Бесовские сосуды при алексее

Бесовские сосуды при алексее thumbnail

В Грамоте, отправленной царем Алексеем Михайловичем воеводе Тимофею Феодоровичу Бутурлину подробно расписывается весь список “бесовских деяний”, таких как, купание в грозу, сказывание “небылных” сказок, игры в “шахмоты”, карты, загадывание загадок и игра на домре, гуслях и волынке. Наверное,в этой грамоте изложено самое полное перечисление всего, что считалось колдовством и волхвованием, и “бесовскими игрищами в 17 веке. За колдовство полагалось битье батогами – в первый и во второй раз, а вот для пойманных на бесовских забавах в третий и четвертый раз наказание было гораздо серьезнее – ссылка в Украйные города в опалу! Вот так “Украйна” и заселилась гусельниками и кощунниками!))

Грамота в Белгород с текстом «первого» царского указа 1648г.

            От царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Руссии в Белгород воеводе нашему, Тимофею Феодоровичу Бутурлину. – Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездех мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство, и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянех учинилось многое неистовств: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесником и скоморохом последствуют, на безчинное их прелщение сходятся по вечером, и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерских скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцев, и на кулашных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужесково и женсково в городех и в уездех бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов себе призывают и к малым детям, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхвование и от правоверия православных крестьян отлучают.

Да в городех же и в уездех от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужесково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление на реках и в озерах куплются, чают себе от того здравия, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовския песни; и на Святой неделе жонки и девки на досках скачут; а об Рождестве Христове и до Богоявденьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякии бесовския игры; а в навечери Рождества Христова и Васильева дни и Богоявления Господня клички бесовские кличут – коледу, и таусен, и плугу, и многие человецы неразумием веруют в сон, и встречу, и в полаз, и во птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои губят такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себя личины и платье скоморошеское, и меж себя нарядя бесовскую кобылу водят: и в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают, и незапною смертью умирают, а в той прелести крестьяне погибают, и с качелей многие убиваются до смерти. Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники, и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскими игры; и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестем и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учителных людей наказанья не слушают, и за наказание отцом своим духовным, приходным попом и учителным людем наругание, и укоризны, и безчестья, и налогу делают.

И мы, великий государь, желея  о православных крестьянех, велел о тех богомерзких делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали. И как к тебе ся наша грамота придет, и выб в в воскресной не в один день велели быть в соборную церковь игуменом, и черным, и мирским попом, и головам стрелецким, и сотником, и детем боярским, и их приказным, и всяким служилым и жилецким и уездным людем, и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел и сю нашу грамоту велел им прочитать не поодиножды всем вслух, и приказал им, чтоб в городе, в слободах, и в уезде мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых к церквам Божиим к пению приходили, и у церкви Божии стояли смирно, меж себя в церкви Божии в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковнаго пения со страхом и со всяким благочестием внимательно, и отцов своих духовных  и учителных людей наказания и учения слушали, и от безмернаго пьяного питья уклонялися, и были в твердости, и скоморохов з домрами, и с гусли, и с волынками, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцом в дом к себе не призывали, и в первый день луны и в гром на водах не купывались, и с серебра по домам не умывались, и олова и воску не лили, и зернью, и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и медведей и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночам на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и сами не плясали, и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качались, и на досках мужесково и женсково полу не скакали, и личин на себя не накладывали, и кобылок бесовских и на свадьбах безчинства и сквернословия не делали.

Читайте также:  Болезни сосудов артерий вен капилляров

А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь. А которые люди от того ото всего богомерского дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держатся, и по нашему указу тем людем велено делать наказанье: где такое безчиние объявится, или то на кого такое безчиние скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от такого безчинья не отстанут, а вымут такие богомерские игры в другие, и выб тех ослушников велели бить в батоги; а которые люди от того не отстанут, в объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу. Обноличноб есте нашу грамоту всяких людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и о чародейных играх всяких чинов людем городским и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в слово разослали в станы и в волости, и и велели те списки по торшком прочитать многижды, чтоб сей наш крепкой  заказ ведом был всем людем.

А как в Белегороде по сему нашему указу всяких чинов людем о богомерских делех заказ учините, и что вам против того духовнаго чину и мирские люди скажут, и тыб о том к нам отписал. А толко ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе бысть от нас в великой опале. Писан на Москве, лета 7157 года Декабря в 5 день.
            Таковы государевы грамоты в Украйные и Замосковные городы посланы.
Впервые опубликовано в кн.: «Описание Государственного архива старых дел, составленное инспектором Государственных архивов и членов разных ученых обществ П. Ивановым». М., 1850, стр. 296-299.

