Чогьял намкай норбу драгоценный сосуд

Намхай Норбу Ринпоче
ДЗОГЧЕН ? САМОСОВЕРШЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Блaгoдapим всех ваджрных братьев и сестер,
принимавших участие в издании этой книги.
Да послужит эта книга на благо всех живых существ!
Предисловие переводчика
Я начал перевод этой книги весной 1987 года в Италии и продолжал эту работу, сопровождая Намхай Норбу Ринпоче в его летней запланированной поездке по Соединенным Штатам, а также на Гавайские острова и в Японию с целью передачи Учения. Закончил же я эту работу в октябре того же года в Тибете, в Лхасе, куда мне посчастливилось попасть, сопровождая Ринпоче в поездке на его родину, культурой которой я так давно интересовался. Как только я закончил этот перевод, политическая ситуация в Лхасе выплеснулась на телевизионные экраны и первые страницы газет всего мира, возбудив интерес общественности к недавней истории Тибета, что способствовало повышению уровня ее понимания и осознаванию значения тибетской культуры и ее нынешнего плачевного положения.
Прежде чем говорить о связи учений Дзогчен и Дзэн (кит. Чань), я расскажу немного о происхождении и истории Дзогчена. Для понимания жизни любой страны важно знать ее исторические корни. В данном случае, когда мы говорим о Тибете, то истоки его культуры гораздо более тесно связаны с древней религией Бон, чем с буддизмом. Специалисты по истории Тибета, особенно принадлежащие к буддийской традиции, предпочитают не замечать целый пласт исторических фактов и всеми средствами пытаются исключить из истории Тибета все бонские корни. К чему же может привести подобное отношение, особенно в наши дни, когда Тибет находится под властью Китая?
В этой книге Чогьял Намкай Норбу, выдающийся современный наставник тибетского буддизма, дает советы по развитию ясности в состояниях сна и сновидений, знакомит с методами, которые позволяют осознавать собственные сны и управлять ими. В тибетском традиции Дзогчен умение работать со сновидениями – это результат зарождения глубокой осознанности, направленной на достижение конечной цели духовной практики – полного освобождения, и в атом аспекте йога сна и сновидений превосходит практики осознанного сновидения, получившие известность на Западе.
Это издание предназначено для тех, кто уже получил от Учителя передачу практик, которые в нем содержатся.
Настоятельно просим не распространять его за пределами этой группы людей и обращаться с ним с величайшим уважением.
Из устных наставлений, данных в Монте Фаито, 1980 год. Составитель Костантино Альбини.
Данное издание предназначено для тех, кто получил от учителя передачу содержащейся в нем практики. Просим не распространять данную книгу за пределами такого круга людей и бережно с ней обращаться.
Из беседы Намкая Норбу 8 и 9 ноября 1984 года.
Теперь я кое-что повторю из того, что объяснял вчера. Я повторяю всякий раз, потому что то, чему учу, должно быть понято и известно. То, чему я учу, то, что следует делать, достаточно знакомо вам. Нет необходимости собирать множество различных учений, поскольку обычно мы привыкли это делать.
К примеру, отправляясь к разным учителям и пожиная учения от них, у нас всегда возникает такое отношение, что то, чего мы ищем – нечто таинственное. И точно также, тем же способом, мы собираем коллекцию или пожинаем урожай книг, которые были написаны, но не одна из них не становится нам знакома или близка. А прежде всего, они не становятся путем, чтобы входить в практику, и это на самом деле очень плохо. Поиск такого рода вовсе меня не радует. И даже когда человек понимает, что делает именно это, это меня также не радует, потому что то, что я делаю от всей души, от всего сердца, я стараюсь чтобы вы меня поняли.
Что такое Дзогчен? Какое значение он имеет в жизни человека? Как можно его практиковать, не становясь последователем религиозной традиции, столь далекой от западной культуры?
На эти и другие вопросы Намхай Норбу, носитель подлинного знания Дзогчена, отвечает в трех письмах, содержащихся в этой книге, основанной на ответах, данных спонтанно различным людям в течение 1975-76 гг.
Устный комментарий к тексту “Драгоценный светоч: краткое объяснение трёх путей освобождения”.
Я хочу поприветствовать всех прибывших на этот ретрит. У нас есть это очень удобное место для проведения ретритов.
