Человек как сосуд православие

Человек как сосуд православие thumbnail

ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ БОЖЬИМ СОСУДОМ

Теперь давайте посмотрим, что о нас говорит Слово. Святое Слово ясно говорит, что мы сосуды. Человек — это сосуд (Рим. 9:21, 23). Немногие христиане уделяли достаточно внимания тому факту, что мы Божьи сосуды. Христиане говорят, что люди — это Божьи твари и что люди становятся Божьим народом. Некоторые поднимаются повыше и говорят, что люди могут быть детьми Божьими. Но в Рим. 9 говорится, что человек — это Божий сосуд. Сосуд — это вместилище. Он отличается от приспособлений или орудий. Сосуд используют не для того, чтобы с его помощью делать что-то, а для того, чтобы он содержал что-то.

Мы созданы не для того, чтобы делать что-то для Бога. Забудьте о своих делах. Наше предназначение — содержать Бога. Мы созданы как Божьи сосуды. Человеческое представление заключается в том, что мы должны что-то делать для Бога. Даже в христианстве многие учителя постоянно говорят людям, что им нужно что-то делать для Бога, работать для Бога. Я не утверждаю, что это неправильно, но это не касается центральной мысли Бога. Мы должны осознавать, что мы — сосуды для Бога. Строго говоря, Богу не нужно, чтобы мы для Него что-то делали. Богу нужны вместилища. Согласно Рим. 9, Бог желает, чтобы мы были сосудами к чести, сосудами к славе и сосудами милости, которые будут содержать Его. Братья и сёстры, вам необходимо осознать, что вы — сосуды для Бога.

Сегодняшний век — это век восстановления. Сегодня задача Господнего восстановления — привести молодое поколение к Господнему замыслу. Человечество, человеческий род, отходил всё дальше и дальше от Божьего замысла. Сейчас, в это последнее время, Господь собирается возвратить человеческий род к Своему замыслу. Божий замысел в отношении человека заключается в том, чтобы человек был вместилищем для Бога.

В Соединённых Штатах молодые люди наслаждаются всеми материальными вещами, вкушая их одну за другой. Насладившись всеми материальными вещами, испытав всё, что изобрела человеческая культура, они остаются ни с чем. Внутри них только пустота, вакуум. Так происходит потому, что они были созданы как Божьи сосуды. Единственное, что может наполнить вас, — это Бог. Образование, религия, наука, брак и всё остальное, что есть в человеческой культуре, не могут удовлетворить человека. Ничто не может наполнить человека и удовлетворить его, кроме Самого Бога. Сейчас последнее время, конец всех веков. Бог собирается срочно сделать что-то, чтобы вернуть это поколение к Своему замыслу.

Из Рим. 9:21 следует, что, когда Бог сотворил человека, Он образовал его как сосуд. Человек — это глиняный сосуд, но он предназначен для чести и для славы. Поэтому Павел говорит, что мы сосуды к чести и сосуды к славе. Разумеется, мы также сосуды милости (ст. 23). Бог был милостив к нам, потому что Он предназначил нас быть Его вместилищами.

Лимонадная бутылка — это сосуд для содержания лимонада. Человек — это не лимонадная бутылка, это «бутылка для Бога». Человек — это бутылка, сделанная из глины, но она отличается от лимонадной. Внутри этой бутылки есть нечто чудесное. В Быт. 2:7 говорится, что, когда Бог сотворил человека, Он образовал человеческое тело из праха земного и вдунул в лицо человека дыхание жизни. То же еврейское слово, что используется в Быт. 2:7 и переводится как «дыхание», употреблено в Прит. 20:27, где оно переводится как «дух», дух человека. Это доказывает, что дыхание жизни, вдунутое в лицо человека, — это дух внутри него. Бог вдунул в человека дыхание жизни, потому что человеку нужен дух, чтобы содержать в себе Бога.

Внутри радио есть приёмник, благодаря которому оно может принимать, содержать и выражать находящиеся в воздухе радиоволны. Мало иметь одну внешнюю коробку от радио. Нужен внутренний приёмник, внутреннее принимающее устройство. Внутри нас тоже есть приёмник, и этим приёмником является наш дух. У человека есть человеческий дух (Иов. 32:8).

Дарвин утверждал, что люди — потомки обезьян. Это, разумеется, абсурд. В конце концов, умирая, Дарвин покаялся в своём дьявольском учении об эволюции. Человек происходит не от обезьяны. У обезьяны нет духа, а у человека он есть.

