Бронзовые сосуды династии шан

Для Китая характерно ретроспективное искусство (в языке даже нет будущего времени). Большое значение отводилось учению (высшие слои общества назывались учеными). Образованность была высока. Сначала заселили Хуанхе.
Периодизация:
· Древность (4тыс – 3в н.э.);
· Средние века (4-18в).
Переход между периодами весьма условен. Культурная традиция не прерывалась. История плавная, расплывчатые рубежи, так как не было смен формы собственность. Китайская система периодизации (древнего периода) основана на смене династий. Мы используем эту систему.
Древность:
· Древнейшее искусство – 4тыс -3тыс до н.э. (керамические археологические культуры, Яншао, Луншань);
· Шан (Инь) – 3тыс – 12в до н.э.;
· Чжоу – 12в -3в до н.э. (Чжань Го – 5-3в до н.э. – период сражающихся государств);
· Цинь – 221г до н.э. – 206г н.э.;
· Хань – 206г – 220г н.э.
Первые памятники китайской культуры – продукты археологических раскопок. Культура Яншао и родственные. Искусство не расчленено от ремесла. Космогонические орнаменты: видны представления о структуре мира, который состоял из двух (потом трех) частей. Нижняя часть (обозначается параллельными и волнистыми линиями) находится под морем (корни, черви). Треугольники, спирали (солнце, ветер) – это обозначение всего, что над землей (горы, солнце). В росписи красные, черные и белые минеральные краски. В Луншань сосуды черные, блестящие, без росписи.
Далее бронзовый век, период Шан (Инь), расцвет бронзы. Это изделия ритуального характера. Обряды связаны с почитанием предков и богов, предками императора считаются боги (император – сын неба), предками простых людей – мелкие духи. В виде жертвы употреблялось мясо, вино или бумажные деньги (искусственные).
Сложилось рабовладельческое государство, система иероглифической письменности, изобретена техника бронзового литья, усложнились и конкретизировались религиозно-мифологические представления о мире (Фу Си и Нюй Ва – прародители китайцев, Шанди – главный бог), города в долине Хуанхе (регулярный план, дворцы на глиняной платформе, стоечно-балочная конструкция).
Бронзовые сосуды исполнялись в технике утраченной восковой модели, от которой остались швы, делящие сосуд на 4 чести (можно было удалить после отливки, но их стали использовать со смыслом – сосуд – мир, ориентация по 4 сторонам света). Могли быть более 1м. Сосуд – модель мира, делится на 3 горизонтальные зоны: нижняя – вертикальные завитки – подземные мир. В срединной зоне господствует скрытое чудовище Тао Тэ Пожирающий (это мир животных, людей и растений), в нем царствует не человек, а зверь. Тао Тэ изображен не на одной грани, а на двух, центр его морды расположен на углу. По центральной оси зверь разворачивается в две стороны (у него две спины, два хвоста), по центру огромная морда. Принцип охватывания масок. В верхней части изображения высших сфер: треугольники гор, птицы (позже изображения древесных крон). Изображаются чаще вороны, которые связаны с культом. Все зоны отделены друг от друга поясками. Фоном во всех сосудах является узор грома – спираль, вписанная в квадрат (ее связывают с небесными стихиями). Здесь же характерная практика сочетания круга и квадрата. Круг – это небо, квадрат – это земля с ее 4мя сторонами света. Если посмотреть сверху, видно, что к кругу горолвины примыкают 4 ребра.
Типы: Тя -на 3х ногах, Лэй – круглая низкая приплюснутая ваза, Гу – кубок для вина (круглый сужающийся внизу, узкая часть, резкое расширение – чем-то похож на лотос), Цзюэ – высокий кувшин с горлом на 3х ногах. Важнейшими стали узоры, воплощающие стихии неба и воды (птица, дракон),урожай (цикада), благополучие (бак, баран. Часто изображения обобщаются и приобретают собирательный образ. Сова соединяет небо и землю, интересна цикада (часть жизни под землей, часть в воздухе), под землей ее изображают лежащей на боку.
Среди жертвенных сосудов есть зооморфные, в которых сочетались различные птицы, гады, кролики и тд. Например, сосед в форме совы, здесь ее крылья заканчиваются головой барана (овна) – зодиакальный символ. В поздней бронзе Шан (Инь) – сер 2тыс, появляется образ человека, но он ни в коем случае не играет главную роль структуре мира. Также в это время в мифологии начинает действовать дракон. После ухода бронзы уходит и мощная мифология.
