Что такое сообщающиеся сосуды для детей

Что такое сообщающиеся сосуды для детей thumbnail

Статьи

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Физика

Все мы ежедневно пользуемся сообщающимися сосудами – это чайник, лейка, в общем, это любая система ёмкостей, в которых жидкость, к примеру, вода, может свободно перетекать из одной ёмкости в другую. В чайнике, например, такими ёмкостями являются корпус и носик или корпус чайника и специальная ёмкость для определения уровня воды в нём. Что особенного в сообщающихся сосудах? Каким свойством или свойствами они обладают? Чем заслуживают наше внимание?

26 апреля 2019

Закон сообщающихся сосудов 

Сосуды соединенные между собой, жидкость в которых может свободно перетекать, имеющие общее дно, называются сообщающимися. В соответствии с законом Паскаля, жидкость передаёт оказываемое на неё давление во всех направлениях одинаково. В открытых сосудах, атмосферное давление над каждым из них одинаково, значит, и давление жидкости на стенки сосудов будет одинаковым на любом уровне. Так как давление жидкости прямо пропорционально её плотности и глубине, в случае одинаковой жидкости в сообщающихся сосудах на одинаковой глубине будет одинаковое давление, что и объясняет выравнивание уровней жидкости в них. В случае разных жидкостей, чтобы на одинаковой глубине было одинаковое давление, жидкость с меньшей плотностью должна иметь больший уровень в сравнении с жидкостью большей плотности. Т.е.

 ρ1 / ρ2 = h2 / h1

Физика. 7 класс. Учебник

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Купить

Свойство сообщающихся сосудов

Возьмем несколько различных по размеру и форме открытых сосудов, проделаем в каждом из них отверстие и соединим отверстия в сосудах трубками, чтобы жидкость, которую мы будем наливать в один из них, могла свободно перетекать из одного сосуда в другой. Для большего эффекта, пожмем трубки, которые их соединяют и наполним один из сообщающихся сосудов водой. Теперь откроем трубки и увидим, что когда жидкость перестанет перетекать, то, вне зависимости от формы и размера сосудов, уровни жидкости в каждом будут совершенно одинаковыми. Или проведём иной опыт – возьмём пластиковую бутыль и срежем донышко, а крышку плотно прикрутим, проделаем в ней небольшое отверстие и вставим в него небольшой шланг, место соединения шланга и крышки бутыли сделаем герметичным с помощью пластилина. Теперь закрепим бутыль вверх дном, а шланг расположим параллельно бутыли открытым концом чуть выше её срезанного дна. Заполним бутыль жидкостью, например, подкрашенной водой. И вновь мы увидим, что вне зависимости от высоты сообщающихся сосудов, уровень воды в бутыли будет точно таким же, как и уровень воды в шланге. В этом и заключается первое и основное свойство сообщающихся сосудов: в открытых сообщающихся сосудах уровни одинаковой жидкости будут одинаковыми. Это замечательное свойство нашло широкое применение в практике, но об этом поговорим чуть позже. А теперь возьмём U-образную стеклянную трубку. Это тоже сообщающиеся сосуды, их, в данном случае, называют коленами трубки. В правое колено нальём воду и она, конечно же, перетечёт в левое колено так, что уровни воды в обоих коленах будут одинаковыми – мы уже знаем, что так и должно быть, хоть пока что и не знаем, почему. А теперь в левое колено, очень аккуратно, чтобы жидкости не смешивались, нальём керосин или подкрашенный спирт. И мы увидим, что теперь верхние уровни каждой жидкости в коленах будут отличаться. Уровень спирта или керосина будет выше уровня воды. Заглянем заодно в таблицу плотности жидкостей и увидим, что плотность керосина или спирта меньше плотности воды, а уровень, наоборот, выше. Из этого эксперимента можно сделать вывод – если в открытых сообщающихся сосудах налиты две разные жидкости, то уровень будет выше у той, чья плотность меньше. Иными словами, плотности жидкостей и их уровни будут обратно пропорциональными. Настала пора объяснить, почему так получается.
Читайте также:

Проекты на уроках физики: плюсы и минусы

Что такое радуга?

Почему море соленое?

Почему небо голубого цвета? 

