Бронзовые сосуды в китае

Бронзовые сосуды в китае thumbnail

Бронзовый сосуд времен династии Шан для хранения напитков; 11 век до нашей эры; высота: 35,2 см; Музей Чернуски (Париж)

Наборы и отдельные образцы ритуальных бронзовых изделий сохранились с тех времен, когда они были изготовлены в основном во время китайского бронзового века . Ритуальные изделия из бронзы производят неизгладимое впечатление не только благодаря изысканности дизайна и производственного процесса, но и благодаря своей исключительной прочности. От около 1650 г. до н.э., эти богато украшенные сосуды были сданы на хранение в качестве инвентаря в гробницах особ и знати, и, очевидно , были произведены в очень больших количествах, с документированными раскопками найти более 200 штук в одной гробнице. Они были созданы для отдельного человека или социальной группы, чтобы использовать их при совершении ритуальных подношений еды и питья своим предкам и другим божествам или духам. Такие церемонии обычно проводились в семейных храмах или церемониальных залах над гробницами. Эти церемонии можно рассматривать как ритуальные банкеты, в которых должны были участвовать как живые, так и мертвые члены семьи. Подробности этих ритуальных церемоний сохранились в ранних литературных записях. После смерти владельца ритуальной бронзы ее часто помещали в его гробницу, чтобы он мог продолжать оказывать свое почтение в загробной жизни; другие образцы были отлиты специально как погребальный инвентарь. Действительно, многие сохранившиеся образцы были извлечены из могил.

Ритуальные изделия из бронзы, вероятно, не использовались для нормальной еды и питья; они представляют собой более крупные, более сложные версии типов сосудов, используемых для этого, и сделанные из драгоценных материалов. Многие формы сохранились и в гончарной посуде, и гончарные изделия продолжали изготавливаться в антикварном духе до наших дней. Помимо столовой посуды, в особых ритуальных формах изготавливали оружие и некоторые другие предметы. Другой класс ритуальных предметов – это предметы, в том числе и оружие, сделанные из нефрита , который, вероятно, был наиболее ценимым из всех и который долгое время использовался для изготовления ритуальных инструментов и оружия примерно с 4500 г. до н. Э.

По крайней мере, первоначально производство бронзы, вероятно, контролировалось правителем, который в знак благосклонности отдал несформированный металл своей знати.

Применение

Бронзы ( упрощенный китайский : 青铜器 ; традиционный китайский : 青銅器 ; пиньинь : qīng tóng qì ; Уэйд-Джайлс : ch’ing t’ong ch’i ) – одни из самых важных произведений древнего китайского искусства , требующие отдельного каталога в Императорские художественные коллекции. Китайский бронзовый век начался при династии Ся (ок. 2070 – ок. 1600 до н.э.), и бронзовые ритуальные контейнеры составляют основную часть коллекций китайских древностей, достигнув своего апогея во время династии Шан (1600-1046 до н.э.) и в ранний период. из династии Чжоу (1045-256 до н.э.).

Большинство сохранившихся китайских древних бронзовых артефактов представляют собой ритуальные формы, а не их эквиваленты, предназначенные для практического использования в качестве инструментов или оружия. Оружие вроде кинжалов и топоров имело жертвенное значение, символизируя небесную силу правителя. Сильные религиозные ассоциации бронзовых предметов привели к появлению большого количества типов и форм сосудов, которые стали считаться классическими и тотемными и копировались, часто в других средствах массовой информации, таких как китайский фарфор , в последующие периоды китайского искусства .

