Что такое гудебные сосуды

Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси

Воспоминания о пирах при князе Владимире Святославиче надолго сохранились в русском народе. Во время пиров пели величальные песни в честь князей и дружины. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов – игрой на музыкальных инструментах, играми, плясками. В литературе XI-XII вв. есть немало разных свидетельств о княжеской культуре того времени. Например, в одном эпизоде жития Феодосия Печерского рассказывается о том, как он посетил дом князя Святослава во время пира, услышал там музыку, увидел игры скоморохов: “Одни играли на гуслях, иные на музыкальных инструментах, иные на органах – и так все веселились и играли перед князем по обычаю”1. Такие увеселения княжеского двора были обычными на Руси, они нашли отражение во фресках княжеского Софийского собора в Киеве, построенного в XI в. при Ярославе Мудром. В башне на княжеской лестнице, ведущей на хоры, где находилась во время богослужения княжеская семья, изображены картины светской жизни, среди которых и игра скоморохов на разных инструментах. На фреске запечатлена группа исполнителей на духовых инструментах – флейте, трубах, струнном щипковом инструменте, органе. “Состав инструментального ансамбля, изображенный на фреске Киевского собора, типичен для византийского дворцового обихода, где широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и флейтами”2. На одной из фресок изображен музыкант, играющий на смычковом струнном инструменте типа фиделя.

Влияние Византии было ощутимо не только в церкви, но и в княжеском быту, ориентированном на византийскую придворную культуру. Так, например, скоморошество на Руси возникло не без влияния византийского придворного искусства актеров-мимов. Первоначально скоморошество входит только в княжеский обычай и ассоциируется с византийской придворной культурой. Это – главная причина, позволившая изобразить скоморохов на фреске в киевской Софии, фресках Мелётова (Псковская обл.), деятельность которых, по утверждению многих исследователей, связана с жизнью византийского императорского двора3.

Скоморошество как вид придворного искусства в культурном сознании постепенно сливается с языческими игрищами. Начинается борьба со скоморошеством под знаком борьбы с язычеством. Не только скоморошество, но и слушание песен рассматривается как тяжкий грех.

Борьба с музыкальными увеселениями скоморохов и инструментами, сопровождавшими их, происходила на протяжении всего русского Средневековья. Она отразилась во многих литературных памятниках начиная с XI и вплоть до середины XVII в., где музыкальные инструменты выступают предметом идолослужения, бесовским атрибутом. Например, в житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах – “ударища в сопели и в гусли и в бубны”4. Эти музыкальные инструменты связывались с язычеством, дьявольским искушением, и церковь боролась с ними всеми мерами, вплоть до запрещения законодательным порядком в XVII в. Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещают всякие игрища “и в гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища и пляски, а вместе с ними и игры в кости, шахматы и камни”5. Несмотря на этот запрет, во всех слоях русского общества скоморохи пользовались популярностью.

Иван Грозный любил слушать музыку скоморохов и даже, по словам А. М. Курбского, участвовал в их плясках во время пиров6. Скоморохов он набирал в Новгороде и “по всем городам и волостям”, о чем свидетельствует Вторая Новгородская летопись7, но к искусству скоморохов он относился как низменному, холопскому8. Борьба церкви со скоморохами и скоморошьими инструментами продолжалась долго. Она закончилась запрещением скоморохов, когда в государственном порядке, царским указом они были изгнаны, а музыкальные инструменты было велено уничтожить. Голштинский путешественник Адам Олеарий пишет о том, как патриарх “велел разбить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены”9. В новгородских раскопках ежегодно находят музыкальные инструменты всех видов, во всех слоях раскопок. Так, в сезон археологических раскопок 2003 г. было обнаружено более сорока свидетельств хозяйственных, сигнальных и собственно музыкальных инструментов. Среди них погремушки, била, шумящие подвески, бронзовые бубенчики, варган, бубна, брунчалка, гусли, гудок, изображения гудеца с псалтирем и др10.

