Больные сосуды и перелет

Больные сосуды и перелет thumbnail

Пора отпусков нередко омрачается проблемами, которые накатывают с совершенно неожиданной стороны. И сразу, как только вы отправитесь на отдых. То есть, в самолете.

ЧЕМ ПЕРЕЛЕТЫ ОПАСНЫ?

Уже на высоте 3000 метров атмосферное давление начинает падать, снижается концентрация кислорода. А если самолет набирает высоту до 11000 метров, то поступление кислорода в кровь вообще становится критически низким. Такие перепады неприятны даже совершенно здоровым людям, что уж говорить о тех, кто нездоров.

Кто в зоне риска: люди с проблемами сердца и сосудистыми заболеваниями,особенно гипертоники и кто недавно перенес операцию или инфаркт миокарда.

Плохо и то, что пассажиры во время длительных перелетов находятся в сидячем положении, это вызывает застой крови в венах, ведет к тромбозу. А у людей с серьезными проблемами от перепадов давления тромб может вовсе оторваться.

Кто в зоне риска: у кого в анамнезе значится тромбообразование.

И вдобавок ко всему, воздух в салоне самолета из-за постоянной работы систем кондиционирования становится очень сухим, это пагубно влияет на дыхательную систему. От обезвоживания страдает кожа.

Кто в зоне риска: люди с респираторными заболеваниями, болезнями органов дыхания. У страдающих астмой, бронхитом и заболеваниями глаз может серьезно ухудшиться состояние.

КОМУ ЕЩЕ ЛЕТАТЬ ОПАСНО?

Беременным. Особенно в первом триместре и на самых последних сроках. А также в первую неделю после родов. Оптимальное время для путешествия для беременных – это второй и начало третьего триместра беременности.

Младенцы в возрасте до 7 дней также не должны находиться в самолете.

Аквалангистам и вообще отдыхающим, любящим попрактиковать спуск на дно с аквалангом или маской – после этого нужно выждать как минимум сутки. Во время погружения организм испытывает сильный стресс из-за смены давления на глубине, и ему требуется время на восстановление.

Кому еще стоит быть осторожнее с перелетами? Людям с аневризмой аорты. Принимающим гормональные препараты (некоторые группы гормонов могут влиять на сердечно-сосудистую систему). Людям с нарушением циркуляции крови. У кого повышенное внутричерепное давление, легочная гипертензия.

И ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ, СОВСЕМ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОТПУСКА?

Зачем же, просто ответственно отнеситесь к предстоящему полету: заранее приготовьте лекарства в дорогу, проконсультируйтесь со своим лечащим врачом и прочитайте советы ниже.

Людям с сердечно-сосудистыми проблемами стоит перед заказом билетов уточнить, есть ли в салоне самолета ингалятор кислорода или, проще, кислородная подушка. Если нет, то перед дорогой купите себе в аптеке кислородный коктейль и потягивайте его во время полета.

Перед взлетом положите таблетку валидола под язык и рассасывайте неспешно в пути. А когда стюардесса объявит о том, что самолет начинает снижение, примите еще одну валидолинку.

Страдающим приступами стенокардии рекомендуется принять 70 мг аспирина и 1 таблетку нитроглицерина, это предупредит возможный сердечный приступ.

Людям со страхом полета перед дорогой стоит выпить коктейль из 40 капель валерианы, пустырника или корвалола. Это уменьшит учащенное сердцебиение и успокоит нервишки.

Людям с сосудистыми проблемами и варикозом нужно стараться избегать пережима сосудов: не класть ногу на ногу, не держать их в согнутом состоянии длительное время, не подкладывать их под себя. Лучше почаще шевелите ими, сидите с вытянутыми ногами, старайтесь каждые полчаса пройтись по салону.

И по возможности выбирайте место у прохода. Так вы сможете вытянуть ноги и вставать, когда пожелаете, не беспокоя сидящих рядом людей.

Людям с проблемами сосудов и тромбов стоит во время пути пить больше жидкости, только не кофе, колу или алкоголь – в идеале чистую негазированную воду.

