Что осталось в сосуде который открыла пандора

Фразу «ящик Пандоры» мы слышим довольно часто, однако многие из нас не осведомлены о том, кем была Пандора (в древнегреческом языке эта фраза означала «всем одаренная») и какие выводы из легенды были сделаны.

Легенда гласит, что создали эту женщину боги

Помните легенду Прометея, который украл пламя у богов с горы Олимп и передал его человечеству?

Бессмертные были крайне недовольны. Они полагали, что люди накормлены, невредимы и довольны благодаря полученному ими пламени. Зевс велел Гефесту, своему сыну, изготовить женщину. В своей мастерской на Олимпе Гефест изваял Пандору из воды и земли и дал ей дар слова.

Дары богов

Каждый из богов поспособствовал созданию облика и нрава Пандоры. Афродита, богиня красоты и любви, дала ей прекрасную внешность. Гермес, в ведении которого находились силы стихии, подарил Пандоре изворотливость, коварство и косноязычие. Афина, покровительница мудрости и справедливости, подарила девушке прекрасные одеяния.

Подарок и женитьба

Боги подарили это создание Прометею, но тот никаких благоприятных новостей от них не ожидал и потому не согласился принять «подарок». Разумеется, Прометей предупредил и Эпиметея, своего младшего брата, чтобы он был начеку.

Однако Эпиметей поддался чарам Пандоры и вступил с нею в брак. Он верил, что такая прекрасная девушка никому не сможет навредить. Первое время дела шли замечательно и влюбленные радовались жизни.

Ящик от Зевса

Однако коварный Зевс послал Эпиметею ящик, который был крепко-накрепко закрыт. В нем хранились все недуги, преступления и недостатки, которые только существовали на Земле. Зевс приказал Меркурию, богу торговли, привезти этот ящик новобрачным. Тот повиновался и доставил ящик Эпиметею, но до того как уйти он приказал молодоженам оставить сосуд нетронутым.

Любознательность Пандоры

Любопытство Пандоры не давало ей покоя в том, что же сокрыто в ящике. Стащив загадочный предмет у супруга, стала его открывать.

Ящик не поддавался. Вдруг изнутри начали раздаваться негромкие мольбы о спасении. Пандора оказалась в нерешительности, а голоса продолжали упрашивать их освободить. Наконец, она открыла крышку ящика и из него тотчас же стали вылетать всевозможные беды и ужасы. Пандора захлопнула крышку, но было поздно – освободившиеся пороки уже принялись за свои коварные дела.

На дне ящика Пандоры

Вокруг распространилась боль и раздражение друг на друга, начались конфликты и неурядицы.

Внезапно из ящика раздался тоненький голосок. Пандора, которая горько сожалела о содеянном, попросила мужа не открывать, но Эпиметей заметил, что слишком много горя уже свалилось на человечество и еще одна беда ничего не изменит. Ящик был вновь открыт и из него выпрыгнула надежда, она коснулась ран – боль и ненастья прекратились. Вслед за этим надежда полетела дальше, чтобы спасать всех, кто пострадал от бед и недугов, по сей день терзающих человечество. Теперь она всегда сопровождает несчастье.

В заключение…

Легенда о ящике Пандоры присутствует в литературных работах многих писателей, включая Софокла, братьев Стругацких и Жвана-Кристофа Байи. Режиссеры также помнят об этой истории, Фильм Аватар разворачивается на планете Пандора. Ящик Пандоры – главный объект, на который ориентирован сюжет таких произведений, как Расхитительница гробниц, Доктор Кто и Зена – королева воинов.

В XVII веке под Пандорами понимали манекены, которые представляли последние достижения моды.

В наши дни Пандора – это спутник Юпитера и новый вирус.

Выводы из легенды делают разные: кто-то заключает, что не стоит совершать безрассудных действий, а кто-то — что женщины легкомысленны и безрассудны. Есть мнение, что необходимо верить в судьбу и везение…

А что думаете вы?

