Богиня золотые сосуды с росой

МАКРО | Легенды и придания о росе.
Серебро, Луна-колдунья, по траве рассыплет утром…
(Григ – Утро)
Серебро Луна-колдунья
По траве рассыплет утром,
И частички полнолунья
Обратятся перламутром!
На цветах сверкают бусы –
– Бриллиантами роса!
Солнце – чародей искусный,
Продолжает чудеса.
Он протянет из-за леса,
Света тонкие персты…
Золотая занавеса
Вмиг окутает цветы!
Но растают эти росы,
Влагой воздух напоив,
Серебро оставят звёздам!
Золотой стихам мотив!
(Дмитрий Румата)
На заре и на закате цветы, деревья, травы покрываются мелкими, кристально чистыми, переливающимися капельками росы. В росе испокон веков люди видели благословение, которое Небо дает земле. Предания сербов говорят, что росу сеют звезды, предания украинцев — что она спадает с богини любви.
Другие славянские народы верили, что ее сеют на землю русалки. А античные греки — что она появляется из лунных лучей или из слез богини утренней зари Эос. Ирида, божество радуги, вестница богов, одета в платье из сверкающей росы.
Божественный, небесный дар, роса считалась нектаром бессмертия. В индуистской мифологии амрита, особое питье, эликсир бессмертия, называлась «сладкой росой». Китайское Дерево сладкой росы, растущее в центре мира, на горе Кунь-Лунь, тоже символ бессмертия. В Месоамерике те же качества приписывали росе, появлявшейся на священном кактусе. «Воротами сладчайшей росы» образно называют буддийское учение. В Каббале роса — символ воскресения: мертвые возрождаются Росой Света, испаряющейся с Древа Жизни.
Появляясь на границе двух периодов — света и тьмы, роса обладает магической силой. Девушки умывались розовой росой, в которой отражался свет утренней зари, чтобы обрести красоту и здоровье. Считалось, что роса сохраняет силу восходящего, рождающегося солнца, и поэтому в особые дни, например в день святого Георгия (болгарская традиция), на восходе, катались по траве, на которой выпала роса. Русская народная сказка рассказывает, как Добрыню Никитича с детства заставляли кататься по утренней росе: от этого он стал таким крепким, что с шести лет мог вырывать с корнем дубы.
Особенно чудесную целебную и магическую силу роса обретает на русальной неделе, на праздник Ивана Купалы, на Праздник росы, отмечавшийся в северных странах. В эти дни русалка Росяница насыщает травы животворной силой, которая передается животным и людям.
Кельтские девушки на Бельтайн (1 мая) ходили умывать лицо росой и перед рассветом загадывали желание.
Роса связана с зарей и небом и всегда была символом кристальной чистоты, чистейшей субстанции. Поэтому в индуизме она стала символом божественного Слова, в христианстве — Святого Духа. Славяне называют росу слезами Богородицы — слезами умиления, сострадания и чистоты. У алхимиков роса — это зародыш философского камня и один из символов первоматерии. В тайных обществах была распространена эмблема с каплей росы, она отражала очень древнее представление о том, что человек — это «микрокосмос», вселенная в миниатюре.
В капле росы отражается весь мир, от солнца до самого мельчайшего существа. Но главное — росинка пропускает через себя свет солнца, и он, преломляясь, начинает переливаться множеством цветов. Так и человек — если душа его чиста, он отражает божественный свет.
Мифы некоторых народов говорят о том, что души людей, воспарив в небо птицей после смерти, возвращаются в мир живых — оставляют крылья и выпадают на землю росой. В индийских ведах сказано: «Путь предков ведет на луну, откуда души ниспадают с росой (сомой), возникшей из месяца (Сомы)».
У неоплатоников капля — это естественная оболочка души (вода, окружающая что-либо, не просто охраняет, защищает: пространство внутри нее становится чистым и священным). Существует поговорка: «Дети — это Божественная роса». Сочетание на Ивана Купалу обрядов купания в росе и брачных обрядов и игр считается проявлением этой древней идеи реинкарнации.
источник:https://www.manwb.ru/
текст – Анна Кривошеина.
