Человек это сосуд с нечистотами

Определение слова “наджаса” (нечистое)
“Наджасат” в языковом значении
Нечистое, грязное.
“Наджасат” в шариатском значении
Грязь (нечистота), к удалению которой призывает Шариат.
Виды нечистот
1. Моча и экскременты человека
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал тому бедуину, который помочился в мечети: “Поистине, эти мечети не подходят для того, чтобы в них справляли нужду или загрязняли (их как-нибудь иначе)! Они предназначены только для поминания Всемогущего и Великого Аллаха, совершения молитв и чтения Корана” [Хадис согласован].
2. Менструальная кровь (ханафитский мазхаб)
Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что как-то раз Хауля бинт Йасар пришла к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: “О посланник Аллаха, у меня есть только одна одежда, которая остаётся на мне и во время месячных”.На это пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: “Когда очистишься, вымой то место, куда попадёт кровь, а потом (можешь) молиться (в этой одежде)” [Приводится у Абу Дауда].
Некоторые имамы придерживаются мнения, что нечистой кровью считается только менструальная, а что касается других видов крови, то они являются чистыми, независимо от того, является кровь проливающейся (масфух) или нет. “Передается, что один из мушриков (многобожников) выстрелил в одного из мусульман (сподвижников) из лука, и стрела попала в него, в то время как он молился. Он вытащил стрелу и продолжил молитву, а кровь стала стекать из раны.” [Приводится у Абу Дауда].
3. Моча и помет животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу
Сообщается, что ибн Мас›уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “(Однажды) пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышедший (из дома) для того, чтобы удовлетворить большую нужду, велел мне принести ему три камня. Я нашёл два и стал искать третий, но найти его мне не удалось. Тогда я подобрал кусок сухого навоза, который и принёс ему, а он взял эти два камня, отбросил навоз (в сторону) и сказал: “Это – мерзость” [Приводится у Аль-Бухари].
Что можно сказать о моче и помете тех животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу?
Моча и помет тех животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу являются чистыми и не относятся к наджаса (нечистому). Этого мнения придерживаются многие ученые-богословы.
Приводится в достоверном хадисе, который передает Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, что несколько людей прибыли в Медину и заболели. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил их и велел им употреблять мочу и молоко верблюдов, и они выздоровели и поправились.
В ханафитском мазхабе моча животных, мясо которых дозволено является малой скверной (наджаса мухаффафа), если она в небольшом количестве. Простительным считается, когда скверна такого рода покрывает менее четверти поверхности одежды или тела, поскольку недействительной молитву делает нечто значительное и непомерное [Приводится у Аль-Бухари].
4. Мертвечина
Мертвечиной считается мясо такого животного, которое умерло своей смертью, без закалывания в соответствии с нормами Шариата.
Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Скажи: “Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной…” (Скот, 145).
К мертвечине также относится и то, что было отрезано от живого животного (до его закалывания).
Мертвечина
– Исключением является:
1 – Мертвая рыба и саранча
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Нам разрешается (употреблять в пищу) два вида мертвечины и два вида крови: что касается двух видов мертвечины, то это рыба и саранча, а что касается двух видов крови, то это печень и селезенка” [Приводится у имама Ахмада].
Рыба
Саранча
2 – Мертвечина, которая является очень небольшой по своим размерам (пчела, муха и другие виды насекомых)
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если муха упадёт в питьё кого-нибудь из вас, пусть он (сначала) погрузит её (в это питьё полностью), а потом вытащит её (оттуда) ибо, поистине, на одном её крыле – болезнь, а на другом – исцеление” [Приводится у аль-Бухари].
Муха
5. Свинина
Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Скажи: “Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной…” (Скот, 145).
Свинья
6. Слюна собаки
Собака является (полностью) нечистой, особенно ее слюна.
Сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если собака станет лакать из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть (он выльет его содержимое и) промоет этот сосуд семь раз, и первый раз – землей” [Хадис согласован].