Применение на практике

Благодаря своим свойствам, сообщающиеся сосуды нашли широкое применение в различных технических и бытовых устройствах. Перечислим некоторые из них:

  • измерители плотности,
  • жидкостные манометры,
  • определители уровня жидкости (водомерное стекло, к примеру),
  • домкраты,
  • гидравлические прессы,
  • шлюзы,
  • фонтаны,
  • водопроводные башни и т.д.

Свойство сообщающихся сосудов реализуется не только в физике. Такая известная поговорка «Если где-то прибыло, значит где-то убыло» фактически напрямую связана со свойством сообщающихся сосудов и означает, что в окружающем нас мире всё взаимосвязано, а значит – стремится к равновесию. Когда человек смещает это равновесие в одну сторону, это немедленно сказывается в чём-то другом. Над этим стоит задуматься, не так ли?

Материал по физике на тему «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса.

Методические советы учителям

  • При изучении этой темы обязательно необходима демонстрация. Описанные в статье эксперименты обязательно нужно показать детям в живом исполнении.
  • Желательно продемонстрировать принцип действия фонтана (это также довольно не сложно сделать своими руками).
  • Обратите внимание учащихся на формулу для двух жидкостей – это обратная пропорция. На нескольких примерах поясните смысл обратной пропорциональности.
  • Рассмотрите ситуацию с тремя жидкостями (решите соответствующую задачу).
  • А вот действие шлюзов лучше всего продемонстрировать с помощью видео.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39

Урок – путешествие в страну

«Сообщающиеся сосуды»

Клочкова Н.Ф. – учитель физики

Г.Воронеж – 2016г.

Оборудование: письменные и чертежные принадлежности, модель сообщающиеся сосуды – 2вида, таблицы «Шлюз» и «Водопровод», картинки артезианского колодца и др. – на столы учащихся, модель фонтана, проектор, ноутбук.

Цели урока:

  1. Обучающие цели:

Усвоить следующие элементы неполного опыта учащихся в рамках отдельного урока:

изучить понятие «сообщающиеся сосуды» и их свойства,

сформулировать закон сообщающихся сосудов для однородных и неоднородных жидкостей,

ознакомиться с применением сообщающихся сосудов в быту и технике.

2. Развивающие цели урока:

  • формирование научного мировоззрения на основе сравнения, анализа, обобщения, умения делать выводы.

  • комплексное решение проблем на основе знаний математики, физики и информатики;

  • развитие аналитико-синтетического и образного мышления учащихся, побуждение учащихся к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

  • формировать и развивать ключевые компетенции: информационную, организационную, самоорганизационную, коммуникационную.

3. Воспитательные цели урока:

  • развитие эстетического восприятия материала, используя в презентации оригинальный дизайн и эффекты анимации;

1.Орг. Момент

2. Актуализация знаний. (фронтально)

Действие какого закона проверяется данным прибором ?

hello_html_m14d847c.jpg

Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку объема жидкости или газа. Это утверждение называют законом Паскаля

hello_html_4a25f6c1.png

2.1.От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда?

2.2.По какой формуле рассчитывают давление жидкости на стенки сосуда? давление внутри жидкости?

2.3.В каких единицах надо выражать величины, входящие в эту формулу?

3. Изучение нового материала.

Читайте также:  Как употреблять льняное семя при сосудов

3.1.Опыт1 Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах с однородной жидкостью.

Цель опыта: исследовать поведение жидкости, находящейся в сообщающихся сосудах.

Оборудование: пластиковая трубочка, две воронки, штатив с муфтой и лапкой, химический стакан с подкрашенной водой.

  1. Одна воронка закреплена в лапке штатива, другую держим в руках на той же высоте.

hello_html_4fea234.jpg

  1. Нальем подкрашенной жидкости. Слегка поднимем трубку, которую держим в руке. Что вы наблюдаете?

hello_html_m4f82e413.jpg

  1. Опустим трубку. Что вы наблюдаете в этом случае?

hello_html_m47a64dbe.jpg

4.Вывод (делают учащиеся): Жидкость в обоих случаях устанавливается на одном уровне.

3.2.Учитель: Два сосуда, соединенные между собой трубкой, называются сообщающимися сосудами.

3.3.Опыт2. В сообщающиеся сосуды разной формы нальем подкрашенной жидкости. Что вы наблюдаете?

hello_html_3e6f23cc.jpg

hello_html_7bb8042e.jpg

3.4.Вывод (делают учащиеся) : В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.