Почти все христиане пренебрегли одним стихом — Зах. 12:1. Этот библейский стих ставит дух человека на один уровень с небесами и землёй. В нём говорится, что Господь распростёр небеса, положил основание земли и образовал дух человека внутри него. Небеса, земля и дух человека — это три величайшие вещи. Осознаёте ли вы, что внутри вас есть нечто, по важности равное небесам и земле? О, небеса! О, земля! О, мой дух! У меня есть дух, который так же важен, как небеса и земля!

Источник

Человек как сосуд православие

    

Вера человека проверяется особенно в трудных жизненных ситуациях. В трудные моменты христианину нужно более ревностно обращаться к Богу, Божией Матери и святым. Об этой благодатной помощи и человеке, как вместилище благодати рассказывает Блаженнейший Владыка Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины. Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью Предстоятеля Церковной Православной газете.

— Ваше Блаженство, как Вы считаете: почему многие люди не желают обращаться к Богу? Разве они не понимают, что Господь всегда помогает?

— Проблема в том, что люди боятся ограничений, к которым призывает христианство: мол, в Церкви много запретов. На самом же деле это не так. Апостол Павел говорит: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6: 12). Все должно быть в меру и с рассуждением. Многие святые на собственном примере показывают, насколько мало человеку необходимо для жизни. Этого не понимают те, кто живет без Бога. Им кажется, что счастливыми нас делают сокровища. Но, к сожалению, зачастую все происходит иначе: чем усерднее человек трудится над собиранием земных благ, тем больше приходит в отчаяние.

— Почему так получается?

— Прежде всего потому, что материальные блага не приносят духовной радости. Можно собрать все сокровища земли и быть самым несчастным. Это, кстати, одна из причин, почему человечество пребывает в страхе. Оно особенно обеспокоено тем, что количество населения растет, а природные ресурсы уменьшаются. Многие забывают, что Господь пятью хлебами накормил пять тысяч человек. Тот, кто живет с Богом, не будет чрезмерно волноваться и подсчитывать природные ресурсы. Если чего-то не хватает, то Господь приумножает и дает всего в достатке.

— Когда Господь накормил пять тысяч человек, они хотели провозгласить Его царем. Почему же Он отказался от царской славы?

— Господь наш Иисус Христос пришел не ради славы. Он родился в бедной пещере, показывая этим призрачность земных благ и Свое великое смирение. Пришествие в мир Спасителя было необходимо для нашего спасения. По замыслу Творца люди должны были своей благочестивой жизнью подняться от земли к небу. Но они начали впадать в грехи. И тогда Бог Сам нисходит к людям. Господь приходит на землю не для того, чтобы быть земным, политическим царем, как того хотели те, кого Он насытил пятью хлебами и двумя рыбами (см.: Мф. 14: 13–21; Мк. 6: 31–44; Лк. 9: 10–17; Ин. 6: 5–15). Спаситель пришел в мир для того, чтобы дать человеку гораздо больше – освободить его от рабства греха, диавола и вечной смерти. Он пришел в мир для того, чтобы помочь людям обрести внутреннюю свободу и власть быть чадами Божиими (Ин. 1: 12).

Приняв на себя нашу греховную природу, Спаситель Своим крестным страданием и воскресением вернул человеку утерянное Божественное сыновство, и мы от всего сердца и души смиренно благодарим Господа за такую безграничную любовь. В этом и состоит цель жизни каждого человека — увидеть Бога, Его любовь, и почувствовать Его присутствие в своей жизни.

— Как же достигнуть такой высокой цели?

— Надо проявлять внимательность к себе, жить по заповедям Божиим. Тогда почувствуешь Божие присутствие не только рядом с собой, но и во всей Вселенной. Все, что живет на земле, в море и в небе, живится Божией силой. Если человек это осознает, то ему не нужно забираться на небо, чтобы увидеть Господа. Достаточно лишь оглянуться вокруг и заглянуть вглубь себя. Разумеется, речь идет о глазах не телесных, а духовных. Каждый из нас — сосуд благодати Божией. Прикоснись к человеку, и ты прикоснешься к благодати Божией.

В окружающем мире и в ближних мы видим проявление Божественной благодати. Посмотрите на гармонию, которая есть в человеке! Нужно быть очень грубым, неразумным, чтобы не осознать, что такое совершенное творение может создать только Тот, Кто выше его. И, вглядываясь в то, что имеем в себе, что нас окружает, — мы убеждаемся — Бог есть любовь, Бог есть жизнь, которая наполняет все Свои творения, весь мир.