Чтобы избежать обезвоживания кожи, захватите в полет термальную воду и время от времени опрыскивайте лицо. Что касается крема, то перед дорогой отдайте лучше предпочтение увлажняющему, а не питательному (который сильно утяжелит кожу при летных нагрузках).

Тем, кто страдает проблемами дыхания, нужно взять в дорогу сосудосуживающие капли (нафазолин, галазолин и прочие).

Если в полете почувствуете головокружение, сфокусируйте взгляд на каком-нибудь неподвижном предмете, например, на откидном столике перед вами.

Если заложило уши, попробуйте сильно позевать. Или зажмите нос и несколько раз сглотните.

Постарайтесь в дороге обойтись без контактных линз, замените их очками. Это позволит устранить возможные неприятные ощущения.

Если чувствуете, что становится плохо, сразу позовите стюардессу, или скажите соседу, что вам нехорошо, назовите ему свое хроническое заболевание, чтобы окружающие знали, как действовать, если вы отключитесь.

КАК В ДОРОГЕ РАЗМЯТЬСЯ?

Инструктор йога-центра «Просветление» Виктория Бегунова рассказала «Комсомолке» об упражнениях для правильного дыхания, восстановления кровообращения и расслабления, которые можно выполнять в полете, не вставая с кресла. Распечатайте их и возьмите с собой в дорогу! Дальше…

Читайте также:  Ломкость сосудов причины лечение народными средствами

КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПОЛЕТ С МЛАДЕНЦЕМ?

До того, как ребенку исполнится год, полетов лучше вообще избегать. Но если все-таки возникла такая необходимость, готовьтесь основательно!

Заранее уточните, предоставляет ли авиакомпания детскую люльку, большинство перевозчиков имеют такой сервис.

То же касается детского питания для грудных младенцев. Только заказ специального питания нужно делать заранее, минимально за 36 часов до вылета.

Место выбирайте ближе к хвосту, там, как правило, подлокотники поднимаются, вам будет удобнее расположиться.

Просите, чтобы кресло дали у прохода – если ребенок будет плакать или потребуется поменять подгузник, вы сможете вставать без проблем, не мешая соседям.

Кстати, о подгузниках. Их нужно поменять прямо перед перелетом, а во время полета это можно сделать в туалете – почти во всех самолетах там есть специальный откидывающийся столик.

Во время взлета и снижения самолета у младенца может появиться боль в ушах и заложенность носа. Поэтому перед взлетом нужно обязательно удалить слизь с помощью ватных тампонов и закапать ему в нос сосудосуживающие капли.

Снизить заложенность детских ушек поможет питье из бутылочки через соску.

Не кормите ребенка слишком плотно перед полетом. Да и во время тоже. А вот давать пить – обязательно. Из-за очень сухого воздуха и для поддержания водного баланса организму требуется жидкость.

Во время полета на большой высоте ножки ребенка могут отекать, поэтому обувь в самолете лучше снять.

НА ЗАМЕТКУ

Думаете, что в отпуск летите с детьми и любимым мужчиной? Еще и с миллиардами микробов и бактерий! Вместо лишнего купальника и пары босоножек возьмите с собой на курорт двойной запас антибактериальных салфеток и геля. Потому как даже в самых хороших самолетах живут и отлично себя чувствуют микробы и бактерии. Ужас-ужас-ужас? Да вовсе нет. Просто надо знать самые грязные места.

Источник

Этот совет часто можно услышать от флебологов, сосудистых хирургов, да и просто врачей общей практики: обязательно надевать компрессионные чулки для перелёта в самолёте. Причём делать это рекомендуется не только тем, кто уже страдает от варикозной болезни ног, но и тем, у кого с венами пока всё в порядке.

Совет, по сути своей, очень правильный, но он нуждается в дополнительном разъяснении, поскольку некоторые нюансы покупки компрессионных чулок для самолёта могут кому-то показаться непонятными.

В чём заключается опасность длительных авиаперелётов

Есть два основных фактора, которые угрожают сосудам во время авиационных перелётов – продолжительная неподвижность и изменения атмосферного давления.