Источник

На фото Фетиш язычества – Синий Камень.

  • Проповеди-поучения против язычества неизменно повторяются по XVII век включительно.  «Не облевался ли водою в великий четверток или на светлой неделе не куповал ли кого. Такожде и в навечерие Иоанна Предтечи и в день Петра и Павла не купался ли». Недовольство вызывало и то обстоятельство, что церковь лишалась части доходов, которые приносились в жертву языческому идолу.         
  • Великую неприязнь пастырей возбуждают волхвы-гусляры, музыканты и скоморохи – организаторы и предводители ритуальных игрищ: «И поиде человек с сопелми и по нем много народу. Овии поюще и плещуще и се окании беси видевши и возрадовашася радостию великою и начаша ити льстити ти овии на игры и на плясание иные на песни». Особенно осуждаются всякие ударные инструменты и свирели, создающие адскую музыку и соблазняют на «песни и плясание».
  • «Иные же лица свои некиими страшилами закрывают, страшаше и утешаше людей, а иные соплевают себе венц от разноцветных трав и возлагают на главы своя и опоясываются ими. Иные же огнь кладут, и вземшеся за руце около огня ходят и через огонь скачут и песни поют часто повторяют скверного купала». Дошло до указов царя Алексея Михайловича воеводам на местах с требованием уничтожать музыкальные инструменты скоморохов: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие бесовские сосуды, тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».
  • Богдан Леонтьев Фомин, поверенный по судебным делам Федоровского монастыря, имел довольно большую библиотеку книг и рукописей не только церковных, но и гражданских, исторического и юридического содержания, «верил и в сон, и встречу и в полаз и во птичий грай». У него нашли «воровские письма» и заговорные коренья, за которые его первоначально посадили в тюрьму. Дела о волшебстве рассматривались как тягчайшие уголовные преступления. Чародеям приписывались тайные могучие силы, посредством которых они могли делать то, что обычным людям не под силу. Чародейство, по представлению людей того времени, было реальной силой, вредной или полезной, смотря по тому, как оно применялось. Отсюда являлась необходимость бороться с волшебством, как с опасным оружием. При царе Алексее за волшебство и чародейство мужчин жгли живьем, а женщинам отсекали голову. Фомина по ручательству переславцев, что он уедет в ссылку с женой и детьми и оттуда не сбежит, отправили в город Козлов в 1651 году.
  • Другой документ еще более авторитетный – указ самого царя Алексея Михайловича 1655 г., посланный в Горицкий монастырь архимандриту Гермогену, свидетельствует, что в Переславле-Залесском «бывают прелестники со многим чародейством и волхованием и многих людей тем своим чародейством прельщают, а иные люди тех чародеев и волхвов и баб богомерзких в дом к себе принимают и к малым детям, и те волхвы над больными и младенцами чинят всякое бесовское волхвование, сходятся многие люди мужского и женского полу по зарям и в ночи чародействуют с солнечного восхода первого дня луны и смотрят и в громовое громление на реках и в озерах купаются, ожидают себе от того здоровие и с серебра умываются, на святках клики бесовские кличут коледу и таусень».
  • Царь многого не знал, что еще в этом же роде выполняло население. Это, прежде всего, Семиковые обряды с культом березки, купальские игрища, приуроченные к воскресенью Петровского заговенья, масляница, Красная Горка. В то же время существовали священные рощи, святые ели и дубы, священные ручьи и связанный с ними культ Прасковьи-Пятницы, бывшей языческой Берегини.
  • Ослушников воли царя продолжавших придерживаться языческой старины, указ повелевал бить батогами, «а которые люди от того не отстанут, а будут замечены в этом третий и четвертый раз, тех ссылать в украинские города».
  • 3апрещались все радости и утехи жизни: песня, музыка, танцы. Царский указ повелевал Горицкому архимандриту уничтожить все музыкальные инструменты в Переславле. Обществу, лишенному просвещения и знания, оставался один выход, искать утешения в «ястии и питии». Пир того времени обязательно сытый до отказа и пьяный до бесчувствия. Церковные праздники были днями наибольшего пьянства и связанных с ним преступлений. В то время по деревням были еще в полном ходу братчины (складочные праздничные пиры) устраивавшиеся целым селением. Прихожане по раскладке приносили припасы, готовили из них кушанья и варили пиво, затем сытно и пьяно праздновали. В Переславле-Залесском этот обычай выродился. 

