Будда с сосудом в руке
Будда Амитаюс (санскр. Amita-āyus, букв. “Будда беспредельной жизни”; тиб. Цепаме). Будда Амитаюс – будда долгой жизни, самбхогакая Будды Амитабхи.
Ранние упоминания о Будде Амитаюсе содержатся в сутре “Сукхавати-вьюха” (I век н.э.), упоминая как эпитет Будды Амитабхи (Безграничного Света). Уже в IV веке к Амитаюсу стали обращать мольбы о долгой жизни и здоровье, а в средние века в Тибете, Монголии (особенно в лечебной практике лам) и Китае (в даосско-буддийском поиске эликсира бессмертия) сложился культ Будды Амитаюса, получивший широкое распространение в XVI-XVIII веках, и он продолжает сохранять своё значение и поныне.
Традиция говорит, что Будда Амитабха, следуя просьбе бодхисаттвы Авалокитешвары, дал учение 18 тантр долгой жизни. Дакини Гухья Джняна записала эти тантры и спрятала в виде терма в пещеру Маратика, куда отправились Падмасамбхава и Мандарава. Бодхисаттва Авалокитешвара и дакини Гухья Джняна посвятили супругов в практики «долгой жизни».
Падмасамбхава и Мандарава практиковали эти учения 90 дней, после чего к ним явился Будда Амитаюс. Он прикоснулся к их головам сосудом, в котором находился эликсир бессмертия, а затем дал его испить. После этого Амитаюс дал благословение иметь с Ним неразрывную связь и миллиард тантр долгой жизни. Падмасамбхава и Мандарава реализовали состояние «видьядхар вечной жизни» и больше не затрагивались старением и смертью. Царевна Мандарава стала известна с тех пор как Единственная мать и царица сиддхов (тиб. – Мачик Друппей Гьялмо) и получила телесное бессмертие. Она имела множество последователей и учеников. Передачу-посвящение долгой жизни Традиции Царицы Сиддхов мы имеем в наши дни во всех линиях тибетского буддизма Ваджраяны.
Будда Амитаюс изображается сидящим в позе лотоса с телом рубиново-красного цвета, руки сложены в дхьяна-мудре, он имеет признаки самбхогакаи. Чаще его изображают красного цвета, но есть также тханки с Белым Амитаюсом. В одиночной форме Амитаюс сидит в медитативной позе и держит в руках, сложенных в дхьяна-мудре, сосуд с амритой (нектаром бессмертия). В форме яб-юм у него в руках драгоценный сосуд с амритой и стрела с пятью разноцветными лентами (тиб. mda’ dar / дадар), символ контроля над жизненными элементами. Супруга Амитаюса (Юм) – богиня Чандали.
Практика Амитаюса позволяет нам обрести долгую, комфортную и здоровую жизнь, но также является полным путём для обретения реализации. В данном случае, предлагая джапа-пуджу Амитаюса, я имею в виду его форму из внешних тантр. Что такое джапа-пуджа, вы можете прочесть здесь https://nandzed.livejournal.com/2801793.html.
В этом тексте, относящемся к разделу крия-тантр, я, как обычно, двойную длительность звучания обозначаю малыми буквами.
