разнообразных исследований. Наиболее интересные работы принадлежат В.В. Андрееву, Н.П. Будашкину, А.С. Каргину, Е.И. Максимову, М.И. Имханицкому. Тем не менее, в биографии этого инструмента осталось значительное количество «белых пятен».

К сожалению, об истории возникновения домры, точных сведений нет. О бытовании в далёкие времена на территории Руси домры говорят небольшие сведения, содержащиеся в старинных записях и в лубочных картинах. Некоторые историки полагают, что далеким предком русской домры явился восточный инструмент танбур, бытующий и поныне у народов Ближнего Востока, Азии и Закавказья, и что на Русь он был завезен в IХ-Х веках купцами, которые вели торговлю с этими народами. Точного описания и изображения домры не сохранилось. Инструменты подобного типа появились в те далекие времена не только на Руси, но и в других сопредельных государствах, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими народами и народами Востока. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, инструменты эти у разных народов стали называться по-разному: у грузин – пандури и чонгури, таджиков и узбеков думбрак, туркмен и узбеков – дутар, киргизов – комуз, азербайджанцев и армян – тар, саз, казахов и калмыков – домбра, монголов – домбур, украинцев- бандура и т. д., однако все они сохранили много общего в контурах формы, способах звукоизвлечения, устройстве и т. д.

Самое раннее упоминание о домре на Руси встречается в памятнике древнерусской письменности «Повесть временных лет». Относится упоминание к 1068 году. Автор « Повести», киевский монах Нестор, называет домру в связи с описанием народных гуляний, во время которых в центре всеобщего внимания оказывались бродячие музыканты скоморохи

Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Семен Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: “человек играет в домру” и “сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки, и в свирели, и в волынки, и в домры». Наибольшее распространение домра имела в 16-17 веках. В Москве была создана Государева потешная палата, которая располагала не только талантливыми музыкантами, певцами, сочинителями музыки, но и отличными музыкальными мастерами. Именно там были сконструированы разновидности домры (домришко, домра, домра басистая). К сожалению, ни одного образца этого инструмента до нас не дошло.

Известно, что упоминания о домре встречаются в указах, грамотах, посланиях 16 -17 в. как об инструменте скоморохов. Именно с домрой по городам и сёлам ходили весёлые балагуры – музыканты – скоморохи лет 400 тому назад. Однако как выглядела домра того времени точно сказать нельзя, потому что в 1648 году была объявлена бесовским инструментом.

Домра – «бесовской сосуд» скоморохов

В давние времена скоморохи играли на домрах косточками или пёрышками. Они были желанными гостями и на княжеском пиру и на простом деревенском празднике. Скоморохи пели и плясали, кувыркались, птичьим и звериным голосам подражали, сценки смешные разыгрывали и на инструменте играли.

Читайте также:  Обслуживание сосудов работающих под давлением билеты

Веселые, шуточные представления скоморохов не только развлекали народ. Уж больно скоморохи были смелыми. Слишком много позволяли себе говорить о правителях, высмеивали в своих представлениях жадность, глупость, злость. Царю и главным церковникам это, конечно, не нравилось. «Нечего, говорят, народ отвлекать и всякими не нужными песенками смущать». За это скоморохи подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и светской власти. Той же участи подвергались и народные музыкальные инструменты. В ХVII веке для домры наступили тяжёлые времена. Вышел царский указ «Скоморохам перед честным народом больше не выступать. Все музыкальные инструменты и домры, в том числе, у них отбирать, ломать и сжигать». «С самого крещения Руси… преследования эти отличались изрядной суровостью: например, не только за игру, но даже за слушание музыки виновные подвергались отлучению от церкви, – говорится в одной из работ об оркестре В. Андреева. В борьбе с «бесовскими» занятиями (так церковники называли игру на домре и других музыкальных инструментах) духовенство широко пользовалось поддержкой царя. Так, на протяжении менее чем ста лет (с 1470 по 1550) запрещалось играть на музыкальных инструментах в восьми царских указах.

В 1648 году был издан указ царя Алексея Михайловича, в которой узаконивались меры по отлучению народа от музыкальных инструментов: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вызымать и, изломав тс бесовские игры, велел сжечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держаться, и по нашему указу, тем людям велено делать наказанье.. велели бить батоги… а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу». [1, с. 177 -178]

Летом и осенью 1654 года по указанию патриарха Никона проводилось массовое изъятие у народа музыкальных инструментов. Однажды, пять телег полных инструментами были отправлены за Москву – реку и там сожжены. От инструментов, на которых умелые руки их создателей наигрывали веселые и грустные песни, наигрыши, плясовые, остались пепел да угли. Только в песнях да воспоминаниях осталась после тех костров знаменитая русская домра. На четыреста лет умолк её звонкий голос. Она исчезла. И последующая история домры начинается лишь в конце 19 века.

Второе рождение домры

Нашёлся всё-таки в российской глубинке инструмент, который был похож на домру! В 1895 году в Вятской губернии А.С. Мартыновым (участником андреевского кружка)был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, представлявшей собой одну из разновидностей балалайки, но не принятой за домру.

В. В. Андреев (организатор первого оркестра народных инструментов) путём сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нём давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году совместно с мастером-самородком Семёном Ивановичем Налимовым была изготовлена первая усовершенствованная домра. С имени В.В. Андреева начинается второе её рождение. В 1896 -1900 г.г. на основе этой домры В.В. Андреев в содружестве с Ф. С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство реконструированных 3-х струнных домр квартового строя (т.н. «разряд») – пикало, прима, альт, тенор, бас и контрабас. И сейчас на ней опять играют. Только не скоморохи, а музыканты оркестров русских народных инструментов. В 1908 году Г.П. Любимов вместе с мастером С.Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создали семейство 4-х струнных домр с квинтовым строем.

Источник