Вообще, по моему опыту, когда мы следуем учениям, нам не всегда так комфортно. Нам комфортно, когда мы отправляемся на каникулы, не на учения. Это своего рода традиция. Кроме того, для этого существует особая причина и эта причина в том, что люди, заинтересованные в учениях, должны понимать, что учения – это что-то драгоценное, и из-за их особой ценности мы должны чем-то жертвовать.
Это издание предназначено для тех, кто получил от учетеля передачу содержащихся в нем практик. Просим не распространять его вне этой группы людей и обращаться с ним с высочайшим уважением.
Сельмой лочжонг: переживание блаженства, ясности и пустоты
Работа с переживаниями (московский ретрит 1994 г.)
Пасхпльный ретрит в Меригаре: туммо, сэлтонг, кумбхака
Далай-лама 14: “Мир тибетского буддизма” комм. на дэтонг
Это издание предназначено для тех, кто получил от учетеля передачу содержащихся в нем практик. Просим не распространять его вне этой группы людей и обращаться с ним с высочайшим уважением.
Несколько слов о том, как смешивают буддизм с психологией, и еще о психологии практикующих в нашей Общине
из книги “Янтра-йога, тибетская йога движения”
разбирается вопрос кто это такие и что с ними делать
Высочайшая тантра дзогчена “Сандже Се Че”, являющаяся символом Речи учений Дзогпа Ченпо.
В тексте приведён русский перевод с транслитерацией и комментарии Чогьяла Намкая Норбу (https://lib.rus.ec/a/24743), Тулку Ургьена (https://lib.rus.ec/a/32284), Палдена Шераба (https://lib.rus.ec/a/197506) и Цеваннга Донгьяла.
Источник
На этой ступени продвижения в медитации практик должен стараться пребывать в самом прыжке, в движении.
Это означает, что теперь вы более не нуждаетесь в том, чтобы сосредоточивать своё внимание настолько сильно, насколько возможно (как это делается вначале с буквой А). Вместо этого, напротив, всё более и более расслабляясь, вы обнаруживаете, что состояние «прыжка рыбы» и состояние покоя присутствуют в одно и то же время.
Тогда кажется, что существует два состояния.
1. Некое состояние, где всё ещё присутствует незначительная доля намерения. Оно является состоянием, где мысли, хотя и возникают, всегда присутствует осознавание (дрэнгие) 13. Последнее является не мыслью, но просто присутствием ума. (Иногда можно спутать присутствие ума и мысли: осознавание может показаться нам мыслью, а иногда, наоборот, можно ошибочно принять возникшую мысль за осознавание.) В этом случае единственный важный момент заключается в том, чтобы видеть, присутствуют ли здесь суждения, следуем мы за мыслями или нет. Если мы следуем за мыслями и создаём их, пусть даже лишь в незначительной степени, это означает, что присутствуют суждения.
Если же, наблюдая своё состояние, я замечаю мысли, такие как: «Вот теперь я в состоянии покоя» или «Вот теперь возникают мысли», то существует способу посредством которого я могу присутствовать в самой мысли, не вовлекаясь в механизмы суждения. Если бы я должен был рассказать или объяснить, что происходит в этот момент, то мне было бы совершенно невозможно найти для этого слова, хотя я всё ясно помню. Это присутствие осознавания чрезвычайно важно, оно должно быть, иначе практика шинэ завершится скатыванием в сонливое состояние.
2. Естественное состояние полной самопроизвольности.
Это то, что называется ригпа, распознавание чистого присутствия. Присутствие можно распознать главным образом в состоянии, в котором есть мысли, то есть в состоянии движения.
Когда во время практики появляется больше мыслей (то есть «прыгает больше рыбы»), также существует благоприятная возможность распознать присутствие как проявление мудрости, и в то же самое время вместе с движением мыслей мы можем распознать и присутствие состояния покоя, нэпа.
Вы должны понимать, что в сущности все три состояния находятся на одном и том же уровне: состояние покоя, нэпа – это движение; состояние самого движения, гьюва – это покой, а ригпа является чистым распознаванием своего собственного состояния, которое присутствует в обоих.
Переживания
Практика шинэ вызывает некоторые особые переживания, именуемые ньямами 14; посредством ньямов мы можем узнать, как продвигается наша практика.
Первый ньям – ньям движения. Он появляется, когда вы занимаетесь фиксацией с объектом, затем продолжаете без объекта и начинаете расслабляться, то есть когда возникают все мысли.