Изображение: infinitymultimediaproductions, LLC

Источник

Ящик Пандоры — артефакт в древнегреческой мифологии, связанный с мифом о Пандоре, увековеченном в поэме «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода[1]. Ёмкость, упомянутая в первоначальной версии мифа, на самом деле была большим сосудом для хранения, но впоследствии она была неправильно переведена как “ящик”.

В современную эпоху он стал играть роль идиомы, означающей «любой источник больших и неожиданных неприятностей»[2], или, как вариант, «подарок, который кажется ценным, но который на самом деле является проклятием»[3]. Более поздние описания роковой ёмкости были разнообразны, в то время как некоторые литературные и художественные переработки мифа фокусировались больше на содержании идиоматического ящика, чем на самой Пандоре.

В мифологии[править | править код]

Согласно Гесиоду, когда Прометей похитил огонь с Олимпа, Зевс, царь богов, отомстил, подарив созданную им Пандору брату Прометея, Эпиметею. Пандора открыла оставленный на его попечение сосуд с болезнями, смертью и многими другими неуказанными напастями, которые в результате этого были выпущены в мир[4]. Хотя она поспешила закрыть сосуд, в нём осталась только одна сущность, обычно переводимая как «надежда», хотя она также могла иметь негативное значение как «обманчивое ожидание»[5].

Этот миф породил идиому «открыть ящик Пандоры», означающую сделать или начать что-то, что вызовет множество непредвиденных проблем[6].

Аттическая пиксида, 440—430 до н. э., Британский музей

Этимология «ящика»[править | править код]

«Ящик» первоначально в самом мифе представлял собой большой древнегреческий кувшин (пифос, πίθος)[7][8]. Он использовался для хранения вина, масла, зерна или другой провизии, или в ритуальных целях как сосуд для погребения человеческого праха, из которого, как считалось, души вырывались и обязательно возвращались[9]. Многие исследователи видят близкую аналогию между самой Пандорой, которая была создана из глины, и глиняным сосудом, который включал в себя пороки[10].

Неправильный перевод слова пифос обычно приписывают гуманисту XVI века Эразму Роттердамскому, который в своем латинском изложении истории Пандоры изменил греческое пифос на пиксис, обозначающий «ящик»[11]. Эта история появилась в его сборнике «Пословицы» (1508), иллюстрирующая латинское изречение «Malo accepto stultus sapit» (Глупый становится умнее после ущерба). В его версии ящик открыл Эпиметей, чьё имя переводится как «запоздалая мысль» — или, по Гесиоду, «тот, кого его ошибки сделали мудрым»[12].

Различные версии «ящика»[править | править код]

  • Статуя Пандоры в Петергофе, 1801

  • Статуя Джона Гибсона, 1899

Содержимое «ящика»[править | править код]

В греческой мифологии существовали альтернативные описания ёмкостей, содержавших блага и несчастья, дарованные человечеству, самое раннее из которых имеется в «Илиаде» Гомера:

Две глубокие урны лежат перед прагом Зевеса,
Полны даров: счастливых одна и несчастных другая.
Смертный, которому их посылает, смесивши, Кронион,
В жизни своей переменно и горесть находит и радость;
Тот же, кому он несчастных пошлёт,- поношению предан;
Нужда, грызущая сердце, везде пег земле его гонит;
Бродит несчастный, отринут бессмертными, смертными презрен[13]

Гравюра Джулио Бонасоне XVI века с изображением Эпиметея, открывающего роковой сосуд

Древнегреческий поэт Феогнид в своей элегии предлагает противоположную версию истории Гесиода, в которой сосуд наполнен не пороками, а благами[14]. Эта версия подтверждается в современную эпоху басней Эзопа, записанной Бабрием, в которой боги посылают людям сосуд с благами. Вместо конкретной женщины в ней «глупый человек» (κκρατννρρωπος) открывает ёмкость из любопытства и позволяет им убежать. После того, как крышка была закрыта, осталась только надежда, «обещая, что она одарит каждого из нас хорошими сущностями, которые ускользнули». Эта басня имеет номер 312 в индексе Перри[15].