Теоретическое обоснование

Р1 = Р2

ρgh1 = ρgh2
h1 = h2


3.5. Учитель: Приведите примеры сообщающихся сосудов.

3..6. Лейка, чайник, кофейник и другие.

3.7. Учитель: Как изменились бы результаты опыта, если бы в одной из трубок была налита вода, в другой – керосин?

Рис.110 учебника.

3.8.Учащиеся вместе с учителем решают задачу, используя формулу для расчета давления и делают вывод

hello_html_6253078c.jpg

p1 =p2

1gh1= 2gh2

1h1 =2h2

=

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты стоба жидкости с меньшей плотностью.

4. Закрепление

4.1. Задача из упр.16(1) На рис.111 показано водомерное стекло

Объясните действие этого прибора.

hello_html_m2c027578.jpg

4.2. Учащиеся объясняют.

4.3. Задача из упр.16(2) На рис.112 изображен артезианский колодец. Объясните действие такого колодца.

hello_html_4ac6c0c.jpg

4.4. Учащиеся объясняют.

4.5.Учитель: Можно ли нам сейчас сделать на уроке фонтан?

4.6. Учащиеся объясняют, что если в первом опыте опустить одну воронку ниже, чем уровень воды, то будет фонтан (по закону сообщающихся сосудов)

Научное открытие сообщающихся сосудов датируется 1586 годом (голландский ученый Стевин), но, судя по устройству священной неиссякаемой чаши, оно было известно еще жрецам Древней Греции. По принципу сообщающихся сосудов были устроены водопроводы в Древнем Риме

hello_html_m3a56719d.pnghello_html_66b2daf1.jpg

4.7 Учитель: Рассмотрите таблицу «Водопровод» и объясните принцип его действия. hello_html_m77d0fecd.jpg

Устройство водопровода: 1.Всасывающая труба 2.Насос станции первого подъема 3.Водоприемник 4.Фильтр 5.Резервуар чистой воды 6.Насос станции второго подъема 7.Водовод 8.Водонапорная башня

4.8. Учащиеся объясняют.

4.9 Учитель: Рассмотрите таблицу «Шлюзы» и объясните принцип их действия.

hello_html_m575d069.jpg

Устройство шлюза: 1. Башня управления 2. Затвор 3. Камера шлюза 4.

Водовод

hello_html_m2c01b020.jpg

4.10. Учащиеся объясняют.

Две стеклянные трубки соединены резиновой трубкой. Останется ли уровень жидкости тот же…

А. если правую трубку наклонить?

Б . левую трубку поднять вверх?

1. Уровень не изменится.

2. Уровень в другой трубке уменьшится.

В. На рисунке изображена модель фонтана. Если открыть кран К, то струя воды…

1. поднимется на большую высоту.

2. поднимется до уровня воды в воронке.

3. поднимется на меньшую высоту.

Г. Какой из кофейников 1 или 2 более вместим?

1. Кофейник 1. 2. Кофейник 2.

3. Вместимость одинакова.

Д. Справедливо ли правило сообщающихся сосудов в состоянии невесомости ?

1. Да, т.к. … Ответы обосновать

2. Нет, т.к. … в устной форме.

Проверьте свои ответы!

А1; Б1; В2; Г1; Д2.

Выводы:

  • В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

  • Высота столба жидкости с меньшей плотностью будет больше высоты столба жидкости с большей плотностью.

5. Задание на дом.

§39, задание 9 (2), описать работу водопровода.

Для сильных задание9(1,3)

Источник

Всем известно, что нужно сделать с чайником, чтобы из его носика полилась вода, – просто наклонить. А вот вопрос, можно ли перевести корабль через гору в море или другой водоем, вызовет у нас сомнение. Чтобы ответить на него, сначала следует узнать, что из себя представляют сообщающиеся сосуды.

Что такое сообщающиеся сосуды для детей

Закон сообщающихся сосудов

Сообщающиеся сосуды – это взаимодействующие друг с другом сосуды, которые имеют общее дно.

