Что такое пористый сосуд фото
На фото кувшин из красной гончарной глины, лощеный, не дымленый молоком или маслом, без глазури.
Что значит “пористая керамика ” ?
Изделия из глины обжигают при температурах от 850 С до 1280 С. Глиняная масса, которую используют для высоких температур – каменная масса – спекается достаточно сильно, и обладает минимальной пористостью. Соответственно и водопоглощение у нее составляет 1-2%. То есть она практически не пропускает воду. Для того, чтобы водопоглощение стало нулевым, керамику покрывают глазурью. Без глазури только фарфор обладает нулевым водопоглощением за счет своей особой структуры.. Фарфор обжигают при температурах 1280 С -1400 С
Красные гончарные массы и белые гончарные массы обжигают на температуру от 850 С до 1150 С, в зависимости от массы, а твердый фаянс на 1230 С – 1280 С и водопоглощение у гончарных масс остается 5-6 %, а у фаянса 9-12%, то есть они остаются пористыми.
На фото поперечный срез стенки сосуда с глазурью ( глазурь снаружи и внутри ). автор снимков Тони Хансен.
У всех масс здесь маленькое водопоглощение.
На первом фото фарфор. Водополглощение -0% На втором фото терракота – водополощение 3% на третьем каменная масса – у каменных масс 2-1,5 % пористости , но не указано сколько конкретно для этой..
Чтобы уменьшить водопоглощение пористый черепок покрывают глазурью или используют декоративные приемы – молочение, дымление маслом, обвар. При этом поры черепка закрываются молоком (которое превращается в казеин), маслом или составом обвары. После купания в молоке или обмазке маслом изделия ещё раз обжигают на низкую температуру до 400 С. Молоко превращается в казеин, который закрывает поры черепка.
На фото бутылка из красной глины, покрыта глазурью снаружи и внутри. Здесь бутылка по цвету похожа на просто глиняную, но она вся, кроме рисунка, покрыта коричневатой глазурью.
На фото Крынка и миски из красной глины На мисках рисунок белой глиной поверх красной.. Масляный обвар. Покрыты ганозисом.
На фото или масляный обвар, или молочение. Выглядят они примерно одинаково и по виду их сложно отличить.
На фото Обвар в болтушке из овсянки или муки. Этот обвар делается не так, как молочение. Изделия разогреваются в печи ,достаются из печи горячими и опускаются в ведро с болтушкой. И болтушка отавляет такие вот красивые следы.
На фото Чернолощеная керамика – способ дымления лощеных изделий,для которого в печи создается бескислородная среда , из-за чего глина приобретает черный цвет . Глазури и красители не используются, используется химическая реакция оксида железа, сдержащегося в глине. Который при обжиге с кислородом остается красным, а при обжиге без кислорода становится черным.
Иногда черепок оставляют пористым чтобы сохранить его цвет и фактуру, иногда даже пористость, и не декорируют дымлением или глазурью
Например когда изделие покрывают глиной, разведенной в воде ( шликер из мелких частиц глины ), и затем изделие полируют камнем и махровой тряпицей до зеркального блеска. Такая техника использовалась древними греками и римлянами и называется terra sigilatta ( дословно “опечатанная земля”) . В результате сохраняется красивый цвет красной глины, иногда используют разные красные глины, чтобы получить разные оттенки красного , коричневго и рыжего, или подкрашивают глину краской для керамики – ангобом. Кроме красивого цвета, при такой технике декорирования глина после обжига приобретает благородный, сдержанный, матовый блеск и приятную на ощупь гладкую и слегка бархатистую поверхность.
Римская чаша в технике терра сигиллата,
Греческие краснолаковые вазы.
Работы соверменных мастеров в технике терра сигиллата
1. Terra sigillata bowl by Alistair Danhieux, France
Можно посмотреть какая получается бархатистая поверхность и матовый блеск терра сигиллата, если это работа мастера.
2. Loïc Giorgio (France) – vase en terre sigillée
Иногда изделие не покрывают шликером, а просто полируют камнем или металлическим гладким предметом. Такой прием называется лощение. После обжига поверхность изделия становится гладкой и красивой, но черепок остается пористым.
Рукомой и крынка лощеные, ещё не прошедшие обжиг. Сохнут последний день.
Вот эта крынка после обжига. Лощеная, не дымленая ни молоком, ни маслом. Вот такой красивый цвет у красной глины получается.
Рядом чашка из белой, розоватой глины, дымленая молоком.