Ритуальные книги древнего Китая подробно описывают, кому и в каком количестве разрешалось использовать жертвенные сосуды. Король Чжоу использовал 9 дингов и 8 сосудов gui , герцогу было разрешено использовать 7 dings и 6 guis, барон мог использовать 5 dings и 3 guis, дворянин мог использовать 3 dings и 2 guis. Что касается фактических археологических находок, гробница Фу Хао , необычайно могущественной царицы Шан, содержала набор ее ритуальных сосудов, насчитывающий более двухсот, которые также намного больше, чем двадцать четыре сосуда в гробнице современного дворянина. Ее более высокий статус был бы очевиден не только ее современникам, но также, как полагали, ее предкам и другим духам. Многие из предметов были отлиты с надписями с использованием посмертной формы ее имени, что указывает на то, что они были сделаны специально для захоронения в гробнице.

Металлургия и происхождение

Происхождение руд или металлов, используемых для изготовления шана и другой ранней китайской бронзы, является актуальной (2018 г.) темой исследования. Как и в случае с другими ранними цивилизациями (Египет, Месопотамия, Инд), развитие периода Шан было сосредоточено в долинах рек и частично обусловлено интенсивным сельским хозяйством – в Китае в таких районах не было рудных месторождений и требовался импорт металлургического материала. Типичная бронза периода Шан содержит более 2% свинца, в отличие от современной меди Евразийской степи . Прешангские бронзы не содержат радиогенных изотопов свинца. Анализ происхождения руды / металлов основан на анализе содержания свинца и следов изотопов. Что касается бронз периода Шан, различных участков, от раннего до позднего периода Шан, многочисленные образцы бронзового сплава характеризуются высоким содержанием радиогенного изотопа свинца (полученного в результате распада урана и тория ), в отличие от большинства известных местных свинцовых руд Китая. Потенциальные спекулятивные источники руды включают Циньлин , район средней и нижней Янцзы и юго-западный Китай; возможность того, что руда или металл были импортированы из Африки в этот период, была предложена на основе потенциальных совпадений изотопов, но оспаривалась и отвергалась другими исследователями.

Обычно они содержат от 5% до 30% олова и от 2% до 3% свинца .

Классификация произведений Императорской коллекции

Признание, создание и сбор китайских бронзовых изделий как произведений искусства, а не как ритуальных предметов началось в династии Сун и достигло своего апогея в династии Цин во время правления императора Цяньлуна , массивная коллекция которого занесена в каталоги, известные как Сицин гуцзянь (西 清 古 鑑) и сицин цзицзянь (西 清 繼 鑑). В этих двух каталогах изделия из бронзы классифицируются в зависимости от использования:

  • Жертвенные сосуды (祭器, jìqì),
  • Сосуды для вина (酒器, jiǔqì),
  • Продовольственные сосуды (食 器, shíqì),
  • Сосуды для воды (水 器, shuǐqì),
  • Музыкальные инструменты (樂器, yuèqì),
  • Оружие (兵器, bīngqì),
  • Мерные контейнеры (量器, liángqì),
  • Древние деньги (錢幣, qiánbì) и
  • Разное (雜 器, záqì).

Наиболее ценимыми являются жертвенные сосуды и сосуды для вина, которые составляют большую часть большинства коллекций. Часто эти сосуды искусно украшаются орнаментом в стиле таоти .