Потом Чжоу: появляются действия и многофигурные композиции. В Чжаньго развивается придворная жизнь и прикладные искусства.
Источник
В древности жертвоприношения играли исключительно важную роль в жизни общества и были направлены на поддержание правильного порядка в мире. Считалось, что без них мир погрузится в хаос и погибнет. Не был исключением и Древний Китай.
Ритуальная утварь
Во времена правления династий Шан (1600-1046 до н.э.) и Чжоу (1045 до н.э.-256 до н.э.) существовало большое число различной ритуальной посуды для жертвоприношений. Для приготовления пищи использовали триподы и тетраподы 鼎 dǐng, жертвенные сосуды для проса 簋 guǐ, котлы на трех ножках 鬲 gé, чаши 盂 yú, подносы 俎 zǔ. Для воды – блюдо 盘 pán, рукомойник 匜 yí, таз 鑑 jiàn. Для вина, возлияния которым были неизменной частью жертвоприношения, – кубки 爵 jué и 斝 jiǎ, чаши 觚 gū, сосуды 觯 zhì, рог 觥 gōng, сосуды 彝 yí, кувшины 卣 yǒu, чаши 尊 zūn и т.д.
Бронзовая ритуальная посуда
Среди всей ритуальной утвари особо выделяли бронзовые сосуды 鼎 dǐng, которые в Ся (2070-1600 до н.э.), Шан-Инь и Чжоу считались символом власти и статуса. Сосуды-дин бывают двух видов: триподы – круглые, с тремя ножками, и тетраподы – квадратные или прямоугольные, с четырьмя ножками, которые называли 方鼎 fāng dǐng. У них имеется пара ручек, сверху они закрываются крышкой. Сосуды-дин использовались для приготовления и хранения пищи, на пиршествах, в церемониях жертвоприношений, в погребальных ритуалах, а также для казни через сварение.
Самые ранние керамические сосуды-дин были обнаружены на стоянке раннего бронзового века Эрлитоу 二里头文化, которую многие современные археологи связывают с первой в истории Китая династией Ся 夏. С развитием бронзолитейной технологии в Ся, Шан и Чжоу их сменили бронзовые сосуды-дин.
Сосуд-дин с ножками в виде драконов. Поздняя Шан (XIV-XI вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин
Девять ритуальных сосудов-дин
По преданию, после того как Юй 禹 (2123-2025) усмирил потоп и основал государство Ся, он приказал разделить территорию страны на девять областей 九州 jiǔzhōu (иногда так образно называют Китай до сих пор), и с каждой из них в качестве дани собрал бронзу. Затем он приказал отлить девять сосудов-дин 九鼎 jiǔdǐng, весом 7,5 тонн (или 6,6 тонн) каждый. На сосудах было выгравировано географическое положение области, количество дани и типичный пейзаж. Девять сосудов-дин символизировали власть, которую Небо даровало правителю. В «Цзо чжуань» 左傳 («Комментарии Цзо») повествуется, однако, что девять котлов-треножников были отлиты сыном Юя Великого, Ци 啟, вторым правителем Ся.
Девять сосудов-дин и девять областей 九州 jiǔzhōu Древнего Китая: 扬 yáng, 荆 jīng, 梁 liáng, 徐 xú, 豫 yù, 雍 yōng, 青 qīng, 兖 yǎn, 冀 jì. Триподы символизировали центр и основные стороны света, тетраподы – промежуточные стороны света.
После того, первый правитель династии Шан Чэн Тан 成湯 (правил в 1600-1587 до н.э.) сверг последнего правителя династии Ся Цзе 桀, он приказал перевезти девять сосудов-дин в свою столицу – город Янь. Когда Пань Гэн 盤庚 (правил в 1401-1374 годах до н. э.) перенес столицу в Инь 殷, они были перемещены туда. Чжоуский У-ван 周武王 (правил в 1169-1115, или 1087-1043 до н.э.), уничтоживший государство Шан, придя к власти, продемонстрировал девять сосудов-дин. При его сыне Чэн-ване 成王 (правил 1115-1079 или 1042-1021 до н.э.) они были перевезены в Лои (ныне Лоян) и помещены в Храме императорских предков Таймяо 太廟. В эпохи Чунь-цю (722-481 до н.э.) и Чжань-го (481-256/221 до н.э.), когда власть Чжоуского дома была лишь номинальной, за обладание девятью сосудами-дин развернулась ожесточенная борьба.
