Быть сосудом в чести у всех
Свт. Василий Великий
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело
Невместимый Бог мог через плоть бесстрастно вступить в борьбу со смертью, чтобы собственным Своим страданием даровать нам бесстрастие. …Ибо Сам, связав сильного, расхитил вещи его (Мф. 12:29), то есть нас, которых крепкий [сатана] употреблял на всякое лукавое действие, и Сам соделал нас сосудами благопотребными Владыке, через уготовление того, что зависит от нас, на всякое доброе дело.
О Святом Духе.
Свт. Феофан Затворник
Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован
Здесь и причина указывается, по коей благость Божия благоволит терпеть вместе с добрыми и худых, как в Церкви, так и во всем мире, подобно хозяину, терпящему в доме и хорошее и худое. Хозяин терпит и худое, потому что оно пока к чему-либо гоже, не имея надежды, что оно станет хорошим; Господь же терпит не по этому одному, но особенно потому, что свободная тварь, неверующая и худо живущая, может прийти в себя, опомниться и измениться на лучшее. «Сосуды,- пишет Феодорит,- осудила сама природа (если они не в честь), а людей честными или нечестными соделала воля». Но сия воля, сейчас неисправная, сейчас же может измениться в исправную. «Выбор лучшего зависит от нашей решимости» (блаженный Феодорит). Решится худой с Божиею помощию – и начнет быть хорошим. Сего-то момента ожидая, благость Божия щадит неверующих и недобрых и удерживает готовую покарать их правду Божию. Это и разумеет Апостол, говоря: аще кто очистит себе от сих. – От сих – от того, что делает его похожим на сосуд не в честь, от страстей и грехов. Очистить себя – значит: сознать худобу худого в себе, отвратиться от него, положить твердое намерение не делать его более и, исповедав то духовному отцу, получить разрешение и потом уже не допускать себя впадать в ту же вину. Утвердившийся в сем, чистом от всякого худа, образе жизни, внешней и внутренней, уже не будет походить на сосуд в доме, который не в честь, но станет сосудом в честь, благопотребным и гожим на всякое доброе дело – и, кроме того, освященным,- станет некако священною вещию,-как и в самом деле есть: ибо он тогда не прост будет, а благодатию преисполнен и Бога в себе носить будет. Сего ради изменения и поступления, вместо бесчестного, в такое светлое состояние и терпятся худые. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, что быть золотым или глиняным зависит не от природы или вещественной необходимости, а от нашей воли? В природе глиняный сосуд не может сделаться золотым и золотой не может сделаться столь низким, как глиняный; а здесь (в душах людей) бывает великая перемена и превращение. Павел был глиняным сосудом, но стал золотым; Иуда был золотым сосудом, но стал глиняным. Таким образом, нечистота делает людей глиняными: прелюбодей, корыстолюбец суть глиняные».
Что значат в применении слова: сосуд освящен, благопотребен, на всякое дело уготован – можно не пытаться определять в частности. Обще же они значат, что верою и благодатию очистившийся от всего худого, нечистого и страстного, и предавший себя вседействию Божию соделывается в руках Божиих орудием, благопотребным к исполнению промыслительных Его действий о мире и человеках. Умеет таковой внимать и слышать разумно в сердце своем Божий веления и потом, не щадя живота, исполнять их. Почему в действиях своих он всегда попадает на след воли Божией: что всего драгоценнее для всякого христианина, тем паче для архипастыря.
Так как такого рода состояние делает достигшего его наиблагоразумнейшим; то можно положить, что речь Апостола с 19-го стиха указывает путь к достижению благоразумия, о коем он начал давать архипастырю уроки с 14-го стиха. После сего следующий, 22-й, стих будет иметь значение заключительного предостережения от того, чем можно потерять сей дар, и указания на то, чем он обезопашивается и укореняется.
Толкование на второе послание к Тимофею.
Прп. Ефрем Сирин
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело
Итак, если кто пожелает и очистит себя от чуждых тех слов, коим учил, – тот будет после сего сосудом почетным, освященным и благопотребным Владыке своему, уготованным не для извращения умов, но на всякое дело доброе уготованным.
Второе послание к Тимофею.
Прп. Икумений Триккский
Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован
См. Толкование на 2 Тим. 2:20
Прп. Иоанн Дамаскин
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело
Ясно, что очищение происходит добровольно. Ибо кто будет, говорит апостол, чист от сего… Отвечает же этому подобное соответствие, что… если не очистит, тот будет сосудом не в чести, бесполезным для Владыки, достойным сокрушения.
Изложение веры.
