Большой сосуд для хранения в алтаре святых даров

Значение слова дарохранительница
Словарь Ушакова
дарохранительница
дарохранительница, дарохранительницы, жен. (церк.). Сосуд, в котором хранится причастие.
Католическая Энциклопедия
дарохранительница
место, где постоянно хранится освященный Хлеб – Тело Христово. Будучи местом реального присутствия Самого Христа, д. по праву почитается живым сердцем храма. Входя в храм, верующие воздают поклонение Христу, преклоняя колени перед Ним, сокрытым под видом Хлеба в дарохранительнице. В храмах, сохранивших дореформенный облик алтарной части, д. находится в центре алтаря, представляя собой своего рода шкаф с дверцей (или дверцами). В новое время в храмах и часовнях дарохранительница может быть нишей с дверцей в стене алтарной части храма или шкатулкой, крепящейся в пресвитерии на стене или колонне, либо стоящей непосредственно на алтаре.
Архитектурный словарь
дарохранительница
Установленный на престоле золотой или серебряный ковчег для так называемых святых даров, употребляемых при богослужении.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Православие. Словарь-справочник
дарохранительница
особый сосуд в форме храма или часовни, как правило, из металла, не дающего окиси. Внутри этого сосуда в особом ящичке в нижней части полагаются приготовленные особым образом для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжело больных и умирающих людей. Дарохранительница находится на престоле.
Православный энциклопедический словарь
дарохранительница
металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.
Словарь церковных терминов
дарохранительница
священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.
Православная энциклопедия
дарохранительница
сосуд, в котором хранят Преждеосвященные дары. Обычно она стоит на престоле, но в некоторых храмах для нее отводят специальное место в алтаре. Современные дарохранительницы изготавливают в форме храма, внутри которого помещается ковчег для самих даров.
Вестминстерский словарь теологических терминов
дарохранительница
♦ (ENG Рух)
(от греч. pyksis – деревянное вместилище, лат. pyxis – коробочка)
емкость для хранения освященного для Святого Причастия хлеба, к-рый можно отнести больным.
Словарь Ефремовой
дарохранительница
ж.
Большой сосуд для хранения в алтаре святых даров.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
дарохранительница
— один из главных священных сосудов, находящихся в алтаре православной церкви. В ней хранятся св. дары, т. н. запасные и преждеосвященные (см. Дары святые). Она должна быть изготовлена из золота или серебра и только в крайнем случае может быть оловянная; тогда под св. дары должна быть подстилаема чистая бумага. Д. должна быть всегда покрытой и храниться непременно в алтаре на престоле. Кроме священника и дьякона, никто не должен касаться этого св. сосуда.
Н. Б.
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову дарохранительница
Синонимы к слову дарохранительница
- базилика
- божница
- вместилище
- гробница
- иерусалим
- киворий
- кивот
- киот
- ковчег
- ковчежец
- кустодия
- молельня
- монстранц
- остенсориум
- сион
Однокоренные слова к слову дарохранительница
- авиалесоохрана
- ангел-хранитель
- архивохранилище
- бездарность
- бездарный
- бензохранилище
- благодарить
- благодарный
- водоохрана
- водохранилище
- высокоодаренный
- газохранилище
- дар
- дарение
- дареный
Источник
- Католическая энциклопедия
Место, где постоянно хранится освященный Хлеб – Тело Христово. Будучи местом реального присутствия Самого Христа, д. по праву почитается живым сердцем храма. Входя в храм, верующие воздают поклонение Христу, преклоняя колени перед Ним, сокрытым под видом Хлеба в дарохранительнице. В храмах, сохранивших дореформенный облик алтарной части, д. находится в центре алтаря, представляя собой своего рода шкаф с дверцей (или дверцами). В новое время в храмах и часовнях дарохранительница может быть нишей с дверцей в стене алтарной части храма или шкатулкой, крепящейся в пресвитерии на стене или колонне, либо стоящей непосредственно на алтаре.
