Церковный сосуд для хранения

Церковный сосуд для хранения thumbnail

Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) – общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь – во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова – например, лжица (т.е. ложка).

Каждому священному сосуду придаётся глубокий символический смысл.

Описание[править | править код]

Священные сосуды могут изготавливаться из дерева или металла, в древности они бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные. Нередко они украшались драгоценными камнями, поэтому многие из них представляют собою значительную художественную ценность. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. «Учительное известие» в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копие – железное. Для прочих сосудов материал строго не определен[1].

«Чи́нъ бл҃гослове́нїѧ и҆ ѡ҆сщ҃е́нїѧ сосꙋ́дѡвъ слꙋже́бныхъ: сі́есть ді́скоса, ча́ши, ѕвѣзди́цы и҆ лжи́цы, съ тремѧ̀ и҆́хъ покро́вцы, предложе́нныхъ вкꙋ́пѣ» находится в Требнике[2]. После освящения к священным сосудам могут прикасаться только священнослужители. Поэтому священные сосуды поддерживаются в чистоте и исправности самими священнослужителями. После литургии их помещают в специальные чехлы или коробки и хранят либо в специальной полости внутри жертвенника, либо в каком-либо шкафу, доступном только для священнослужителей. Для хранения священных сосудов издревле устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц.

Священные сосуды имеют такую же древнюю историю, как и само христианское богослужение. «Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды»[1].

Список священных сосудов в Православной церкви[править | править код]

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона[1] перечисляет 7 предметов («под именем священных сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра»). Затем энциклопедия уточняет, что «в более общем смысле “священными” называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви», однако об этом см. статью Церковная утварь.

В православии к священным (литургическим) сосудам относятся:

НаименованиеИллюстрацияНазначение
ДароносицаПереносная дарохранительница для ношения запасных Святых даров; используется для осуществления таинства Причастия вне храма (например, на дому тяжелобольных и умирающих людей)
ДарохранительницаСосуд в форме храма, устанавливаемый на престоле, внутри которого хранятся запасные Святые Дары, употребляемые для причащения
ДискосБлюдо на ножке с изображением младенца Иисуса, лежащего в яслях, на котором освящают часть просфоры – так называемого Агнца во время литургии. Поверх него ставится звездица.
ЗвездицаДве металлические дуги, соединенные в центре, поставляется на дискос для поддержания покровца над Святыми Дарами и частицами, вынутыми из просфор. Ставится поверх дискоса.
КопиеОбоюдоострый нож (резец) с треугольным лезвием. Большим копием вырезается и дробится Евхаристический Агнец, малым – на проскомидии вынимаются частицы из просфор
ЛжицаЛожечка, с которой причащают православных монашествующих, церковнослужителей и мирян.
ПотирЧаша, в которую вливается вино, пресуществляемое в Кровь Христову

Также упоминают Ковш разливной (для вливания евхаристической Крови Христовой в другие потиры), Чаша для святых частиц (накрываемая крышкой чаша для хранения частиц, вынутых из просфор за день или за несколько дней до полной литургии), Сосуд для преждеосвященных даров (для хранения преждеосвященных даров), Блюдо для приготовления и раздробления Агнца (деревянные или металлические тарелочки, на которых вырезается и раздробляется Евхаристический Агнец)[источник не указан 2348 дней].

Читайте также:  В медный сосуд нагретый до 350

Блю́да и корцы́ (ковши́) для теплоты́ и запи́вки, входящие в евхаристический набор, не считаются священными сосудами, поэтому ими часто пользуются пономари[источник не указан 2348 дней].

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Долоцкий В. И. «О Священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви» // «Христианское чтение», 1852, часть I.
  • Лебедев П. «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890)
  • Архимандрит Гавриил. «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886).

Источник

На надгробной доске митрополита Антония изображены практически все виды церковной утвари и священных сосудов

Церко́вная у́тварь – принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и давнюю историю происхождения. В данном списке они сгруппированы по местоположению внутри храма.

Алтарная часть[править | править код]

Престол[править | править код]

