Бочка это сосуд для хранения жидкостей

1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Это правило часто нарушается, в результате,
чего возникают логические ошибки в определении. Типы этих логических ошибок:
а) широкое определение, когда Dfd<Dfn. Такая ошибка содержится в следующих определениях: «Гравитация — это взаимодействие двух материальных тел». «Лошадь — млекопитающее и позвоночное животное». (Здесь понятие «лошадь» нельзя отличить от понятий «корова» или «коза».) Понятие «окружность» неправильно определяется так: «Это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля». С помощью этого определения нельзя отличить понятие «окружность» от понятия «дуга», так как не указано, что окружность — это кривая замкнутая линия;
б) узкое определение, когда Dfd>Dfh. Например, «Совесть — это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки» (а перед обществом?). «Производительными силами называются орудия труда, а также и сами люди с их умениями и приемами труда». (В производительные силы входят все средства производства, а не только орудия труда.);
в) определение в одном отношениии широкое, в другом — узкое. В этих неправильных определениях Dfd>Dfn и Dfd<Dfn (в разных отношениях). Например, «Бочка — сосуд для хранения жидкостей». С одной стороны, это широкое определение, так как сосудом для хранения жидкостей может быть и чайник, и ведро, и т. д.; с другой стороны, это узкое определение, так как бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей. Аналогичная ошибка содержится в определении понятия «учитель»: «Учитель — человек, обучающий детей».
2. Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда Dfd определяется через Dfn, a Dfn был определен через Dfd. В определении «Вращение есть движение вокруг своей оси» будет допущен круг, если до этого понятие «ось» было определено через понятие «вращение» («ось — это прямая, вокруг которой происходит вращение»).
Круг возникает и тогда, когда определяемое понятие характеризуется через него же, лишь выраженное иными словами, или когда определяемое понятие включается в определяющее понятие в качестве его части. Такие определения носят название тавтологий.
В. И. Ленин, выявив эту логическую ошибку у П. Струве, который дал неверное определение понятия «хозяйство», писал: «Хозяйство определяется через хозяйствование! Масляное масло…»5
Тавтологичны такие определения: «Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям»; «Количество — это характеристика предмета с его количественной стороны».
Логически некорректным является употребление в мышлении (и в речи) тавтологий, таких, например, как масляное масло, трудоемкий труд, порученное поручение, прогрессирующий прогресс, ладанная задача, изобрету изобретение, поиграем в игру, памятный сувенир, подытожим итоги и др. Иногда можно встретить выражения вида: «Закон есть закон», «Жизнь есть жизнь» и т. д., которые представляют собой прием усиления, а не сообщения в предикате какой-то информации о субъекте, так как субъект и предикат тождественны. Такие выражения не претендуют на определение соответствующего понятия: «закон», «жизнь» или др.
3. Определение должно быть четким, ясным. Это правило означает, что смысл и объем понятий, входящих в Dfn, должен быть ясным и определенным. Определения понятий должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их – метафорами, сравнениями и т. д.
Не будут определениями следующие суждения: «Архитектура — застывшая музыка», «Лев — царь зверей», «Верблюд — корабль пустыни», «Такт — это разум сердца» (К. Гуцков), «Неблагодарность — род слабости» (И. В. Гёте).
Источник
Ошибки, возможные в определении
- 1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Dfd — Dfn. Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении. Типы этих логических ошибок:
- а) широкое определение, когда Dfd Такая ошибка содержится в следующих определениях: «Гравитация — это взаимодействие двух материальных тел». «Лошадь — млекопитающее и позвоночное животное». (Здесь понятие «лошадь» нельзя отличить от понятий «корова» или «коза».) Понятие «окружность» неправильно определяется так: «Это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля». С помощью этого определения нельзя отличить понятие «окружность» от понятия «дуга », так как нс указано, что окружность — это кривая замкнутая линия:
- б) узкое определение, когда Dfd > Dfn. Например, «Совесть это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки» (а перед обществом?). «Производительными силами называются орудия труда, а также и сами люди с их умениями и приемами труда». (В производительные силы входят все сродства производства. а не только орудия труда.);
- в) определение в одном отношении широкое, в другом — узкое. В этих неправильных определениях Dfd > Dfn и Dfd
- (в разных отношениях). 11апример, «Бочка — сосуд для хранения жидкостей». С одной стороны, это широкое определение, так как сосудом для хранения жидкостей может быть и чайник, и ведро, и т.д.; с другой стороны, это узкое определение, так как бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей. Аналогичная ошибка содержится и определении понятия «учитель»: «Учитель — человек,обучающий детей».
