Быть святым значит быть сосудом для святого духа
Гомилетическая беседа с отцом Дмитрием Смирновым.
Ведущая “Вестей ФМ” – Анна Шафран.
Шафран: Отец Дмитрий, кто такие святые?
Отец Дмитрий: Обычно в таком вульгарном сознании святыми именуют очень-очень хороших людей. В каждом народе есть такое представление. И эти представления очень близки, потому что мы как-то различаем негодяев и людей, с которыми вообще невозможно общаться. А есть наоборот.
С точки зрения христианской, церковной, это определение неточное, потому что это – качество души человека, это уже есть продукт святости. А святой – это тот человек, мотивом поступков, слов, мыслей и даже чувств которого являются не обычные страсти человека, потому что каждый человек управляется тоже духами – духом гнева, духом зависти, духом сребролюбия, духом объедения. И вот что духи ему диктуют, то он исполняет и думает, что такова его воля. На самом деле, он полностью порабощен. Особенно это заметно на таких вещах, как, допустим, табак, что человек не может часа прожить, он испытывает дискомфорт, ему надо покурить, он раб сушеных листьев. Или сейчас вообще нарезанной бумаги с отдушками всякими. Он теряет свободу.
Святой человек – это тот, над кем вот эти страсти не властвуют. А он руководствуется в своей жизни повелениями Духа Святого, который в нем живет, который ему и диктует его мысли, чувства, слова и поступки. И вот это уже отражается в качестве жизни, в общении с людьми. Потому что это идет от Бога. Дух Святой – третья ипостась Святой Троицы. Этот человек является проводником воли Божией, проводником благости Божией и даже порой проводником того, что Господь хочет сказать другому. Поэтому быть святым – это значит быть сосудом для Святого Духа. И чем ближе к апостольскому времени, тем таких людей больше.
Сейчас это вообще редкое явление. Но, тем не менее, даже человек еще в жизни не достигший никакой святости, в силу того, что всех создал Бог, каждый человек по своей природе имеет внутри себя некие интуитивные ощущения о том, как настоящий человек должен поступать.
Полностью слушайте в аудиоверсии. Смотрите видеотрансляцию из студии “Вестей ФМ”
+++
1. Кто такие святые? (0:42)
2. Как происходит канонизация? Почему кого-то канонизируют, а кого-то нет? (7:12)
3. Святой и пророк — это разные понятия или одно и то же? (10:55)
4. Почему вы, христиане, утверждаете, что Бог един, а сами молитесь своим многочисленным святым, как язычники? (12:04)
5. Вам не кажется, что в русском христианстве собрание славянских богов заменено на святых? (16:55)
6. Что такое икона? Чем икона отличается от идола? (18:52)
7. Что такое Соборование? Надо ли обязательно после этого Таинства причащаться? (23:21)
8. Как Вы относитесь к переименованию шоссе Энтузиастов во Владимирский проспект? (26:12)
9. Как Вы относитесь к эзотерике? Считаете ли Вы это атеизмом? (29:40)
10. Как лечить звёздную болезнь с помощью религии? (30:57)
11. Вы верите в экстрасенсов? (35:33)
12. Как оправдывает Церковь солдат, совершающих убийства на войне, когда одна из главных заповедей гласит: не убий (Исх. 20, 13)? (37:41)
13. У Шафран чертовский смех, а у Псаки божественная улыбка. Что делать? (40:02)
Свернуть
Источник
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Слово «СВЯТОСТЬ» означает духовную и нравственную чистоту, непорочность духа, души и тела, непричастность злу.
Святой — значит, непорочный, непричастный злу (Евр.7,26).
Святой, или свят, в абсолютном смысле, то есть в наивысшем значении этого слова, только Триединый Бог. «…Кто, как Ты, величествен святостию…» (Исх.15,11). «Нет столь святого, как Господь…» (1Цар.2,2). «…Ты един свят…» (Откр.15,4).
Святыми становятся также все те, которые отделяют и отдают себя в собственность Богу. Бог их делает святыми — то есть чистыми, непорочными духом, душой и телом — и делает это Сам (1Фес.5,23).