Что такое сообщающиеся сосуды для детей

Рис. 1. Сообщающиеся сосуды

Закон сообщающихся сосудов гласит, что в таких сосудах, какую бы форму они не имели, поверхности однородных жидкостей в состоянии покоя находятся на одном уровне, то есть давление, оказываемое на стенки на любом горизонтальном уровне является одинаковым.

Если же в сосуде жидкости разные, то уровень выше в сосуде, в котором жидкость обладает меньшей плотностью. То есть, если в один сосуд налить жидкость, обладающую одной плотностью, а во второй – другой, то при равновесии их уровни не будут одинаковыми. Следовательно отсюда можно вывести формулу:

ρ1/ρ2=h2/h1

Где:

  • ρ – плотность жидкости;
  • h – высота столба.

Также для сообщающихся сосудов важной является формула:

p=gρh

Где:

  • g – ускорение свободного падения;
  • ρ – плотность жидкости (кг/куб.м);
  • h – глубина (высота столба жидкости).

Этой формулой определяется давление жидкости на дно сосуда.

Древним римлянам было неизвестно определение сообщающихся сосудов, поэтому их акведуки – водопроводы занимали огромную протяженность над поверхностью земли и строились с равномерным уклоном вниз.

Свойства сообщающихся сосудов

В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Это происходит потому, что жидкость производит одинаковое давление на стенки сосуда. Достичь разного уровня однородной жидкости в сообщающихся сосудах можно с помощью перегородки между ними.

Перегородка перекроет сообщение между сосудами, и тогда можно в один из них долить жидкость, чтобы уровень изменился. В данной ситуации возникает напор – давление, производимое весом столба жидкости высотой, равной разности уровней. И если убрать перегородку, то именно это давление станет причиной тому, что жидкость будет перетекать в тот сосуд, где ее уровень ниже, до тех пор, пока уровни не станут одинаковыми.

В жизни очень часто можно встретить естественный напор. И таких примеров довольно много. Например, им обладает вода в горных реках, когда падает с высоты. Плотина также является примером естественного напора. Чем она выше, тем больше будет напор воды, поднятой плотиной.

Применение закона о сообщающихся сосудах

Принцип действия сообщающихся сосудов используется при сооружении фонтанов, водопроводов, шлюзов. Чайник и его носик тоже являются сообщающимися сосудами, так как вода, налитая в чайник, заполняет носик и всю остальную часть до одинаковой высоты. Применение свойств таких сосудов, могут даже помочь провести корабль через гору. И для этого как раз понадобиться шлюз. Шлюз – это лифт для судов. Если водное пространство перегорожено плотиной, то уровень воды в водохранилище выше, чем в реке ниже по течению. И чтобы добраться до этого уровня, судно должно зайти в шлюз, который отгорожен двумя водными непроницаемыми воротами. Когда шлюз полностью заполняется водой, судно выходит из шлюза и продолжает свой путь (уровень воды в шлюзе и водохранилище выравнивается по закону сообщающихся сосудов).

Что такое сообщающиеся сосуды для детей

Рис. 2. Шлюз

Что мы узнали?

Из этой темы по физики за 7 класс можно ясно понять, какие сосуды называются сообщающимися. Ими могут называться лишь те сосуды, обладающие общим дном, где жидкость может свободно перетекать из одного сосуда в другой. Также сообщающиеся сосуды играют огромную роль в нашей повседневной жизни, облегчая ее и помогая выходить из трудных ситуаций. Принципы сообщающихся сосудов лежат в основе различных чайников, кофейников, водомерных стекол на паровых котлах.

Читайте также:  Как можно укрепить кровеносные сосуды

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Что такое сообщающиеся сосуды для детей

    Алика Квегмайр

    10/10

  • Что такое сообщающиеся сосуды для детей

    Яна Василькова

    10/10

  • Что такое сообщающиеся сосуды для детей

    Елена Куренкова

    9/10

  • Что такое сообщающиеся сосуды для детей

    Мария Егорова

    8/10

  • Что такое сообщающиеся сосуды для детей

    Тимофей Черный

    10/10

  • Что такое сообщающиеся сосуды для детей

    Максим Скарнович

    10/10

  • Что такое сообщающиеся сосуды для детей

    Люба Музыченко

    10/10

  • Что такое сообщающиеся сосуды для детей

    Владимир Шитов

    9/10

  • Что такое сообщающиеся сосуды для детей

    Константин Никитич

    9/10

  • Что такое сообщающиеся сосуды для детей

    Катя Пу

    10/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 841.