Этот ньям сравнивается с бурно несущимся потоком: его течение непрерывно, быстро, неостановимо; таким же образом множество мыслей возникает в уме практика и очень трудно найти состояние нэпа.
Преодолев состояние, в котором, как только мы расслабляемся, возникают мысли, вы можете пережить ньям достижения, когда состояние ума проявляется подобно реке, спокойной и величавой, плавно текущей в море. Текущая река может отдыхать в какой-то спокойной излучине, поскольку река не похожа на [бурный] поток. В чём причина этого различия? Она состоит в том, что практикующий научился лучше контролировать мысли, то есть способен присутствовать в мыслях в то самое мгновение, когда они возникают.
Затем следует другое переживание, которое называется ньям устойчивости: ум обнаруживает себя в спокойном состоянии, умиротворённом и глубоком, как море. Это не означает, что мысли исчезли – в море могут быть волны или прыгающая рыба, могут происходить всевозможные движения, но его состояние глубокого покоя не может быть нарушено.
Таково достижение, которое называется устойчивое шинэ. Очень важно обрести это состояние устойчивого шинэ, и вы должны упражняться, чтобы достичь его.
Нет необходимости буквально следовать строгой программе или жёстким правилам, но очень важно уметь соизмеряться с собой, поправляя себя в соответствии с собственными нуждами.
Например, если практик замечает, что очень возбуждён, он не должен заниматься только шинэ, ему следует делать также что-то ещё, чтобы помочь себе успокоиться, Например, позу Ваджры 15, или дыхательные упражнения 16, или использовать какие-то методы расслабления. Подобным же образом, если чувствуете себя вялыми, необходимо исправить это, выполняя какие-то пробуждающие практики, например особые методы дыхания, или же перевести свой взгляд повыше, либо пойти заниматься в более открытое место. Если вы столкнётесь с препятствием омрачения (мугпа), то должны упражняться в визуализации, применяя методы, относящиеся к пути преображения, или очищение шести лок 17.
вернуться
13
Дрэнгие, слово, составленное из дрэнпа (dran ра> санскр. smriti), которое означает вспоминать, держать в уме, помнить; и гиежин (shes bzhin, санскр. jnyata), означающего осознавать, понимать, знать. Относительно осознавания в учении см. Чогьял Намкай Норбу, «Зеркало», Шанг-Шунг, М., 1999. – Прим. ред.
вернуться
15
Относительно позы Ваджра см. Чогьял Намкай Норбу, «Драгоценный сосуд», часть 2, глава б, 6.1.3.1. – Прим. ред.
вернуться
17
Об очищении шести лок см. Чогьял Намкай Норбу, «Драгоценный сосуд», часть 2, глава б, 6.1.2. – Прим. ред.
Источник
Это предварительное очищающее упражнение всегда выполняется в начале любого занятия во всех разновидностях практик. Оно чрезвычайно полезно. Перед занятием шинэ4 помимо других целей оно служит тому, чтобы сделать поток мыслей более упорядоченным, привести ум в более уравновешенное состояние и достичь большего контроля над собой.
Впоследствии, практически занимаясь медитацией, дыхание следует оставить в его обычном естественном ритме, если возможно у глубоким, но расслабленным и не управляемым волей.
Третьим аспектом, следующим за аспектами позы и дыхания, является взгляд.
Когда занимаются шинэ в Дзогчен, глаза не закрывают. Обычно в других практиках медитации, таких как внутренние тантры, божество или мандалу визуализируют с закрытыми глазами для того, чтобы «преобразить» нечистое вйдение в чистое5. Когда глаза открыты, осуществить это гораздо труднее. Почему? Потому что вы всё ещё повсюду воспринимаете нечистое вйдение. Когда необходимо работать со своим воображением, при закрытых глазах это легче удаётся и происходит более самопроизвольно.
Однако в нашем случае, для того чтобы заниматься созерцанием, нет нужды упражняться в преображении нашего вйдения посредством воображения или же «думать» о чём-либо – вы занимаетесь практикой, присутствуя в своём восприятии всего, что предстаёт перед вашими шестью чувствами 6 в данный момент.
