Что такое электровый сосуд
Madeleine
Высший разум
(131730)
13 лет назад
Электр – Это естественный сплав приблизительно 75% золота с 25% серебра и меди и другими металлами. Использовался для самых ранних монет, чеканенных в Лидии, а также во Франкском государстве.
Металл монет был двух видов: либо электр- естественный сплав золота в Малой Азии, либо серебро на острове Эгина и материковой Греции. Электр шел на чеканку монет потому, что в это время металлургия была развита еще слабо и люди не умели отделять золото от серебра, если они встречались вместе
Келермесское зеркало – общие и краткие соображения об обкладке келермесского зеркала и ее композиции. Обкладка зеркала была изготовлена из электра — сплава золота и серебра, сплав этот мог быть как природным («белое золото» , как назвал его Плиний Старший в книге «Естественной истории») , так и искусственным.
Известно, что во второй половине VII в. до н. э. Лидия раньше других государств Малой Азии начала чеканить свою первую — электровую — монету. В это же время при храме Артемиды в Эфесе, по примеру Лидии, также начали регулярно выпускать электровые монеты. Несколько позже свою монету стал чеканить Милет; сложилась «милетская» денежная система.
Для выпуска этих монет не случайно использовали электр — он встречался в природном виде на территории Малой Азии. Его добывали в рудниках, его намывали реки — по сообщению Страбона известно, что самородки электра находили на дне реки Пактол, воды которого приносили их, стекая с горы Тмол. Вот как описаны в «Географии» эта река и местность, по которой она протекает: «Сарды — большой город, хотя и возникший позднее Троянской войны, но все же древний, с сильно укрепленным акрополем… Над Сардами возвышается Тмол — плодоносная гора с наблюдательным пунктом на вершине… это постройка персов, откуда открывается вид на окрестные равнины, в особенности на равнину Каистра… Река Пактол течет с Тмола; в древние времена она была очень золотоносной, отчего, как говорят, так и прославилось богатство Креза и его предков. В настоящее время золотой песок пропал. Пактол впадает в Герм, который вливается в Гилл, называемый теперь Фригием… В 40 стадиях от города лежит озеро, называемое Гомером Гигея… Там находится святилище Артемиды Колоенской, которое считается великой святыней» В научной литературе давно было высказано предположение, что самые первые малоазийские монеты делались из металла, добытого именно из этой речки
Первый анализ образцов электра из Пактола был проделан С. Гольдштейном в 1969 г. в Чикмийском ядерном исследовательском центре г. Стамбула в Турции. Результаты никогда не были изданы, однако прозвучали в докладе на научной конференции, и полученные данные цитируют В образцах из Пактола процент серебра колебался от 17 до 24%, то есть на долю золота и других примесей приходится от 76 до 83%. Проделанные недавно анализы образцов природного металла и изделий, найденных при раскопках Сард, выявили целую серию экземпляров, процентное содержание золота в которых приблизительно равнялось 80%
https://stratum.ant.md/3_00/articles/vahtina/vahtina_02.htm можно прочитать здесь
ViN.
Мыслитель
(7331)
13 лет назад
Примерно в XVII–XVI вв. до Р. Х. был открыт особый сплав серебра и золота, называемый электром , — редкий и весьма ценный, он существует и в естественном состоянии.
ЭЛЕКТРОН, ЭЛЕКТР или белое золото — природный сплав золота и серебра, из которого чеканились самые древние лидийские и ионийские монеты (см. античные монетные системы). Позднее, с VI—IV вв. до н. э., из него чеканили монеты для крупной торговли города Малой Азии, в том числе Кизик, Фокея, Митилена (о. Лесбос), а также, на протяжении IV в.,—Сиракузы и Карфаген. Применение электрона в Малой Азии объясняется тем, что этот сплав существовал в природном виде в долине реки Пактола в Лидии, горах Тмола и Сипила. В античных источниках соотношение золота и серебра в составе электрона — 4:1 или 3:1. Новейшие анализы показали, что содержание чистого золота в монетах колеблется в пределах 16—69%. Несмотря на это, курс электровых монет был всегда устойчивым, независимо от процентного содержания золота и серебра. Из электрона, но уже искусственного, чеканились статеры боспорских царей, варварские подражания греческим монетам кельтских и кавказских племен.
Древние хорошо знали антимикробные свойства серебра. Они хранили воду в серебряных емкостях, предохраняя ее от скорой порчи в жарком климате. Некоторые сосуды изготавливались из сплава серебра и золота – электра. Электр выделяет в воду на два-три порядка больше ионов Ag+, чем чистое серебро.
Излюбленными материалами египтян были благородные металлы — золото, серебро, электр. Их нетленность сделала эти материалы синонимами вечности. Традиционно блеск золота отождествлялся с сиянием солнца, а мерцание серебра — с лунным светом. Значение электра — сплава золота и серебра — колебалось в зависимости от пропорционального соотношения этих металлов.
.Примеров неосознанного применения металлов в качестве талисманов можно привести предостаточно (вспомним медный пятачок под пятку), но все же лучше для исключения нежелательных последствий применять их осознанно. Особенно это относится к сплавам. К примеру электр (или электрон) символизирует единение духа и души, сознания и неосознанных эмоциональных побуждений.
Белоснежка
Мыслитель
(8827)
13 лет назад
Электр, название металлических сплавов. В древности электром называли соединение золота и серебра, которое встречается и в виде природного сплава. Когда в Лидии начали впервые чеканить монеты в 7 веке до н.э., электр использовали в его природном состоянии. Позже электр начали создавать искусственно, сплавляя золото с серебром. Доля золота в монетах из электра колеблется от 30 до 80% (согласно преданию, лидийцы при царе Крезе (600-546 гг. до н. э.) первыми стали применять чистое золото для чеканки монет). В настоящее время электром называют сплав легких металлов на основе магния.
Источник
Праща. Метание камней с помощью ручных пращей является древним способом боя, который и славяне, несомненно, применяли издавна. Первые документы об этом относятся к битве у Солуни в VII веке, 62 и способ метания не отличался тогда от способа, представлен ного на одной из сцен ковра из Байе 63. Общеславянским названием необходимого для метания приспособления было пракъ (порок) из первоначального порк. 64 Однако первоначально, в XII веке, это слово появляется как обозначение приспособления, при помощи которого метались большие камни при штурмах укрепленных городов. Панцирь. С несовершенством вооружения, которым воевали славяне еще в VI и VII веках, было связано и то, что у них в эту эпоху не было как металлических панцирей, так и металлических шлемов, помимо упомянутых выше исключений. Однако в конце языческого периода, в X и XI веках, панцири были уже широко известны и назывались бръня, броня. Это слово германского происхождения, производное от древневерхненемецкого brunja, нем. Brиnne, 65 что свидетельствует о заимствовании славянами этого вида вооружения у германцев, и именно в Каролингскую эпоху, тем более, что имеются прямые свидетельства эпохи Карла Великого, прямые запрещения Карла от 805 года, чтобы немцы не продавали славянам панцири: ut arma et brunias non ducant ad venundandum (см. выше, с. 386).
Кольчуга св. Вацлава (фото)
Тут речь идет о панцирях, сплетенных из небольших железных кружков, наподобие длинной рубахи с рукавами и воротником, какие найдены в Германии (целый, например, в Гаммертингене), а также в славянских погребениях ряда районов России 66 и представление о которых наилучшим образом дает нам панцирь св. Вацлава, хранимый в Праге в сокровищнице собора св. Витта. 67 Вацлав был убит братом Болеславом в 929 году.
Однако на основании всего этого еще нельзя утверждать, что этот вид брони германского происхождения. Подобного рода кольчатые лорики имели и римляне (lorica hamata) и галлы в эпоху Римской республики 68; с начала христианской эры кольчуги известны и на Востоке, и эти восточные панцири, согласно исследованию В. Розе 69, более сходны с германскими и славянскими, нежели с римской лорикой. Хотя доводы Розе требуют более точного обоснования, чем это сделано автором, и оставляют еще некоторые сомнения, но в целом Розе, по всей вероятности, прав, утверждая, что на создание германских и славянских панцирей наряду с римскими образцами оказал влияние в первую очередь Восток.
Наряду с кольчатыми панцирями к славянам попадали начиная с XII века панцири и другого вида — пластинчатые. В русской археологии наряду с состоящей из колец кольчугой (кольчуга от кольцо) различаются несколько видов других панцирей (бахтерец, юшман, зерцало, байдана, куяк). Но к рассмотрению данного вопроса это не относится.
Вооружение кочевника из кургана около Берестняги между Росавой и Днепром (по Бобринскому)
Славянские и восточные шлемы 1 — Градско; 2 — Моравия; 3 — Оломоуц; 4 — Черная могила; 5 — долина Днепра; 6 — Гнёздово; 7 — Таганча; 8 — Кубанская область; 9 — Берестняги (Ковалы); 10 — Гиш в Познани; 11 — коллекция Ягеллонского университета; 12 — станица Тифлисская на Кубани.
Шлем. Одновременно с панцирем у славян появился и металлический головной убор, для обозначения которого уже с X века славяне употребляли чужеземное название шлем, из древнегерманск. helm, готск. hilms. 70 Это конический шлем с наносником, возникший у германцев, вероятнее всего у готов, как подражание остроконечной восточной форме, которую мы можем проследить на Востоке начиная с древнейших времен и вплоть до сарматского и сасанидского вооружения. Образцы славянских шлемов подобного рода известны по ряду археологических находок, сделанных в Чехии, Польше и России 71; наилучшим из них является шлем из того же клада св. Вацлава в Праге. Судя по орнаменту наносника, этот шлем относится приблизительно к IX-X векам и вышел из скандинавской мастерской. 72 Однако наряду с этими шлемами на Руси уже в XI веке появились шлемы непосредственно восточной формы — продолговатые, заканчивающиеся вверху острым шпилем, украшенным иногда пером или флажком (еловец); с XII века эта форма стала на Руси господствую щей. (См. шлем из могилы русского воина в Таганче, рис. на с. 412. ) Находки железных масок, которыми снабжались иногда шлемы кочевников (рис. на с. 421), в славянских погребениях не обнаружены. Щит. Сначала щит изготовлялся только из крепкой кожи, из прутьев или из досок — к этому виду, вероятно, и применялось вначале славянское название щитъ. Под влиянием римских умбонов, большое количество которых встречено по всей Германии в могилах с трупосожжениями II—IV веков, германцы, а после них и славяне стали оковывать край щита металлом, а посередине его помещать умбон. У славян такие щиты появились, вероятнее всего, также в Каролингскую эпоху.
Железные умбоны из славянских погребений (Гнёздово; петербургские и приладожские курганы)
Щиты имели у славян широкое распространение. Они упоминаются уже в древнейшие времена, 73 а в X веке известно, например, что у польского князя было наряду с тяжело вооруженной дружиной 13 000 щитоносцев (clipeati) 74. Изготовление щитов было местным, и уже в XI веке известны деревни, названия которых, например Щитари, говорят, что здесь делались щиты. 75 Щиты XI и XII веков, изображенные на иконах, имеют, как правило, миндалевидную форму 76 и разукрашены разноцветными полосами, что было обычаем германцев. Король Индржих II угрожал в 1040 году чешским славянам: «Я покажу вам, сколько у меня разукрашенных щитов». 77
Находки умбонов редки, 78 и, очевидно, так же редки были и щиты, снабженные ими.
Источник
Куль-Оба[1]
22 сентября 1830 г. по приказу градоначальника Керчи И.А. Стемпковского в окрестности города была отправлена рота солдат для добычи камня на строительство новых городских зданий. В ходе разборки большого каменного холма работающие внезапно наткнулись на древнюю гробницу в виде квадратной камеры площадью в 20 кв. м, сложенной из огромных, тщательно отесанных известняковых блоков. Перекрывал ее ступенчатый (или «ложный») свод.
Илл. 4. Меч из Мелъгуновского кургана в золотых ножнах
Руководство расчисткой склепа взял на себя офицер Павел Дюбрюкс. Внутри гробницы он обнаружил три человеческих скелета. Главное захоронение, очевидно, принадлежало представителю знати[2], а, возможно, даже «царю». Его останки, облаченные в некогда роскошные одежды, были размещены на деревянном катафалке. О знатности и богатстве покойного свидетельствовали многочисленные золотые бляшки, нашитые на его одежду и войлочную шапку-башлык, а также изящные золотые браслеты для рук и ног и массивная золотая гривна весом более 400 г, скрученная жгутом из шести толстых проволок и украшенная на концах фигурками всадников-скифов. Рядом со скелетом лежали меч, лук и стрелы в футляре (горите), бронзовые с позолотой греческие поножи (кнемиды). Рукоять и ножны меча, а также горит были обложены золотыми пластинами с вытесненными на них фигурами зверей и фантастических животных. Неподалеку от оружия найдена прекрасная золотая чаша весом почти в 700 г, на которой изображения бородатой головы скифа чередовались с ужасными ликами Медузы Горгоны.
Илл. 5. Концы золотой гривны с фигурами скифских всадников. Курган Куль-Оба
Рядом с «царем» на каменном полу лежал скелет женщины, вероятно, жены или наложницы. Некогда ее тело покоилось в саркофаге из кипарисового дерева, украшенном резными пластинами из слоновой кости. На некоторых из них изображены сцены из древнегреческой мифологии (например, «Суд Париса») и эпизоды скифской охоты на зайцев. Наряд «царицы», так же как и наряд «царя», был расшит золотыми бляшками. Голову женщины украшала электровая[3] диадема и две тяжелые золотые серьги-подвески с изображением богини Афины. Здесь же удалось обнаружить и две пары других золотых подвесок – подлинных шедевров античного ювелирного искусства. Миниатюрные детали на них можно рассмотреть лишь через сильное увеличительное стекло – столь тонкой и тщательной была работа древних ювелиров. В изображениях одной из пар подвесок можно узнать сцену из гомеровской «Илиады»: Фетида и нереиды приносят Ахиллу оружие, выкованное специально для него богом огня и покровителем кузнечного ремесла Гефестом.
Илл. 6. Золотой браслет с фигурами сфинксов на концах. Курган Куль-Оба
«Царице» принадлежали также другие золотые украшения: ожерелье из бус, тяжелая гривна весом почти 500 г, два широких браслета и бронзовое зеркало, на вызолоченной ручке которого выбиты звериные фигуры.
Возле ног погребенной была обнаружена самая выдающаяся находка Куль-Обы – ныне всемирно известный круглодонный электровый сосуд с фигурами скифов. Изображения на «куль-обском кубке», выполненные с поразительным реализмом и точностью, впервые позволили получить реальное представление о скифах – физическом типе этого загадочного народа, его традиционной одежде и вооружении.
Илл. 7. Деталь изображения (сцены терзания) на золотых ножнах меча. Курган Куль-Оба
Как видно на изображениях, скифы носили длинные волосы, бороды и усы. Они – явные европеоиды без каких-либо признаков «азиатчины». Их одежда, сделанная из кожи и льняной ткани, состояла из кафтана с поясом и длинных штанов-шаровар. Обувью скифам служили мягкие кожаные сапоги, перехваченные на щиколотках ремешками, на головах они носили остроконечные войлочные шапки. Изображение луков и стрел, копий и четырехугольных щитов дают нам представление о вооружении этого народа.
Илл. 8. Золотая височная подвеска с головой Афины. Курган Куль-Оба
Помимо электровой вазы, изображения скифов имелись и на ряде золотых штампованных бляшек из Куль-Обы. В частности, на одной из них мы видим двух обнявшихся скифов, которые пьют из одного сосуда. Возможно, это сцена обряда побратимства, описанного античными авторами. Греческий писатель Лукиан (II в. н. э.) так повествует устами скифа Токсарида об этом обычае:
…Когда кто-нибудь избран в друзья, происходит заключение союза и [приносится] величайшая клятва – жить друг с другом и умереть, если понадобится, друг за друга. При этом мы поступаем следующим образом: надрезав себе пальцы, собираем кровь в чашу и, обнажив острия мечей, оба, держась друг за друга, пьем из нее; после этого нет ничего, что могло бы нас разъединить.
Другие золотые бляшки изображают скифов с горитом на поясе и чашей в руках, всадника с занесенным копьем, двух скифов, стоящих спиной к спине и стреляющих из луков (илл. 49, 67).
Третьим в куль-обской гробнице был захоронен слуга-конюх. Его скелет обнаружили за саркофагом «царя». Рядом с ним в специальном углублении лежали кости лошади, греческие бронзовые поножи и шлем.
У стен склепа был найден целый набор разнообразных серебряных сосудов, украшенных чеканным изображением зверей, птиц и рыб, а также серебряные тазы, блюда, ритон[4] и килик[5], большие бронзовые котлы, четыре греческих глиняных амфоры[6]. На полу было собрано несколько сотен бронзовых наконечников стрел и железных наконечников копий.
Илл. 9. Электровый сосуд. Курган Куль-Оба
Блеск сказочных сокровищ из Куль-Обы ослепил всю просвещенную Европу и, особенно, императорский двор в Санкт-Петербурге. Но здесь же выявились и иные, довольно печальные обстоятельства. В ходе раскопок «царского» кургана близ Керчи в одну из ночей оставленная Дюбрюксом охрана самовольно покинула свой пост, чем не преминули воспользоваться местные грабители могил. Они сумели найти и присвоить себе немало ценных вещей, часть из которых с помощью огромных усилий удалось потом вернуть и тоже отправить в столицу.
После этого стало абсолютно ясно: охотники за скифскими сокровищами, которые активно действовали в древние времена, не спят и во времена новые. Любители легкой наживы стали подлинным бедствием для изучения скифских курганов. Главная причина многовековой охоты грабителей могил за скифскими курганами заключалась в необычайном богатстве скифских захоронений и, главное, в обилии золота. Русский ученый Г. Боровка писал в этой связи: «Едва ли какая-либо культура, даже «богатые златом Микены», может соперничать со скифами по количеству золота».
Таким образом, именно богатства скифских курганов издавна привлекали к себе внимание грабителей. Большинство могил было разграблено сразу же (или вскоре) после их сооружения. Древние «искатели сокровищ» прекрасно разбирались в сложной погребальной архитектуре скифских курганов, в том числе и самых крупных, высотой до 20 м и более. Они прорывали в твердом грунте длинные ходы-шахты от основания кургана, и, минуя насыпь, выходили непосредственно на гробницу. В случае удачи они уносили самые ценные предметы из золота и серебра. Иногда им не везло: могли рухнуть не выдержавшие многометровой тяжести земли своды шахты и насмерть задавить непрошенных гостей; соплеменники погребенных могли поймать осквернителей на месте преступления, и тогда жестокая расправа над теми, кто потревожил вековой сон могил, была неотвратимой. И, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев «джентльменам удачи» неизменно сопутствовал успех, а будущих исследователей гробниц ждало по завершении дорогостоящих и длительных работ полное разочарование.
В начале XX в. выдающийся русский археолог М.И. Ростовцев с грустью писал по этому поводу: «Тяжел и часто неблагодарен труд ученого, открывающего заступом и киркой остатки прошлой жизни. Неделями копают землю десятки рабочих и находят в итоге давно уже разграбленную могилу». В 1865 г. И.Е. Забелин (исследователь знаменитого «царского» кургана Чертомлык) раскопал 14-метровый курган Козёл, но гробница его оказалась пустой. В 1891–1894 гг. Н.И. Веселовский с большим трудом добрался до погребальных камер в центре 20-метрового кургана Огуз – одного из крупнейших в Скифии – и нашел там лишь жалкие следы исчезнувших сокровищ. И этот список бесконечен. Даже ставшие теперь широко известными «царские» курганы Толстая Могила и «Гайманова Могила» на юге Украины вознаградили гигантские усилия современных археологов лишь благодаря тому, что древние грабители не обнаружили скрытые тайники, где и лежали драгоценности (золотая пектораль[7] и серебряная с позолотой чаша с изображениями скифских вождей).
Илл. 10. Серебряный ритон. Курган Куль-Оба, IV в. до н. э.
Таким образом, находка неразграбленного захоронения скифского «царя» или вождя представляет собой большую редкость и становится настоящей сенсацией и для ученых, и для широкой публики. За всю почти 250-летнюю историю раскопок в Северном Причерноморье обнаружены лишь считанные единицы уцелевших или частично потревоженных гробниц высшей скифской знати: Куль-Оба, Чертомлык, Солоха и Пятибратний курган № 8 у ст. Елизаветовской в устье Дона. О некоторых из них и пойдет ниже речь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Куль-отыр — хозяин преисподней
Куль-отыр — хозяин преисподней
Куль-отыр (у манси), Куль, Кынь-лунг (у хантов) — властитель загробного мира, злых духов — кулей и болезней, проникающих на землю из преисподней. Он считается младшим братом (иногда — сыном) Нуми-Торума и должен подчиняться высшему богу, ибо
Глава VI Куль и мешок
Глава VI Куль и мешок
В черных, или лиственных, лесах, в смеси берез, осин, рябин, попадается липа иногда в таком множестве, что липовые деревья вырастают семействами, целыми сплошными лесами. Возвышенный кряж средней России, отделяющий притоки Дона от рек, впадающий в Волгу,
Источник