Жертвенные сосуды

  • Dǐng (鼎) Жертвенный сосуд (祭器), первоначально представлявший собой котел для приготовления и хранения мяса (食 器). Прототип Шан имеет круглую чашу, шире, чем ее высота, установленную на трех ножках (足); с каждой стороны есть две короткие ручки (耳). Более поздние образцы становились все больше и больше и считались мерой мощности. Он считается самым важным классом китайских изделий из бронзы с точки зрения его культурного значения. Существует разновидность, называемая фандунг (方 鼎), которая имеет квадратную чашу и четыре ножки в каждом углу. Встречаются редкие формы с крышками. 西 清 古 鑒 содержит более двухсот экземпляров, и это самая высоко ценимая из всех китайских бронзовых изделий.
  • Dòu (豆): жертвенный сосуд (祭器), который изначально был сосудом для еды. Плоская закрытая миска на длинной ножке.
  • Fǔ (簠): прямоугольная тарелка, треугольная в вертикальном сечении. Всегда с крышкой в ​​форме блюда.
  • Зун (尊 или 樽 или 鐏): сосуд для вина и жертвенный сосуд (器 為 盛 酒 亦 祭 用 也). Высокая цилиндрическая чашка для вина без ручек и ножек. Рот обычно немного шире тела. В конце династии Чжу (周) этот тип сосудов стал чрезвычайно сложным, часто принимая форму животных и отказываясь от традиционной формы. Эти более поздние типы отличаются от gng (觥) тем, что у них небольшой, примерно круглый рот. Этот тип сосудов образует вторую по величине группу объектов в Сицин гуцзянь после dǐng (鼎).
  • Zǔ (俎): плоская прямоугольная платформа с квадратными ножками на каждом углу. Не представлен в Сицин гуцзянь .
  • Йи (彝): жертвенный сосуд. Две формы: A. Большой приземистый круглый горшок с двумя ручками; Б. Высокий коробчатый контейнер, основание уже, чем горлышко, с крышкой-крышей. Позже стало родовым названием для всех жертвенных сосудов.
  • Позже цзун в виде быка

Читайте также:  Очень тонкий кровяной сосуд

Сосуды для вина

Два Дзю по обе стороны от Гу, все из династии Шан

  • Gōng (觥, не произносится guāng ): сосуд для вина, часто удлиненный и вырезанный в форме животного. Всегда есть крышка, и горловина сосуда обычно покрывает всю длину сосуда. Это не классификация, используемая в Xiqing gujian ; объекты этого типа относятся к категории 匜 ( Yi (сосуд) ).
  • Гу (觚): Высокая винная чашка без ручек, рот больше, чем его основание.
  • Gu (簋): чаша с двумя ручками.
  • Хе (盉): сосуд для вина в форме чайника на трех ножках. У него есть ручка (pàn 鋬) и прямой носик, который направлен вверх по диагонали.
  • Jiǎ (斝): котел для подогрева вина. Подобно dng (鼎), за исключением того, что тело выше, чем ширина , и у него могут быть две палки (柱), торчащие прямо из краев, действующие как ручки.
  • Jué (角, не произносится jio ): винная чашка, похожая на 爵, за исключением того, что носик и удлинение полей идентичны, и есть крышка.
  • Джуэ (爵): винный кубок на трех ножках, носик (流) с заостренным краем (尾), диаметрально противоположный, плюс ручка (鋬).
  • Лей (罍): сосуд для вина с круглым корпусом, горлышком, крышкой и ручкой по обе стороны от рта.
  • Lì (鬲): Котел на трех ножках. Похож на дунг (鼎), за исключением того, что ноги переходят в тело или имеют большие вздутия наверху.
  • Чжи (卮 / 巵 / 梔): сосуд для вина, а также мерный сосуд. Как píng (瓶), только короче и шире.
  • Чжун (鍾): сосуд для вина без ручек.
  • Зун (尊/樽/鐏): Сосуд вина и жертвенной сосуд (器為盛酒亦祭用也). Высокая цилиндрическая чашка для вина без ручек и ножек. Рот обычно немного шире тела. В конце династии Чжоу этот тип сосудов стал чрезвычайно сложным, часто принимая форму животных и отказываясь от традиционной формы. Эти более поздние типы отличаются от gng (觥) тем, что у них небольшой, примерно круглый рот. Этот тип сосудов образует вторую по величине группу объектов в Сицин гуцзянь после dǐng (鼎).

Пищевые сосуды

Пищевой сосуд на сковороде , здесь безногий

Крытый контейнер для еды (dou), VI век до нашей эры. Художественный музей Уолтерса.