Этот процесс отделения и отдачи Богу, процесс приобретения свойств святости и называется освящением.
Слово «ОСВЯЩЕНИЕ» означает — отделение, отбор и отдача в собственность Божью. Вне Бога святости не существует. Будучи святым, Бог является врагом всякого зла. Для зла, для греха Он — «огнь поядающий» (Втор.4,24). «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр.10,31). Когда Исайя увидел Господа и услышал слова: «…свят, свят, свят Господь Саваоф!» — он воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами…» (Ис.6,3-5).
Не один Исайя должен вынести себе такой приговор, ибо Слово Божье говорит, что нечист всякий рожденный женой (Иов.15,14).
«…Нет праведного ни одного… до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3,10-12). Однако Бог проявил к людям столь великое милосердие, что даровал чистоту, святость и спасение (1Кор.1,30).
КАК СОВЕРШАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ
Как совершает Господь освящение и делает святым то, что было нечисто?
Из Слова Божьего мы видим, что в Ветхом Завете освящение начиналось с отделения. То, что Бог предизбрал к освящению, Он, прежде всего, отделял. Для освящения израильский народ должен был прежде всего отделиться от народа египетского в собственность Господу (Левр.20,24; Втор.7,6; Пс.113,1-2).
Левиты должны были отделиться от народа израильского в собственность Господу (Числ.8,14).
Сыны Аарона при освящении должны были отделиться от среды народа Израильского в собственность Господу для совершения священства (Исх.8,14).
Но отделение — это только первая часть освящения. Отделившись, они должны были омыться и очиститься от нечистоты и греха. Для этого они омывались водой, затем приносили чистую и непорочную жертву, возлагали руки на голову жертвы, отождествляясь с ней, то есть соединяясь с жертвой воедино, в результате чего грех переходил на жертву, а святость, чистота и непорочность жертвы вменялась жертвоприносителю. После этого жертва, имеющая теперь грех (нечистоту жертвоприносителя), должна была подвергнуться огню за этот грех, то есть ее должен был поглотить «огонь поядающий»; сердце же того, кто получил святость и чистоту, наполнялось сознанием полного мира с Богом, сознанием полной невиновности, чистоты и святости (Числ.8:6,7,12).
В Новом Завете Господь упразднил всякое человеческое посредничество и жертвенных животных как средство для очищения, а всех верующих сделал священниками Себе (1Пет.2,9). Поэтому нам, священникам Нового Завета, необходимо вникнуть как в прообразы, так и в последовательность ветхозаветного освящения, которое совершалось при посвящении священников. Оно начиналось с
отделения (Исх.28,1), затем следовало
очищение (Исх.29:4,10-14) и затем —
помазание священным елеем (Исх.40,13-15).
Эта последовательность полна простоты и премудрости. Малейшее нарушение этого установленного Богом порядка — и освящение не могло быть достигнуто. Ибо никогда невозможно очистить того, кто не отделен от нечистой среды, и, тем более, нельзя помазывать елеем того, кто не очистился.
Весь этот порядок освящения имеет сейчас лишь прообразное и поучительное значение. В Новом Завете Христос не нарушил его, ибо этот порядок установлен Богом, но даровал нам более возвышенные истины об освящении. Христос заменил святость обрядовую, которая заключалась в основном во внешней чистоте, святостью бесконечно более возвышенной, внутренней, построенной на освящении и обновлении ума и сердца.
Для того, чтобы совершалось это более благословенное освящение, Господь даровал и средства несравненно драгоценные. Сам Бог приблизился к людям для их освящения. Вместо крови жертвенных животных Бог отдал Сына Своего, Спасителя нашего Иисуса Христа, и Его драгоценную святую Кровь (Ин.1,29; Евр.9,12). Вместо священного елея даровал нам, верующим, помазание Духом Святым (1Ин.2,20) и сделал тела наши храмами живущего в нас Духа Святого (1Кор.6,19). Порядок же освящения не изменен Богом.
Драгоценными истинами об отделении, очищении и исполнении Духом Святым проникнуто все учение Нового Завета.