ОМ СВАБХаВА ШУДДХА САРВА ДХАРМА СВАБХаВА ШУДДХО ХАМ (этой мантрой мы очищаем всё через созерцание пустотности всего, включая себя)
ОМ САРВА ТАТХаГАТА ПаДА ВАНДАНаМ КАРОМИ (обращение ко всем Татхагатам)
ОМ ТАТХаГАТОД-БХАВаЯ СВаХа (мантра обращения к семейству Будд)
Самая-мудра семейства Татхагата:
ОМ ПАДМОД-БХАВаЯ СВаХа (мантра обращения к семейству Лотоса)
Самая-мудра семейства Лотоса:
ОМ ВАДЖРОД-БХАВаЯ СВаХа (мантра обращения к семейству Ваджра)
Самая-мудра семейства Ваджра:
ОМ ВАДЖРА-АГНИ ПРА-ДиПТаЯ СВаХа (мантра священных доспехов)
Затем, чтобы защитить место, созерцайте защитный круг. Семь раз прочитайте над благовонной водой и побрызгайте ею во все стороны:
ОМ КиЛИ КиЛИ ВАДЖРА ВАДЖРИ-БХуР БАНДХА БАНДХА ХуМ ПхАТ (мантра очищения от препятствий ритуальной земли (места созерцания) и связывания вредящих духов)
Далее идут тоже разного рода подготовительные и освятительные мантры:
Сложите мудру ограды:
Читайте мантру, представляя цельную ваджрную ограду:
ОМ СаРА СаРА ВАДЖРА-ПРаКаРА ХуМ ПхАТ
ОМ ГАГАНА САМБХАВА ВАДЖРА ХОх
ОМ БХу КхАМ
ОМ ТУРУ ТУРУ ХуМ
НАМАС ТРАЙЯДХВАКаНаМ ТАТХаГАТаНаМ. ОМ ВАДЖРА-АГНАЕ а-КАРШаЯ СВаХа
Затем идут мантры различных аспектов семейства Лотоса:
ОМ аРОЛИК ЭХЬЕХИ СВаХа (мантра Будды семейства)
ОМ АМРИТОД-БХАВА ХУМ ПхАТ СВаХа (это мантра Хаягривы)
ОМ ВИСПХУРАНА РАКША ВАДЖРА-ПАНЬДЖАРА ХУМ ПхАТ
Это мантра Махакалы Ваджрапаньджара (Ваджрный шатёр), при этом можете сложить следующую мудру, опустите её вниз к земле и обведите вокруг себя круг, представляя ваджрный шатёр как непреодолимую сплошную сеть из ваджров:
ОМ АСАМА-АГНИ ХУМ ПхАТ
НАМАХ САМАНТА БУДДХаНаМ. ГАГАНА САМАСАМА СВаХа
ОМ КАМАЛА-аСАНА СВаХа
ОМ АМОГХА ПуДЖА МАНИ ПАДМА ВАДЖРЕ ТАТХаГАТА ВИЛОКИТЕ САМАНТА ПРА-САРА ХуМ
НАМО АМИТаБХаЯ. НАМО АМИТаЮШЕ. НАМО а-ЧИНТЬЯ ГУНА КАРА аТМАНи. НАМО АМИТаБХаЯ, ДЖИНА аЯТЕ МУНИ СУКХаВАТиМЬЯ, АМИТА АНУ-КАМая. СУКХаВАТиМ КАНАКА ВИЧИТРА-КаНАНаМ МАНО-РАМаМ, СУГАТА СУ-ТАЙЛА АЛАМ-КРИТаМ, ТАВА аЩРАЯТа ПРАТХИТА ГУНАСЬЯ, АДХИ-МаТРа ПРА-яМИТаМ МАХа-ГУНА РАТХА САМ-ЧАяМ.
ХРиХ (визуализируете проявление слога ХРиХ, а из него – проявление Будды Амитаюса перед вами на уровне лба)
Начитываете мантру проявления:
ОМ ВАДЖРА-ДХАРМА ХРиХ
Дхарани Амитаюса:
НАМО РАТНА-ТРАяЯ. НАМА аРЬЯ АМИТаБХаЯ ТАТХаГАТаЯ АРХАТЕ САМЬЯК-САМБУДДХаЯ. ТАТЪЯТхА, ОМ, АМРИТЕ, АМРИТОД-БХАВЕ, АМРИТА-САМБХАВЕ, АМРИТА-ГАРБХЕ, АМРИТА-СИДДХЕ, АМРИТА-ТЕДЖЕ, АМРИТА ВИ-КРаНТЕ, АМРИТА ВИ-КРаНТА ГАМИНИ, АМРИТА ГАГАНА КиРТИ-КАРЕ, АМРИТА ДУНДУБХИ-СВАРЕ, САРВА-АРТХА-СаДХАНЕ. САРВА КАРМА-КЛЕША КЩАЯМ-КАРЕ СВаХа.