Неподвижность

Неподвижность в самолете фото 1 Неподвижность в самолете – причина тромбов

Перелёт в самолёте чаще всего подразумевает длительное и почти полностью неподвижное нахождение в кресле. Например, авиарейс «Москва-Пекин» длится около 8 часов, а рейс «Москва-Вашингтон» – больше 11 часов. Всё это время пассажиру приходиться сидеть, да ещё и нередко с согнутыми ногами, поскольку возможность вытянуть ноги вперёд имеется, обычно, только у тех, кто летит бизнес-классом.

Столь продолжительное пребывание в сидячей позе пагубно сказывается на кровообращении нижних конечностей, ведь мышцы не проталкивают кровь по венам, и всю работу берёт на себя сердце, усилий которого чаще всего бывает недостаточно. Если прибегнуть к сравнению, то работа сердца у пассажира, который совершает длительный авиаперелёт с согнутыми ногами, напоминает работу насоса, пытающегося протолкнуть воду через изогнутый шланг – и насос в этом случае работает на износ, и место полива не получает достаточно воды. Если же пассажир имеет возможность выпрямить ноги, то работа сердца начинает напоминать насос, который проталкивает воду по шлангам куда-нибудь очень высоко, но вот хватит ли у него мощности для этой задачи – большой вопрос.

В отсутствие нормального кровообращения, кровь в ножных венах застаивается и сгущается, повышая риск образования тромбов. Питание тканей тоже существенно ухудшается, вызывая нарушения клеточного метаболизма.

Изменение давления

Ещё более серьёзную угрозу для здоровья сосудов представляют перепады (изменения) атмосферного давления, которыми сопровождает любой авиаперелёт.

Связано это, в первую очередь, с необходимостью искусственной регуляции давления в герметичном салоне пассажирского самолёта. Средний показатель давления, которое испытывает человек на земной поверхности – 760 мм рт. ст. А вот на высоте 9000-13000 метров, куда поднимается большинство авиарейсов, уровень давления совсем иной – примерно 207 мм рт. ст.

Читайте также:  Узи сосудов нижних конечностей тольятти баныкина

Слишком большая разница между внешним атмосферным давлением и давлением внутри салона может привести к разрушению корпуса самолёта, а потому внутреннее давление всегда снижают примерно на 75% от привычного – до 560 – 620 мм рт. ст. В условиях пониженного давления уровень кислорода в крови всегда падает, кровь становится более вязкой и развивается гипоксия тканей (кислородное голодание). Больше всего в такой ситуации страдают именно ног: во-первых, из-за обеднённости крови кислородом, а во-вторых, из-за их максимальной анатомической удалённости от сердца.

Момент взлёта и посадки самолёта тоже связаны с высокой нагрузкой на сосудистую систему, причём не только ног. Сочетание гравитационных перегрузок и коррекции давления внутри салона самолёта становятся серьёзным стрессом для сосудов всего тела (собственно говоря, именно по этой причине лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями рекомендуется отдавать предпочтение наземному или водному транспорту). Перепады атмосферного давления при взлёте и посадке колеблются в пределах 140-190 мм рт. ст. – не очень страшно для здорового организма, и вполне достаточно для возникновения варикоза у пожилых, ослабленных или больных лиц.

Эти два фактора – неподвижность и давление – в своей совокупности становятся предпосылкой для развития варикозного расширения вен или усугубления уже имеющегося заболевания.

Роль компрессионных чулок в предупреждении венозного застоя

Перепады давления при перелетах Изменения давления – причина тромбоза

Компрессионные чулки плотно обжимают ногу по всей её поверхности, от лодыжки до бедра, что приводит к сужению сосудистого просвета и, как результат – к усилению венозного кровотока. Это позволяет решить сразу три проблемы, актуальные для тех, кто совершает авиаперелёт:

  • улучшение питания тканей ног;
  • профилактика варикозного расширения вен;
  • уменьшение нагрузки на сердце.

