Церковные сосуды из серебра
|
Î÷åíü ÷àñòî ìîæíî óñëûøàòü ñëîâîñî÷åòàíèå «öåðêîâíîå ñåðåáðî» è ìíîãèå ñ÷èòàþò, ÷òî ýòî îñîáàÿ ðàçíîâèäíîñòü äàííîãî ìåòàëëà. Íà ñàìîì äåëå âñå ñåðåáðÿíûå âåùè, êîòîðûå ïðîäàþòñÿ â öåðêâè èëè, ê ïðèìåðó, ïðåäñòàâëåííûå íà ñàéòå cerkovserebro.ru, íàïðèìåð, êîëå÷êî ñ íàäïèñüþ: «Ñïàñè è ñîõðàíè» èëè ìîëèòâîé, öåïî÷êà ñ êðåñòèêîì, îêëàä íà ìîëèòâåííèê, ëàäàíêà è ò.ä. èçãîòàâëèâàþòñÿ èç îáû÷íîãî ñåðåáðà, à «öåðêîâíûì» åãî äåëàåò áëàãîñëîâåíèå ñâÿùåííèêîâ. Ïîýòîìó ìîæíî ñìåëî êóïèòü êðåñòèê â þâåëèðíîì ìàãàçèíå è ïðèéòè â öåðêîâü, ÷òîáû îñâÿòèòü åãî ó áàòþøêè, ïîëó÷èâ ðàâíîçíà÷íîå «öåðêîâíîå ñåðåáðî».
Ãäå âçÿòü «öåðåêîâíîå» ñåðåáðî?
Ñåðåáðî äîáûâàåòñÿ íà ðóäíèêàõ, ïðè÷åì, áîëüøàÿ åãî ÷àñòü âûñòóïàåò â êà÷åñòâå ïîáî÷íîãî ìåòàëëà ïðè äîáû÷å òàêèõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, êàê ìåäü, ñâèíåö, öèíê, íèêåëü. Ïàäåíèå äîáû÷è ýòèõ ìåòàëëîâ âûçûâàåò óâåëè÷åíèå ñïðîñà íà ñåðåáðî îíî ïîâûøàåòñÿ â öåíå è ñòàíîâèòñÿ âûãîäíûì ïðåäìåòîì èíâåñòèðîâàíèÿ.
Åùå îäíèì èñòî÷íèêîì ïîëó÷åíèÿ ýòîãî öåííîãî ìåòàëëà ÿâëÿåòñÿ âòîðñûðüå, íî ýòî î÷åíü ñëîæíûé ñ òî÷êè çðåíèÿ òåõíîëîãèè ïðîöåññ, ïîýòîìó åãî èñïîëüçóþò êðàéíå ðåäêî. Ïîëó÷åííîå ñåðåáðî ïîñòàâëÿåòñÿ íà çàâîäû ëåãêîé ïðîìûøëåííîñòè, à òàêæå íà çàâîäû, èçãîòàâëèâàþùèå þâåëèðíûå óêðàøåíèÿ è ê ÷àñòíûì þâåëèðàì, êîòîðûå èçãîòàâëèâàþò èç íåãî óêðàøåíèÿ è ïðåäìåòû áûòà.
Ñåðåáðî íå çðÿ îòíîñèòñÿ ê öåííûì ìåòàëëàì ïóñòü îíî öåíèòñÿ íå íàñòîëüêî âûñîêî, êàê çîëîòî, íî èç íåãî ñîçäàþòñÿ ïðåêðàñíûå, èçÿùíûå è äîðîãîñòîÿùèå âåùè, êîòîðûå âñåãäà áûëè â öåíå. Äà-äà, ïåðâûå èçäåëèÿ èç ýòîãî áëàãîðîäíîãî ìåòàëëà áûëè íàéäåíû íà òåððèòîðèè Áëèæíåãî Âîñòîêà è èñòîðèêè ñ÷èòàþò, ÷òî èì íå ìåíåå 6.000 ëåò!  Ñðåäíèå âåêà ñåðåáðî ïûòàëèñü äîáûòü èñêóññòâåííûì ïóòåì àëõèìèêè, íî èì òàê è íå óäàëîñü íàéòè ôîðìóëó, êîòîðàÿ ïîçâîëèëà áû ñîçäàâàòü ýòîò ìåòàëë â ëàáîðàòîðèè.
