Что осталось в сосуде пандоры
Фразу «ящик Пандоры» мы слышим довольно часто, однако многие из нас не осведомлены о том, кем была Пандора (в древнегреческом языке эта фраза означала «всем одаренная») и какие выводы из легенды были сделаны.
Легенда гласит, что создали эту женщину боги
Помните легенду Прометея, который украл пламя у богов с горы Олимп и передал его человечеству?
Бессмертные были крайне недовольны. Они полагали, что люди накормлены, невредимы и довольны благодаря полученному ими пламени. Зевс велел Гефесту, своему сыну, изготовить женщину. В своей мастерской на Олимпе Гефест изваял Пандору из воды и земли и дал ей дар слова.
Дары богов
Каждый из богов поспособствовал созданию облика и нрава Пандоры. Афродита, богиня красоты и любви, дала ей прекрасную внешность. Гермес, в ведении которого находились силы стихии, подарил Пандоре изворотливость, коварство и косноязычие. Афина, покровительница мудрости и справедливости, подарила девушке прекрасные одеяния.
Подарок и женитьба
Боги подарили это создание Прометею, но тот никаких благоприятных новостей от них не ожидал и потому не согласился принять «подарок». Разумеется, Прометей предупредил и Эпиметея, своего младшего брата, чтобы он был начеку.
Однако Эпиметей поддался чарам Пандоры и вступил с нею в брак. Он верил, что такая прекрасная девушка никому не сможет навредить. Первое время дела шли замечательно и влюбленные радовались жизни.
Ящик от Зевса
Однако коварный Зевс послал Эпиметею ящик, который был крепко-накрепко закрыт. В нем хранились все недуги, преступления и недостатки, которые только существовали на Земле. Зевс приказал Меркурию, богу торговли, привезти этот ящик новобрачным. Тот повиновался и доставил ящик Эпиметею, но до того как уйти он приказал молодоженам оставить сосуд нетронутым.
Любознательность Пандоры
Любопытство Пандоры не давало ей покоя в том, что же сокрыто в ящике. Стащив загадочный предмет у супруга, стала его открывать.
Ящик не поддавался. Вдруг изнутри начали раздаваться негромкие мольбы о спасении. Пандора оказалась в нерешительности, а голоса продолжали упрашивать их освободить. Наконец, она открыла крышку ящика и из него тотчас же стали вылетать всевозможные беды и ужасы. Пандора захлопнула крышку, но было поздно – освободившиеся пороки уже принялись за свои коварные дела.
На дне ящика Пандоры
Вокруг распространилась боль и раздражение друг на друга, начались конфликты и неурядицы.
Внезапно из ящика раздался тоненький голосок. Пандора, которая горько сожалела о содеянном, попросила мужа не открывать, но Эпиметей заметил, что слишком много горя уже свалилось на человечество и еще одна беда ничего не изменит. Ящик был вновь открыт и из него выпрыгнула надежда, она коснулась ран – боль и ненастья прекратились. Вслед за этим надежда полетела дальше, чтобы спасать всех, кто пострадал от бед и недугов, по сей день терзающих человечество. Теперь она всегда сопровождает несчастье.
В заключение…
Легенда о ящике Пандоры присутствует в литературных работах многих писателей, включая Софокла, братьев Стругацких и Жвана-Кристофа Байи. Режиссеры также помнят об этой истории, Фильм Аватар разворачивается на планете Пандора. Ящик Пандоры – главный объект, на который ориентирован сюжет таких произведений, как Расхитительница гробниц, Доктор Кто и Зена – королева воинов.
В XVII веке под Пандорами понимали манекены, которые представляли последние достижения моды.
В наши дни Пандора – это спутник Юпитера и новый вирус.
Выводы из легенды делают разные: кто-то заключает, что не стоит совершать безрассудных действий, а кто-то — что женщины легкомысленны и безрассудны. Есть мнение, что необходимо верить в судьбу и везение…
А что думаете вы?
Изображение: infinitymultimediaproductions, LLC
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 августа 2020; проверки требуют 3 правки.
