Бурак что это такое фото сосуд
Материалы растительного происхождения – береста и ивовый прут широко применяются северянами для изготовления хозяйственно-бытовых предметов, часть из которых обладает несомненной художественной ценностью. Несомненно, что славяне и финно-угры обменивались между собой приемами работы и названиями изделий. Данному вопросу и посвящен этот пост
Пожалуй, самым распространенным сырьем для поделок на Севере являлась береста. Из нее делали не только кошели, солонки, пастушьи рожки, но и самовары, котлы для варки пищи и конскую упряжь. А в 1882 году в финском отделе Всероссийской выставки в Санкт-Петербурге был даже представлен костюм со сплетенными из бересты сапогами, штанами, пиджаком и шляпой
Одежда из бересты. Вытегорский объединенный музей. Источник фото: https://museum-vytegra.vlg.muzkult.ru/derevo/?-images=
Древнерусское слово *вьрза, давшее русское диалектное верзень ‘лапоть’, стало источником для обозначения этой обуви в прибалтийско-финских языках: финского, ижорского virsu, карельского viršu, ливвиковского virzu, вепсского, людиковского virz
В.Ф. Стожаров. Натюрморт с подковой
Сосуд из бересты с деревянным донцем и тугой крышкой получил название туес или бурак. Сам предмет и обозначающие его слова имеют финно-угорское происхождение. Считается, что слово туес заимствовано из коми языка, а слово бурак восходит к одному из вымерших волжско-финских языков (в современном марийском пура имеет значение «закром, сусек»). Как полагают, заимствование было не только языковым, но и культурным. Интересно, что уже из русского языка это слово проникло в финский (purakko), карельский (burakko), вепсский (burak), коми (бурак) языки
Кроме различных жидкостей, в том числе кваса, молока, в туесах и бураках хранили сыпучие продукты, сметану, масло, а также собирали в них грибы и ягоды
В.Ф. Стожаров. Туеса, рога и чёрная рябина
На Севере производством туесов занимались в Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерниях. Туеса украшались тиснением, резьбой и росписью
Наибольших успехов в резьбе по бересте достигли жители Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Местные берестяные изделия с изящной резьбой (туеса, шкатулки, табакерки) высоко ценились и получили известность не только в России, но и за ее пределами. Так, в начале XX века работы одного из здешних мастеров были отмечены дипломом Всемирной выставки в Париже
Шемогодская резьба по бересте. Источник фото: https://www.pinterest.co.uk/pin/402227810446509791/
В свою очередь красноборские села Пермогорье и Верхняя Уфтюга славились росписью туесов
Туеса. Уфтюжская роспись. Источник фото: https://www.pinterest.ru/pin/555561304008617997/
Следующие русские диалектные слова стали источниками для обозначения корзины в отдельных карельских и вепсских говорах:
– верша > ливвиковские, людиковское virši
– кошма ‘берестяная корзина’, ‘охотничья сумка из бересты’ > карельское komšu
– мостина ‘корзина’ > карельское mostina, вепсское mastin
В.Ф. Стожаров. Натюрморт с яблоками
Аналогом современных рюкзаков был кошель – плетеный заплечный мешок. Слово было заимствовано в собственно-карельское (keššeli), ливвиковское, людиковское (kaššali) наречия карельского языка, вепсский язык (kašal’)
Сельский пастух в деревне Варпасельга (Приладожская Карелия). 1930-е годы (в наст. вр. – Питкярантский район Республики Карелия) Источник фото: https://www.kuvakokoelmat.fi/pictures/view/HK19451228_86.19
Интересным словом, зафиксированным в конце XIX веке на Свири и в юго-восточном Обонежье (Девятины и Тудозеро), является чуглик (чублик). По описанию Г.И. Куликовского, это «деревянный или берестной ковшичек для питья воды из ручейков, родников. Чублик или висит на ветке дерева близ родника или лежит на чистом песчаном месте берега. Каждый пьющий бережно кладет этот ковшичек на прежнее место и, если он истрепался, сделает новый». Источником слова в русских говорах является вепсское čuhlik ‘берестяной черпак для питья’
