Биология 8 класс сердце и сосуды

Биология 8 класс сердце и сосуды thumbnail

Функция сердца заключается в перекачивании крови по кровеносным сосудам. Сердце сокращается ритмически. Стенки сердца образованы мышечной тканью, особенно хорошо развиты мышечные стенки желудочков. Сокращаясь, желудочки выталкивают кровь с большой силой в сосуды кругов кровообращения. Из левого желудочка кровь попадает в аорту, затем поступает в сосуды большого круга кровообращения и разносится по всему телу. Поэтому стенки левого желудочка более толстые по сравнению со стенками правого желудочка.

При каждом сокращении левого желудочка кровь с силой ударяется об упругие стенки аорты и растягивает их. Волна упругих колебаний, возникающая при этом, быстро распространяется по стенкам артерий. Такие ритмические колебания стенок сосудов называются пульсом. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Путём подсчёта пульса можно определить количество сокращений сердца в (1) мин. Средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) у человека в состоянии покоя составляет около (75) ударов в минуту.

Пульс можно прощупывать на поверхности тела в тех местах, где крупные сосуды лежат близко к поверхности тела: на висках, на внутренней стороне запястья, по бокам шеи.

Работа сердца по перекачиванию крови протекает циклически. Сокращение сердца называется систолой, а расслабление – диастолой.

Один сердечный цикл (последовательность процессов, происходящих за одно сокращение сердца (систола) и его последующее расслабление (диастола)) длится (0,8) с. (три фазы):

  • (0,1) с. занимает сокращение (систола) предсердий ((I) фаза),
  • (0,3) с. – сокращение (систола) желудочков ((II) фаза),
  • (0,4) с. – общее расслабление (диастола) всего сердца – общая пауза ((III) фаза).

Во время систолы предсердий давление в них увеличиваются и кровь поступает через расслабленные створчатые клапаны в желудочки.

Далее следует сокращение желудочков. Створчатые клапаны закрываются и препятствуют обратному движению крови в предсердия. Поэтому кровь из желудочков поступает через открытые полулунные клапаны в сосуды кругов кровообращения. Из левого желудочка кровь поступает через аорту в большой круг кровообращения, а из правого – через лёгочную артерию в лёгочный (малый) круг кровообращения.

Затем желудочки расслабляются, полулунные клапаны закрываются и перекрывают ток крови обратно из сосудов в желудочки.

При сокращении предсердий и желудочков возникают шумы или тоны сердца.

Нарушение работы сердца приводит к изменению этих тонов. Врачи прослушивают сердце и по его тонам могут определить диагноз.

Автоматия – это способность сердца сокращаться независимо от внешних условий под влияний импульсов, возникающих в нём самом.

Сердце сокращается под действием импульсов, которые возникают в узлах автоматии – в группах особых мышечных клеток. Главный узел автоматии расположен в правом предсердии. Именно здесь возникают импульсы, определяющие ритм сердечных сокращений.

Регуляция работы сердечно-сосудистой системы

Существует два способа регуляции работа сердца и сосудов: нервный и гуморальный.

  • В нервной регуляции главную роль играет автономная нервная система.
  • Гуморальная регуляция осуществляется веществами, поступающими в кровь. Так, работа сердца ускоряется под действием гормона адреналин и избытка ионов кальция, а избыток ионов калия, наоборот, замедляет его работу.

Источники:

https://biolicey2vrn.ru/index/rabota_serdca/0-346

https://galactic.org.ua/clovo/f_c3.htm

Источник

1.Давление крови

Сложность: среднее

1

2.Цикл работы сердца

Сложность: среднее

1

3.Автоматия сердца

Сложность: среднее

1

4.Сердечная мышца

Сложность: среднее

1

5.Кровообращение

Сложность: среднее

1

6.Большой круг кровообращения

Сложность: среднее

1

7.Малый круг кровообращения

Сложность: среднее

1

8.Типы кровеносных сосудов

Сложность: среднее

4

9.Круги кровообращения

Сложность: среднее

2

10.Выбери участки, относящиеся к большому или малому кругу кровообращения человека

Сложность: среднее

2

11.Кровь в сердце

Сложность: среднее

4

12.Направление движения крови

Сложность: среднее

4

13.Газовый состав крови в различных отделах системы кровообращения

Сложность: среднее

4

14.Артериальная и венозная кровь

Сложность: среднее

4

15.Кровь: венозная и артериальная

Сложность: среднее

1

16.Дополни текст «Движение крови в организме человека»

Сложность: среднее

1

17.Особенности строения и функций кровеносных сосудов

Сложность: среднее

6

18.Скорость движения крови по сосудам

Сложность: среднее

1

19.Передвижение крови по большому кругу кровообращения

Сложность: среднее

1

20.Передвижение крови по малому кругу кровообращения

Сложность: среднее

1

21.Почему кровь не может попасть…

Сложность: среднее

1

22.Дополни текст «Кровообращение человека»

Сложность: среднее

5

23.Подпиши отделы сердца и сосуды на рисунке

Сложность: сложное

8

24.Кровь в сердце (работа с рисунком)

Сложность: сложное

3

Читайте также:  Обзор операции стентирования сосудов сердца

Источник

Конспект урока биологии в 8 классе

«Строение сердечно-сосудистой системы»

Урок составлен с использованием технологии системно-деятельностного подхода,

Автор: Николаева Наталья Ильинична – учитель биологии высшей категории

МАОУ “Средняя школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов”

Когалым, 2019 год

I. Образовательные ресурсы:

Раздаточный материал (рисунки, схемы, таблицы, видеофрагменты),

ПК, презентация.

Тематические комплекты для изучения материала -1 на группу (работа в группах)

9 слайдов по организации урока

2

Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья.», 8 класс Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Москва, «Просвещение», 2018г.

Тетрадь-тренажер “Биология. Человек. Культура здоровья.”, Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Москва, «Просвещение», 2017г.

Учебник, тетрадь – тренажёр у каждого ученика

3.

Комплект для изучения темы: видеофрагменты – “Кровеносные сосуды”,”Круги кровообращения”, “Малый круг кровообращения”, раздаточный текстовый материал, инструктивные карты , оценочные листы, критерии оценок

Тематический комплект на каждую группу,

Раздаточный материал для оформления конспекта на каждого ученика

II.Тема и форма учебного занятия:

«Строение сердечно- сосудистой системы»

Урок открытия новых знаний

«Тренинг-урок»

Самостоятельная работа с текстом в учебнике, дополнительной литературой;

Чтение с пометкой;

Отбор материала из нескольких источников;

Просмотр видеофрагментов;

Анализ таблиц, схем, рисунков

Анализ раздаточного материала;

Систематизация материала и составление конспекта

III. Конструирование урока с использованием технологии системно-деятельностного подхода

Цель урока:

Создание условий для формирования требуемого объёма знаний по теме «Строение сердечно-сосудистой системы»

Задачи урока:

Образовательная:

Сформировать знания об особенностях строения сердечнососудистой системы.

Развивающая:

1. Создать условия для формирования у школьников следующих видов универсальных учебных действий ( УУД)

Регулятивных: умение определять цели и задачи урока, последовательность своих действий, контролировать и корректировать свои действия, проводить самооценку учащимися собственных знаний и взаимооценку путем сравнения ответов с правильными ответами, давать оценку деятельности своей и одноклассников, используя стратегии “Осенний листопад”; ” Две звезды и одно пожелание”, “Смайлики настроения”, “Аплодисменты”.

Познавательных: умение принимать цель учебной деятельности и осуществлять поиск средств её достижения, выделять, описывать и объяснять особенности строения сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения; осуществлять анализ и синтез , формулировать выводы, составлять схемы, таблицы, конспект.

Личностных: умение проявлять интерес к изучению материала, добросовестно относиться к предмету, оказывать помощь при работе в группе

Коммуникативных: умение осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы в группе,

контролировать и оценивать действия партнера, толерантно относиться к чужому мнению, достаточной четко

выражать свои мысли

2. Научить применять полученные знания и умения в жизни – знание своего организма и сохранение здоровья,

в практической учебной деятельности.

Воспитательная:

Формирование культуры общения при работе в команде, воспитание ответственности, интереса и добросовестного отношения к изучаемому предмету.

Ожидаемые результаты:

Образовательные:

Знают особенности строения и выполняемые функции сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения.

Познавательные:

Умеют находить и извлекать информацию об особенностях строения структурных частей и в целом всей

сердечно-сосудистой системы;

использовать для открытия новых знаний различные формы информации – учебник, видео, дополнительные источники;

выявлять характерные особенности строения сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения;

определять структурные звенья и давать характеристику сердечно-сосудистой системе человека;

устанавливать взаимосвязь строения и выполняемой функции структур сердечно-сосудистой системы;

осуществлять анализ, синтез полученной информации, формулировать выводы.

Регулятивные :

Умеют определять цель и задачи урока;

определять проблему и пути её решения;

определять успешность выполнения заданий, проводить само- и взаимооценку.

Коммуникативные:

Умеют работать в группе, устанавливая рабочие отношения, эффективно сотрудничать, проявлять толерантность.