ОМ ВАДЖРА ГУХЬЯ ДЖаПА САМАЕ ХуМ
Седечная мантра:
ОМ АМРИТА-ТЕДЖЕ ХаРА ХуМ
САРВА МАНГАЛАМ!
Источник
Символические атрибуты будд, бодхисаттв, божеств, святых.
Символика Будды.
Восток, как известно, – дело тонкое и прежде всего тонкое по смысловому наполнению. Восточная символика и иконография, значения которых плотно вплетены в культурный пласт и понятны человеку, соприкасающемуся с ними с рождения, у человека западного вызывают, подчас, непонимание и, как следствие, неверные трактовки, а порой и вовсе остаются лишены вдумчивого внимания, превращаясь из смыслового наполнения в предмет декора.
Однако, в восточной традиции ни одна деталь не бывает случайной, всё находится на своих местах и наполнено глубоким смыслом. Безусловно, это утверждение в полной мере можно отнести к изобразительному искусству буддизма – по-настоящему глубокому и овеянному в западном мире ореолом таинственности. Действительно, непривычные, как будто неземные изображения божеств этой религии являются настоящей загадкой, скрытым посланием, которое надо уметь читать.
Тем не менее, с развитием культурных связей, отголоски восточного искусства всё громче и громче звучат в искусстве западном. Например, в картине Марии Ивановой-Очерет «Натюрморт с Буддой» из воздуха проступает фрагмент древней фрески из буддийского храма Хорюдзи в Японии. Как мы видим, знание восточной символики необходимо для понимания не только работ мастеров с бескрайних просторов Азии, но и картин наших соотечественников. Поэтому сегодня мы попробуем ответить на эту загадку.
В этом небольшом путеводителе по буддийской иконографии мы остановимся на основных предметах, имеющих особое «тайное» значение, зачастую непонятное неподготовленному зрителю.
Боевой топор (санскр. yuddhakuṭhāra, пали yuddhakuṭhārī). В буддийской иконографии боевой топор в руках гневных божеств символизирует отсечение мирских привязанностей. Помимо лезвия у такого топора на рукоятке может быть закреплена ваджра.
Ваджра, или дордже (санскр. vajra, тиб. rdo rje), буквально переводится как “удар молнии” или “алмаз”. Есть мнение, что первоначально ваджра считалась непобедимым волшебным орудием бога Индры. В буддизме Ваджраяны ваджра символизирует нерушимое состояние. Она означает и то, что нельзя разрушить, и то, что разрушает неведение. Шарообразный центр традиционно известной формы ваджры – символ нашего изначального состояния. У ваджры имеются два конца, каждый – с пятью лепестками. Они символизируют то, что наша изначальная сущность имеет потенциал, который может проявляться и как пять чистых мудростей, и как пять накоплений захваченности. В тантрических ритуалах, где ваджра используется совместно с ваджра-колокольчиком, ваджра также символизирует мужской принцип и метод достижения Пробуждения, в то время как колокольчик – это женский принцип и мудрость. Ваджру держат в правой руке, а колокольчик – в левой. Когда их держат в перекрещенных руках, это символизирует объединение метода и мудрости. Ваджра или её половина входят в качестве составной части во многие символические атрибуты божеств и будд.
Вина, или индийская лютня (санскр. и пали vīṇā) – струнный музыкальный инструмент, обычно имеющий семь струн. С виной изображают Сарасвати – богиню мелодии, звука и речи.
