Что перемещается по сосудам стебля перемещаются

Что перемещается по сосудам стебля перемещаются thumbnail
  • ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Вопросы в начале параграфа

1. Какие типы проводящей ткани в стебле вы знаете?

К проводящей ткани относятся ситовидные трудки луба стебля, по которым перемещаются растворы органических веществ, а также клетки сосудов древесины.

2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?

Ситовидные клетки – это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями словно у сита. Ядра в этих ситовидных клетках разрушены, а цитоплазма примыкает к оболочке.

Сосуды древесины представляют собой длинные трубки, созданные из ряда слившихся воедино клеток.

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление – это процесс, происходящий в проводящих сосудах корней растений. Благодаря корневому давлению вода и растворённые в ней минеральные вещества поднимаются вверх от корны к другим частям растения.

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

Окрасилась древесина стебля§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.

3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток – члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.

4. Зарисуйте срезы.§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам, расположенным в древесине стебля растения.

Вопросы в конце параграфа

1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?

Сосудистые пучки, или сосудисто-волокнистые пучки, это группа проходящих рядом сосудов и окруженных прочными волокнами механической ткани.

По сосудисто-волокнистым пучкам вода с растворёнными в ней минеральными солями поднимается от корня вверх к другим частым растения.

2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?

Опыт, подтверждающий что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины проводится следующим образом:

  • Возьмём сосуд с водой и подкрасим воду в нём цветными чернилами.
  • Поставим в сосуд с подкрашенной водой побег какого-либо растения.
  • Посмотрим поперечный срез поставленного в воду побега через 2 – 4 суток.

Результат опыта: древесина ствола побега окрасилась в цвет использованных чернил.

Вывод: Растворы веществ, как и подкрашенная вода поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?

Вода поднимается вверх по сосудам стебля непрерывно благодаря процессу корневого давления и испарению: корневое давление подталкивает воду от корней вверх, а в процессе испарения в листьях и стеблях освобождается пространство для новых порций воды.

4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?

Опыт, подтверждающий, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба проводится следующим образом:

  • На стебле комнатного растения (фикуса, драцены и т.д.) сделать кольцевой надрез.
  • Удалить с поверхности стебля кольцо коры и обнажить древесину.
  • На стебле укрепить стеклянный цилиндр с водой.

Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом – кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.

Вывод: После срезания колька коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

5. Где запасаются органические вещества у разных растений?

Запас органических веществ у разных растений может образовываться:

  • в клетках плодов и семян;
  • в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корнеплодах, клубнях, луковицах и т.д.);
  • в сердцевине и древесине стебля (например, у деревьев и кустарников).

Подумайте

Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.

Да, знания о передвижении питательных веществ могут помочь управлять их развитием. Например, если обрезать боковые побеги у винограда или томата, то плоды на оставшихся ветках начинают получать большее количество органических веществ. Это позволяет увеличить урожайность растения и ускорить время созревания плодов.

Читайте также:  Состав для очищения сосудов

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания

Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите.

  • В первом стакане (семена оставлены сухими) семена не проросли потому, что у семян не было достаточно влаги.
  • Во втором стакане (с малым количеством воды в тёплом месте) семена хорошо проросли потому, что у семян было достаточно и воздуха, и влаги, и тепла.
  • В третьем стакане (много воды с крышкой) семена не проросли потому, что у них был переизбыток влаги и недостаток воздуха. Семена задохнулись.
  • В четвёртом стакане (немного воды и в холодном месте) семена не проросли потому, что им не хватило тепла. Семена могут прорастать только при определённой температуре воздуха, причем для каждого растения существуют свои идеальные условия.

Вывод: Для успешного прорастания семян необходимо обеспечить их достаточным количеством воздуха, влаги и комфортной температурой окружающей среды.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания для любознательных

Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Словарик

Сосудистые пучки – это группа сосудов растения (проводящая ткань) окруженная прочными волокнами механической ткани.

  • ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Источник

Цель урока: формирование у учащихся знаний о внутреннем строении стебля, о передвижении органических и минеральных веществ по стеблю.

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся знания о внутреннем строением стебля древесного растения на примере трехлетней ветки липы.
  2. Выяснить, как передвигаются по стеблю минеральные и органические вещества.
  3. Выяснить, что можно определить по годичным кольцам древесины.
  4. Продолжить формирование:
    • умения закладывать опыт и объяснять его результаты;
    • умений формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос;
    • умений находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма;
    • умений работать с текстом учебника;
    • бережного отношения учащихся к природе.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, интерактивная доска;
  • технологические карты урока;
  • веточки в стаканах с водой к практической работе;
  • спилы дерева;
  • презентация (см. Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

Гуляя по лесу или устраиваясь на пикник, вы случайно или специально сломали ветку или повредили стебель дерева, через некоторое время дерево начало чахнуть, засохли листья, веточки и дерево погибло. Почему это произошло? Как связаны между собой стебель и листья? Что есть такое важное в стебле? Что могло привести к гибели растение?

Учащиеся выдвигают гипотезы…

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать внутреннее строение стебля, а так же какая часть стебля связана с листьями.

Внутри стебель состоит из клеток, имеющих разное строение и выполняющих разные функции. Как называются такие клетки?…. Ткани.

Каждому учащемуся выдаются карточки с практикумом.

Практикум.

Теория.

Задание 1. Прочитайте учебник стр. 67-68, ответьте на вопросы и выполните задание.

Группа 1. Какие основные части стебля можно выделить на поперечном срезе стебля. Подпишите эти слои на слайде 2. Какая ткань образует камбий?

Группа 2. Что входит в состав коры? Подпишите эти части на рисунке на слайде 2. Какими тканями образованы эти части коры стебля?

Группа 3. Что входит в состав древесины? Подпишите эти части на рисунке на слайде 2. Какими тканями образована древесина стебля и сердцевина?

Учитель: Что же связывает между собою стебель и листья? Повреждение чего может привести к гибели всего растения?… Проводящая ткань. (Слайд 3)

Давайте вспомним:

– Чем образована проводящая система у растений?

– Какие вещества перемещаются по сосудам проводящей ткани?

– Откуда и куда?

– Это будет какой ток – восходящий или нисходящий?

– Какие вещества перемещаются по ситовидным трубкам проводящей ткани растений?

Читайте также:  Чистить сосуды чеснок мед клюква

– Откуда и куда?

– Это будет какой ток – восходящий или нисходящий?

– По каким слоям стебля перемещаются растворы органических и неорганических веществ? Где в стебле располагаются сосуды и ситовидные трубки?

– Как это можно доказать? (Слайд 4)

Задание 2. Выполнение практической работы «Передвижение по стеблю органических веществ». Обсуждение полученных результатов.

– Что доказывает распускание почек на всех ветках?

Почему у первой ветки (срезана кора, камбий до древесины) корни образовались над кольцом, а у второй (срезана кожица с пробковым слоем) – под кольцом?

Объяснение учителя. Стебель все время растет в толщину. Но если посмотреть на спил дерева, то можно увидеть, что кора гораздно тоньше, чем древесина. Почему? Камбий откладывает часть клеток в сторону луба – луб разрастается, и в сторону древесины – древесина также разрастается. Причем в сторону древесины откладывается больше клеток. Весной и летом клетки образуются крупные с тонкими оболочками, в конце лета – мелкие клетки с толстыми оболочками. Осенью и зимой клетки камбия не делятся вообще. Результат – образование годичных колец.

Задача. Если посмотреть на спилы, можно увидеть, что годичные кольца различаются количеством и толщиной. Что можно определить по годичным кольцам?

Мозговой штурм. (Слайды 5-7)

Алгоритм метода мозгового штурма

  1. Прочтите внимательно условия задач и предложите все возможные гипотезы в качестве решений. При выдвижении гипотез запрещается их критика.
  2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны и имеют под собой хотя бы частичное научное обоснование.
  3. Подготовьтесь озвучить выбранные гипотезы.