Берестяной ковшичек. Источник фото: https://kenskyi-volok.severberesta.ru/
Береста находила свое применение и в таких традиционных занятиях населения как рыболовство
Обвитый берестой камень, служащий грузилом в неводе, получил у северян название
кибас (в Обонежье – кивес). Источником слово послужило карельское и вепсское слово kives, производное от kivi ‘камень’
Археологические раскопки также подтверждают, что древние карелы в качестве грузила использовали завернутую в бересту гальку
Кибас из фондов Северного морского музея (г. Архангельск). Источник фото: https://ar.culture.ru/ru/subject/kibasa
Из бересты делали также поплавки для неводов и сетей. Их поморские и обонежские названия также пришли из прибалтийско-финских языков:
– кубас – из вепсского kubaz, карельского kuvas ‘поплавок’
Кубас (Рисунок из работы: Шульц А.Я. Техническое описание рыбных и звериных промыслов на Белом и Ледовитом морях // Исследования о состоянии рыболовства в России. Т. VII. СПб., 1863)
– кибряшки / кибруши (привязываемые к сети трубочки из бересты) – из карельского käbry ‘поплавок из бересты’
Кибряшки. Фото автора
Из прутьев и дранки (длинных пластин древесины) изготавливали ловушки для рыбы. Наименования некоторых из них также проникли в севернорусские говоры из речи финно-угорских народов:
– гимга, киньга < коми гымга < мансийское
Осмотр осетровой гимги. Илл. в кн. А.А. Дунин-Горкавича «Тобольский Север. Общий обзор страны, ее естественных богатств и промышленной деятельности населения» 1904 г. Источник фото: https://bestlj.ru/80908-Osetrovaja-gimga-samaja-bolshaja-pletenaja-rybolovnaja-lovushka.html
– курма < карельское kuurna ‘жёлоб’
– мерда / морда < карельское merda, вепсское merd (коми и удмуртское морда – уже, наоборот, пришло из русского)
– сурпа (из вымерших финно-угорских языков, при мансийском sirp ‘вид рыболовной сети’)
Фрагмент картины И.Е. Репина “Бурлаки на Волге” (ловушка типа морды, привязанная к камню)
Сырье для различных поделок в севернорусских говорах также обозначалось словами прибалтийско-финского происхождения. Это ластега – дранка (из карельского lastu, вепсского last ‘лучина’) и сарга – прутья березы, ивы, черемухи (из вепсского sarg ‘полоска’)
Как видим, созданные руками человека предметы из дерева хранят не только тепло рук мастера, но и доносят до нас слова из далеких времен
Некоторые из рассмотренных слов с потоком севернорусского и коми населения проникли в Сибирь и на Дальний Восток, но это уже совсем другая история
Литература и источники
Аникин А.Е. Русский этимологический словарь.
Куликовский Г.И. Словарь областного олонецкого наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб.: издание Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1898.
Мызников С.А. Атлас субстратной и заимствованной лексики русских говоров Северо-Запада. СПб.: Наука, 2007. 395 с.
Мызников Сергей Алексеевич. Лексика финно-угорского происхождения в русских говорах Северо-Запада : этимол. и лингвогеогр. анализ / С. А. Мызников; Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.. СПб.: Наука, 2004. 492 с.
https://www.booksite.ru/fulltext/myznik/index.htm
Сравнительно-ономасиологический словарь диалектов карельского, вепсского, саамского языков
Под общ. ред. Ю.С. Елисеева, Н.Г. Зайцевой. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008. 346 с.
Suomen sanojen alkuperä
Источник
Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты. Другое название бурака – туес.