Дамару, или ритуальный двойной барабанчик (санскр. ḍamaru, тиб. da ma ru). На обе стороны этого барабана натянута кожа, сужающаяся срединная часть дамару обвязана, и от неё отходят матерчатая ручка, а также две верёвки, на которых закреплены деревянные или костяные грузила, создающие барабанящий звук при соударении с кожаными мембранами инструмента. Тантрические дамару выполняли из двух черепных коробок, принадлежащих ранее мужчине и женщине. Две половинки дамару символизировали двойственность Сансары и её непостоянство, а одновременные удары по обеим сторонам барабана – объединение в недвойственности.
Двойная крестообразная ваджра, или вишва-ваджра (санскр. viśvavajra, тиб. sna tshogs rdo rje), образована скрещением двух ваджр. Вишва-ваджра является атрибутом Будды Амогхасиддхи и некоторых других божеств.
Дигуг, или резак (санскр. karttṛkā, kārtika, тиб. gri gug), – это изогнутый нож, чьё лезвие похоже на полумесяц или имеет форму волны. Дигуг символизирует отсечение трёх корневых ядов. Дигуг часто изображается в паре с капалой.
Драгоценность, исполняющая задуманное, или чинтамани (санскр. cintāmaṇi, тиб. yid bzhin nor bu), символизирует заслуги, благодаря которым мы можем исполнять задуманные желания. Другое тибетское название чинтамани – пылающая драгоценность (тиб. nor bu me ‘bar). Пламя, охватившее драгоценность, – свет заслуг. Чинтамани – главный атрибут Будды Ратнасамбхавы; также его держат Гухьясамаджа, Спаршаваджра, Ченрезиг Чакжипа и некоторые другие божества.
Драгоценный сосуд (санскр. nidhānakumbha, ratnakalaśa, тиб. gter bum, gter gyi bum pa) – сосуд, содержащий сокровища; является одним из восьми благоприятных символов. Он не имеет носика, выполнен в форме вазы, имеет крышку с драгоценностью, исполняющей задуманное. Во время некоторых тантрических ритуалов этот сосуд устанавливается в центре мандалы.
Дхармачакра, или Колесо Закона (санскр. dharmacakra, тиб. chos ‘khor). У этого колеса восемь спиц, они символизируют Благородный Восьмеричный Путь. Поворот Колеса Закона символизирует проповедь Истинного Закона. Говорится, что, проповедуя монахам Четыре Благородные Истины, Будда Шакьямуни повернул Колесо Закона двенадцать раз, то есть для каждой из четырёх Благородных Истин было сделано по три поворота Дхармачакры. Колесо Закона является одним из восьми благоприятных символов. Дхармачакра – главный атрибут Будды Вайрочаны.
Зеркало, или мелонг (санскр. adarśa, тиб. me long), – атрибут, символизирующий чистую мудрость Дхармы. Традиционно мелонг имеет круглую форму, выполнен из металла (это медь и, вероятно, ещё какие-то добавки), орнамент зеркала имеет центральную симметрию. Зеркало держит в руках, например, богиня Дордже Юдонма.
Знамя Победы (санскр. jayadhvaja; тиб. rgyal mtshan) – один из восьми благоприятных символов, символизирует победу Дхармы над неведением и смертью, а вместе с этим – это преодоление препятствий Мары.
Зонтик, или чаттра (санскр. chattra, atapatra, пали chatta, тиб. gdugs), – один из восьми благоприятных символов; символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления и Освобождения. Его держат такие богини, как Панчаракша, Ушнишасита, Белозонтичная Тара.
Канглинг, или ритуальная костяная труба (тиб. rkang gling), является тантрическим инструментом, который может использоваться во время ритуальной практики Чод. На изображениях такой инструмент держит, например, Падампа Сангье. В символике Тантры кость – символ непостоянства и скоротечности человеческой жизни.