Если такая керамика не покрыта глазурью изнутри, то она будет пропускать воду по капельке. Так же она будет впитывать масло, если его долго в ней хранить. И другие жидкости тоже будет впитывать.
Такой способ используют для изготовления, например горшков для духовки, хотя есть мнение, что это не очень гигиеничные горшки, поскольку в поры черепка впитывается жир и бульоны, которые могут там задерживаться и создавать среду для размножения бактерий, кроме того такая керамика сразу впитывает запахи приготавливаемых блюд.
Вот я сделала себе порционные горшки пористые, не молоченые , для личного пользования.
И вот я готовлю в них печень с луком и сметаной. Ням
Горшки быстро потемнели и впитали запах.
Иногда я прокаливаю их в духовке для гигиеничности.
Из пористой лощеной или не лощеной керамики, потому что она “дышит”, изготавливают горшки для хранения сухих продуктов, горшки для хранения лука и чеснока, горшки для цветов и чайники – травники, потому что в дышащей посуде лучше заваривается чай и травы. Декоративные вазы для интерьера и сухоцветов, декоративные шкатулки – из-за красивого цвета и фактуры глины.
Кувшин пористый, из красной глины для сухоцветов. Лощение. Второй обжиг с небольшим дымлением молоком.Он почти не изменил цвет при молочении, поскольку был обожжен в первом обжиге на высокую температуру и при обработке молоком впитал мало молока. Так что удалось почти сохранить цвет и немного закрыть поры .
Шкатулка из красной глины, пористая. Выполнена с простым использованием техники терра сигиллата. Низ шкатулки рыжего цвета – это цвет глины из которой она сделана, а верх – эта же глина подкрашена ангобом – краской для керамики.
Шкатулка пористая из красной глины. Здесь используется декорирование шликером из красной глины, ангобами , голубым пигментом и шликером из белой глины.
Считалось, что вино и молоко дольше остаются холодными в жаркие дни, если их налить в пористые сосуды. Иногда гончары даже увеличивали пористость глины, из которых изготавливали кувшины для вина. Подмешивали в глину шерсть животных или зонтики от одуванчиков, которые полностью сгорали в процессе обжига, но оставляли тонкие поры на месте сгоревших ворсинок или зонтиков.
Кроме того такая посуда тактильно очень приятна. Она кажется теплой, уютной и еда в ней выглядит очень аппетитно.
Поэтому несмотря на споры о гигиеничности – не гигиеничности этой керамики, и даже на то, что такая посуда, не дымленая молоком или маслом, все же пропускает воду, многие люди любят пользоваться такой посудой и для сухих продуктов, и для приготовления пищи, и в качестве обеденной или чайной посуды.
Нужно учитывать, что “молоченая ” посуда меньше впитывает запахи, и изменяет цвет. Не дымленая молоком, маслом посуда впитывает запахи сильно, и, при приготовлении пищи в ней в духовке, теряет свой красивый рыжий цвет и темнеет, как от дымления молоком или маслом, но не равномерно. Иногда это получается красиво, иногда не очень.
Изделия обработанные шликером и затем полированные камнем тоже сильно впитывают запахи и масло , темнеют пятнами и их поверхность может стать шероховатой и потерять блеск от частого использования в духовке.
Исходя из это я записала некоторые советы по уходу за такой керамикой
Не подвергать температурному шоку. Треснет. Например :
- Нельзя ставить на открытый огонь. Если только специально не указано, что можно. Есть и такая гончарная посуда – термоустойчивая.
- Нельзя ставить в уже нагретую духовку. Перед закладкой продуктов в горшок хорошо бы замочить на 5 минут в теплой воде. Затем уложить продукты в горшок. Затем поставить в холодную духовку и медленно нагревать минут 5 -7, потом можно включать духовку мощнее и нагревать уже нормально.
- Нельзя помещать горшок из горячей духовки под холодную воду.
- Нельзя ставить на влажную или холодную поверхность горячий горшок
- Не желательно вытаскивать из горчей духовки горшок резко. Лучше доставать горшки после выключения, немного остудив духовку
Пористость. Водопроницаемость и впитывает запахи, масла и жидкости. Поэтому :
- Не оставляйте пористую посуду с чистой водой без подставки. Вода будет постепенно просачиваться сквозь поры и поверхность мебели может повредиться.
- Проверить насколько ваша посуда пропускает воду или другие жидкости можно налив жидкость в посуду и оставив её на бумажной салфетке на несколько часов.