На фото царь Алексей Михайлович

Читайте также:  Болят ноги сосуды какой врач

Время царя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) наиболее агрессивное по отношению верованием людей. На ряду с уничтожением народных традиций взятых из язычества была проведена церковная реформа патриарха Никона, которая привела к расколу общества, ликвидации части традиций и гонение людей.

Ссылка на сайт: https://alexandercherymin.wixsite.com/mysite

Источник

В указе Алексея Михайловича 1648 года бесовским сосудами назывались …

А) музыкальные инструменты

В) иноземные чаши

C) механические игрушки

D) аптекарские пузырьки

Eleph­ant17
[40K]

4 года назад

В указе 1648 года идет речь о борьбе с язычеством и суевериями, народным двоеверием.

Бесовскими сосудами в этом указе царя Алексея Михайловича названы музыкальные инструменты скоморохов, которые использовались для публичных представлений.

Ответ Д) Музыкальные инструменты.

система выбрала этот ответ лучшим

Елена Д
[355K]

4 года назад

В 1648-м году был издан указ, который положил начало гонениям и репрессиям артистов-скоморохов, а инструменты, которые попадали под действие указа, велено было уничтожать посредством сжигания. Вот одна из фраз документа, сделавшая его знаменитым:

Очевидно, что подходящим для ответа вариантом является “А) Музыкальные инструменты”.

Павли­кА83
[69.4K]

4 года назад

Долгое время на Руси сохранялись (а в чем то сохраняются в сельской глубинке и сейчас) языческие суеверия, предрассудки, обычаи и традиции. Некоторые правители пытались с ними бороться. Так, например, и Алексей Михайлович, наш Тишайший царь. Он даже издал указ от 1648 года против народных музыкальных инструментов, издающих бесовское гудение, звук. Ответ тут А) музыкальные инструменты.

Misha­88
[35.6K]

4 года назад

Вот так укатилось яблочко от яблони, отношение отца и сына к этим инструментам было кардинально противоположным, не мудрено, что людям трудно было перестроиться, недавно

А) Музыкальные инструменты называли “бесовскими сосудами”, а каких-то пару десятилетий спустя приходилось не только игру на них слушать, танцевать, ещё и осваивать, чтобы за указами нового царя поспевать.

lady v
[630K]

4 года назад

Видимо речь идет о знаменитом Указе Алексея Михайловича касающегося борьбы со славянством, иначе говоря направленном против языческих традиций и обрядов. По этому указу действительно было сожжено во множестве музыкальных инструментов, особенно тех, которые издавали гудящий бесовский звук. Репрессиям подверглись и скоморохи.

Ответ А – музыкальные инструменты.

Oleg7­4
[195K]

4 года назад

В XVII веке бесовскими сосудами можно было назвать что-угодно, так как в то время все казалось бесовским, что шло вразрез с церковью. Этим бесовским было все, что годилось для развлечения народа, а в нашем случае это – музыкальные инструменты, что было и указано в указе царя Алексея Михайловича от 1648 года.

Правильный ответ: А) музыкальные инструменты.

Савоя­р
[135K]

4 года назад

1648 год – семнадцатый век на дворе, а на русском престоле стоял царь – батюшка Алексей Михайлович. Сама Русь – матушка очень отсталой была и молилась чуть ли не “колесу”, поэтому совсем не удивительно, указом его царского величества Алексея славного Михайловича сосудами бесовскими в ту пору называли А) – “МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ”.

Viole­t a
[216K]

4 года назад

В вопросе речь идет о суевериях, которые были присущи русскому народу.

Имеется ввиду Указ Алексея Михайловича направленного против языческих традиций и обрядов.

По этому указу были уничтожены музыкальные инструменты, которые издавали бесовские звуки, а именно гудение и жужжание.

Выбираем ответ – А) музыкальные инструменты.

nikki­nq
[53.5K]

4 года назад

Сейчас и представить себе трудно, но во времена царя Алексея Михайловича

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ назвались никак иначе, как бесовскими сосудами.

Даже царь издал специальный указ, который узаконил сжигание, говоря современным языком, артистов.

Такая страшная мера наказания за развлечение народа было издано в 1648 году.

kyzak­u
[5.3K]

4 года назад

Когда Алексей Михайлович в 1648 году издал указ о уничтожении так называемых “Бесовские сосуды”, были уничтожены все музыкальные инструменты которые издавали жужжание и бесовские звуки. Правильный ответ – А) музыкальные инструменты.

Лея Певзн­ер
[7.6K]

4 года назад

музыкальные инструменты

потому что церковь была против скоморохов, шутов и т.п. развлекавших народ на свадьбах и праздниках “неподобающими” с точки зрения церкви песнями, стихами, ужимками

Знаете ответ?

Источник