“Аль-Улюг”: арабское слово, которое упоминается в хадисе, означает лакание. Когда собака опускает свой язык в сосуд, независимо от того, выпила она из сосуда или нет, это считается “аль-улюг” (лакание).
Слюна собаки
7. Мазий
Прозрачная жидкость, которая выделяется под воздействием страсти.
Сообщается, что Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха, о мазий и он, мир ему и благословение Аллаха, ответил: “Омой свои половые органы и соверши омовение (вуду)” [Хадис согласован].
8. Уадий (белая жидкость)
Густая белая жидкость, которая выходит после мочеиспускания.
О том, что касается маний (сперма)
Густая белая жидкость, которая выходит после удовлетворения сексуального желания.
Имам Абу Ханифа придерживается мнения, что маний (сперма) считается наджис (нечистой). А имам Ахмад (в известном мнении) и имам Аш-Шафии придерживаются мнения, что маний (сперма) считается чистой (в буквальном смысле, но грязной в переносном смысле).
Если маний (сперма) в жидком состоянии, то ее нужно отмыть, а если она в сухом, твердом состоянии, то ее нужно протереть и соскоблить.
Передается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, смывал семя и в этой же одежде выходил на намаз, а я все еще видела на ней следы мытья” [Хадис согласован].
А в версии Муслима также говорится: “Я соскабливала семя с одежды посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал в ней намаз” [Хадис согласован].
Соскабливать, когда она сухая.
Помыть, когда она жидкая.
О том, что касается маний (сперма)
Ученые-богословы единогласны во мнении, что спирт считается нечистым (наджис) с идеологической, моральной и духовной точки зрения (т.е. в переносном смысле слова) и употребление спиртных напитков считается одним из больших грехов.
Ученые разделились во мнении относительно нечистоты (наджаса) спирта в буквальном и переносном смысле. Одни придерживаются мнения, что слово “риджс”, упоминающийся в аяте, указывает на то, что спирт считается нечистым (наджис) в прямом и переносном смысле, а другие утверждают, что “риджс” указывает только на нечистоту спирта в переносном смысле: “О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете” (Трапеза 90).
Во всяком случае, если содержание спирта в парфюмерии незначительное, то дозволено ее использование, а если содержание спирта высокое, то лучше перестраховаться (ихтийат) и воздержаться от ее использования, а Аллаху Всевышнему об этом ведомо лучше.
Спирт и парфюмерия.
Способы очищения от нечистого
1. Очищение нечистой земли (грунта)
Если на земле находится нечто нечистое (экскременты, моча и т.д.), то это следует удалить водой или другими способами.
Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Как-то раз) один бедуин поднялся со своего места и принялся мочиться (прямо) в мечети.
Люди схватили (этого бедуина), однако пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел им: “Оставьте его и вылейте на его мочу ведро (или: бадью) воды, ибо, поистине, посланы вы для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!” [Хадис согласован].
А если нечистое (наджис) было жидким, а потом высохло, то оно уже считается чистым (тахир).
Так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Высыхание земли (это и есть) ее очищение” [Приводится у аль-Бухари].
Очищение земли (грунта) с помощью воды.
Нечистое, которое находится на земле в жидком состоянии.
Высыхание жидкой нечистоты.
2. Очищение нечистой воды
Оскверненная вода снова становится чистой после того, как из нее удаляется все нечистое, в результате чего она приобретает прежние цвет, вкус и запах.
Это достигается разными методами (добавлять много воды, пока воздействие нечистого не перестанет ощущаться, или же фильтровать воду с помощью современных средств).
Очищение с помощью современных средств.
Очищение с помощью большого количества воды.
3. Очищение оскверненной одежды
Чтобы очистить оскверненную одежду необходимо поливать водой оскверненное место, которое следует тереть и отжимать, пока ничего нечистого не останется.
Очищение оскверненной одежды.
4. Очищение постелей
Чтобы очистить постель следует тереть оскверненное место, поливая его водой или применяя современные чистящие средства, пока следы не исчезнут.