Блж. Феофилакт Болгарский
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным
Видишь ли, что быть золотым или глиняным зависит не от природы или вещественной необходимости, как думают манихеи, а от нашей воли? Ибо каждому возможно очистить себя, то есть совершенно освободить от глиняного и деревянного и утвердить в себе золотое и серебряное произволение. Павел был глиняным, но стал золотым. Иуда был золотым сосудом, но стал глиняным. Итак, если глиняные сосуды унижаются, то как апостол говорит в другом месте: сокровище сие мы носим в глиняных сосудах (2 Кор. 4:7)? Там он говорит о природе нашего тела. Ибо как глиняный сосуд есть не что иное, как обожженная глина, так и тело наше, есть не что иное, как земля, скрепляемая теплотой души. Здесь же апостол говорит о свободном произволении.
И благопотребным Владыке
Итак, глиняные сосуды негодны для руководственной цели Господа Бога, Который хочет, чтобы все спаслись, хотя, как сказано, эти сосуды и представляются пригодными для иного употребления.
Годным на всякое доброе дело
То есть хотя бы и не настало время делания, однако он будет пригоден и готов даже на мученичество или девство.
Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
Ориген
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело
Потому что, кто очистит себя, находясь в этой жизни, тот будет приготовлен ко всякому доброму делу в будущем.
О началах.
Лопухин А.П.
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело
См. Толкование на 2 Тим. 2:20
Высказывание отцов
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело
Брат спросил авву Пимена, говоря: «Почему бесы склоняют мою душу завидовать тем, кто стоит выше меня, и презирать тех, кто ниже меня?» Говорит ему старец: «Об этом апостол сказал вот что: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные,( 2 Тим. 2:20) и если кто очистит себя от всего такого, то он будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
Высказывания отцов.
Источник
СОСУДЫ МИЛОСТИ К ЧЕСТИ И СЛАВЕ
Верующие в Христа являются сосудами милости к чести и славе. В Рим. 9:21 говорится: «Или горшечник не имеет власти над глиной, чтобы из одной и той же смеси сделать один сосуд к чести, а другой – к бесчестию?» Затем, в стихе 23, говорится, что Бог хочет сделать известным «богатство Своей славы на сосудах милости, которые Он прежде приготовил к славе». Как сосуды, мы не орудия и не оружие – мы вместилища. Согласно 9-й главе Послания к римлянам, мы содержим в себе милость, честь и славу. По сути, этой милостью, честью и славой является Триединый Бог. На начальной стадии нашего переживания Триединый Бог является нашей милостью, на следующей стадии Он является нашей честью, а на завершающей стадии Он является нашей славой. Сейчас мы наслаждаемся нашим Богом как милостью и в какой-то мере как честью. Когда Господь Иисус вернётся, мы будем полностью приведены в честь, а также в славу. Тогда мы будем наполнены Триединым Богом не только как нашей милостью, но и как нашей честью и славой.
В 9-й главе Послания к римлянам раскрывается, что наивысшим выражением нашей полезности для Бога является то, что мы сосуды, которые содержат Его и выражают Его. Мы – Его вместилище и Его выражение, а Он – наше содержимое и наша жизнь. Он живёт в нас, чтобы мы жили Его. В конечном итоге Он и мы, мы и Он будем полностью едины по жизни и по природе. Таково наше предназначение как сосудов милости.