К началу правления династии Цинь (221-206 до н.э.) девять ритуальных сосудов-дин были утеряны. По одной из версий, в конце эпохи Чжоу они пропали где-то в Сышуй 泗水 (уезд городского округа Цзинин провинции Шаньдун), по другой – были переплавлены в деньги или оружие. В последующие годы китайские императоры несколько раз создавали их копии. В 1105 году сунский император Хуэй-цзун 徽宗 (правил в 1100-1126) приказал из 220 цзиней меди отлить девять сосудов-дин и украсить золотом. Сейчас их можно увидеть в Национальном музее Китая в Пекине.
Ритуальные функции триподов и тетраподов дин
В эпоху Шан бронзовые сосуды-дин использовались преимущественно для хранения и приготовления пищи, а также в ритуальных целях. Большие размеры сосудов свидетельствуют, что в жертву могли приносить целое животное. Бронзовые триподы и тетраподы дин часто встречаются в погребениях шанской знати. Их количество, наряду с размерами погребения и бронзовыми сосудами других типов, свидетельствуют о социальном статусе покойного и его месте в социальной иерархии.
Чжоусцы, придя к власти, совершили то, что принято называть «ритуальной революцией». Иньцы, которые широко применяли в церемониях жертвоприношений вино, были обвинены в повсеместном пьянстве, ставшего причиной того, что последний иньский правитель потерял «небесный мандат». Ритуальную функцию сосудов-дин сменила статусная.
♦ По теме: Культ Неба в китайской культуре: Небо, Сын Неба, Небесный мандат
В древних трактатах «Ли цзи» 禮記 («Записи о ритуале»), «Чжоу ли» 周禮 («Чжоуские ритуалы»), «И ли» 儀禮 («Церемониал и обряды») и других письменных источниках описывается, какое число сосудов-дин надлежало использовать при погребении знати разных титулов и рангов: для Сына Неба 天子 – девять, гунов 公 и чжухоу 诸侯 – семь, дафу 大夫 – пять, ши 士 – три или один. Начиная с конца периода Западное Чжоу (1045-770 до н.э.), в периоды Чунь-цю и Чжань-го при погребениях представителей низших рангов начинают использовать бóльшее число сосудов, чем прежде, что вызывало огорчение Конфуция как яркое свидетельство падения нравов и отхода от древних правил. В эпоху Цинь эта система была упразднена.
Триподы-дин, середина эпохи Западная Чжоу. Национальный музей Китая, Пекин
Сосуды-дин и власть
В периоды Ся, Шан-Инь и Чжоу сосуды-дин символически воплощали институт государственной власти. Два ушка и три ножки являлись материальным воплощением чисел два и три, символизировавших пару 阴 yīn и 阳 yáng (темное и светлое начала) и гармонию трех начал – Неба 天 tiān, Земли 地 dì и Человека 人 rén, что в сумме давало число пять, отсылающее к 五行 wǔxíng (пять первоэлементов). Круглые сосуды-дин символизировали Небо, квадратные – Землю. Тем самым, они выражали ритуальный аспект власти.
♦ По теме: Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян, у-син и ци
Связь сосуда-дин с властью нашла отражение и в китайском языке. Так, слово 鼎 dǐng означает не только собственно сосуд-дин, но и императорскую власть, престол, опору престола, краеугольный, веский, а словосочетание 问鼎 wèndǐng, буквально означающее «спрашивать о размере и весе дин», также имеет значения «захватить; завоевать, занять, претендовать (на первое место)» и т.п.
Тетрапод-дин, Ранняя Шан (XVI-XIV вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин
Декорирование и надписи на бронзовых сосудах-дин
Сосуды-дин богато декорированы. Довольно часто на них встречается орнамент таоте 饕餮 tāotiè – стилизованное изображение чудовища-обжоры, которое часто связывают с человеческими жертвоприношениями в эпоху Шан.