Источник:
Католическая энциклопедия
на Gufo.me
Значения в других словарях
- дарохранительница —
ДАРОХРАН’ИТЕЛЬНИЦА, дарохранительницы, ·жен. (церк.). Сосуд, в котором хранится причастие.
Толковый словарь Ушакова - Дарохранительница —
Один из главных свящ. сосудов, находящихся в алтаре правосл. церк. В ней хранятся св. дары, т. н. запасные и преждеосвященные (см. “Дары святые”).
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - дарохранительница —
Дарохранительница, дарохранительницы, дарохранительницы, дарохранительниц, дарохранительнице, дарохранительницам, дарохранительницу, дарохранительницы, дарохранительницей, дарохранительницею, дарохранительницами, дарохранительнице, дарохранительницах
Грамматический словарь Зализняка - дарохранительница —
дарохранительница ж. Большой сосуд для хранения в алтаре святых даров.
Толковый словарь Ефремовой - Дарохранительница —
Установленный на престоле золотой или серебряный ковчег для так называемых святых даров, употребляемых при богослужении. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь - Дарохранительница —
В христианстве священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре.
Краткий религиозный словарь - дарохранительница —
См. дарить
Толковый словарь Даля - дарохранительница —
Дар/о/хран/и́/тель/ниц/а.
Морфемно-орфографический словарь - дарохранительница —
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА -ы; ж. В христианстве: шкатулка (ковчег), в которой хранятся кусочки освящённого хлеба.
Толковый словарь Кузнецова - дарохранительница —
орф. дарохранительница, -ы, тв. -ей
Орфографический словарь Лопатина - дарохранительница —
сущ., кол-во синонимов: 14 вместилище 11 гробница 10 иерусалим 5 киворий 3 кивот 8 ковчег 12 кустодия 3 монстранц 2 остенсориум 1 пацификал 1 сион 6 табернакль 6 храм 57 циборий 1
Словарь синонимов русского языка
Источник
Что такое жертвенник?
Жертвенник в православном храме, как и престол, является одним из главных предметов церковной утвари, необходимых для совершения Божественной Литургии.
Он представляет собой стол той же высоты, что и престол, но, как правило, меньшей площади. На жертвеннике непременно стоит распятие, перед которым горит лампада.
Во многих храмах во внебогослужебное время на жертвеннике хранятся литургические сосуды.
Символика
• Жертвенник символизирует собой Голгофу – гору, на которой принес Себя в жертву за грехи человечества Господь Иисус Христос.
• Поскольку именно на жертвеннике совершается проскомидия, он мистически являет собой вифлеемские ясли – место Рождества Христова.
• Когда на жертвеннике находятся Святые Дары, он становится подобием Небесного престола.
• Напоминает жертвенник православного храма и о жертвеннике Ветхозаветного храма. Важно помнить о главном отличии: в Ветхом завете люди приносили Богу кровавые жертвы, животных и птиц, а в Новозаветном храме совершается Бескровная Жертва, в которой Господь отдает Себя людям.
• Наконец, можно вспомнить апокалиптическое видение апостола Иоанна Богослова: золотой жертвенник перед престолом Агнца (Христа). На этот жертвенник в виде фимиама (ладана) возлагаются молитвы святых, а под жертвенником пребываютдуши людей, которые принесли себя в жертву Богу, отдав жизнь за веру.
Из истории
В древности жертвенник находился не в алтаре, а в особом помещении, примыкавшем к нему. Это помещение также именовалось жертвенником. В него могли входить миряне, которые приносили в дар Богу все необходимое для совершения службы: елей, вино, просфоры. Сам жертвенник в старину именовался предложением, то есть местом, где люди предлагают Творцу свои дары.
Особенности использования
В наши дни жертвенник располагается в левом (при взгляде из основной части храма) углу алтаря, у северо-восточной стены храма. Прикасаться к нему имеет право только священник.
Освящение жертвенника совершается менее торжественно, нежели освящение престола: его лишь кропят святой водой, поскольку он является местом приготовления Евхаристической жертвы, но не освящения ее.