Капала, или чаша из черепа (санскр. kapāla, тиб. thod pa), – один из самых распространённых атрибутов в буддийской иконографии. Обычно такие чаши изображаются в руках гневных божеств. Они наполнены кровью, либо плотью (санскр. maṃsa kapāla): сердцем, глазами, ушами, языками демонов. В капале йидама Хеваджры изображают животных и божеств. Гневные проявления божеств в Тантре именуют херуками. Херука означает божество, пьющее кровь. Содержимое чаши символизирует наши привязанности, это символ цепляния за эго, самость, личное “я”. Ликвидация этих привязанностей – это сострадание просветлённых, проявившихся в гневной форме. Значит, капала – это чаша, которая символизирует сострадание. В тантрических церемониях чаши из черепов наполнялись вином, символизирующим кровь, и подносились божествам. В буддийских храмах капалы обычно имеют бронзовую подставку и покрыты бронзой.
Книга (санскр. pustaka, тиб. po ti, pus ti, pu sta ka) первоначально изготавливалась из пальмовых листьев, которые обрезались в длинные и узкие листы. Эти листы зажимались между двумя деревянными дощечками соответствующего формата, которые обворачивали и связывали верёвкой. Как атрибут в буддийской иконографии, такая книга символизирует Учение Будды. Учение Будды ведёт существ к Совершенной Мудрости Освобождения. Считается, что изображаемая книга содержит Праджняпарамита-сутру – трактат о достижении Совершенной Мудрости. Например, книгу с Праджняпарамита-сутрой держат Бодхисаттва Манджушри, Бодхисаттва Авалокитешвара, богиня Праджняпарамита, царь Трисонг Децен.
Колокольчик (санскр. ghaṇṭā, тиб. dril bu) – аспект, символизирующий в Ваджраяне мудрость (санскр. prajñā). Рукоятку колокольчика венчает половина ваджры, поэтому его также называют ваджра-колокольчик. В Тантре колокольчик также символизирует женский аспект. Во время тантрических ритуальных практик ваджра-колокольчик используют совместно с ваджрой. Колокольчик держат в левой руке, а ваджру – в правой. Ваджра-колокольчик является атрибутом Будды Ваджрадхары, Ваджрасаттвы и некоторых других тантрических божеств.
Крюк, или анкуша (санскр. aṅkuśa). Анкуша состоит из небольшой деревянной рукоятки с острым металлическим крюком наверху. Иногда частью рукоятки является ваджра. Когда крюк выполнен с элементами ваджры, его также называют ваджра-анкуша. Анкуша – это крюк сострадания просветлённых существ. Анкуша является атрибутом многих тантрических божеств.
Кхатванга (санскр. khaṭvāṅga, тиб. kha tvang ga) – ритуальный жезл, чья верхняя часть состоит из сосуда с нектаром бессмертия, стоящего на ваджре, двух голов и черепа, увенчанного ваджрой или трезубцем. Изначально кхатванга считалась волшебным оружием бога Шива, и её носили отшельники и йогины. В буддийской иконографии этот атрибут имеют Гуру Падмасамбхава, богиня Ваджраварахи и некоторые другие божества.
Лотос (санскр. и пали padma; тиб. pad ma) – символ святой любви и святого сострадания. Если лотос изображается белого цвета, тогда он символизирует нравственную чистоту, святость. Если лотос – розового цвета, это символизирует Будду или великого бодхисаттву. Розовый лотос является одним из восьми благоприятных символов.
Лук (санскр. и пали dhanu) является атрибутом таких божеств, как Маричи, Курукула, Ушнишавиджая. Стрелой и луком божества могут оказывать подчиняющее воздействие, принося боль марам и другим злобным существам. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой также символизируют взаимодополнение мудрости и метода.
Луна, или чандра (санскр. candra), вместе с солнцем (санскр. sūrya) является одним из неотъемлемых элементов многих тханок. В Ваджраяне луна и солнце символизирует взаимодополнение противоположностей, левый и правый канал из трёх главных каналов тонкого тела человека. Помимо этого луна является атрибутом некоторых божеств и святых. Полумесяц над головой является символом чандали. Заметим, что и Самвара, и Шива имеют полумесяцы в своих волосах, головной убор Гуру Падмасамбхавы также украшен полумесяцем и бинду.