  • Duì (敦, не произносится dūn ): сферическая тарелка с крышкой для защиты ее содержимого от пыли и других загрязнений.
  • Пан (盤): круглая изогнутая тарелка для еды. Может не иметь ног или иметь три или четыре короткие ноги.
  • Юу (卣): Крытый горшок с одной петлевой ручкой, прикрепленной к противоположным сторонам горловины сосуда.
  • Цзэн (甑): горшок с рисом; упоминается как 腹 fu4 в Xiqing gujian . Не имеет отдельную категорию в西清古鑑: см yǎn (甗).

Сосуды для воды

  • Bù (瓿): см. Pǒu (瓿)
  • Ду 斗: Совок. Высокая чаша с длинной ручкой.
  • Móu (鍪): ваза с двумя ручками. Сосуды этого типа классифицируются как hú (壺) в Xiqing gujian .
  • Пинг (瓶): высокая ваза с длинной тонкой шейкой, переходящей в узкий рот.
  • Пу (瓿, произносится как bù в Китае): маленький бронзовый вен (甕).
  • Вен (瓮 или 甕): кувшин с круглым горлом и брюшком без ножки для воды или вина. Сейчас обычно используется для хранения золы.
  • Янди (硯 滴): емкость с водой для чернильного камня; часто в форме животного с длинной тонкой пипеткой для контроля количества выдаваемой воды.
  • Йи (匜): чаша или кувшин с носиком; Может иметь сложную форму животного.
  • Ю (盂): таз для воды. Может иметь до четырех декоративных ручек по краю; без полей.
  • Чжи (觶): ваза с широким ртом, похожая по форме на ху (壺), но без ручек.
  • Zhong (盅): Малая чашка с без ручек. Не представлен в Сицин гуцзянь .

Музыкальные инструменты

  • Bó (鈸): тарелки. Не представлен в Сицин гуцзянь. См. Náo (鐃).
  • Gǔ (鼓): барабан.
  • Líng (鈴): маленький колокольчик (который может быть подвешен на ленточках). Этот предмет не представлен в Xiqing gujian.
  • Náo (鐃): тарелки. Не представлен в Сицин гуцзянь . Смотрите также BO (鈸).
  • Чжун (鐘): Большой колокол, который может стоять на башне.

Оружие

  • Duì (鐓, не произносится dūn ): бронзовое украшение для конца копья или рукояти алебарды; часто с животным мотивом.
  • Цзянь (): Меч. В Сицин гуцзянь есть только три примера .
  • Нуджи (弩機): Арбалетный механизм. В Xiqing gujian есть только два примера .
  • Pí (鈹): тип меча.
  • Zu (鏃): стрелка головы.

Контейнеры мерные

  • Чжи (卮 или 巵 или 梔): сосуд для вина, а также мерный сосуд. Как píng (瓶), только короче и шире.

Древние деньги

  • Bù (布) или bùwén (布 文): Древние деньги (錢幣). Прямоугольная с двумя ножками и головой. Тип циань (錢)
  • Fúyìnqián (符 印 錢): даосский амулет, отчеканенный в форме юаня (圓), обычно с заклинанием на лицевой стороне и изображением на реверсе.
  • Цянь (錢): Древние деньги (錢幣). Хорошо представлены в 西 清 古 鑑; встречается трех типов: 布, 刀, 圓 (元) qv
  • Юань (圓): Также называется юаньби (圓 幣), юаньбо (元寶) или юаньцянь (元錢). Круглые монеты с отверстием посередине, обычно из меди или бронзы; то, что большинство жителей Запада называют «китайскими деньгами». Также см. Fúyìnqián (符 印 錢).
Читайте также:  Документация для регистрации сосудов под давлением

Разнообразный

Бронзовое зеркало (Jiàn) периода Сражающихся царств (475 – 221 г. до н.э.)