Источник

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала.

Задачи урока:

  • образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
  • развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
  • воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.

Приобретаемые навыки детей:

  • учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;
  • развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;
  • повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
  • воспитание внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.
  • подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Формы организации работы детей: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы организации работы учителя:

  • используется словесно- иллюстративный, практический, проблемный методы, беседа-сообщение;
  • проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации
  • постановка цели занятия перед учащимися;
  • обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, модель сообщающихся сосудов, трубки одинакового и разного сечения, чайник, кофейник, лейка, презентация. 

Знания – это дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль

Ход урока

1. Организационный момент. Настрой детей на рабочий лад (найти).

Учитель: Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Как мы познаем сами себя. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители или как художники? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя и как художника, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения и навыки при изучении сегодняшней темы.

И девиз нашего урока:

(читает ребенок) Знания – это дети удивления и любопытства (Слайд 1)

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Ребята! Посмотрите, на моём столе находится ряд тел. Назовите их.

Дети: чайник, лейка, кофейник

Учитель: Какая у них форма?

Дети: сосуды различной формы

У: Что общего у этих сосудов?

А теперь давайте определим, что их объединяет (установим сходство и различие)

(Выполняем мыслительную операцию СРАВНЕНИЕ.) (Слайд 2)

Д: состоят из двух сосудов, соединенные между собой.

  • Как они должны соединяться? (Слайд 2)

У: Сколько может быть таких соединений?

Д: От двух и более. (показать на слайде) (Слайд 3 )

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Учащиеся записывают тему урока.

У: (на доске) Сообщающиеся сосуды, число – 8.02.2013г

3. Этап объяснения нового материала.

Учитель. Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите их примеры?

Учащиеся. Лейка, чайник, кофейник…

Учитель. Что общего у этих тел? (Слайд 4) Учащиеся. Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой в нижней части.

Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради). (Слайд 5)

С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажмем и в одну из трубок нальем воды (демонстрация опыта).

Что произойдет, если открыть зажим?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне (слайд 6).

Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради). (Слайд 7)

Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (Слайд 8)

Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.

(Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).

Опыт 2. Повторяют опыт с трубками разного сечения, формы.

Учитель: А можно нам рассчитать давление в трубке? По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда?

р=рgh.

Учитель: Назовите физические величины, входящие в эту формулу и единицы измерения в системе СИ,

р, р, h, g (Па, м, кг/м3, Н/кг); (Слайд 9)

Учитель: От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда?

Ученик: от высоты столба жидкости – h, и плотности ρ (прямо пропорциональная).

а) Чем больше плотность, тем больше давление, если высота столба жидкости не изменяется.

б) Если жидкость однородная, то чем больше высота столба жидкости h, тем больше р (Слайд 9)

Учитель: Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах? (Слайд 9)

Ученик: Давление в жидкости пропорционально глубине погружения.

Учитель: Изменится ли давление воды на дно сосуда, если в него опустить кусок дерева так, что вода из сосуда не выливается? (Слайд 10)

Ученик: Давление увеличится, так как повысится уровень воды в сосуде.

Учитель: В сосудах изображённых находятся жидкости. В первом сосуде вода, во втором керосин. Одинаково ли давление на дно?

А) В 1 больше
Б) во 2 больше
В) одинаково? (Слайд 10)

Учитель: Почему?

Ученик: А) В 1 больше, так плотность воды больше плотности керосина

Учитель: В каком сосуде давление воды на дно больше? (Слайд 11)

А) в первом,
Б) во втором
В) одинаково.

Ученик: В) одинаково.

Учитель: Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше? (Слайд 11)

А) на 1
Б) на 2
В) на 3

Ученик: В) на 2.

Читайте также:  На носу лопнул сосуд как вылечить

Учитель: Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в сосуд погрузили деревянный брусок? (Слайд 11) Почему?

А) увеличится,
Б) не изменится,
В) уменьшится

Ученик: А) увеличится.

4. Зарядка.

(слайд 12)

Учитель: Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Давайте вспомним можно ли смешать разные жидкости? Подсолнечное масло и воду? Как будут располагаться эти жидкости в сосуде?