Медные тарелки, или цимбалы (пали sammatāḷa), – музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических чаш, издающих при ударе друг о друга резкий звенящий звук; символизирует звук. Является атрибутом богини Шабда. Входит в набор из восьми предметов, устанавливаемых на алтарь в качестве подношений.
Меч (санскр. khaḍga, тиб. ral gri) – символ мудрости различения и отсечения привязанностей. Меч мудрости – атрибут Бодхисаттвы Манджушри и некоторых других божеств.
Опахало из ячьего хвоста, или чамара (санскр. и пали cāmara, тиб. rnga yab), раньше являлось одним из атрибутов царской власти. Такие опахала украшались драгоценностями. В буддизме такое опахало стало одним из атрибутов бодхисаттв. С чамарой изображаются архаты-стхавиры Ангаджа, Ваджрипутра, Ванавасин.
Палица, или гада (санскр. и пали gadā), – древнее оружие, применявшееся в близком бою; в древности её делали из железа, кверху она расширялась конусом. Такая булава, выполненная из человеческой кости с черепом на вершине, – одна из принадлежностей Шридеви и Бхайравы.
Патра, или монашеская чаша для подаяний (санскр. pātra, пали patta, тиб. lhung bzed), – непременный атрибут монаха в Общине Будды Шакьямуни. С патрой часто изображается сам Будда Шакьямуни, Будда Амитабха, Бхайшаджьягуру, архаты Шарипутра, Маудгальяяна и многие другие монахи. Патра символизирует отречение от мирской жизни.
Пурба, или кила (санскр. kīla, тиб. phur ba), – ритуальный кинжал, главный атрибут Ваджракилаи, одного из главных йидамов Школы Ньингма. Пурба символизирует мудрость, обретаемую посредством однонаправленной концентрации. С пурбой изображают некоторых святых Ваджраяны, например, Нубчена Сангье, божество Ваджракумару (проявление Ваджракилаи), Ямантаку, Шридеви в четырёхрукой форме.
Раковина (санскр. ṣankha, тиб. dung) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук. В буддистских ритуальных практиках она используется в качестве трубы или как сосуд для пожертвований. Белая раковина, у которой спираль закручена вправо, символизирует Слово Будды.
Свастика (санскр. svastika, тиб. bkra shis ldan) – один из шестидесяти пяти знаков Будды, как говорят, обнаруженный в отпечатке его стопы. На некоторых изображениях Будды она изображена на его груди. Также ей иногда украшали лотосовый трон. Известна правосторонняя свастика и левосторонняя свастика. Богиня Экаджати держит в руке трёхконечную свастику. В настоящее время на Западе и Востоке свастика является предметом дискуссий, поскольку этот знак был использован фашистской Германией в качестве своего символа, а позднее стал использоваться другими фашистскими группировками. Однако изначально санскритское слово “свастика” означает знак удачи, и оно является производным от слова “свасти” – успех, удача.
Символ знания и мудрости (тиб. rig gsum dgon po) – атрибут божеств и святых. Тибетское словосочетание rig-gsum-dgon-po означает “Три Просветлённых Покровителя”, и символизирует Авалокитешвару, Ваджрапани и Манджушри. Основанием этого символа является лотос, который символизирует чистоту. Книга символизирует Учение Будды, а ваджрный меч – мудрость различения, отсекающую тьму невежества. На изображениях символ знания и мудрости держит, к примеру, тибетский царь Трисонг Децен.