Если говорить более просто, то компрессионные чулки временно выполняют работу мышц, способствуя тому, чтобы кровь не застаивалась в венах и циркулировала так, как это и должно происходить.

Кому нужны компрессионные чулки в самолёт

Хорошая компрессия ножных вен будет полезна для всех, кому предстоит перелёт длительностью более 2-3 часов, но есть лица, которые пребывают в особенной зоне риска, а потому им настоятельно рекомендовано всегда надевать в самолёт компрессионные чулки:

  • страдающие варикозом, лимфостазом или тромбофлебитом нижних конечностей;
  • больные с сахарным диабетом при поражении сосудов;
  • беременные женщины;
  • при склонности к отёчности ног;
  • при наличии сердечно-сосудистых заболеваний (после консультации с врачом);
  • при повышенной свёртываемости крови.

Как выбрать компрессионные чулки для авиаперелёта

Выбор чулок компрессионных для перелета Как выбрать чулки компрессионные для перелета

Оптимальным вариантом для защиты ножных вен в самолёте является использование профилактического компрессионного белья (класс A) с уровнем компрессии 15-18 мм рт. ст. Этого будет вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальный кровоток, избежать высокой нагрузки на сердце или кислородного голодания тканей ног.

Чулки профилактического класса рекомендованы для авиаперелётов только при условии, что ранее у пассажира не наблюдались признаки начального варикоза: боли, отёки, судороги, сосудистые звёздочки. Если такие симптомы периодически возникают (например, после трудового дня, проведённого на ногах), то лучше использовать чулки первого класса компрессии: 19-23 мм рт. ст.

А вот при наличии диагностированного варикозного заболевания или других сосудистых нарушений назначать компрессионные чулки в самолёт должен лечащий врач. Самостоятельный подбор чулок по методу «научного тыка» несёт риск того, что выбор будет сделан неправильно, и вместо защиты вен им будет причинён вред.

Как надевать компрессионные чулки перед полётом

Как надевать чулки перед полетом Как надевать компрессионные чулки перед полетом

Лучше всего надевать чулки с утра в день полёта, сразу по пробуждению, когда ноги максимально отдохнули, а кровь отхлынула. Чулки выворачиваются наизнанку и собираются «гармошкой», после чего их нужно плавно «накатить» на ногу, не подтягивая чулки силой и не допуская образования складок.

Если по какой-то причине чулки не были надеты с утра, то можно сделать это позже, перед полётом, предварительно полежав около получаса с высоко поднятыми ногами. Так в любом случае будет лучше, чем отправляться в полёт с «голыми» ногами.

Профилактика проще лечения

Есть такое старое мудрое изречение: «Знал бы, где упасть, соломки бы подостлал». Обычно его употребляют, чтобы объяснить невозможность уберечься от всех житейских неприятностей, но случае с предстоящим авиаперелётом «подостлать соломки» всё-таки можно: нужно всего лишь надеть в полёт компрессионные чулки – и варикоз будет не страшен.

Консультант интернет-магазина netran.ru

Володьков Алексей Викторович

Источник

Независимо от того, какого уровня самолет и насколько престижна авиакомпания, перелет представляет собой опасность. Риск разбиться намного меньше, чем вероятность заполучить инфаркт, инсульт или другую сердечно-сосудистую катастрофу. Отправляясь в путешествие на самолете особенно осторожными должны быть сахарные диабетики, курильщики, гипертонические больные, беременные, люди в постинфарктый, послеоперационный и постинсультный периоды. Удивительно, но даже те, кто принимают контрацептивы в таблетках, тоже должны быть настороже и знать о рисках связанных для них с перелетами.