Источник
Прекрасная богиня Сив (Siv) «хранительница огня моря», жена Тора (др.-сканд. Þōrr, Þunarr), сидела однажды перед зеркалом, расчесывая свои длинные и густые белокурые волосы. Все богини в Асгарде (Граде Асов) прекрасны, но ни у одной нет таких чудесных волос, даже у самой богини любви Фрейи (от санскрита: Прия — priya — любимая, дорогая, ПРИЯтная), сестры Фрейра.
Сив часто оставалась дома одна, её муж Тор, могучий сын Одина, защищал Асгард от великанов.
Верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов Один (др.-сканд. Óðinn) или Вотан (прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz — «воданаз», «водиназ»; «Viðurr at vígum» — «Видур в боях»; «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» — «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира»). (Из Перечня имён Одина в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира»).
И вот беспутный ловкий бог хитрости и обмана Локи (Loki — «Ловкий»), связанный клятвой побратимства с Одином, в отсутствие Тора решил навестить его жену Сиву. Строен и красив был Локи. Богине нравились его полушутливые ухаживания, но и она, как другие асы, опасалась его злого языка и переменчивого нрава.
И в этот раз Сив любезно приветствовала Локи и завязала с ним веселую беседу. Сив смеялась от всего сердца, слушая шутки самого остроумного из асов, но шутки эти становились все более вольными, все откровенней говорил Локи о своей страсти, и вот уже обнял он смутившуюся богиню…
Резко оттолкнула Сив своего поклонника и заговорила насмешливо, думая охладить его пыл:
– Что это, Локи? Ты думаешь, ни одна женщина не устоит перед тобой? А давно ли ты сам превращался в женщину? Тебе и сейчас больше к лицу наше платье, вот только длинных кос не хватает.
Локи улыбнулся как ни в чем ни бывало:
– Таких волос, как у тебя, у меня все равно не будет. Но отчего ты вдруг рассердилась? Я только хотел помочь тебе уложить волосы.
– О, Локи, не надо хитрить!
– Клянусь тебе, Сив! Я и не знал, что ты так красива, пока не увидел тебя с распущенными волосами. Твоя обычная прическа не очень тебе идет. Вот если б ты иначе уложила волосы…
– А как, Локи? – спросила доверчивая Сив. – Ты и вправду можешь сделать лучше?
– Ну, конечно, милая Сив! Давай, я сначала сам расчешу твои чудесные волосы.
От плавных движений его рук Сив охватила сонная истома. Сквозь сон слышала она, как Локи шепчет заклинания. Затем раздалось щелканье ножниц. Сив открыла глаза и увидела в зеркале, как последние пряди волос падают с ее головы.
– Вот эта прическа тебе к лицу, милая Сив, – воскликнул Локи, смеясь.
Сив закричала, а её коварный поклонник отбросил ножницы и выскочил из комнаты.
Когда домой вернулся Тор, Сив безутешно рыдала. В ярость пришел сын Одина, узнав, какую шутку сыграл с его женой Локи. Он тотчас же бросился на поиски его, а схватив, хотел уже переломать ему все кости. Локи поспешно упал на колени и взмолился:
– Нет, Тор, не надо! Я все исправлю! Я верну волосы твоей жене!
– Как ты их вернешь? Не болтай попусту!
– Ах, постой! Послушай! Я пойду к чёрным альвам и они сделают волосы из золота. Ты же знаешь, какие мастера есть среди двергов (др.-исл. dvergar), в германо-скандинавской мифологии карлики, гномы, альки, духи природы! Волосы будут как живые, они сразу же прирастут к голове Сив. Вот увидишь, Тор, они будут лучше прежних!
– Поклянись, что ты это сделаешь, Локи!
Локи с готовностью поклялся и сразу же направился в подземную страну чёрных альвов, Свартафахейм (др.-сканд. Svartalfheim — «Дом чёрных альвов») — в германо-скандинавской мифологии родина двергов, созданная асами. Гномы славятся своими мастерами, но Локи не был уверен, что даже они смогут создать такие волосы, какие он пообещал Тору. Чего только не пообещаешь, чтобы спасти свою жизнь!
Лучшими друзьями Локи среди гномов были три брата, сыновья Ивальда. К ним он и явился со своей просьбой. Рассказав о данной им клятве, Локи сделал вид, что убит горем:
– Напрасно я поклялся! Горе тому, кто нарушает клятву, но кому под силу сделать волосы из золота, которые росли бы, как живые?