  • Biozuò (表 座) Цилиндрический контейнер с изображением животных. В Xiqing gujian есть только три примера .
  • Цзянь (鑑 или 鑒): относится к двум различным объектам: либо высокому широкому бронзовому блюду для воды, либо круглому бронзовому зеркалу, обычно со сложным орнаментом на спине. Современное значение – зеркало.
  • JUE (钁): Сельское реализовать в форме кирки, но использовали в качестве культиватора. 西 清 古 鑑 содержит только два примера; рубрика состояние:按說文大鉏也又博雅斫謂之钁 «Согласно Shouwen [древний китайский словарь] это большая мотыга, что называется JUE . от ученых» Уцелели только бронзовые головки двух экземпляров, потому что деревянные ручки давно сгнили.
  • Лу (鑪): жаровня. Это нечетко классифицированная группа бронзовых сосудов, и существует ряд форм: A. Это может быть похоже на dǐng (鼎) с очень короткими ногами, сидящими на панцире (盤); или Б., duì (敦) на панцире (盤); или C., как dòu (豆) на pán (盤).
  • Шужен (書 鎮): Плотность бумаги. Обычно твердая бронза, вылепленная в форме лежащего или сидящего на корточках животного (три записаны в сицин гуцзянь ).
  • Xǔ (盨): сосуд с двумя ушками и крышкой, служащий контейнером для еды (может не появляться в «Императорской коллекции»).

Узоры и украшения

Taotie

Основная статья: Даоти

Taotie картина была популярной бронзовой посуды декоративный дизайн в династии Шан и последующая династия Чжоу , названный учеными династии Сун (960-1279) в соответствии с записями в литературе периода Воюющих от мастера Лу весенний и осенний Анналы .

Типичный узор таоти – это анфас круглоглазая голова животного с острыми зубами и рогами. Во всех этих узорах в центре внимания всегда находятся глаза. Огромные глаза впечатляют зрителей даже издалека. Taotie картина особенности богатых вариаций от одной бронзовой части в другую , потому что одна керамические формы могли только бросить одну бронзовую работу в первые дни литья. Наиболее очевидное различие между узорами даоти – это рога, у некоторых рога быка, у некоторых рога овцы, а у некоторых – уши тигра, что позволяет различать животное происхождение различных изображений.

Смотрите также

  • История китайской археологии

Заметки

Рекомендации

  • Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
  • Сикман, Лоуренс, в: Sickman L & Soper A, “Искусство и архитектура Китая”, Pelican History of Art, 3-е изд 1971, Penguin (ныне Йельская история искусства), LOC 70-125675
  • Сиань Цзяцян (на китайском языке)
  • Сицин Гуйцзянь (西 清 古 鑒) . Китай. 1749-1755.

дальнейшее чтение

  • Ван Тао (ред.) Отражая прошлое Китая: императоры, ученые и их бронзы (с главами Сары Аллан, Джеффри Мозер, Су Ронгюй, Чжисинь Сун, Чжоу Я, Лю Ю и Лу Чжан), Художественный институт Чикаго / Йельский университет , 2018, чтобы совпасть с крупной выставкой в ​​2018 году.
  • Фонг, Вэнь (редактор) (1980). Великий бронзовый век Китая: выставка из Китайской Народной Республики . Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен. ISBN 0870992260 . CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
  • https://www.getty.edu/conservation/publications_resources/pdf_publications/pdf/ancientls2.pdf Китайские бронзы: литье, отделка, патинирование и коррозия
  • https://www.academia.edu/3459636/The_Intersection_of_Past_And_Present_The_Qianlong_Emperor_and_His_Ancient_Bronzes

Внешние ссылки

  • ритуальные сосуды из AAT-Тайвань
  • Коллекция Фрика АРКАДА

Источник

В древности жертвоприношения играли исключительно важную роль в жизни общества и были направлены на поддержание правильного порядка в мире. Считалось, что без них мир погрузится в хаос и погибнет. Не был исключением и Древний Китай.

