Что передвигается по сосудам древесины

Что передвигается по сосудам древесины thumbnail
  • ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Вопросы в начале параграфа

1. Какие типы проводящей ткани в стебле вы знаете?

К проводящей ткани относятся ситовидные трудки луба стебля, по которым перемещаются растворы органических веществ, а также клетки сосудов древесины.

2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?

Ситовидные клетки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями словно у сита. Ядра в этих ситовидных клетках разрушены, а цитоплазма примыкает к оболочке.

Сосуды древесины представляют собой длинные трубки, созданные из ряда слившихся воедино клеток. 

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление — это процесс, происходящий в проводящих сосудах корней растений. Благодаря корневому давлению вода и растворённые в ней минеральные вещества поднимаются вверх от корны к другим частям растения. 

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

Окрасилась древесина стебля§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.

3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток — члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.

4. Зарисуйте срезы.§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам, расположенным в древесине стебля растения. 

Вопросы в конце параграфа

1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?

Сосудистые пучки, или сосудисто-волокнистые пучки, это группа проходящих рядом сосудов и окруженных прочными волокнами механической ткани. 

По сосудисто-волокнистым пучкам вода с растворёнными в ней минеральными солями поднимается от корня вверх к другим частым растения. 

2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?

Опыт, подтверждающий что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины проводится следующим образом:

  • Возьмём сосуд с водой и подкрасим воду в нём цветными чернилами.
  • Поставим в сосуд с подкрашенной водой побег какого-либо растения.
  • Посмотрим поперечный срез поставленного в воду побега через 2 — 4 суток.

Результат опыта: древесина ствола побега окрасилась в цвет использованных чернил.

Вывод: Растворы веществ, как и подкрашенная вода поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?

Вода поднимается вверх по сосудам стебля непрерывно благодаря процессу корневого давления и испарению: корневое давление подталкивает воду от корней вверх, а в процессе испарения в листьях и стеблях освобождается пространство для новых порций воды. 

4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?

Опыт, подтверждающий, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба проводится следующим образом:

  • На стебле комнатного растения (фикуса, драцены и т.д.) сделать кольцевой надрез.
  • Удалить с поверхности стебля кольцо коры и обнажить древесину.
  • На стебле укрепить стеклянный цилиндр с водой.

Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом — кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.

Вывод: После срезания колька коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

5. Где запасаются органические вещества у разных растений?

Запас органических веществ у разных растений может образовываться:

  • в клетках плодов и семян;
  • в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корнеплодах, клубнях, луковицах и т.д.);
  • в сердцевине и древесине стебля (например, у деревьев и кустарников).

Подумайте

Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.

Да, знания о передвижении питательных веществ могут помочь управлять их развитием. Например, если обрезать боковые побеги у винограда или томата, то плоды на оставшихся ветках начинают получать большее количество органических веществ. Это позволяет увеличить урожайность растения и ускорить время созревания плодов.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания

Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите.

  • В первом стакане (семена оставлены сухими) семена не проросли потому, что у семян не было достаточно влаги.
  • Во втором стакане (с малым количеством воды в тёплом месте) семена хорошо проросли потому, что у семян было достаточно и воздуха, и влаги, и тепла.
  • В третьем стакане (много воды с крышкой) семена не проросли потому, что у них был переизбыток влаги и недостаток воздуха. Семена задохнулись. 
  • В четвёртом стакане (немного воды и в холодном месте) семена не проросли потому, что им не хватило тепла. Семена могут прорастать только при определённой температуре воздуха, причем для каждого растения существуют свои идеальные условия.

Вывод: Для успешного прорастания семян необходимо обеспечить их достаточным количеством воздуха, влаги и комфортной температурой окружающей среды.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания для любознательных

Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.

Читайте также:  От чего происходит спазм сосудов при температуре у ребенка

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Словарик

Сосудистые пучки — это группа сосудов растения (проводящая ткань) окруженная прочными волокнами механической ткани.

  • ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Источник

«В природе нет ничего бесполезного» – Мишель де Монтень

Только вдумайтесь в мощь проводящей ткани! Ведь ей приходится поднимать воду и растворенные в ней минеральные вещества от тончайших волосков корня
до клеток листа. Самое высокое дерево на нашей планете, вечнозеленая секвойя по имени Гиперион, растет на севере Калифорнии и достигает (на 2017 год) – 117 метров в высоту.
И вода по проводящим тканям преодолевает 117 метров высоты у этого растения, от корней к листьям! Она передвигается по структурам проводящих тканей против
силы тяжести, и сегодня вы узнаете о секрете, который таит это уникальное явление.

Запомните, чтобы глубоко изучить любую науку, нужно восхищаться ей, уметь удивляться и проявлять любопытство в этой сфере. В ботанике это можно делать
самыми разными путями: вы можете посетить ботанический сад, или, к примеру, приобрести микроскоп и рассматривать ткани и органы растений, самостоятельно приготавливая
микропрепараты.

Это действительно важно, поэтому я останавливаюсь на этом. Сам я получаю и всегда призываю своих учеников получать искреннее удовольствие от погружения в науку.
Надеюсь, что и вы разделите эту радость новых интересных знаний, я приложу к этому все усилия. Итак, начнем изучать проводящие ткани.

Проводящие ткани растений

Проводящие ткани можно сравнить с кровеносной системой человека, которая пронизывает весь наш организм, доставляя питательные вещества к клеткам и удаляя продукты
обмена веществ из них.
Как уже было сказано, эти ткани служат для передвижения по организму растения растворенных питательных веществ. Имеется два направления тока: от корней к листьям
(восходящий ток) и от листьев к корням (нисходящий ток).

Логическим путем можно угадать многие научные факты, даже не зная их. К примеру, чем представлен восходящий ток? Что поднимается от корней к листьям? Это конечно же
вода и растворенные в ней минеральные вещества, они движутся по сосудам и трахеидам проводящей ткани – ксилемы (древесины).
От листьев к корням спускаются органические вещества, образовавшиеся в результате фотосинтеза в листьях, они движутся по ситовидным трубкам проводящей ткани – флоэмы (луба).

Несмотря на то, что настоящие проводящие ткани впервые появились у папоротникообразных, но у мхов в наличии имеются водоносные клетки, благодаря которым они могут накапливать воду, которая в процентном соотношении может составить до 25% от их массы. По этой причине во время Первой мировой войны мох сфагнум использовали в качестве перевозочного материала. Кроме того, он обладает бактерицидными свойствами.

В состав и ксилемы, и флоэмы входят как живые, так и мертвые клетки. Однако отметим, что в ксилеме мертвые клетки преобладают.

Ксилема (древесина)

Обеспечивает восходящий ток (от корней к листьям) воды и растворенных в ней минеральных солей. В толще проводящей ткани находятся отнюдь не только те самые трахеиды и
сосуды, ее пронизывают многочисленные механические волокна – древесинные, обеспечивающие каркасность и прочность. В ксилеме содержатся также запасающие структуры,
представленные древесинной паренхимой, где накапливаются питательные вещества. Давайте разберемся из каких гистологических элементов состоит ксилема.

  • Трахеиды
  • Эволюционно наиболее древние структуры. Представлены прозенхимными (вытянутые, с заостренными концами), мертвыми клетками. Через них осуществляется передвижение
    и фильтрация растворов из нижележащей трахеиды в вышележащую. Их одревесневшая утолщенная клеточная стенка имеет разнообразные формы: пористую,
    спиралевидную, кольчатую.

    Трахеиды ксилемы

  • Сосуды
  • Длинные трубки, представляющие собой слияние отдельных мертвых клеток “члеников” в единый “сосуд”. Ток жидкости идет из нижележащих отделов в вышележащие
    благодаря отверстиям (перфорациям) между клетками, составляющими сосуд. Так же, как и у трахеид, утолщения клеточных стенок у сосудов бывает самых разных форм.

    Сосуды ксилемы

    Во время роста растения проводящие ткани также претерпевают морфологические изменения. Изначальная длина сосуда меняется, благодаря своему строению
    он растягивается и обеспечивает ток воды и минеральных солей.

