Бронзовый сосуды в древности

13 июня, 2014 Эльвира
В Музее Археологии Вероны хранятся более двухсот экземпляров бронзовых сосудов этрусков и римлян из коллекций веронских собирателей XVIII — XIX веков. Большинство изделий из бронзы дошло до нас без указания места, где они были обнаружены, что затрудняет задачи археологов по определению цетров античного производства и распространению бронзовых сосудов на территории Римской империи. С большой вероятностью считают, что экспонаты веронского Музея найдены археологами на территории Италии, потому что веронские коллекционеры Музелли, Верита и Алессандри не обращались к зарубежным антикварам для пополнения своих коллекций. Таким образом, бронзовые сосуды характеризуют типичное производство на территории полуострова.
Бронзовый кувшин имперской эпохи I — III века, ручки приделаны в XVIII веке
В античные времена бронзовые сосуды были дороже стеклянных и керамических, и обладание бронзовыми изделиями подчёркивало высокий социальный статус семьи так же, как и сосуды из серебра и золота (более редко встречающиеся).
В классической Греции сосуды из бронзы, часто больших размеров, были подношением богам в храмах и кубками победителей спортивных состязаний (в этом случае их наполняли ценным содержимым, например, оливковым маслом).
В Этрурии бронзовые вазы были в богатых домах, и часто ценные сосуды из бронзы сопровождали хозяина и в загробную жизнь. Такое же использование бронзовых изделий было и в Римской Империи, на фресках они встречаются в интерьерах богатых вилл и домусов.
Бронзовые сосуды этрусков использовали на банкетах в V — III веках ДО н.э.
Из-за ценности бронзовые сосуды были подарками, предметами обмена, дарами дипломатов и послов, объектами торговли и перевозки на большие расстояния, и даже предметами, которые прятали в клады и сокровища. В некрополях находят бронзовые сосуды намного древнее самого захоронения, и это позволяет сделать вывод, что эти бронзовые изделия передавали по наследству из поколения в поколение.
Эпоха поздней республики римлян — посуда для кухни и омовений II — I века ДО н.э.
Также в древние времена случались разграбления античных некрополей, и если там находили бронзовые вазы, то их снова использовали. Известны такие случаи, связанные с греческим городом Коринто. Этот город славился производством предметов обихода из особого сплава меди. В колониях, основанных Цезарем на этих территориях, систематически занимались разграблением некрополей Коринта и искали античные вазы из керамики и металла, которые даже получили название некрокоринтскиесосуды. Историк Светоний рассказывал, что император Август имел страсть к коллекционированию антиквариата, искал и приобретал античную бронзу из Коринта. Именно в эпоху Августа появилась мода на античные бронзовые сосуды, и ремесленники той эпохи подражали античным греческим моделям, когда работали с бронзой.
Имперская эпоха — бронза разного назначения (для ароматных масел, черпаки для воды и «ложка» I-II века
Сосуды из бронзы служили для разных целей: для кухни и столовой, обмываний в доме или в термах, как части систем отопления и для ритуальных обрядов. Разная форма сосудов предусматривалась в зависимости от назначения, но нам теперь не всегда понятно, для чего употребляли то или иное изделие. В Римской Империи фабрики по производству бронзовых изделий сначала возникли на территории Италии, а потом распространились в провинциях империи, например, в Галлии — современной Франции. Производство некоторых таких фабрик нам известно, потому что они клеймили свои изделия. Клеймо производителя — гарантия качества бронзового сосуда. Анализ распространения таких сосудов из бронзы определённых производителей помогает учёным определить пути распространения и торговли в Римской Империи.
Бронза имперской эпохи I — III века
Бронзовые изделия в раскопках встречаются гораздо реже, чем керамические сосуды. В первую очередь, это вызвано тем, что раньше сломанные, деформированные и вышедшие из употребления бронзовые сосуды переплавляли и из этой ценной бронзы делали новые изделия.
В Археологическом Музее Вероны хранятся изделия из бронзы разных эпох и культур — этрусков, периода поздней республики римлян (I век до н.э.) и имперского периода (от Августа до III века н.э.). Некоторые бронзовые вазы реставрировали в XVIII — XIX веках, часто приделывая другие элементы, например, ручки от более ранних сосудов, смешивая возраст и стили изделий и внося неразбериху в аттрибуцию и датировку возраста изделий из бронзы.