Ритуальная утварь

Во времена правления династий Шан (1600-1046 до н.э.) и Чжоу (1045 до н.э.-256 до н.э.) существовало большое число различной ритуальной посуды для жертвоприношений. Для приготовления пищи использовали триподы и тетраподы 鼎 dǐng, жертвенные сосуды для проса 簋 guǐ, котлы на трех ножках 鬲 gé, чаши 盂 yú, подносы 俎 zǔ. Для воды – блюдо 盘 pán, рукомойник 匜 yí, таз 鑑 jiàn. Для вина, возлияния которым были неизменной частью жертвоприношения, – кубки 爵 jué и 斝 jiǎ, чаши 觚 gū, сосуды 觯 zhì, рог 觥 gōng, сосуды 彝 yí, кувшины 卣 yǒu, чаши 尊 zūn и т.д.

Бронзовая ритуальная посуда

Бронзовая ритуальная посуда

Среди всей ритуальной утвари особо выделяли бронзовые сосуды 鼎 dǐng, которые в Ся (2070-1600 до н.э.), Шан-Инь и Чжоу считались символом власти и статуса. Сосуды-дин бывают двух видов: триподы – круглые, с тремя ножками, и тетраподы – квадратные или прямоугольные, с четырьмя ножками, которые называли 方鼎 fāng dǐng. У них имеется пара ручек, сверху они закрываются крышкой. Сосуды-дин использовались для приготовления и хранения пищи, на пиршествах, в церемониях жертвоприношений, в погребальных ритуалах, а также для казни через сварение.

Самые ранние керамические сосуды-дин были обнаружены на стоянке раннего бронзового века Эрлитоу 二里头文化, которую многие современные археологи связывают с первой в истории Китая династией Ся 夏. С развитием бронзолитейной технологии в Ся, Шан и Чжоу их сменили бронзовые сосуды-дин.

Сосуд-дин с ножками в виде драконов. Поздняя Шан (XIV-XI вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин

Сосуд-дин с ножками в виде драконов. Поздняя Шан (XIV-XI вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин

Девять ритуальных сосудов-дин

По преданию, после того как Юй 禹 (2123-2025) усмирил потоп и основал государство Ся, он приказал разделить территорию страны на девять областей 九州 jiǔzhōu (иногда так образно называют Китай до сих пор), и с каждой из них в качестве дани собрал бронзу. Затем он приказал отлить девять сосудов-дин 九鼎 jiǔdǐng, весом 7,5 тонн (или 6,6 тонн) каждый. На сосудах было выгравировано географическое положение области, количество дани и типичный пейзаж. Девять сосудов-дин символизировали власть, которую Небо даровало правителю. В «Цзо чжуань» 左傳 («Комментарии Цзо») повествуется, однако, что девять котлов-треножников были отлиты сыном Юя Великого, Ци 啟, вторым правителем Ся.

Девять сосудов-дин и девять областей Китая

Девять сосудов-дин и девять областей 九州 jiǔzhōu Древнего Китая: 扬 yáng, 荆 jīng, 梁 liáng, 徐 xú, 豫 yù, 雍 yōng, 青 qīng, 兖 yǎn, 冀 jì. Триподы символизировали центр и основные стороны света, тетраподы – промежуточные стороны света.

После того, первый правитель династии Шан Чэн Тан 成湯 (правил в 1600-1587 до н.э.) сверг последнего правителя династии Ся Цзе 桀, он приказал перевезти девять сосудов-дин в свою столицу – город Янь. Когда Пань Гэн 盤庚 (правил в 1401-1374 годах до н. э.) перенес столицу в Инь 殷, они были перемещены туда. Чжоуский У-ван 周武王 (правил в 1169-1115, или 1087-1043 до н.э.), уничтоживший государство Шан, придя к власти, продемонстрировал девять сосудов-дин. При его сыне Чэн-ване 成王 (правил 1115-1079 или 1042-1021 до н.э.) они были перевезены в Лои (ныне Лоян) и помещены в Храме императорских предков Таймяо 太廟. В эпохи Чунь-цю (722-481 до н.э.) и Чжань-го (481-256/221 до н.э.), когда власть Чжоуского дома была лишь номинальной, за обладание девятью сосудами-дин развернулась ожесточенная борьба.