    Растяжение сосудов

  • Древесинные волокна (либриформ)
  • Полагают, что эволюционно эти волокна берут начало от трахеид. Они не проводят воду, имеют более узкий просвет и отличаются хорошо выраженной
    клеточной стенкой, которая придает ксилеме механическую прочность.

  • Паренхимные клетки (древесинная паренхима)
  • Эти клетки составляет обкладку вокруг сосуда, имеют одревесневшие оболочки с порами, которым соответствуют окаймленная пора со стороны сосуда. То есть сюда из сосуда могут поступать органические вещества и формировать запасы, которые в дальнейшем пригодятся растению.

Читайте также:  Стенки сосудов образованы какими мышцами
Флоэма (луб)

Образовавшиеся в результате фотосинтеза в листьях продукты необходимо доставить в те части растения, где есть потребность в питательных веществах: конусы нарастания,
подземные части, или “складировать” на будущее в семенах и плодах. Флоэма обеспечивает нисходящий ток органических веществ в растении, доставляя их по месту назначения. До 90% всех перемещаемых веществ по флоэме составляет углевод – дисахарид сахароза.

Эта ткань представлена ситовидными трубками, генез (от греч. genesis – происхождение) которых различается: первичная флоэма дифференцируется из прокамбия, вторичная
флоэма – из камбия. Несмотря на различия генеза, клеточный состав описанных тканей идентичен.

Разберемся с компонентами, которые входят в состав флоэмы:

  • Ситовидные элементы
  • Это живые клетки, обеспечивающие основной транспорт. Особо стоит выделить ситовидные трубки, образованные множеством безъядерных клеток – “члеников”, соединенных в единую цепь. Между “члениками” имеются поперечные перегородки с порами, благодаря которым содержимое из вышележащих клеток поступает в нижележащие. Эти перегородки похожи на сито – вот откуда берется название ситовидных трубок 🙂

    Клетки-спутницы (сопровождающие клетки) также заслуживают нашего особого внимания. Они примыкают к боковым стенкам ситовидных трубок, из этих клеток через перфорации (поры) АТФ
    и нуклеиновые кислоты попадают в ситовидные трубки, создавая нисходящий ток. Таким образом, клетки-спутницы контролируют деятельность
    ситовидных трубок.

    Клетки-спутницы

  • Склеренхимные элементы (лубяные волокна)
  • Пронизывают флоэму, придавая ей опору. Часть клеток отмирает, что характерно для данной группы тканей.

  • Паренхимные элементы (лубяная паренхима)
  • Обеспечивают радиальный транспорт веществ из проводящих тканей в рядом расположенные живые клетки других прилежащих тканей.

По мере старения ситовидные трубки закупориваются каллозой (образующей так называемое мозолистое тело) и затем отмирают.
Отмершие ситовидные трубки постепенно сплющиваются давящими на них соседними живыми клетками.

Ниже вы найдете продольный срез тканей растения, изучите его.

Клетки-спутницы

Жилка

Это сосудисто-волокнистый пучок, образованный ксилемой и флоэмой. Ксилема располагается сверху, флоэма – снизу. Над пучком и под ним располагаются уголковая или пластинчатая
колленхима, прилежащая к эпидерме и выполняющая опорную функцию. Склеренхима может располагаться участками или вокруг этих жилок. Жилки развиваются из прокамбия,
располагаются в центральном осевом цилиндре. Существует два вида жилок:

  • Открытые
  • Ключевой момент: между ксилемой и флоэмой располагается прослойка камбия. Этот факт обуславливает возможность образования дополнительного объема
    ксилемы и флоэмы в будущем, для дальнейшего роста и увеличения в объеме пучка. Без камбия невозможно было бы утолщения органа. Такие пучки можно
    обнаружить во всех органах двудольных растений.

  • Закрытые
  • Основное отличие в том, что между ксилемой и флоэмой отсутствует камбий. Невозможно образования новых элементов проводящих тканей, ксилемы и флоэмы.
    Закрытые сосудисто-волокнистые пучки встречаются в стеблях однодольных растений.