Âèäû ñåðåáðà
Êàê óæå ãîâîðèëîñü âûøå, öåðêîâíîãî ñåðåáðà íå ñóùåñòâóåò, íî âñå-òàêè, ýòîò ìåòàëë ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà íåñêîëüêî ðàçíîâèäíîñòåé, è â çàâèñèìîñòè îò ýòîé ãðàäàöèè, óñòàíàâëèâàåòñÿ åãî ñòîèìîñòü. Òàê, ñóùåñòâóþò òàêèå âèäû ñåðåáðà, êàê:
- ñòåðëèíãîâîå ñåðåáðî îíî èìååò 925° ïðîáó, ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé áåëîñíåæíûé ïðî÷íûé ìåòàëë ñ ïðèÿòíûì ñåðåáðèñòûì îòëèâîì. Èç íåãî èçãîòàâëèâàþò ðîñêîøíûå óêðàøåíèÿ, â òîì ÷èñëå è ïðåäìåòû öåðêîâíîé óòâàðè:
- ñòîëîâîå ñåðåáðî ýòà ðàçíîâèäíîñòü èçãîòàâëèâàåòñÿ èç ñåðåáðà 925° ïðîáû ïîëó÷åííîãî òåõíîëîãèåé âûñîêîãî äàâëåíèÿ. Òàêæå äëÿ ýòèõ ïðåäìåòîâ èñïîëüçóþò ñåðåáðî 916° è 875° ïðîáû, êîòîðîå âûãëÿäèò íå ìåíåå ýôôåêòíî;
- ìàòîâîå ñåðåáðî åãî ïîëó÷àþò ïóòåì íàãðåâàíèÿ ìåòàëëà â ñåðíîé èëè ñîëÿíîé êèñëîòå, ÷òîáû çàùèòèòü ñåðåáðî îò ïîòåìíåíèé, ïîÿâëÿþùèõñÿ ñî âðåìåíåì. Èç íåãî èçãîòàâëèâàþò êðóïíûå ïðåäìåòû ïîðòñèãàðû, öåðêîâíûå îêëàäû äëÿ èêîí è äëÿ êíèã, à òàêæå ìàññèâíûå óêðàøåíèÿ;
- ÷èñòîå ñåðåáðî 999° ïðîáû èñïîëüçóåòñÿ òîëüêî â âèäå áàíêîâñêîãî ìåòàëëà èëè â ïðîìûøëåííîñòè äëÿ ñîçäàíèÿ êîìïëåêòóþùèõ è çàï÷àñòåé äëÿ êîìïüþòåðîâ, ðåëå, ñìàðòôîíîâ, äåòàëåé àâòîìîáèëåé;
- ÷åðíåííîå ñåðåáðî òåõíîëîãèÿ áûëà ðàçðàáîòàíà â Óñòþãå, ïðèìåíÿÿñü äëÿ ïðèäàíèÿ ñåðåáðÿíûì èçäåëèÿì èçûñêàííîñòè è «êðóæåâíîé» ðåëüåôíîñòè. Èç òàêîãî ñåðåáðà èçãîòàâëèâàþò óêðàøåíèÿ, áûòîâûå ïðåäìåòû, â òîì ÷èñëå è âåùè äëÿ öåðêîâíûõ íóæä;
- ñóñàëüíîå ñåðåáðî åãî èñïîëüçóþò äëÿ óêðàøåíèÿ ïîâåðõíîñòåé, ïîñêîëüêó îíî èìååò áîëüøóþ ýëàñòè÷íîñòü è áëåñê. ×àùå âñåãî åãî ïðèìåíÿþò èìåííî äëÿ èçãîòîâëåíèÿ öåðêîâíîé óòâàðè, ïîýòîìó åãî ïî ïðàâó ìîæíî íàçâàòü öåðêîâíûì ñåðåáðîì.
Источник
Пристальный взгляд на предметы может многое рассказать об их предназначении или истории, особенно те, которые используются в христианском богослужении. Многие христианские предметы украшены ссылками на христианские верования, такие как сцены из жизни Христа или деяния почитаемых святых. Количество украшения, или его отсутствие, также может сказать вам что-то о убеждениях людей, которые использовали объекты. Например, детские крестики из серебра вешают своим детям многие верующие родители в России.