Однако такое отношение было не ко всем инструментам. Инструментарий Древней Руси был обширен, и, как отмечает Ю. В. Келдыш, “музыкальные инструменты различались не только по типу и структуре, но и по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни, по их, так сказать, “социальному рангу””11. Условно можно разделить древнерусские инструменты на “высокие” и “низкие”. К первой категории относилась труба, призывавшая воинов на рать, ей противопоставляли сопели и народные гусли. В древнерусской учительной литературе труба, “собирающая воинов”, сравнивалась с молитвой, собирающей ангелов божиих, а сопели и простонародные гусли считались “орудиями”, “собирающими бесстыдных бесов”.

Очень эффектно изображен пастух с трубой на псковской иконе Рождества Христова XVI в. из Русского музея.

Дифференциация музыкальных инструментов на высокие и низкие, очевидно, была связана с тем, что часть инструментов в древности имела культовое назначение и употреблялась в ветхозаветном богослужении. В Хлудовской псалтири XIII в. на миниатюре “Давид-царь составляет псалтирь” изображен Давид с псалтирью и множество музыкантов. Другие же были связаны с языческими ритуалами и игрищами. Так, в Псалтыри Давида – этой столь широко распространенной в эпоху средневековья книге – названы все инструменты, которыми сопровождалось древнееврейское славословие. На Руси они считались “высокими” инструментами. Последний псалом Псалтыри содержит призыв воздавать хвалу Всевышнему “звуком трубным”, “на псалтыри и гуслях”, “с тимпаном и ликами”, “на струнах и органе”, “на звучных кимвалах”, “на кимвалах громогласных”. В миниатюрах Киевской псалтыри (1397 г.)12 есть изображения Давида, поющего псалмы. Давид, играющий на псалтыри, струнном инструменте гусельного типа, нередко встречается в миниатюрах певческих рукописей Октоиха, Ирмолога.

В Древней Руси существовало два изначальных понятия – мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись, мусикией называлась только инструментальная музыка. Игра на струнных музыкальных инструментах называлась гудением, на духовых – сопением. Игра нередко сопровождала пение. Инструментальная музыка звучала на Руси с языческих времен и на протяжении всего средневековья. Некоторые старинные инструменты остались в народной музыке и по сей день.

Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах – в придворном, княжеском быту, обязательны барабаны в ратном деле и множество разных народных инструментов. Народный инструментарий был богат и разнообразен. Особенно здесь выделялись гусли – как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы. Гусляры-сказители были людьми почитаемыми. Об одном из них – сказителе Бояне – повествуется в выдающемся памятнике древнерусской литературы, “Слове о полку Игореве”. Боян, слагавший славы, сказания, песни, пел, сопровождая их игрой на гуслях. Автор “Слова о полку Игореве” рисует вдохновенный образ сказителя: персты свои он возлагал на струны, и струны, словно живые, под его пальцами сами рокотали славу князьям Ярославу и Мстиславу13.

Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол, прообразом этих слав были византийские аккламации – придворный обычай величания византийского императора. В Московской Руси в эпоху позднего Средневековья на их место пришли “Заздравные чаши” – многолетствования царям, князьям, патриархам.

Очень интересно изображение ансамбля инструментов в Букваре Кариона Истомина, составленного в 1692 г. для сына Петра царевича Алексея. Славянская буква пси (y) иллюстрируется изображением нотной псалтыри, рядом со скрипачом с надписью “Псалмы”, а также между скрипачом и гусляром, и изображением книги с надписью “Псалтырь”.

“Пение Сладкое” псалмов здесь сопровождается игрой на музыкальных инструментах. “Муси´ка” изображена в виде квартета музыкантов, во главе которых гуслист. Подобно пророку Давиду, он сидит на возвышении, своеобразном троне, и играет вместе со скрипачом, флейтистом и бандуристом. Это символическое изображение псалтыри как ансамбля музыкантов по сути близко к миниатюре “Давид составляет псалтирь” из Новгородской (Хлудовской) псалтири XIII в.

Сноски:

1. Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 50.

2. Ройзман Л. Н. Орган в истории русской музыкальной культуры. М., 1979. С. 21.