Признак человека Божия

— Когда верующий человек попадает в трудные обстоятельства, ему иногда кажется, что Бог его оставляет…

Читайте также:  Закон давление жидкости в сосуде

— Господь никогда не покидает человека. Каждый из нас, как я уже сказал, является сосудом благодати Божией. Другое дело, что мы недостойно ее носим. Если у кого-то отобрать Божию благодать, то он не сможет жить. Мы должны благодарить Бога за Его благодать, которую Он нам дает, и за все Его благодеяния, быть честными перед Ним и оказывать милосердие друг другу. Как сказано в Евангелии, на Страшном Суде каждый будет отвечать за свои дела. Тот, кто творил милосердие во имя Христа, унаследует вечное Царство, а тот, кто избегал этого, — разделит участь падших ангелов (см.: Мф. 25: 31–46).

— А как же духовные труды поста и молитвы?

— На Страшном Суде Господь не будет спрашивать: ты постился, молился, делал поклоны? Все эти действия направлены на воспитание в себе смирения, милосердия и любви. Тот, кто любит ближнего, уподобляется Богу. Любовь имеется в виду не обычная (какую имеет отец к сыну или жених — к невесте), а жертвенная, духовная. Будучи нелицеприятной, она направлена на каждого, кто нуждается в нашей помощи. Быть может, нам кто-то не нравится своим внешним видом, характером, привычками. Но если мы можем ему помочь, то мы должны это сделать. Такую любовь Бог проявляет ко всем. Он заповедал, чтобы мы любили друг друга. Это и есть тот признак, по которому определяется — человек Божий или не Божий.

— Посоветуйте, как стяжать такую любовь?

— В первую очередь, необходимо проделать определенную работу над собой. Нужно заставлять себя ненавидеть грех и уклоняться от него. Это тот спасительный путь, на котором мы будем всегда обогащать себя Божественной любовью и который приведет нас к вечной жизни во Христе Иисусе. Если есть настоящая любовь, то нет ни раздражения, ни злобы, ни ненависти — всего того негатива, которого никто не хочет иметь. К сожалению, многие люди, поддаваясь греховным побуждениям, получают даже некое кратковременное удовольствие от того, что им вредит. Мы не любим последствий греха, но сам грех иногда любим.

— Чем же вызвано стремление человека ко греху?

— Прежде всего, нежеланием осуществ­лять контоль над собой и вести духовную брань. Чтобы освободиться от греха, нужно через покаяние пригвоздить его ко кресту. К этому призывает нас апостол Павел: но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5: 24). Освободившись от греха, мы становимся рабами Богу. И тогда плодом земной, временной жизни является святость, а наградой — жизнь вечная. Но, к сожалению, люди не хотят углубляться в учение Церкви, считая его не столь важным. В итоге, не имея правильного понимания о Боге, люди не могут правильно выстроить свою жизнь на земле. Чтобы вместить в себя дары Святого Духа, которые Господь ниспосылает каждому, нужно быть способными принять их.

Очищение малыми подвигами

— Вы говорите, что все мы являемся сосудами благодати Божией. А как это понимать?

— Божественная благодать присутствует в каждом. Только у одних — меньше, у других — больше. Все зависит от того, насколько усердно человек потрудился над очищением своей души. У святых Угодников души были полностью освобождены от духовного сорняка – страстей. Поэтому они наполнялись Божественным светом. Изучая их жития, мы удивляемся таким подвигам. В связи с этим каждый должен задать себе вопрос: а я в каком состоянии нахожусь? Наверное, мы видим, что очень далеко отстоим от евангельской чистоты и святости.

— Значит, быть святыми могут только немногие?

— Каждый человек имеет шанс стать святым. Для очищения своей души от страстей важно делать что-то небольшое, но постоянно. По этому поводу вспоминается пример из жизни молодого человека: получив задание отца выполоть поле от сорняков, он ужаснулся масштабам предстоящей работы и, впав в уныние, не решился даже начать свой труд. Вместо того чтобы трудиться, юноша приходил каждый день на поле и ложился спать. Увидев это, отец сказал: «Сын мой! Если бы ты каждый день полол ту площадь, которую занимаешь, когда лежишь на земле, то я уже увидел бы определенный участок земли выполотым. Встань и делай понемногу каждый день». Тот послушался и через некоторое время прополол все поле.