- 2. Определение не должно содержать крут. Круг возникает тогда. когда Dfd определяется через Dfn, a Dfn был определен через Dfd. В определении «Вращение есть движение вокруг своей оси» будет допущен круг, если до этого понятие «ось» было определено через понятие «вращение» («ось — это прямая, вокруг которой происходит вращение»).
Круг возникает и тогда, когда определяемое понятие характеризуется через него же, лишь выраженное иными словами, или когда определяемое понятие включается в определяющее понятие в качестве его части. Такие определения носят название тавтологий.
Тавтологичны такие определения: «Халатностьзаключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям»; «Количество — это характеристика предмета с его количественной стороны».
Логически некорректным является употребление в мышлении (ив речи) тавтологий, таких, например, как масляное масло, трудоемкий труд, порученное поручение, прогрессирующий прогресс, заданная задача, изобрету изобретение, поиграем в игру, памятный сувенир, подытожим итоги и др. Иногда можно встретить выражения вида: «Закон есть закон», «Жизнь есть жизнь» п т.д., которые представляют собой прием усиления, а не сообщения в предикате какой-то информации о субъекте, так как субъект и предикат тождественны. Такие выражения не претендуют на определение соответствующего понятия: «закон», «жизнь» или др.
3. Определение должно быть четким, ясным. Это правило означает, что смысл и объем понятий, входящих в Dfn, должен быть ясным и определенным. Определения понятий должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями и т.д.
Не будут определениями следующие суждения: «Архитектура – застывшая музыка», «Лев — царь зверей», «Верблюд — корабль пустыни», «Такт — это разум сердца» (К. Гуцков), «Неблагодарность — род слабости» (И.В. Гете).
Источник
1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Это правило часто нарушается, в результате,
чего возникают логические ошибки в определении. Типы этих логических ошибок:
а) широкое определение, когда Dfd<Dfn. Такая ошибка содержится в следующих определениях: «Гравитация — это взаимодействие двух материальных тел». «Лошадь — млекопитающее и позвоночное животное». (Здесь понятие «лошадь» нельзя отличить от понятий «корова» или «коза».) Понятие «окружность» неправильно определяется так: «Это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля». С помощью этого определения нельзя отличить понятие «окружность» от понятия «дуга», так как не указано, что окружность — это кривая замкнутая линия;
б) узкое определение, когда Dfd>Dfh. Например, «Совесть — это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки» (а перед обществом?). «Производительными силами называются орудия труда, а также и сами люди с их умениями и приемами труда». (В производительные силы входят все средства производства, а не только орудия труда.);
в) определение в одном отношениии широкое, в другом — узкое. В этих неправильных определениях Dfd>Dfn и Dfd<Dfn (в разных отношениях). Например, «Бочка — сосуд для хранения жидкостей». С одной стороны, это широкое определение, так как сосудом для хранения жидкостей может быть и чайник, и ведро, и т. д.; с другой стороны, это узкое определение, так как бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей. Аналогичная ошибка содержится в определении понятия «учитель»: «Учитель — человек, обучающий детей».
2. Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда Dfd определяется через Dfn, a Dfn был определен через Dfd. В определении «Вращение есть движение вокруг своей оси» будет допущен круг, если до этого понятие «ось» было определено через понятие «вращение» («ось — это прямая, вокруг которой происходит вращение»).
