Что такое бесовский сосуд
Приведу текст одного указа 1649 года. Язык, понятно, для большинства непривычный, но если постараться, то разобраться можно. А если давать “перевод”, точнее адаптированный текст, то будет не так интересно))):
“Ведомо де Государю учинилось, что в Сибири, в Тоболску и в иных Сибирских городех и в уездех, Mиpскиe всяких чинов люди, и жены их и дети, в воскресенье и в Господьские дни и великих Святых, во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми; и от тех сатаниных учеников в православных христианех учинилось многое неистовство: многие люди, забыв Бога и православную хрестьянскую веру, тем прелестником, скоморохом последствуют, на безчинное их прелщение сходятся по вечерам на позорища, и на улицах и на полях богомерзких их и скверных песней и всяких бесовских игр слушают, мужского и женского полу, в городех и в уездех, бывают со многим чародейством и волхованием и многих людей тем своим чародейством прелщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерзких баб в дом себе призывают и к малым детем, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхование и от правоверия православных крестьян отлучают; да в городех же и в уездех от прелестников и от малоумных людей делается бесовское сонмище, сходятся мнoгиe люди мужского и женского полу по зорям и в ночи чародействуют с солнычного схода перваго дни луны смотрят и в громное громление на реках и в озерах купаются, чают себе от того здравия, и с серебра умываются, и медведи водят и c собачками пляшут,
Скоморохи в деревне. картина Ф.Н. Рисса
и зернью и карты и шахматы и лодыгами играют, и чинят безчинное скакание и плясаше, и поют 6еcoвскиe песни, и на Святой недели жонки и девки на досках скачут; а о Рожестве Христове и до Богоявленьева дни, сходятся мужского и женского полу мнoгиe люди в бесовское сомнище, по дьяволской прелести, во многое бесовское действо, играют во всякие бесовские игры; а в навечерие Рожества Христова, и Васильева дни, и Богоявления Господня, клички бесовские кличут, Коледу и Таусень и Плуту; и многие человецы, неразумьем, веруют в сон, и в встречю, и в полаз, и в птичей грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылые, и празднословием и смехотворьем и кощунанием души свои губят такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себя личины и платье скоморожское, меж себя нарядя бесовскую кобылку водят и в таких позорищах своих мнoгиe люди в блуд впадывают, и незапною смертью умирают и в той прелести християне погибают, и с качели многие убиваются до смерти. Да в городех же и у уездных людей у многих бывают на свадбах всякие безчинники и сквернословцы и скоморохи, со всякими бесовскими игры, и уклоняются православные християне к бесовским прелестям и ко пьянству; а отцов духовных, и по приходом попов, а учителных людей наказанья не слушают, и за наказанье отцом духовным и приходским попом и учителным людем поругaниe и укоризну и безчестье и налог делают.
Скоморохи. П.А. Васнецов
И Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михаилович всеа
Pycии желея о православных христианех, велел о тех богомерзких делех заказ учинить, чтоб православные християяне от таковаго бесовскаго действа отстали; да тот его Государев указ велено изъ Тоболска отписать во все Сибирские городы и остроги Тоболского Розряду. И как к тебе ся память придет, и тебе б, по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Pycии указу, велеть быть въ Ирбитцкои слободе, у церькви, мирским попом, и всяким служилым людем, и пашенным крестьяном, и всяких чинов людем, и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел, и сей Государевъ указ велеть им вычитать не по одиножды, всем вслух, и приказать им, чтоб въ Ирбитцкой слободе мирскиe всяких чинов люди, и жены их и дети, в воскресенье и, в Гоcподьскиe дни и великих Святых к церквам Божиим, к пению, приходили и в церкви Божии стояли меж себя смирно, в церкви Божии, в пение, никаких речей не говорили и слушали бы церковнаго пения со страхом и со всяким благочестием, внимателно, и отцов своих духовных и учителных людей наказанья и ученья слушали, и от безмерного пьяного питья уклонилися и были в трезвости, и скоморохов с домрами и с гусльми и с волынками и со всякими играми, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцом и в дом к себе не призывали, и в первой день луны не смотрели, и в громъ на реках и в озерах не купалися, и с серебра по домом не умывалися, и олова и воску не лили, и зернью и карты и шахматы и лодыгами не играли, и медведей не водили и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили, и по ночам на улицах и на полях богомерзких и скверных песней не пели, и сами не плясали и в ладони не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулачных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качалися, и на досках мужской и женской пол не скакали, и личин на себя не накладывали, и кобылок бесовских не наряжали, и на свадбах безчинства и сквернословия не делали.