Отсюда вывод: уныние не позволяет нам совершить труд по исправлению самих себя. Иногда мы думаем так: чтобы очиститься, нужно совершить какой-то один великий подвиг. К примеру, 40 дней ничего не есть, сделать несколько тысяч поклонов, прочитать несколько сотен молитв. Взяв на себя огромную нагрузку, мы вскоре впадаем в такое расслабленное состояние, что уже не делаем ничего. Поэтому важно помнить: очищение души совершается малыми подвигами, никем не замеченными, часто никому не известными. В первую очередь — это внутренняя борьба с собой.

Мера святости

— Какие подвиги совершать людям семейным, которые стремятся к духовному совершенствованию?

— Каждому человеку, независимо от условий его жизни, необходимо трудиться над очищением своей души постоянно, совершая усилия над собою. Например, если возникает желание осудить человека, то нужно проявить терпение и любовь. В семье это очень просто осуществить. Когда муж приходит после работы, жена не должна встречать его укорами: дескать, я и готовлю, и детей воспитываю, а ты зарабатываешь мало и только телевизор смотришь. В таких случаях лучше сказать: «Мой дорогой, ты, наверное, устал. Отдохни немножко. А я приготовлю покушать».

Если же муж хочет очистить свою душу, то пусть не критикует жену: дескать, недосолила еду, не сделала уборку и на меня смотришь косо. Вместо укоров лучше простить и поблагодарить. Именно такие маленькие подвиги нужно совершать ежедневно. Так потихоньку очищается наша душа от злобы, гнева и прочих «сорняков», которые в нас прорастают.

— Но здесь возникает еще одна проб­лема: когда мы проявляем заботу о своих родных, то часто не хватает времени для длительных молитв…

— Не надо надеяться на то, что мы сразу начнем молиться, как святые Угодники. Порой мы ждем, когда появится время, чтобы молиться, как святитель Василий Великий: он вставал на молитву, когда солнце светило в затылок, а заканчивал, когда оно уже светило в лицо. Если мы будем ставить такие сверхзадачи, то так ничего и не достигнем.

— Как же нам быть?

— Для начала возьмите молитвослов и станьте на молитву хотя бы на две-три минуты. Нет времени? Тогда прочитайте три-четыре стиха из Евангелия и столько же — из Псалтири. Это не займет много времени. Но если начнете понемногу питаться словом Божиим, то оно будет смирять вашу душу, просвещать и очищать ее. Пусть мы не достигнем меры преподобных Отцов, но зато каждый из нас достигнет необходимой меры святости: ее будет достаточно, чтобы иметь твердую надежду на спасение в жизни вечной, которую Господь уготовал всем любящим Его.

Источник

КАТЕХИЗИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ

(Краткое учение о православной вере),

проводимые по благословению

АРХИЕПИСКОПА АФАНАСИЯ

в Кафедральном Соборе г. Перми

О ЧЕЛОВЕКЕ

Издание

Пермского Епархиального Управления

1996 год

ЧЕЛОВЕК

Что учит православие о человеке? Это важно знать. Известны неправославные высказывания о человеке. “Человек мера всех вещей”. Это сказано еще до Христа, так говорили древние греки, так учила дохристианская мудрость. “Человек — это звучит гордо”, так говорил Горький, и многие в наше время повторяли и повторяют за ним. Иные другого мнения. “Человек-то, ведь, дрянцо!” “Ах, какие ужасные люди!”… Иные: человек-пустышка. Он только ест, спит, да копается, добывая себе хлеб насущный.

Все это отчасти верно, но только… отчасти. Но православие дает нам ясное и четкое, полное и всестороннее учение о человеке. Учение о человеке называется антропология. Антропология нашего Православия создана на основании учения отцов Церкви и богослужебных текстов. А это основано на Священном Писании, на Божественном откровении.