Россия издавна славилась своими промыслами. Для своих изделий мастера-ремесленники использовали природные материалы, которые их окружали. Нижняя Салда тоже славилась своими ремеслами и один из них бурачный промысел. Почему бураки, ведь Нижняя Салда – это поселок при металлургическом заводе? Дело в том, что для металлургического производства того времени требовался древесный уголь. Для пережога древесины в уголь использовалась в том числе и береза, поэтому производством бураков в основном и занимались те, кто был ближе к сырью – углежоги. Из-за обилия березы бурачный промысел в Нижней Салде был одним из основных промыслов. В 1850 году в Нижней Салде промысловые свидетельства (т.е. те кто занимался профессионально) имели 11 человек, из них семь человек занимались производством бураков. Время заготовки бересты длится всего около двух недель в июне. В это время и нужно было успеть заготовить бересту, а затем, в свободное время занимались изготовлением бураков.
Бураки, благодаря уникальным свойствам бересты являлись необходимым предметам каждой семьи. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Продукты в берестяных изделиях дольше остаются свежими, а еда сохраняет температуру. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух.
Поражает простотой и мудростью конструкции. Устройство бурака напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка.
Основой берестяного бурака является “сколотень” – внутренний неразрезанный слой бурака цилиндрической формы, снятый целиком со спиленной берёзы. Наружный слой бересты – рубашка закреплял на бураке обручи, держащие донце и крышку. Рубашку бурака изготавливали из прямоугольного полотна бересты, скрепляли особым способом – “замком” или сшивали и украшали.
Бураки применяли для самых разных нужд, в них хранили продукты: молоко, сметану, ягоды, другие жидкие и сыпучие продукты, делали засол: грибы, огурцы, рыбу. Размеры бураков были различны, но салдинские бураки чаще всего были небольшие, объемом от 0,5 до 2 литров, с выпуклой деревянной крышкой. Соотношение ширины и высоты примерно 1:1,5. Крышка и донце изготовлялись из кедровой древесины. Ручка делались из сухой, гнутой черемуховой щепы и закреплена на внутренней поверхности крышки палочкой – клинышком. Крышка так плотно подогнана к телу бурака, что даже наполненным его можно нести, держа за ручку на крышке.
В отличии от Нижнего Тагила, где изготовлением бураков занимались в артелях, в Нижней Салде изготовление бураков было семейным делом: мужчины заготовляли сырьё, и делали бураки, а женщины варили олифу и расписывали. Это внесло свое своеобразие и отличие от тагильских бураков.
Нижнесалдинские бураки относятся к расписным, с замковым соединением. Способы украшения берестяных бураков были весьма разнообразны – аппликация, процарапывание, тиснение, ажурная резьба и роспись. В росписи нижнесалдинских бураков преобладает народное «маховое» письмо в один мазок, которым владели старообрядцы. Композиции нижнесалдинского букета скромнее, той что применялась в Нижнем Тагиле, а поверхность, которую занимают цветы на бураке несколько меньше, чем на тагильском. Сначала наносился основной мазок пальцами. Затем свободным движением кисти делалась доводка цветов и листьев. “Писарихи” смело обобщали и стилизовали природную форму цветка, поэтому из-под их кисти выходили фантастические букеты. В каждой семье были свои излюбленные сюжеты и своя манера росписи. Роспись бураков сначала возникает как дополнение к украшению бурака тиснением для придания ему яркости и броской привлекательности на ярмарках. Типичная композиция нижнесалдинской росписи на бураках – наклонный букет композиционным центром которого являются два больших симметричных цветка. Они выполняются в технике оживки разбелом, обычной для уральской росписи и дополняются листочками, бутонами и меньшими цветами. Примета нижнесалдинской бурачной росписи – “веточки” снизу букета, подчёркивающие его динамичную форму. Основные мотивы росписи букетов: прямой букет с двумя крупными цветами, листьями и тремя-пятью маленькими цветочками; наклонный букет; “вертушка” – веточка с цветами и листьями, спиралью огибающая большой цветок в центре.
Во второй половине XIX века в Нижней Салде в разные годы бурачным промыслом занималось от 15 до 22 семей, в основном это были семьи старообрядцев – бывших крепостных крестьян, выходцев из Нижегородской губернии. Самый известный из них, чьи бураки хранятся в музеях Нижней Салды, Нижнего Тагила, Екатеринбурга и даже Москвы – Иван Филиппович Масленников.