– Кому под силу? Да хоть бы и нам… – ответил старший из братьев. Сыновья Ивалда тут же принялись за работу. Как и рассчитывал Локи, гордость их была задета, все свое умение решили они показать богам.
Вскоре старший брат подал Локи золотые волосы, тонкие и легкие, как шёлк.
Скидбладнир — корабль Бога Фрейра.
– Это ещё не всё, Локи, – сказал средний брат. – Я сделал корабль Скидбланднир (древнесканд. Skíðblaðnir). Его можно свернуть и он уместится в сумке. А когда понадобится, разверни его и спусти на воду – куда бы он ни поплыл, для него тут всегда подует попутный ветер.
Младший из братьев Ивальди протянул Локи копье:
– Я даю ему имя Гунгнир Ни камень, ни железо для него не преграда.
Гунгнир (датск., норв., швед. Gungner) — в германо-скандинавской мифологии копьё Одина.
Обрадовался Локи, поблагодарил двергов и, вместо того, чтобы сразу же вернуться в Асгард, пошёл похвалиться этими сокровищами перед гномом по имени Брокк (Brokk), над которым и раньше любил насмехаться. Брат Брокка, Синдри (Эйтри), был кузнецом, не уступавшим в мастерстве сыновьям Ивальди, и Брокк им очень гордился.
– Эй, Брокк! – крикнул Локи, подойдя к его дому. – Взгляни на эти вещи! Разве сделает твой братец хоть что-нибудь подобное?
Оба брата вышли взглянуть на золотые волосы, корабль и копьё, и, пока они разглядывали чудесные вещи, Локи громко восхвалял мастерство сыновей Ивальди и дразнил кузнеца Синдри (Эйтри). Локи часто попадал в беду из-за своего легкомыслия, вот и на этот раз – Локи и сам не заметил, как поклялся своей головой, что Эйтри никогда не сравняться мастерством с сыновьями Ивальди.
– Побьёмся об заклад, Эйтри! Я готов дать отрезать себе голову, если ты сделаешь что-нибудь лучше этих вещей!
– Что ж, я принимаю твои условия, Локи! – отозвался Эйтри. – Возвращайся в Асгард. Скоро мой брат принесёт на суд богов то, что сделаю я.
Пожалел тут Локи о своих неосторожных словах, но взять их обратно уже не мог. Сделал он вид, что уходит, а сам стал подглядывать за кузнецами.
Эйтри положил в кузнечный горн свиную кожу и велел брату непрерывно раздувать огонь. Сам Эйтри вышел из кузницы, повторив:
– Ни на миг не прекращай работу, а то ничего не выйдет.
Брокк усердно раздувал огонь кузнечными мехами, когда невесть откуда появилась в кузнице большая муха. Она принялась кусать руку гнома, мешая ему работать. Конечно, это был сам Локи, решивший не дать двергам выиграть заклад. Но как он ни старался, Брокк не бросил раздувать огонь, пока не вернулся Эйтри. Братья достали из горна вепря с золотой щетиной, который сразу же ожил.
Во второй раз положил Эйтри в горн кусок золота. Брокк опять взялся за кузнечные меха, а Эйтри вышел, предупредив, что и на этот раз нельзя прерывать работу. Локи тут же начал жалить Брокка в шею, но и это не остановило гнома. Когда Эйтри вернулся, готово было золотое кольцо.
Локи ещё не знал свойств кольца и вепря, но испугался не на шутку: как бы не оказались они чудеснее корабля, копья и золотых волос.
Он видел лишь один выход – помешать кузнецам закончить третье изделие и тут же явиться звать их на суд богов. Тогда братья смогут показать лишь две вещи, а значит, они уступят братьям Ивальди.
Тем временем Эйтри положил в горн железо и ушёл. На этот раз решил Локи ужалить Брокка прямо в веко, так, что потекла кровь. Вскрикнул Брокк и схватился за глаз… Кузнечные меха опали, но тут вернулся Эйтри.
Он вынул из горна молот и сказал:
– Чуть было не пропала работа. Рукоять вышла слишком короткой. Иди теперь в Асгард и требуй голову Локи, Брокк.