Очищение постелей.
5. Очищение шкуры мертвого животного
1. Шкура мертвого животного, мясо которого в основе разрешено употреблять в пищу
Такая шкура очищается дублением. Так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если выдубить шкуру животного, то она становится чистой” [Приводится у Муслима].
Дубление – это обработка шкуры с помощью некоторых веществ, смягчающих ее и удаляющих неприятный запах.
Если же животное закалывают согласно Шариату, то его шкура является чистой (тахир).
2. Шкура мертвого животного, мясо которого в основе не разрешено употреблять в пищу
Шкура такого животного считается нечистой и не очищается, даже если оно заколото согласно Шариату.
(Ханафиты придерживаются мнения, что совершаемое по Шариату убиение любого животного, за исключением свиньи, делает его кожу чистым, даже если его мясо нельзя употреблять в пищу). А Аллаху Всевышнему об этом ведомо лучше.
Животное, мясо которого не разрешено употреблять в пищу.
Дубление кожи.
Животное, мясо которого разрешено употреблять в пищу.
6. Очищение от мочи девочки и мальчика, который ничего не употребляет, кроме материнского молока
Моча девочки очищается мытьем, а моча мальчика очищается опрыскиванием того места, которое испачкалось мочой, и при этом нет нужды в мытье.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Очищается моча девочки мытьем, а моча маленького ребенка (мальчика) опрыскивается (водой)” [Приводится у Абу Дауда].
Моча девочки очищается мытьем.
Моча мальчика очищается опрыскиванием.
7. Очищение от слюны собаки
Очищается (мытьем) семь раз, использовав первый раз землю.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если собака попьёт из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, его следует промыть семь раз, использовав в первый раз землю” [Хадис согласован].
Очищение землей (глиной, песком).(Один раз)
А потом Очищение с помощью мытья. (6 раз)
8. Очищение от мазий и уадий
Необходимо помыть половые органы и совершить омовение (вуду).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Омой свои половые органы и соверши омовение (вуду)” [Хадис согласован].
А что касается одежды, то она очищается опрыскиванием того места, которое испачкалось мазий или уадий.
Как это пришло в хадисе Сахля ибн Хунайфа. Он спросил: “О, посланник Аллаха, что мне делать, если он (мазий) попадет на мою одежду?”.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Достаточно тебе намочить свою ладошку и побрызгать на ту часть одежды, куда он (мазий) попал” [Приводится у Абу Дауда].
9. Очищение от менструальной крови
Очищается водой (мытьем). След, который все же остается после мытья ничем не вредит.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Достаточно тебе воды (того, что ты ее помыла), и не навредит тебе ее след (след крови)” [Приводится у Абу Дауда].
10. Очищение обуви
Обувь, оскверненная нечистотами, очищается вытиранием о землю, пока не отойдут следы нечистот. “Если кто-либо из вас наступит своей обувью на нечистое, то земля служит очищением (от этой нечистоты)” [Приводится у Абу Дауда].
Очищение обуви от соприкосновения с землей.
11. Очищение длинной женской одежды
Когда подол платья женщины запачкался чем-либо нечистым (наджис), то достаточно пройтись по чистой земле, и платье очистится.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Очищает эту одежду то, что после этого” [Приводится у Абу Дауда].
Точно также как женщина прошла по грязному месту, потом она проходит по чистой земле. И вот, когда одежда женщины трется об эту чистую землю, она и очищается.
Подол женского платья очищается от соприкосновения с землей.
12. Очищение нежидких продуктов
Очищаются удалением нечистоты (наджис) и того слоя, который окружает нечистоту. А все остальное остается в изначально чистом состоянии.
Передается, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о мыши упавшей в масло и он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Выкиньте ее (мышь) и то (масло), которое было вокруг нее, и можете есть (оставшееся) масло” [Приводится у аль-Бухари].
В масло (топленое) упала мертвая мышь.
13. Очищение вещей с гладкой поверхностью (зеркала, стекла и т.д.)
Вытираются, пока не исчезнут следы нечистот.