Спрос на бураки был постоянным, и бурачники не только сами продавали их на различных ярмарках, но и принимали участие в выставках:
Федор Васильевич Масленников – участвовал в выставке 1887 года в Екатеринбурге;
Лука Васильевич Масленников – участвовал в выставке 1902 года в Петербурге;
Яким Осипович Чернов – участвовал в выставке 1908 года.
В начале XX столетия Нижняя Салда становится самым большим центром по производству расписных бураков “крестьянского” типа в Верхотурском уезде. Производством бураков занималось уже около 30 семей. Но в самом расцвете, салдинский бурачный промысел начал исчезать. Первая причина: революционные потрясения начала XX столетия и нетерпимая политика к тем, кто “обогащался” за счет каких-либо приработков, репрессии сократили количество кустарей. Вторая причина: изменились вкусы, в обиход стала входить “обычная” посуда.
Читайте также: Салдинский бурак.
Источник
Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты. Другое название бурака – туес.
Россия издавна славилась своими промыслами. Для своих изделий мастера-ремесленники использовали природные материалы, которые их окружали. Нижняя Салда тоже славилась своими ремеслами и один из них бурачный промысел. Почему бураки, ведь Нижняя Салда – это поселок при металлургическом заводе? Дело в том, что для металлургического производства того времени требовался древесный уголь. Для пережога древесины в уголь использовалась в том числе и береза, поэтому производством бураков в основном и занимались те, кто был ближе к сырью – углежоги. Из-за обилия березы бурачный промысел в Нижней Салде был одним из основных промыслов. В 1850 году в Нижней Салде промысловые свидетельства (т.е. те кто занимался профессионально) имели 11 человек, из них семь человек занимались производством бураков. Время заготовки бересты длится всего около двух недель в июне. В это время и нужно было успеть заготовить бересту, а затем, в свободное время занимались изготовлением бураков.
Бураки, благодаря уникальным свойствам бересты являлись необходимым предметам каждой семьи. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Продукты в берестяных изделиях дольше остаются свежими, а еда сохраняет температуру. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух.
Поражает простотой и мудростью конструкции. Устройство бурака напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка.
Основой берестяного бурака является “сколотень” – внутренний неразрезанный слой бурака цилиндрической формы, снятый целиком со спиленной берёзы. Наружный слой бересты – рубашка закреплял на бураке обручи, держащие донце и крышку. Рубашку бурака изготавливали из прямоугольного полотна бересты, скрепляли особым способом – “замком” или сшивали и украшали.
Бураки применяли для самых разных нужд, в них хранили продукты: молоко, сметану, ягоды, другие жидкие и сыпучие продукты, делали засол: грибы, огурцы, рыбу. Размеры бураков были различны, но салдинские бураки чаще всего были небольшие, объемом от 0,5 до 2 литров, с выпуклой деревянной крышкой. Соотношение ширины и высоты примерно 1:1,5. Крышка и донце изготовлялись из кедровой древесины. Ручка делались из сухой, гнутой черемуховой щепы и закреплена на внутренней поверхности крышки палочкой – клинышком. Крышка так плотно подогнана к телу бурака, что даже наполненным его можно нести, держа за ручку на крышке.
В отличии от Нижнего Тагила, где изготовлением бураков занимались в артелях, в Нижней Салде изготовление бураков было семейным делом: мужчины заготовляли сырьё, и делали бураки, а женщины варили олифу и расписывали. Это внесло свое своеобразие и отличие от тагильских бураков.