Круг возникает и тогда, когда определяемое понятие характеризуется через него же, лишь выраженное иными словами, или когда определяемое понятие включается в определяющее понятие в качестве его части. Такие определения носят название тавтологий.
В. И. Ленин, выявив эту логическую ошибку у П. Струве, который дал неверное определение понятия «хозяйство», писал: «Хозяйство определяется через хозяйствование! Масляное масло…»5
Тавтологичны такие определения: «Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям»; «Количество — это характеристика предмета с его количественной стороны».
Логически некорректным является употребление в мышлении (и в речи) тавтологий, таких, например, как масляное масло, трудоемкий труд, порученное поручение, прогрессирующий прогресс, ладанная задача, изобрету изобретение, поиграем в игру, памятный сувенир, подытожим итоги и др. Иногда можно встретить выражения вида: «Закон есть закон», «Жизнь есть жизнь» и т. д., которые представляют собой прием усиления, а не сообщения в предикате какой-то информации о субъекте, так как субъект и предикат тождественны. Такие выражения не претендуют на определение соответствующего понятия: «закон», «жизнь» или др.
3. Определение должно быть четким, ясным. Это правило означает, что смысл и объем понятий, входящих в Dfn, должен быть ясным и определенным. Определения понятий должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их – метафорами, сравнениями и т. д.
Не будут определениями следующие суждения: «Архитектура — застывшая музыка», «Лев — царь зверей», «Верблюд — корабль пустыни», «Такт — это разум сердца» (К. Гуцков), «Неблагодарность — род слабости» (И. В. Гёте).
Источник
Ведро, как мера объёма
В основе используемых в народе измерений объема жидкости было ведро. В письменных памятниках X-XIII вв. термин «ведро» упоминается в двух значениях: во-первых, как хозяйственный сосуд, и, во-вторых, как единица объема. В значении «сосуд, определенно установленного объема» слово ведро употреблен не изолированно, а с дополнительным определением, например, ведро государево, ведро дворцовое и ведро казенное. Причем образцом для измерения объема жидких веществ было ведро дворцовое. Первоначально оно делилось на двенадцать кружек, каждая из которых содержала в себе почти три фунта чистой воды.
В старинных текстах можно обнаружить сочетания: смоленское ведро, новгородское ведро и др. Такая классификация существовала до тех пор, пока в 1621 году не была установлена единая московская мера. В настоящее время термин «ведро» сохранил свое древнее значение и продолжает также активно употребляться в быту.
Бочки
Ещё одной древней и распространённой единицей объёма жидкости у многих народов является бочка. Причём ёмкость бочек не была единой для всех мест. Для разграничения меры объёма в той или иной местности использовалось дополнительное определение, чаще всего по географическому названию места.
Объем бочки был различным даже в пределах одной местности. Мера объема бочки колеблется от 10 до 40 ведер, причем бочка, содержащая в себе 40 ведер, называлась мерною или чаще сороковой.
Если ведро и бочка известны всем и до сих пор употребляются и как мера, и как тара, то слово «варя» скорее всего, будет для многих уже непонятным. А в Древней Руси варей измеряли что-то очень большого объема, то, что варили в один прием (например, пиво или мед для свадьбы, а свадьба продолжались от трех дней до недели). Варя на Руси была троякой: пивной, медовой и винной.
Деление на два было самым простым и широко применялось в русской метрологии. Такое деление давало меру, равную половине ведра, его четверти и восьмой части ведра. Эта последняя мера, которая помимо названия по соответствующей части ведра (осьмушка), называлась еще кружкой. Это наименование употреблялось чаще. Эта мера объема сохранилась до наших дней. Термин четверть или четвертник, как четвертая часть ведра, известен с XV века и официально употребляется до XVIII века.К наименованиям мер объема жидкостей, определяющих конкретную часть ведра, относится сотка или, чаще используемое в народе название – чарка.