Статьи на сайте об экспонатах веронских Музеев
Картины на меди Медали в Музеях 1
Керамика 15-16 веков Фрески 14 века в Музеях
Гладиаторы-надгробия Светильники римлян
Древний клад в Музее Гладиаторы — мозаика
Дароносица в Музее Две амфоры из Музея
Римские амфоры Городские рабы, часть 2
Надгробие Святой Свинцовые гробы и камея
Городские рабы, часть 3 Стекло римлян
Центурионы из Иллази Апулийская керамика
Картины на мраморе-парагоны Римские плиты-украшения
Этруские урны в Музее
Источник
Бронзовые сосуды
В эпохи Шан-Инь и Чжоу для жертвоприношений в Китае употреблялись главным образом бронзовые сосуды, чаши, блюда и т. д. Сохранившиеся в большом количестве и доныне, такие сосуды украшались великолепным орнаментом. Исходя из формы сосудов, можно выделить их различные виды: алтарные треножники (дин и ли), служившие для приготовления пищи; сосуды для проса (гуй) и жертвенной пищи (доу), сосуды для омовения (и), кувшины для вина (ху), винные чаши и кубки (цзя, цзюэ) и др.
Изготовленные в разное время, они различаются по форме и стилю, и искусствоведы выделяют три периода их эволюции: 1) с середины и до конца II тысячелетия до н. э. преобладают грубые, нескладные формы, преимущественно с животным орнаментом (особенно «таоте»), и резкий, заполняющий целиком поверхность сосуда геометрический узор; 2) в первой половине I тысячелетия до н. э. оказывается предпочтение более мягким формам; животный орнамент растворяется в геометрическом узоре, заметно больше изящества в отделке; 3) примерно с середины VI и до конца III в. до н. э. (так называемый «упадочный стиль» — хуай цзофэн) ярче выражены местные особенности, разнообразней и утонченней орнамент (встречается узор из сплетающихся полос). Появляются изобразительные мотивы (охота, батальные сцены, картины повседневной жизни), попадаются инкрустации из драгоценных металлов.
Позже, в эпоху Хань, бронзовые сосуды утрачивают свое значение и уступают место керамическим и лаковым сосудам. Надписи на бронзовых сосудах, из которых мы узнаем «о военных подвигах и административной деятельности тех, для кого отлиты сосуды… о передаче им территорий и зависимых людей», делают их незаменимым источником исторических сведений о чжоуской эпохе.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
ГДЕ ХРАНИЛИСЬ АЛТАРНЫЕ СОСУДЫ
После ухода Танге прошло около часа. В его комнатушке все притихло. Только громко храпел уснувший Мангеймер да тускло чадила лампа на столе. Вдруг на лестнице раздались тяжелые, шаркающие шаги — это по ступенькам поднималась старая экономка
Глава 7. Бронзовые птицы
Не дал злобный царь даже дня отдыха своему слуге. Он отправил Геракла в Стимфалийский лес, потребовав, чтобы Геракл выгнал оттуда знаменитых птиц, которых там водилось великое множество. Эврисфей действовал по указам мстительной Геры, которая
Сосуды с обозначением 12 месяцев.
Первая по времени находка была сделана М. А. Тихановой в 1957 г. в Лепесовке. В жертвеннике, сложенном из слоев глины и черепков больших макотр – “обильниц”, два слоя состояли из разбитых фрагментов двух ритуальных чаш. В настоящее время чаши
Сосуды с неполным количеством месяцев.
Причислить такие сосуды к календарной обрядности можно только по аналогии с точно определенными и содержащими 12 знаков или рисунков. Прежде всего следует обратиться к лепесовской чаше № 1, найденной в том же жертвеннике, что и чаша
15.6. Чудесные бронзовые статуи Фаросского маяка и огромные колокола Иванова столпа
«Античные» источники много и восторженно говорили о замечательных и многочисленных бронзовых «статуях» Фаросского маяка. Дескать, они совершали какие-то движения, отбивали время час за
ПОСТЫ, КРЕСТЫ, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ, ХРАМЫ, ИКОНЫ, СОСУДЫ, ОДЕЖДЫ
Что касается древних постов, которые соблюдала Восточная церковь, те, без всякого сомнения, соблюдала тогда и церковь Русская, как свидетельствуют сохранившиеся месяцесловы. К соблюдению праздников и постов
Бронзовые щиты культуры Виллановы
(Музей Вилла-Джулия, Рим, собрание
Источник
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).
Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati – лакать.
Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.
Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок) — острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.
Пиксида (греч. pyxís, pyxídos — ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.
Пифос — большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную 55,08 литра или Метрет = 38,88 литра.