Бесовской сосуд указ 1648 года
В указе Алексея Михайловича 1648 года бесовским сосудами назывались … А) музыкальные инструменты В) иноземные чаши C) механические игрушки D) аптекарские пузырьки Elephant17 4 года назад В указе 1648 года идет речь о борьбе с язычеством и суевериями, народным двоеверием. Бесовскими сосудами в этом указе царя Алексея Михайловича названы музыкальные инструменты скоморохов, которые использовались для публичных представлений. Ответ Д) Музыкальные инструменты. система выбрала этот ответ лучшим Елена Д 4 года назад В 1648-м году был издан указ, который положил начало гонениям и репрессиям артистов-скоморохов, а инструменты, которые попадали под действие указа, велено было уничтожать посредством сжигания. Вот одна из фраз документа, сделавшая его знаменитым: Очевидно, что подходящим для ответа вариантом является “А) Музыкальные инструменты”. ПавликА83 4 года назад Долгое время на Руси сохранялись (а в чем то сохраняются в сельской глубинке и сейчас) языческие суеверия, предрассудки, обычаи и традиции. Некоторые правители пытались с ними бороться. Так, например, и Алексей Михайлович, наш Тишайший царь. Он даже издал указ от 1648 года против народных музыкальных инструментов, издающих бесовское гудение, звук. Ответ тут А) музыкальные инструменты. Misha88 4 года назад Вот так укатилось яблочко от яблони, отношение отца и сына к этим инструментам было кардинально противоположным, не мудрено, что людям трудно было перестроиться, недавно А) Музыкальные инструменты называли “бесовскими сосудами”, а каких-то пару десятилетий спустя приходилось не только игру на них слушать, танцевать, ещё и осваивать, чтобы за указами нового царя поспевать. lady v 4 года назад Видимо речь идет о знаменитом Указе Алексея Михайловича касающегося борьбы со славянством, иначе говоря направленном против языческих традиций и обрядов. По этому указу действительно было сожжено во множестве музыкальных инструментов, особенно тех, которые издавали гудящий бесовский звук. Репрессиям подверглись и скоморохи. Ответ А – музыкальные инструменты. Oleg74 4 года назад В XVII веке бесовскими сосудами можно было назвать что-угодно, так как в то время все казалось бесовским, что шло вразрез с церковью. Этим бесовским было все, что годилось для развлечения народа, а в нашем случае это – музыкальные инструменты, что было и указано в указе царя Алексея Михайловича от 1648 года. Правильный ответ: А) музыкальные инструменты. Савояр 4 года назад 1648 год – семнадцатый век на дворе, а на русском престоле стоял царь – батюшка Алексей Михайлович. Сама Русь – матушка очень отсталой была и молилась чуть ли не “колесу”, поэтому совсем не удивительно, указом его царского величества Алексея славного Михайловича сосудами бесовскими в ту пору называли А) – “МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ”. Violet a 4 года назад В вопросе речь идет о суевериях, которые были присущи русскому народу. Имеется ввиду Указ Алексея Михайловича направленного против языческих традиций и обрядов. По этому указу были уничтожены музыкальные инструменты, которые издавали бесовские звуки, а именно гудение и жужжание. Выбираем ответ – А) музыкальные инструменты. nikkinq 4 года назад Сейчас и представить себе трудно, но во времена царя Алексея Михайловича МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ назвались никак иначе, как бесовскими сосудами. Даже царь издал специальный указ, который узаконил сжигание, говоря современным языком, артистов. Такая страшная мера наказания за развлечение народа было издано в 1648 году. kyzaku 4 года назад Когда Алексей Михайлович в 1648 году издал указ о уничтожении так называемых “Бесовские сосуды”, были уничтожены все музыкальные инструменты которые издавали жужжание и бесовские звуки. Правильный ответ – А) музыкальные инструменты. Лея Певзнер 4 года назад музыкальные инструменты потому что церковь была против скоморохов, шутов и т.п. развлекавших народ на свадьбах и праздниках “неподобающими” с точки зрения церкви песнями, стихами, ужимками Знаете ответ? |
Источник
В Грамоте, отправленной царем Алексеем Михайловичем воеводе Тимофею Феодоровичу Бутурлину подробно расписывается весь список “бесовских деяний”, таких как, купание в грозу, сказывание “небылных” сказок, игры в “шахмоты”, карты, загадывание загадок и игра на домре, гуслях и волынке. Наверное,в этой грамоте изложено самое полное перечисление всего, что считалось колдовством и волхвованием, и “бесовскими игрищами в 17 веке. За колдовство полагалось битье батогами – в первый и во второй раз, а вот для пойманных на бесовских забавах в третий и четвертый раз наказание было гораздо серьезнее – ссылка в Украйные города в опалу! Вот так “Украйна” и заселилась гусельниками и кощунниками!))
Грамота в Белгород с текстом «первого» царского указа 1648г.
От царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Руссии в Белгород воеводе нашему, Тимофею Феодоровичу Бутурлину. – Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездех мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство, и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянех учинилось многое неистовств: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесником и скоморохом последствуют, на безчинное их прелщение сходятся по вечером, и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерских скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцев, и на кулашных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужесково и женсково в городех и в уездех бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов себе призывают и к малым детям, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхвование и от правоверия православных крестьян отлучают.
Да в городех же и в уездех от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужесково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление на реках и в озерах куплются, чают себе от того здравия, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовския песни; и на Святой неделе жонки и девки на досках скачут; а об Рождестве Христове и до Богоявденьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякии бесовския игры; а в навечери Рождества Христова и Васильева дни и Богоявления Господня клички бесовские кличут – коледу, и таусен, и плугу, и многие человецы неразумием веруют в сон, и встречу, и в полаз, и во птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои губят такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себя личины и платье скоморошеское, и меж себя нарядя бесовскую кобылу водят: и в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают, и незапною смертью умирают, а в той прелести крестьяне погибают, и с качелей многие убиваются до смерти. Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники, и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскими игры; и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестем и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учителных людей наказанья не слушают, и за наказание отцом своим духовным, приходным попом и учителным людем наругание, и укоризны, и безчестья, и налогу делают.
И мы, великий государь, желея о православных крестьянех, велел о тех богомерзких делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали. И как к тебе ся наша грамота придет, и выб в в воскресной не в один день велели быть в соборную церковь игуменом, и черным, и мирским попом, и головам стрелецким, и сотником, и детем боярским, и их приказным, и всяким служилым и жилецким и уездным людем, и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел и сю нашу грамоту велел им прочитать не поодиножды всем вслух, и приказал им, чтоб в городе, в слободах, и в уезде мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых к церквам Божиим к пению приходили, и у церкви Божии стояли смирно, меж себя в церкви Божии в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковнаго пения со страхом и со всяким благочестием внимательно, и отцов своих духовных и учителных людей наказания и учения слушали, и от безмернаго пьяного питья уклонялися, и были в твердости, и скоморохов з домрами, и с гусли, и с волынками, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцом в дом к себе не призывали, и в первый день луны и в гром на водах не купывались, и с серебра по домам не умывались, и олова и воску не лили, и зернью, и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и медведей и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночам на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и сами не плясали, и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качались, и на досках мужесково и женсково полу не скакали, и личин на себя не накладывали, и кобылок бесовских и на свадьбах безчинства и сквернословия не делали.
А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь. А которые люди от того ото всего богомерского дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держатся, и по нашему указу тем людем велено делать наказанье: где такое безчиние объявится, или то на кого такое безчиние скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от такого безчинья не отстанут, а вымут такие богомерские игры в другие, и выб тех ослушников велели бить в батоги; а которые люди от того не отстанут, в объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу. Обноличноб есте нашу грамоту всяких людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и о чародейных играх всяких чинов людем городским и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в слово разослали в станы и в волости, и и велели те списки по торшком прочитать многижды, чтоб сей наш крепкой заказ ведом был всем людем.
А как в Белегороде по сему нашему указу всяких чинов людем о богомерских делех заказ учините, и что вам против того духовнаго чину и мирские люди скажут, и тыб о том к нам отписал. А толко ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе бысть от нас в великой опале. Писан на Москве, лета 7157 года Декабря в 5 день.
Таковы государевы грамоты в Украйные и Замосковные городы посланы.
Впервые опубликовано в кн.: «Описание Государственного архива старых дел, составленное инспектором Государственных архивов и членов разных ученых обществ П. Ивановым». М., 1850, стр. 296-299.
Источник
Культура
-> Музыка
| Автор: Абубакирова Минсулу Мингалеевна | Добавлено: 2015-02-07
За последнее десятилетия заметно усилилось желание отдельных исследователей изучить историю русской домры. Сегодня, мы являемся свидетелями всё возрастающего его признания и популярности у нас в стране и за рубежом. Между тем, к сожалению, фундаментальных трудов в отечественной музыкальной науке, посвящённых этому музыкальному инструменту русского народа, недостаточно. За сто лет с начала изучения домры опубликовано большое количество разнообразных исследований. Наиболее интересные работы принадлежат В.В. Андрееву, Н.П. Будашкину, А.С. Каргину, Е.И. Максимову, М.И. Имханицкому. Тем не менее, в биографии этого инструмента осталось значительное количество «белых пятен».
К сожалению, об истории возникновения домры, точных сведений нет. О бытовании в далёкие времена на территории Руси домры говорят небольшие сведения, содержащиеся в старинных записях и в лубочных картинах. Некоторые историки полагают, что далеким предком русской домры явился восточный инструмент танбур, бытующий и поныне у народов Ближнего Востока, Азии и Закавказья, и что на Русь он был завезен в IХ—Х веках купцами, которые вели торговлю с этими народами. Точного описания и изображения домры не сохранилось. Инструменты подобного типа появились в те далекие времена не только на Руси, но и в других сопредельных государствах, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими народами и народами Востока. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, инструменты эти у разных народов стали называться по-разному: у грузин — пандури и чонгури, таджиков и узбеков думбрак, туркмен и узбеков — дутар, киргизов — комуз, азербайджанцев и армян — тар, саз, казахов и калмыков — домбра, монголов — домбур, украинцев— бандура и т. д., однако все они сохранили много общего в контурах формы, способах звукоизвлечения, устройстве и т. д.
Самое раннее упоминание о домре на Руси встречается в памятнике древнерусской письменности «Повесть временных лет». Относится упоминание к 1068 году. Автор « Повести», киевский монах Нестор, называет домру в связи с описанием народных гуляний, во время которых в центре всеобщего внимания оказывались бродячие музыканты скоморохи
Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Семен Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: “человек играет в домру” и “сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки, и в свирели, и в волынки, и в домры». Наибольшее распространение домра имела в 16-17 веках. В Москве была создана Государева потешная палата, которая располагала не только талантливыми музыкантами, певцами, сочинителями музыки, но и отличными музыкальными мастерами. Именно там были сконструированы разновидности домры (домришко, домра, домра басистая). К сожалению, ни одного образца этого инструмента до нас не дошло.
Известно, что упоминания о домре встречаются в указах, грамотах, посланиях 16 -17 в. как об инструменте скоморохов. Именно с домрой по городам и сёлам ходили весёлые балагуры – музыканты – скоморохи лет 400 тому назад. Однако как выглядела домра того времени точно сказать нельзя, потому что в 1648 году была объявлена бесовским инструментом.
Домра – «бесовской сосуд» скоморохов
В давние времена скоморохи играли на домрах косточками или пёрышками. Они были желанными гостями и на княжеском пиру и на простом деревенском празднике. Скоморохи пели и плясали, кувыркались, птичьим и звериным голосам подражали, сценки смешные разыгрывали и на инструменте играли.
Веселые, шуточные представления скоморохов не только развлекали народ. Уж больно скоморохи были смелыми. Слишком много позволяли себе говорить о правителях, высмеивали в своих представлениях жадность, глупость, злость. Царю и главным церковникам это, конечно, не нравилось. «Нечего, говорят, народ отвлекать и всякими не нужными песенками смущать». За это скоморохи подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и светской власти. Той же участи подвергались и народные музыкальные инструменты. В ХVII веке для домры наступили тяжёлые времена. Вышел царский указ «Скоморохам перед честным народом больше не выступать. Все музыкальные инструменты и домры, в том числе, у них отбирать, ломать и сжигать». «С самого крещения Руси… преследования эти отличались изрядной суровостью: например, не только за игру, но даже за слушание музыки виновные подвергались отлучению от церкви, – говорится в одной из работ об оркестре В. Андреева. В борьбе с «бесовскими» занятиями (так церковники называли игру на домре и других музыкальных инструментах) духовенство широко пользовалось поддержкой царя. Так, на протяжении менее чем ста лет (с 1470 по 1550) запрещалось играть на музыкальных инструментах в восьми царских указах.
В 1648 году был издан указ царя Алексея Михайловича, в которой узаконивались меры по отлучению народа от музыкальных инструментов: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вызымать и, изломав тс бесовские игры, велел сжечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держаться, и по нашему указу, тем людям велено делать наказанье.. велели бить батоги… а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу». [1, с. 177 -178]
Летом и осенью 1654 года по указанию патриарха Никона проводилось массовое изъятие у народа музыкальных инструментов. Однажды, пять телег полных инструментами были отправлены за Москву – реку и там сожжены. От инструментов, на которых умелые руки их создателей наигрывали веселые и грустные песни, наигрыши, плясовые, остались пепел да угли. Только в песнях да воспоминаниях осталась после тех костров знаменитая русская домра. На четыреста лет умолк её звонкий голос. Она исчезла. И последующая история домры начинается лишь в конце 19 века.
Второе рождение домры
Нашёлся всё-таки в российской глубинке инструмент, который был похож на домру! В 1895 году в Вятской губернии А.С. Мартыновым (участником андреевского кружка)был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, представлявшей собой одну из разновидностей балалайки, но не принятой за домру.
В. В. Андреев (организатор первого оркестра народных инструментов) путём сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нём давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году совместно с мастером-самородком Семёном Ивановичем Налимовым была изготовлена первая усовершенствованная домра. С имени В.В. Андреева начинается второе её рождение. В 1896 -1900 г.г. на основе этой домры В.В. Андреев в содружестве с Ф. С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство реконструированных 3-х струнных домр квартового строя (т.н. «разряд») – пикало, прима, альт, тенор, бас и контрабас. И сейчас на ней опять играют. Только не скоморохи, а музыканты оркестров русских народных инструментов. В 1908 году Г.П. Любимов вместе с мастером С.Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создали семейство 4-х струнных домр с квинтовым строем.
Источник