В древности над жертвенником помещали икону Рождества Христова. В наши дни на этом месте чаще можно увидеть образ Спаса в терновом венце.
Полезный совет
Около жертвенника удобно поставить стол для записок, подаваемых на проскомидию верующими, и просфор, из которых вынимаются частицы при их поминовении.
Варианты изготовления
Убранство жертвенника аналогично убранству престола. Если престол в храме облачен в одежды и ткани – так же бывает убран и жертвенник. Соответственно, распространены жертвенники с твердыми стенками – металлическими или деревянными, украшенными резьбой.
В отличие от престола, жертвенник может иметь не только кубическую форму, но и быть угловым или прямоугольным. Удобны жертвенники с высокой задней стенкой, которая предотвращает падение с них утвари. Эта возвышающаяся над поверхностью жертвенника стенка обычно представляет собой киот с иконой. Торжественно смотрятся жертвенники с сенью. Практичный вариант – жертвенник с дверцей, внутри которого располагается место для хранения богослужебных сосудов.
Источник
В мире нет такой религии или культа, среди атрибутов которой отсутствовал бы священный сосуд. Его самое известное обобщение и символ – чаша Грааля (оттого, кстати, и поиск ее имеет смысл разве что в значении духовного поиска). А еще были напитки богов, такие как сома, например, или вино. Их приносили в жертву богам с помощью ритуальных возлияний, да и сами люди приобщались к ним по праздникам. У многих народов сохранились ритуальные сосуды без дна или с отверстиями. О подобных сосударх в контексте оберегов-украшений у славян упоминал, например, Рыбаков – небольшие чашечки без дна были связаны с культом воды, их использовали в заговорах, ставили на землю и наливали в них воду – поили землю. На такую же мысль наталкивают фибулы сету “суур сылы”, формой напоминающие женскую грудь. Об украшениях сету писала здесь. О каменных балбалах, прижимающих к животу священные сосуды, писала здесь.
Возможно, священные чаши можно трактовать как постоянные или “переносные” алтари, а также как предметы для проведения ритуалов. Древние алтари имеет имеют углубления, предназначенные для жертвоприношений. По существу, они являются чашей для возлияний, возложения, возжигания жертвы. Чаша, из которой жертва возносится на небо или проливается на землю, и имеет значение алтаря или сакрального сосуда.
Статуя короля Гудеа с сосудом, переполненным водой и рыбой, посвященая богине живительной воды Гештинане, Месопотамия. Около 2140 г до н.э., долерит. Лувр. Больше всего статуй Гудеа нашли в шумерском городе Гирсу (современный Телло, Ирак) и в шумерском же городе Ниппур (современный Нуффар, Ирак). Большая часть статуй показывает Гудеа в образе молящегося – такие статуи в храмах как бы “замещали” человека и молились вместо него, пока он занимался другими важными делами)) Еще есть версия, что Гудеа изображен в виде бога Энки, бога подзмных вод, повелитель Тигра и Ефрата
Вода определяла жизнь природы и человека и поэтому должна была помещаться где-то на небе. Естественная логика подсказывала, что наверху должно находиться ее вселенское хранилище. Каждый день человек видел, что вода может сохраняться только в выемке, постепенно пришел к созданию керамических сосудов. Создавая свое миро-представление он помещал на небо некий сосуд, лоно небесного океана. Это подтверждали и небесные знаки – ковши Большой и Малой медведицы, серп молодой Луны – на юге и в субтропиках он виден почти горизонтально, как чаша. Чуткие к восприятию люди даже видели эту небесную чашу днем воочию – этот оптико-физиологический эффект описал в своей книге “Пространство Эвклида” художник Петров-Водкин.