- Не храните в пористой посуде масла. Ни топленое, ни растительные. Масло постепенно впитывается в поры, и даже начинает просачиваться насквозь. Если вы все же храните масло в таком горшке, то используйте подставку, покрытую глазурью. Например блюдце от обычного чайного сервиза. Но количество масла в горшке будет уменьшаться само, горшок его будет съедать , и сам горшок потемнеет там, где он впитал в себя “съеденное” масло. Особенно это касается растительных масел, топленое масло не так сильно впитывается.
- Не храните продукты с запахами. Пористые горшки очень хорошо впитывают запахи, и трудно отмываются. Молоченая посуда тоже хорошо впитывает запахи, но отмывается лучше.
- Не оставляйте посуду грязной надолго, особенно не допускайте плесневения остатков еды. Во-первых, впитаются запахи, а во-вторых, плесень может проникнуть в поры и потом разрастись, если посуда будет плохо просушена.
- Для разных блюд – мясное или сладкое, например, лучше постоянно использовать “персональные” горшки. Потому что запахи готовящейся в них пищи горшки тоже впитывают. Например запах чеснока, или малины
- Не используйте моющие средства. Моющее средство пористая посуда тоже впитывает, поэтому нужно его хорошо смывать, или мыть посуду содой. Можно после использования посуды, смыв водой с содой основной жир и т.д. замочить посуду в теплой воде на пол часа и ещё раз ополоснуть под краном, чтобы промыть поры.
- Вытирать насухо и хорошо просушить без крышек. Если в посуде готовилась еда, то хранить с приоткрытой крышкой, чтобы посуда не задохнулась и не заплесневела.
- Если посуда заплесневела, или у нее сильный запах, или просто в целях гигиены и профилактики, её можно прокалить в духовке. Поставив в холодную духовку и медленно разогревая до максимальной температуры духовки. Выдержать примерно 30 – 40 минут, и затем выключить духовку и дать остыть.После этого на посуде может остаться черный нагар, который нужно оттереть. При прокаливании посуда может изменить цвет, потемнеть или наоборот – посветлеть, если была дымленая.
- Не храните посуду, в которой была еда, с плотно закрытой крышкой.
Иногда можно обрабатывать изделия ганозисом ( смесь воска и растительного масла ) , Покрывать ганозисом нужно сухие изделия. Влажные прежде нужно вытереть и высушить. Ганозис увеличивает водонепроницаемость, закрывая поры воском и маслом. Не меняя цвет изделия придает изделию легкий блеск и красивый вид. Но если изделие, это специально изготовленный пористым кувшин, то конечно использовать ганозис не нужно. Так же не нужно обрабатывать ганзоисом внутренние поверхности пищевых изделий, потому что запах воска и масла иногда остается. Но его можно смыть содой. Так что при желании можно и обработать. Но чайник лучше не надо, или чашку тоже не надо внутри мазать ганозисом, чай будет пахнуть маслом и воском.
Обрабатывают изделие ганозисом очень просто. Мягкой тряпочкой наносят немного ганозиса на изделие и слегка натирают до легкого блеска.некоторые мастера подогреваю изделие. чтобы воск лучше впитался. Эти рекомендации можно получить у мастеров. которые ганозис делают и продают.
Пожалуйста, оставляйте в комментариях дополнения и поправки.
Источник
Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.
На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.
Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.
В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.
Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.
Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.
В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.
Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.
Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.
Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.
В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.
Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.
Ну и напоследок
Источник
Алабастр
Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.
Ниже изображен арибалл, служивший для тех же целей.
Лекиф
сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.
Амфора
овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.
Лутрофор
сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом, широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным украшением любых могил.
Гидрия
керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.
Ойнохоя
кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.
сосуд для смешивания вина, состоял из большого кувшина и искусно сделанной отдельной подставки.
Панафинейская амфора
изготавливаемые в Афинах с 566 до н.э. чернофигурные амфоры особого типа со стереотипной росписью (Афина либо изображение состязаний). Панафинейские амфоры наполняли маслом и выдавались победителям на Панафинеях в качестве приза (отсюда – обычай награждать победителей спортивных соревнований кубками).
Пелика
расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками. Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.
Канфар
сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.
Пиксида
круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота. У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.
Киаф
сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).
Псиктер
сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.
Килик
керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.
Ритон
керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.
Кратер с завитками
сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.
Скифос
сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л).
Второй тип кратеров, ничем не уступающий первому. Разве что завитушками…
Стамнос
сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским.
Источник