Муха вылетела из кузницы, и вот уже Локи, снова принявший свой облик, поспешил на небо. Он явился в Асгард чуть раньше Брокка и рассказал богам обо всём, что с ним приключилось. Один, Фрейр и Тор сели на судейские троны, чтобы выслушать обе стороны и вынести решение.
Локи отдал Тору волосы для Сив, Одину – копье Гунгнир, а Фрейру – корабль Скидбланднир, рассказав богам о чудесных свойствах этих вещей.
Локи объяснил, в чем суть тех сокровищ: копьё разит, не зная преграды; золотые волосы, стоит приложить их к голове Сив, тотчас прирастут, а кораблю Скидбладниру, куда бы ни лежал его путь, всегда дует попутный ветер, лишь поднимут на нём парус, и можно свернуть этот корабль как простой платок, и, если надо, положить себе в карман.
Тут явился и Брокк и достал свои сокровища. Он протянул золотое кольцо Одину, говоря:
– Это кольцо Драупнир. Каждую девятую ночь оно станет ронять восемь капель золота и каждая капля превратится в кольцо такого же веса.
Кольцо Драупнир — символ богатства и изобилия. Драупнир (норв. draupnir) означает «the dripper» — «капельница». Согласно легендам каждую девятую ночь с кольца стекали капли золота, создавая своему владельцу ещё восемь точно таких же золотых колец.
Затем Брокк указал на вепря и подарил его богу Фрейру:
– Я дарю его тебе, Фрейр. Имя ему Гуллинбурсти (Gullinburste — «Золотая щетина»). Он может бежать по воде и по воздуху быстрее коня. И в самой непроглядной тьме, в самой стране Мрака, его щетина озарит твою дорогу.
Одину не хотелось признавать победителями двергов. Он любил Локи, своего побратима.
– Это прекрасные подарки, – сказал Один, – но всё же золотые волосы не хуже твоего кольца, а корабль – твоего вепря. Самый же лучший подарок для нас – копье Гунгнир. Мы ведь должны постоянно сражаться с великанами, и ничто нас так не радует, как хорошее оружие.
Тут Брокк показал богам железный молот:
– Я отдаю его Тору. Это молот Мёлльнир (др.-сканд. moʊlnᵻr — «молнур» = «молниеносный») означает «сокрушитель». Он может бить по любой цели – велика она или мала, близка или далека. Мёлльнир никогда не промахнется и всегда будет сам возвращаться в твои руки, Тор. А когда захочешь, он так уменьшится, что ты сможешь носить его за пазухой. И лишь один у него недостаток — коротковата рукоять.
Тор радостно схватил молот и, взмахнув им в воздухе, крикнул:
– Вот это подарок так подарок! Лучше не бывает!
Остальные боги переглянулись. Теперь даже Один не мог поспорить с тем, что Мёлльнир – лучшее из всех сокровищ, сделанных гномами.
Когда Локи понял, что проиграл, он попробовал откупиться, но гном не хотел брать за его голову никакого выкупа.
– Тогда поймай меня! – крикнул Локи и бросился прочь. Он заранее надел свои волшебные башмаки-скороходы, нёсшие его с невиданной быстротой по воздуху.
Гном стал просить Тора поймать обманщика:
– Не дай свершиться клятвопреступлению, Тор! Ты один можешь схватить Локи.
Богам уже приходилось нарушать клятву, а это не дозволено даже им. Тор бросился вслед за Локи и, крепко держа за руки, привёл его в Асгард.
Брокк достал из-за пояса топорик и приготовился отрубить Локи голову, но тот закричал, глядя на Одина:
– Спаси меня, великий! Я проиграл только свою голову, гном не имеет права трогать мою шею!
Один обрадовался, что может спасти приёмного сына:
– Брокк, это правда! Ты не должен касаться шеи Локи своим топором. И не вздумай как-нибудь ещё нанести ему ущерб. Ты имеешь право – лишь забрать его голову.
– Как же я могу забрать голову, не трогая шеи?
Дверг понял, что его обманули, и не захотел уйти не отомстив:
– Пусть будет так, как решил Один! Но я хочу, чтобы лживый рот Локки был зашит. Если он это заслужил, пусть шило моего брата само проткнет в его губах дырки, а я продену сквозь них ремешок из кожи.