Учащиеся высказывают свои гипотезы. Подводится итог. Верные гипотезы записываются в тетрадь.

III. Закрепление знаний.

  1. Какие основные части можно выделить в стебле древесного растения?
  2. Какими тканями эти части стебля образованы?
  3. По какой части стебля перемещаются органические вещества и вода?
  4. По каким частям стебля перемещаются растворы минеральных веществ?
  5. Как образуются годичные кольца?
  6. Что можно узнать по годичным кольцам?
  7. Почему нельзя повреждать стебель растений?

Ответы на вопрос 2 стр.71 учебника.

Выполнение тестового задания. Ответы представлены на слайде 9.

Вариант 1.

Какой слой стебля представлен образовательной тканью?

А) Кожица. Б) луб В) Камбий. Г) Древесина.

2. Какие вещества образуют восходящий ток в растении?

А) Неорганические. Б) Органические.

3. По какому слою стебля проходит восходящий ток веществ в растении?

А) Луб. Б) Древесина. В) Сердцевина.

4. Восходящий ток веществ в растении происходит …

А) по ситовидным трубкам. Б) по сосудам.

5. В какую сторону камбий больше откладывает клеток?

А) В сторону луба. Б) В сторону древесины. В) В сторону сердцевины.

Вариант 2.

1. Какой слой стебля представлен запасающей тканью?

А) Кожица. Б) Луб. В) Камбий. Г) Древесина. Д) Сердцевина.

2. Какие вещества образуют нисходящий ток в растении?

А) Неорганические. Б) Органические.

3. По какому слою стебля проходит нисходящий ток веществ в растении?

А) Луб. Б) Древесина. В) Сердцевина.

4. Нисходящий ток в растении происходит …

А) по ситовидным трубкам. Б) по сосудам.

5. В какое время года камбий образует более крупные клетки древесины?

А) Осенью. Б) Весной. В) Зимой.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: п.22 , подумать и ответить на вопросы. (Слайд 8)

  1. Почему у растений не 2-3 ткани, а шесть?
  2. Почему ткани растений расположены в определенном порядке?
  3. Как можно объяснить подобный порядок расположения тканей?
  4. Какие ткани растений, по вашему мнению, имеют аналоги в животном мире, а какие нет и почему?

Источник

Урок 24. Передвижение воды, минеральных и органических веществ по стеблю

Цели: продолжить формирование представления о проводя- щей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; пока- зать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями.

Оборудование и материалы: комнатные растения, таблицы:

«Строение стебля», «Строение корня», «Строение листа», резуль- таты опытов, поставленных ранее.

Ключевые слова и понятия: нисходящий ток органических веществ, восходящий ток воды и минеральных веществ, сосуды древесины, ситовидные трубки луба.

Ход урока

I. Актуализация знаний

– Вставьте пропущенные слова в текст.

… – это осевая часть побега. По положению в пространстве выде- ляют … стебли, как, например, у пшеницы и кукурузы; вьющийся, как у … и …; … , как у гороха и фасоли. В поперечном сечении стебли могут быть … , ромбические, … , … и др.

Урок 24. Передвижение воды, минеральных и органических веществ

129

Стебли растений выполняют … функцию, … функцию, фотосинте- зирующую функцию и … функцию.

Стебель древесного растения покрыт … , которая защищает расте- ние от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Внутренняя часть коры – … – содержит ситовидные трубки. Основная их функция – проведение … от … к … . Между корой и … расположена образова- тельная ткань – … . За счет деления клеток … происходит рост стеб- ля растения … . По сосудам … вода и растворенные в ней … вещества перемещаются от … к … . Основная функция древесины состоит в … .

Читайте также:  Острые боли в глазах лопнутые сосуды

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя с элементами беседы

– Для начала вспомним, в чем заключается проводящая функ- ция стебля. (По стеблю перемещаются вода с растворенными в ней минеральными веществами и органические вещества.)

– Откуда и куда перемещается вода в стебле? (От корней к ли- стьям.)

– По каким структурам двигается вода в стебле? (По сосудам.)

– Где расположены сосуды? (В древесине.)

Итак, вода с растворенными в ней минеральными веществами перемещается от корней к листьям по сосудам древесины, т. е. это восходящий ток, так как он идет снизу вверх. Чтобы это проверить, давайте проделаем опыты.

2. Опыты

(На уроке учитель демонстрирует только результаты опыта, а условия описывает устно, так как на его проведение необходимо время.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СОСУДАМ ДРЕВЕСИНЫ (ВОСХОДЯЩИЙ ТОК)

Оборудование: живые побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева, стакан с водой, подкрашенной чернилами.

Ход опыта

1. Возьмем живую веточку липы и поставим ее в стакан с под- крашенной чернилами водой.

2. Через 3 ч достанем веточку, сделаем поперечный разрез и оценим результат.

Итог. Древесина, по сосудам которой идет восходящий ток воды с растворенными в ней минеральными веществами, окра- силась в цвет чернил, тогда как другие слои остались неокрашен- ными.

Вывод. Вода с растворенными в ней минеральными вещест- вами движется снизу вверх по сосудам древесины.

– А что будет, когда на побегах распустятся листья? (Жилки листьев окрасятся в цвет чернил, что доказывает поступле- ние минеральных веществ в листья.)

– А как можно убедиться в том, что органические вещества поступают с нисходящим током от листьев к корню? (Уча- щиеся высказывают свои предположения.)

Для этого проведем еще один опыт.

(На уроке демонстрируется только результат опыта.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЛИСТЬЕВ

К КОРНЯМ С НИСХОДЯЩИМ ТОКОМ

Оборудование: живые облиственные побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева или древесное комнатное растение (фикус, драцена или др.), стакан с водой или стеклянный цилиндр с плотно притертой пробкой.

Ход опыта

1. На нижней части ветки липы, тополя или комнатного расте- ния сделаем надрез и снимем часть коры с лубом (до древесины).

2. На другой ветке сделаем надрез, но снимем только кожицу с пробкой.

3. Обе веточки поставим в стакан с водой (если надрез был сделан на комнатном растении, поместим его в стеклянный ци- линдр с водой).

4. Выставим опытные образцы на освещенный подоконник. Итог. Через несколько недель на стебле, лишенном коры с лу- бом, чуть выше надреза образуется утолщение – наплыв. А на стеб- ле с неповрежденным лубом наплыв не образуется. А еще через некоторое время на первой веточке чуть выше надреза образуют- ся корни, на второй веточке корни образуются на конце побега. Вывод. На первой веточке вследствие нарушения проводящих пучков, по которым идет нисходящий ток органических веществ, образуется наплыв над надрезом. Придаточные корни развивают- ся тоже здесь, так как здесь есть органические вещества в доста- точном количестве. На второй веточке ситовидные трубки луба не были повреждены, вследствие этого питательные вещества благополучно поступали к концу побега, где образовались при- даточные корни. Соответственно, органические вещества переме- щаются с нисходящим током от листьев к корню по ситовидным

трубкам луба.

Итак, в стебле растения существует восходящий ток. Вода, поглощенная корнем, с растворенными в ней минеральными ве- ществами поднимается по сосудам древесины к надземным частям растения (листья, почки и т. д.). Кроме того, существует нисхо-

дящий ток. Органические вещества, образовавшиеся в листьях на свету, перемещаются по ситовидным трубкам луба к корням.

III. Закрепление знаний и умений

IV. Подведение итогов урока Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, устно ответить на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 20; учебник В.В. Пасечника § 37.)

Задание для учеников, интересующихся биологией. Попробовать дома самостоятельно проделать опыты, результаты которых на- блюдали на уроке.

Источник