СОСУДЫ К ЧЕСТИ, СОДЕРЖАЩИЕ ХРИСТА КАК СВОЁ СОКРОВИЩЕ ПОСРЕДСТВОМ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Посредством возрождения верующие становятся сосудами к чести, содержащими Христа как своё сокровище. В Рим. 9:21 говорится о сосудах к чести. Во 2 Кор. 4:6-7 говорится: «Бог, сказавший: “Из тьмы да воссияет свет”, – Он воссиял в наших сердцах, чтобы озарить знание славы Божьей в лице Иисуса Христа. Но мы содержим это сокровище в глиняных сосудах, чтобы превосходство силы было от Бога, а не из нас». Этим сокровищем является обитающий в нас Христос. Мы являемся вместилищами чести, поскольку честью является Сам Христос. Он сокровище в нас. Мы содержим это сокровище в глиняных сосудах, однако это сокровище ещё не явлено. При возвращении Господа Иисуса Христос как наше сокровище будет явлен. Тогда другие смогут увидеть, что, как сосуды к чести, мы являемся вместилищами такого сокровища. («Заключительные сообщения по Новому Завету», стр. 1303, 1308)
ТОТ, КТО УВЕНЧАН СЛАВОЙ И ЧЕСТЬЮ
В вознесении Христос – это Тот, кто увенчан славой и честью. В Евр. 2:9 говорится: «Видим Иисуса, немного умалённого по сравнению с ангелами из-за того, что Он претерпел смерть, увенчанного славой и честью». Слава и честь рассматриваются здесь как венок. Слава – это великолепие, связанное с личностью Иисуса; честь – это высокая ценность, связанная с важностью Иисуса (1 Пет. 2:7). Вознесённый Христос, увенчанный славой и честью, находится в состоянии славы и занимает место почёта. («Заключительные сообщения по Новому Завету», стр. 361)
* * *
Во 2 Тим. 2:21 говорится: «Итак, если кто-нибудь очистит себя от них, то будет сосудом к чести, освящённым, полезным хозяину, приготовленным ко всякому доброму делу». Сосуд к чести должен соответствовать определённому стандарту, чтобы содержать определённый предмет, обладающий честью. Здесь слово «честь» связано с нашей природой, слово «освящённый» указывает на наше положение, слово «полезный» подразумевает нашу функцию, а слово «приготовленный» раскрывает наше обучение. Павел увещевал Тимофея очистить себя от сосудов к бесчестию, чтобы он был обучен в этих четырёх вещах. Вместе эти четыре вещи способны сделать Тимофея сосудом к чести согласно определённому стандарту. Это также подразумевает наш характер. (*«Сосуды, полезные для Господа»)
* * *
Сосуды чести состоят и из божественной природы (золота), и из искупленной и возрождённой человеческой природы (серебра). Эти сосуды, такие как Тимофей и другие подлинные верующие, составляют твёрдое основание (2 Тим. 2:19), которое поддерживает истину. Сосуды бесчестия состоят из падшей человеческой природы (дерева и глины). В их числе – Гименей, Филет (ст. 17) и другие лжеверующие.
Во 2 Тим. 2:21 Павел продолжает: «Если кто-нибудь очистит себя от них, то будет сосудом к чести, освящённым, полезным хозяину, приготовленным ко всякому доброму делу». Очиститься – значит «отступить от неправедности» (ст. 19) в качестве внешнего проявления внутренней божественной природы. Слова «от них» в стихе 21 обозначают сосуды к бесчестию, в том числе те, которые названы в стихах 16-18. Мы должны очиститься не только от всего неправедного, но и от сосудов бесчестия. Это означает, что мы должны избегать их. Таким образом, мы должны очистить себя от того, что неправедно, и от сосудов бесчестия из дерева и глины. Если мы очистим себя от этих отрицательных вещей и этих отрицательных людей, мы будем сосудами к чести, освящёнными, полезными Хозяину и приготовленными ко всякому доброму делу. Быть сосудом «к чести» – это вопрос природы, «освящённым» – вопрос положения, «полезным» – вопрос практики, «приготовленным» – вопрос обучения. («Заключительные сообщения по Новому Завету», стр. 1309-1310)
* * *
Братья и сёстры, прежде чем человек станет в некоторой степени полезным для Бога, потребуется десять-двадцать лет обучения в Божьих руках. Если мы хотим хорошо пробежать в состязании и быть в какой-то мере зрелыми в Господе, нам нужно хотя бы десять-двадцать лет обучения. Однако те, кто не заботится о своём здоровье как следует, могут не дожить до этого момента. Это очень печально. Некоторые начинают бежать уже после того, как пробыли в Господе двадцать-тридцать лет. Лишь тогда они касаются правильного пути и их полезность начинает расцветать. В церкви должны быть не только дети и юноши, но и отцы. Все те, кто хочет служить Господу, должны считать великой утратой смерть брата и сестры, которые потратили много времени и сил, чтобы усвоить некоторые уроки, а затем преждевременно умерли. Некоторые сосуды, как мы знаем, оказываются разбиты или испорчены в процессе изготовления. Это достойно сожаления. Нечто похожее описывает Иеремия, говоря, что сосуд в руке горшечника был испорчен (Иер. 18:4). Когда горшечник вращает круг и лепит сосуды, некоторые оказываются испорчены, прежде чем попадают в огонь. Они не успевают пройти стадию формирования. Это урон. («Характер Господнего работника», стр. 208)
* * *
Я полагаю, что, если Господь будет милостив к нам, мы будем получать половину своего прироста из числа наших детей, а вторую половину из «моря» (то есть мира). Если весь прирост будет приходить из «моря» и не будет никого из наших собственных детей, у нас не будет сильной церкви. Поколение Павла могло спасаться непосредственно из мира, но поколение после Павла, люди, подобные Тимофею, приходили из их семей. Мы не можем ожидать, что наш прирост всегда будет приходить из мира. Мы ожидаем, что из наших собственных семей поднимется второе поколение – люди, подобные Тимофею. Благовестие Божье, действительно, спасает людей из мира, но нам также нужно приводить людей, подобных Тимофею. Чтобы церковь стала богатой, в ней должны быть бабушки, подобные Лоиде, и матери, подобные Эвнике, которые растят, назидают и вскармливают своих детей в воспитании Господнем. Если таких людей нет, церковь никогда не станет богатой.