Трипод и тетрапод дин с орнаментом таоте. Эпоха Шан. Источник: Honolulu Academy of Arts
Нередко можно увидеть спиралевидный узор. Позднее появляются фигуры животных – коровы, козы, птицы, драконы и львы, которые играли не только декоративную, но и функциональную роль, например, в качестве ручек крышки.
Начиная с конца эпохи Шан-Инь, и, особенно, в эпоху Западная Чжоу, распространяется обычай делать надписи с внутренней стороны сосудов для жертвоприношений, в том числе, и дин. Если первые надписи были довольно лаконичны и содержали лишь имя владельца и указание на то, кому посвящен данный сосуд (как правило, для совершения жертвоприношений предку), то начиная с X-IX веков до н.э. эти надписи становятся все более пространными и состоят из нескольких сотен иероглифов. Такие надписи, получившие название 金文 jīnwén, являются одним из важнейших источников по истории того времени.
Копия одной из надписей на сосуде-дин. Около 800 г. до н.э.
На сосудах встречаются надписи. Это то, что сообщает сам хозяин сосуда от своего имени. Он делает это для того, чтобы прославить достоинства своих предков и передать память о них потомкам. У любого предка есть достоинства и недостатки. Но назначение надписи в том, чтобы воздать должное достоинствам и умолчать о недостатках… В надписях описываются добродетели предка, его заслуги и подвиги, дары, которых он удостоился, слава, которую он снискал.
– Ли-цзи
Вот пример одной из таких надписей, которая называется «Э-хоу дин» 鄂后鼎 и приведена в учебнике «Древнекитайский язык» Хуан Шуин и М.В.Крюкова:
Правитель совершил поход на юг. Возвращаясь из похода, он остановился в Пэй. Э-хоу Юй-фан поднес правителю сладкого вина, его распили. Юй-фан угощал правителя. Правитель устроил пир. Потом стреляли из лука. Юй-фан стрелял вместе с правителем. Все пили вино. Правитель лично одарил Юй-фана пятью парами украшений из нефрита, пятью лошадьми, пятью пучками стрел. Юй-фан почтительно сложил руки и поклонился до земли, осмелился поблагодарить Сына Неба за великолепный дар. По этому случаю был сделан жертвенный сосуд-дин. На протяжении десяти тысяч лет дети и внуки вечно будут пользоваться им как драгоценностью.
***
Сосуды-дин нередко можно увидеть в современном Китае: большие и маленькие, в музеях и на открытых пространствах, старинные и современные реплики. Для китайской культуры они значат гораздо больше, чем просто древний сосуд для жертвоприношений.
Храм Земли 地坛 dìtán в Пекине. Жертвенник в центре алтаря выполнен в форме тетрапода-дин. По краям алтаря стоят триподы-дин
Тетрапод-дин, установленный в 2013 году в честь 110-летнего юбилея Китайского педагогического университета в Ухане. Напротив него установлен бюст китайского педагога и просветителя Тао Синчжи 陶行知 (1891-1946)
Хотите узнать больше о Китае? Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”
© Сайт “Дорогами Срединного пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Источник
Бронзовый сосуд времен династии Шан для хранения напитков; 11 век до нашей эры; высота: 35,2 см; Музей Чернуски (Париж)
Наборы и отдельные образцы ритуальных бронзовых изделий сохранились с тех времен, когда они были изготовлены в основном во время китайского бронзового века . Ритуальные изделия из бронзы производят неизгладимое впечатление не только благодаря изысканности дизайна и производственного процесса, но и благодаря своей исключительной прочности. От около 1650 г. до н.э., эти богато украшенные сосуды были сданы на хранение в качестве инвентаря в гробницах особ и знати, и, очевидно , были произведены в очень больших количествах, с документированными раскопками найти более 200 штук в одной гробнице. Они были созданы для отдельного человека или социальной группы, чтобы использовать их при совершении ритуальных подношений еды и питья своим предкам и другим божествам или духам. Такие церемонии обычно проводились в семейных храмах или церемониальных залах над гробницами. Эти церемонии можно рассматривать как ритуальные банкеты, в которых должны были участвовать как живые, так и мертвые члены семьи. Подробности этих ритуальных церемоний сохранились в ранних литературных записях. После смерти владельца ритуальной бронзы ее часто помещали в его гробницу, чтобы он мог продолжать оказывать свое почтение в загробной жизни; другие образцы были отлиты специально как погребальный инвентарь. Действительно, многие сохранившиеся образцы были извлечены из могил.