Таким образом, в Семде Дзогчена, кроме как на начальных стадиях, шинэ не является упражнением в медитации (в смысле существования чего-то, на чём необходимо медитировать, используя понятия), напротив, это практика, которая с самого начала направлена к состоянию чистого созерцания. (Тем не менее шинэ является только подготовкой к подлинному созерцанию, которую в конце концов необходимо превзойти.)
В учении Дзогчен говорится, что глаза – это врата мудрости и что мудрость возникает посредством вйдения, через глаза; вот почему глаза не закрывают.
Глаза должны оставаться открытыми, а взгляд должен быть зафиксирован.
Теперь должно быть ясно, что поскольку вы не закрываете глаза, то для того, чтобы приступить к практике фиксации, вам необходим объект, на котором вы должны фиксировать взгляд. Этот объект может быть тибетской буквой А, как она изображена на вкладке; в любом случае не столь важно, будет ли это буквой А из тибетского алфавита, она может быть также западной А или любой А. Фиксируйте свой взгляд на А.
Четвёртым аспектом является ум и способы управления им. Существует два способа для упражнения в фиксации: с объектом и без объекта (или понятийный и беспонятийный).
Вы можете говорить «с объектом» или «понятийный» на выбор, поскольку, когда практик смотрит на букву А или любой другой объект, его намерение состоит в том, чтобы сосредоточиваться на объекте, а это связано с понятием, что следует «что-то делать».
Что касается второго способа фиксации, без объекта, или беспонятийного, существует две разновидности, которые будут описаны ниже.
Прежде всего вы начинаете с фиксации на объекте.
Фиксация с объектом
Нэпа. Состояние покоя
Цель фиксации с объектом состоит в том, чтобы обнаружить состояние покоя ума {нэпа)7 и привыкнуть к нему.
Лучшим способом является упражнение в фиксации с буквой А.
В различных созерцательных традициях в этой практике для фиксации взгляда используются различные объекты, такие как пламя свечи, священный образ или синий цветок.
В особом способе практики шинэ в соответствии с учением Дзогчен чаще всего используют букву А. Для этого существует много причин. Буква А также используется в ночной практике, она используется при засыпании и пробуждении, а также в пхове и во многих других практиках как основной символ изначального состояния сознания.
вернуться
4
О шинэ и лхаггонг см. Чогьял Намкай Норбу, «Драгоценный сосуд», Шанг-Шунг, М., 2003, прим. 98; Чогьял Намкай Норбу, «Кристалл и путь света», Сангелинг, СПб., 1998, с. 107. – Прим. ред.
вернуться
5
Путь преображения включает все системы внешних и внутренних тантр, за исключением Ати-йоги. См. Чогьял Намкай Норбу, «Драгоценный сосуд», часть 2, глава 5, 2.8.7. – Прим. ред.
вернуться
6
Шесть чувств – это пять физических чувств и ум. О шести связанных с ними разновидностях сознания см. Чогьял Намкай Норбу, «Драгоценный сосуд», прим. 105. – Прим. ред.
Источник
Чогьял Намкай Норбу – автор 18 книг. Из известных произведений можно выделить: Йога сновидений и практика естественного света, Кристалл и путь света. Сутра, Тантра и Дзогчен, Учение Шитро и Янгти. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.
Йога сновидений и практика естественного света
В тибетской традиции Дзогчен умение работать со сновидениями – результат зарождения глубокой осознанности, направленной на достижение полного Освобождения – конечной цели духовной практики. Чогьял Намкай Норбу, выдающийся буддийский мастер, дает советы по развитию ясности в состояниях сна и сновидений, а также знакомит с методами, которые позволяют осознавать собственные сны и управлять ими.
Кристалл и путь света. Сутра, Тантра и Дзогчен
Эта книга – первое вышедшее на Западе полное изложение основ учения, называемого по-тибетски Дзогчен, или “Великое Совершенство”, сердца всех духовных традиций Тибета, которое доныне хранилось в строгой тайне.Ее автор – наш современник – Намкай Норбу тибетский Учитель, ныне живущий на Западе, доступным языком раскрывает глубокое учение об истинной природе каждого человека.
Учение Шитро и Янгти
запись устных учений, передававшихся в Меригаре в 1985, 1986, 9191, 1992, 1998 годах.