3. См. об этом в кн.: Успенский Б. А. Языковая культура Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка. М., 1983. С. 32; Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей. Ч. 1 // Псков в российской и европейской истории: (К 1100-летию первого летописного упоминания). Т. 1. М., 2003. С. 224-234; Коляда Е. И. Музыкальные инструменты в Библии. С. 181; Тоцкая И. Ф., Заярудный А. М. Музыканты на фреске “Скоморохи в Софии Киевской” // Древнерусское искусство. М., 1988.

4. ПСРЛ. Т. 1. М., 1962. Стб. 192-193.

5. Стоглав. М., 1863. С. 79, 135-136, 261-263.

6. Сочинения князя Курбского. Т. 1 // Русская историческая библиотека. Вып. 31. СПб., 1914. Стб. 279.

7. Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 107.

8. См.: Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889. С. 168.

9. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 325- 326.

10. Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей. Ч. 1 // Псков в российской и европейской истории. Т. 1. М., 2003. С. 224-235.

11. Келдыш Ю. В. История русской музыки: В 10 т. Т. 1. С. 66-67.

12. См.: Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской Псалтыри // Киевская Псалтырь. М., 1978; Поветкин В. И. “Русский” изобразительный канон на музыкальные инструменты // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1990. С. 136-159.

13. Слово о полку Игореве / Пер. В. И. Стеллецкого Л., 1953. С. 157.

© Все права защищены https://www.portal-slovo.ru

Читайте также:  Лопнул сосуд в пальце палец посинел

Источник

Ранние формы светской профессиональной музыки

Древняя Русь

О свет­ских фор­мах древ­не­рус­ской муз. куль­ту­ры (9-16 вв.) мож­но су­дить по упо­ми­на­ни­ям в ле­то­пи­сях (на­чи­ная с «По­вес­ти вре­мен­ных лет», 1110-е гг.) и др. па­мят­ни­ках ли­те­ра­ту­ры (жи­тия, про­по­ве­ди, по­сла­ния), ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных до­ку­мен­тах (корм­чие кни­ги, ус­тав­ные и дар­ст­вен­ные грамо­ты), по сви­де­тель­ст­вам ино­стран­ных ис­то­ри­ков, пу­те­ше­ст­вен­ни­ков, по­слов. О су­ще­ст­во­ва­нии ори­ги­наль­ной ин­ст­ру­мен­таль­ной тра­ди­ции и со­от­вет­ст­во­вав­ших ей форм муз. куль­ту­ры сви­де­тель­ст­ву­ют ар­хео­ло­ги­че­ские ма­те­риалы из Нов­го­ро­да [фраг­мен­ты гус­лей, смы­ков (гуд­ков), со­пе­лей, най­ден­ные в куль­тур­ных сло­ях 11-15 вв.], Ста­рой Ря­за­ни (ри­ту­аль­ные ру­саль­ные брас­леты 12-13 вв. с изо­бра­же­ни­ем пля­су­ньи и гус­ля­ра). Ис­точ­ни­ка­ми све­де­ний яв­ля­ют­ся так­же па­мят­ни­ки уст­ной музы­каль­но-по­эти­че­ской куль­ту­ры, гл. обр. бы­ли­ны, и изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва – фре­ски, ико­ны, ми­ниа­тю­ры ли­це­вых ле­то­пи­сей (Рад­зи­вил­лов­ская, 15 в., Ни­ко­нов­ская, 16 в.), за­став­ки нов­го­род­ских ру­ко­пис­ных книг 14 в.

Изо­бра­же­ния ви­зан­тий­ских му­зы­кан­тов с ин­ст­ру­мен­та­ми на фре­ске Со­фий­ско­го со­бо­ра в Кие­ве (1037) сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что на Ру­си бы­ли из­вест­ны фор­мы свет­ско­го му­зи­ци­ро­ва­ния Ви­зан­тии. В то же вре­мя не­ко­то­рые ­виды про­фес­сио­наль­но­го му­зы­каль­но­го твор­че­ст­ва, ха­рак­тер­ные для Древ­ней Ру­си, име­ют свои ана­ло­ги в За­пад­ной Ев­ро­пе, что объ­яс­ня­ет­ся не столь­ко ис­то­ри­че­ски – вза­им­ны­ми влия­ния­ми, сколь­ко ти­по­ло­ги­че­ски – общ­но­стью функ­ций свет­ской муз. куль­ту­ры в жиз­ни фео­даль­ных го­су­дарств. Так, тра­ди­ция про­фес­сио­наль­ных пев­цов-ска­зи­те­лей, слу­жив­ших при ве­ли­ко­кня­же­ском дво­ре, близ­ка скан­ди­нав­ским скаль­дам, кельт­ским бар­дам. Ти­пич­но рус. яв­ле­ние ско­мо­ро­ше­ст­ва – на­цио­наль­ная раз­но­вид­ность куль­ту­ры ме­не­ст­рель­но­го ти­па, ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ной в Ев­ро­пе в Сред­ние ве­ка.

В Древ­не­рус­ском го­су­дар­ст­ве му­зы­ка име­ла ряд при­клад­ных функ­ций, свя­зан­ных с во­ен­ной жиз­нью, гра­ж­дан­ски­ми об­ря­да­ми, кня­же­ским и бо­яр­ским бы­том. В рат­ном де­ле ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись ду­хо­вые и удар­ные ин­ст­ру­мен­ты. Тру­ба, рог, сур­на, со­пель, по­сви­стель, буб­ны, ту­лум­бас, на­бат при­ме­ня­лись для пе­ре­да­чи сиг­на­лов и, кро­ме то­го, мог­ли соз­да­вать уст­ра­шающий шум во вре­мя на­сту­п­ле­ний и штур­мов. Рат­ные ин­ст­ру­мен­ты зву­ча­ли и во вре­мя тор­же­ст­вен­ных при­двор­ных це­ре­мо­ний. Этот обы­чай на­шёл про­дол­же­ние в пе­ри­од цен­тра­ли­за­ции го­су­дарст­ва во­круг Мо­ск­вы (14-16 вв.), когда ус­та­но­ви­лись мно­го­люд­ные, от­ли­чав­шие­ся де­ко­ра­тив­ной пыш­но­стью при­двор­ные це­ре­мо­нии: цар­ские «тру­ба­чеи», «сур­на­чеи», «на­кра­чеи», «ли­тавр­щи­ки» (ис­пол­ни­те­ли на на­крах, ли­тав­рах) мог­ли со­би­рать­ся на них в ко­ли­че­ст­ве св. 100 че­ло­век.

Читайте также:  Какие продукты укрепляет кровеносные сосуды

Му­зы­ка при кня­же­ских дво­рах бы­ла так­же пред­став­ле­на пев­ца­ми-ска­зи­те­ля­ми и «пес­но­твор­ца­ми», про­слав­ляв­ши­ми бое­вые под­ви­ги кня­зей и их дру­жин, со­про­во­ж­дая пе­ние иг­рой на гус­лях. Пред­ста­ви­те­лем этой тра­ди­ции был Бо­ян, об­раз ко­то­ро­го за­пе­чат­лён в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» (кон. 12 в.). Пред­по­ло­жи­тель­но, соз­дате­ли «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве», «За­дон­щи­ны» (кон. 14 в.), «Ска­за­ния о Ма­мае­вом по­бои­ще» (1-я четв. 15 в.) бы­ли не толь­ко по­эта­ми, но и ска­зи­теля­ми. Твор­че­ст­во про­фес­сио­наль­ных пев­цов-ска­зи­те­лей бы­ло тес­но свя­за­но с бы­лин­ной тра­ди­ци­ей (см. ст. Му­зы­каль­ный фольк­лор: ре­гио­наль­ные осо­бен­но­сти).

Фольк­лор­ное про­ис­хо­ж­де­ние оп­ре­деля­ет и муз. са­мо­быт­ность ско­мо­ро­ше­ст­ва – наи­бо­лее зна­чи­тель­но­го для Ру­си ви­да свет­ско­го про­фес­сио­наль­но­го твор­че­ст­ва. Ско­мо­рох как тип сред­не­ве­ко­во­го син­кре­ти­че­ско­го ак­тё­ра объ­е­ди­нял ис­кус­ст­во ли­це­дея с уме­ни­ем петь и вла­де­ни­ем ин­ст­ру­мен­та­ми (ле­то­пис­ные «гу­деб­ные со­су­ды»), сре­ди ко­то­рых – гус­ли, смы­ки (гуд­ки), дом­ры, во­лын­ки, буб­ны, сви­ре­ли, со­пе­ли, «ар­га­ны» (воз­мож­но, вар­га­ны). Ско­мо­ро­хи бро­ди­ли по го­ро­дам и сё­лам, да­вая пред­став­ле­ния на ули­цах. На­ря­ду с бро­дя­чи­ми су­ще­ст­во­ва­ли «слу­жи­лые» ско­мо­ро­хи; на­хо­дясь на кня­же­ской служ­бе, они мог­ли со­став­лять ан­самб­ли пев­цов и ин­ст­ру­мен­та­ли­стов. «Жи­тие пре­по­доб­но­го Фео­до­сия, игу­ме­на Пе­чер­ско­го» сви­де­тель­ст­ву­ет, что в 11 в. в Кие­ве этот вид раз­вле­че­ний имел ре­гу­ляр­ный ха­рак­тер. «Сто­глав» (1551) кон­ста­ти­ру­ет со­блю­де­ние «в Тро­иц­кую суб­бо­ту» древ­не­го обы­чая справ­лять «бе­со­в­ские» триз­ны на жаль­ни­ках (клад­би­щах) с уча­сти­ем пою­щих и пля­шу­щих ско­мо­ро­хов и «гуд­цов».

Со ско­мо­ро­ха­ми бы­ла тра­ди­ци­он­но свя­за­на цар­ская «по­те­ха», и с об­ра­зо­ва­ни­ем цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ст­ва луч­ших из них ста­ли сво­зить ко дво­ру. Так, в 1571 по ука­зу Ива­на IV Гроз­но­го боль­шие их груп­пы бы­ли дос­тав­ле­ны в Мо­ск­ву из Нов­го­ро­да. Первые сведения об игре на инструментах при дворе мос­ковских государей восходят к кон. 15 в.: в 1490 ко двору Ива­на III был вызван­ из-за границы «арганный игрец» для налаживания орган­ной «по­техи». В кон. 16 в. в подарок Фёдору Ивановичу вместе с органами во дво­рец бы­ли привезены из Европы и клавикорды.

Читайте также:  Чеснок мед лимон водка для чистки сосудов рецепт

Ско­мо­ро­ше­ст­во ас­со­ции­ро­ва­лось цер­ко­вью с язы­че­ст­вом и по­то­му счи­та­лось «бо­го­мерз­ким де­лом»: «…или сви­рец, или гу­дец, или смы­чек, или пля­сец… да от­верг­нуть (от церк­ви)» (Ря­зан­ская корм­чая 1284). В сер. 17 в. го­не­ния на ско­мо­ро­хов уси­ли­лись. Со­глас­но ука­зу Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча «Об ис­прав­ле­нии нра­вов и унич­то­же­нии суе­ве­рия» (1648) мно­же­ст­во ско­мо­рошь­их ин­ст­ру­мен­тов бы­ло со­жже­но, боль­шин­ст­во ско­мо­ро­хов ока­за­лось вы­се­лен­ным из цен­траль­ных об­лас­тей на се­вер. В 17 в. ско­мо­ро­ше­ст­во как са­мо­стоя­тель­ный вид свет­ской куль­ту­ры окон­чи­ло су­ще­ст­во­ва­ние.

Светская музыка 2-й половины 17 века

Ини­ции­руя го­не­ния на ско­мо­ро­хов, цер­ковь спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ви­тию иных форм свет­ско­го му­зи­ци­ро­ва­ния, опи­рав­ших­ся на тра­ди­ции пра­во­слав­ной ду­хов­ной му­зы­ки. Ещё при Ива­не III в Мо­ск­ве был ос­но­ван хор (1479), дав­ший на­ча­ло хо­ру Го­су­да­ре­вых пев­чих дья­ков (с 1703 в С.-Пе­тер­бур­ге). Пев­чие дья­ки уча­ст­во­ва­ли в бо­го­слу­же­ни­ях в двор­цо­вых хра­мах, в тор­же­ст­вен­ных при­двор­ных це­ре­мо­ни­ях и со­про­во­ж­да­ли ца­ря в по­хо­дах. С дея­тель­но­стью хора Го­су­да­ре­вых пев­чих дья­ков свя­зан рас­цвет оте­че­ст­вен­ной шко­лы в жан­ре мно­го­го­лос­но­го пар­тес­но­го кон­цер­та.

