Бронзовые сосуды до н э
Бронзовые сосуды
В эпохи Шан-Инь и Чжоу для жертвоприношений в Китае употреблялись главным образом бронзовые сосуды, чаши, блюда и т. д. Сохранившиеся в большом количестве и доныне, такие сосуды украшались великолепным орнаментом. Исходя из формы сосудов, можно выделить их различные виды: алтарные треножники (дин и ли), служившие для приготовления пищи; сосуды для проса (гуй) и жертвенной пищи (доу), сосуды для омовения (и), кувшины для вина (ху), винные чаши и кубки (цзя, цзюэ) и др.
Изготовленные в разное время, они различаются по форме и стилю, и искусствоведы выделяют три периода их эволюции: 1) с середины и до конца II тысячелетия до н. э. преобладают грубые, нескладные формы, преимущественно с животным орнаментом (особенно «таоте»), и резкий, заполняющий целиком поверхность сосуда геометрический узор; 2) в первой половине I тысячелетия до н. э. оказывается предпочтение более мягким формам; животный орнамент растворяется в геометрическом узоре, заметно больше изящества в отделке; 3) примерно с середины VI и до конца III в. до н. э. (так называемый «упадочный стиль» – хуай цзофэн) ярче выражены местные особенности, разнообразней и утонченней орнамент (встречается узор из сплетающихся полос). Появляются изобразительные мотивы (охота, батальные сцены, картины повседневной жизни), попадаются инкрустации из драгоценных металлов.
Позже, в эпоху Хань, бронзовые сосуды утрачивают свое значение и уступают место керамическим и лаковым сосудам. Надписи на бронзовых сосудах, из которых мы узнаем «о военных подвигах и административной деятельности тех, для кого отлиты сосуды… о передаче им территорий и зависимых людей», делают их незаменимым источником исторических сведений о чжоуской эпохе.
Читайте также
ГДЕ ХРАНИЛИСЬ АЛТАРНЫЕ СОСУДЫ
ГДЕ ХРАНИЛИСЬ АЛТАРНЫЕ СОСУДЫ После ухода Танге прошло около часа. В его комнатушке все притихло. Только громко храпел уснувший Мангеймер да тускло чадила лампа на столе. Вдруг на лестнице раздались тяжелые, шаркающие шаги – это по ступенькам поднималась старая экономка
Глава 7. Бронзовые птицы
Глава 7. Бронзовые птицы Не дал злобный царь даже дня отдыха своему слуге. Он отправил Геракла в Стимфалийский лес, потребовав, чтобы Геракл выгнал оттуда знаменитых птиц, которых там водилось великое множество. Эврисфей действовал по указам мстительной Геры, которая
Сосуды с обозначением 12 месяцев.
Сосуды с обозначением 12 месяцев. Первая по времени находка была сделана М. А. Тихановой в 1957 г. в Лепесовке. В жертвеннике, сложенном из слоев глины и черепков больших макотр – “обильниц”, два слоя состояли из разбитых фрагментов двух ритуальных чаш. В настоящее время чаши
Сосуды с неполным количеством месяцев.
Сосуды с неполным количеством месяцев. Причислить такие сосуды к календарной обрядности можно только по аналогии с точно определенными и содержащими 12 знаков или рисунков. Прежде всего следует обратиться к лепесовской чаше № 1, найденной в том же жертвеннике, что и чаша
15.6. Чудесные бронзовые статуи Фаросского маяка и огромные колокола Иванова столпа
15.6. Чудесные бронзовые статуи Фаросского маяка и огромные колокола Иванова столпа «Античные» источники много и восторженно говорили о замечательных и многочисленных бронзовых «статуях» Фаросского маяка. Дескать, они совершали какие-то движения, отбивали время час за
ПОСТЫ, КРЕСТЫ, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ, ХРАМЫ, ИКОНЫ, СОСУДЫ, ОДЕЖДЫ
ПОСТЫ, КРЕСТЫ, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ, ХРАМЫ, ИКОНЫ, СОСУДЫ, ОДЕЖДЫ Что касается древних постов, которые соблюдала Восточная церковь, те, без всякого сомнения, соблюдала тогда и церковь Русская, как свидетельствуют сохранившиеся месяцесловы. К соблюдению праздников и постов
Бронзовые щиты культуры Виллановы
Бронзовые щиты культуры Виллановы (Музей Вилла-Джулия, Рим, собрание
Источник
13 июня, 2014 Эльвира
В Музее Археологии Вероны хранятся более двухсот экземпляров бронзовых сосудов этрусков и римлян из коллекций веронских собирателей XVIII – XIX веков. Большинство изделий из бронзы дошло до нас без указания места, где они были обнаружены, что затрудняет задачи археологов по определению цетров античного производства и распространению бронзовых сосудов на территории Римской империи. С большой вероятностью считают, что экспонаты веронского Музея найдены археологами на территории Италии, потому что веронские коллекционеры Музелли, Верита и Алессандри не обращались к зарубежным антикварам для пополнения своих коллекций. Таким образом, бронзовые сосуды характеризуют типичное производство на территории полуострова.