Читайте также:  Что надо делать чтобы укрепить сосуды

К началу правления династии Цинь (221-206 до н.э.) девять ритуальных сосудов-дин были утеряны. По одной из версий, в конце эпохи Чжоу они пропали где-то в Сышуй 泗水 (уезд городского округа Цзинин провинции Шаньдун), по другой – были переплавлены в деньги или оружие. В последующие годы китайские императоры несколько раз создавали их копии. В 1105 году сунский император Хуэй-цзун 徽宗 (правил в 1100-1126) приказал из 220 цзиней меди отлить девять сосудов-дин и украсить золотом. Сейчас их можно увидеть в Национальном музее Китая в Пекине.

Ритуальные функции триподов и тетраподов дин

В эпоху Шан бронзовые сосуды-дин использовались преимущественно для хранения и приготовления пищи, а также в ритуальных целях. Большие размеры сосудов свидетельствуют, что в жертву могли приносить целое животное. Бронзовые триподы и тетраподы дин часто встречаются в погребениях шанской знати. Их количество, наряду с размерами погребения и бронзовыми сосудами других типов, свидетельствуют о социальном статусе покойного и его месте в социальной иерархии.

Чжоусцы, придя к власти, совершили то, что принято называть «ритуальной революцией». Иньцы, которые широко применяли в церемониях жертвоприношений вино, были обвинены в повсеместном пьянстве, ставшего причиной того, что последний иньский правитель потерял «небесный мандат». Ритуальную функцию сосудов-дин сменила статусная.

♦ По теме: Культ Неба в китайской культуре: Небо, Сын Неба, Небесный мандат

В древних трактатах «Ли цзи» 禮記 («Записи о ритуале»), «Чжоу ли» 周禮 («Чжоуские ритуалы»), «И ли» 儀禮 («Церемониал и обряды») и других письменных источниках описывается, какое число сосудов-дин надлежало использовать при погребении знати разных титулов и рангов: для Сына Неба 天子 – девять, гунов 公 и чжухоу 诸侯 – семь, дафу 大夫 – пять, ши 士 – три или один. Начиная с конца периода Западное Чжоу (1045-770 до н.э.), в периоды Чунь-цю и Чжань-го при погребениях представителей низших рангов начинают использовать бóльшее число сосудов, чем прежде, что вызывало огорчение Конфуция как яркое свидетельство падения нравов и отхода от древних правил. В эпоху Цинь эта система была упразднена.

Триподы-дин, середина эпохи Западная Чжоу (1045 до н.э.-770 до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин

Триподы-дин, середина эпохи Западная Чжоу. Национальный музей Китая, Пекин

Сосуды-дин и власть

В периоды Ся, Шан-Инь и Чжоу сосуды-дин символически воплощали институт государственной власти. Два ушка и три ножки являлись материальным воплощением чисел два и три, символизировавших пару 阴 yīn и 阳 yáng (темное и светлое начала) и гармонию трех начал – Неба 天 tiān, Земли 地 dì и Человека 人 rén, что в сумме давало число пять, отсылающее к 五行 wǔxíng (пять первоэлементов). Круглые сосуды-дин символизировали Небо, квадратные – Землю. Тем самым, они выражали ритуальный аспект власти.

♦ По теме: Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян, у-син и ци

Связь сосуда-дин с властью нашла отражение и в китайском языке. Так, слово 鼎 dǐng означает не только собственно сосуд-дин, но и императорскую власть, престол, опору престола, краеугольный, веский, а словосочетание 问鼎 wèndǐng, буквально означающее «спрашивать о размере и весе дин», также имеет значения «захватить; завоевать, занять, претендовать (на первое место)» и т.п.

Тетрапод-дин, Ранняя Шан (XVI-XIV вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин

Тетрапод-дин, Ранняя Шан (XVI-XIV вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин

Декорирование и надписи на бронзовых сосудах-дин

Сосуды-дин богато декорированы. Довольно часто на них встречается орнамент таоте 饕餮 tāotiè – стилизованное изображение чудовища-обжоры, которое часто связывают с человеческими жертвоприношениями в эпоху Шан.

Трипод и тетрапод дин. Эпоха Шан. Honolulu Academy of Arts

Трипод и тетрапод дин с орнаментом таоте. Эпоха Шан. Источник: Honolulu Academy of Arts

Нередко можно увидеть спиралевидный узор. Позднее появляются фигуры животных – коровы, козы, птицы, драконы и львы, которые играли не только декоративную, но и функциональную роль, например, в качестве ручек крышки.

Начиная с конца эпохи Шан-Инь, и, особенно, в эпоху Западная Чжоу, распространяется обычай делать надписи с внутренней стороны сосудов для жертвоприношений, в том числе, и дин. Если первые надписи были довольно лаконичны и содержали лишь имя владельца и указание на то, кому посвящен данный сосуд (как правило, для совершения жертвоприношений предку), то начиная с X-IX веков до н.э. эти надписи становятся все более пространными и состоят из нескольких сотен иероглифов. Такие надписи, получившие название 金文 jīnwén, являются одним из важнейших источников по истории того времени.

Копия одной из надписей на сосуде-дин. Около 800 г. до н.э.

Копия одной из надписей на сосуде-дин. Около 800 г. до н.э.

На сосудах встречаются надписи. Это то, что сообщает сам хозяин сосуда от своего имени. Он делает это для того, чтобы прославить достоинства своих предков и передать память о них потомкам. У любого предка есть достоинства и недостатки. Но назначение надписи в том, чтобы воздать должное достоинствам и умолчать о недостатках… В надписях описываются добродетели предка, его заслуги и подвиги, дары, которых он удостоился, слава, которую он снискал.

– Ли-цзи

Вот пример одной из таких надписей, которая называется «Э-хоу дин» 鄂后鼎 и приведена в учебнике «Древнекитайский язык» Хуан Шуин и М.В.Крюкова:

Правитель совершил поход на юг. Возвращаясь из похода, он остановился в Пэй. Э-хоу Юй-фан поднес правителю сладкого вина, его распили. Юй-фан угощал правителя. Правитель устроил пир. Потом стреляли из лука. Юй-фан стрелял вместе с правителем. Все пили вино. Правитель лично одарил Юй-фана пятью парами украшений из нефрита, пятью лошадьми, пятью пучками стрел. Юй-фан почтительно сложил руки и поклонился до земли, осмелился поблагодарить Сына Неба за великолепный дар. По этому случаю был сделан жертвенный сосуд-дин. На протяжении десяти тысяч лет дети и внуки вечно будут пользоваться им как драгоценностью.

***

Сосуды-дин нередко можно увидеть в современном Китае: большие и маленькие, в музеях и на открытых пространствах, старинные и современные реплики. Для китайской культуры они значат гораздо больше, чем просто древний сосуд для жертвоприношений.

Алтарь Земли 地坛 dìtán в Пекине

Храм Земли 地坛 dìtán в Пекине. Жертвенник в центре алтаря выполнен в форме тетрапода-дин. По краям алтаря стоят триподы-дин

Тетрапод-дин, установленный в 2013 году в честь 110-летнего юбилея Китайского педагогического университета в Ухане

Тетрапод-дин, установленный в 2013 году в честь 110-летнего юбилея Китайского педагогического университета в Ухане. Напротив него установлен бюст китайского педагога и просветителя Тао Синчжи 陶行知 (1891-1946)

Хотите узнать больше о Китае? Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

© Сайт “Дорогами Срединного пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Источник