Верхняя часть жилки представлена ксилемой, нижняя флоэмой. Вокруг пучка в виде кольца располагается механическая ткань
– склеренхима. Над пучком и под ним механическая ткань – колленхима – выполняет опорную функцию.

Жилка, сосудисто-волокнистый пучок

Как вода поднимается от корней к листьям, против силы тяжести?

Запомните, что вода и растворенные в ней минеральные соли поступают в растение благодаря слаженной работе двух концевых двигателей: нагнетающего корневого и
присасывающего листового.

  • Корневое давление
  • Силу, поднимающую воду вверх по сосудам, называют корневым давлением. Величина его обычно составляет от 30 до 150 кПа. В основе этого явления лежит осмос:
    клетки корня выделяют минеральные и органические вещества в сосуды, что создает более высокое давление, чем в почвенном растворе, и последний начинает притягиваться
    в сосуды.

  • Транспирация
  • Работа верхнего концевого двигателя заключается в транспирации – испарении воды с поверхности листа. Представим себе длинный сосуд с жидкостью от корневых
    волосков до клеток листа. Далее проведите следующий мысленный эксперимент: из верхнего конца трубки жидкость все время удаляется путем испарения, то есть место
    освобождается и это создает притягивающую силу для жидкости расположенной ниже, она поднимается наверх, на место испарившейся жидкости.
    Присасывающее действие транспирации передается корням в форме гидродинамического натяжения, которое связывает между собой работу обоих двигателей.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Цель урока: формирование у учащихся знаний о внутреннем строении
стебля, о передвижении органических и минеральных веществ по стеблю.

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся знания о внутреннем строением стебля древесного
    растения на примере трехлетней ветки липы.
  2. Выяснить, как передвигаются по стеблю минеральные и органические
    вещества.
  3. Выяснить, что можно определить по годичным кольцам древесины.
  4. Продолжить формирование:
    • умения закладывать опыт и объяснять его результаты;
    • умений формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос;
    • умений находить ответы на вопросы, используя методику мозгового
      штурма;
    • умений работать с текстом учебника;
    • бережного отношения учащихся к природе.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, интерактивная доска;
  • технологические карты урока;
  • веточки в стаканах с водой к практической работе;
  • спилы дерева;
  • презентация (см. Приложение).
Читайте также:  Течение крови по кровеносным сосудам

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

Гуляя по лесу или устраиваясь на пикник, вы случайно или специально сломали
ветку или повредили стебель дерева, через некоторое время дерево начало чахнуть,
засохли листья, веточки и дерево погибло. Почему это произошло? Как связаны
между собой стебель и листья? Что есть такое важное в стебле? Что могло привести
к гибели растение?

Учащиеся выдвигают гипотезы…

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать внутреннее строение стебля, а так
же какая часть стебля связана с листьями.

Внутри стебель состоит из клеток, имеющих разное строение и выполняющих
разные функции. Как называются такие клетки?…. Ткани.

Каждому учащемуся выдаются карточки с практикумом.

Практикум.

Теория.

Задание 1. Прочитайте учебник стр. 67-68, ответьте на вопросы и
выполните задание.

Группа 1. Какие основные части стебля можно выделить на поперечном
срезе стебля. Подпишите эти слои на слайде 2. Какая ткань образует камбий?

Группа 2. Что входит в состав коры? Подпишите эти части на рисунке на
слайде 2. Какими тканями образованы эти части коры стебля?

Группа 3. Что входит в состав древесины? Подпишите эти части на
рисунке на слайде 2. Какими тканями образована древесина стебля и сердцевина?

Учитель: Что же связывает между собою стебель и листья? Повреждение
чего может привести к гибели всего растения?… Проводящая ткань. (Слайд 3)

Давайте вспомним:

– Чем образована проводящая система у растений?

– Какие вещества перемещаются по сосудам проводящей ткани?

– Откуда и куда?

– Это будет какой ток – восходящий или нисходящий?