Нижнесалдинские бураки относятся к расписным, с замковым соединением. Способы украшения берестяных бураков были весьма разнообразны – аппликация, процарапывание, тиснение, ажурная резьба и роспись. В росписи нижнесалдинских бураков преобладает народное «маховое» письмо в один мазок, которым владели старообрядцы. Композиции нижнесалдинского букета скромнее, той что применялась в Нижнем Тагиле, а поверхность, которую занимают цветы на бураке несколько меньше, чем на тагильском. Сначала наносился основной мазок пальцами. Затем свободным движением кисти делалась доводка цветов и листьев. “Писарихи” смело обобщали и стилизовали природную форму цветка, поэтому из-под их кисти выходили фантастические букеты. В каждой семье были свои излюбленные сюжеты и своя манера росписи. Роспись бураков сначала возникает как дополнение к украшению бурака тиснением для придания ему яркости и броской привлекательности на ярмарках. Типичная композиция нижнесалдинской росписи на бураках – наклонный букет композиционным центром которого являются два больших симметричных цветка. Они выполняются в технике оживки разбелом, обычной для уральской росписи и дополняются листочками, бутонами и меньшими цветами. Примета нижнесалдинской бурачной росписи – “веточки” снизу букета, подчёркивающие его динамичную форму. Основные мотивы росписи букетов: прямой букет с двумя крупными цветами, листьями и тремя-пятью маленькими цветочками; наклонный букет; “вертушка” – веточка с цветами и листьями, спиралью огибающая большой цветок в центре.
Во второй половине XIX века в Нижней Салде в разные годы бурачным промыслом занималось от 15 до 22 семей, в основном это были семьи старообрядцев – бывших крепостных крестьян, выходцев из Нижегородской губернии. Самый известный из них, чьи бураки хранятся в музеях Нижней Салды, Нижнего Тагила, Екатеринбурга и даже Москвы – Иван Филиппович Масленников.
Спрос на бураки был постоянным, и бурачники не только сами продавали их на различных ярмарках, но и принимали участие в выставках:
Федор Васильевич Масленников – участвовал в выставке 1887 года в Екатеринбурге;
Лука Васильевич Масленников – участвовал в выставке 1902 года в Петербурге;
Яким Осипович Чернов – участвовал в выставке 1908 года.
В начале XX столетия Нижняя Салда становится самым большим центром по производству расписных бураков “крестьянского” типа в Верхотурском уезде. Производством бураков занималось уже около 30 семей. Но в самом расцвете, салдинский бурачный промысел начал исчезать. Первая причина: революционные потрясения начала XX столетия и нетерпимая политика к тем, кто “обогащался” за счет каких-либо приработков, репрессии сократили количество кустарей. Вторая причина: изменились вкусы, в обиход стала входить “обычная” посуда.
Читайте также: Салдинский бурак.
Источник
добавлена 23 апреля в 16:22
Просто ужас творился в этой деревне, сгорело всё, нет больше жителей в деревне. Настоящие пепелище, прямо на месте где когда то жила колдунья… Мы отправились в экспедицию, что бы всё это увидеть своими глазами. Просто кровь в жилах стынет, от того что мы там увидели… Всем приятного просмотра!!! Смотрите и подписывайтесь на канал! Дорогие подписчики, мне очень важна ваша поддержка!!! Делитесь видеороликом со своими друзьями!!! Не забывайте оставлять комментарии и ставить лайки!!!
добавлена 17 апреля в 14:22
Серебро не заканчивается, сколько там его ещё?! Просто мечта, а не огороды! Находили там много классного серебра и снова накопали кучу серебряных монет! Весна снова подкидывает сюрпризы, казалось бы даже на выбитых местах! Всем приятного просмотра!!! Смотрите и подписывайтесь на канал!
добавлена 12 апреля в 21:01
Сезон поисков кладов – начался! Отправляемся на поиски в старые огороды. Нашли серебряные чешуйки времён Петра-1. Самые мелкие монеты, которые сохранились до наших времён.
добавлена 5 апреля в 09:28
Наконец то дождались открытия кладоискательского сезона! Вот так и открытие получилось, даже и не ожидали такого найти. Я в шоке от таких находок, реально фартит! Всем приятного просмотра!!! Смотрите и подписывайтесь на канал! Дорогие подписчики, мне очень важна ваша поддержка!!! Делитесь видеороликом со своими друзьями!!! Не забывайте оставлять комментарии и ставить лайки!!!
добавлена 31 марта в 07:03
Последний весенний лёд – начало бешенного клёва! Дождался клёва огромной плотвы. Плотва просто сходит с ума. Весенний клёв плотвы на Котовском водохранилище. Всем НХНЧ и конечно же приятного просмотра!!! Смотрите и подписывайтесь на канал!