В эпоху Возрождения история сосуда Пандоры была вновь интерпретирована двумя известными писателями: Андреа Альсиато в его «Книге эмблем» (1534) и неолатинским поэтом Габриэле Фаэрно в его сборнике «Сто басен» (Fabulum Centum, 1563). Альциато лишь намекнул на эту историю, изобразив богиню надежды, сидящую на кувшине, в котором, как она заявляет, «Я одна осталась дома, когда зло витало вокруг, как рассказала вам почтенная муза старого поэта [Гесиода]»[16]. В короткой поэме Фаэрно также говорится о происхождении надежды, но в данном случае речь идёт об уцелевших «Вселенских благах» (bona universa): «из всех благ, которых недостаёт смертным, одна надежда в душе осталась»[17].

Идея о заключённых в сосуд благах отображена и в ренессансной гравюре Джулио Бонасоне, где виновником произошедшего является супруг Пандоры Эпиметей. Он держится за крышку большого сосуда, из которого в воздух взлетают женские изображения римских добродетелей. Они идентифицируются их названиями на латыни: безопасность (salus), согласие (concordia), справедливость (aequitas), милосердие (clementia), свобода (libertas), счастье (felicitas), мир (pax), стойкость (virtus) и радость (laetitia). Надежда (spes) задерживается на крае сосуда и держит высоко цветок, который служит её атрибутом[18].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Hesiod, Works and Days. 47ff.
  2. Chambers Dictionary, 1998
  3. Brewer’s Concise Dictionary of Phrase and Fable, 1992
  4. ↑ Гесиод, Труды и дни, (90)
  5. Brill’s Companion to Hesiod, Leiden NL 2009, p.77
  6. Longman Dictionary of Contemporary English
  7. ↑ Schlegel and Weinfield, «Introduction to Hesiod» p. 6
  8. ↑ Meagher 1995, p. 148
  9. ↑ Cf. Harrison, Jane Ellen, Prolegomena to the Study of Greek history, Chapter II, «The Pithoigia», pp.42-43
  10. ↑ Cf. Jenifer Neils 2005, p.41
  11. ↑ Meagher 1995, p. 56
  12. ↑ William Watson Baker, The Adages of Erasmus, University of Toronto 2001, 1 i 31, p.32
  13. ↑ Iliad, 24:527ff
  14. ↑ Theognis, 1135ff.
  15. ↑ Aesopica
  16. In simulachrum spei
  17. Fabulum Centum, London 1743, Fable 94, p.216
  18. ↑ Metropolitan Museum

Литература[править | править код]