Когда Бог наделяет церковь благодатью, Ему требуются сосуды; необходимо воспитать больше Тимофеев. Мы, действительно, можем спасать людей из мира, но существует гораздо большая нужда в воспитании людей в христианских семьях. (*«Сообщения для созидания новых верующих», т. 2)
Источник
, https://www.ngteam.org ( , ) 30 , 2001 . . , , , . , , , . , , , . , !!! : , ; , . , . . , . – . , , , . , , – . ! ! . , , , . . . , . , , . . , – , . , . ? ? ? . , . , , , , . , , . , . , , , , , . , , . , , , , , , . , , , , , . ! ! , , . , . , . , . , , . , , , , … , , . , , . . , , . , , . , , . , . ! , -. , . , , . . , – . , , , . , . , , . , , , . , , , . , . . , . – . 45 : 1. … . , , . , , – . , . . . . , , . , . 1. … , , , … , : , , , , . , . : ? . , . , , , , , , , . – , – . , : , . , . , , , , . , , . ! ? , , , , ! . . … , , , ; , , . 2. , – , . , . 3. , , , … , , . , . ! , , , . , . , , , , . , , , . , , , . , . , , , , , , . . , , . , , . , . ? . , – . , , , , , , , . , . , 6 : 1. , , . 2. … … , … … … : , … . , . , , , . . . … , , … 7. ; … . ? 8. , … … []: — [] – , ; , . , , , . , , ( , , , , , ), . , , . , . : . , . . , . , , ! , , . , , . , . , , . . , . . , – . . … 9. – , , … , , , … , ? , . , , . : , , , 10. . 11. , [] , , (!) , . 12. , , , , [] … … ; ‘. . , , , , , … . , , , , , . , . , , , , . , , . : , , , , . , , , : 14. , , . . , , – , – . , : – . . : , . – . , , , , , ! ! , , , , , , , , , . ! , , – , , , . , , . , , , . , . , . , . , . . ! , , . , . , . , – . , , ! , . , . . ! ! , , – , , , , . , , . , , . , : . , , , , , , , , . , ? ! , , , : , , , , . ? , , . , , . . , , . , . . . . , . , – . , . . . -, -. 6 : 17 , , , , , 18 , ; . 19 , . . , . , . , , . … . , . . , . 1 4:4 – . . , , . . : , . 300 , . . , . , . , , : , -, … , – . -, , . . , , , , : , ! , , . : , , . , . , , , . . : , , – , . ? , . . 1 4:4 – . , , ? . , , . , . , , . , , . , . . . , . : , . , . . , , . . , ? … … , . , , . . …, ? , , – . … . , , , . : , . . . , , , , , , – , – . . . , , , , . , , . . … ? – . . , , . . … … . , , . . : , . , ! ! ? – . . -, : , , , . . , : , … , , . , , , , . ! ! , – . , , : . : ? , . , , … , . : . , , … , . ? , , , , , , . . . , , , . , . , , , ? . . … …. , ( , , ) ! . , . , , , . . , . , 24 . , , . , , . , . . . , . , . , . , , . . , . 2 2 : 20. , ; , . 21. , , , , . , : , . , , . , , . . . , – , . , . , . ! ? – ! . , . , -? . , , , , … . . , . . . . , , . : ? ! , , – ! , , -, , , , , , 24 … , . … ? 65 : 4. ; , . , . , , , , . . , , , . , , – . , . , . , . 48 . 11. , , ; , . , . , . , . , , – , , – , , – , , , , , , , , , , , . : , , , … , : – , , . ; , . . . , . . , . . , , , , , , , , , . , ? . . , , , . : , , . , , , , , , , . ? . , . , . , – , , , , , . ? ? . , . , . , , . , , , . , – . , . , , , , . . , . , . , . . . 6:19 … . . . . , , . , , . . . , . – , , . , . . , . , . , : , , . . , , . , , . , , , , , , , . , , . , . , . , , . , . , , . , , , , , . , , , . . , . , . . , , , . . . , , . , . . , , . . . , . , . ? . , “. ()! |
Источник