Об отделении мы читаем: «…отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» (2Кор.6,17); «…отвергнись себя…» (Матф.16,24); «…кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук.14,33); «»в Нем научились… отложить прежний образ жизни» (Еф.4,21-22).
Отделением Бог хочет отстранить нас от всякого греха, от всего, к чему мы привязаны сердцем, и от самих себя, ибо только после этого возможно очищение. Что говорит Слово Божье об очищении?
После оставления греха, после отделения мы еще нечисты, грех на нас. Апостол Павел говорит: «…очистим себя от всякой скверны плоти и духа…» (2Кор.7,1). Но когда мы отделились от греха, тогда уже возможно очищение: «Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю…» (Ис.1,18).
«…Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха» (1Ин.1,7).
И только после очищения возможно исполнение Духом Святым, ибо написано «…кто будет чист… тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2Тим.2,21).
Когда сердце наше чисто, тогда все более и более мы можем и должны исполняться Духом Святым (Еф.5,18).
Когда храм чист от идолов греха, Бог более и более вселяется в нас Духом Святым, как написано: «Вселюсь в них и буду ходить в них…» (2Кор.6,16). Он, вселившись в нас и ходя в нас, делает и хождение наше святым.
Истины об освящении выражаются и многими другими местами Священного Писания, но суть их одна: освящающийся должен все более отстраняться от всякого греха, очищаться и непрестанно наполняться благодатью Божьей для святого хождения.
Слова «отложите», «умертвите», «совлечься» встречаются всюду, и они призывают к отделению и отстранению от всякого греха и к очищению.
Слова «совоскресли», «исполняйтесь», «облекитесь» призывают к наполнению Духом Святым, наполнению Божьей благодатью (Еф.4,22-24).
ЦЕЛЬ ОСВЯЩЕНИЯ
Освящением Бог преследует вполне определенные практические цели:
во-первых, Он хочет освободить народ Свой от закона греховного (Рим.8,2) и повести его по пути всевозрастающей святости, «святый да освящается еще» (Откр.22,11), содержа в постоянной готовности к восхищению;
во-вторых, взять народ Свой действительно к Себе в полную собственность для употребления на дела святые для славы Своей. «Ибо часть Господа народ Его…» (Втор.32,9). «…Вы не свои» (1Кор.6,19). «…Будете Моим уделом…» (Исх.19,5).
В день нашего обращения к Господу мы только переступили порог дома Божьего, сделали, хотя и самый важный, но лишь первый шаг на предлежащем пути святого хождения перед Богом. Если чадо Божье, сделав этот шаг, успокаивается на этом и не идет путем дальнейшего освящения, оно неизбежно грешит и идет к погибели.
Израиль вышел из Египта, крестившись в море (1Кор.10,2). Но, уйдя от египтян, он не ушел от своих пороков, ибо от себя уйти невозможно. Это привело к тому, что, хотя Египет ничем уже не угрожал, проявившиеся на пути в Ханаан пороки и грехи погубили многих (1Кор.10 гл).
Так и мы, вышедши из мира в день нашего обращения и крестившись во Христа Иисуса, не ушли от своих природных характеров, от грехов, которые кажутся нам незначительными. Если и мы не будем все больше и больше освобождаться от всех грехов и пороков и не будем одерживать над ними победу, то они обязательно одержат победу над нами и приведут нас к гибели. Господь избрал нас не для того, чтобы мы только назывались святыми, но чтобы мы были святы (Еф.1,4).
Нельзя назвать святым того, кто в день обращения оставил грубые, бросающиеся в глаза грехи, такие как: пьянство, сквернословие, курение и прочие, и сохранил скупость, зависть, ненависть… Это не святость, если ты не прелюбодействуешь, но смотришь на женщину с вожделением, или не убиваешь, но ненавидишь (Матф.5,28; 1Ин.3,15). Это не святость, а грех, снаружи переселившийся внутрь и там притаившийся. Это опасная внутренняя болезнь, которая при всяком удобном случае будет прорываться наружу. Это скрытая нечистота, которая в свое время превратится в явный греховный поступок.