Золотые письмена
В книге представлен перевод основополагающего литературного памятника учения Дзогчен – текста “Золотые письмена”, содержащего Три завета Гараба Дорже, а также двух комментариев на него, сделанных выдающимися учителями школы Ньингма тибетского
Дзогчен – состояние самосовершенства. Кукушка – состояние присутствия
Издание 1989 года. Сохранность удовлетворительная. Учение Дзогчен не следует рассматривать как религиозную или философскую традицию. Его надо понимать как полноту знания о состоянии личности, и это знание не вмещается ни в какие рамки религиозной веры или культуры. Содержит иллюстрации.
Драгоценное зеркало древней истории Шанг-Шунга и Тибета
В книге известного учёного, исследователя, профессора и знаменитого учителя Дзогчена раскрывается одна из самых загадочных страниц истории человечества. Речь идёт об истории древнего государства Шанг-Шунг, находившегося в районе священной горы Кайлаш, чья культура и цивилизация во многом повлияли на культуру и систему ценностей народов как самого Тибета, так и сопредельных с ним стран. Автор, опир…
Зеркало. Совет о присутствии и осознанности
В этом кратком тексте изложены три фундаментальных аспекта пути Дзогчена, высшей йоги тибетского буддизма: воззрение, или интуитивное понимание собственного изначального состояния; медитация, или применение этого знания; и поведение, или объединение медитации с повседневными действиями.Этот файл дополнен комментариями Намкая Норбу, данными устно при знакомстве учеников с первым изданием книги.Файл…
Янтра-йога. Тибетская йога движения
Янтра-йога – это древняя система тибетской йоги, включающая в себя движения тела, дыхательные упражнения и визуализации. Янтру «Единство солнца и луны» в VIII веке великий учитель Падмасамбхава устно передал Вайрочане, тибетскому переводчику и учителю Дзогчена. Чогьял Намкай Норбу начал передавать эту глубокую йогу в 70-х годах прошлого века. Исключительные наставления, содержащиеся в этой книге, …
Введение в практику созерцания
Из устных наставлений, данных в Монте Фаито, 1980 год. Составитель Костантино Альбини. Данное издание предназначено для тех, кто получил от учителя передачу содержащейся в нем практики. Просим не распространять данную книгу за пределами такого круга людей и бережно с ней обращаться.
Радужное тело. Жизнь и духовный подвиг Тогдена Ургьен Тендзина
В биографии великого тибетского йогина Тогдена Ургьен Тендзина, достигшего высочайшего уровня духовной реализации – так называемого радужного тела, подразумевающего полное преображение материальных элементов в момент смерти, – описаны реальные событиях, имевшие место в Тибете в начале и середине прошлого столетия.
Песня Ваджры
Принцип Песни Ваджры объясняется в тантре Упадеши Ньида Качжор «Союз солнца и луны».Песня Ваджры занимает очень важное место в учении Дзогчен, ведь она подобна ключу ко всем методам, которые мы можем освоить. Все важные методы Дзогчена Семде, Лонгде и Упадеши связаны с Песней Ваджры.Песню Ваджры можно изучать тремя разными способами. Первый путь – через звук. Звук соответствует различным функциям …
Свет Кайлаша. История Шанг-Шунга и Тибета. Том 1. Ранний период
Исследование древней истории Тибета и царства Шанг-Шунг, основанное на анализе как общедоступных, так и в большой степени прежде неизвестных источников, позволяет по-новому взглянуть на истоки уникальной тибетской цивилизации, а также культурного наследия гималайского региона в целом. Первый том монографии посвящен преимущественно периоду до возникновения тибетской государственности.
Обратная связь
Если у Вас возникли вопросы по работе сайта – напишите нам!
Ваше имя
Контакты
Введите контактные данные
Причина обращения
Жалоба/ просьба
Заполните поле
Сообщите, если Вы
нашли ошибку на странице!
Оставляйте больше оценок
Нейросеть ориентируется на оценки прочитанных вами книг
Используйте
поиск
Найдите книгу, автора, подборку, издательство, жанр, настроение или друга на Книгогид
Создавайте
подборки
Создавайте подборки с книгами, которые вы прочитали, подписывайтесь на подборки интересных пользователей.
Для восстановления доступа к личному кабинету введите адрес почты, к которому привязан ваш аккаунт
Книгогид использует cookie-файлы для того, чтобы сделать вашу работу с сайтом ещё более комфортной. Если Вы продолжаете пользоваться нашим сайтом, вы соглашаетесь на применение файлов cookie.
Источник