Скоморохи – фреска из собора Святой Софии.
А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и тебе б то все велеть выимать, и изломав те бесовские игры велеть жечь; а которые люди от того ото всего богомерзкого дела не отстанут и учнут впередь такова богомерзкого дела держаться, и тебе б, по Государеву указу, тем людем чинить наказанье: где такое в Ирбитцкой слободе безчиние объявится, или кто на кого такое безчинье скажет, и ты б тех людей велел бить батоги; а которые люди от такова безчиния не отстанут, и выймут у них таки
e богомерзкие игры вдругорядь, и ты б тех ослушников велел бить батоги. А однолично б тебъ сей Государев указ всяких чинов людем велеть прочести, по мнoгиe дни, чтоб о богомерзких и о чародейных играх всяких чинов людем было ведомо. А которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине втретие и вчетвертые, и ты б о том писал и тех ослушников с приставы присылал на Верхотурье”
А теперь осмотрели свое жилище – не завалялось ли у Вас где шахмат, или, хуже того, гуслей? А то придут от воеводы Рафа Всеволожского и в батоги…
Источник
Культура
-> Музыка
| Автор: Абубакирова Минсулу Мингалеевна | Добавлено: 2015-02-07
За последнее десятилетия заметно усилилось желание отдельных исследователей изучить историю русской домры. Сегодня, мы являемся свидетелями всё возрастающего его признания и популярности у нас в стране и за рубежом. Между тем, к сожалению, фундаментальных трудов в отечественной музыкальной науке, посвящённых этому музыкальному инструменту русского народа, недостаточно. За сто лет с начала изучения домры опубликовано большое количество разнообразных исследований. Наиболее интересные работы принадлежат В.В. Андрееву, Н.П. Будашкину, А.С. Каргину, Е.И. Максимову, М.И. Имханицкому. Тем не менее, в биографии этого инструмента осталось значительное количество «белых пятен».
К сожалению, об истории возникновения домры, точных сведений нет. О бытовании в далёкие времена на территории Руси домры говорят небольшие сведения, содержащиеся в старинных записях и в лубочных картинах. Некоторые историки полагают, что далеким предком русской домры явился восточный инструмент танбур, бытующий и поныне у народов Ближнего Востока, Азии и Закавказья, и что на Русь он был завезен в IХ—Х веках купцами, которые вели торговлю с этими народами. Точного описания и изображения домры не сохранилось. Инструменты подобного типа появились в те далекие времена не только на Руси, но и в других сопредельных государствах, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими народами и народами Востока. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, инструменты эти у разных народов стали называться по-разному: у грузин — пандури и чонгури, таджиков и узбеков думбрак, туркмен и узбеков — дутар, киргизов — комуз, азербайджанцев и армян — тар, саз, казахов и калмыков — домбра, монголов — домбур, украинцев— бандура и т. д., однако все они сохранили много общего в контурах формы, способах звукоизвлечения, устройстве и т. д.
Самое раннее упоминание о домре на Руси встречается в памятнике древнерусской письменности «Повесть временных лет». Относится упоминание к 1068 году. Автор « Повести», киевский монах Нестор, называет домру в связи с описанием народных гуляний, во время которых в центре всеобщего внимания оказывались бродячие музыканты скоморохи
Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Семен Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: “человек играет в домру” и “сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки, и в свирели, и в волынки, и в домры». Наибольшее распространение домра имела в 16-17 веках. В Москве была создана Государева потешная палата, которая располагала не только талантливыми музыкантами, певцами, сочинителями музыки, но и отличными музыкальными мастерами. Именно там были сконструированы разновидности домры (домришко, домра, домра басистая). К сожалению, ни одного образца этого инструмента до нас не дошло.