Лишь помянул он про шило, откуда ни возьмись, оно появилось и проткнуло несколько дырок в губах Локи. Боги изумленно молчали, и сам Локи, не сопротивляясь, позволил Брокку зашить ему рот. Но лишь только дверг спрятал иглу, Локи вырвал ремешок, так что кровь залила ему подбородок и шею. Ремешок, которым был зашит рот Локи, зовется Вартари — это имя и значит «ремешок».
Один тут же исцелил его раны, а Сив подала ему кубок вина. Новые волосы уже росли на её голове, и богиня Сив всё простила Локи. Говорят даже, что с этих пор она полюбила его больше, чем это могло бы понравиться её мужу, но Тор, к счастью, стал еще чаще уходить из дома, чтобы сразиться с великанами. Ведь теперь у него был молот Мёлльнир.
Вот как случилось, что волосы Сив по-прежнему самые красивые в мире, и даже лучше тех, что были у нее раньше. Впрочем, какие волосы были у нее раньше, уже никто не помнит – вся эта история произошла очень давно. Некоторые утверждают, что волосы Сив всегда были золотыми, а сыновья Ивальди выковали точно такие же, как те, что отрезал Локи. Как бы там ни было, с тех пор в Мидгардской поэзии золото стали называть «волосами Сив».
По пересказу скандинавских мифов, сделанному Е. Л. Кувановой.
Источник
Глава 1. Золотой сосуд
Апостол Павел во 2-м послании к Тимофею (2Тим.2:20,21)
указывает на один очень важный факт, касающийся церкви. Имея в виду
видимую церковь здесь, на земле, Павел говорит, что в церкви можно
увидеть людей возрожденных и невозрожденных. Как это ни печально, но
этот факт имеет место: в церкви есть “примесь”. Здесь, на земле, нам не
найти совершенной церкви. В данном случае я не говорю о Вселенской,
невидимой Церкви, о “теле Христовом”, как названа эта Церковь в Библии
(Еф.1:22,23). Конечно, к этой невидимой Церкви, к “телу Христову”,
принадлежат все, кто пережил рождение свыше. А кто именно родился свыше –
знает только один Господь. Но в церкви, которую мы видим, независимо от
того, какое название она носит, есть два рода людей. Апостол Павел
пишет: “А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и
деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком
употреблении” (2Тим.2:20).
Итак, к сосудам в почетном употреблении он относит
золотые и серебряные сосуды, а к сосудам в низком употреблении –
деревянные и глиняные. В данном случае нас интересуют сосуды золотые и
серебряные, которые символизируют собой возрожденных членов церкви. Но
необходимо обратить внимание на то, что не все сосуды, находящиеся в
почетном употреблении, одинаковые: одни – золотые, а другие –
серебряные. Разумеется, золотой сосуд ценнее, и употребляется он в более
почетных случаях, предназначен для более высоких целей. Как бы хотелось
нам быть этими золотыми сосудами, не так ли? В Библии сказано, что царь
Соломон пользовался только золотыми сосудами (3Цар.10:21). Однако, быть
золотым сосудом в доме Божьем совсем не значит, что ты особо избранный и
святой. Нет. Каждое чадо Божье может быть этим золотым сосудом: мы к
этому призваны. Но Бог употребляет и серебряные сосуды. И не зазорно
стремиться быть лучше. Так давайте же стремиться быть золотыми сосудами.
Дал бы нам Господь такое же желание, какое имел апостол
Павел: “…забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к
почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Флп.3:13,14). Его не
удовлетворяло быть только серебряным сосудом в доме Божьем – он
постоянно стремился быть “сосудом в чести, освященным и благопотребным
Владыке, годным на всякое доброе дело” (2Тим.2:21). И никто из нас не
сомневается, что он действительно стал золотым сосудом в руках Господа.
Дорогие друзья, поставим и мы перед собою эту высшую цель – быть
золотыми сосудами. Но что же необходимо для достижения этой высшей цели?