  • Athanassakis, Apostolos, Hesiod: Theogony, Works and Days and The Shield of Heracles. Translation, introduction and commentary, Johns Hopkins University Press, Baltimore and London, 1983. Cf. P.90
  • Beall, E. «The Contents of Hesiod’s Pandora Jar: Erga 94-98,» Hermes 117 (1989) 227-30.
  • Gantz, Timothy, Early Greek Myth: A Guide to Literary and Artistic Sources, Johns Hopkins University Press, 1996, Two volumes: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Vol. 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Vol. 2).
  • Griffith, Mark. Aeschylus Prometheus Bound Text and Commentary (Cambridge 1983).
  • Гесиод; Труды и дни, in The Homeric Hymns and Homerica with an English Translation by Hugh G. Evelyn-White, Cambridge, MA.,Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. 1914. Online version at the Perseus Digital Library.
  • Lamberton, Robert, Hesiod, New Haven: Yale University Press, 1988. ISBN 0-300-04068-7. Cf. Chapter II, «The Theogony», and Chapter III, «The Works and Days», especially pp. 96-103 for a side-by-side comparison and analysis of the Pandora story.
  • Leinieks, V. «Elpis in Hesiod, Works and Days 96,» Philologus 128 (1984) 1-8.
  • Meagher, Robert E.; The Meaning of Helen: in Search of an Ancient Icon, Bolchazy-Carducci Publishers, 1995. ISBN 978-0-86516-510-6.
  • Neils, Jenifer, «The Girl in the Pithos: Hesiod’s Elpis», in Periklean Athens and its Legacy. Problems and Perspective, eds. J. M. Barringer and J. M. Hurwit (Austin: University of Texas Press), 2005, pp. 37-45.
  • Panofsky, Dora and Erwin. Pandora’s Box. The Changing Aspects of a Mythical Symbol (New York: Pantheon, Bollingen series) 1956.
  • Revard, Stella P., «Milton and Myth» in Reassembling Truth: Twenty-first-century Milton, edited by Charles W. Durham, Kristin A. Pruitt, Susquehanna University Press, 2003. ISBN 9781575910628.
  • Rose, Herbert Jennings, A Handbook of Greek Literature; From Homer to the Age of Lucian, London, Methuen & Co., Ltd., 1934. Cf. especially Chapter III, Hesiod and the Hesiodic Schools, p. 61
  • Schlegel, Catherine and Henry Weinfield, «Introduction to Hesiod» in Hesiod / Theogony and Works and Days, University of Michigan Press, 2006. ISBN 978-0-472-06932-3.
  • Verdenius, Willem Jacob, A Commentary on Hesiod Works and Days vv 1-382 (Leiden: E.J. Brill, 1985). ISBN 90-04-07465-1. This work has a very in-depth discussion and synthesis of the various theories and speculations about the Pandora story and the jar. Cf. p. 62 & 63 and onwards.
  • West, M. L.. Hesiod, Works and Days, ed. with prolegomena and commentary (Oxford 1978)

Источник

Добрый день, дорогие читатели канала МОДА+ИСКУССТВО!

Сегодня поговорим о ящике Пандоры, разберёмся, что в нём хранилось и почему фраза «ящик Пандоры» стала нарицательной, а также проследим связь между древнегреческим мифом и Ветхим Заветом.

Подписывайтесь на канал МОДА+ИСКУССТВО и не открывайте сомнительные ящички!

Согласно легендам, Пандора была первой женщиной, созданной Гефестом по воле громовержца Зевса в наказание людям за то, что Прометей передал им огонь (что за люди были друзьями Прометея и почему среди них не было женщин — вопрос открытый, но придираться не будем. Одна из версий гласит, что до Пандоры все женщины, которых встречали простые, человеческие мужчины, были богинями).

Гефест смешал глину с водой и вместе с другими богами-олимпийцами создал женщину, обладавшую всеми возможными талантами, дарами и способностями (имя Пандора переводится как “всем одарённая” и “всем одаряющая”).

Джон Уильям Уотерхаус «Пандора». 1896 г. С сайта https://gallerix.ru/album/Waterhouse/pic/glrx-2085871449

Джон Уильям Уотерхаус «Пандора». 1896 г. С сайта https://gallerix.ru/album/Waterhouse/pic/glrx-2085871449

Глина + вода = женщина.

Ничего не напоминает?

Напомню:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Бытие: 1:26-27, 2:7)

Кстати, про “мужчину и женщину сотворил их” — это не о Еве, а о другой даме, о которой я уже писала в статье “Была ли Ева у Адама первой”.

Так есть ли что-то общее между древнегреческой Пандорой и древнееврейской Евой? Конечно, есть!

Фактически, Пандора — это и есть Ева, а ящик Пандоры — плод с Древа познания добра и зла, или смертная жизнь.

Кузен Жан Старший «Ева — первая Пандора». 1-я половина XVI века. С сайта https://gallerix.ru/album/Louvre/pic/glrx-500958211

Зевс создаёт первую женщину не богиню, а значит — смертную. Ева тоже становится смертной, вкусив плод с Древа познания добра и зла. Плод этот, кстати, совсем не факт, что был яблоком — эта трактовка появилась гораздо позже первых упоминаний о сотворении мира.