Вместо очищения и освящения такие люди прибавляют еще один грех — лицемерное благочестие (когда имеют только вид благочестия, а внутри исполнены греха). Мы должны знать, что лицемерные «праведники» Царства Небесного не наследуют (Мф.5,20). Все лицемеры окажутся там, где будет «плач и скрежет зубов» (Мф.24,51).
Господь, даровавший нам все потребное для истинного благочестия (2Пет.1,3), повелел освящаться не для того, чтобы мы подлакировали себя снаружи, а внутри дали простор всему нечистому; Он дал обилие даров благодати в Сыне Своем не для того, чтобы покрывать и замазывать грех, не искореняя его, но для того, чтобы, преображая изнутри, создавать человека внутренней нетленной красоты; человека, который, постоянно взирая на славу Господню, преображается в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2Кор.3,18) и постепенно приобретает «чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2,5). И тогда исходящая из сердца скупость — станет заменяться всевозрастающей щедростью, гордость — смирением, ненависть — любовью; тогда ходивший прежде собственными путями — с радостью отдастся в полное распоряжение Всемогущего, предоставив себя «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Рим.12,1).
Источник
Исхождение Святого Духа от Сына должно быть понято как исхождение Божественной энергии, свойственное вечной Божественной жизни. Святитель Григорий Богослов
Благослови, Отче!
Святой Дух – Божественная животворящая энергия, третья ипостась Святой Троицы – Единого БОГА. Изливается (исходит) на тех, кто способен вместить Его. Уготовляется для Него место в сердце человека чистым от страстей и благочестивым житием в гармонии (синергии) с Волей Божией. Он неисследим и неуловим, Его нельзя принудить вселится в человека, Он свободен, приходит и отходит бесчувственно, и, по мере очищения человека от страстей, все более и более прилагается к душе и, наконец, вселяется всецело, и тогда становятся человек едино с Богом и называется уже богом по Благодати. Какие ощущения испытывает человек, когда в его душу вселяется Святой Дух, хорошо описывает преподобный Симеон Новый Богослов в своих “Божественных Гимнах”, несомненно, достигший этого, иначе не смог бы и писать. Как христианским житием удается достигнуть сего, научает нас великий пр. Исаак Сирин:
“… никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море (страстей) между нами и мысленным раем можем переплыть только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха. Но если эти гребцы страха не правят кораблем покаяния, на котором по морю мира сего преходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть корабль, а страх — его кормчий, любовь же — божественная пристань“.
Давайте обратимся к Св. Писаниям и посмотрим, что они нам говорят об этом.
Иисус Христос (Спаситель)
Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя…, Духа истины
Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: “Я иду приготовить место вам”. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам. Еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:1-3,15-21).
Апостол Матфей
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф.3:16,17).
Апостол Иоанн Богослов
Дух истины… будет свидетельствовать о Мне
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: “кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин.7:37-39).
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне, а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин.15:26-27).
Апостол Лука
Сошествие Духа Святого
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян.2:1-4).
Святитель Василий Великий
О Святом Духе
Дух Святой есть главное и собственное Его имя. И оно преимущественно пред всяким другим есть именование чего-то бесплотного, часто невещественного и несложного. Чрез Духа – восхождение сердец, руководителя немощных, усовершение преуспевающих. Дух, возсиявая очищенным от всякой скверны чрез общение с Собою, делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены духом, сами делаются духовными, и на других изливают благодать.
Вселение (подаяние) Духа Святого Божьего
Дух Святый пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами. Кроме же чистоты надлежит им показывать в себе равенство благоустроенного состояния. Ибо чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу. Как изображения лиц видим не во всяком веществе, а только в гладких и прозрачных веществах, так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего стропотного и ничего развращенного (Притч. 8:8).
Святой Антоний Великий
Благодать Духа Божия
Благодать Духа Божия преимущественно дается тем, которые от всего сердца вступают в подвиг и с самого начала определяют себе стоять и ни в чем не уступать врагу.