Известно, что упоминания о домре встречаются в указах, грамотах, посланиях 16 -17 в. как об инструменте скоморохов. Именно с домрой по городам и сёлам ходили весёлые балагуры – музыканты – скоморохи лет 400 тому назад. Однако как выглядела домра того времени точно сказать нельзя, потому что в 1648 году была объявлена бесовским инструментом.
Домра – «бесовской сосуд» скоморохов
В давние времена скоморохи играли на домрах косточками или пёрышками. Они были желанными гостями и на княжеском пиру и на простом деревенском празднике. Скоморохи пели и плясали, кувыркались, птичьим и звериным голосам подражали, сценки смешные разыгрывали и на инструменте играли.
Веселые, шуточные представления скоморохов не только развлекали народ. Уж больно скоморохи были смелыми. Слишком много позволяли себе говорить о правителях, высмеивали в своих представлениях жадность, глупость, злость. Царю и главным церковникам это, конечно, не нравилось. «Нечего, говорят, народ отвлекать и всякими не нужными песенками смущать». За это скоморохи подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и светской власти. Той же участи подвергались и народные музыкальные инструменты. В ХVII веке для домры наступили тяжёлые времена. Вышел царский указ «Скоморохам перед честным народом больше не выступать. Все музыкальные инструменты и домры, в том числе, у них отбирать, ломать и сжигать». «С самого крещения Руси… преследования эти отличались изрядной суровостью: например, не только за игру, но даже за слушание музыки виновные подвергались отлучению от церкви, – говорится в одной из работ об оркестре В. Андреева. В борьбе с «бесовскими» занятиями (так церковники называли игру на домре и других музыкальных инструментах) духовенство широко пользовалось поддержкой царя. Так, на протяжении менее чем ста лет (с 1470 по 1550) запрещалось играть на музыкальных инструментах в восьми царских указах.
В 1648 году был издан указ царя Алексея Михайловича, в которой узаконивались меры по отлучению народа от музыкальных инструментов: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вызымать и, изломав тс бесовские игры, велел сжечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держаться, и по нашему указу, тем людям велено делать наказанье.. велели бить батоги… а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу». [1, с. 177 -178]
Летом и осенью 1654 года по указанию патриарха Никона проводилось массовое изъятие у народа музыкальных инструментов. Однажды, пять телег полных инструментами были отправлены за Москву – реку и там сожжены. От инструментов, на которых умелые руки их создателей наигрывали веселые и грустные песни, наигрыши, плясовые, остались пепел да угли. Только в песнях да воспоминаниях осталась после тех костров знаменитая русская домра. На четыреста лет умолк её звонкий голос. Она исчезла. И последующая история домры начинается лишь в конце 19 века.
Второе рождение домры
Нашёлся всё-таки в российской глубинке инструмент, который был похож на домру! В 1895 году в Вятской губернии А.С. Мартыновым (участником андреевского кружка)был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, представлявшей собой одну из разновидностей балалайки, но не принятой за домру.
В. В. Андреев (организатор первого оркестра народных инструментов) путём сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нём давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году совместно с мастером-самородком Семёном Ивановичем Налимовым была изготовлена первая усовершенствованная домра. С имени В.В. Андреева начинается второе её рождение. В 1896 -1900 г.г. на основе этой домры В.В. Андреев в содружестве с Ф. С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство реконструированных 3-х струнных домр квартового строя (т.н. «разряд») – пикало, прима, альт, тенор, бас и контрабас. И сейчас на ней опять играют. Только не скоморохи, а музыканты оркестров русских народных инструментов. В 1908 году Г.П. Любимов вместе с мастером С.Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создали семейство 4-х струнных домр с квинтовым строем.
Источник
XVII век был уже временем упадка скоморошества, не выдержавшего совместных на него гонений светских и церковных властей.
Уже в первой половине XVII века правительство стало решительно пресекать светские увеселения, мотивируя это тем, что, как провозглашал Домострой еще в XVI веке, подобные грубые развлечения, будучи «бесовским угодием, лестью дьявола», развращают народ. В 1626 году по торгам и улицам Москвы был объявлен царский указ, запрещавший сходиться на «безлепицу» (нелепость) за Старым Ваганьковым. Из указа не видно, какова была увеселительная программа «безлепицы»; можно думать, что это было обычное гулянье, где выступали скоморохи.