Да и в первой версии мифа о Пандоре сказано о ёмкости для хранения, а не о ящике, и в реальной жизни пред-человечество действительно использовало для хранения не ящики — они появились позднее, а глиняные сосуды.

Рене Магритт “Это не яблоко”. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/656483613/N/1198938550/

Но чем бы ни был «ящик Пандоры», в нём хранились болезни, смерти и прочие напасти, которые согнал туда могучий Зевс, и которые вырвались на свободу, как только Пандора этот сосуд/ящик открыла.

Зачем же Пандора открыла злосчастный ящик (или сосуд)?

Из любопытства, по той же причине, что и Ева, соблазнённая не столько самим запретным плодом, сколько змеем, обещавшим возможность узнать нечто большее, чем было дано Богом.

Любопытство с древнейших времён считалось одной из самых опасных слабостей человеческой натуры.

Лоуренс Альма-Тадема «Пандора». Конец XIX века. С сайта https://gallerix.ru/album/Lawrence-Alma-Tadema/pic/glrx-554998779

В православии сохранилось множество комментариев святых отцов о том, что любопытство — не просто дурной порок, а смертный грех.

Преподобный Варсонофий из Оптиной Пустыни предупреждал:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., — а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

У любопытства Евы и Пандоры действительно были гибельные последствия — до сих пор “расхлёбываем”.

Любопытство – грех. С сайта https://images.pexels.com/photos/219614/pexels-photo-219614.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&fit=crop&h=627&w=1200

В наши дни фраза “открыть ящик Пандоры” имеет однозначно негативное значение, так говорят, если происходит неприятное событие с необратимыми последствиями, хотя в ранних мифах о загадочном сосуде, где всё хранилось, есть упоминание и о таком, где были собраны не напасти, а блага. Но, что интересно, и в первом, и во втором случае в мифе фигурировала надежда, которая осталась на дне ящика/сосуда.

Это очень важный момент, поскольку если мы допускаем, что плод с Дерева добра и зла — это ящик Пандоры, то у Бога относительно людей осталась надежда на исправление (собственно, все древнейшие священные книги как раз о том, что человечество послано на Землю для искупления и исправления своей бессмертной души), но это уже совсем другая история…

А как вы думаете, связана ли история Пандоры и Евы, или видимое сходство — просто совпадение? Я в совпадения не верю, так как слишком давно и глубоко изучаю историю мировой культуры, но мне бы очень хотелось прочитать ваше мнение по этому вопросу.

Пожалуйста, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал МОДА+ИСКУССТВО, чтобы не пропускать наши статьи, а если вы хотите узнать больше о любовных похождениях Зевса, переходите по этой ссылке и наслаждайтесь. Но помните, что с точки зрения большинства религий, любопытство — это грех. Предлагаю вам подумать, почему…

Ваш искусствовед и семиотик моды и искусства, Полина УХАНОВА

Тех, кто не боится быть любопытными и открывать для себя что-то новое, интересное и полезное, приглашаю на мой вебинар 7 мая. Ссылка ниже:)

Записывайтесь на вебинар “Кризис арт и fashion-индустрии. Время возможностей”. Всех жду! Никакой “воды” не будет, только по делу и на реальных примерах.

Источник

Все помнят миф о Прометее, который подарил людям огонь, за что и был прикован по велению Зевса к скале. Каждый день к Прометею прилетал орел и клевал печень. За ночь печень восстанавливалась, а на следующий день орел прилетал вновь.

Невыносимые муки испытывал Прометей, но богам показалось, что это наказание недостаточно для того, кто пошел против воли богов. Тогда боги придумали для Прометея новое наказание, которое решили преподнести ему в виде дара. И это наказание было необычным. Боги решили подарить Прометею женщину. Умные же все-таки боги. Знали уже тогда, что женщины приносят большие несчастья лицам мужского пола – и смертным, и богам.