  • Престол, или Святая трапеза (устаревш. “Жертвенник”) – в православном храме освящённый стол, находящийся в середине алтаря, который покрывают облачением. Облачается в две одежды: нижнюю – льняную, называемую катаса́ркием, или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа – плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю – парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы. Индитию может заменять (или дополнять) позолоченный металлический оклад под стеклом. В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей христианских мучеников. На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).
  • Антиминс – плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного святого мученика и надписанием (подписью) правящего епископа. Для сохранности антиминс завёртывается в другой шелковый плат, называемый илитоном. Он символизирует сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. Вместе с антиминсом в илитон заворачивается губка (губа антиминсная) для собирания частиц Святых Даров. В латинской традиции (как у католиков, так и протестантов), илитону соответствует корпорал.
  • Напрестольное Евангелие с ленточкой. Иногда на престоле может быть ещё одно или даже два требных Евангелия.
  • Напрестольный крест (один или два креста) – выносное распятие для осенения молящихся и целования его ими, полагается на южную (правую) сторону престола (второй крест – на северную (левую) сторону престола).
  • Дарохранительница – священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары – Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения вне литургии, например: больных на дому. В православных церквях дарохранительница хранится непременно в алтаре на престоле и носит название кивот.
  • Лампада (на подножке, перед дарохранительницей) – на престол ставится только священнослужителями. Возжигается перед богослужениями, а после их окончания обычно тушится.
  • Дароносица – переносная дарохранительница для ношения Святых Даров вне храма, может находиться как на престоле (рядом с дарохранительницей), так и на жертвеннике.
  • Алавастр со святым Миром (ми́рница), иногда вместе с крестильным ящиком – ставится рядом с дарохранительницей.
  • Два напрестольных све́щника, в каждый из которых устанавливаются по одной свече и на время праздничного богослужения ставятся на юго-восточный и на северо-восточный углы престола.
  • Плащаница Иисуса Христа лежит на престоле с Пасхи до Её отдания (всего в течение 39 дней).
  • На престоле могут освящаться обручальные кольца, монашеские одежды, иконы и некоторые предметы церковной утвари.

У престола[править | править код]

  • Семисвечник – подсвечник большого размера с семью свечами (чаще с семью лампадами), который ставят на пол у восточной стороны престола (реже на восточную сторону престола, если семисвечник маленького размера.
  • Запрестольные крест с иконой – распятие и двустронняя икона на древках, примерно одинакового размера. Их ставят на пол у восточных углов престола (крест – справа, икону – слева). Износятся на крестный ход.
  • Горнее место – возвышенность с архиерейским троном к востоку от престола.
  • Киворий, алтарная сень – дополнительный балдахин над престолом на колоннах. Сооружается редко.
  • Две рипиды – прообраз опахала на длинной рукояти, обычно в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды с изображением херувимов. Рипидами диаконы веют над Дарами при их освящении и после освящения. Ставятся рядом с запрестольными крестом с иконой, но ближе к Горнему месту. Рядом с ними на специальных подставках или полочках ставятся также трикирий и дикирий – выносные подсвечники для двух и трех свечей соответственно. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Свечи, помещаемые в дикириях и трикириях, называются двухплетёные, трехплетёные, осеняльные или осеняльники.
  • На эти же подставки в большие церковные праздники могут ставиться вазы с живыми цветами.
  • Перед престолом с западной стороны часто расстилается ковёр для предстоятеля.
  • Во многих храмах у северо-западного угла престола ставится аналой для служебника, календаря, синодиков.
  • Престол

  • Антиминс (печатный)

  • Евангелие в драгоценном окладе

  • Напрестольный крест

  • Дарохранительница

  • Лампада

  • Киворий

  • Крест запрестольный выносной

  • Семисвечник рядом с престолом

  • Дароносица для хранения Св. даров, чаши для причастия и лжицы

Читайте также:  Склеротические бляшки как почистить сосуды

Жертвенник[править | править код]

Находится налево от престола, в северной части алтаря. Это небольшой стол, внешне похожий на престол, украшается тканью. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения – совершается проскомидия. На жертвеннике могут стоять следующие предметы:

  • Дискос – священный сосуд, блюдо на подставке для хлеба/Тела Христова
  • Потир – священный сосуд (чаша) для вина/Крови Христовой.
  • Звездица – священный сосуд, две металлические дуги, устанавливаемые поверх дискоса, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.
  • Копие – священный сосуд, нож, для вынимания агнца и частиц из просфор.
  • Лжица – священный сосуд, ложечка, употребляемая для причащения мирян.
  • Губка или плат или илитон – для вытирания священных сосудов.
  • Покровцы – два малых матерчатых плата (покрова), которыми покрываются отдельно чаша и дискос.
  • Возду́х – большой матерчатый плат (покров), которым покрывается чаша и дискос вместе.
  • Ковш или коре́ц – в нем подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
  • Миниатюрная Голгофа или Распятие с предстоящими[1]. На Литургии перед Голгофой на жертвенник ставится подсвечник со свечой или лампада.
  • На жертвенник могут возлагаться поминальники, синодики, записки за здравие и о упокоении.
  • Потир

  • Дискос с установленной сверху звездицей

  • Копие

  • Лжица

  • Покровец

  • Воздух

Также в алтаре[править | править код]

  • Кадило – курительница с крышечкой на цепочках (иногда со звонящими бубенцами); кадильница – с ручкой (кацея́), небольшой запас ладана и кадильных углей, плитка для их разжигания и вытяжка дыма.
  • Диаконские свечи[2] (обычно две свечи) – с ними пономари предшествуют духовенству на малом и великом входах, а также при торжественном выносе Евангелия, плащаницы и креста.
  • Иерейские свечи[3] в ручных подсвечниках.
  • Примики́рий – большой подсвечник с одной свечой, ставится перед царскими вратами во время чтения Евангелия и причащения священства.
  • Трехсве́чник пасхальный на кресте (бывает с пасхальным яйцом).
  • Сосуд с богоявленской водой для преподаяния её тем, кто не может причаститься.
  • Колокольчик для обозначения звоном коленопреклонных моментов на Литургии Преждеосвященных Даров.
  • Электрический чайник для приготовления «теплоты»/кипятка.
  • В шкафу пономарей всегда должно быть несколько листов чистой бумаги, карандаш, салфетки или чистая тряпочка, свежее полотенце, бутылка с лампадным маслом, запасные свечи с работающей зажигалкой, графин питьевой воды с чистым стаканом.
  • Если в алтаре устроен рукомойник или умывальник, то сливаться вода от него должна не в городскую канализацию, а в отдельно выкопанный (и не замерзающий зимой) сухой колодец, не попираемый ногами. Туда же должна выливаться использованная вода после мытья церковной утвари и полов храма.
  • Кадило