Очищение стекла вытиранием.
Вопросы, связанные с нечистотами (наджасат)
1. Основой во всех вещах считается их изначально чистое состояние, кроме тех случаев, когда аргументированно доказывается обратное (т.е. нечистота).
2. Если человеку известно о попадании нечистого на что-либо, но он забыл, куда именно это попало, или не может определить нужное место, ему следует вымыть то, благодаря очищению чего он может быть уверен в удалении нечистого.
3. Если нечистая вещь изменяется и превращается в нечто иное, она становится чистой. Исходя из этого, после сжигания чего-либо нечистого золу следует считать чистой.
Превращение помета (осла) в золу, по средством сжигания, делает помет чистым.
Источник
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты?
Оглавление
Понятия ритуальной чистоты и нечистоты в Торе [↑]
Ритуальная нечистота (на ивр. тума) — под этим понятием в иудаизме подразумевается определенный статус предметов или человека, в котором эти предметы или этот человек не могут участвовать в службе в Храме или в исполнении некоторых иных заповедей. Так, например, есть определенные виды ритуальной нечистоты, когда человеку — если он имеет такой статус «ритуально нечистого» — нельзя заходить на территорию Храма. Священник-коэн в состоянии ритуальной нечистоты не может выполнять свои обязанности в Храме или есть трумот — те части урожая, которые полагается отдавать священникам-коэнам. Еврейские мудрецы неоднократно обращают наше внимание на то, что ритуальная нечистота тума — это по сути, духовное понятие. Если человек (или даже предмет) стали «ритуально нечистыми», пусть даже и совершенно случайно, это означает, что они получили определенный «изъян» на духовном уровне, который нужно исправить.
Формально, условия, когда предмет или человек становятся «ритуально нечистыми», могут быть совершенно различны. Один из самых сильных уровней нечистоты — это контакт с мертвым телом (например, пребывание с телом мертвого под одной крышей). Есть также виды нечистоты, связанные с наличием на предмете или на теле человека язв Цараат — особой болезни, описанной в Торе, или со статусом «нида», который получает женщина во время ее менструации. И так далее.
Для каждого вида ритуальной нечистоты Тора предусмотрела свои правила очищения — когда «ритуально нечистое» возвращается вновь в статус «чистого». Но стоит добавить, что внешние действия в процессе очищения в большинстве случаев призваны намекнуть человеку на те или иные духовные изъяны, в которых кроется как бы «корень» проблемы и которые нужно исправить. Для примера можно привести «цараат»: мудрецы упоминают семь духовных пороков и грехов, за которые человек наказывается этой болезнью, и в их числе — грех злословия.
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты?
В качестве ответа мы приводим «Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)» великого еврейского мудреца и мыслителя раби (дона) Ицхака Абрабанеля.
Нечистота мертвого тела [↑]
Общий смысл всех этих законов мне представляется следующим.
Нечистота мертвого человеческого тела называется Ави Авот аТума — «Отец отцов нечистоты», т.е. главный источник нечистоты, и это — самый тяжелый из всех видов нечистоты, как с точки зрения ее передачи, так и с точки зрения принятия.
Когда я говорю «с точки зрения передачи», я имею в виду вот что. Зловоние разлагающегося человеческого трупа чрезвычайно болезнетворно, заражает все вокруг гниением и отравляет воздух в том доме, в котором находится мертвый. Поэтому «человек, когда умрет в шатре, — всякий, кто придет в шатер, и все, что находится в шатре, станет нечистым».
Дело здесь в том, что, пока человек жив, человеческое тело наиболее гармонично из всех имеющихся в мире составных вещей. Поэтому, когда оно начинает разлагаться и утрачивает гармонию, оно больше всех других вещей отклоняется в сторону разрушения и рассогласованности. С ним происходит то же, что с уравновешенными весами: если одна чашка в точности равна по весу другой, то, стоит положить на одну из них даже самый небольшой предмет, она тут же опустится до самой земли. То есть, даже самое маленькое нарушение равновесия приводит к громадным изменениям, поскольку, когда такая система теряет равновесие, она переходит в противоположное, крайне неравновесное состояние.