В 1648 году по Москве и городам был разослан новый указ, которым объявлялась война всем известным тогда видам развлечений — от скоморошеских игр и кулачных боев до качелей.
Патриарх Иоасаф велел на улицах отнимать у скоморохов и разбивать все музыкальные инструменты; затем, запретив вообще всем инструментальную музыку, он отобрал в частных домах много инструментов, которые на пяти возах были вывезены за Москву-реку и сожжены на Болоте.
При Алексее Михайловиче «гудебные бесовские сосуды» (музыкальные инструменты) и «хари» (маски) предписывалось всюду отбирать и жечь, а для нарушителей запретов, наложенных на увеселения, были установлены тяжелые кары: батоги, опала, ссылка. Спасаясь от преследований, скоморохи убегали на окраины государства, преимущественно на север. Крутые меры, применявшиеся весьма энергично, достигли, по крайней мере в отношении скоморошества, своей цели.
Известное влияние на упадок скоморошества (помимо гонений) имело также и то обстоятельство, что и XVII веке скоморохи, жившие при дворах царя и боярской знати, были вытеснены придворными музыкантами, жонглерами и канатными плясунами. Последние, в свою очередь, уступили в дальнейшем свое место актерам профессионального театра. «Скоморох с этого времени становится отжившею свой век, исторической личностью, хотя все отрасли его потешной деятельности продолжают и ныне жить и практиковаться в народе».
Действительно, следы искусства скоморохов сохранились в фольклоре до недавнего времени (свадебные обряды, народная драма, театр «Петрушки» и пр.). Как ни элементарно было искусство скоморохов, оно в течение многих веков служило, пожалуй, главной формой развлечения и утехи для народа.
В теплое время года слободские девушки с песнями водили хороводы, забавлялись качанием на «колыхалках»; весной ходили на деревянный Москворецкий мост гадать о женихах, бросая для этого венки на воду.
Зимой, на так называемые святки (рождественские праздники), устраивали маскарады, сопровождавшиеся безоглядным весельем. На улицах появлялись тогда «ряженые» — мужчины и женщины в масках и разнообразных костюмах. Судя по негодующим словам указа патриарха Иоакима (1684 г.), тут с пляской и пением выступали «косматые, надевшие бесовские и кумирские личины (маски) и иными бесовскими ухищрениями содеянные образы».
Летние увеселения слобожанок. С гравюры середины XVII века
Очень популярно было «вождение кобылки» — отголосок какого-то забытого языческого обряда, в грамоте 1649 года названное «бесовским». В святочных маскарадах всегда выступали халдеи, участники «пещного действа». Халдеи, в шутовском наряде, в деревянных раскрашенных шляпах, бегали по улицам, пугали прохожих особым потешным огнем, поджигали мужчинам бороды. Не желавший подвергаться подобным шуткам должен был платить копейку. Так как ряженые считались «нечистыми», то халдеи в праздник «крещения» должны были очищаться водой, купаясь в проруби. На масленице, за которой следовал семинедельный пост — «старый хрен с горькой редькой, толокном и пареной репкой», молодежь увеселялась катаньем с гор. В последний день масленицы во многих слободах (как это бывало и в деревнях) устраивались целые шутовские «поезда» с ряжеными; на дровнях возили «горохового шута», тешившего народ различными прибаутками, возили соломенное чучело, похожее на женщину с распущенными волосами, которое потом сжигали в полночь,— это называлось «провожать масленицу».
Одним из главных развлечений во время масленицы была борьба разного вида: простая борьба «в схватку»; охотничья борьба, когда брали друг друга за плечи или ворот двумя, а чаще одной рукой, стремясь ударить противника о свое бедро и, несколько приподняв его вверх, бросить на землю. До нас дошла народная картинка XVIII века, изображающая этот вид борьбы, большими искусниками которой были цыгане. Существовал еще особый вид борьбы, специально московский, когда покосив противника набок, вместе с тем подбивали ему носком своей правой ноги его левую ногу и таким способом мгновенно опрокидывали на землю. Память об этом виде борьбы сохранилась в поговорке: «Матушка Моква бьет, родимая, с носка». За постом вскоре наступало теплое время, приходил семик, древний праздник, когдa жилища украшались березками («зеленые святки»), девушки завивали венки («чей венок до троицына дня разовьется, той и замуж в том году выйти»), вешали их на дерево, плясали и пели песни. Затем приходил «Иван Купала» с его кострами и гаданием. Все эти семицкие, троицкие, купальские и другие игры, отголосок древних языческих игрищ, к которым были приурочены новые, христианские праздники, сопровождались хороводными песнями.
Кроме таких чисто народных развлечений, существовали еще зрелища официального характера, привлекавшие к себе целые толпы посадско-слободского люда. Таковы были торжественные въезды в Москву иноземных послов, их пышные шествия на прием в Кремль, блестящие выезды царей и большие церковные процессии. В XVIII веке все публичные гулянья в первопрестольной происходили на тех же местах, что и в XVII веке. Так же, как и тогда, они приурочивались к приходским праздникам и сопровождались иногда небольшими ярмарками. В XVIII веке в Москве таких народных гуляний было не менее двадцати пяти.
Любительская борьба. С лубочной картинки первой половины XVIII века
«Не все гулянья,— говорит Забелин,— были многолюдны, но все отличались более или менее общим характером, который обнаруживался и во внешнем устройстве каждого гулянья и в народных увеселениях. Вообще гулянья этого времени во многом еще сохраняли те первобытные черты, в которых вполне отразилась старинная жизнь со всеми особенностями и оттенками. С полною свободою и полным разгулом народ предавался своим родным забавам и увеселениям».
Общегородское масленичное гулянье при Петре I было сосредоточено в селе Покровском и в Елохове, около Разгуляя (гулянье в Покровском обычно открывал сам Петр, когда находился в Москве). На масленой для народа строились катальные горы в Покровском, на Москве-реке, на Трубе и особенно на Неглинной, где теперь Александровский сад. Существует интересная зарисовка масленичного катанья на Неглинной, сделанная в конце XVIII века Делабартом. В общем в первой половине XVIII века народные гулянья мало чем отличались от прежних, хотя уже были и кое-какие нововведения. Самым наглядным признаком всякого гулянья были теперь шатры, палатки и шалаши, крытые рогожами и лубком. Заметнее других был высокий шатер, известный под именем колокола, верх которого украшался флагом; внутри стояли столы с бочонками и разной питейной посудой, в том числе плошками и крючками. Это была мера, которой водка продавалась вразлив, и потому тогда давали не «на чай», не «на водку», а «на крючок». В продаже появились тогда сбитень и хмельная буза, продававшиеся на особых столах и вразнос. В палатках торговали орехами, пряниками, стручками, разносчики предлагали пироги, калачи и пр. На всех гуляньях были качели — круглые (колыхалки) и прямые на веревках.
Кроме козы и ученых медведей, в XVIII веке на гуляньях фигурируют ученые собаки, начинают даваться балаганные представления, называвшиеся лубочными, главным персонажем которых был паяц, шут, подчас говоривший очень смело. Актерами были мастеровые, фабричные и «господские люди».
К числу новшеств народных гуляний XVIII века относятся хоры «птичьих высвистов». Простые крестьяне доставляли иногда целые хоры самых разнообразных птичьих голосов, начиная с соловья и кончая малиновской; некоторые хоры достигали изумительного совершенства.
На гуляньях XVIII века по-прежнему процветала кукольная комедия, теперь называвшаяся «раек» и сопровождавшаяся «балагурством». «Нигде, может быть,— замечает Забелин,— не высказывался русский человек так метко и с таким юмором, как в этих объяснениях и пояснениях раечных картинок, которые сами по себе большею частью не имеют никакого значения, но получают совершенно неожиданные краски при бойком, метком, а иногда весьма остроумном пояснении».
Предыдущая |
Оглавление |
Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку “g+1”.
Источник