Ящик Пандоры — артефакт в древнегреческой мифологии, связанный с мифом о Пандоре, увековеченном в поэме «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода[1]. Ёмкость, упомянутая в первоначальной версии мифа, на самом деле была большим сосудом для хранения, но впоследствии она была неправильно переведена как “ящик”.
В современную эпоху он стал играть роль идиомы, означающей «любой источник больших и неожиданных неприятностей»[2], или, как вариант, «подарок, который кажется ценным, но который на самом деле является проклятием»[3]. Более поздние описания роковой ёмкости были разнообразны, в то время как некоторые литературные и художественные переработки мифа фокусировались больше на содержании идиоматического ящика, чем на самой Пандоре.
В мифологии[править | править код]
Согласно Гесиоду, когда Прометей похитил огонь с Олимпа, Зевс, царь богов, отомстил, подарив созданную им Пандору брату Прометея, Эпиметею. Пандора открыла оставленный на его попечение сосуд с болезнями, смертью и многими другими неуказанными напастями, которые в результате этого были выпущены в мир[4]. Хотя она поспешила закрыть сосуд, в нём осталась только одна сущность, обычно переводимая как «надежда», хотя она также могла иметь негативное значение как «обманчивое ожидание»[5].
Этот миф породил идиому «открыть ящик Пандоры», означающую сделать или начать что-то, что вызовет множество непредвиденных проблем[6].
Аттическая пиксида, 440—430 до н. э., Британский музей
Этимология «ящика»[править | править код]
«Ящик» первоначально в самом мифе представлял собой большой древнегреческий кувшин (пифос, πίθος)[7][8]. Он использовался для хранения вина, масла, зерна или другой провизии, или в ритуальных целях как сосуд для погребения человеческого праха, из которого, как считалось, души вырывались и обязательно возвращались[9]. Многие исследователи видят близкую аналогию между самой Пандорой, которая была создана из глины, и глиняным сосудом, который включал в себя пороки[10].
Неправильный перевод слова пифос обычно приписывают гуманисту XVI века Эразму Роттердамскому, который в своем латинском изложении истории Пандоры изменил греческое пифос на пиксис, обозначающий «ящик»[11]. Эта история появилась в его сборнике «Пословицы» (1508), иллюстрирующая латинское изречение «Malo accepto stultus sapit» (Глупый становится умнее после ущерба). В его версии ящик открыл Эпиметей, чьё имя переводится как «запоздалая мысль» — или, по Гесиоду, «тот, кого его ошибки сделали мудрым»[12].
Различные версии «ящика»[править | править код]
Статуя Пандоры в Петергофе, 1801
Статуя Джона Гибсона, 1899
Содержимое «ящика»[править | править код]
В греческой мифологии существовали альтернативные описания ёмкостей, содержавших блага и несчастья, дарованные человечеству, самое раннее из которых имеется в «Илиаде» Гомера:
Две глубокие урны лежат перед прагом Зевеса,
Полны даров: счастливых одна и несчастных другая.
Смертный, которому их посылает, смесивши, Кронион,
В жизни своей переменно и горесть находит и радость;
Тот же, кому он несчастных пошлёт,- поношению предан;
Нужда, грызущая сердце, везде пег земле его гонит;
Бродит несчастный, отринут бессмертными, смертными презрен[13]
Гравюра Джулио Бонасоне XVI века с изображением Эпиметея, открывающего роковой сосуд
Древнегреческий поэт Феогнид в своей элегии предлагает противоположную версию истории Гесиода, в которой сосуд наполнен не пороками, а благами[14]. Эта версия подтверждается в современную эпоху басней Эзопа, записанной Бабрием, в которой боги посылают людям сосуд с благами. Вместо конкретной женщины в ней «глупый человек» (κκρατννρρωπος) открывает ёмкость из любопытства и позволяет им убежать. После того, как крышка была закрыта, осталась только надежда, «обещая, что она одарит каждого из нас хорошими сущностями, которые ускользнули». Эта басня имеет номер 312 в индексе Перри[15].