  • Благословение дикирием и трикирием

  • Две рипиды

Читайте также:  Разрывов подкожных кровеносных сосудов

Ризница[править | править код]

Ри́зница, также и Сосудохрани́тельница, могут располагаться или в алтаре или же в отдельных помещениях (даже если алтарь большого размера, нежелательно превращать его в склад). В ризнице хранятся неиспользуемые в данном богослужении облачения, иконы, церковная утварь и богослужебные книги.

  • Хоругви – иконы на высоких шестах
  • Фонарь пасхальный на древке. Носится впереди процессии на всех крестных ходах (не только в Пасху)
  • Ящик крестильный
  • Венцы брачные
  • Венцы

Сосудохранительница[править | править код]

  • Священные сосуды – тип церковной утвари (см.).
  • Блюдо для принесения «теплоты» (кипятка) и для приготовления запивки священнослужителям после Причастия
  • Литийница
  • Еле́йница с кисточкой для помазания
  • Водосвя́тная чаша (кандия́)[4] с Кропилом
  • Кувшин для омовения с подносом и полотенцем
  • Ковш разливочный или коре́ц
  • Тарель – чаще называется «блюдо» входит в евхаристический набор, но не считается священным сосудом
  • Набор для соборования
  • Печать для просфор
  • Свечегаситель

Помимо этого, устарелые или редкоупотребимые:

  • Панагиар – используется в монастырях при совершении Чина о панагии.
  • Посуда, используемая при архиерейском Чине омовения ног.
  • Посуда, используемая при архиерейском чине Воздвижении Креста Господня.

Мироваренная палата:

  • Котел и другая посуда для варки мира
  • Алавастр – сосуд (кувшин) для хранения и переноса мира.
  • Литийный прибор

  • Панагиар

  • Тарель

  • Котел для варки мира

  • Алавастр

Текстиль[править | править код]

  • Алтарные облачения – ткани, используемые для украшения и защиты алтаря: алтарный покров, антиминс, фронтал. В православных храмах алтарь может закрываться завесой-катапетасмой, ленточные закладки Евангелия и других богослужебных книг.
  • Орлец – круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, который подстилается под ноги епископу.
  • Пелена – плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте.
  • Плащаница – плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
  • Риза – покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь). Облачения хранятся в специальных алтарных помещениях – ризницах.
    • Об одеяниях священства см. Православное церковное и литургическое облачение и Цвета богослужебных облачений
  • Ковры и дорожки
  • Пелена

  • Плащаница

  • Хоругвь

Прочий храм[править | править код]

  • Иконы и иконостас
  • Киот, Оклад иконы
  • Купель для крещения
  • Бак для раздачи святой воды, освящённой малым чином (на водосвятных молебнах).
  • Голгофа[5] ставится посреди храма на чтение 12-ти страстных евангелий и великих (царских) часов в великую пятницу и при совершении чинопоследования пассии.
  • Распятие напольное ставится за гробом при отпевании.
  • Колокола для созыва в храм молящихся и указания им особых моментов в богослужении.
  • Жезл архиерея или наместника/игуменьи монастыря.

мебель:

  • Аналой – употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда бывает складным.
  • Гробница под плащаницами Иисуса Христа и Богородицы
  • Свечной ящик – у входа в храм
  • Кану́н (Тетрапо́д) – панихидный столик с изображением Распятия и ячейками для свечей, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.
  • Лити́йный столик, он же может использоваться как Столик запивочный (после Причащения) и столик для Артоса.
  • Столик для приношений.
  • Скамьи, Седалища, монастырские Стасидии.

свет:

  • Елейник – лампадка к иконе или киоту, размещённая перед образами.
  • Паникадило – большой потолочный подсвечник со множеством свечей, зажигается в торжественные моменты богослужения.
  • Кандило – подсвечник перед иконами.
  • Аналой перед иконостасом

  • Иконостас и подсвечник перед иконой

  • Елейник

  • Паникадило

Мощехранилища[править | править код]

  • Ковчежец – небольшой ящик или ларец для хранения религиозных реликвий.
  • Мощевик – общее название ёмкостей для хранения частиц мощей.
  • Рака – ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба.
  • Энколпион – небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы
  • Ковчежец

  • Мощевик

  • Рака

См.также[править | править код]

  • Православное церковное и литургическое облачение
  • Цвета богослужебных облачений

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Основы православия: Церковная утварь

Источник