Церковные сосуды из серебра

ðåêëàìà

 

Ìåðîïðèÿòèÿ:

Ðåêëàìà:

Î÷åíü ÷àñòî ìîæíî óñëûøàòü ñëîâîñî÷åòàíèå «öåðêîâíîå ñåðåáðî» è ìíîãèå ñ÷èòàþò, ÷òî ýòî îñîáàÿ ðàçíîâèäíîñòü äàííîãî ìåòàëëà. Íà ñàìîì äåëå âñå ñåðåáðÿíûå âåùè, êîòîðûå ïðîäàþòñÿ â öåðêâè èëè, ê ïðèìåðó, ïðåäñòàâëåííûå íà ñàéòå cerkovserebro.ru, íàïðèìåð, êîëå÷êî ñ íàäïèñüþ: «Ñïàñè è ñîõðàíè» èëè ìîëèòâîé, öåïî÷êà ñ êðåñòèêîì, îêëàä íà ìîëèòâåííèê, ëàäàíêà è ò.ä. èçãîòàâëèâàþòñÿ èç îáû÷íîãî ñåðåáðà, à «öåðêîâíûì» åãî äåëàåò áëàãîñëîâåíèå ñâÿùåííèêîâ. Ïîýòîìó ìîæíî ñìåëî êóïèòü êðåñòèê â þâåëèðíîì ìàãàçèíå è ïðèéòè â öåðêîâü, ÷òîáû îñâÿòèòü åãî ó áàòþøêè, ïîëó÷èâ ðàâíîçíà÷íîå «öåðêîâíîå ñåðåáðî».
 

Ãäå âçÿòü «öåðåêîâíîå» ñåðåáðî?

Ñåðåáðî äîáûâàåòñÿ íà ðóäíèêàõ, ïðè÷åì, áîëüøàÿ åãî ÷àñòü âûñòóïàåò â êà÷åñòâå ïîáî÷íîãî ìåòàëëà ïðè äîáû÷å òàêèõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, êàê ìåäü, ñâèíåö, öèíê, íèêåëü. Ïàäåíèå äîáû÷è ýòèõ ìåòàëëîâ âûçûâàåò óâåëè÷åíèå ñïðîñà íà ñåðåáðî – îíî ïîâûøàåòñÿ â öåíå è ñòàíîâèòñÿ âûãîäíûì ïðåäìåòîì èíâåñòèðîâàíèÿ.

Åùå îäíèì èñòî÷íèêîì ïîëó÷åíèÿ ýòîãî öåííîãî ìåòàëëà ÿâëÿåòñÿ âòîðñûðüå, íî ýòî î÷åíü ñëîæíûé ñ òî÷êè çðåíèÿ òåõíîëîãèè ïðîöåññ, ïîýòîìó åãî èñïîëüçóþò êðàéíå ðåäêî. Ïîëó÷åííîå ñåðåáðî ïîñòàâëÿåòñÿ íà çàâîäû ëåãêîé ïðîìûøëåííîñòè, à òàêæå íà çàâîäû, èçãîòàâëèâàþùèå þâåëèðíûå óêðàøåíèÿ è ê ÷àñòíûì þâåëèðàì, êîòîðûå èçãîòàâëèâàþò èç íåãî óêðàøåíèÿ è ïðåäìåòû áûòà.

Ñåðåáðî íå çðÿ îòíîñèòñÿ ê öåííûì ìåòàëëàì – ïóñòü îíî öåíèòñÿ íå íàñòîëüêî âûñîêî, êàê çîëîòî, íî èç íåãî ñîçäàþòñÿ ïðåêðàñíûå, èçÿùíûå è äîðîãîñòîÿùèå âåùè, êîòîðûå âñåãäà áûëè â öåíå. Äà-äà, ïåðâûå èçäåëèÿ èç ýòîãî áëàãîðîäíîãî ìåòàëëà áûëè íàéäåíû íà òåððèòîðèè Áëèæíåãî Âîñòîêà è èñòîðèêè ñ÷èòàþò, ÷òî èì íå ìåíåå 6.000 ëåò!  Ñðåäíèå âåêà ñåðåáðî ïûòàëèñü äîáûòü èñêóññòâåííûì ïóòåì àëõèìèêè, íî èì òàê è íå óäàëîñü íàéòè ôîðìóëó, êîòîðàÿ ïîçâîëèëà áû ñîçäàâàòü ýòîò ìåòàëë â ëàáîðàòîðèè.
 

Öåðêîâíîå ñåðåáðîÂèäû ñåðåáðà

Êàê óæå ãîâîðèëîñü âûøå, öåðêîâíîãî ñåðåáðà íå ñóùåñòâóåò, íî âñå-òàêè, ýòîò ìåòàëë ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà íåñêîëüêî ðàçíîâèäíîñòåé, è â çàâèñèìîñòè îò ýòîé ãðàäàöèè, óñòàíàâëèâàåòñÿ åãî ñòîèìîñòü. Òàê, ñóùåñòâóþò òàêèå âèäû ñåðåáðà, êàê:

  • ñòåðëèíãîâîå ñåðåáðî – îíî èìååò 925° ïðîáó, ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé áåëîñíåæíûé ïðî÷íûé ìåòàëë ñ ïðèÿòíûì ñåðåáðèñòûì îòëèâîì. Èç íåãî èçãîòàâëèâàþò ðîñêîøíûå óêðàøåíèÿ, â òîì ÷èñëå è ïðåäìåòû öåðêîâíîé óòâàðè:
  • ñòîëîâîå ñåðåáðî – ýòà ðàçíîâèäíîñòü èçãîòàâëèâàåòñÿ èç ñåðåáðà 925° ïðîáû ïîëó÷åííîãî òåõíîëîãèåé âûñîêîãî äàâëåíèÿ. Òàêæå äëÿ ýòèõ ïðåäìåòîâ èñïîëüçóþò ñåðåáðî 916° è 875° ïðîáû, êîòîðîå âûãëÿäèò íå ìåíåå ýôôåêòíî;
  • ìàòîâîå ñåðåáðî – åãî ïîëó÷àþò ïóòåì íàãðåâàíèÿ ìåòàëëà â ñåðíîé èëè ñîëÿíîé êèñëîòå, ÷òîáû çàùèòèòü ñåðåáðî îò ïîòåìíåíèé, ïîÿâëÿþùèõñÿ ñî âðåìåíåì. Èç íåãî èçãîòàâëèâàþò êðóïíûå ïðåäìåòû – ïîðòñèãàðû, öåðêîâíûå îêëàäû äëÿ èêîí è äëÿ êíèã, à òàêæå ìàññèâíûå óêðàøåíèÿ;
  • ÷èñòîå ñåðåáðî – 999° ïðîáû èñïîëüçóåòñÿ òîëüêî â âèäå áàíêîâñêîãî ìåòàëëà èëè â ïðîìûøëåííîñòè äëÿ ñîçäàíèÿ êîìïëåêòóþùèõ è çàï÷àñòåé äëÿ êîìïüþòåðîâ, ðåëå, ñìàðòôîíîâ, äåòàëåé àâòîìîáèëåé;
  • ÷åðíåííîå ñåðåáðî – òåõíîëîãèÿ áûëà ðàçðàáîòàíà â Óñòþãå, ïðèìåíÿÿñü äëÿ ïðèäàíèÿ ñåðåáðÿíûì èçäåëèÿì èçûñêàííîñòè è «êðóæåâíîé» ðåëüåôíîñòè. Èç òàêîãî ñåðåáðà èçãîòàâëèâàþò óêðàøåíèÿ, áûòîâûå ïðåäìåòû, â òîì ÷èñëå è âåùè äëÿ öåðêîâíûõ íóæä;
  • ñóñàëüíîå ñåðåáðî – åãî èñïîëüçóþò äëÿ óêðàøåíèÿ ïîâåðõíîñòåé, ïîñêîëüêó îíî èìååò áîëüøóþ ýëàñòè÷íîñòü è áëåñê. ×àùå âñåãî åãî ïðèìåíÿþò èìåííî äëÿ èçãîòîâëåíèÿ öåðêîâíîé óòâàðè, ïîýòîìó åãî ïî ïðàâó ìîæíî íàçâàòü öåðêîâíûì ñåðåáðîì.

Источник

Пристальный взгляд на предметы может многое рассказать об их предназначении или истории, особенно те, которые используются в христианском богослужении. Многие христианские предметы украшены ссылками на христианские верования, такие как сцены из жизни Христа или деяния почитаемых святых. Количество украшения, или его отсутствие, также может сказать вам что-то о убеждениях людей, которые использовали объекты. Например, детские крестики из серебра вешают своим детям многие верующие родители в России.

Церковные сосуды из серебра

Средневековое богослужение и серебро

До 16 века католицизм был всеобщей верой западного мира. Церковные обряды были сложными, требовали богато украшенных сосудов, облачений, крестов и изображений. Многие были сделаны из золота или серебра и украшены эмалью, драгоценными камнями. Эти драгоценные материалы символизировали почитание Бога, но менее богатые церкви вынуждены были использовать более дешевые сосуды из меди, латуни или олова.

Средневековая церковь выглядела бы намного красочнее, чем сегодняшние Церкви, с яркими эмалированными металлическими изделиями, расписными часовнями и витражами. Многие люди, присутствовавшие на церемониях, не могли читать, но они могли расшифровать религиозные образы. Церковные сосуды в серебре и золоте относительно редки, так как многие из них были переплавлены во время Реформации и переделаны в чаши для причастия.

Церковные сосуды из серебра

Реформация в Англии

Накануне Реформации посещение церкви в Англии было ярким, чувственным опытом, богатым церемониями. Однако в 1530-х годах Генрих VIII отверг власть Папы Римского. В правление его преемника Эдуарда VI (1547-1553 гг.) были внесены значительные изменения в богослужение и церковное убранство.
Английские реформаторы вернулись к более простой и прямой форме поклонения. Их самым смелым шагом было отвергнуть Римско-католическую веру в «пресуществление», в котором хлеб и вино чудесным образом превращаются во время мессы в тело и кровь Христа. Вместо этого они предложили символическую службу совместного общения, проводимую в интерьерах, лишенных отвлекающей обстановки и образов. Прихожане играли активную роль в причастии, регулярно принимая вино и хлеб, тогда как раньше они были в основном зрителями.

Королевские комиссары конфисковали или уничтожили большую часть работ ювелиров средневековой церкви. Некоторые приходы скрывали или продавали свое серебро до прибытия комиссаров, но к началу 1550-х годов многие остались с одной чашей и патеном. В некоторых церквях вообще не было драгоценного металла.

Читайте также:  За ухом пульсирует сосуд

Контрреформация и серебро

16 век был периодом интенсивного самоанализа для Римско-католической церкви. Инакомыслие подрывает его авторитет и целые народы шли к новой протестантской веры. Чтобы уточнить свою роль, Церковь провела Трентский собор с 1545 по 1563 год. В нем рассматриваются проблемы религиозного образования, злоупотребления богатством и оказания помощи малоимущим. Общество Иисуса (иезуиты) стало чемпионом реформированной католической церкви и способствовало распространению веры во всем мире.

В основе этой Контрреформации лежала необходимость восстановить Евхаристию в центре поклонения. В католической вере Евхаристия закрепляет момент, когда хлеб и вино, освященные у алтаря, преображаются в тело и кровь Христа.

Образ и послание возрожденной Римско-католической церкви активно пропагандировались через драматическую архитектуру и обстановку. На протяжении всего 17 века строились новые церкви в стиле Великого барокко.Их роскошные интерьеры были дополнены сложными монстрами, канделябрами,лампадами и кадилами. Внушающее благоговение алтарное серебро притягивало взоры верующих к Евхаристии.

Тайный Католицизм

После Реформации Римско-католическая вера была сильно ограничена. Католики, которые отказывались посещать службы в Церкви Англии, были известны как отшельники, и до конца 17 века они должны были поклоняться тайно. Тем не менее, герцоги Норфолка и аристократические семьи, такие как Арунделлы в замке Уордур, поощряли католические общины использовать свои частные часовни и таким образом поддерживали веру.

Католическая плита, которая сохранилась до 1660-х годов, в основном ограничена чашами, паксами и пирсами. Эти более ранние произведения редко отмечались, поскольку их держали подальше от глаз власти. 

В Лондоне католики могли открыто молиться в иностранных посольских часовнях. Во время правления Карла II католические придворные также могли посещать частную часовню королевы и часовню королевы-матери Генриетты Марии.

Возрождение Готики

В викторианский период произошли драматические и глубокие изменения в религиозной жизни. Сосредоточена на возрождении интереса к Средневековью. Это повлияло на внешний вид храмов и то, как проводились богослужения.

В Европе возрождение готики было обусловлено скорее национализмом, чем религиозным рвением. Завершение строительства Кельнского средневекового собора стало подтверждением немецкой культуры. В империи Габсбургов чехи и венгры также выражали национальную гордость готической архитектурой.

Чемпионы готики утверждали к 1850-м годам, что стиль был триумфальным в Европе. Но классическая архитектура оставалась серьезным конкурентом даже в церковном строительстве. Большая часть наиболее важных готических работ была в реставрации церкви. В Германии и Франции золотых дел мастера, такие как Франц Ксавер Хеллнер, поставляли готическую церковную мебель.

Церковные сосуды из серебра

Церковь 20-го века

В конце Викторианского периода два архитектора, ставшие ремесленниками, Генри Уилсон и Чарльз Роберт Эшби, инициировали решительный сдвиг в сторону индивидуального мастерства в церковном серебре. Это привело к резкому падению позиций коммерческих производителей, но обеспечило устойчивый источник работы для многих дизайнеров-серебряников, который просуществовал и по сей день.

Это возрождение ремесленничества вышло из движения декоративно-прикладного искусства, одной из величайших социальных и художественных сил эпохи. 

Современное серебро

На протяжении всей своей долгой истории церковь была активным покровителем торговли ювелиров. Сегодня серебро уже не является материалом, используемым в повседневной жизни. Церковь, однако, по-прежнему нуждается в серебре для богослужебного использования. Во многих церквях серебро используется для празднования годовщин или для обозначения новых начинаний.

1,723 просмотров всего, 4 просмотров сегодня

Continue Reading

Источник

магис­тр
[49.7K]

6 лет назад

Согласен со вторым отвечающим,нет в церкви определенного положения о том,какая должна быть посуда.Конечно есть много вариаций,серебро обладает целебными и антибактериальными свойствами,серебро боле дешевый материал,и серебро также обладает силой отгонять нечисть.Так как золотой телец был у древних евреев и послужил поводом,для наказания,родилась идея,что золото именно тот,металл,который имеет способность из человека верующего сделать вора.Совратить с пути,и дабы не искушать людей,утварь делается из серебра.Хотя честно говоря,дело не в металле ,а в слабости человека.Но и такую трактовку слышал из уст священника.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Синий Барс
[62.6K]

6 лет назад

Неверное утверждение. И в церквях, и в музеях видел я предостаточно золотых потиров, дискосов, лжиц (для невоцерковленных перевожу: ложек) и прочей “посуды” из золота. Другое дело, что не всякая, далеко не всякая церковь могла позволить себе золотую утварь, а серебряную – с куда большей вероятностью. Те же потиры (чаши) есть и стеклянные, и даже деревянные. Символику к каждому предмету можно подтянуть, но нет единого установления церкви, что сосуды должны делаться из серебра.

Рьенн ди Фарей­н
[146K]

6 лет назад

Чисто практическая мера. Из церковного сосуда причащается множество людей, гарантий, что все они здоровы – никаких. Серебро же обладает антибактериальными свойствами, так что пользоваться такими сосудами безопаснее. Эти свойства серебра были открыты еще в средние века, почему церковные сосуды и стали делать серебряными.

Ольга Синяг­овска­я
[13.3K]

6 лет назад

При Царе были и золотые. Теперь редко и серебряные. Денег стоят! Не все приходы богатые, часто покупают серебренный только Потир ( чашу для причастия)

Для получения Святой Воды читаются специальные молитвы и освящается эта вода Крестом. Кресты их белого метала или медные. Серебряных не видела. После Молебна на освящение воды – она меняет молекулярный состав.

Из Потира причащаются многие люди и я не знаю случаев передачи заболеваний, так же как когда помазывают на Полиелее, тем более, что помазывают кисточкой. которая по определению не может быть серебренной!

spesi­k
[46.3K]

6 лет назад

У меня несколько версий: 1) Потому что серебро благородный металл а золото нет. 2)Потому что серебро обладает способностью сохранять свойства воды – вода не “цветет” и этим показывают верующим что “святая” вода действительно свята раз не портится.

Знаете ответ?

Источник

При церковном Богослужении употребляются следующие сосуд: для совершения литургии и всенощной: 1) потир или чаша, 2) дискос, 3) звездица, 4) копие, 5) лжица, 6) губа, 7) ковш, 8) блюдо, 9) кадило, 10) сосуд для благословения хлебов. Для совершения таинств крещения и миропомазания: 1) купель, 2) сосуд для елея, 3) мирница. Для совершения таинства брака: 1) венцы. При водоосвящении: 1) водосвятная чаша и 2) кропило. При архиерейском Богослужении: 1) рипиды, 2) дикирий, 3) трикирий.

Читайте также:  Атеросклероз мезентериальных сосудов клиника

1) Потир или чаша. Потиром иди чашей называется такой сосуд, в который вливают в начале литургии вино, смешанное с водою. Из потира христиане приобщаются Тела и Крови Христовых под видом хлеба, и вина. Потир напоминает ту чашу, из которой Господь приобщал своих учеников на Тайной вечери.

2) Дискос. Дискосом называется возвышенное на подножии круглое блюдо. На дискос полагается вырезанная часть из средины просфоры, называемая «Агнец», и мелкие части, вынутые из других просфор. Дискос означает ясли и гроб Спасителя.

3) Звездица. Звездицею называется два металлических полукруга, соединенных посреди винтом, чтобы можно было сложить и крестообразно их раздвинуть. Она ставится на дискос для предохранения частей, вынутых из просфор, от смешения или падения с дискоса. Звездица означает звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4) Копие. Копием называется нож, наподобие копия, для вырезания частей из просфор. Копие означает то копие, которым было пронзено ребро Спасителя.

5) Лжица. Лжицею называется маленькая ложечка, употребляемая для причащения христиан Тела и Крови Христовых.

6) Губа. Губою называется особое морское растение. Ею отирают дискос и потир после употребления Св. Даров. Она напоминает ту губу, которую воины прикладывали к устам повешенного на кресте Спасителя.

7) Ковш. Ковшом называется небольшой металлический ковш, употребляемый для вливания вина с водою в потир.

8) Блюдо. Это блюдо употребляется для служебных просфор и для больших частей вынутых из просфор.

9) Кадило. Кадилом называется небольшой металлический сосуд, висящий на цепочках и имеющий висячую крышку. В него кладут горящие уголья, а поверх их – ладан. При сгорании ладана появляется дым приятного запаха.

10) Сосуд для благословения хлебов имеет вид круглого блюда, на котором помещается три свечи, пять хлебов, два сосуда для вина и елея (масла) и малая тарелка для сухих зерен ржи. Этот сосуд употребляется на всенощной, под двунадесятые праздники.

При таинстве крещения и миропомазания употребляются: купель, сосуд для елея и мирница.

1) Купель. Купелью называется высокий большой, сосуд, в котором крестят младенцев.

2) Сосуд для елея. При крещении употребляется небольшой стеклянный сосуд, в который вливают освященное масло для помазывания крещаемого.

3) Мирница – это небольшой стеклянный сосуд, в котором сохраняется св. миро. Мирница всегда находится на св. престоле.

При таинстве брака употребляются «венцы“. Венцами называются металлические головные одеяния, имеющие с четырех сторон небольшие образа. Венцы возлагаются при совершении брака на головы жениха и невесты.

При водоосвящении употребляется »водосвятная чашаикропило“. Водосвятною чашею называется большая металлическая чаша, в которую при освящении воды погружают три раза св. крест. Кропилом называется сделанная из растений

кисть для кропления св. водою.

При архиерейском Богослужении

употребляются: рипиды, дикирий и трикирий. Рипидами называются два прикрепленных к длинным рукояткам металлических круга с изображением на них херувимов: Они выражают присутствие ангелов при совершении таинства. Дикирием называется подсвечник с двумя свечами и означает две природы в Иисусе Христе. Трикирием называется подсвечник с тремя свечами и означает три лица Св. Троицы.

Для беседы с учащимися: Какие употребляются сосуды при совершении литургии и всенощной? Что называется потиром или чашей? дискосом? копьем? лжицею? губою? ковшом? звездицею? блюдом? кадилом? сосудом для благословения хлебов? Что эти сосуды напоминают и означают? Какие сосуды употребляются при таинствах: крещения, миропомазания и брака? Что эти сосуды означают? Какие сосуды и другие священные вещи употребляются при водоосвящении и при архиерейском Богослужении? Что они означают?

Источник

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 15

Гостей: 15

Пользователей:

 Каталог статей 

Оловянные сосуды в церквах Владимирской епархии

Оловянные сосуды в церквах Владимирской епархии

Оловянные сосуды, представляющие большую редкость в настоящее время, были явлением обычным в сельских церквах Владимирской епархии в половине XVIII столетия. Бедность многих приходских церквей делала для них расход на приобретение серебряных сосудов трудно выполнимым, а установившаяся повсеместно практика, вошедшая в обычай, и не выдвигала вопроса о замене сосудов оловянных серебряными, так как в употреблении оловянных сосудов не усматривали каких-нибудь признаков недостаточно благоговейного отношения к Св. Дарам. Для многих памятны были еще сосуды деревянные, в сравнении с которыми металлические, хотя-бы и из олова, представляли, конечно, громадный шаг вперед.

Со второй половины XVIII века Владимирская епархиальная власть начинает принимать некоторые меры к введению в церквах сосудов серебряных и к совершенному упразднению оловянных.

В марте месяце 1765 года, по распоряжению епископа Владимирского Павла, по всем благочинным Владимирской епархии разослан был указ такого содержания:
«По Указу Ее Императорского Величества, Преосвященный Павел, епископ Владимирский и Муромский, рассуждая, что со вступления Его Преосвященства в свою епархию, по производящимся в духовной Его Преосвященства консистории об освящении вместо сгоревших и особливо вновь построенных церквей делам усмотрено, что в нередких церквах, коим об освящении требуются позволения, имеется ризницы и прочей церковной утвари довольное число, святыми иконами и прочим церковным благолепием весьма нескудно убраны, к томуж при тех церквах и приходы большие; но при всем том часто бывают церковные сосуды оловянные, которые хотя иметь и позволено, но по самой необходимой нужде. А как святой церкви строятся большею частью для того, чтобы в оных приносить всего рода человеческого Создателю безкровную жертву в умилостивление к отпущению прегрешений православным христианам; кроме того иныя тайны и службы могут отправляться и в домех, самояж та безкровная жертва с пресуществлением Христа Спасителя нашего Пречистого Тела и Крове, чего без сообщения христианам живота вечного наследить не можно, совершается в помянутых сосудах; и в рассуждении таковой тайны, как не только здесь в житии, но и в получении вечного наследия христианам главнейшим имеется винословием, соответствовать должно и сосудам, в коих оная тайна совершаться имеет. По причине чего и надлежит по построении церквей во удовольствовании оных во первых тщание иметь, чтобы к совершении таковой нужнейшей тайны были необходимо серебряные сосуды, хотяб в другой утвари, а особливо в священно-церковно-служйтельских облачениях и меньшее было число, потому что в количестве оных законной нужды не состоит. И для того определил всем епархии Его Преосвященства священно-церковно-служителям из консистории объявить, чтобы всяк из них, ежели где церковь вновь освящаема быть имеет, прихожанам своим чинили довольное увещание, дабы оные ради вышеписанных винословий как возможно, ежели бы где приход небольшой был, прилагали крайнее старание иметь в своей церкви сосуды серебряные, внутри же позлащенные, ибо через то только едино более всех, какое бы во украшении церкви тщание кто не имел, теплейшее и искреннейшее к почитанию чести Божией засвидетельствовано быть имеет усердие; почему и в отпускаемых из консистории храмозданных грамотах, чтобы сосуды были серебряные означать именно. Павел, Епископ Владимирский и Муромский».
Таково содержание консисторского указа. При посредстве его предполагалось хотя в церквах, которые будут строиться вновь, ввести в богослужебное употребление сосуды серебряные, взамен повсеместно распространенных сосудов оловянных.
Благочинные, которым были разосланы копии этого указа, должны были поставить в известность о нем всех подведомых им священнослужителей и взять с них соответствующие подписки в строгом исполнении объявленного.
Но приведенный указ епископа Павла естественно должны были принять во внимание и священнослужители тех приходов, в которых не было надобности воздвигать и освящать новую церковь. Применительно к основной мысли Преосвященного о важности и высоте таинства, совершаемого на литургии, они должны были приложить с своей стороны все тщание, чтобы завести в своих храмах сосуды серебряные. Упразднению старых оловянных сосудов должно было содействовать и некоторое соревнование между прихожанами отдельных приходов при благоукрашении своего храма. Раз серебряные сосуды являлись в одной церкви, о приобретении их начинали думать и прихожане соседних сел.
Однако даже в самом конце XVIII столетия далеко не все церкви нашей епархии завели у себя сосуды серебряные. Об этом можно судить на основании одного из распоряжений епископа Суздальского и Владимирского Виктора от 3-го сентября 1795 года.
«При строении и освящении новых церквей (писал Преосв. Виктор), в данных грамотах предписывается, чтобы в них сосуды были серебряные и внутри позлащенные. До сведения же моего дошло, что во многих Суздальской епархии цервах и поныне при священно-служениях употребляются к крайней неблагопристойности оловянные, а в некоторых таковые за излишеством и ветхостью лежат без употребления. Чего ради консистории через духовныя правления заказчикам и блогочинным предписать, имеющиеся во всех градских и сельских церквах оловянные сосуды, какие только окажутся, хотя бы и ветхие были, отобрав представить с описью в Кафедральный собор без замедления, а вместо оловянных, где потребно, велеть священно-церковно-служителям и прихожанам не отменно купить серебряные, и по исполнении консистории рапортовать».
В течение всей осени 1795 года в Суздальскую духовную консисторию поступали оловянные сосуды, взятые заказчиками в разных церквах Суздальской епархии. О числе их можно судить на основании уже того, что одно Переславское духовное правление зарегистрировало в своей описи 45 церквей, в которых найдены были оловянные сосуды; в Шуйской округе записано было 27 сел.

Все оловянные сосуды — как обветшавшие, так и бывшие еще в употреблении, согласно распоряжению епископа Виктора, сданы были консисторией в Суздальский Кафедральный собор под особую расписку.

Дальнейшая судьба этих сосудов неизвестна. По всей вероятности, олово с них было утилизировано собором для каких-нибудь церковных надобностей….

Епископ Виктор употребил одну из самых решительных мер к упразднению оловянных сосудов, и можно думать, что с конца XVIII столетия они вышли из богослужебного употребления во Владимирской епархии.

Н. М. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 45-й. 1906 г.).

Владимиро-Суздальская епархия
Епископ Суздальский и Владимирский Виктор

Copyright © 2016 Любовь безусловная

Категория: Владимир | Добавил: Николай (17.12.2016)

Просмотров: 703
| Теги: Владимирская епархия
| Рейтинг: 0.0/0

Источник