Во 2-й пол. 17 в. сна­ча­ла в кру­гах духо­вен­ст­ва и мо­на­стыр­ско­го на­се­ле­ния, за­тем в свет­ской сре­де по­лу­чил рас­про­стра­не­ние кант – мно­го­го­лос­ная пес­ня на сво­бод­но трак­то­ван­ные ре­ли­ги­оз­ные сю­же­ты, пред­на­зна­чен­ная для «ду­хов­но­го уве­се­ле­ния» в до­маш­нем бы­ту. Про­об­ра­зом кан­та бы­ли поль­ские псаль­мы (про­изош­ли от ев­ро­пей­ско­го мо­те­та), при­шед­шие в Рос­сию че­рез Ук­раи­ну и Бе­ло­рус­сию. Сре­ди пер­вых ру­ко­пис­ных сбор­ни­ков кан­тов – «Псал­тирь риф­мо­твор­ная» Си­ме­о­на По­лоц­ко­го, по­ло­жен­ная на му­зы­ку пев­чим дья­ком В. Ти­то­вым (1680-е гг.) и под­не­сён­ная им цар­ской се­мье. Осо­бен­но­сти кан­та: 3-го­ло­сие с па­рал­лель­ным дви­же­ни­ем 2 верх­них го­ло­сов и ба­сом, создаю­щим гар­мо­ни­че­скую опо­ру, де­ле­ние му­зы­ки на стро­фы, со­от­вет­ст­вую­щее струк­ту­ре тек­стов сил­ла­би­че­ской по­эзии.

17 в. име­ет пе­ре­ход­ное зна­че­ние в муз. куль­ту­ре, для ко­то­рой на этом ­этапе ха­рак­тер­но по­сте­пен­ное, но не­уклонное уси­ле­ние ев­ро­пей­ских влия­ний, в т. ч. при­об­ще­ние к ев­ро­пей­ским фор­мам свет­ско­го му­зи­ци­ро­ва­ния. Так, в Го­су­да­ре­вой По­теш­ной па­ла­те в 17 в. иг­ра­ли как на ме­ст­ных, так и на за­пад­но­ев­ро­пей­ских ин­ст­ру­мен­тах – вио­лах, скрип­ках, кла­ве­си­не, ор­га­не. В цар­ст­во­ва­ние Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча (1613- 1645) на­ча­лось ак­тив­ное при­вле­че­ние на при­двор­ную служ­бу ев­ро­пей­ских му­зы­кан­тов. В 1630 из Гол­лан­дии бы­ли вы­пи­са­ны ор­ган­ные мас­те­ра бра­тья Лун. Во 2-й пол. 17 в. при дво­ре ра­бо­тал поль­ский ор­га­нист и ор­ган­ный мас­тер С. Гу­тов­ский, ко­то­рый, в ча­ст­но­сти, ус­та­но­вил ор­ган в Гра­но­ви­той па­ла­те Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. В сре­де про­све­щён­но­го бо­яр­ст­ва об­на­ру­жи­лись лю­би­те­ли «не­мец­кой» му­зы­ки: в хо­ромах А. С. Мат­вее­ва, Н. П. Ро­ма­но­ва поя­ви­лись ев­ро­пей­ские ин­ст­ру­мен­ты. До­маш­няя ка­пел­ла Мат­вее­ва при­ни­ма­ла уча­стие в со­про­во­ж­де­нии спек­так­лей пер­во­го рус­ско­го при­двор­но­го те­ат­ра (1672-76) (при этом для той же це­ли бы­ла при­гла­ше­на груп­па ис­пол­ни­те­лей из-за гра­ни­цы).

Источник