IV. Педагогические технологии:

Технология развития критического мышления, проблемного обучения с использованием элементов технологии дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология.

Читайте также:  Мрт сердца и сосудов омск

Организационные формы:

– групповая.

– фронтальная;

– индивидуальная;

Методы обучения:

– метод проблемного изложения;

– частично-поисковый.

Средства обучения:

  1. Раздаточный материал: Приложения 1-7

Приложение 1: «История открытия сердечно-сосудистой системы»

Приложение 2: Комплект раздаточного материала к изучению темы «Строение сердца»

  • Рисунок-схема «Строение сердца» – 2 листа

  • Видеофрагмент для группы №2 « Строение сердца»,

  • Презентация «Строение сердца»,

Приложение 3: Комплект раздаточного материала к изучению темы «Кровеносные сосуды»

  • Рисунок-схема «Кровеносные сосуды» – 2 листа

  • Презентация для группы №3 «Кровеносные сосуды: строение и функции»,

  • Видеофрагмент для группы №3 «Кровеносные сосуды»

Приложение 4: Комплект раздаточного материала к изучению темы «Малый круг кровообращения»

  • Схема малого круга кровообращения

  • Видеофрагмент для группы №4

Приложение 5: Комплект раздаточного материала к изучению темы «Большой круг кровообращения»

  • Видеофрагмент для группы №5

  • Схема большого круга кровообращения

Приложение 6: Комплект раздаточного материала для составления «Шпаргалки» урока «Сердечно-

сосудистая система»

Приложение 7: Кроссенс

Приложение 9: “Да-нетка”

Приложение 10: Оценочный лист

  1. Мультимедиа-комплекс:

  • Презентация для урока «Строение сердечно-сосудистой системы»

  • Видеофрагмент для начала урока

  1. Учебные таблицы

V.Основные понятия и термины:

Сердечно-сосудистая система, сердце, камеры сердца, анатомические слои сердца – эндокард, миокард, перикард, кровеносные сосуды, артерии, вены, артериолы, венулы, капилляры, малый круг кровообращения, большой круг кровообращения.

Дидактическая технологическая карта урока

Базовое содержание урока.

Учебно-познавательные и

учебно-практические задания

(деятельность учителя)

Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий (деятельность учащихся)

Планируемый результат

1

Этап мотивации к учебной деятельности 1 мин

1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой и включение в деловой ритм.

Вы все пришли сегодня в класс,

Я очень рада видеть вас.

Хлопком приветствую я вас,

Три раза хлопните сейчас!

1. Взаимодействие с учителем во время беседы.

2. Демонстрируют внимательность и включаются в учебную деятельность

Эмоциональный положительный настрой и мотивация к учебной деятельности

2

Актуализация знаний

Слайд № 3. Предлагает разгадать загадки о сердце и кровеносных сосудах,

1.Есть насос у нас слева в груди,

Он реки крови гоняет внутри.

2. Этот орган кровь толкает,

Орган главный, каждый знает.

А внутри есть клапан – дверца,

Что за орган это?… (Сердце)

2. Есть в нас особые пути,

Не могут двигаться они.

Но кровь по ним, как по дорожке,

Несёт клеточкам кормёжку. (Сосуды)

Молодцы! Мы с вами знакомимся с системами органов нашего организма, а как будет называться система органов, в которую входят сердце и кровеносные сосуды? Какая система является объектом изучения сегодняшнего урока?

Слайд №4,5 Предлагает записать тему урока и Д/З§

Задаёт вопрос: Какие особенности строения этих органов, позволяют им выполнять их функции?

Можете ответить сразу на предыдущий вопрос? ….. Что мы должны сегодня изучить, каким ещё материалом пополнить свои знания?

Слайд №6. Используя прием “кроссенс”, предлагает определить цель и задачи урока. Кроссенс. Приложение 7

Для достижения цели сформулируйте задачи, используя в своем ответе глаголы: изучить…,познакомиться…,сделать

Отгадывают загадки,

Отвечают на вопросы и выходят на тему урока

«Строение сердечно-сосудистой системы».

Записывают тему в тетрадь.

Формируют границы собственного знания и «незнания».

Формулируют цель урока.

Ставят учебные задачи на основе уже имеющихся знаний и выявленных “незнаний”

Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации

2 мин

Обсуждают “кроссенс” и определяют цель урока: изучив материал учебника и дополнительный материал, познакомиться с особенностями строения сердечно-сосудистой системы.

Задачи урока:

1. Изучить материал.

2. Познакомиться с особенностями строения сердца, кровеносных сосудов и кругов кровообращения.

3. Составить «Шпаргалку» – опорный конспект урока.

3.