В эпоху Возрождения история сосуда Пандоры была вновь интерпретирована двумя известными писателями: Андреа Альсиато в его «Книге эмблем» (1534) и неолатинским поэтом Габриэле Фаэрно в его сборнике «Сто басен» (Fabulum Centum, 1563). Альциато лишь намекнул на эту историю, изобразив богиню надежды, сидящую на кувшине, в котором, как она заявляет, «Я одна осталась дома, когда зло витало вокруг, как рассказала вам почтенная муза старого поэта [Гесиода]»[16]. В короткой поэме Фаэрно также говорится о происхождении надежды, но в данном случае речь идёт об уцелевших «Вселенских благах» (bona universa): «из всех благ, которых недостаёт смертным, одна надежда в душе осталась»[17].
Идея о заключённых в сосуд благах отображена и в ренессансной гравюре Джулио Бонасоне, где виновником произошедшего является супруг Пандоры Эпиметей. Он держится за крышку большого сосуда, из которого в воздух взлетают женские изображения римских добродетелей. Они идентифицируются их названиями на латыни: безопасность (salus), согласие (concordia), справедливость (aequitas), милосердие (clementia), свобода (libertas), счастье (felicitas), мир (pax), стойкость (virtus) и радость (laetitia). Надежда (spes) задерживается на крае сосуда и держит высоко цветок, который служит её атрибутом[18].
Примечания[править | править код]
- ↑ Hesiod, Works and Days. 47ff.
- ↑ Chambers Dictionary, 1998
- ↑ Brewer’s Concise Dictionary of Phrase and Fable, 1992
- ↑ Гесиод, Труды и дни, (90)
- ↑ Brill’s Companion to Hesiod, Leiden NL 2009, p.77
- ↑ Longman Dictionary of Contemporary English
- ↑ Schlegel and Weinfield, «Introduction to Hesiod» p. 6
- ↑ Meagher 1995, p. 148
- ↑ Cf. Harrison, Jane Ellen, Prolegomena to the Study of Greek history, Chapter II, «The Pithoigia», pp.42-43
- ↑ Cf. Jenifer Neils 2005, p.41
- ↑ Meagher 1995, p. 56
- ↑ William Watson Baker, The Adages of Erasmus, University of Toronto 2001, 1 i 31, p.32
- ↑ Iliad, 24:527ff
- ↑ Theognis, 1135ff.
- ↑ Aesopica
- ↑ In simulachrum spei
- ↑ Fabulum Centum, London 1743, Fable 94, p.216
- ↑ Metropolitan Museum
Литература[править | править код]
- Athanassakis, Apostolos, Hesiod: Theogony, Works and Days and The Shield of Heracles. Translation, introduction and commentary, Johns Hopkins University Press, Baltimore and London, 1983. Cf. P.90
- Beall, E. «The Contents of Hesiod’s Pandora Jar: Erga 94-98,» Hermes 117 (1989) 227-30.
- Gantz, Timothy, Early Greek Myth: A Guide to Literary and Artistic Sources, Johns Hopkins University Press, 1996, Two volumes: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Vol. 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Vol. 2).
- Griffith, Mark. Aeschylus Prometheus Bound Text and Commentary (Cambridge 1983).
- Гесиод; Труды и дни, in The Homeric Hymns and Homerica with an English Translation by Hugh G. Evelyn-White, Cambridge, MA.,Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. 1914. Online version at the Perseus Digital Library.
- Lamberton, Robert, Hesiod, New Haven: Yale University Press, 1988. ISBN 0-300-04068-7. Cf. Chapter II, «The Theogony», and Chapter III, «The Works and Days», especially pp. 96-103 for a side-by-side comparison and analysis of the Pandora story.
- Leinieks, V. «Elpis in Hesiod, Works and Days 96,» Philologus 128 (1984) 1-8.
- Meagher, Robert E.; The Meaning of Helen: in Search of an Ancient Icon, Bolchazy-Carducci Publishers, 1995. ISBN 978-0-86516-510-6.
- Neils, Jenifer, «The Girl in the Pithos: Hesiod’s Elpis», in Periklean Athens and its Legacy. Problems and Perspective, eds. J. M. Barringer and J. M. Hurwit (Austin: University of Texas Press), 2005, pp. 37-45.
- Panofsky, Dora and Erwin. Pandora’s Box. The Changing Aspects of a Mythical Symbol (New York: Pantheon, Bollingen series) 1956.