Сосуд с нектаром бессмертия (санскр. amṛtakalaśa, тиб. tshe bum) – это драгоценный сосуд, содержащий амриту, или нектар бессмертия. Форма сосуда может быть округлой, или овальной, или остроконечной. Сосуд с нектаром бессмертия – атрибут Будды Амитаюса, Падмасамбхавы, Мандаравы, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств.
Стрела (санскр. bāṇa, ṣara, тиб. mda’) в иконографии является символом осознавания и сосредоточения внимания. Этот атрибут есть у Курукуллы, Маричи, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой символизируют взаимодополнение мудрости и метода. На изображениях дакини Мандаравы, ученицы Падмасамбхавы, та держит в руках стрелу с шёлковыми лентами пяти цветов, дадар (тиб. mda’ dar). Дадар – символ жизненной силы, символ сосредоточения на энергии жизненных элементов. Каждая из пяти его лент имеет свой цвет, цвета символизируют чистую энергию пяти жизненных элементов. Такая стрела с лентами используется в тантрической практике для увеличения продолжительности жизни и устранения препятствий для жизни.
Cтупа, или чайтья (санскр. stūpa, caitya, тиб. mchod rten), является священным местом для поклонения. В ступах содержат реликвии великих святых. Обычно ступу делают либо с квадратным, либо с круглым основанием, и она состоит из пяти частей, это: основание, лестница (ступени), купол, шпиль, навершие. По четырём сторонам ступы часто размещают изображения четырёх дхьяни-будд: Акшобхью, Ратнасамбхаву, Амитабху, Амогхасиддхи. Место Будды Вайрочаны находится в центре ступы, он обращён лицом на восток, также как и Будда Акшобхья. На изображениях ступу держит в руке, например, Правитель Вирупакша.
Торма, или жертвенный хлеб (санскр. balin, тиб. gtor ma), изготавливается из теста, масла, сахара, имеет разнообразные формы и цвет, является атрибутом ряда божеств.
Трезубец (санскр. triśūla, тиб. rtse gsum pa, rtse gsum, mdung rtse gsum). Существуют различные толкования о символическом значении трезубца. Известно, что один из эпитетов Шивы – “Держащий в руке трезубец” (санскр. triśūlahasta, triśūlavarapāṇin). В регионе Гималаев и за его пределами бог Шива издревле почитался, как божественный покровитель йогинов. Вероятно, с йогической точки зрения, значение трезубца – символ трёх главных каналов в тонком теле человека. В буддизме имеются и другие трактовки: один из символов Трёх Драгоценностей – Будды, Дхармы и Сангхи; символ Просветления; знак Будды.
Чётки (санскр. akṣamālā, mālā) являются символом непрерывности и цикличности. Чётки представляют собой замкнутую нить с нанизанными бусинами. В буддийских чётках один круг традиционно насчитывает 108 бусин. На изображениях чётки держат в руках Авалокитешвара, Праджняпарамита и некоторые другие божества.
Теперь, сверясь с нашим путеводителем, мы можем определить скрытый смысл той или иной картины. Например, в «Натюрморте с Буддой», о котором мы упоминали вначале, Будда, пришедший с фрески храма ещё XVIII века, держит в руке лепесток розового лотоса, что, как мы теперь знаем, символизирует само божество и, как один из благоприятных символов буддизма, указывает на Пробуждение – полный расцвета потенциал Будды. Согласно буддийскому учению, подобно тому, как цветок лотоса растёт из тины и грязи и раскрывается, сохраняя незапятнанной свою красоту на поверхности болота, так же и существа пробиваются сквозь загрязнения и омрачения сансары, пронося по жизни сияющие качества абсолюта – «ума», такие как интуитивная мудрость, радость, бесстрашие, активное сочувствие и любовь. Таким образом, вся картина, благодаря одной маленькой детали, приобретает совершенно иной, невероятно глубокий смысл и становится настоящим прославлением гармонии, заряжая нас, зрителей, этой удивительной восточной просветлённой энергией.
подготовила искусствовед К.И. Подлипенцева
Источник