– Какие вещества перемещаются по ситовидным трубкам проводящей ткани
растений?

– Откуда и куда?

– Это будет какой ток – восходящий или нисходящий?

– По каким слоям стебля перемещаются растворы органических и неорганических
веществ? Где в стебле располагаются сосуды и ситовидные трубки?

– Как это можно доказать? (Слайд 4)

Задание 2. Выполнение практической работы «Передвижение по стеблю
органических веществ». Обсуждение полученных результатов.

– Что доказывает распускание почек на всех ветках?

Почему у первой ветки (срезана кора, камбий до древесины) корни образовались
над кольцом, а у второй (срезана кожица с пробковым слоем) – под кольцом?

Объяснение учителя. Стебель все время растет в толщину. Но если
посмотреть на спил дерева, то можно увидеть, что кора гораздно тоньше, чем
древесина. Почему? Камбий откладывает часть клеток в сторону луба – луб
разрастается, и в сторону древесины – древесина также разрастается. Причем в
сторону древесины откладывается больше клеток. Весной и летом клетки образуются
крупные с тонкими оболочками, в конце лета – мелкие клетки с толстыми
оболочками. Осенью и зимой клетки камбия не делятся вообще. Результат –
образование годичных колец.

Задача. Если посмотреть на спилы, можно увидеть, что годичные кольца
различаются количеством и толщиной. Что можно определить по годичным кольцам?

Мозговой штурм. (Слайды 5-7)

Алгоритм метода мозгового штурма

  1. Прочтите внимательно условия задач и предложите все возможные гипотезы в
    качестве решений. При выдвижении гипотез запрещается их критика.
  2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые
    наиболее вероятны и имеют под собой хотя бы частичное научное обоснование.
  3. Подготовьтесь озвучить выбранные гипотезы.

Учащиеся высказывают свои гипотезы. Подводится итог. Верные гипотезы
записываются в тетрадь.

III. Закрепление знаний.

  1. Какие основные части можно выделить в стебле древесного растения?
  2. Какими тканями эти части стебля образованы?
  3. По какой части стебля перемещаются органические вещества и вода?
  4. По каким частям стебля перемещаются растворы минеральных веществ?
  5. Как образуются годичные кольца?
  6. Что можно узнать по годичным кольцам?
  7. Почему нельзя повреждать стебель растений?

Ответы на вопрос 2 стр.71 учебника.

Выполнение тестового задания. Ответы представлены на слайде 9.

Вариант 1.

Какой слой стебля представлен образовательной тканью?

А) Кожица. Б) луб В) Камбий. Г) Древесина.

2. Какие вещества образуют восходящий ток в растении?

А) Неорганические. Б) Органические.

3. По какому слою стебля проходит восходящий ток веществ в растении?

А) Луб. Б) Древесина. В) Сердцевина.

4. Восходящий ток веществ в растении происходит …

А) по ситовидным трубкам. Б) по сосудам.

5. В какую сторону камбий больше откладывает клеток?

А) В сторону луба. Б) В сторону древесины. В) В сторону сердцевины.

Вариант 2.

1. Какой слой стебля представлен запасающей тканью?

А) Кожица. Б) Луб. В) Камбий. Г) Древесина. Д) Сердцевина.

2. Какие вещества образуют нисходящий ток в растении?

А) Неорганические. Б) Органические.

3. По какому слою стебля проходит нисходящий ток веществ в растении?

А) Луб. Б) Древесина. В) Сердцевина.

4. Нисходящий ток в растении происходит …

А) по ситовидным трубкам. Б) по сосудам.

5. В какое время года камбий образует более крупные клетки древесины?

А) Осенью. Б) Весной. В) Зимой.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: п.22 , подумать и ответить на вопросы. (Слайд 8)

  1. Почему у растений не 2-3 ткани, а шесть?
  2. Почему ткани растений расположены в определенном порядке?
  3. Как можно объяснить подобный порядок расположения тканей?
  4. Какие ткани растений, по вашему мнению, имеют аналоги в животном мире, а
    какие нет и почему?

Источник