Святитель Григорий Богослов
Исхождение Святого Духа
Святой Дух исходит от Отца и тогда, когда дается и посылается Сыном…, разделяется в энергии как дарование, благодать, дуновение. Исхождение Святого Духа от Сына должно быть понято как исхождение Божественной энергии, свойственное вечной Божественной жизни, а не как исхождение Самой Ипостаси Святого Духа, ибо нельзя вводить два начала в Единый Дух.
Преподобный Симеон Новый Богослов
О святости Духа
Ибо если ты не сделался бесстрастным, если не удостоился приять Духа Святого, если ты еще не святой, то как говоришь, что знаешь тайны Духа, как бы был святой, – тайны, о коих написано, что “око не видало, ухо не слыхало и на сердце человека перстного не всходило, что… уготовал Бог любящим Его”? Ибо они открываются Богом благодатью Святого Духа тем, кои сделались причастны святыни Духа, да ведают, какие божественные дары подаются достойным…
Всякому христианину необходимо причастну быть благодати Святого Духа
Так светильник, хотя и елеем полон, и фитиль имеет, но, если не зажжен огнем, остается весь темным, так и душа, по видимому украшенная всеми добродетелями, если не сделается причастною света и благодати Святого Духа, есть еще погашенная и омраченная, и дела ее еще нетверды, ибо надобно, чтоб они были обличены и явлены светом (Еф.5:13).
Святитель Иоанн Златоуст
Не одна вера нужна, но и духовная жизнь, чтобы мы могли удержать в себе Духа, данного однажды. Дух Святой был назван Утешителем почему иному, если не потому, что Он утешает людей, т. е. ободряет… Утешает не как второй после Бога, но как Бог: утешение — свойство Божие.
Преподобный Григорий Синаит
Каким образом достигается действие Духа
Действие Духа, которого мы таинственно получили в крещении, приобретается двумя способами. Прежде всего, следует вообще сказать, что дар Святого Духа открывается исполнением заповедей с помощью великого и долговременного труда, как сказал подвижник Марк. И поскольку мы совершаем заповеди, постольку явно озаряет нас Дух свойственными Ему блистаниями. Во-вторых, Дух Святой является в послушании чрез познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть чрез память о Боге. Навыком к первому образу жизни дар благодати находится медленнее, навыком же ко второму — ускореннее, если только напряженно и терпеливо копать землю в поисках золота благодати.
Преподобный Максим Исповедник
Дух Святой как всех объемлющий и промышляющий
Дух Святой во всех вообще есть, как всех объемлющий и обо всех промышляющий, и во всех приводящий в движение естественные семена добра. Но в сущих под законом Он определительно есть, как указатель преступления заповедей и просветитель предсказанного относительно Христа обетования. Во всех же, сущих по Христе, кроме сказанного, и как сыноположитель или усыновления производитель. А как премудрости податель, ни в ком из сказанных лиц не есть Он просто или безусловно, но только в тех, кои разумея дело сделали себя достойными Его Божеского вселения своею Богоподобной жизнью. Ибо всякий, не творящий Божиих волений (заповедей), пусть он и верный, неразумное имеет сердце, как детелище злых помыслов, и тело грехам (т. е. во грехах виновное) повинное, как всегда полное нечистыми страстными похотями.
Ну вот, дорогие читатели, мы с вами соприкоснулись лишь с немногими высказываниями в Писаниях о Святом Духе. Если писать обо всем, что было сказано о Нем, то не хватит и времени земной жизни по той причине, что Он бесконечен, невместим и неисследим, с Ним мы никак не можем соприкоснуться, как только святым (бесстрастным) житием и при условии Спасителя: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…“. Чего всем, искренне ищущим Его желаю, как и самому себе, брату вашему во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же и Отцу Его вместе со Святым Духом Слава ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь!
Здесь можно прочитать полный текст статьи СВЯТОЙ ДУХ
С другими нашими публикациями можно познакомиться Здесь
Продолжение следует…
Инок Никодим
Настоящая статья подготовлена на основе материалов сайта Азбука Спасения
Источник