добавлена 19 марта в 07:03
Всё о том, как собрать недорогую подводную камеру для рыбалки, из недорогих комплектующих из Китая. Собрать выходит намного дешевле, чем покупать готовую камеру. Полное описание сборки камеры и тест в реальных условиях. Всем приятного просмотра!!! Смотрите и подписывайтесь на канал!
добавлена 22 февраля в 13:12
ПИНПОИНТЕР с AliExpress: https://alii.pub/5kps25 Купил дешёвый пин с алика, доставка за неделю. Обзор, распаковка посылки. Первое включение, тест на монетах. Всем приятного просмотра!!! Смотрите и подписывайтесь на канал! Дорогие подписчики, мне очень важна ваша поддержка!!! Делитесь видеороликом со своими друзьями!!! Не забывайте оставлять комментарии и ставить лайки!!!
добавлена 9 февраля в 14:40
На этот раз мне повезло! Нашёл очень старинные монеты. В одной очень старой деревне, решил поискать монет в огородах. Немного исследовав территорию, находки не заставили себя долго ждать. Всем приятного просмотра!!! Смотрите и подписывайтесь на канал!
добавлена 1 февраля в 21:23
Может быть там клад? Вот это я понимаю, нашли лужайку в лесу! Наколотили пятаков будь здоров!) Целая куча пятаков в одном месте, это просто круто! Екатерининские пятаки – самые приятные монеты на копе! Всем приятного просмотра!!! Смотрите и подписывайтесь на канал!
добавлена 31 декабря 2020 в 17:25
Вот и мы наконец-то нашли КЛАД ! Выкапываем серебряные монеты из земли. Нашли клад в лесу. Дорогие друзья, от души поздравляю всех с Новым годом и желаю в новом сезоне найти и Вам свой клад!!! Всем приятного просмотра!!! Смотрите и подписывайтесь на канал!
Золотой кошелёк Николая. Здравствуйте, уважаемые колеги кладоискатели. У меня вчера был самый удачный поход с прибором. Пишу первый раз, никогда не думал что будет желание с кемто поделится своими емоциями, но то что я пережил во время того как поднял первую золотую монетку – это что то… По началу подумал что современные 10 коп, такое ощущение что монеты потеряли вчера… Они совсем без каррозии, и без зелени. Началось все с того как пол года назад друзья подговорили купить прибор. А когда ку
Полезная информация: Дробница 1. Дробница – в русском церковном ювелирном искусстве миниатюрные вставки, выполняемые на обложках Евангелия, митрах, панагиях или на парадных богослужебных облачениях. Дробницы выполняются в форме пластин с отверстиями для крепления к украшаемому ими предмету. 2. Дробницами называли металлические бляхи или пластинки, большей частью плоские и круглые, иногда продолговатые, служившие для украшения древнерусского платья: ферязей, опашней.
Ну что??? По рюмашке за выходные!!!
Определить правильное место поиска предметов старины не просто. Даже имея подробную старинную карту, вы можете петлять безрезультатно по местности. Рельеф и основные ориентиры под воздействием природных факторов и деятельности человека способны измениться. Лес могли вырубить, или наоборот всё поросло деревьями и кустарниками, а река поменять русло. Самое интересное, что иногда растения указывают место заброшенной деревни или хутора. В основном на таких местах растёт мелкий тёрн, полынь белая гор
Погулял немного сегодня! Немного серебра надыбал!))
Решили с камрадом съездить поискать что нибудь старинное и интересное на месте где в царские времена стояла усадьба
Клад на огороде – реальность или фантастика? Более чем! Большинство кладов находится именно на огородах. И этому есть несколько объяснений. Во-первых на огороде, за домом удобно закапывать – забор скрывает от чужих глаз, много приметных ориентиров чтобы легко найти и откопать обратно (яблоня, колодец, угол забора) , ну и нет опасности потерять ценности вместе с домом при пожаре. Во-вторых именно на огороде чаще всего проводятся земляные работы (земледельные, строительные) и клады чаще обнаружив
Источник