Читайте также:  Какая минеральная вода чистит сосуды

Перелетные угрозы для здоровья

На пассажира в салоне действуют отрицательные факторы еще до взлета и продолжаются они до самого приземления. К ним относят:

– Переживания при сборах, прохождении таможенного контроля, посадке. Даже у здорового человека хлопоты перед поездкой способны подорвать нервную систему. О гипертониках и сердечниках и говорить не стоит. Скачки давления, тахикардия, приступы кардиалгии – все это может сопутствовать в сборах и при прохождении всех формальностей на пути к заветному самолету. Дополнительный стресс присутствует у аэрофобов, которые панически бояться летать. В данном случае уровень адреналина в крови зашкаливает и без приступа гипертонического криза или стенокардии будет достаточно сложно обойтись;

– Перегрузка повышенным давлением при взлете и посадке. Понятно, что при взлете и посадке организм получает нагрузку как на сосуды, так и на сердечную мышцу. Они вынуждены подстраиваться и достаточно быстро под изменения давления при разгоне, отрыве от земли и наборе высоты, а также возвращении на твердую землю аэропорта;

– Турбулентность, вибрационная нагрузка. При таких типах воздействия к переживаниям добавляется риск отрыва атеросклеротической бляшки, возникновение сбоев в ритме сердца;

– Снижение концентрации кислорода при наборе высоты. Казалось бы, ну все, летим по ровной линии в пункт назначения. На самом деле на высоте начинает сказываться на состоянии организма недостаток кислорода. Развивается гипоксия мозга и сердечной мышцы. Именно на этом этапе полета появляются головокружения, сонливость, одышка, перебои в работе сердца. Для людей с ишемической болезнью сердца и постинфарктных больных это может привести к обострению или даже повторному инфаркту. Для людей с астмой даже советуют брать с собой ингалятор, так как гипоксическая обстановка с большой долей вероятности приводит к приступу;

– Снижение атмосферного давления в салоне. На высоте регуляция артериального давления в организме может быть нарушена из-за непривычности внешнего атмосферного давления. Сосуды могут, как чрезмерно сужаться, так и расширяться;

– Нахождение в неподвижном неудобном положении длительное время. Это наиболее частая причина проблем в воздухе со здоровьем. Суть ее заключается, конечно, не в гиподинамии, а в нарушении полноценного кровообращения в конечностях из-за передавливания сосудов во время длительного сидения. Застой крови и неполноценное выведение продуктов обмена из клеток и сосудов ног провоцирует слипание тромбоцитов и формирование тромбов. Если тромболитическая система организма не сработает вовремя, то тромб вполне может оторваться и вызвать инфаркт, ишемический, инсульт, тромбоз глубоких вен, легочную эмболию. Доказано, что именно тромбоз в результате перелета стал причиной смерти трех человек в Японии и десятерых в Великобритании. Особенно опасно садиться в самолет, если перед этим накануне было погружение на глубину. Риски тромбозов в этом случае удваиваются.

Профилактика «самолетных» осложнений

Многие факторы исключить невозможно, но вооружиться необходимыми средствами защиты и знаниями просто необходимо. Во-первых, необходимо собрать аптечку самых важных лекарств. В нее входят валидол, седативные препараты, нитроглицерин, препараты от давления, таблетки от укачивания и т.д. Некоторым может быть прописан врачом дополнительный кислород во время перелета. Этот момент стоит согласовать с авиакомпанией и взять с их разрешения кислородную подушку на борт. Как профилактику накануне можно принять таблетку разжижающего кровь препарата (например, на основе ацетилсалициловой кислоты). Показано употреблять до и во время полета достаточное количество чистой воды, чтобы предотвратить обезвоживание. Алкоголь и кофе в качестве спасения от обезвоживания рассматривать не стоит. Они только усугубят проблему с сердечно-сосудистой системой и увеличат давление и могут даже спровоцировать сгущение крови. При длительных перелетах показано надевать компрессионное белье, периодически вставать и разминать ноги, прохаживаться по салону.

Противопоказания к перелетам

Не стоит забывать, что человеку с больным сердцем необходимо согласовать возможность полета на самолете с лечащим врачом. Полностью противопоказаны перелеты в течение 2 недель после перенесенного инфаркта, инсульта, при нестабильной стенокардии, неконтролируемых нарушениях ритма, в ранний постоперационный период после шунтирования, в случаях декомпенсации сердечной недостаточности.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник