Библия сосуд с маслом

Библия сосуд с маслом thumbnail

Вопрос: “в книге Матфея, в 25главе Иисус рассказывает притчу о 10 девах. Что подразумевается под маслом в светильниках? Что является маслом для нас в сегодняшние дни?”

Мир вам, Арсен!

Чтобы не ошибиться в толковании символического значения “масла”, давайте рассмотрим его на фоне двух других слов, которые непосредственно связаны с ним:

СВЕТИЛЬНИК
СОСУДЫ СВОИ
МАСЛО

Зная, что Иисус рассказывал эту притчу иудеям, которые выросли на словах и символах Торы и Пророков, мы должны искать толкование именно там.

Что мы видим относительно “

светильника“?

Прит.6:23 …заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни…

Пс.118:105 Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей.

Прит.13:9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.

Прит.20:20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

Пс.17:29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.

Светильник может толковаться, как 1) Слово Бога и 2) длящаяся во времени жизнь человека.

Теперь посмотрим, что может подразумеваться под словами “

сосуды свои“. Слово «сосуд» употребляется в Торе и Пророках в нескольких значениях. Для понимая смысла притчи самое подходящее из них — это когда под «сосудом» мы понимаем «самого человека».

Пс.30:13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый…

Иер.22:28 “Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он – сосуд непотребный? за что они выброшены – он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?”

Ис.45:9 Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: “что ты делаешь?” и твое дело [скажет ли о тебе]: “у него нет рук?”

Плач.4:2 Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!

Ис.64:8 Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей.

Итак… получается, что все десять дев взяли “светильники” — Слово Божие: они его читали, изучали, носили с собой и наполнили его маслом, поэтому Слово горело для них, освещая их жизни. Однако только пять дев запаслись маслом ещё и в «сосуды свои», т. е. взяли масло прямо внутрь самих себя. Думаю, что теперь вы понимаете, что когда они отказали пяти неразумным девам, попросившим у них масла взаймы, мудрые не были жадными, они в принципе не могли поделиться этим маслом, потому что оно находилось прямо в них самих. Всё, что они могли, это подпитывать этим маслом только свои светильники — свои жизни, основанные на Слове Бога. И вот когда настало время последнего ожидания, оказалось, что простого чтения букв Слова Божьего для спасения недостаточно! Необходимо, чтобы то же масло, которое позволяло Слову Бога гореть, как светильник, во тьме этого мира, – чтобы то же самое масло жило и действовало ещё и внутри того, кто читает это Слово.

Вот теперь мы можем попробовать определить, символом чего является “

масло“.

Во-первых, оно поддерживает горение “

светильника“, который есть Слово Божие = жизнь человека, и, во-вторых, оно может находиться внутри человека, и должно находиться там, чтобы человек мог спастись.

В Библии у слова «масло» есть также синоним — это слово «елей». Он изготовлялся из маслин. Давайте посмотрим, где и как встречаются оба эти слова. Мы увидим, что елей (масло) всегда встречается в одном и том же окружении:

ЕЛЕЙ,  ВИНОГРАДНОЕ ВИНО,  ХЛЕБ

Неем.13:12 И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые.Иоил.1:10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина.Ос.2:22 и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель.Иоил.2:19 …вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими…Чис.18:12 Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу…

Давайте вспомним слова апостола Павла:  

“Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб  и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.  Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1Кор.11:23-26).

Хлеб и кровь Христа — возвещение смерти для греха и жизни для праведности.

Что же тогда — “

масло“?

Снова обращаемся к Торе и Пророкам и у пророка Захарии находим ясное объяснение того, каков символический смысл масла, заливаемого в светильник.

И возвратился тот Ангел… И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.

Светильник — это Слово Бога. Масло (елей) — это Святой Дух Божий.

Читайте также:  Инъецированные сосуды склер это

Такое толкование полностью укладывается в такие слова апостолов, как например…

1Иоан.2:27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.1Кор.1:21-22 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.Еф.1:13-14 и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,  Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.

А вот слова Самого Иисуса:

Иоан.14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Подводя итог, видим такую картину:

Светильник — Слово Божие и жизнь человека.
Свой сосуд  — сам человек
Масло — Святой Дух Божий.

С уважением,

Саша

Ссылка: https://www.bible.com.ua/answers/r/36/320549

Источник

Спрашивает арсен
Отвечает Александра Ланц, 16.12.2012

Вопрос: “в книге Матфея, в 25главе Иисус рассказывает притчу о 10 девах. Что подразумевается под маслом в светильниках? Что является маслом для нас в сегодняшние дни?”

Мир вам, Арсен!

Чтобы не ошибиться в толковании символического значения “масла”, давайте рассмотрим его на фоне двух других слов, которые непосредственно связаны с ним:

СВЕТИЛЬНИК
СОСУДЫ СВОИ
МАСЛО

Зная, что Иисус рассказывал эту притчу иудеям, которые выросли на словах и символах Торы и Пророков, мы должны искать толкование именно там.

Что мы видим относительно “

светильника“?

Прит.6:23 …заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни…

Пс.118:105 Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей.

Прит.13:9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.

Прит.20:20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

Пс.17:29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.

Светильник может толковаться, как 1) Слово Бога и 2) длящаяся во времени жизнь человека.

Теперь посмотрим, что может подразумеваться под словами “

сосуды свои“. Слово «сосуд» употребляется в Торе и Пророках в нескольких значениях. Для понимая смысла притчи самое подходящее из них — это когда под «сосудом» мы понимаем «самого человека».

Пс.30:13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый…

Иер.22:28 “Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он – сосуд непотребный? за что они выброшены – он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?”

Ис.45:9 Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: “что ты делаешь?” и твое дело [скажет ли о тебе]: “у него нет рук?”

Плач.4:2 Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!

Ис.64:8 Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей.

Итак… получается, что все десять дев взяли “светильники” — Слово Божие: они его читали, изучали, носили с собой и наполнили его маслом, поэтому Слово горело для них, освещая их жизни. Однако только пять дев запаслись маслом ещё и в «сосуды свои», т. е. взяли масло прямо внутрь самих себя. Думаю, что теперь вы понимаете, что когда они отказали пяти неразумным девам, попросившим у них масла взаймы, мудрые не были жадными, они в принципе не могли поделиться этим маслом, потому что оно находилось прямо в них самих. Всё, что они могли, это подпитывать этим маслом только свои светильники — свои жизни, основанные на Слове Бога. И вот когда настало время последнего ожидания, оказалось, что простого чтения букв Слова Божьего для спасения недостаточно! Необходимо, чтобы то же масло, которое позволяло Слову Бога гореть, как светильник, во тьме этого мира, – чтобы то же самое масло жило и действовало ещё и внутри того, кто читает это Слово.

Вот теперь мы можем попробовать определить, символом чего является “

масло“.

Во-первых, оно поддерживает горение “

светильника“, который есть Слово Божие = жизнь человека, и, во-вторых, оно может находиться внутри человека, и должно находиться там, чтобы человек мог спастись.

В Библии у слова «масло» есть также синоним — это слово «елей». Он изготовлялся из маслин. Давайте посмотрим, где и как встречаются оба эти слова. Мы увидим, что елей (масло) всегда встречается в одном и том же окружении:

ЕЛЕЙ,  ВИНОГРАДНОЕ ВИНО,  ХЛЕБ

Неем.13:12 И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые.Иоил.1:10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина.Ос.2:22 и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель.Иоил.2:19 …вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими…Чис.18:12 Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу…

Давайте вспомним слова апостола Павла:  

“Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб  и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.  Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1Кор.11:23-26).

Хлеб и кровь Христа — возвещение смерти для греха и жизни для праведности.

Читайте также:  Чем убрать на носу лопнувшие сосуды

Что же тогда — “

масло“?

Снова обращаемся к Торе и Пророкам и у пророка Захарии находим ясное объяснение того, каков символический смысл масла, заливаемого в светильник.

И возвратился тот Ангел… И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.

Светильник — это Слово Бога. Масло (елей) — это Святой Дух Божий.

Такое толкование полностью укладывается в такие слова апостолов, как например…

1Иоан.2:27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.1Кор.1:21-22 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.Еф.1:13-14 и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,  Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.

А вот слова Самого Иисуса:

Иоан.14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Подводя итог, видим такую картину:

Светильник — Слово Божие и жизнь человека.
Свой сосуд  — сам человек
Масло — Святой Дух Божий.

С уважением,

Саша

Источник

Распечатать

прот. Виктор Потапов

Притча о десяти девах, ожидающих прихода жениха и вышедших навстречу ему, встречается только у евангелиста Матфея. Некоторые детали, впрочем, находят себе параллели и у ап. Луки (Лк. 13: 25).

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно, говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25: 1–13).

Притча о мудрых и неразумных девах, символизирующих души человеческие, показывает, что и верующие в Сына Божия Господа Иисуса Христа и надеющиеся войти в Царство Небесное, несмотря на веру их, будут подвергнуты последнему испытанию на Страшном Суде и тогда приняты в Царство Небесное или отвергнуты навсегда.