Бронзовый кувшин имперской эпохи I – III века, ручки приделаны в XVIII веке
В античные времена бронзовые сосуды были дороже стеклянных и керамических, и обладание бронзовыми изделиями подчёркивало высокий социальный статус семьи так же, как и сосуды из серебра и золота (более редко встречающиеся).
В классической Греции сосуды из бронзы, часто больших размеров, были подношением богам в храмах и кубками победителей спортивных состязаний (в этом случае их наполняли ценным содержимым, например, оливковым маслом).
В Этрурии бронзовые вазы были в богатых домах, и часто ценные сосуды из бронзы сопровождали хозяина и в загробную жизнь. Такое же использование бронзовых изделий было и в Римской Империи, на фресках они встречаются в интерьерах богатых вилл и домусов.
Бронзовые сосуды этрусков использовали на банкетах в V – III веках ДО н.э.
Из-за ценности бронзовые сосуды были подарками, предметами обмена, дарами дипломатов и послов, объектами торговли и перевозки на большие расстояния, и даже предметами, которые прятали в клады и сокровища. В некрополях находят бронзовые сосуды намного древнее самого захоронения, и это позволяет сделать вывод, что эти бронзовые изделия передавали по наследству из поколения в поколение.
Эпоха поздней республики римлян – посуда для кухни и омовений II – I века ДО н.э.
Также в древние времена случались разграбления античных некрополей, и если там находили бронзовые вазы, то их снова использовали. Известны такие случаи, связанные с греческим городом Коринто. Этот город славился производством предметов обихода из особого сплава меди. В колониях, основанных Цезарем на этих территориях, систематически занимались разграблением некрополей Коринта и искали античные вазы из керамики и металла, которые даже получили название некрокоринтские сосуды. Историк Светоний рассказывал, что император Август имел страсть к коллекционированию антиквариата, искал и приобретал античную бронзу из Коринта. Именно в эпоху Августа появилась мода на античные бронзовые сосуды, и ремесленники той эпохи подражали античным греческим моделям, когда работали с бронзой.
Имперская эпоха – бронза разного назначения (для ароматных масел, черпаки для воды и «ложка» I-II века
Сосуды из бронзы служили для разных целей: для кухни и столовой, обмываний в доме или в термах, как части систем отопления и для ритуальных обрядов. Разная форма сосудов предусматривалась в зависимости от назначения, но нам теперь не всегда понятно, для чего употребляли то или иное изделие. В Римской Империи фабрики по производству бронзовых изделий сначала возникли на территории Италии, а потом распространились в провинциях империи, например, в Галлии – современной Франции. Производство некоторых таких фабрик нам известно, потому что они клеймили свои изделия. Клеймо производителя – гарантия качества бронзового сосуда. Анализ распространения таких сосудов из бронзы определённых производителей помогает учёным определить пути распространения и торговли в Римской Империи.
Бронза имперской эпохи I – III века
Бронзовые изделия в раскопках встречаются гораздо реже, чем керамические сосуды. В первую очередь, это вызвано тем, что раньше сломанные, деформированные и вышедшие из употребления бронзовые сосуды переплавляли и из этой ценной бронзы делали новые изделия.