Средневековое богослужение и серебро
До 16 века католицизм был всеобщей верой западного мира. Церковные обряды были сложными, требовали богато украшенных сосудов, облачений, крестов и изображений. Многие были сделаны из золота или серебра и украшены эмалью, драгоценными камнями. Эти драгоценные материалы символизировали почитание Бога, но менее богатые церкви вынуждены были использовать более дешевые сосуды из меди, латуни или олова.
Средневековая церковь выглядела бы намного красочнее, чем сегодняшние Церкви, с яркими эмалированными металлическими изделиями, расписными часовнями и витражами. Многие люди, присутствовавшие на церемониях, не могли читать, но они могли расшифровать религиозные образы. Церковные сосуды в серебре и золоте относительно редки, так как многие из них были переплавлены во время Реформации и переделаны в чаши для причастия.
Реформация в Англии
Накануне Реформации посещение церкви в Англии было ярким, чувственным опытом, богатым церемониями. Однако в 1530-х годах Генрих VIII отверг власть Папы Римского. В правление его преемника Эдуарда VI (1547-1553 гг.) были внесены значительные изменения в богослужение и церковное убранство.
Английские реформаторы вернулись к более простой и прямой форме поклонения. Их самым смелым шагом было отвергнуть Римско-католическую веру в «пресуществление», в котором хлеб и вино чудесным образом превращаются во время мессы в тело и кровь Христа. Вместо этого они предложили символическую службу совместного общения, проводимую в интерьерах, лишенных отвлекающей обстановки и образов. Прихожане играли активную роль в причастии, регулярно принимая вино и хлеб, тогда как раньше они были в основном зрителями.
Королевские комиссары конфисковали или уничтожили большую часть работ ювелиров средневековой церкви. Некоторые приходы скрывали или продавали свое серебро до прибытия комиссаров, но к началу 1550-х годов многие остались с одной чашей и патеном. В некоторых церквях вообще не было драгоценного металла.
Контрреформация и серебро
16 век был периодом интенсивного самоанализа для Римско-католической церкви. Инакомыслие подрывает его авторитет и целые народы шли к новой протестантской веры. Чтобы уточнить свою роль, Церковь провела Трентский собор с 1545 по 1563 год. В нем рассматриваются проблемы религиозного образования, злоупотребления богатством и оказания помощи малоимущим. Общество Иисуса (иезуиты) стало чемпионом реформированной католической церкви и способствовало распространению веры во всем мире.
В основе этой Контрреформации лежала необходимость восстановить Евхаристию в центре поклонения. В католической вере Евхаристия закрепляет момент, когда хлеб и вино, освященные у алтаря, преображаются в тело и кровь Христа.
Образ и послание возрожденной Римско-католической церкви активно пропагандировались через драматическую архитектуру и обстановку. На протяжении всего 17 века строились новые церкви в стиле Великого барокко.Их роскошные интерьеры были дополнены сложными монстрами, канделябрами,лампадами и кадилами. Внушающее благоговение алтарное серебро притягивало взоры верующих к Евхаристии.
Тайный Католицизм
После Реформации Римско-католическая вера была сильно ограничена. Католики, которые отказывались посещать службы в Церкви Англии, были известны как отшельники, и до конца 17 века они должны были поклоняться тайно. Тем не менее, герцоги Норфолка и аристократические семьи, такие как Арунделлы в замке Уордур, поощряли католические общины использовать свои частные часовни и таким образом поддерживали веру.
Католическая плита, которая сохранилась до 1660-х годов, в основном ограничена чашами, паксами и пирсами. Эти более ранние произведения редко отмечались, поскольку их держали подальше от глаз власти.
В Лондоне католики могли открыто молиться в иностранных посольских часовнях. Во время правления Карла II католические придворные также могли посещать частную часовню королевы и часовню королевы-матери Генриетты Марии.
Возрождение Готики
В викторианский период произошли драматические и глубокие изменения в религиозной жизни. Сосредоточена на возрождении интереса к Средневековью. Это повлияло на внешний вид храмов и то, как проводились богослужения.
В Европе возрождение готики было обусловлено скорее национализмом, чем религиозным рвением. Завершение строительства Кельнского средневекового собора стало подтверждением немецкой культуры. В империи Габсбургов чехи и венгры также выражали национальную гордость готической архитектурой.
Чемпионы готики утверждали к 1850-м годам, что стиль был триумфальным в Европе. Но классическая архитектура оставалась серьезным конкурентом даже в церковном строительстве. Большая часть наиболее важных готических работ была в реставрации церкви. В Германии и Франции золотых дел мастера, такие как Франц Ксавер Хеллнер, поставляли готическую церковную мебель.
Церковь 20-го века
В конце Викторианского периода два архитектора, ставшие ремесленниками, Генри Уилсон и Чарльз Роберт Эшби, инициировали решительный сдвиг в сторону индивидуального мастерства в церковном серебре. Это привело к резкому падению позиций коммерческих производителей, но обеспечило устойчивый источник работы для многих дизайнеров-серебряников, который просуществовал и по сей день.
Это возрождение ремесленничества вышло из движения декоративно-прикладного искусства, одной из величайших социальных и художественных сил эпохи.
Современное серебро
На протяжении всей своей долгой истории церковь была активным покровителем торговли ювелиров. Сегодня серебро уже не является материалом, используемым в повседневной жизни. Церковь, однако, по-прежнему нуждается в серебре для богослужебного использования. Во многих церквях серебро используется для празднования годовщин или для обозначения новых начинаний.
1,723 просмотров всего, 4 просмотров сегодня
Continue Reading
Источник
магистр 6 лет назад Согласен со вторым отвечающим,нет в церкви определенного положения о том,какая должна быть посуда.Конечно есть много вариаций,серебро обладает целебными и антибактериальными свойствами,серебро боле дешевый материал,и серебро также обладает силой отгонять нечисть.Так как золотой телец был у древних евреев и послужил поводом,для наказания,родилась идея,что золото именно тот,металл,который имеет способность из человека верующего сделать вора.Совратить с пути,и дабы не искушать людей,утварь делается из серебра.Хотя честно говоря,дело не в металле ,а в слабости человека.Но и такую трактовку слышал из уст священника. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Синий Барс 6 лет назад Неверное утверждение. И в церквях, и в музеях видел я предостаточно золотых потиров, дискосов, лжиц (для невоцерковленных перевожу: ложек) и прочей “посуды” из золота. Другое дело, что не всякая, далеко не всякая церковь могла позволить себе золотую утварь, а серебряную – с куда большей вероятностью. Те же потиры (чаши) есть и стеклянные, и даже деревянные. Символику к каждому предмету можно подтянуть, но нет единого установления церкви, что сосуды должны делаться из серебра. Рьенн ди Фарейн 6 лет назад Чисто практическая мера. Из церковного сосуда причащается множество людей, гарантий, что все они здоровы – никаких. Серебро же обладает антибактериальными свойствами, так что пользоваться такими сосудами безопаснее. Эти свойства серебра были открыты еще в средние века, почему церковные сосуды и стали делать серебряными. Ольга Синяговская 6 лет назад При Царе были и золотые. Теперь редко и серебряные. Денег стоят! Не все приходы богатые, часто покупают серебренный только Потир ( чашу для причастия) Для получения Святой Воды читаются специальные молитвы и освящается эта вода Крестом. Кресты их белого метала или медные. Серебряных не видела. После Молебна на освящение воды – она меняет молекулярный состав. Из Потира причащаются многие люди и я не знаю случаев передачи заболеваний, так же как когда помазывают на Полиелее, тем более, что помазывают кисточкой. которая по определению не может быть серебренной! spesik 6 лет назад У меня несколько версий: 1) Потому что серебро благородный металл а золото нет. 2)Потому что серебро обладает способностью сохранять свойства воды – вода не “цветет” и этим показывают верующим что “святая” вода действительно свята раз не портится. Знаете ответ? |
Источник
При церковном Богослужении употребляются следующие сосуд: для совершения литургии и всенощной: 1) потир или чаша, 2) дискос, 3) звездица, 4) копие, 5) лжица, 6) губа, 7) ковш, 8) блюдо, 9) кадило, 10) сосуд для благословения хлебов. Для совершения таинств крещения и миропомазания: 1) купель, 2) сосуд для елея, 3) мирница. Для совершения таинства брака: 1) венцы. При водоосвящении: 1) водосвятная чаша и 2) кропило. При архиерейском Богослужении: 1) рипиды, 2) дикирий, 3) трикирий.
1) Потир или чаша. Потиром иди чашей называется такой сосуд, в который вливают в начале литургии вино, смешанное с водою. Из потира христиане приобщаются Тела и Крови Христовых под видом хлеба, и вина. Потир напоминает ту чашу, из которой Господь приобщал своих учеников на Тайной вечери.
2) Дискос. Дискосом называется возвышенное на подножии круглое блюдо. На дискос полагается вырезанная часть из средины просфоры, называемая «Агнец», и мелкие части, вынутые из других просфор. Дискос означает ясли и гроб Спасителя.
3) Звездица. Звездицею называется два металлических полукруга, соединенных посреди винтом, чтобы можно было сложить и крестообразно их раздвинуть. Она ставится на дискос для предохранения частей, вынутых из просфор, от смешения или падения с дискоса. Звездица означает звезду, явившуюся при рождении Спасителя.
4) Копие. Копием называется нож, наподобие копия, для вырезания частей из просфор. Копие означает то копие, которым было пронзено ребро Спасителя.
5) Лжица. Лжицею называется маленькая ложечка, употребляемая для причащения христиан Тела и Крови Христовых.
6) Губа. Губою называется особое морское растение. Ею отирают дискос и потир после употребления Св. Даров. Она напоминает ту губу, которую воины прикладывали к устам повешенного на кресте Спасителя.
7) Ковш. Ковшом называется небольшой металлический ковш, употребляемый для вливания вина с водою в потир.
8) Блюдо. Это блюдо употребляется для служебных просфор и для больших частей вынутых из просфор.
9) Кадило. Кадилом называется небольшой металлический сосуд, висящий на цепочках и имеющий висячую крышку. В него кладут горящие уголья, а поверх их – ладан. При сгорании ладана появляется дым приятного запаха.
10) Сосуд для благословения хлебов имеет вид круглого блюда, на котором помещается три свечи, пять хлебов, два сосуда для вина и елея (масла) и малая тарелка для сухих зерен ржи. Этот сосуд употребляется на всенощной, под двунадесятые праздники.
При таинстве крещения и миропомазания употребляются: купель, сосуд для елея и мирница.
1) Купель. Купелью называется высокий большой, сосуд, в котором крестят младенцев.
2) Сосуд для елея. При крещении употребляется небольшой стеклянный сосуд, в который вливают освященное масло для помазывания крещаемого.
3) Мирница – это небольшой стеклянный сосуд, в котором сохраняется св. миро. Мирница всегда находится на св. престоле.
При таинстве брака употребляются «венцы“. Венцами называются металлические головные одеяния, имеющие с четырех сторон небольшие образа. Венцы возлагаются при совершении брака на головы жениха и невесты.
При водоосвящении употребляется »водосвятная чаша” и “кропило“. Водосвятною чашею называется большая металлическая чаша, в которую при освящении воды погружают три раза св. крест. Кропилом называется сделанная из растений
кисть для кропления св. водою.
При архиерейском Богослужении
употребляются: рипиды, дикирий и трикирий. Рипидами называются два прикрепленных к длинным рукояткам металлических круга с изображением на них херувимов: Они выражают присутствие ангелов при совершении таинства. Дикирием называется подсвечник с двумя свечами и означает две природы в Иисусе Христе. Трикирием называется подсвечник с тремя свечами и означает три лица Св. Троицы.
Для беседы с учащимися: Какие употребляются сосуды при совершении литургии и всенощной? Что называется потиром или чашей? дискосом? копьем? лжицею? губою? ковшом? звездицею? блюдом? кадилом? сосудом для благословения хлебов? Что эти сосуды напоминают и означают? Какие сосуды употребляются при таинствах: крещения, миропомазания и брака? Что эти сосуды означают? Какие сосуды и другие священные вещи употребляются при водоосвящении и при архиерейском Богослужении? Что они означают?
Источник
|
|
Источник