То же самое случается и с человеческим телом: пока человек жив, оно пребывает в самом точном равновесии, какое только возможно, а когда человек умирает, оно скачком теряет это равновесие. Мертвое человеческое тело моментально начинает источать зловоние и гниль, гораздо быстрее, чем тело мертвого животного, которое может пролежать и день, и два, и все же не будет пахнуть.
Таким образом, нечистота мертвого человеческого тела оказывается самой тяжелой из всех возможных из-за ее источника.
Вторая причина тяжести этой нечистоты связана с тем, кто ее принимает. Дело здесь в том, что любая вещь более склонна подвергаться воздействию похожих на нее вещей, чем тех, которые от нее сильно отличаются. Поэтому человек воспринимает нечистоту мертвого человеческого тела сильнее, чем нечистоту мертвого животного, которое весьма отлично от него.
Виды нечистоты живого человека [↑]
Итак, стало понятно, почему самая тяжелая нечистота — это нечистота мертвого человеческого тела.
Это же объяснение позволит понять, почему такими серьезными являются виды нечистоты, связанные с телом даже живого человека, и почему Тора обязала приносить за них жертвы.
Виды нечистоты, которую может распространять тело живого человека, таковы:
— нечистота больного истечением (из половых органов);
— больного язвами;
— мужчины, осуществившего физическую близость с нечистой женщиной;
— и нечистота осквернившегося мертвым телом.
Язвы — это проявление гнили и серьезных неполадок в организме, и то же самое относится к истечению. А вступивший в связь с нечистой женщиной и осквернившийся мертвым телом стали оскверненными, нечистыми, грязными, поскольку соприкоснулись с трупом или с нечистым, гниющим человеческим телом.
Точно так же люди, которые едят свинину, пресмыкающихся, мышей и так далее, наносят тем самым ущерб своим телесным жидкостям, а через них — своему духу (подробнее — в материале про Кашрут, кошерное и некошерное).
И для того, чтобы человек остерегался загрязниться этой гнилью и мерзостью, чтобы он избегал даже заходить в дом, где они находятся, касаться их, переносить их с места на место, сидеть и лежать на них, чтобы «не пристало к нему что-либо из проклятого», чтобы душа его сама гадливо отшатывалась от них, — для этого Тора заповедала нечистому принести жертву и, кроме того, пребывать отдельно от святого лагеря до тех пор, пока не омоется водой и не сменит одежду. Эта заповедь заставляет человека всеми силами избегать соприкосновения со скверной.
Нечистота женщины во время месячных [↑]
Однако в отношении месячной крови женщин заповедь не такова.
Эта кровь бывает у всех женщин и необходима для их здоровья, и потому Тора не повелела женщине при очищении от нее приносить жертву, а всего лишь объявила ее нечистой из-за отвратительных истечений ее тела (см. также в материале Чистота семейной жизни).
Тора повелела женщине приносить жертву при очищении от кровей только в случае, когда кровь течет у нее дольше, чем положено по ее природе, и не в то время, в которое это должно происходить.
Эта жертва связана с тем же, что и жертва больного истечением: причина их болезни в избытке материальности, нарушающем гармоничную жизнь тела.
И эта же причина с очевидностью действует в случае больного язвами. Этим людям Тора повелела при очищении приносить искупительную жертву.
После родов или выкидыша женщина тоже должна принести искупительную жертву, связанную с тем, что из ее тела выходит много лишнего и отвратительного, однако эта жертва гораздо дешевле прочих искупительных жертв: она должна принести в Храм всего лишь двух горлиц или двух молодых голубей.
Если же человек осквернился прикосновением к мертвому телу, или если из его тела вышло семя, или если он вошел в дом прокаженного, или коснулся трупа нечистого животного, — всех этих людей Тора не заставляет приносить искупительную жертву, потому что обычный человек не сможет уберечься от всего этого, даже приложив все усилия.