Свое второе пришествие Христос изобразил здесь под хорошо известным евреям образом пришествия жениха в дом невесты во время ритуала бракосочетания. По древнему восточному обычаю, после сговора жених отправляется в сопровождении родных и друзей в дом невесты, которая ждет его в лучшем наряде, окруженная подругами. Свадебное торжество происходило обычно ночью, поэтому подруги невесты встречали жениха с горящими светильниками, и так как время прибытия жениха не бывало точно известно, ожидающие запасались маслом на случай, если оно в светильниках выгорит. Невеста с закрытым густой вуалью лицом, жених и все участники торжества с пением и музыкой отправлялись в дом жениха. Двери затворялись, подписывался брачный договор, произносились «благословения» в честь жениха и невесты, невеста открывала свое лицо, и начиналось брачное пиршество, продолжавшееся семь дней, если выходила замуж девица, или три дня, если выходила вдова.

Брачный пир символизирует в этой притче Царство Небесное, где верующие будут соединены с Господом в блаженной вечной жизни. Ожидание жениха означает всю земную жизнь человека, цель которой состоит в приготовлении себя к встрече с Господом. Затворенные двери брачного чертога, не допустившие опоздавших к жениху, означают смерть человеческую, после которой нет уже покаяния и исправления.

Читайте также:  Все горло в мелких сосудах

По объяснению святителя Иоанна Златоуста, Христос вывел входящих в Царство Небесное верующих под образом дев, превознося этим девство – не только целомудрие телесное, но, главным образом, духовное, истинное исповедание христианской веры и жизни по вере в противоположность ереси, богоборчеству и небрежению в отношении спасения своей души. «Светильником, – говорит Златоуст, – Христос называет здесь дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие, помощь бедным». Елей в Священном Писании обыкновенно служит образом Святого Духа, и в этой притче горящий елей означает духовное горение верующих, облагодатствованных Святым Духом Божиим, сообщающим им Свои богатые дары: веру, любовь, милосердие и прочие, выражающиеся в христианской жизни верующих,в частности, в любви и помощи ближним.

Ясно и убедительно объясняет притчу о десяти девах великий праведник преп. Серафим Саровский. Основная мысль преп. Серафима заключается в понимании цели христианской жизни как «стяжания благодати Всесвятого Духа», которую он выразил в замечательной беседе с купцом Н. Мотовиловым.

«В притче о мудрых и юродивых девах, – говорит преп. Серафим своему собеседнику, – когда у юродивых не достало елея, сказано: «шедше купите на торжище». Но, когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное. Какой же у них недостаток в добрых делах, когда они, хоть юродивые, но все же девами называются? Ведь, девство – наивысшая добродетель, как состояние равноангельское и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей… Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия недоставало. Творя добродетель, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделаем мы, де, добродетели и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: «Иной есть путь, кажущийся благим в начале, но концы его – во дно адово».

Не всякое «доброе дело», по учению преп. Серафима, имеет духовную ценность, но ценны только те «добрые дела», которые совершаются во имя Христа. На самом деле, легко себе представить (и это часто бывает), что добрые дела совершают люди неверующие. Но про них апостол Павел сказал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13: 3).

Далее, чтобы разъяснить свою мысль об истинном добре, преп. Серафим говорит: «Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая – воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая – собственная своя, человеческая, т.е., если не пагубная, то и не спасительная, а третья воля, вражеская, вполне пагубная. И вот эта-то, третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа».

Вторая – собственная наша воля, научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и, как враг, научает творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же – воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться немогущего.

Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев… За то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без которого и спасения никому нет и быть не может, ибо «Святым Духом всяка душа живится»… Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевшие, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже затворены».

Из притчи о десяти девах совершенно ясно следует, что оправданием человека как на частном суде (по смерти), так и на всеобщем Страшном Суде, послужит только его земная жизнь в Боге, по заветам Христа и потому созвучная Небесному Царству. Все же «формальные» христиане, живущие вне контакта с Богом и нерадеющие о своем спасении, готовят себе участь отверженных. «Никто не восходит на небо, живя прохладно», – учит преп. Исаак Сирин. Ни формальная вера без жизни по заповедам Христа (Лк. 6: 46; Иак. 1: 22; Рим. 2: 13), ни пророчества именем Христа или многие чудеса, творимые Его Именем, как видно из слов Спасителя (Мф. 7: 21–23), недостаточны для наследования Царства Небесного. «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его», – говорит ап.Павел (Рим. 8: 9), и таким естественно будет услышать слова Сына Божия: «Истинно говорю вам, не знаю вас» (Мф. 25: 12).

Комментарии для сайта Cackle

Источник