- Revard, Stella P., «Milton and Myth» in Reassembling Truth: Twenty-first-century Milton, edited by Charles W. Durham, Kristin A. Pruitt, Susquehanna University Press, 2003. ISBN 9781575910628.
- Rose, Herbert Jennings, A Handbook of Greek Literature; From Homer to the Age of Lucian, London, Methuen & Co., Ltd., 1934. Cf. especially Chapter III, Hesiod and the Hesiodic Schools, p. 61
- Schlegel, Catherine and Henry Weinfield, «Introduction to Hesiod» in Hesiod / Theogony and Works and Days, University of Michigan Press, 2006. ISBN 978-0-472-06932-3.
- Verdenius, Willem Jacob, A Commentary on Hesiod Works and Days vv 1-382 (Leiden: E.J. Brill, 1985). ISBN 90-04-07465-1. This work has a very in-depth discussion and synthesis of the various theories and speculations about the Pandora story and the jar. Cf. p. 62 & 63 and onwards.
- West, M. L.. Hesiod, Works and Days, ed. with prolegomena and commentary (Oxford 1978)
Источник
Все помнят миф о Прометее, который подарил людям огонь, за что и был прикован по велению Зевса к скале. Каждый день к Прометею прилетал орел и клевал печень. За ночь печень восстанавливалась, а на следующий день орел прилетал вновь.
Невыносимые муки испытывал Прометей, но богам показалось, что это наказание недостаточно для того, кто пошел против воли богов. Тогда боги придумали для Прометея новое наказание, которое решили преподнести ему в виде дара. И это наказание было необычным. Боги решили подарить Прометею женщину. Умные же все-таки боги. Знали уже тогда, что женщины приносят большие несчастья лицам мужского пола – и смертным, и богам.
Создать женщину Зевс поручил Гефесту, богу огня и кузнечного мастерства. В своей кузнице из воды и земли Гефест создал женщину, умеющую говорить. Другие боги тоже приняли участие в создании женщины – богиня любви Афродита наделила её красотой, Гермес – плутовством, коварством и хитростью, богиня мудрости Афина одела её в серебряное платье и увенчала золотым венцом. Женщину назвали Пандорой, что означает “всем одарённая”, так как боги оделили её дарами.
Джеймс Бэрри. Рождение Пандоры
Джон Д. Баттен. Пандора, 1913
Генри Говард. Пандора, одаренная богами, 1834
Эх, хороша получилась Пандора! Боги были довольны результатом своего творения.
Франческо Альбани. Зевс и Пандора, 17 в.
Уильям Этти. Пандора, увенчанная Временами Года, 1824
Эрнест Норман. Пандора, 1899
Доставить Пандору к Прометею поручили Гермесу.
Жан Ало. Пандора, сопровождаемая Гермесом, 19 в.
Но Прометей знал, на какие подлости способны боги, и от дара отказался.
Иосиф Абель. Прометей, Гермес и Пандора, ок. 1818
Зато брат его Эпиметей , увидев Пандору, воспылал к ней страстью.
Генри Ховард. Эпиметей очарован Пандорой, 1834
Хотя и просил Прометей брата не принимать Пандору от богов, Эпиметей остался глух к его словам. “Хочу Пандору в жены!”, – и всё тут.
Боги, поразмыслив, отдали Эпиметею Пандору. Если нельзя наказать Прометея, то можно наказать так любимых им смертных. На свадьбу Эпиметея и Пандоры боги преподнесли им небольшой ящичек (некоторые потом говорили, что не ящик, а сосуд) и наказали ни в коем случае его не открывать.
Эпиметей, как послушный воле богов, запрятал ящичек подальше. Но любопытная Пандора никак не могла успокоится. Она отыскала его и в отсутствие Эпиметея решила ящик открыть.
Джордж Хичкок. Пандора, ок. 1895
Жюль Лефевр. Пандора, 1882
Вильям Бугро. Пандора, 1890
Лоуренс Альма-Тадема. Пандора, 1881
Джеймс Сметэм. Пандора, ок. 1865
Одилон Редон. Пандора, ок. 1914
Луи Эрсан. Пандора в лесном пейзаже, 19 в.