Итак, когда человеческое тело теряет свою гармоничность после смерти или при болезни, оно стремительно начинает гнить, а потому наиболее вредоносно, особенно для таких же людей. Поэтому Тора, приняв это во внимание, многократно и серьезно предостерегает нас от любого осквернения через контакт с таким телом.
Нечистота животных [↑]
Однако в отношении домашних животных, которых человек использует, дело обстоит не так.
Во-первых, пока они живы, отдалиться от них вообще невозможно, а во-вторых, их выделения совсем не так вредят человеку, как человеческие, поскольку животные и человек относятся к разным видам. Поэтому живое животное Тора ни в каком случае не объявляет нечистым, при жизни нечистым может быть только человек.
Кроме того, Тора постановила, что животные, пригодные в пищу, становятся нечистыми только в результате естественной смерти, но не после кошерного зарезания — Шхиты, поскольку тело кошерно зарезанного животного остается здоровым и не теряет гармоничности. Поскольку в нем нет продуктов распада, оно не заражает гнилью воздух и не вредит людям, которые с ним соприкасаются.
Но если животное умирает своей смертью, это происходит, несомненно, от болезни и внутреннего заражения, а потому такое животное способно повредить человеку, прикасающемуся к его мясу или переносящему его с места на место. Именно поэтому Тора запретила в еду трефное, то есть, больное животное, даже если его кошерно зарезали. Она повелела тщательно проверять зарезанное животное и выяснять, не было ли оно смертельно больным, и в этом случае не есть его.
Рыбы, как только их вытаскивают на воздух, умирают, и поэтому Тора не разделяет между живыми и мертвыми рыбами. Кроме того, Тора не стала особым образом запрещать прикосновение к тем или иным рыбам или переноску их с места на место. Ведь у рыб нет ни шкуры, ни рогов или копыт, и, кроме как для еды, они ни на что не годятся.
Однако в Торе есть стих «Только родник и яма с водой, собрание воды, будет чистым, а прикоснувшийся к их падали станет нечист». Этот стих запрещает человеку, избегающему осквернения, прикасаться даже к нечистым рыбам, обитающим в воде.
Передача нечистоты между предметами [↑]
Кроме того, Тора указала, что кушанья или зерна должны быть смочены водой, прежде чем они смогут быть предназначены для еды или приобретут способность оскверняться.
Каждый должен избегать осквернения, но в особенности это требование относится к коэнам, расторопным служителям Б-га, вкушающим святыни. Для них Б-г сделал законы осквернения более строгими, подняв их на более высокую ступень чистоты ради того, чтобы они смогли есть мясо жертв.
Особенно строгие запреты нечистоты относятся к жидкостям. Жидкости с наибольшей легкостью принимают нечистоту: они ведь должны быть непременно прозрачными и чистыми, поскольку человек тонкой души не сможет пить мутный или грязный напиток. Кушанья же проходят множество различных стадий обработки и окрашиваются самыми разными веществами, поэтому их не так легко осквернить или загрязнить.
То же самое относится к зерну: пока оно не вымыто, оно вообще не пригодно в пищу, а потому считается как бы еще не убранным с поля, а значит, не может оскверниться.
Относительно глиняной посуды Тора потребовала, чтобы ее внутренняя поверхность была чистой, поскольку такая посуда с легкостью пропитывается грязью. Поэтому если поверхность глиняной посуды все же загрязнилась, ее уже не спасти.
Но если речь идет о любой другой посуде, ее можно очистить: «вымыть и ополоснуть, и станет чистой». Только металлическую посуду, которой пользовались на открытом огне, недостаточно просто вымыть: ее нужно «провести через огонь».
Предназначение всех этих законов — сделать сыновей Израиля «народом, святым для Б-га», «чтобы не увидел Он в твоей среде непристойного и не отвернулся бы от тебя».
Итак, вот общее описание всех видов тумы, ритуальной нечистоты, и их оснований.
Источник