В Археологическом Музее Вероны хранятся изделия из бронзы разных эпох и культур – этрусков, периода поздней республики римлян (I век до н.э.) и имперского периода (от Августа до III века н.э.). Некоторые бронзовые вазы реставрировали в XVIII – XIX веках, часто приделывая другие элементы, например, ручки от более ранних сосудов, смешивая возраст и стили изделий и внося неразбериху в аттрибуцию и датировку возраста изделий из бронзы.
Статьи на сайте об экспонатах веронских Музеев
Картины на меди Медали в Музеях 1
Керамика 15-16 веков Фрески 14 века в Музеях
Гладиаторы-надгробия Светильники римлян
Древний клад в Музее Гладиаторы – мозаика
Дароносица в Музее Две амфоры из Музея
Римские амфоры Городские рабы, часть 2
Надгробие Святой Свинцовые гробы и камея
Городские рабы, часть 3 Стекло римлян
Центурионы из Иллази Апулийская керамика
Картины на мраморе-парагоны Римские плиты-украшения
Этруские урны в Музее
Источник
В древности жертвоприношения играли исключительно важную роль в жизни общества и были направлены на поддержание правильного порядка в мире. Считалось, что без них мир погрузится в хаос и погибнет. Не был исключением и Древний Китай.
Ритуальная утварь
Во времена правления династий Шан (1600-1046 до н.э.) и Чжоу (1045 до н.э.-256 до н.э.) существовало большое число различной ритуальной посуды для жертвоприношений. Для приготовления пищи использовали триподы и тетраподы 鼎 dǐng, жертвенные сосуды для проса 簋 guǐ, котлы на трех ножках 鬲 gé, чаши 盂 yú, подносы 俎 zǔ. Для воды – блюдо 盘 pán, рукомойник 匜 yí, таз 鑑 jiàn. Для вина, возлияния которым были неизменной частью жертвоприношения, – кубки 爵 jué и 斝 jiǎ, чаши 觚 gū, сосуды 觯 zhì, рог 觥 gōng, сосуды 彝 yí, кувшины 卣 yǒu, чаши 尊 zūn и т.д.
Бронзовая ритуальная посуда
Среди всей ритуальной утвари особо выделяли бронзовые сосуды 鼎 dǐng, которые в Ся (2070-1600 до н.э.), Шан-Инь и Чжоу считались символом власти и статуса. Сосуды-дин бывают двух видов: триподы – круглые, с тремя ножками, и тетраподы – квадратные или прямоугольные, с четырьмя ножками, которые называли 方鼎 fāng dǐng. У них имеется пара ручек, сверху они закрываются крышкой. Сосуды-дин использовались для приготовления и хранения пищи, на пиршествах, в церемониях жертвоприношений, в погребальных ритуалах, а также для казни через сварение.
Самые ранние керамические сосуды-дин были обнаружены на стоянке раннего бронзового века Эрлитоу 二里头文化, которую многие современные археологи связывают с первой в истории Китая династией Ся 夏. С развитием бронзолитейной технологии в Ся, Шан и Чжоу их сменили бронзовые сосуды-дин.
Сосуд-дин с ножками в виде драконов. Поздняя Шан (XIV-XI вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин
Девять ритуальных сосудов-дин
По преданию, после того как Юй 禹 (2123-2025) усмирил потоп и основал государство Ся, он приказал разделить территорию страны на девять областей 九州 jiǔzhōu (иногда так образно называют Китай до сих пор), и с каждой из них в качестве дани собрал бронзу. Затем он приказал отлить девять сосудов-дин 九鼎 jiǔdǐng, весом 7,5 тонн (или 6,6 тонн) каждый. На сосудах было выгравировано географическое положение области, количество дани и типичный пейзаж. Девять сосудов-дин символизировали власть, которую Небо даровало правителю. В «Цзо чжуань» 左傳 («Комментарии Цзо») повествуется, однако, что девять котлов-треножников были отлиты сыном Юя Великого, Ци 啟, вторым правителем Ся.