О человеке можно говорить и плохо, и хорошо. Верно будет и то, и другое. Человек сотворен Богом в идеале хорошим, добрым, праведным. Но в результате непослушания и удаления от Бога он бывает порою злым, гадким, грешным, завистливым, ненавидящим своего ближнего. Человек — антиномия, противоречие. Вспомним, как точно сказал о человеке Г. Р. Державин — известный русский поэт 18 века: “Я царь, я раб, я червь, я Бог”. Все четыре определения верны. Человек — царь вселенной, он знает и умеет многое, чего не умеют и не знают животные. Человек — раб. Увы, не только Божий, но и в своих грехов, своих страстей и дурных привычек. Человек — червь. Он пресмыкается, он смертен, ничтожен, он пойдет в землю. Но человек и бог. Лучше писать это слово в данном случае с маленькой буквы — “бог”. Не настоящий, конечно, а дитя Божие, творение Божие, созданное по образу и подобию Божию, призванное войти в рай и жить с Богом. “Я царь, я раб, я червь, Я Бог”. Так удачно сформулировал православное учение о человеке Г. Р. Державин.

Читайте также:  Удостоверение рабочего обслуживающего сосуды под давлением

И дальше Державин продолжает, размышляя о человеке и от имени человека восклицая: “Но ежели я столь чудесен, откуда произошел? — Безвестен. Но сам собой я быть не мог”. Ясно, что человек сам собой возникнуть не мог. Человек признавая свое недостоинство и свою греховность, в 21-м Псалме — это уже Библия! восклицает: “Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей”. Значит: я червь, а не человек, предмет насмешек и унижения людей”.

Наверное, этот псалом знаком многим из нас еще с детства. В этих словах излагается мудрость о человеке. Как хорошо, что православие нам открыло, что человек — не только червь, но и дитя Божие, любимое дитя, призванное ко спасению!

Происхождение человека уходит в глубь веков. Ясно, что человек возник не сам собой, не самостоятельно. Он творение Божье! Можно понимать буквально, можно — переносно. Как бы не относиться к теории эволюции и происхождению видов, идея творения — непоколебима. И эволюция происходила с благословения Бога. И все в руках Божьих. Мы не можем точно сказать, как Бог сотворил человека, но главное сотворил. Сотворил во всяком случае из праха, из материи, как и все живое. А потом вдохнул в него, как говорится, душу живую, то есть жизнь. Да, — “сам собой я быть не мог”.

Вполне естественно, что человек признает это и высказывает Богу свое признание и почитание. Бог для нас, православных, — Творец. Бог для нас — Отец. Мы поем Ему хвалу. У нас есть, помимо просительных, славословные молитвы. Мы поем величие Бога. Его красоту и Славу. Воспеваем Его Премудрость и человеколюбие. У нас есть потребность славить Его, говорить с Ним и просить Его о чем-либо.

В большинстве пособий по изучению Закона Божия в самом начале уже указывается на сотворение Богом человека. Да и сама Библия начинается с этого. В книге Бытия, в первой книге Ветхого Завета говорится, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, Божьему.

В чем же заключается этот образ Божий в человеке? Образ Божий в нас — это дух, совесть, любовь, стремление к высшему, к бесконечному. Все то хорошее, что есть в человеке — от образа Божия в нем. Но есть разница между образом и подобием. Образ дан, подобие — задано. Наше задание — становиться богоподобными, развивать и совершенствовать в себе образ Божий. Становиться лучше, чище, краше, добрее, безгрешнее, ближе к Богу. Стремиться ввысь, к бесконечному. Хотеть быть с Богом, хотеть прийти к Богу, хотеть исполнять Его волю, поступать так, как Богу угодно.

В 54 псалме есть такая фраза: “Ты уже человече равнодушный”… “Равнодушный” здесь значит не безразличный к судьбе другого, а богоподобен. У человека равная душа, такая же душа, как и у Бога, точнее богоподобная душа. Человек — образ и подобие Божье. Эта мысль заключается в псалме.

И на насмешливый вопрос безбожника в начале христианства: “Покажи мне твоего Бога?” — отец Церкви ответил: “Покажи мне твоего человека и я покажу тебе моего Бога!” Познаешь человека по-настоящему, познаешь и Бога. Можно и наоборот сказать: познаешь по-настоящему Бога, и тогда только познаешь по-настоящему человека. Познаешь его ценность и величие. Человек — образ Божий. Да и строго говоря: человек — такая же почти загадка, как и Бог.

Большинство верующих убеждено, что ангелы — выше людей, то есть, что они более совершенны и более богоподобны, чем люди. На самом деле это не так. По учению отцов Церкви, в частности, святого Григория Паламы, человек — выше ангела. Конечно, ангелы — безгрешны и бесплотны, то есть бестелесны. Мы говорим, конечно, сейчас о добрых ангелах, а не о злых, не о демонах.