Учащиеся. Нельзя, нет, масло на поверхности воды, т.к. плотность масла меньше плотности воды. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Опыт.

Учитель. А если мы в сообщающиеся сосуды нальем две несмешивающиеся жидкости разной плотности.

Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой маслом.

Опыт 3. Повторяют опыт, но в одну трубку наливают масло.

Учитель: Свободная поверхность разнородной жидкости в сообщающихся сосудах находится на разных уровнях.

Учитель. Будут ли они располагаться на одном уровне? (Слайд 13)

Столб какой жидкости будет выше?

Учащиеся: При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся записывают в тетради).

Учитель: Давайте, ребята, докажем это теоретически. (ученик у доски, а другие в тетрадях)

Ученик Доказательство. Нальем в сосуд воду и масло. По закону Паскаля давление одинаковое, т.е. p1= p2. Давление воды определим по формуле p1 = r1gh1, а давление масла по формуле p2=r2gh2. Приравниваем их r1gh1 =r2gh2. Получим r1h1=r2h2, из этого равенства составим пропорцию, воспользуемся основным свойством (произведение крайних членов равно произведению средних членов) r1/r2 =h2/ h1, Сравнили плотность масла с плотностью воды.

Вывод: Чем больше плотность жидкости, тем уровень ниже. Что и требовалось доказать.

(Слайд 14)

5. Фронтальный опрос.

Что вы сегодня узнали на уроке?

Какие сосуды называются сообщающимися?

Какие свойства сообщающихся сосудов мы знаем теперь.?

Ученик: пытаются ответить.

(на слайдах набрать начало предложения ,а продолжают ученики)

Учитель: ребята, обратите внимание на экран, задание след характера, закончите предложение.

Ученик: В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся однородной жидкости находится на одном уровне.

В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. (Слайд 15)

Учитель: Где же применяли сообщающиеся сосуды в древности.

  1. Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов. Самый же первый настоящий водопровод появился в Древнем Риме в 312 году до н.э. и по длине был равен 16,5 километрам. Цензор Аппий Клавдий в его строительство даже вложил собственные средства. Граждане были ему за это благодарны, ведь ранее люди носили дождевую, ключевую, речную воду и хранили в больших емкостях в своих домах.
  2. Второй водопровод был в длину около 70 км и также был сооружен в Риме до нашей эры в 274 году. Третий самый длинный водопровод в Риме насчитывал более 91,33 км. Важно отметить, что вышеописанные системы Римских канализаций исправно работают и сейчас. Был еще один короткий водопровод, который можно назвать самым коротким, начало его было в 15 км от Рима и на нем закончились постройки водопроводных систем в Римской Империи.

Учитель: А где вообще применяют сообщающие сосуды?

Дети:

6. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике.

  • Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации. (Слайд 17)
  • Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне. (Слайд 17)
  • В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны. (Слайд 18)
  • В устройстве гидравлических машин используется свойство сообщающихся сосудов. (Демонстрируется гидравлический пресс).Так, большой и малый цилиндры гидравлического пресса являются сообщающимися сосудами. Высоты столбов жидкости одинаковы, пока на поршни не действуют силы. (Слайд 19)
  • Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. Виды знаменитых фонтанов Петродворца. Фонтаны в парке «Победы», Тбилиси. Фонтаны на площади «Дружбы», Ташкент. Фонтаны Еревана. (Слайд 20)
  • Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов. (Слайд 21)
  • Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер». (Слайд 21)
  • Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики! (Слайд 22-25)

7. Этап закрепления материала.

Учитель : Повторим изученное. Приведите примеры использования закона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике.

Учащиеся. Это гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.

8. Итог урока.

Рефлексия. (Слайд 27)

Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока:

  • удивлён,
  • безразличен,
  • радостно восхищён,
  • встревожен,
  • раздражён,
  • спокоен.

Поделитесь своими мыслями, чувствами, что вы выбрали? Почему?

Как мы познаем мир?

Как мыслители или как художники?

Оценки по жетонам…… (изготовить жетоны)

9. Домашнее задание к следующему уроку.

(Слайд 28)

§ 39; придумать сообщающий сосуд .

Предлагаю вам побыть учеными- экспериментаторами, строителями.

  • модель фонтана;
  • модель оросительной системы для огорода;
  • модель системы водопровода;

Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: тела и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.

Л