Прежде всего, вручить себя в руки нашего Небесного Плавильщика. Только
тогда Он сможет начать Свое святое дело в нас: Он начнет “переплавлять
нас, как золото и как серебро”, очищать нас от всякой примеси, “чтобы мы
приносили жертву Ему в правде”, как говорит слово Божье (Мал.3:3).
В качестве примера Божьей работы по переплавке и очищению
я хочу взять историю жизни одного человека, во многих отношениях
необыкновенного, но в то же время во всем подобного нам. Это
ветхозаветный пророк Илия. Интересно отметить, что ни один из пророков
не упоминается в Новом Завете так часто, как Илия. Апостол Иаков говорит
о нем: “Илия был человек подобный нам…” (Иак.5:17). И вот этот
“человек подобный нам”, оказался золотым сосудым, благопотребным Богу!
Если мы обратимся к истории Илии, то увидим, как проходила “переплавка”
этого человека, как Бог готовил этот сосуд для Своей славы. А в том, что
Илия действительно стал золотым сосудом, не может быть никаких
сомнений. Я убежден, что пример Илии может быть полезным для каждого и
послужит “для научения, для обличения, для исправления, для наставления в
праведности” (2Тим.3:16).
Возлюбленные, Бог именно сейчас особо нуждается в золотых
сосудах, которые Он мог бы использовать для осуществления Своих планов.
В эти последние дни до пришествия нашего Господа Иисуса Христа, само
время, в которое мы живем, требует таких людей, как Илия,
самоотверженных, преданных делу Божьему, верных Ему до конца, способных
бесстрашно нести живое слово Господне. Посмотрите, как наше время похоже
на тот период в истории Израиля, когда Бог воздвиг Илию. Бог и сегодня
ищет подобных ему. Он ищет человека, который бы встал “в проломе за
землю сию” (Иез.22:30). Тогда говорил Господь: “Искал Я у них человека,
который поставил бы стену и стал предо Мною в проломе за сию землю, чтоб
Я не погубил ее, но не нашел” (Иез.22:30). Какие печальные слова! Бог
не нашел человека, которому Он мог бы поручить Свое слово для спасения
народа. Неужели и сегодня Он должен сказать: “Искал… и не нашел”.
О, какая благодать, что во дни царя Ахава, в одно из
самых смутных времен в истории израильского народа, когда жена царя,
Иезавель, поклонница Ваала, умертвила всех пророков Божьих, Бог нашел
этого человека, нашел верного Своего пророка! В Галааде – не в столице,
не во дворце царя Ахава, Бог нашел человека, стоящего на коленях в
молитве, – Илию.
История Илии начинается спустя 80 лет после того
торжественного момента в жизни народа Божьего, когда царь Соломон
произнес молитву об освящении храма, построенного им в Иерусалиме. Можно
сказать, что тот момент был кульминационным во всей истории
израильского народа.
После царствования царя Соломона, сына царя Давида, в
Израильском царстве произошел раскол. Закончился золотой век
израильского народа. Образовалось два царства: Южное, Иудейское (со
столицей в Иерусалиме), в котором царствовал Ровоам, сын Соломона; и
Северное, Израильское, в котором царствовал Иеровоам. После происшедшего
раскола в израильском народе началось духовное разложение.
Седьмым израильским царем был Ахав; о нем мы читаем: “И
делал Ахав… неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде
него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова, – он
взял себе в жены Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, и стал служить
Ваалу и поклоняться ему” (3Цар.16:30,31). Вместе с Ахавом пал и весь
народ. Все, за исключением семи тысяч, которые не преклонили колени пред
Ваалом, пошли блудодействовать за Ваалом. Иезавель умертвила всех
пророков, за исключением тех ста, которых Авдию, начальствующему при
дворе Ахава, удалось спрятать. Однако ни один из тех семи тысяч, ни один
из ста пророков, которые вынуждены были скрываться, ни сам Авдий не
дерзнули возвысить свои голоса в защиту правды. А Иезавель, проводя свою
пропаганду, все больше вводила народ в заблуждение и в грехи
любодейства с Ваалом. Все жертвенники Господни были превращены в
жертвенники Ваала. Духовная жизнь Израиля померкла. Произошло полное
затмение. Светильник в Израиле погас, не осталось ни одного огонька: не
слышно было ни одного голоса в защиту истины; духовная смерть
царствовала от Дана до Вирсавии, и по всему казалось, что сатана одержал
победу. На этом бы закончилась печальная история народа Божьего. Но
именно в такое смутное время Бог нашел человека, который стал
посредником между народом и Богом. К этому времени Бог приготовил
золотой сосуд, благоугодный Ему!