Но человек — более полноценное существо. Несмотря на свою греховность, человек обладает телом, чего лишены ангелы. Образ Божий в человеке выражен ярче, чем у ангелов. Ангелы — служебные духи, посланники, вестники Божьи. Само слово “ангел” значит “вестник”. Человек — дитя Божье, Божий соработник, ради которого Бог пришел в мир. Бог стал человеком, а не ангелом. Все это ничуть не умаляет ангелов, но в Божественном плане всё имеет и должно иметь свое определенное место.

А что значит само слово “человек”? Задумывались ли мы когда-нибудь серьезно над значением этого слова? Да? Нет? “Чело века”. На челе, на лице написан, лежит отпечаток вечности, написан образ Божий. Вечность, конечно, — это Бог. Вот что значит “человек”. В русском языке эта мысль высказана блестяще. В других языках — известных нам — этого нет. Следует отметить, что русский язык в этом смысле богаче и точнее других языков.

Каково должно быть наше отношение к человеку? С нашей, христианской православной точки зрения. Мы должны любить человека. Основа наших отношений — братская любовь. Существуют заповеди Христа о любви к человеку, которые следует выполнять как можно старательнее. Христос сказал: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22, 39). Апостол Иоанн — ученик Христа — пишет: “Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете… а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме; и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза” (Первое послание Иоанна 2, 9 — 11). И дальше читаем в этом же послании (4, 7 — 8): “Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога: кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь”. И вновь слова Христа — на этот раз из Прощальной Беседы: “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас” (Иоан. 15, 12).

Что значит: любить? Не делать зла, не раздражать людей, не делать им больно, не хамить. И больше того: помогать, выручать из беды, оказывать ласку и внимание. Проявлять милосердие и помощь в больших бедах. А вот высшая заповедь, которую также дает Христос в Прощальной Беседе: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т. е. отдаст жизнь свою) за друзей своих. Более известна церковнославянская версия: за други своя” (15, 13).

Аксиома нашей православной веры: Бог стал человеком. Иисус Христос родился 2000 лет тому назад в Вифлееме. Поэтому мы так торжественно и празднуем зимой Рождество Христово. Это великая радость для нас, людей. Бог пришел в мир, стал Человеком, чтобы спасти людей. От чего спасти? Это первое, что спрашивают люди. Мы слышали, что Церковь называет Иисуса Христа нашим Спасителем; От чего же Он спас нас? Все катехизисы обычно отвечают: от греха, проклятия и смерти.

Поясним это. Человек много грешит. Этим он нарушает волю Божью и, естественно, удаляется от Бога. Чем больше, — тем дальше. А человек призван быть с Богом. Следовательно, удаление от Бога и вражда против Бога — трагедия человека. Это удаление называется духовной смертью. Вот от этой смерти и спас нас Христос. Он взял на себя наши грехи, то есть простил и прощает их и этим дал и дает нам возможность снова приблизиться к Нему. Что говорит об этом Библия? Об этом она и говорит, только иносказательным, красочным языком, доступным любому желающему понять ее.

В первой книге Библии — в Бытии— в самом начале, в первых главах помещён следующий рассказ. Назови его повествованием, сказанием.

Бог сотворил мир: землю, солнце, растения, животных. Сотворил жизнь. В конце, как самое высшее существо, сотворил человека. Человек жил в раю, в прекрасном саду. Значит: в мире с Богом, с животным миром и… с самим собой, не зная греха, угрызений совести. Такое состояние называем мы блаженством.

Но человеку — Адаму и Еве — дана была уже первая — хронологически — заповедь. Ему было разрешено есть все плоды рая, но плоды с одной яблони было запрещено есть. Но Змий — Диавол— соблазнил людей. Уговорил их съесть запрещенный плод. И они послушали его, а не послушали Бога. Это была трагедия людей! Конечно, богами, как обещал им Змий, они не стали. Им только стало бесконечно стыдно. Они познали стыд. Познали ложь, познали грех. И были удалены от Бога, нарушив его запрет и утратили, таким образом, и, мир с Ним, эту первобытную радостную близость. С тех пор появилась отчужденность между человеком и Богом. Сам человек ее преодолеть не мог. Поэтому Бог пошел навстречу человеку, поэтому Он стал человеком, поэтому родился Христос. Все это, чтобы упразднить вражду, преодолеть удаление, примирить человека с Богом.

Читайте также:  Какие уколы лучше для сосудов

Конечно, вся эта трагическая история со Змием и яблоком, называемая грехопадением, изложена языком сказания. Понимать нужно умеючи. Это все произошло не только когда то и не только с двумя людьми. Это происходит со всем человечеством во все времена. Зло входит в невинного ребенка или подростка, он становится скверным, не признает ни Бога, ни родителей. Но Бог идет ему навстречу, чтобы ребенок был снова с Ним. Так поступают и родители с детьми.

Видим: происходит грехопадение. Значит, нужно и спасение. Грех, непослушание, изгнание, удаление и отчуждение происходит почти в каждом человеке и в наше время. И Бог помогает нам преодолевать пропасть, приближаться к Нему. Бог хочет ввести нас в Свое Царство, хочет, чтобы мы были снова в раю, то есть имели бы мир с Ним и друг с другом. Мы молимся постоянно:

“Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя!”

Человек сотворен царем, призван им быть. Но он пал и превратился в червь, в раба. Но Бог восстанавливает его в его божественно-царском достоинстве. Бог дает нам возможность подняться. Этого нужно захотеть и приложить усилие. Если ты скажешь, я не хочу, мне ничего этого не нужно, — ну, что ж! Дело твое. Где-то может и Бог отступить от тебя…

Вся эта драма человечества — грехопадение и спасение — выражается “театрально” в жестах и действиях с соответствующими чтениями и пением в церковном богослужении.

В храме имеется иконостас. Завеса Царских Врат закрыта. Это показывает нашу удаленность от Бога, “изгнание из рая”. Грешник стоит у закрытых врат Рая и сетует на свое положение. “Милостиве, помилуй мя, падшего!” — взывает он. Но в положенное время Царские врата отверзаются, выносится Евангелие, выносится чаша, выносится Святое Причастие, которое преподается всем желающим приступить к нему. Всё это делается, чтобы приблизить человека к Богу, сказать и показать ему, что Бог прощает его и с радостью берет его к Себе, открывая доступ в Свое Вечное Царство.

Многих смущает: как, Христос — человек? Тогда Он не Бог больше, он перестал быть Богом? Ответ Православия: Христос, стал Человеком, не перестал быть Богом! Он стал Человеком и остался Богом! Он Богочеловек! Он одновременно и Бог, и Человек. В Нем, непонятным для нашего ума образом, соединились две природы: божественная и человеческая. Поэтому Он так близок и так понятен нам, людям. И поэтому Он может явить нам Божество и приблизить нас к Богу. Приближая нас к Себе, Он этим самым приближает нас к Богу. Как соединились во Христе эти два естества, эти две природы? Это попытался объяснить Четвертый Вселенский Собор в 451 году в г. Халкидоне. Он не мог сказать точно, как. Это недоступно человеку. Но он определил это соединение путем четырех приставок “не”: “неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно”.

Верим ли мы в улучшение человека и человечества? Да, христианство по сравнению с предыдущим этапом религиозности человечества — язычеством и Ветхим Заветом — безусловно шаг вперед. Путем тысячелетней — для России — церковной проповеди, школ, духа христианства произошло коренное перевоспитание народа; в народе укоренился закон любви, всепрощения. Упразднились кровавые жертвы. Убийство считается смертным грехом. Изменилось многое. Срыв последних лет, однако, ставит перед нами — Церковью и верующими — новые задачи: наверстать упущенное и продолжать учить народ любить ближнего и видеть в каждом человеке брата и сестру. Поэтому мы, православные христиане, повторяем для нас очевидную истину: только Христос спасет нас. Только Он может соединить нас с Богом.

Мы думаем, что и неверующим ясно, что лучше для человека, для народа, для общества, для страны, для государства и для всего мира, если мы все будем стараться быть добрыми христианами, человеколюбивыми, милосердными, чуткими к чужому горю, мягкими в обращении друг с другом. Будет лучше всем!

Еще есть у некоторых недоумения. Например, не унижает ли христианство человека, объявляя его рабом Божиим и зависимым от Бога? Не унижает ли человека примирение с врагами, призыв первым подойти к врагу и попросить у него прощения?