Для того, чтобы вода из-под небосвода могла пролиться живительным дождем, в ней на небосводе должно быть отверстие в дне. В русском языке наименование такого сосуда – бездна (без дна). М.Маковский связывал с ней широкий круг понятий, которые в индоевропейских языках связаны с рождением, конструкцией, функционированием вселенной – сосуд, небо, судьба, центр мира, отверстие, окно, дверь, врата, Мировой Разум и творящее начало.
Ритон. 460-450 гг до.н.э. Национальный археологический музей в Афинах. Ритоном назывался рог или широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенно вниз головы животного или человека, скульптурой, украшался гравировкой и рельефом. Изготавливался из золота, и других металлов, глины, кости, рога. Такой сосуд использовался в священных обрядах жертвоприношениях или влзлияния вина в честь богов. Ритон имеет отверстие в нижнем узком конце.
Именно с бездной и ее донным отверстием, через которое небесные воды подаются в поднебесье, в мир земной, связаны с наиболее архаическими пластами индоевропейской мифологии. Большинство древнейших мифологических фигур змееподобны. Древнеиндийский Ахи-Будханья – буквально “змей глубин”, “змей бездны”. Близки к нему греческий Пифон и сербохорватский Бадняк, чье имя может означать “обитатель бадьи”. Авестийский Апам-Напат – буквально “потомок воды”, “отпрыск вод”, античные змееногие титаны, некогда обитающие в раю Индры, то есть опять-таки на небесах.
Трипольская культура. Загадочные двойные сосуды без дна (бинокли)
Со змееподобными богами сошлись в борьбе за обладанием главным и единственным источником вод младшие антропоморфные боги энеолитического человека, овладевшего производящим хозяйством, ремеслами и оружием.
Индра бился со змееногим Вритрой, греческий Зевс с Тифоном, славянский Перун и германский Тор – со змием, в ближневосточной традиции Мардук с Тиамат. Отголоски этих мифов отразились в битвах героев с змееподобными чудищами – у греков – Персей и Медуза, Геракл и Лернейская Гидра, у персов – Рустам и водяная колдунья, у русских – Добрыня и Змей и святой Георгий Победоносец.
Фракийский ритон из серебра и золота в виде головы теленка с изображением сидящей женщины с сосудом. Ритоны были распространены в Персии, в Эгейском регионе – с бронзового века, то есть со 2 тыс.до н.э. Ритон широко распространен по всей Евразии с доисторических времен. Отверстие в узкой части может быть закрыто и открывается для питья или жертвенного возлияния на землю. В них наливали вино, пиво и или масло.
Иран, 5 век до н.э. Музей Метрополитен
Большую роль священный сосуд играет в христианской религии. Причащаясь из дароносицы христианин пьет символическую кровь Христову и тем самым приобщается к Богу. Чаша Святой Грааль, из которой по средневековому преданию причащались Христос и апостолы (по другому варианту туда была собрана кровь Христа после распятия), отождествляет воду, испитую Спасителем, с небесными водами. Обряд крещения в текущем с гор Иордане подразумевает купание в небесных водах. На ряде византийских мозаик над головой Христа помещена синяя чаша небесного океана.
Сосуд в руках каменных изваяний-баб сравнивают с дароносицей – переносой дарохранительницей для ношения Святых Даров. Используется для осуществления таинства причастия вне храма. В католицизме особая дароносица используется для выставления Святых Даров для их почитания (адорации). К Святым Дарам, как выше сказано, относится хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии. Вино символизирует кровь, разводится водой. Дарохранительница у православных располагается на престоле на алтаре, у католиков, обычно, за алтарем, куда переносится в дароносице.
Интерпретация некоторых сосудов восходит к представлениям о богине-матери, дающей жизнь и питающей ее.
Мастос, ритуальный сосуд в виде женской груди, Древняя Греция, Британский музей
Распространенная в неолите интерпретация богини, как подательницы молока – то есть пропитания и, соответственно, жизни. Алебастровый ритуальный сосуд наполняется жидкостью, которая из груди попадает в сосуд, который она держит в руках. Испания (Иберия), 7 век до нэ
Некоторые факты из книги: Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. М., 2001
Источник
Источник