Прочтем из 3-й книги Царств 1-й стих 17-й главы: “И
сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог
Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя,
разве только по моему слову”. Какими значительными словами начинается
этот новый, чудный абзац в истории народа Божьего. Вникнем в каждое
слово, начиная с союза “и”. Одна буква “и” начинает поворотный этап в
истории израильского народа. Тот, кто думал, что восторжествовал Ваал (а
оно так в действительности и было), упустил из виду самый важный факт –
что жив Господь. Он не умер. Рано или поздно отвергающий Бога должен
будет предстать пред Ним. Никто не избежит этой встречи.
Обратите внимание, как внезапно на арене израильской
истории появился этот человек по имени Илия. До этого момента о нем
ничего не говорилось на страницах Библии. Мы ничего не знаем о его
происхождении, кроме того, что он “Фесвитянин, из жителей Галаадских”
(3Цар.17:1). Это все, что о нем сказано. Нам не известно, в каком
возрасте был Илия, когда предстал он пред царем Ахавом. Но и из
приведенного выше краткого отрывка мы можем сделать некоторые выводы.
Совершенно ясно, что Бог готовил этот золотой сосуд. В пустынных и диких
краях Галаада Илия знал своего Бога, находился с Ним в постоянном
молитвенном общении. Мы можем сказать, что Илия был проницателен в
изучении слова Божьего и верил тому, что написано в нем. В результате
такого знания слова Божьего он мог истолковать события того времени, в
которое он жил, а это, в свою очередь, делало его сильным в молитве.
Илия был человеком молитвы, и его молитвы согласовались с волей Божией;
он верил обетованиям Божьим и тому, что Бог исполнит Свое слово. Вот из
такого материала Бог отливает Свои золотые сосуды.
Итак, первое, что необходимо отметить, говоря об Илии,
это то, что он был человеком молитвы. Бог ничего не может делать через
человека, который не молится. Апостол Иаков говорит: “Илия был человек
подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя
на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало
дождь, и земля произрастила плод свой” (Иак.5:17,18). Откуда у Илии
появилась такая дерзость просить Бога, чтобы не было дождя? Как он
дерзнул так молиться? Как он осмелился требовать у Бога, чтобы Он больше
не орошал землю? Видите, Илия был не только человеком молитвы, но он
знал слово Божье и верил тому, что написано в нем. Он знал, что в Своем
слове Бог предупредил израильский народ об отступлении: “Берегитесь,
чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились, и не стали
служить иным богам, и не поклонились им” (Втор.11:16). Но именно это
народ как раз и сделал: израильтяне начали служить Ваалу и поклоняться
чужим богам. И дальше было написано в книге Моисеевой: “И тогда
воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя,
и земля не принесет произведений своих; и вы скоро погибнете с доброй
земли, которую Господь дает вам” (Втор.11:17).
Нет; молитва Илии не была дерзкой. Он не выдумал ее сам;
он не был советником Богу – Бог был его Советником. Основой для молитвы
Илии было слово Божье. Оно дало ему веру и смелость молиться Богу, чтобы
спасти народ, чтобы он покаялся. Вот поэтому так молится Илия: “Боже!
Заключи небо, не дай дождя, чтобы земля не дала своего плода, сделай это
по слову Твоему, дабы народ Твой оставил грехи и злодеяния и обратился к
Тебе”. Илия молился согласно слову Божьему, а значит, согласно воле
Божьей. И Бог услышал эту молитву.
Нет; молитва Илии не была опрометчивой. Апостол Иаков
говорит, что “он молитвою помолился” (Иак.5:17). Что это значит? Только
то, что он молился во время молитвы. “Странно”, – вы скажете. Илия не
просто произносил слова молитвы, он молился всем своим существом: духом,
душою и телом. Он как бы весь был в молитве. Это не значит, что он
вдруг решил, что вот хорошо бы теперь помолиться об этом. Нет. Эта
молитва была особенной: она требовала времени, сосредоточенности и
полной отдачи духовных сил. Молитва Илии – его важное служение перед
Богом.