И, конечно, открыла. О, Пандора! Что же ты наделала? Ведь в ящике, подаренном богами, хранились беды, до той поры неизвестные человечеству. Открыв крышку, Пандора выпустила на волю ненависть, разочарование, боль, беды, болезни и пороки.
Данте Габриел Россетти. Пандора, 1879
Джон Уильям Уотерхаус. Пандора, 1898
Фредерик Стюарт Чёрч. Открытый ящик Пандоры, 19 в.
Борис Валеджо. Пандора открыла ящик, 1992
Артур Рэкем. Пандора, 20 в.
Испугалась Пандора, увидев, что натворила. Хотела захлопнуть крышку, но было уже поздно. Все разлетелось по миру. На дне ящика осталась лишь Надежда.
Чтобы хоть как-то спасти положение, Пандора не стала её задерживать. Надежда тоже вылетела к людям.
А что Пандора?
Уолтер Крейн. Пандора, 1885
Продолжила совместную жизнь с Эпиметеем, родила ему дочь. Их с Эпиметеем дочь Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами, за своё благочестие они, единственные из смертных, пережили потоп. Так говорят греческие мифы.
А еще, в память о Пандоре, в веках сохранилось выражение “Открыть ящик Пандоры”, что означает сделать действие с необратимыми последствиями, которое нельзя отменить.
Источник
Пандора (Гесиод, «Труды и дни», 57-101). В греческой мифологии Пандора (греч. — «всеодаренная» или «вседающая») была сотворена Вулканом из глины. Она была наделена различными дарами богов и послана на землю Юпитером, став там женой Эпиметея. Когда она открыла свой ящик — первоначально это был pithos [греч. — пифос (большая УРНА)], — все беды вылетели из него и с тех пор преследуют человеческий род. Так закончился Золотой век. Одна Надежда все-таки осталась в ящике. Таково было наказание Юпитера роду человеческому за похищение огня Прометеем, братом Эпиметея. Изображения Пандоры, принесенной на землю Меркурием, напоминают апофеозы Психеи (см. КУПИДОН, 6), которая была унесена на небо тем же богом. Ранняя Церковь проводила параллель между историей Пандоры и грехопадением человека, потому Пандора стала двойником Евы и так была изображена Жаном Кузэном (Лувр). Циклы сюжетов с нею, встречающиеся в конце XVIII века, особенно в английском неоклассицизме, демонстрируют сотворение Пандоры на Олимпе, её приход на землю на руках Меркурия и вскрытие её вазы или ящика, возможно, Эпиметеем. Последний сюжет, в сущности, совершенно неизвестен в ренессансном и барочном искусстве.
Зевс завидовал людям, которые умели обращаться с огнем, подаренчьш u.w Прометеем. В наказание он наслал на чих бесстыжую Пандору, создание Гефеста и Афины. Несмотря на предупреждение Прометея, люди приняли Пандору. У :)той «скромницы» был с собой ящик, в котором было спрятано все зло, все неприятности. Когда Пандора открыла крышку, из нес вылетели старость, болезни, сумасшествие, пороки, несдерживаемые страсти, боли, смерть. Они вьичетсли как облако и упали потом на всех людей. Единственное хорошее, что было в ящике, :)то Элпис — надежда. Только одна она и досталась людя.и в утешение.
Ящик Пандоры, заполненный всем злом, что есть в этом мире, символизирует то, что люди нс сумели правильно обращаться с огнем в его мистическом значении света познания. Муки и беды, вылетевшие из открытого ящика, олицетворяют неконтролируемые силы подсознания самого человека. Тот факт, что ящик принесла возбуждающая желания девица, указывает на опасность, которая может исходить от красоты, от наружного обличья, от «майя». Красивое зло было украшено венками цветов и укутано в сверкающие белые одежды, lie Гермес обучил его бесстыдству и коварству собаки и вложил в его грудь ложь, лесть и зависть.
В этой притче говорится о том, что, несмотря на все предупреждения, люди суют свой любопытный нос куда не надо и оказываются в плену собственных неуемных страстей. Беды, которые при этом возникают, они проецируют на весь мир и становятся собственными рабами. Надежда заключается в том, что человек сможет обуздать свои страсти и быть их хозяином, а не рабом.