Нет, не унижает, а возвышает. Христианство возвышает людей, считая их детьми Божьими. Возвышает человека, говоря об образе Божьем — хотя и потускневшем — в нём. Мы, люди, не боги — даже с маленькой буквы — и никогда своими силами не станем ими. Но Бог хочет, чтобы мы были Его соработниками и соцарствовали с Ним в Раю, и Он нас творит богами по благодати. Конечно, богами с маленькой буквы. Трудно говорить христианину о каком-либо унижении человека. Человек — дитя Божие, Христос научил нас к Богу обращаться: “Отче наш...”. Мы все братья и сестры. Поэтому Христос научил нас говорить: “Отче наш…”. Бог — наш общий Отец. И мы — как братья и сестры — должны любить друг друга. С такой заповедью, с такой моралью людям жить легче друг с другом. Проще поддерживать мир в семье, мир с соседями, мир на работе, даже мир в трамвае. И легче вести “борьбу за мир” в мировом масштабе. Человек человеку не волк, а брат!

А наш идеал остается по-прежнему — богоподобие, доведенное до максимального совершенства. Вхождение в Царство Небесное, вторичное вхождение в рай; Отцы Церкви бесстрашно употребляли выражение: “обожение”!

Посмотрим еще глубже в православное учение о человеке. Из чего состоит человек? Из скольких частей и из каких? Человек состоит из двух частей — души и тела. Это частично верно. Тело — понятно. Это видимая, материальная часть человека. Душа — все невидимое. Но еще точнее — как говорит большинство православных отцов Церкви — сказать: человек состоит из трех частей. Из каких? Из тела, души и духа. Правильнее то, что обычно называют душой, разделять, различать в ней: душу и дух. И то, и другое — невидимо. Но под душой мы подразумеваем душевные явления, проявления души: любовь, ненависть, гнев, ярость, ревность, нервность, сострадание, милосердие… Много чего обычного, всем известного — и верующим, и неверующим. Обычное богатство человеческой жизни со всеми ее проявлениями.

Дух — это то, что стремится к бесконечному: к божественному, высшему, прекрасному. Творческое начало в человеке, творческая деятельность. Дух — религиозная жизнь, вера, стремление к бессмертному. Дух обладает частицей бессмертного. В духе человека образ Божий, искра Божия. Дух — это то, что остается после физической смерти. Это мы часто называем душой. Точной грани между душой и духом нет, ее провести человек не в силах. Но принято говорить о бессмертии души, хотя точнее было бы сказать: духа. Но так принято. Мы молимся за упокой души. “Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего!”

Мы твердо верим в бессмертие человека, в жизнь после физической смерти. Это уже другая тема. Но скажем только: есть разница между человеком и животным. О душе человека молятся, о душе животного — нет. Животные, насколько нам известно, лишены идеи бессмертия и понятия о бессмертии. Можно говорить лишь о бессмертии человека. Мы же — на основании слов Христа — говорим о бессмертии и будущей жизни. Мы верим в воскресение! В человеке есть Божественная искра — дух, образ Божий. И она умереть не может! Она причастная вечности, ибо Бог — бессмертен и вечен!

Говоря о человеке, нужно добавить, что человек, несмотря на его внешнюю грубость, — очень нежное существо. У каждого человека — нежная душа и обращаться с ней следует очень осторожно. Беречь ее и не обижать. Мы, как слоны, ходим по душам и чувствам друг друга! Нужно проявлять осторожность, человечность, оказывать внимание, любовь и ласку. Это и будет выражение подлинной любви к ближнему.

Но нельзя отмахнуться еще от одного важного вопроса: откуда зверь в человеке? Откуда столько зла и жестокости? Почему идет разбой, грабеж, воровство? Ни одно животное не проявляет столько жестокости к себе подобному!

Одно объяснение: грехопадение, которого не знает животный мир. Отказ от Бога и обращение в другую сторону: к дьяволу. Отпадение от Бога — и служение Нечистому. Порабощение, добровольное порабощение Дьяволу! Вот в чем ужас! Ведь иначе, как дьявольщиной эту изощренную жестокость не назовешь! Иначе как цепкими лапами Лукавого не объяснишь! Об этом виде зла надо будет поговорить в другой раз.

Вспомним, что человек — образ Божий! Так где же он? Куда же он девался? Он потускнел, потемнел, стерся, заглох. Сошел до минимума. У некоторых почти исчез. Вопрос-загадка: как и до какого предела может человек в себе “успешно” подавлять образ Божий?!

Во всяком случае, наша главная задача: восстановить образ Божий в человеке. Прежде всего в нас самих. А потом и в других. Надо его оттирать, отчищать и шлифовать, как потускневшую мон