Возлюбленные, когда мы проникнемся глубоким смыслом
молитвы в нашей жизни, только тогда мы начнем понимать пути Божьи.
Только тогда мы начнем отличать Божий голос от других голосов, которые
проникают в наше сознание и постоянно отвлекают наше внимание. Только
тогда Его слово будет живым словом для нас, и мы будем знать, о чем нам
молиться.
Бог готовит Свои золотые сосуды втайне, в пустыне, на
коленях. Так Он готовил новозаветного “Илию” – Иоанна Крестителя. О нем в
Евангелии от Луки сказано, что он “возрастал и укреплялся духом, и был в
пустынях до дня явления своего Израилю” (Лк.1:80).
Псалмопевец говорит о народе, “знающем трубный зов”, и о
том, что народ этот блажен, и секрет этого народа в том, что “он ходит
во свете лица Господня” (Пс.88:16). Для человека, пребывающего в слове
Божьем и в молитве, не скрыто время, назначенное Богом. Бог открыл ему
эту тайну. Однако религиозным людям Своего времени Иисус Христос должен
был сказать: “Лицемеры! Различать лицо неба вы умеете, а знамений времен
не можете?” (Мф.16:3). О, возлюбленные, как важно знать времена, а их
могут узнать только те, кто постоянно пребывает в присутствии Божьем.
Об Аврааме, человеке веры, Господь мог сказать: “Утаю ли Я
от Авраама, что хочу делать!” (Быт.18:17) Верующие, которые принадлежат
к совету Господню – воистину привилегированные люди, ибо “тайна
Господня боящимся Его, и завет Свой Он открывает им” (Пс.24:14). Илия
принадлежал к этому тайному совету Господню. Иоанн Креститель был членом
этого совета, и поэтому он точно знал время, когда он должен был начать
свое служение. Он не опоздал ни на один день. Когда для Христа пришло
время явиться, Иоанн был на месте, чтобы приветствовать Иисуса словами:
“Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин.1:29).
Быть сосудом, угодным Богу для служения, – значит быть
членом тайного совета Господня. Дорогие мои, понятно ли нам время, в
которое мы живем? Видим ли мы положение народа Божьего в нашей стране
так, как видел его Илия, или как видел это Иоанн Креститель? Может ли
Бог доверить нам Свое слово, которое Он хочет передать сегодня? Бог
хочет приготовить такие сосуды, через которые Он мог бы передать Свое
слово и через которые Он мог бы начать пробуждение.
Илия имел слово от Бога. Он получил его непосредственно
от Господа, поэтому Илия так смело говорит: “Жив Господь, Бог Израилев,
перед Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве
только по моему слову” (3Цар.17:1). Вы обратили внимание, как Илия
заканчивает свою речь? “…По моему слову”. Божье слово стало его
словом, и поэтому он мог так уверенно и авторитетно произнести эти
слова. Его голос был голосом вопиющего в пустыне, – и этот голос был
голосом Божьим. Илия был всего-навсего сосудом, при помощи которого Бог
мог сказать именно то, что Он хотел передать народу – не больше и не
меньше. Через таких людей, как Илия, находящихся в союзе с Богом,
Господь и передает Свое слово.
Каким чудным примером такого союза, такого единства,
является наш Господь Иисус Христос. Он мог сказать: “…ничего не делаю
от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю… Мое учение – не
Мое, но Пославшего Меня…” (Ин.8:28; 7:16). Илия так был исполнен силой
Божьей, что когда на эту землю явился Господь Иисус Христос, то иудеи
говорили: “Это Илия…”. В этом и есть значение золотого сосуда: золото
расплавлено и очищено от примеси до такой степени, что может отразить
лицо Небесного Плавильщика. В этом и есть сила – и сила тем больше, чем
больше в нас отражается Господь.
Отражается ли в тебе Господь? Видят ли окружающие в тебе
Иисуса Христа? Дорогие друзья, только в том случае мы можем отражать
Иисуса, если мы согласны пройти вместе с Ним через огненное горнило.
Человек, не прошедший через горнило испытаний, не может приносить жертву
Господу в правде. Господь не может доверить такому