Человек который занимался изготовлением сосудов орудий труда

История, 5 класс
Урок 4. Первобытные земледельцы и скотоводы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Неолитическая революция.
- Появление ремесла.
- Переход человечества от первобытности к цивилизации.
Тезаурус
Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Присваивающее хозяйство – это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.
Производящее хозяйство – это хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.
Ремесленник – это человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Цивилизация – это ступень развития общества, следующая после первобытного общества, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
- Эйтман Натан. Ищу предка. – М.: Молодая гвардия, 1970.
- Нил Моррис. Начало истории: от зарождения жизни до изобретения письменности. – Спб: Амфора, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
После отступления ледника человеку вновь пришлось приспосабливаться к изменившейся окружающей среде. На мелких животных уже нельзя было охотиться прежними методами (загонной охотой) и прежними орудиями труда (копьём в зайца не попадёшь). Около 14–12 тыс. лет назад был изобретён лук и стрелы, а вместе с ними и прообраз струнных музыкальных инструментов. Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети.
Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зёрен. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зёрна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами. Первыми сельскохозяйственными культурами были ячмень и пшеница.
Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте – вести оседлый образ жизни.
Детёныши диких зверей, которых иногда приносили охотники, привыкали жить рядом с людьми и даже не пытались убежать в лес. Считается, что первым домашним животным стала собака. А кошка была приручена около 3 тысяч лет назад.
Появление в 3 тысячелетии до нашей эры одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию.
С развитием скотоводства надобность в постоянной охоте отпала.
Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Так произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, который историки называют его «неолитической революцией»: неолитической, поскольку произошло оно в период нового каменного века (неолита), а революцией, поскольку оно кардинально изменило историю человечества.
Происходили важные изменения в отношениях людей. На место родовой общины пришла соседская. Она состояла из отдельных семей (домохозяйств), каждая из которых вела своё собственное хозяйство и имела отдельную собственность – свой участок земли, свой дом и очаг. Полученный продукт теперь не складывался в общий «котёл», а оставался в семьях – им распоряжался глава семьи. Взаимопомощь и совместное проведение свободного времени сохранялись, но теперь общинники относились друг к другу не как к родичам, а как к соседям (т. е. они уже не ощущали кровные связи между собой).
В период неолита появились новые изобретения, происходило усовершенствование производственной деятельности людей. Они стали делать прочную посуду из глины. В 4 тысячелетии до н. э. появился гончарный круг. Был изобретен простейший ткацкий станок. Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.
Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Сплавы различных металлов появились позднее. Более 3 тысяч лет до н.э. большое распространение получил сплав меди и олова, известный под названием «бронза». По сравнению с медью бронза была намного твёрже. Кроме того, она была красива. Поэтому из этого сплава люди начали изготавливать не только орудия труда, оружие, но и украшения. Время активного использования бронзы известно в истории под названием «бронзовый век».
Разделение труда между ремесленниками и земледельцами привело к возникновению обмена, в процессе которого одни предметы или продукты менялись на другие.
Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек начал активно преобразовывать природу. Он стал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Выделились люди, управлявшие другими людьми – знать. Они пользовались особым почетом. Старейшины, вожди, жрецы по праву своего положения имели больше изделий, продуктов. Знатность передавалась по наследству от родителей к детям.
Примерно в середине 4-го тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.
Каковы признаки неолитической революции?
Варианты ответов:
Возделывание злаков
Появление частной собственности
Преимущественно кочевой образ жизни
Существование родовой общины
Преобладание собирательства
Выращивание животных
Ответ:
Возделывание злаков
Появление частной собственности
Выращивание животных
Пояснение: Необходимо обратиться к тексту урока и вспомнить, что неолитическая революция — это переход человеческих общин от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. И тогда легко можно выбрать правильный ответ. Кочевой образ жизни, родовая община и собирательство существовали до неолитической революции. Значит эти варианты ответов убираем, а оставшиеся варианты являются правильным ответом.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.
Около _____ тысяч лет назад в Западной _____ появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно ______________ вытесняла _____________. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись ______ с ними.
Ответ: Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно медь вытесняла камень. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись наравне с ними.
Пояснение: Необходимо поработать с текстом урока и набрать пропущенные слова
Источник
Слайд 1, приложение 1.
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
Задачи урока:
- Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
- Продолжить формирование умений:
- давать полный ответ на вопрос;
- сравнивать, анализировать различные исторические процессы;
- выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.
Учебное оборудование: ИКТ.
Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.
Ход урока
Организационный момент.
I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
1. Беседа по вопросам:
Слайд 2, приложение 1.
- Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины. Управляли родовыми общинами старейшины. Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин.
Слайд 3, приложение 1.
- Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)
- Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство. Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).
- Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)
Слайд 4, приложение 1.
2. Вставьте пропущенные слова:
Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).
II. Переход к изучению новой темы.
Слайд 5, приложение 1.
Решение творческой задачи.
Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.
В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.
В другом захоронении обнаружили только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)
У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)
У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.
Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?
Слайд 6, приложение 1.
- Что такое неравенство?
- Как и почему оно появилось?
- Что произошло в обществе в результате появления неравенства?
У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Слайд 7, приложение 1.
Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.
Появление неравенства и знати.
III. Изучение новой темы.
Слайд 8, приложение 1.
План.
- Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
- Появление неравенства и знати.
- Переход от родовой общины к соседской.
1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.
Работа с иллюстрациями учебника (с.24)
- Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)
- Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)
- Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)
Слайд 9, приложение 1.
- Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)
- Как называют такое занятие человека? (Ремесло.)
Запись в тетрадь.
Ремесленник– человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.
Слайд 10 (1-й клик мышки), приложение 1.
Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.
Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)
- Как происходила отливка медного топора?
- Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю.)
Работа с текстом учебника. § 5 п.2
Задача: выяснить, как появился плуг.
- Как появился плуг?
- Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом.)
Слайд 10 (2-й клик мышки), приложение 1.
У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.
Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.
У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)
Вывод: в обществе появляется неравенство.
Слайд 11, приложение 1.
2. Появление неравенства и знати.
Запись в тетрадь.
Неравенство – деление в обществе на богатых и бедных.
Позже эти группы людей стали называть классами.
Слайд 12, приложение 1.
Классы– большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, чтоони имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.
3. Переход от родовой общины к соседской.
Рассказ учителя.
Слайд 13, приложение 1.
От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.
Запись в тетрадь.
Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.
Слайд 14, приложение 1.
Запись в тетрадь.
Знать – богатые и влиятельные люди государства.
У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.
IV. Закрепление изученного материала
Слайд 15, приложение 1.
Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».
Схема фиксируется в тетради.
Объяснение к схеме.
Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.
Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1.
Решение кроссворда.
По горизонтали:
- Первый металл, освоенный человеком. (Медь).
- Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).
- Род занятия человека. (Ремесло).
- Богатые, влиятельные люди. (Знать).
- Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).
Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).
Домашнее задание
- Прочитать §5, выучить термины.
- Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.
- Повторить §2 и §3.
Источник
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ Подготовил учитель истории:
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ
Подготовил учитель истории: Хамов Михаил Борисович
Повторение пройденного О каких занятиях древнейших людей даёт представление этот рисунок?
Повторение пройденного
О каких занятиях древнейших людей даёт представление этот рисунок?
Основные занятия первобытных людей: собирательство и охота земледелие и скотоводство
Основные занятия первобытных людей:
собирательство и охота
земледелие и скотоводство
Совместим – повторим 1. Чем первые земледельцы вспахивали землю?
Совместим – повторим
1. Чем первые земледельцы вспахивали землю? | А. Серп |
2. Чем срезали колосья первые земледельцы? | Б. Западная Азия |
3. На чем земледельцы растирали зерно? | В. Посуда |
4. Где зародилось земледелие и скотоводство? | Г. Мотыга |
5. Какую утварь делали из глины древние люди? | Д. Зернотёрка |
6. Кто управлял родовой общиной? | Е. Племя |
7. Как называется объединение нескольких родов? | Ж. Старейшины |
1-Г, 2-А, 3-Д, 4-Б, 5-В, 6-Ж, 7-Е
Обработка металлов. 2. Изобретение плуга
1. Обработка металлов.
2. Изобретение плуга.
3. Распад родовых общин.
4. Появление неравенства и знати.
План урока.
Развитие ремёсел. Люди заметили, что попавшие в очаг самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе
Развитие ремёсел.
Люди заметили, что попавшие в очаг самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди разные предметы. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: как происходила отливка топора (с. 26)
Какое значение имело для человека освоение меди?
Около 9 тыс. лет назад в Западной
Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии появилось новое занятие – обработка металлов. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была МЕДЬ.
Мастера научились работать
и с драгоценными металлами –
ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРОМ. Из них
изготавливали украшения.
Изобретение плуга Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию
Изобретение плуга
Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость о совместном труде всей общины на полях.
Ремесленник – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ
Ремесленник –
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЕТСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕМ СОСУДОВ, ОРУДИЙ ТРУДА, ТКАНЕЙ ИЛИ ДРУГИХ ИЗДЕЛИЙ
Ремесленник –
Ремесло –
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
У каждой семьи своё хозяйство Пахота на полях
У каждой семьи своё хозяйство
Пахота на полях
Применение медных орудий труда
Появление большего количества продуктов
На смену родовой общине пришла соседская
НЕРАВЕНСТВО – деление общества на богатых и бедных
НЕРАВЕНСТВО –
деление общества
на
богатых и бедных
ЗНАТЬ — БОГАТЫЕ И ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ
ЗНАТЬ —
БОГАТЫЕ И ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ ГОСУДАРСТВА
СХЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
СХЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
ПОЯВЛЕНИЕ РЕМЕСЛА
ПОЯВЛЕНИЕ Г О С У Д А Р С Т В А
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА
НОВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА
ПЕРЕХОД ОТ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ К СОСЕДСКОЙ
ГОСУДАРСТВО – это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов
ГОСУДАРСТВО –
это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание Прочитать параграф 5, знать основные понятия темы,
Домашнее задание
Прочитать параграф 5, знать основные понятия темы, Ответить на вопросы – «Проверь себя» под номером: 1, 2, 5. Ответить ПИСЬМЕННО!!
Источник