Литература
Н. TUrck: Pandora und Eva, Menschwerdung und Schupfertum im griechischen und)U-dischen Mythos, Weimar 1931
0. Lendle: die Pandorasage bei Hesiod, WUnbuig 1957
По мнению Диля, Пандора символизи{: искушения зла, преследующие человечество, — тих бунт ющих прометеевских существ, восставших против божес венного порядка (15). Временами она также выступа представителем иррациональных, диких тенденций воображения.
— мифическая фигура, символизирующая происхождение всех зол от женщин, согласно поэтическому выражению Гесиода (ок. 700 до н. э.) в «Теогонии» и в «Трудах и днях». После того как Прометай облегчил жизнь раннего человечества тем. что подарил ему огонь (См.т.ж. Тирс), по решению богов эта жизнь не должна была стать слишком идиллической. Кузнец и ремесленник Гефест сделал женскую фигуру, которой четыре ветра вдохнули дыхание. Боги и богини наделили её красотой. Затем эту обольстительную женщину отправили к людям. Хотя по воле Зевса она была ленивой, злой и глупой, наивный Эпиметей, брат Прометея, охотно взял её в жены. С собой она несла сосуд или ящик, откуда тотчас вышли все бедствия, преследующие человеческий род: старость, боль, недуги, безумие. Только надежда, которая тоже находилась в сосуде, могла воспрепятствовать измученным людям положить конец своему существванию. «Так пришел в мир губительный женский род, большое зло для мужчин… От нее (Пандоры) происходит род, несущий погибель, толпы женщин, которые стали огромным несчастьем для смертных мужчин» (Гесиод). Вероятно, Пандора была старым прозвищем матери-земли Геи (вседающа.я, вседарящая), однако этот образ, очевидно, позднее видоизменился в крайне женоненавистнический миф (см. Прометей). Дочерью Пандоры называют Пирру, которая оыла произведена на свет как первая смертная” (Гигин), следовательно, вступила в жизнь как создание рук Гефеста. В греческом предании о всемирном потопе она вместе со своим супругом Девкалионом остается в живых после великой водной катастрофы. .
Сосуд Пандоры (в русском варианте: ящик или шкатулка) — источник множества всевозможных бед и несчастий. Пандора (греч. «пан», то есть «всеобщий» и «дорон», то есть «дар») получила от богов сосуд со строгим наказом его не открывать. А некий Эпиметей, известный стремлениям к всякого рода проделкам, а также излишне любопытный, открыл сосуд — и все беды вырвались наружу.
МНМ
[править]
Пандора — греч. Пandora — «всем одарённая»
В греческой мифологии первая женщина, созданная Афиной и Гефестом. Зевс, разгневанный тем, что Прометей похитил для людей огонь у богов, решил отомстить людям и приказал создать женщину. Гефест слепил её, смешав землю с водой, Афина одела её в серебряное платье и увенчала золотым венцом (Неs. Theog. 567—590). П. должна была по замыслу Зевса принести людям соблазны и несчастья. По другой версии Гесиода её одаривают хариты, Пейто («убеждение»), горы; Гермес вкладывает ей в грудь лживую и хитрую душу. Женщину назвали П., так как все боги оделили её дарами. П. соблазнила недалёкого Эпиметея — брата Прометея, который уговаривал Эпиметея ничего не принимать от Зевса. Когда П. открыла сосуд, врученный ей богами, в который были заключены все людские пороки и несчастья, по земле расползлись болезни и бедствия. Только надежда осталась на дне сосуда, так как П. захлопнула крышку; так люди были лишены даже надежды на лучшую жизнь (Hes. Opp. 50–105).
Дочь П. и Эпиметея — Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами и по воле богов пережили потоп (Ovid. Met. I 318—417). В мифе о П.- очевидная дискредитация женского начала как губительного и лживого в эпоху утверждения патриархата.
Лит.: Panofsky D. and E., Pandora’s box. The changing aspects of a mythical symbol, N. Y., [1956]; Lendle O., Die «Pandorasage» bei Hesiod, Wьrzburg, 1957.
А. А. Тахо-Годи
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Пандора, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5970 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 282 Словарь)]
Источник