Ритуальные изделия из бронзы, вероятно, не использовались для нормальной еды и питья; они представляют собой более крупные, более сложные версии типов сосудов, используемых для этого, и сделанные из драгоценных материалов. Многие формы сохранились и в гончарной посуде, и гончарные изделия продолжали изготавливаться в антикварном духе до наших дней. Помимо столовой посуды, в особых ритуальных формах изготавливали оружие и некоторые другие предметы. Другой класс ритуальных предметов – это предметы, в том числе и оружие, сделанные из нефрита , который, вероятно, был наиболее ценимым из всех и который долгое время использовался для изготовления ритуальных инструментов и оружия примерно с 4500 г. до н. Э.
По крайней мере, первоначально производство бронзы, вероятно, контролировалось правителем, который в знак благосклонности отдал несформированный металл своей знати.
Применение
Бронзы ( упрощенный китайский : 青铜器 ; традиционный китайский : 青銅器 ; пиньинь : qīng tóng qì ; Уэйд-Джайлс : ch’ing t’ong ch’i ) – одни из самых важных произведений древнего китайского искусства , требующие отдельного каталога в Императорские художественные коллекции. Китайский бронзовый век начался при династии Ся (ок. 2070 – ок. 1600 до н.э.), и бронзовые ритуальные контейнеры составляют основную часть коллекций китайских древностей, достигнув своего апогея во время династии Шан (1600-1046 до н.э.) и в ранний период. из династии Чжоу (1045-256 до н.э.).
Большинство сохранившихся китайских древних бронзовых артефактов представляют собой ритуальные формы, а не их эквиваленты, предназначенные для практического использования в качестве инструментов или оружия. Оружие вроде кинжалов и топоров имело жертвенное значение, символизируя небесную силу правителя. Сильные религиозные ассоциации бронзовых предметов привели к появлению большого количества типов и форм сосудов, которые стали считаться классическими и тотемными и копировались, часто в других средствах массовой информации, таких как китайский фарфор , в последующие периоды китайского искусства .
Ритуальные книги древнего Китая подробно описывают, кому и в каком количестве разрешалось использовать жертвенные сосуды. Король Чжоу использовал 9 дингов и 8 сосудов gui , герцогу было разрешено использовать 7 dings и 6 guis, барон мог использовать 5 dings и 3 guis, дворянин мог использовать 3 dings и 2 guis. Что касается фактических археологических находок, гробница Фу Хао , необычайно могущественной царицы Шан, содержала набор ее ритуальных сосудов, насчитывающий более двухсот, которые также намного больше, чем двадцать четыре сосуда в гробнице современного дворянина. Ее более высокий статус был бы очевиден не только ее современникам, но также, как полагали, ее предкам и другим духам. Многие из предметов были отлиты с надписями с использованием посмертной формы ее имени, что указывает на то, что они были сделаны специально для захоронения в гробнице.
Металлургия и происхождение
Происхождение руд или металлов, используемых для изготовления шана и другой ранней китайской бронзы, является актуальной (2018 г.) темой исследования. Как и в случае с другими ранними цивилизациями (Египет, Месопотамия, Инд), развитие периода Шан было сосредоточено в долинах рек и частично обусловлено интенсивным сельским хозяйством – в Китае в таких районах не было рудных месторождений и требовался импорт металлургического материала. Типичная бронза периода Шан содержит более 2% свинца, в отличие от современной меди Евразийской степи . Прешангские бронзы не содержат радиогенных изотопов свинца. Анализ происхождения руды / металлов основан на анализе содержания свинца и следов изотопов. Что касается бронз периода Шан, различных участков, от раннего до позднего периода Шан, многочисленные образцы бронзового сплава характеризуются высоким содержанием радиогенного изотопа свинца (полученного в результате распада урана и тория ), в отличие от большинства известных местных свинцовых руд Китая. Потенциальные спекулятивные источники руды включают Циньлин , район средней и нижней Янцзы и юго-западный Китай; возможность того, что руда или металл были импортированы из Африки в этот период, была предложена на основе потенциальных совпадений изотопов, но оспаривалась и отвергалась другими исследователями.
Обычно они содержат от 5% до 30% олова и от 2% до 3% свинца .