Единицы мер жидкостей XVII века характеризуются разнообразием. Появляется большое количество ранее неизвестных названий. Разнообразие мер жидкостей объясняется тем, что в Россию привозилось большое количество вин из-за границы в таре, которая одновременно служила их мерой. Иностранные меры жидкости в России были довольно широко распространены наряду с русскими.
Одни из таких наименований мер объема жидкостей является галенок, что тождественно с английской мерой галлоном, которая проникла в Россию через северные порты.
Штоф
Немецкого происхождения название меры объема жидкостей штоф. Известны два значения этого слова, причем одно из них определяет штоф как старую меру жидкостей, равную одной восьмой или одной десятой части ведра, другое – указывает на форму этого сосуда с данной вместимостью – четырехгранный стеклянный сосуд с коротким горлышком, предназначенный для вина или водки. Колебание объема штофа от 1/8 до 1/10 ведра, очевидно, связано с изменениями самого объема ведра, а, следовательно, и с его делением на части.
В конце XVII столетия появляется наименование меры объема жидкостей шкалик. По своему происхождению, это слово является заимствованным из голландского языка. В «Словаре» В. Даля дается следующее толкование данного слова: шкалик – это «кабацкая мера вина, водки, равная 1/200 ведра».
В конце XVIII века в народном употреблении появляется такая мера измерения объёма как «мерзавчик». Название этой меры происходит от слова мерзкий, т.е. противный. Мера объёма мерзавчика представлена самой маленькой единицей измерения жидкости – это бутылочка водки, которая вмещает в себя 1/200 объёма ведра, т.е. отождествляется с мерой иностранного происхождения – шкаликом.
Источник
1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.
Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении. Типы этих логических ошибок:
а) широкое определение, когда определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие. Такая ошибка содержится в следующих определениях: “Гравитация – это взаимодействие двух материальных тел”; “Лампа – источник света”. Понятие “окружность” неправильно определяется так: “Это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля”. С помощью этого определения нельзя отличить понятие “окружность” от понятия “дуга”, так как не указано, что окружность – это кривая замкнутая линия;
б) узкое определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. Например, “совесть – это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки” (а перед обществом?);
в) Определение в одном отношении широкое, в другом – узкое. Например, “бочка – сосуд для хранения жидкостей”. С одной стороны, это широкое определение, так как сосудом для хранения жидкостей может быть и чайниц, и ведро, и т.д.; с другой стороны, это узкое определение, так как бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей.
2. Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда определяемое понятие и определяющее понятие определяются одно через другое.
В определении “вращение есть движение вокруг своей оси” будет допущен круг, если до этого понятие “ось” было определено через понятие “вращение” («ось – это прямая, вокруг которой происходит вращение”).
Круг возникает и тогда, когда определяемое понятие характеризуется через него же, лишь выраженное иными словами, или когда определяемое понятие включается в определяющее понятие в качестве его части. Такие определения носят название тавтологий.
Не могут считаться определениями из-за их тавтологичности следующие фразы: “Детектор – прибор, осуществляющий детектирование”, “Парамагнетик – вещество, обнаруживающее парамагнетизм”, “Сверхпроводник – вещество, обнаруживающее явление сверхпроводимости”, “Ферромагнетик – вещество, обнаруживающее ферромагнетизм”, “Фильтрование – процесс разделения с помощью фильтра”.
Логически некорректным является употребление таких, например, тавтологий, как “масляное масло”, “трудоемкий труд”, “порученное поручение”, “прогрессирующий прогресс”, “ заданная задача”, “изобрету изобретение”, “поиграем в игру”, “памятный сувенир”, “подытожим итоги” и др.
3. Определение должно быть четким, ясным. Это правило означает, что смысл и объем понятий, входящих в определение, должен быть ясным и определенным. Определения понятий должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями и т.д.