Девять сосудов-дин и девять областей 九州 jiǔzhōu Древнего Китая: 扬 yáng, 荆 jīng, 梁 liáng, 徐 xú, 豫 yù, 雍 yōng, 青 qīng, 兖 yǎn, 冀 jì. Триподы символизировали центр и основные стороны света, тетраподы – промежуточные стороны света.
После того, первый правитель династии Шан Чэн Тан 成湯 (правил в 1600-1587 до н.э.) сверг последнего правителя династии Ся Цзе 桀, он приказал перевезти девять сосудов-дин в свою столицу – город Янь. Когда Пань Гэн 盤庚 (правил в 1401-1374 годах до н. э.) перенес столицу в Инь 殷, они были перемещены туда. Чжоуский У-ван 周武王 (правил в 1169-1115, или 1087-1043 до н.э.), уничтоживший государство Шан, придя к власти, продемонстрировал девять сосудов-дин. При его сыне Чэн-ване 成王 (правил 1115-1079 или 1042-1021 до н.э.) они были перевезены в Лои (ныне Лоян) и помещены в Храме императорских предков Таймяо 太廟. В эпохи Чунь-цю (722-481 до н.э.) и Чжань-го (481-256/221 до н.э.), когда власть Чжоуского дома была лишь номинальной, за обладание девятью сосудами-дин развернулась ожесточенная борьба.
К началу правления династии Цинь (221-206 до н.э.) девять ритуальных сосудов-дин были утеряны. По одной из версий, в конце эпохи Чжоу они пропали где-то в Сышуй 泗水 (уезд городского округа Цзинин провинции Шаньдун), по другой – были переплавлены в деньги или оружие. В последующие годы китайские императоры несколько раз создавали их копии. В 1105 году сунский император Хуэй-цзун 徽宗 (правил в 1100-1126) приказал из 220 цзиней меди отлить девять сосудов-дин и украсить золотом. Сейчас их можно увидеть в Национальном музее Китая в Пекине.
Ритуальные функции триподов и тетраподов дин
В эпоху Шан бронзовые сосуды-дин использовались преимущественно для хранения и приготовления пищи, а также в ритуальных целях. Большие размеры сосудов свидетельствуют, что в жертву могли приносить целое животное. Бронзовые триподы и тетраподы дин часто встречаются в погребениях шанской знати. Их количество, наряду с размерами погребения и бронзовыми сосудами других типов, свидетельствуют о социальном статусе покойного и его месте в социальной иерархии.
Чжоусцы, придя к власти, совершили то, что принято называть «ритуальной революцией». Иньцы, которые широко применяли в церемониях жертвоприношений вино, были обвинены в повсеместном пьянстве, ставшего причиной того, что последний иньский правитель потерял «небесный мандат». Ритуальную функцию сосудов-дин сменила статусная.
♦ По теме: Культ Неба в китайской культуре: Небо, Сын Неба, Небесный мандат
В древних трактатах «Ли цзи» 禮記 («Записи о ритуале»), «Чжоу ли» 周禮 («Чжоуские ритуалы»), «И ли» 儀禮 («Церемониал и обряды») и других письменных источниках описывается, какое число сосудов-дин надлежало использовать при погребении знати разных титулов и рангов: для Сына Неба 天子 – девять, гунов 公 и чжухоу 诸侯 – семь, дафу 大夫 – пять, ши 士 – три или один. Начиная с конца периода Западное Чжоу (1045-770 до н.э.), в периоды Чунь-цю и Чжань-го при погребениях представителей низших рангов начинают использовать бóльшее число сосудов, чем прежде, что вызывало огорчение Конфуция как яркое свидетельство падения нравов и отхода от древних правил. В эпоху Цинь эта система была упразднена.
Триподы-дин, середина эпохи Западная Чжоу. Национальный музей Китая, Пекин
Сосуды-дин и власть
В периоды Ся, Шан-Инь и Чжоу сосуды-дин символически воплощали институт государственной власти. Два ушка и три ножки являлись материальным воплощением чисел два и три, символизировавших пару 阴 yīn и 阳 yáng (темное и светлое начала) и гармонию трех начал – Неба 天 tiān, Земли 地 dì и Человека 人 rén, что в сумме давало число пять, отсылающее к 五行 wǔxíng (пять первоэлементов). Круглые сосуды-дин символизировали Небо, квадратные – Землю. Тем самым, они выражали ритуальный аспект власти.
♦ По теме: Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян, у-син и ци
Связь сосуда-дин с властью нашла отражение и в китайском языке. Так, слово 鼎 dǐng означает не только собственно сосуд-дин, но и императорскую власть, престол, опору престола, краеугольный, веский, а словосочетание 问鼎 wèndǐng, буквально означающее «спрашивать о размере и весе дин», также имеет значения «захватить; завоевать, занять, претендовать (на первое место)» и т.п.
Тетрапод-дин, Ранняя Шан (XVI-XIV вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин
Декорирование и надписи на бронзовых сосудах-дин
Сосуды-дин богато декорированы. Довольно часто на них встречается орнамент таоте 饕餮 tāotiè – стилизованное изображение чудовища-обжоры, которое часто связывают с человеческими жертвоприношениями в эпоху Шан.
Трипод и тетрапод дин с орнаментом таоте. Эпоха Шан. Источник: Honolulu Academy of Arts
Нередко можно увидеть спиралевидный узор. Позднее появляются фигуры животных – коровы, козы, птицы, драконы и львы, которые играли не только декоративную, но и функциональную роль, например, в качестве ручек крышки.
Начиная с конца эпохи Шан-Инь, и, особенно, в эпоху Западная Чжоу, распространяется обычай делать надписи с внутренней стороны сосудов для жертвоприношений, в том числе, и дин. Если первые надписи были довольно лаконичны и содержали лишь имя владельца и указание на то, кому посвящен данный сосуд (как правило, для совершения жертвоприношений предку), то начиная с X-IX веков до н.э. эти надписи становятся все более пространными и состоят из нескольких сотен иероглифов. Такие надписи, получившие название 金文 jīnwén, являются одним из важнейших источников по истории того времени.
Копия одной из надписей на сосуде-дин. Около 800 г. до н.э.
На сосудах встречаются надписи. Это то, что сообщает сам хозяин сосуда от своего имени. Он делает это для того, чтобы прославить достоинства своих предков и передать память о них потомкам. У любого предка есть достоинства и недостатки. Но назначение надписи в том, чтобы воздать должное достоинствам и умолчать о недостатках… В надписях описываются добродетели предка, его заслуги и подвиги, дары, которых он удостоился, слава, которую он снискал.
– Ли-цзи
Вот пример одной из таких надписей, которая называется «Э-хоу дин» 鄂后鼎 и приведена в учебнике «Древнекитайский язык» Хуан Шуин и М.В.Крюкова:
Правитель совершил поход на юг. Возвращаясь из похода, он остановился в Пэй. Э-хоу Юй-фан поднес правителю сладкого вина, его распили. Юй-фан угощал правителя. Правитель устроил пир. Потом стреляли из лука. Юй-фан стрелял вместе с правителем. Все пили вино. Правитель лично одарил Юй-фана пятью парами украшений из нефрита, пятью лошадьми, пятью пучками стрел. Юй-фан почтительно сложил руки и поклонился до земли, осмелился поблагодарить Сына Неба за великолепный дар. По этому случаю был сделан жертвенный сосуд-дин. На протяжении десяти тысяч лет дети и внуки вечно будут пользоваться им как драгоценностью.
***
Сосуды-дин нередко можно увидеть в современном Китае: большие и маленькие, в музеях и на открытых пространствах, старинные и современные реплики. Для китайской культуры они значат гораздо больше, чем просто древний сосуд для жертвоприношений.
Храм Земли 地坛 dìtán в Пекине. Жертвенник в центре алтаря выполнен в форме тетрапода-дин. По краям алтаря стоят триподы-дин
Тетрапод-дин, установленный в 2013 году в честь 110-летнего юбилея Китайского педагогического университета в Ухане. Напротив него установлен бюст китайского педагога и просветителя Тао Синчжи 陶行知 (1891-1946)
Хотите узнать больше о Китае? Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”
© Сайт “Дорогами Срединного пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Источник