Построение и реализация проекта выхода из проблемной ситуации

(изучения нового материала)

1 мин

10 мин

10 мин

1.Организует работу в группах

Слайд №1. Перед уроком ребята берут жетоны разных форм и занимают места, согласно выбранным жетонам.

Читайте также:  Где пройти обследование сосудов сердца

Группы первоначально формируются по выбору жетона разной формы по рекомендации учителя. В выбор заложен принцип дифференциации, в зависимости от уровня подготовленности учащихся :

– для более слабых учащихся,

и – для средних,

и – для сильных.

Уровень сложности заданий, выполняемых в группах первого состава различный, требует разной подготовленности учащихся.

В ходе групповой работы выстраивается и обосновывается новый способ взаимодействий учитель – ученик.

Слайд № 2(8).

Сегодня на уроке у нас будут работать 3 лаборатории:

1) Историко-биологическая – Приложение 1

2) Кардиолаборатория – Приложение 2

3) Сосудистая лаборатория- Приложения № 3,4,5

Работа в лабораториях дает возможность найти ответы на вопросы, возникшие в начале урока.

Слайд №9. Предлагает ребятам собрать составы своих лабораторий и в каждой выбрать Хранителя времени.

Задача группы на данном этапе – выполнить задания, обозначенные на маршрутном листе.

2. Слайд №10. Предлагает через 10 сформировать новые составы групп по одинаковым цветам для дальнейшего изучения материала.

Предлагает каждому участнику новой группы рассказать материал, изученный в предыдущей группе и оформить его новой частью в «Шпаргалке» урока.

1.Органзуются в группу по форме жетона.

2. Включаются в самостоятельную деятельность по выполнению групповых заданий

2.Каждая группа работает над выполнением своего задания: определяют план изучения темы, выделяют его пункты, составляют конечный продукт работы группы – часть конспекта урока.

Производят смену состава групп.

Продолжают работу в новых группах.

Каждый участник рассказывает свой материал группе, группа составляет «Шпаргалку» урока, используя раздаточный материал

Проявляют познавательный интерес и выполняют групповые задания.

Работая с дополнительным материалом, анализируют его, отбирают нужную информацию для выполнения задания.

Продуктивно работают в группе, демонстрируют культуру общения, умение работать в группе

Каждый повторяет изученный материал, составляет «Шпаргалку» урока

4.

Первичное закрепление изученного материала

1 мин +5 мин защита

Слайд № 11. Предлагает сформировать новые составы групп, чтобы не повторялись фигуры и цвета.

Слайд №12-15. Организует презентацию конспекта урока группами по блокам.

Учащиеся каждой группы презентуют новый для их группы блок темы урока, используя составленный конспект.

Группы защищают выполненные работы, описывают особенности строения органов сердечно – сосудистой системы.

Называют признаки строения, которые обеспечивают выполняемую функцию.

Находят в тексте ошибки и заполняют схему, проводят взаимооценку по шаблону.

Заполняют в группах оценочные листы – Приложение 10.

5.

Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону.

4 мин (3+1)

Предлагает задание “Исправь ошибку!” в тетради – тренажёре на стр.39 и составить схему “Большой круг кровообращения”

1.Систематизируют полученные на уроке знания и умения

2.Учаться критически мыслить, выполняют задания “Лови ошибку!” и составляют схему, называя звенья большого круга кровообращения.

Слайд №16. Проводят взаимопроверку и взаимооценку.

Решают “Да-нетку”,

6.

Включение новых знаний в систему и повторение

3 мин

Предлагает опрос по усвоению материала с использованием “Да-нетки” – Приложение 9.

Если согласны с высказыванием, то поднимаем правую руку, нет – рук не поднимаем.

7

Домашнее задание

( Записано на слайде презентации)

Первый уровень: 1. Прочитать §22, учить конспект урока, в тетради-тренажёре стр .39 повторить

Второй уровень: 2. По тексту §22 составить “Данетку” из 12-15

вопросов (у кого были на уроке

треугольные жетоны)

Третий уровень: 3.Подобрать материал

и приготовить презентацию на тему

“Интересные факты о сердце” 3- 5

слайдов (Индивидуально)

Записывают д/з в дневник

Все записали д/з

8.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Рефлексия эмоционального состояния

2 мин

1.Фронтальная беседа: Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось?

2.Как прошел урок? Какой эмоциональный настрой был у вас на уроке?

1.Восстанавливают ход своей деятельности и анализируют ее

2.Выражают свое эмоциональное состояние на уроке и усвоение материала смайликами

Оценивают, качество и уровень освоения материала.

Дают оценку эмоциональному состоянию на уроке.

Используемые приемы рефлексии

Источник