2. Причинные зависимости. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
В логике рассматриваются четыре метода установления причинных связей. Впервые их выдвинул английский философ XVII в. Фрэнсис Бэкон, а всесторонне разработаны они были английским логиком и философом XIX в. Джоном Стюартом Миллем.
Метод единственного сходства строится по следующей схеме:
При условиях ABC возникает явление x. При условиях ADE возникает явление x. При условиях AFG возникает явление x.
Вероятно, условие A – это причина явления x.
Перед нами – три ситуации, в которых действуют условия A, B, C, D, E, F, G, причём одно из них (A) повторяется в каждой. Это повторяющееся условие – единственное, в чём схожи между собой данные ситуации. Далее, надо обратить внимание на то, что во всех ситуациях возникает явление x. Из этого можно сделать вероятный вывод, что условие A представляет собой причину явления x (одно из условий всё время повторяется, и явление при этом постоянно возникает, что и даёт основание объединить первое и второе причинно-следственной связью). Например, требуется установить, какой продукт питания вызывает у человека аллергию. Допустим, в течение трёх дней аллергическая реакция неизменно возникала. При этом в первый день человек употреблял в пищу продукты A, B, C, во второй день – продукты A, D, E, в третий день – продукты A, F, G, т. е. на протяжении трёх дней повторно принимался в пищу только продукт A, который, скорее всего, и является причиной аллергии.
Метод единственного различия строится таким образом:
При условиях ABCD возникает явление x.
При условиях BCD не возникает явление x.
Вероятно, условие A – это причина явления x.
Как видим, две ситуации различаются между собой только в одном: в первой условие A присутствует, а во второй оно отсутствует.
Причём в первой ситуации явление x возникает, а во второй – не возникает. На основании этого можно предположить, что условие A и есть причина явления x. Например, в воздушной среде металлический шарик падает на землю раньше, чем пёрышко, брошенное одновременно с ним с той же высоты, т. е. шарик движется к земле с большим ускорением, чем пёрышко. Однако, если проделать данный эксперимент в безвоздушной среде (все условия – те же самые, кроме наличия воздуха), то и шарик, и пёрышко будут падать на землю одновременно, т. е. с одинаковым ускорением. Видя, что в воздушной среде различное ускорение падающих тел имеет место, а в безвоздушной, – не имеет, можно заключить, что, по всей вероятности, сопротивление воздуха является причиной падения разных тел с различным ускорением.
Метод сопутствующих изменений построен так:
При условиях A BCD возникает явление x . 1 1 При условиях A BCD возникает явление x . 2 2 При условиях A BCD возникает явление x . п 3 3 Вероятно, условие A – это причина явления x.
Изменение одного из условий (при неизменности прочих условий) сопровождается изменением происходящего явления, в силу чего можно утверждать, что данное условие и указанное явление объединены причинно-следственной связью. Например, при увеличении скорости движения в два раза пройденный путь увеличивается также вдвое; если скорость возрастает в три раза, то и пройденное расстояние становится в три раза большим. Следовательно, увеличение скорости является причиной увеличения пройденного пути (разумеется, за один и тот же промежуток времени).
Метод остатков строится следующим образом:
При условиях ABC возникает явление xyz. Известно, что часть у изъявления xyz вызывается условием B. Известно, что часть z изъявления xyz вызывается условием C. Вероятно, условие A – это причина явления x.
В данном случае происходящее явление разбито на составные части и известна причинная связь каждой из них, кроме одной, с каким-либо условием. Если остаётся только одна часть из возникающего явления и только одно условие из совокупности условий, порождающих это явление, то можно утверждать, что оставшееся условие представляет собой причину оставшейся части рассмотренного явления. Например, рукопись автора читали редакторы A., B., C., делая в ней пометки шариковыми авторучками. Причём известно, что редактор B. правил рукопись синими чернилами (у), а редактор C. – красными (z). Однако в рукописи имеются пометки, сделанные зелёными чернилами (x). Можно заключить, что, скорее всего, они оставлены редактором A.
Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | 9 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.018 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник