Бронзовый сосуд эпохи шан
Для Китая характерно ретроспективное искусство (в языке даже нет будущего времени). Большое значение отводилось учению (высшие слои общества назывались учеными). Образованность была высока. Сначала заселили Хуанхе.
Периодизация:
· Древность (4тыс – 3в н.э.);
· Средние века (4-18в).
Переход между периодами весьма условен. Культурная традиция не прерывалась. История плавная, расплывчатые рубежи, так как не было смен формы собственность. Китайская система периодизации (древнего периода) основана на смене династий. Мы используем эту систему.
Древность:
· Древнейшее искусство – 4тыс -3тыс до н.э. (керамические археологические культуры, Яншао, Луншань);
· Шан (Инь) – 3тыс – 12в до н.э.;
· Чжоу – 12в -3в до н.э. (Чжань Го – 5-3в до н.э. – период сражающихся государств);
· Цинь – 221г до н.э. – 206г н.э.;
· Хань – 206г – 220г н.э.
Первые памятники китайской культуры – продукты археологических раскопок. Культура Яншао и родственные. Искусство не расчленено от ремесла. Космогонические орнаменты: видны представления о структуре мира, который состоял из двух (потом трех) частей. Нижняя часть (обозначается параллельными и волнистыми линиями) находится под морем (корни, черви). Треугольники, спирали (солнце, ветер) – это обозначение всего, что над землей (горы, солнце). В росписи красные, черные и белые минеральные краски. В Луншань сосуды черные, блестящие, без росписи.
Далее бронзовый век, период Шан (Инь), расцвет бронзы. Это изделия ритуального характера. Обряды связаны с почитанием предков и богов, предками императора считаются боги (император – сын неба), предками простых людей – мелкие духи. В виде жертвы употреблялось мясо, вино или бумажные деньги (искусственные).
Сложилось рабовладельческое государство, система иероглифической письменности, изобретена техника бронзового литья, усложнились и конкретизировались религиозно-мифологические представления о мире (Фу Си и Нюй Ва – прародители китайцев, Шанди – главный бог), города в долине Хуанхе (регулярный план, дворцы на глиняной платформе, стоечно-балочная конструкция).
Бронзовые сосуды исполнялись в технике утраченной восковой модели, от которой остались швы, делящие сосуд на 4 чести (можно было удалить после отливки, но их стали использовать со смыслом – сосуд – мир, ориентация по 4 сторонам света). Могли быть более 1м. Сосуд – модель мира, делится на 3 горизонтальные зоны: нижняя – вертикальные завитки – подземные мир. В срединной зоне господствует скрытое чудовище Тао Тэ Пожирающий (это мир животных, людей и растений), в нем царствует не человек, а зверь. Тао Тэ изображен не на одной грани, а на двух, центр его морды расположен на углу. По центральной оси зверь разворачивается в две стороны (у него две спины, два хвоста), по центру огромная морда. Принцип охватывания масок. В верхней части изображения высших сфер: треугольники гор, птицы (позже изображения древесных крон). Изображаются чаще вороны, которые связаны с культом. Все зоны отделены друг от друга поясками. Фоном во всех сосудах является узор грома – спираль, вписанная в квадрат (ее связывают с небесными стихиями). Здесь же характерная практика сочетания круга и квадрата. Круг – это небо, квадрат – это земля с ее 4мя сторонами света. Если посмотреть сверху, видно, что к кругу горолвины примыкают 4 ребра.
Типы: Тя –на 3х ногах, Лэй – круглая низкая приплюснутая ваза, Гу – кубок для вина (круглый сужающийся внизу, узкая часть, резкое расширение – чем-то похож на лотос), Цзюэ – высокий кувшин с горлом на 3х ногах. Важнейшими стали узоры, воплощающие стихии неба и воды (птица, дракон),урожай (цикада), благополучие (бак, баран. Часто изображения обобщаются и приобретают собирательный образ. Сова соединяет небо и землю, интересна цикада (часть жизни под землей, часть в воздухе), под землей ее изображают лежащей на боку.
Среди жертвенных сосудов есть зооморфные, в которых сочетались различные птицы, гады, кролики и тд. Например, сосед в форме совы, здесь ее крылья заканчиваются головой барана (овна) – зодиакальный символ. В поздней бронзе Шан (Инь) – сер 2тыс, появляется образ человека, но он ни в коем случае не играет главную роль структуре мира. Также в это время в мифологии начинает действовать дракон. После ухода бронзы уходит и мощная мифология.
Потом Чжоу: появляются действия и многофигурные композиции. В Чжаньго развивается придворная жизнь и прикладные искусства.
Источник
В самые ранние периоды существования Китая, искусство этого народа было неразрывно связано с мифологическими представлениями и, выполняя ритуальную функцию, предназначалось для проведения различных обрядов. Ярче всего об этом говорят находки изделий декоративно-прикладного искусства.
Бронзовая курильница с позолотой в виде священной горы бессмертия Бошань. 1 в. до н.э
Китайцы были изумительными мастерами, умеющими создавать уникальные вещи из самых разных материалов. В самые древние периоды – это были керамика, камень и бронза. А позже в Китае были изобретены такие материалы и технологии, как изготовление шёлка, фарфора, лака. Всё это поставлялось по Великому шёлковому пути в разные страны, вызывая зависть и восхищение китайскими “штучками” во всем мире.
Керамика
Керамические изделия в Китае стали появляться еще в период Яншао (назван так по месту обнаружения первых находок). Это расписные сосуды из глины разной формы.
Керамика Китая эпохи неолита.
Рисунки и орнаменты, украшающие их, передают представления древних жителей Китая об устройстве мира и вселенной.
Крамика Яншао.
Здесь мы можем встретить и образы животных (символы разных стихий) и различные геометрические орнаменты, также имеющие сакральное значение.
Керамика Яншао.
Бронза
Весьма интересны и разнообразны китайские бронзовые сосуды, во множестве изготовленные в период Шан-Инь. Они предназначались для ритуалов жертвоприношений различным духам (природы и предков), в которые верили древние китайцы.
Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.
Это были массивные изделия, богато декорированные рельефами по всей их поверхности.
Ритуальные бронзовые изделия эпохи Шан-Инь.
Сложные орнаменты вьющейся тонкой линией заполняли всё пространство стенок сосуда, а местами, выпукло выделялись на его плоскости.
Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.
Иногда, сосудам придавалась форма диковинных фантастических чудовищ (рыб, драконов, хищников) с выступающими над поверхностью стенок лапами, хвостами, рогами, оскалившимися пастями, гребнями и чешуей.
Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.
Это, по мнению древних китайцев, наделяло такие предметы особыми магическими свойствами.
Ритуальные бронзовые изделия эпохи Шан-Инь.
Нефрит
Множество различных изделий китайцы делали из камня. Особенно любимым был нефрит. Китайцы верили, что этот полудрагоценный минерал обладает магическими и целебными свойствами, и необычайно ценили его.
Вообще, вычитала, что в Китае «нефритом» называли целую группу камней: сам нефрит, агальматолит, яшму, жадеит, различные разновидности серпентина и другие.
Нефритовая черепаха.
Даосские алхимики считали, что нефрит может сделать человека бессмертным. Кстати, отсюда древняя китайская традиция хоронить знатных людей в нефритовых “скафандрах”. (В таком погребальном нефритовом одеянии был похоронен великий Цинь Ши-хуанди).
Нефритовый погребальный костюм.
Свойства нефрита соотносились и с морально-этическими достоинствами личности “Благородного мужа”, которые в конфуцианстве назывались «пять благих качеств» (у дэ). А они, в свою очередь связывались с учением у-син, о пяти первоэлементах.
1. Внутренне тепло камня соотносилось с “жэнь” – гуманностью;
2. Прозрачность – с “синь” – внутренней чистотой и искренностью;
3. Звучность и музыкальность камня – с “чжи” – мудростью и разумностью;
4. Твердость камня (он весьма сложен в обработке) — с “и” – верностью, следованием долгу и мужеством;
5. Поскольку нефрит олицетворяет древность и власть, то он соотносится с “ли” – традициями и ритуалами.
Кроме того, понятие “нефритовый” в китайской культуры стало универсальной эстетической категорией, обозначающей всё совершенное, в том числе – красоту предметов, явлений, внешних и внутренних качеств человека. Древнекитайская поговорка гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен».
Чаша для туши
Предметы из этого материала изготовлялись для самых разнообразных нужд. От небольших круглых дисков-би (видимо магического назначения), до амулетов и печатей.
Би – нефритовый диск, магического предназначения.
Кстати, такие печати стали чуть ли не символом китайской культуры. (Вспомните хотя бы средневековые картины китайских художников, с обилием именных красных оттисков на них).
Кстати, искусство резьбы по камню, и изготовления печатей (это называется глиптикой) было широко распространено и в Месопотамии, начиная с цивилизации шумеров. Об этом можете почитать здесь.
Китайская печать.
Китайская печать.
Сначала их функции были сугубо практическими – обозначить принадлежность вещи, предмета, конкретному владельцу. Но затем, изготовление печати стало приравниваться к искусству. Здесь важны были три составляющие: композиция всех деталей и надписей, стиль каллиграфии (он был чётко регламентирован) и мастерство самой гравировки.
Китайская печать.
Кроме имени владельца, на печати могли быть вырезаны цитаты философов, поэтические строки или просто благопожелания. Навершия этих изделий часто украшалось фигурками, которые имели символическое толкование.
Китайские печати.
Самой известной китайской печатью считается легендарная “Наследная печать” – первого императора Китая Цинь Ши-хуаньди. Она была изготовлена из редкого белого нефрита в 221 г. до н.э. в честь объединения всех царств под властью этого правителя. Надпись на ней гласила: «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». А оттиск мастер-изготовитель украсил изображением летящих даосских фей.
После смерти первого императора, печать стала объектом постоянных интриг в борьбе за власть, не утихавших целые столетия, пока в 10 веке не была утеряна. Но значимость этого артефакта была таковой, что все последующие династии, вплоть до 20 века, пытались сделать её копии, чтобы подтвердить своё право на владение престолом.
Китайская императорская печать, не так давно проданная на аукционе.
Китайские мастера-резчики умели изготавливать не менее интересные, в художественном плане, предметы и из других материалов – например избамбука
Стопки для кистей. Китай. 18-19 вв. Бамбук.
… и, конечно, шёлка, нашедшего в быту и искусстве весьма широкое применение.
Шёлк.
В первую очередь из него изготавливали ткани для одежды. Но не только. Шёлк использовался для создания струн музыкальных инструментов и для тетивы лука, из него делали лески удочек и даже бумагу.
Изготовление шёлка. Китайская живопись.
Долгое время секрет изготовления этого материала тщательно охранялся, и его разглашение каралось смертью. Поэтому высоко ценившийся за пределами Китая шёлк стал использоваться, как денежный эквивалент, подобный международной валюте. О том, насколько производство этого материала было важным в Китае, свидетельствуют 5 тысяч! иероглифов, в которых в качестве составляющей имеется ключ “шёлк”.
Вышивка на одежде мандарина. Дракон с жемчужиной символизирует энергию космоса и человека.
В китайских изделиях из шёлка поражали и яркость красок, изящество рисунка, и качество вышивок. Сюжеты и образы, наносимые на шёлковые изделия, чётко были регламентированы в соответствии с иерархией и чинами. Так, например, только император мог носить одежду из жёлтого шёлка, с изображениями драконов (императорский символ).
Одежда императора.
Императрица одевалась в платья, украшенные фениксами или бабочками,
Наряд императрицы.
знаком гражданских чиновников были журавли на ткани, а львы были атрибутами военных чиновников первого ранга и т.д.
Китайский чиновник.
Фарфор
С момента открытия способа производства фарфорав средние века, постепенно изделия декоративно-прикладного искусства утрачивают свою первоначальную ритуально-магическую функцию и становятся предметами роскоши, призванными украшать быт их владельцев, доставляя им эстетическое удовольствие.
Фарфоровая статуэтка согдийского купца, едущего на бактриане.
Фарфоровая посуда, изготавливаемая в Китае, отличалась изумительной хрупкой изящностью, поразительной белизной, нереальной (едва ли не прозрачной) тонкостью стенок и особенной звучностью. Изделия из фарфора имели различное предназначение, форму и по-разному декорировались.
Китайская фарфоровая ваза.
Случалось, что стенки фарфоровых ваз украшали монохромные росписи, оставляющие большую часть поверхности не закрашенной,
Китайские фарфоровые сосуды. XIII век.
а иногда художники-вазописцы, используя разноцветные, звучные краски, создавали яркие, сложные композиции (жанровые сцены, пейзажи) и орнаменты (растительно-цветочные мотивы и др.), которые покрывали сосуд от самого дна до горлышка (например, техника росписи «доу-цай» – «борьба цветов»).
Фарфоровая ваза, период правления императора Канси (1661-1722).
Лаковые изделия.
Средние века – это время создания многочисленных, так называемых, лаковых изделий, секрет изготовления которых (также, как и производство фарфора) был тщательно охраняемой государственной тайной.
Лакированная погребальная урна.
В такой технике китайские мастера могли производить предметы быта практически любого предназначения – от миниатюрных лаковых шкатулок до мебельных гарнитуров.
Императорский трон с драконами.
Основой для этих изделий служили дерево или ткань, которой придавали желаемую форму, а затем покрывали в несколько слоёв соком лакового дерева, смешанного с красителями разных цветов.
Шкатулка, черный лак и полихромная роспись, XIII век.
Такие вещи были изящными, очень легкими, блестящими, яркими и, главное, износоустойчивыми (им были не страшны ни влага, ни высокие температуры).
Шкатулка, черный и красный резной лак, XVI век.
Настольная ширма, коричневый лак и перламутр, XVIII век.
До сих пор, декоративно-прикладное искусство древнего и средневекового Китая ценится очень высоко. Фарфор, шёлк, нефритовые и бамбуковые поделки, бронзовые и керамические сосуды, являются желанными приобретениями для мировых музеев и частных коллекций. Именно они ассоциируются у большинства людей с Китаем и китайской культурой.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая:
Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
О развитии письменности и литературы в Китае.
Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Буддийская архитектура Китая.
Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.
Запретный город – Гугун в Пекине.
Го-хуа. Традиционная китайская живопись.
О традиционной китайской музыке.
Китайский традиционный театр и Пекинская опера.
Храм Неба в Пекине.
Источник
Бронзовые сосуды
В эпохи Шан-Инь и Чжоу для жертвоприношений в Китае употреблялись главным образом бронзовые сосуды, чаши, блюда и т. д. Сохранившиеся в большом количестве и доныне, такие сосуды украшались великолепным орнаментом. Исходя из формы сосудов, можно выделить их различные виды: алтарные треножники (дин и ли), служившие для приготовления пищи; сосуды для проса (гуй) и жертвенной пищи (доу), сосуды для омовения (и), кувшины для вина (ху), винные чаши и кубки (цзя, цзюэ) и др.
Изготовленные в разное время, они различаются по форме и стилю, и искусствоведы выделяют три периода их эволюции: 1) с середины и до конца II тысячелетия до н. э. преобладают грубые, нескладные формы, преимущественно с животным орнаментом (особенно «таоте»), и резкий, заполняющий целиком поверхность сосуда геометрический узор; 2) в первой половине I тысячелетия до н. э. оказывается предпочтение более мягким формам; животный орнамент растворяется в геометрическом узоре, заметно больше изящества в отделке; 3) примерно с середины VI и до конца III в. до н. э. (так называемый «упадочный стиль» — хуай цзофэн) ярче выражены местные особенности, разнообразней и утонченней орнамент (встречается узор из сплетающихся полос). Появляются изобразительные мотивы (охота, батальные сцены, картины повседневной жизни), попадаются инкрустации из драгоценных металлов.
Позже, в эпоху Хань, бронзовые сосуды утрачивают свое значение и уступают место керамическим и лаковым сосудам. Надписи на бронзовых сосудах, из которых мы узнаем «о военных подвигах и административной деятельности тех, для кого отлиты сосуды… о передаче им территорий и зависимых людей», делают их незаменимым источником исторических сведений о чжоуской эпохе.
Читайте также
ГДЕ ХРАНИЛИСЬ АЛТАРНЫЕ СОСУДЫ
ГДЕ ХРАНИЛИСЬ АЛТАРНЫЕ СОСУДЫ
После ухода Танге прошло около часа. В его комнатушке все притихло. Только громко храпел уснувший Мангеймер да тускло чадила лампа на столе. Вдруг на лестнице раздались тяжелые, шаркающие шаги — это по ступенькам поднималась старая экономка
Глава 7. Бронзовые птицы
Глава 7. Бронзовые птицы
Не дал злобный царь даже дня отдыха своему слуге. Он отправил Геракла в Стимфалийский лес, потребовав, чтобы Геракл выгнал оттуда знаменитых птиц, которых там водилось великое множество. Эврисфей действовал по указам мстительной Геры, которая
Сосуды с обозначением 12 месяцев.
Сосуды с обозначением 12 месяцев.
Первая по времени находка была сделана М. А. Тихановой в 1957 г. в Лепесовке. В жертвеннике, сложенном из слоев глины и черепков больших макотр – “обильниц”, два слоя состояли из разбитых фрагментов двух ритуальных чаш. В настоящее время чаши
Сосуды с неполным количеством месяцев.
Сосуды с неполным количеством месяцев.
Причислить такие сосуды к календарной обрядности можно только по аналогии с точно определенными и содержащими 12 знаков или рисунков. Прежде всего следует обратиться к лепесовской чаше № 1, найденной в том же жертвеннике, что и чаша
15.6. Чудесные бронзовые статуи Фаросского маяка и огромные колокола Иванова столпа
15.6. Чудесные бронзовые статуи Фаросского маяка и огромные колокола Иванова столпа
«Античные» источники много и восторженно говорили о замечательных и многочисленных бронзовых «статуях» Фаросского маяка. Дескать, они совершали какие-то движения, отбивали время час за
ПОСТЫ, КРЕСТЫ, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ, ХРАМЫ, ИКОНЫ, СОСУДЫ, ОДЕЖДЫ
ПОСТЫ, КРЕСТЫ, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ, ХРАМЫ, ИКОНЫ, СОСУДЫ, ОДЕЖДЫ
Что касается древних постов, которые соблюдала Восточная церковь, те, без всякого сомнения, соблюдала тогда и церковь Русская, как свидетельствуют сохранившиеся месяцесловы. К соблюдению праздников и постов
Бронзовые щиты культуры Виллановы
Бронзовые щиты культуры Виллановы
(Музей Вилла-Джулия, Рим, собрание
Источник