Создать женщину Зевс поручил Гефесту, богу огня и кузнечного мастерства. В своей кузнице из воды и земли Гефест создал женщину, умеющую говорить. Другие боги тоже приняли участие в создании женщины – богиня любви Афродита наделила её красотой, Гермес – плутовством, коварством и хитростью, богиня мудрости Афина одела её в серебряное платье и увенчала золотым венцом. Женщину назвали Пандорой, что означает “всем одарённая”, так как боги оделили её дарами.

Джеймс Бэрри. Рождение Пандоры

Джон Д. Баттен. Пандора, 1913

Генри Говард. Пандора, одаренная богами, 1834

Эх, хороша получилась Пандора! Боги были довольны результатом своего творения.

Франческо Альбани. Зевс и Пандора, 17 в.

Уильям Этти. Пандора, увенчанная Временами Года, 1824

Эрнест Норман. Пандора, 1899

Доставить Пандору к Прометею поручили Гермесу.

Жан Ало. Пандора, сопровождаемая Гермесом, 19 в.

Но Прометей знал, на какие подлости способны боги, и от дара отказался.

Иосиф Абель. Прометей, Гермес и Пандора, ок. 1818

Зато брат его Эпиметей , увидев Пандору, воспылал к ней страстью.

Генри Ховард. Эпиметей очарован Пандорой, 1834

Хотя и просил Прометей брата не принимать Пандору от богов, Эпиметей остался глух к его словам. “Хочу Пандору в жены!”, – и всё тут.

Боги, поразмыслив, отдали Эпиметею Пандору. Если нельзя наказать Прометея, то можно наказать так любимых им смертных. На свадьбу Эпиметея и Пандоры боги преподнесли им небольшой ящичек (некоторые потом говорили, что не ящик, а сосуд) и наказали ни в коем случае его не открывать.

Эпиметей, как послушный воле богов, запрятал ящичек подальше. Но любопытная Пандора никак не могла успокоится. Она отыскала его и в отсутствие Эпиметея решила ящик открыть.

Джордж Хичкок. Пандора, ок. 1895

Жюль Лефевр. Пандора, 1882

Вильям Бугро. Пандора, 1890

Лоуренс Альма-Тадема. Пандора, 1881

Джеймс Сметэм. Пандора, ок. 1865

Одилон Редон. Пандора, ок. 1914

Луи Эрсан. Пандора в лесном пейзаже, 19 в.

И, конечно, открыла. О, Пандора! Что же ты наделала? Ведь в ящике, подаренном богами, хранились беды, до той поры неизвестные человечеству. Открыв крышку, Пандора выпустила на волю ненависть, разочарование, боль, беды, болезни и пороки.

Данте Габриел Россетти. Пандора, 1879

Джон Уильям Уотерхаус. Пандора, 1898

Фредерик Стюарт Чёрч. Открытый ящик Пандоры, 19 в.

Борис Валеджо. Пандора открыла ящик, 1992

Артур Рэкем. Пандора, 20 в.

Испугалась Пандора, увидев, что натворила. Хотела захлопнуть крышку, но было уже поздно. Все разлетелось по миру. На дне ящика осталась лишь Надежда.

Чтобы хоть как-то спасти положение, Пандора не стала её задерживать. Надежда тоже вылетела к людям.

А что Пандора?

Уолтер Крейн. Пандора, 1885

Продолжила совместную жизнь с Эпиметеем, родила ему дочь. Их с Эпиметеем дочь Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами, за своё благочестие они, единственные из смертных, пережили потоп. Так говорят греческие мифы.

А еще, в память о Пандоре, в веках сохранилось выражение “Открыть ящик Пандоры”, что означает сделать действие с необратимыми последствиями, которое нельзя отменить.

Источник