Классификация произведений Императорской коллекции
Признание, создание и сбор китайских бронзовых изделий как произведений искусства, а не как ритуальных предметов началось в династии Сун и достигло своего апогея в династии Цин во время правления императора Цяньлуна , массивная коллекция которого занесена в каталоги, известные как Сицин гуцзянь (西 清 古 鑑) и сицин цзицзянь (西 清 繼 鑑). В этих двух каталогах изделия из бронзы классифицируются в зависимости от использования:
- Жертвенные сосуды (祭器, jìqì),
- Сосуды для вина (酒器, jiǔqì),
- Продовольственные сосуды (食 器, shíqì),
- Сосуды для воды (水 器, shuǐqì),
- Музыкальные инструменты (樂器, yuèqì),
- Оружие (兵器, bīngqì),
- Мерные контейнеры (量器, liángqì),
- Древние деньги (錢幣, qiánbì) и
- Разное (雜 器, záqì).
Наиболее ценимыми являются жертвенные сосуды и сосуды для вина, которые составляют большую часть большинства коллекций. Часто эти сосуды искусно украшаются орнаментом в стиле таоти .
Жертвенные сосуды
- Dǐng (鼎) Жертвенный сосуд (祭器), первоначально представлявший собой котел для приготовления и хранения мяса (食 器). Прототип Шан имеет круглую чашу, шире, чем ее высота, установленную на трех ножках (足); с каждой стороны есть две короткие ручки (耳). Более поздние образцы становились все больше и больше и считались мерой мощности. Он считается самым важным классом китайских изделий из бронзы с точки зрения его культурного значения. Существует разновидность, называемая фандунг (方 鼎), которая имеет квадратную чашу и четыре ножки в каждом углу. Встречаются редкие формы с крышками. 西 清 古 鑒 содержит более двухсот экземпляров, и это самая высоко ценимая из всех китайских бронзовых изделий.
- Dòu (豆): жертвенный сосуд (祭器), который изначально был сосудом для еды. Плоская закрытая миска на длинной ножке.
- Fǔ (簠): прямоугольная тарелка, треугольная в вертикальном сечении. Всегда с крышкой в форме блюда.
- Зун (尊 или 樽 или 鐏): сосуд для вина и жертвенный сосуд (器 為 盛 酒 亦 祭 用 也). Высокая цилиндрическая чашка для вина без ручек и ножек. Рот обычно немного шире тела. В конце династии Чжу (周) этот тип сосудов стал чрезвычайно сложным, часто принимая форму животных и отказываясь от традиционной формы. Эти более поздние типы отличаются от gng (觥) тем, что у них небольшой, примерно круглый рот. Этот тип сосудов образует вторую по величине группу объектов в Сицин гуцзянь после dǐng (鼎).
- Zǔ (俎): плоская прямоугольная платформа с квадратными ножками на каждом углу. Не представлен в Сицин гуцзянь .
- Йи (彝): жертвенный сосуд. Две формы: A. Большой приземистый круглый горшок с двумя ручками; Б. Высокий коробчатый контейнер, основание уже, чем горлышко, с крышкой-крышей. Позже стало родовым названием для всех жертвенных сосудов.
Позже цзун в виде быка
Сосуды для вина
Два Дзю по обе стороны от Гу, все из династии Шан
- Gōng (觥, не произносится guāng ): сосуд для вина, часто удлиненный и вырезанный в форме животного. Всегда есть крышка, и горловина сосуда обычно покрывает всю длину сосуда. Это не классификация, используемая в Xiqing gujian ; объекты этого типа относятся к категории 匜 ( Yi (сосуд) ).
- Гу (觚): Высокая винная чашка без ручек, рот больше, чем его основание.
- Gu (簋): чаша с двумя ручками.
- Хе (盉): сосуд для вина в форме чайника на трех ножках. У него есть ручка (pàn 鋬) и прямой носик, который направлен вверх по диагонали.
- Jiǎ (斝): котел для подогрева вина. Подобно dng (鼎), за исключением того, что тело выше, чем ширина , и у него могут быть две палки (柱), торчащие прямо из краев, действующие как ручки.
- Jué (角, не произносится jio ): винная чашка, похожая на 爵, за исключением того, что носик и удлинение полей идентичны, и есть крышка.
- Джуэ (爵): винный кубок на трех ножках, носик (流) с заостренным краем (尾), диаметрально противоположный, плюс ручка (鋬).
- Лей (罍): сосуд для вина с круглым корпусом, горлышком, крышкой и ручкой по обе стороны от рта.
- Lì (鬲): Котел на трех ножках. Похож на дунг (鼎), за исключением того, что ноги переходят в тело или имеют большие вздутия наверху.
- Чжи (卮 / 巵 / 梔): сосуд для вина, а также мерный сосуд. Как píng (瓶), только короче и шире.
- Чжун (鍾): сосуд для вина без ручек.
- Зун (尊/樽/鐏): Сосуд вина и жертвенной сосуд (器為盛酒亦祭用也). Высокая цилиндрическая чашка для вина без ручек и ножек. Рот обычно немного шире тела. В конце династии Чжоу этот тип сосудов стал чрезвычайно сложным, часто принимая форму животных и отказываясь от традиционной формы. Эти более поздние типы отличаются от gng (觥) тем, что у них небольшой, примерно круглый рот. Этот тип сосудов образует вторую по величине группу объектов в Сицин гуцзянь после dǐng (鼎).
Пищевые сосуды
Пищевой сосуд на сковороде , здесь безногий
Крытый контейнер для еды (dou), VI век до нашей эры. Художественный музей Уолтерса.
- Duì (敦, не произносится dūn ): сферическая тарелка с крышкой для защиты ее содержимого от пыли и других загрязнений.
- Пан (盤): круглая изогнутая тарелка для еды. Может не иметь ног или иметь три или четыре короткие ноги.
- Юу (卣): Крытый горшок с одной петлевой ручкой, прикрепленной к противоположным сторонам горловины сосуда.
- Цзэн (甑): горшок с рисом; упоминается как 腹 fu4 в Xiqing gujian . Не имеет отдельную категорию в西清古鑑: см yǎn (甗).
Сосуды для воды
- Bù (瓿): см. Pǒu (瓿)
- Ду 斗: Совок. Высокая чаша с длинной ручкой.
- Móu (鍪): ваза с двумя ручками. Сосуды этого типа классифицируются как hú (壺) в Xiqing gujian .
- Пинг (瓶): высокая ваза с длинной тонкой шейкой, переходящей в узкий рот.
- Пу (瓿, произносится как bù в Китае): маленький бронзовый вен (甕).
- Вен (瓮 или 甕): кувшин с круглым горлом и брюшком без ножки для воды или вина. Сейчас обычно используется для хранения золы.
- Янди (硯 滴): емкость с водой для чернильного камня; часто в форме животного с длинной тонкой пипеткой для контроля количества выдаваемой воды.
- Йи (匜): чаша или кувшин с носиком; Может иметь сложную форму животного.
- Ю (盂): таз для воды. Может иметь до четырех декоративных ручек по краю; без полей.
- Чжи (觶): ваза с широким ртом, похожая по форме на ху (壺), но без ручек.
- Zhong (盅): Малая чашка с без ручек. Не представлен в Сицин гуцзянь .
Музыкальные инструменты
- Bó (鈸): тарелки. Не представлен в Сицин гуцзянь. См. Náo (鐃).
- Gǔ (鼓): барабан.
- Líng (鈴): маленький колокольчик (который может быть подвешен на ленточках). Этот предмет не представлен в Xiqing gujian.
- Náo (鐃): тарелки. Не представлен в Сицин гуцзянь . Смотрите также BO (鈸).
- Чжун (鐘): Большой колокол, который может стоять на башне.
Оружие
- Duì (鐓, не произносится dūn ): бронзовое украшение для конца копья или рукояти алебарды; часто с животным мотивом.
- Цзянь (): Меч. В Сицин гуцзянь есть только три примера .
- Нуджи (弩機): Арбалетный механизм. В Xiqing gujian есть только два примера .
- Pí (鈹): тип меча.
- Zu (鏃): стрелка головы.
Контейнеры мерные
- Чжи (卮 или 巵 или 梔): сосуд для вина, а также мерный сосуд. Как píng (瓶), только короче и шире.
Древние деньги
- Bù (布) или bùwén (布 文): Древние деньги (錢幣). Прямоугольная с двумя ножками и головой. Тип циань (錢)
- Fúyìnqián (符 印 錢): даосский амулет, отчеканенный в форме юаня (圓), обычно с заклинанием на лицевой стороне и изображением на реверсе.
- Цянь (錢): Древние деньги (錢幣). Хорошо представлены в 西 清 古 鑑; встречается трех типов: 布, 刀, 圓 (元) qv
- Юань (圓): Также называется юаньби (圓 幣), юаньбо (元寶) или юаньцянь (元錢). Круглые монеты с отверстием посередине, обычно из меди или бронзы; то, что большинство жителей Запада называют «китайскими деньгами». Также см. Fúyìnqián (符 印 錢).
Разнообразный
Бронзовое зеркало (Jiàn) периода Сражающихся царств (475 – 221 г. до н.э.)
- Biozuò (表 座) Цилиндрический контейнер с изображением животных. В Xiqing gujian есть только три примера .
- Цзянь (鑑 или 鑒): относится к двум различным объектам: либо высокому широкому бронзовому блюду для воды, либо круглому бронзовому зеркалу, обычно со сложным орнаментом на спине. Современное значение – зеркало.
- JUE (钁): Сельское реализовать в форме кирки, но использовали в качестве культиватора. 西 清 古 鑑 содержит только два примера; рубрика состояние:按說文大鉏也又博雅斫謂之钁 «Согласно Shouwen [древний китайский словарь] это большая мотыга, что называется JUE . от ученых» Уцелели только бронзовые головки двух экземпляров, потому что деревянные ручки давно сгнили.
- Лу (鑪): жаровня. Это нечетко классифицированная группа бронзовых сосудов, и существует ряд форм: A. Это может быть похоже на dǐng (鼎) с очень короткими ногами, сидящими на панцире (盤); или Б., duì (敦) на панцире (盤); или C., как dòu (豆) на pán (盤).
- Шужен (書 鎮): Плотность бумаги. Обычно твердая бронза, вылепленная в форме лежащего или сидящего на корточках животного (три записаны в сицин гуцзянь ).
- Xǔ (盨): сосуд с двумя ушками и крышкой, служащий контейнером для еды (может не появляться в «Императорской коллекции»).
Узоры и украшения
Taotie
Основная статья: Даоти
Taotie картина была популярной бронзовой посуды декоративный дизайн в династии Шан и последующая династия Чжоу , названный учеными династии Сун (960-1279) в соответствии с записями в литературе периода Воюющих от мастера Лу весенний и осенний Анналы .
Типичный узор таоти – это анфас круглоглазая голова животного с острыми зубами и рогами. Во всех этих узорах в центре внимания всегда находятся глаза. Огромные глаза впечатляют зрителей даже издалека. Taotie картина особенности богатых вариаций от одной бронзовой части в другую , потому что одна керамические формы могли только бросить одну бронзовую работу в первые дни литья. Наиболее очевидное различие между узорами даоти – это рога, у некоторых рога быка, у некоторых рога овцы, а у некоторых – уши тигра, что позволяет различать животное происхождение различных изображений.
Смотрите также
- История китайской археологии
Заметки
Рекомендации
- Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
- Сикман, Лоуренс, в: Sickman L & Soper A, “Искусство и архитектура Китая”, Pelican History of Art, 3-е изд 1971, Penguin (ныне Йельская история искусства), LOC 70-125675
- Сиань Цзяцян (на китайском языке)
- Сицин Гуйцзянь (西 清 古 鑒) . Китай. 1749-1755.
дальнейшее чтение
- Ван Тао (ред.) Отражая прошлое Китая: императоры, ученые и их бронзы (с главами Сары Аллан, Джеффри Мозер, Су Ронгюй, Чжисинь Сун, Чжоу Я, Лю Ю и Лу Чжан), Художественный институт Чикаго / Йельский университет , 2018, чтобы совпасть с крупной выставкой в 2018 году.
- Фонг, Вэнь (редактор) (1980). Великий бронзовый век Китая: выставка из Китайской Народной Республики . Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен. ISBN 0870992260 . CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
- https://www.getty.edu/conservation/publications_resources/pdf_publications/pdf/ancientls2.pdf Китайские бронзы: литье, отделка, патинирование и коррозия
- https://www.academia.edu/3459636/The_Intersection_of_Past_And_Present_The_Qianlong_Emperor_and_His_Ancient_Bronzes
Внешние ссылки
- ритуальные сосуды из AAT-Тайвань
- Коллекция Фрика АРКАДА
Источник